Глава 2 1–12. Вознесение пророка Илии на небо. 13–25. Начало пророческого служения и общественной деятельности пророка Елисея: его первые чудеса. 4Цар.2:1 .  В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала. Первый стих в первой своей половине имеет характер надписания к целому разделу о «вознесении Илии» – событии, видимо, совершенно известном в кругу читателей 4 книги Царств; у евреев это событие, как и вся жизнь пророка Илии были окружены целой сетью преданий 2 . Время события вознесения пророка Илии относится ко времени после смерти царя Охозии израильского ( 4Цар.1:17 ) и, вероятно, к самому началу царствования Иорама иудейского (к которому пророк Илия, по ( 2Пар.21:12–15 ) писал обличительное послание). По значению, таинственное вознесение пророка Илии однородно с таинственным преставлением патриарха Еноха ( Быт.5:24 ; ср. Сир.48:12,49:16 ; см. «Толков. библия», т. I, с. 42–43): то и другое событие уверяло ветхозаветного человека в бытии загробной жизни и предуказывало будущее всеобщее воскресение мертвых Галгалы (евр. гилгал). Из двух местностей этого имени здесь разумеется не так наз. «Холм Обрезания» – Галгалы между Иорданом и Иерихоном к востоку от последнего в колене Вениаминова, известные из истории Иисуса Навина ( Нав.4:19,5:3,10,9:6,10:6,15 ); Самуила и Саула ( 1Цар.6:16,11:15,13:1 и сл.) и Давида ( 2Цар.19:15,40 , теперь Джельджуль (Onomasticon, 287) ), а Галгалы близ Вефиля (ср. 4Цар.4:38 ; Ам.4:4,5:5 ; Ос.4:5,9:15,12:12 ); к юго-западу от Силома, в колене Ефремовом, теперь Джильджилья (Onomasticon, 319). 4Цар.2:2 .  И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль. 4Цар.2:3 .  И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. 4Цар.2:4 .  И сказал ему Илия: Елисей, останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пришли в Иерихон.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Лейтон Фредерик, " Давид " , фрагмент Кто такой Давид в Библии? 2 мин., 15.08.2015 Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов  «Библейские персонажи» . Сегодня мы говорим о том, кто такой царь Давид. Давид (имя в переводе с древнееврейского значит «возлюбленный») - второй царь Израиля, победитель великана Голиафа, отец мудрого царя Соломона, автор библейской книги псалмов. О Давиде можно прочитать в Первой книге Царств (1 Цар. 16-30), Второй книге Царств, Третьей книге Царств (3 Цар. 1-2), Первой книге Паралипоменон (1 Пар. 11-23, 28-29). Также он упоминается еще в 10 книгах Ветхого Завета, Евангелиях от Матфея, Марка и Луки, Деяниях святых апостолов, посланиях апостола Павла к Римлянам и Евреям и в Откровении апостола Иоанна Богослова. Давид родился в Вифлееме, его отца звали Иессей. Белокурый мальчик с красивыми глазами и приятным лицом (1 Цар. 16:12) искусно играл на гуслях и стал при дворе первого израильского царя Саула музыкантом и оруженосцем. Он победил великана-филистимлянина Голиафа, убив его камнем из пращи (1Цар. 17), за что стал военачальником и снискал большую славу в народе. Саул стал преследовать Давида, но тот спасся, успешно воевал с соседним народом - амаликитянами - и мужи из колена Иудина в Хевроне  «помазали Давида на царство над домом Иудиным» (2 Цар. 2:4). Когда умерли Саул и его наследник Иевосфей, старейшины Израиля пришли в Хеврон, заключили с Давидом завет и помазали его в царя над всем Израилем (2 Цар. 5:3). В итоге Давид «царствовал над Иудою семь лет и шесть месяцев, и в Иерусалиме царствовал тридцать три года над всем Израилем и Иудою» (2 Царю 5:5). При нем Иерусалим стал столицей, и Давид перенес туда главную святыню Израиля – ковчег завета. Когда несли ковчег, «Давид и все сыны Израилевы играли на всяких музыкальных орудиях, и Давид скакал из всей силы пред господом» (2 Цар. 6:5,14).

http://foma.ru/kto-takoy-david-v-biblii....

