познайте, что Я-Бог, буду превознесен в народах, превознесен на земле“. ( Пс. 45:7,11 ). Несомненно, что в 11 и 12 стихах пророк видит уже и падение Ассирии и восстановление силы и падение Вавилона; или лучше сказать он видит унижение всякой силы и гордости человеческой, ибо как увидим мы ниже, и Ассур и Вавилон суть типы, противупоставляемые церкви Божией Сиону, и эта борьба мира против царства духовного есть борьба вечная, доколе не приидет Судия мира судить вселенную. Человек забывается и кичится, и гордится, пока „страх Господень и слава величия Его“, не напомнит ему его ничтожества. И день страха Господня есть день великий и плодотворный и для человечества и для всякого человека: „О какой день!“ восклицает пророк Иоиль,.... день Господень близок: как опустошение от Всемогущего придет он“ 281 . Тогда поникнут гордые взгляды человека; и то, что в человеческом муравейнике считалось высоким, чем оно станет, когда все земное рушится? День Господень грядет не на верующих и смиренных сердцем: они привыкли ждать его, как день избавления от лжи и многих скорбей плоти; день этот грядет на все высокомерное и гордое, – которое повержено будет в прах, из которого вызвал человека Творец мира, – и перед Творцем останется одна душа, забывшаяся во временном безумии мнимого величия. В следующих 13–16 стихах перечисляются некоторые предметы, как символы и образы гордости человеческой. В стихе 24 первой главы мы в первый раз в книге пророка Исаии читали священное имя Господа Саваофа. Кроме некоторых указаний, которые мы сделаем ниже, встречая это священное имя, – мы заметим, что вообще в Библии оно впервые произносится в смиренной молитве Анны, матери пророка Самуила ( 1Цар. 1:11 ) и второй раз в ответе Давида надменному, кичащемуся своею силою Голиафу ( 1Цар. 17:45 