Почему и исполнилось им изреченное» (вопр. 51). Историк Менандр у И. Флавия (Иуд. Древн. VIII, 13, 2) упоминает о засухе в течение года при тирском царе Итобаале; это подтверждает историчность повествования 3 книги Царств о засухе при Ахаве. 3Цар.17:2 .  И было к нему слово Господне: 3Цар.17:3 .  пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана; Как принял Ахав грозное слово пророка, не сказано; но уже самое повеление Божие пророку оставить царя, удалиться на восток и скрыться у потока Хорафа предполагает опасность для пророка со стороны царя, который, как видно из последующего, вместе с женой своей Иезавелью вообще преследовал пророков Иеговы ( 3Цар.18:4,13 ) и особенно тщательно разыскивал пророка Илию ( 3Цар.18:10 ). Поток Хораф (евр. Керит; LXX: С ορραθ; Vulg.: Carith) традицией иногда указывался по сю (западную) сторону Иордана и отождествлялся с вади-эл-Кальт (Onomast. 968). Но самое выражение евр. т. «ал-пенэ га-йарден» (слав.: «прямо лицу Иорданову»), по библейскому словоупотреблению (ср. Быт.18:1–2,23:19,25:18 ; 1Цар.15:7 ; 3Цар.11:7 ), может обозначать только восточную сторону Иордана; притом на восточной стороне Иордана, частью лесистой, частью пустынной, но всегда более удаленной от Самарии, пророк Илия был в большей безопасности от преследований Ахава, чем на западе от Иордана. Пребывание в пустынном одиночестве, кроме безопасности, имело целью приготовление пророка к ожидающим его тягостям общественного служения – как после для новозаветного Илии – Иоанна Предтечи ( Лк.1:80,3:2 ; Мф.11:14,17:12 ). Наконец, вода потока Хорафа, вероятно, притока Иордана (с востока) некоторое время питала пророка во время засухи. 3Цар.17:4 .  из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. 3Цар.17:5 .  И пошел он и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана. 3Цар.17:6 .  И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил. Если поток давал пророку естественное питье (у LXX слав.: добавлено слово: δωρ, «воду», ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего». Объяснение. Объясняя это место, святитель Златоуст говорит: «Будем и мы прославлять Бога верой, дабы в награду за то Он нас прославил. Ибо сказал: «Я прославлю прославляющих Мя»»: 1Цар.2:30 . Для этого мы должны сами решимостью воли предать себя на смерть греху, чтобы восстать к праведной и святой жизни. Всё сие совершается верой, которая возносит к Богу и, дары от Него приемля, возлагает на нас соответственные обязательства: Мф.7:21:19:17 . О добрых делах 2Кор.6:1–2 . «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано; «во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе» ( Ис.49:8 ). Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. Объяснение. К числу средств, содействующих тому, чтобы благодать Божия была принята нами не напрасно, относятся, конечно, и те подвиги, которые перечислены апостолом в 5 ст. сей же главы. Это должно вразумить тех, которые, уверяя себя в принятии благодати Святого Духа, не хотят затем заботиться о благочестивых подвигах и добрых делах: Иак.2:24–26 ; Евр.11:38 . Гал.4:19 . «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!». Объяснение. «Вот высшая цель христианской жизни, – чтобы в христианине отобразился Христос, страдания Христовы в его подвигах самоумерщвления, воздержания, поста и друг. христианских добродетелях»: Гал.5:22–24 . Флп.1:11 . «Исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию». Объяснение. Плодами праведности называются добрые дела как следствия оправдания, дарованного Иисусом Христом: Ин.15:7–8 . Таким образом, благодать не только насаждает в нас древо спасения и возращает его, но сама приносит и плоды, которые между тем вменяются в заслугу человеку: Мф.25:34–36 . 2Фес.1:12 . «Да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нём, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа». Объяснение. Прежде апостол говорил, что Бог приидет прославиться в святых Своих: ст.10, теперь он молит Бога, чтобы это сделал Он в Фессалоникийцах. Для Фессалоникийцев же было самым лучшим побуждением прославлять Отца Небесного своими добрыми делами: Мф.5:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Так, св. Предтеча прорекает о Христе: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем ( Лк.3:16 ). То же выражение содержится и в Мф.3:11 , но у ап. Луки оно обретает значение ясного указания на грядущую Пятидесятницу 17 . Помимо Деян.2:2–4 , когда Дух явился в виде огненных языков, это сопоставляется с еще одним местом. По толкованию блаженного Иеронима , Сам “Дух Святой есть огонь, так как при сошествии Своем, Он возник в виде огня над каждым из верующих и исполнилось слово Господа: огонь пришел низвести я на землю и как желал бы, чтобы он уже возгорелся ( Лк.12:49 )” 18 . Только у ап. Луки огонь выступает образом Духа Святого. Под огнем понимается Сам Дух Святой в Его действии. Имеет смысл вспомнить, что “в Ветхом Завете огонь обычно сопровождает теофанию и в некоторых текстах Сам Бог уподобляется огню ( Втор.4:23, 9:3 ; Ис.33:14 )” 19 . Далее описывается схождение Духа Святого на Иисуса на Иордане: и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! ( Лк.3:22 ). О Богоявлении уже говорилось в предыдущей главе. Новым у апостола Луки является то, что нисхождение Духа на Иисуса понимается евангелистом также как “исполнение” ( Лк.4:1 ). Древнейший список Евангелия от Луки папирус р45 (III в.) содержит в Лк.10:21 чтение: в тот час возрадовался Иисус в Духе Святом (вместо синодального “духом”) и сказал... Это выражение является продолжением мысли об исполнении Иисуса Духом Святым и действии Его в Духе и Духом – ниже подобное мы встретим в Лк.11:20 и Деян.1:2 . Еще в Ветхом Завете говорится о радости в Духе Святом. Так, написано, что когда Дух Божий бывал на Сауле, отраднее становилось ему ( 1Цар.16:23 ), царь Давид прошение о возвращении радости спасения ставит в одной фразе с прошением о укреплении Духом ( Пс.50:14 ). В Новом Завете это выражено еще ярче и увереннее: ап. Павел хвалит радость Духа Святого фессалоникийцев ( 1Фес.1:6 ), римлянам пишет, что Царство Божие есть... радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ), галатов же научает, что радость есть плод Духа ( Гал.5:22 ). У самого ап. Луки Дух Святой как причина радости упоминается также в Деян.8:39, 13:52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Сектант : Молитвы о мертвых бесполезны, как говорит Бог устами пророка Своего Иеремии: не входи в дом сетующих и не ходи плакать и жалеть с ними... И умрут великие и малые на земле сей; и не будут погребены, и не будут оплакивать их, ни терзать себя, ни стричься ради них. И не будут преломлять ради них хлеб в печали, в утешение об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их ( Иер.16:5–7 ). Священник : Здесь разумеются повинные в особо тяжких, или смертных, грехах. Вспоминая же тех, кто не имел на себе подобных грехов, можно, по сказанному далее, преломлять хлеб, а значит, и молиться о них. Впрочем, если понимать это место так, как понимаете вы, то умерших не следует и хоронить, но с этим даже из вас едва ли кто согласится. Сектант : Как можно вызволить человека из ада простым воспоминанием о нем, если написано: Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя? ( Пс.6:6 ). Священник : Молитва Церкви вызволяет и из ада, но не посредством временных злостраданий чистилища, как говорят римо-католики, а благодаря искупительной жертве Сына Божия, которая принесена раз навсегда за всех живых и усопших. Ибо Бог имеет силу изводить души из ада, как написано: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю ( Втор.32:39 ). И еще: Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит ( 1Цар.2:6 ; ср.: Пс.48:16 ; 1Ин.2:2 ; Рим.14:9 ; 1Кор.15:19 ; 1Тим.2:6 ; Евр.11:19 ; Откр.1:18 ). Безграничны могущество и милосердие Бога, исполняющего все, о чем ни попросим (см.: Мк.11:24 ; Ин.14:13 ), благость же Его столь велика, что может отменить вечное осуждение. Вот почему Церковь молит Его и об изведении осужденных из ада. Мы знаем, что если кто любит ближнего, то Бог на такую любовь взирает с благоволением. Ибо нет больше той любви ( Ин.15:13 ), ради нее мы и молимся друг о друге. Любовь – добродетель, которая связует членов Церкви Христовой, покрывает множество грехов ( 1Петр.4:8 ) и никогда не перестает ( 1Кор.13:8 ), поэтому смерть для нее не помеха.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Хочешь, покажу тебе того, кто никогда не отлучается от «колодезя видения»? Это – апостол Павел, сказавший: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся» ( 2Кор.3:18 ). Так и ты, если все время будешь искать пророческих видений, если постоянно будешь стремиться познать, если станешь размышлять о них, пребывать в них, то и ты получишь благословение от Господа и будешь жить «у колодезя видения». Ибо и тебе Господь Иисус Христос явится «на дороге» и откроет тебе Писание, чтобы и ты мог сказать: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» ( Лк.24:32 ). Но Он является лишь тем, кто думает о Нем, размышляет о Нем и живет в законе Его «день и ночь» ( Пс.1:2 ). Ему «слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия XII. О беременности Ревекки и разрешении от бремени 1 . Мы должны молить Отца Слова, чтобы «когда они читают Моисея» ( 2Кор.3:15 ), Он и в нас исполнил написанное в псалме: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» ( Пс.118:18 ). Ибо если Он Сам не откроет наши глаза, то как мы увидим те великие тайны, которые переданы нам в патриархах и выражены то в образах колодцев, то через браки, то через рождения или даже через бесплодие? Пока же мы читаем: «И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. Сыновья в утробе ее стали биться» ( Быт.25:21–22 ). Прежде всего подумай, почему о многих святых женщинах в Писании сказано, что они бесплодны: сама Сарра, а теперь – Ревекка (ср. Быт.11:30 ). И Рахиль, возлюбленная Израиля, была неплодна (ср. Быт.29:31 ). Сказано также, что неплодной была Анна, мать Самуила (ср. 1Цар.1:2 ). И в Евангелиях написано, что неплодной была Елисавета (ср. Лк.1:7 ). Но во всех этих примерах обнаруживается, что после бесплодия все они рождали святых. Итак, сказано, что Ревекка была неплодной, но «молился Исаак Господу о жене своей… и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

2Пар.3:10–13 ). По значению херувимы Святого Святых (скинии и храма) стояли в непосредственном отношении к благодатному присутствию здесь Иеговы, чем и объясняется ветхозаветный поэтический эпитет Иеговы «сидящий на херувимах», евр.: йошев (гак) херувим ( 1Цар.4:4 ; 2Цар.6:2 ; Пс.79:2,98:1 ). В других библейских местах херувимы выступают как живые существа наивысшего порядка в ряду тварей и так же, как в скинии и храме, непременно в ближайшем отношении к явлению славы Божией в тварном мире; так, они выступают: а) как стражи рая ( Быт.3:24 ; Иез.28:14–16 ) и б) как носители Бога в откровениях и богоявлениях ( Пс.17:11 ; 2Цар.22:11 ), особенно в видениях пророка Иезекииля ( Иез.1:4–24,9:3,10:4 ) и Ап. Иоанна Богослова ( Откр.4:7 ). С этим не согласуется ни мифологическое понимание херувимов (у Рима и др.), ни символические (у Бера и др.), и напротив, всю силу имеет церковно-традиционное воззрение на херувимов, как на ангелов высшего чина. См. подробнее у проф. А. А. Олесницкого , Ветхозаветный храм, с. 153–173 и у о. А. Глаголева , Ветхозаветное библейское учение об ангелах, с. 416–513. 3Цар.6:31 .  Для входа в давир сделал двери из масличного дерева, с пятиугольными косяками. 3Цар.6:32 .  На двух половинах дверей из масличного дерева он сделал резных херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом; покрыл золотом и херувимов и пальмы. 3Цар.6:33 .  И у входа в храм сделал косяки из масличного дерева четырехугольные, 3Цар.6:34 .  и две двери из кипарисового дерева; обе половинки одной двери были подвижные, и обе половинки другой двери были подвижные. 3Цар.6:35 .  И вырезал на них херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом по резьбе. Входы в Святое Святых (ст. 31–33) и в Святое (ст. 34–35). Вход в Святое Святых составляла дверь из масличного дерева, в простенке, шириной в 4 локтя (половина ширины стены) из 2-х половин, одна на наружной, другая на внутренней стороне амбразуры двери. Дверь эта имела некоторое украшение, евр.: айл, LXX: κρομα, лат.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Следовательно, пророк предполагает, что филистимляне были подчинены иудеям, но теперь свергли тяготевшее на них иго. Об этом книги Царств не говорят ничего, и только книги Паралипоменон рассказывают, что Озия выступил против филистимлян, разрушил стены важнейших городов и построил в земле их новые города ( 2Пар. 26:6 ). Этим и объясняется жезл, поражавший филистимлян. В 2Пар. 28:18 находится известие, что филистимляне сделали при Ахазе нападение на Иудею и завладели многими городами на юге её. Этим объясняется радость о сокрушённом жезле. Показание, наконец, в надписании речи, что она произнесена в год смерти Ахаза, ручается за справедливость места 2Пар. 29:8–9 , по которому Езекия принял управление царством при самом печальном положении последнего, потому что он при вступлении в это управление со скорбью говорил в присутствии священников и левитов: «и был гнев Господа на Иудею и на Иерусалим, и Он отдал их на позор и на опустошение и на посмеяние, как вы видите глазами своими. И вот пали отцы наши от меча, а сыновья наши и дочери наши и жены наши за это в плену доныне». Ср. также 1Пар. 18:12 и 2Цар. 8:13 = Пс. 60:2 ; 2Пар. 14:8– 9 = Ис. 11:11 и др. После того, как теперь доказано, что писатель Паралипоменон хотя не пользовался каноническими книгами Ветхого Завета, но, тем не менее, имел совершенно достоверные исторические источники, едва ли может оставаться разумное сомнение в том, что исторические произведения, цитируемые им в конце истории почти каждого царя он знал и действительно пользовался ими как источниками. К определению этих-то источников нам и остаётся перейти теперь. 1) Для истории Давида ( 1Пар. 10–29 гл.) цитируются: «записи () Самуила провидца, Нафана пророка и Гада прозорливца» 1Пар. 29:29 Эвальд 244 , Берто 245 Бейр 246 и др. считают их частями цитируемого далее большого исторического произведения – «книги царей израильских и иудейских», тогда как Эйхгорн 247 , Ветте 248 , Шрадер 249 и Грамберг 250 видят в них 1 и 2 книги Царств, в которых, не только излагается история Самуила и Давида, но упоминаются и Гад ( 1Цар. 22:5 ; 2Цар. 24:11 ) и Нафан ( 2Цар. 7:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Эти благодеяния Божии, совершенные Им через Его ангелов, обязывают нас почитать их как служащих, милостиво и кротко, нашему спасению (см.: Пс.90:11; 102:212 ; 2Пет.2:11 ; Иуд.1:9 ). Православный : Из чего видно, что святые ходатайствуют о нас в своих молитвах? Священник : Я уже показал это на многих примерах из Священного Писания. Но чтобы еще крепче утвердить тебя в истине, приведу еще раз слова апостола Павла филиппийцам: Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою ( Флп.1:3–4 ; ср.: 2Кор.13:9 ; Еф.1:16–18 ; 1Фес.1:2–3 ; 2Фес.1:11; 3:14–21 ; 2Тим.1:3 ). Православный : Но почему Бог принимает молитвы и ходатайства святых и ангелов о нашем спасении, если между Богом и людьми один посредник Господь и Спаситель Иисус Христос? (См.: 1Тим.2:5 .) Священник : Бог принимает прошения и ходатайства, возносимые к Нему молитвами святых и ангелов, ибо желает прославить их, как и они прославляют Его на небе и на земле. Это подтверждает Священное Писание, возглашая от лица Божия: Я прославлю прославляющих Меня ( 1Цар.2:30 ). И поскольку святые страдали вместе с Христом в жизни сей, то они вместе с Ним и прославятся, когда Бог, как написано, явит богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе ( Рим.9:23 ). Посему, прославив Бога в своих телах, душах (см.: 1Кор.6:20 ; Флп.1:20 ) и добрых делах (см.: Мф.5:16 ), претерпев мучения во славу Божию (см.: Ин.21:19 ), прославляются и они Богом, от Которого принимают не только славу, но и дар великих чудотворений больших, чем совершены на земле Им Самим, по слову Его: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит ( Ин.14:12 ). Мы не поклоняемся святым Божиим как неким богам и подателям благ по естеству, но почитаем их как друзей и служителей Божиих, стяжавших у Него великое доверие. Ибо всё, чего ни попросят, получают, как соблюдшие Его заповеди (см.: 1Ин.3:21–22 ). Вот что говорит об этом святая Церковь устами ее предстоятелей:

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010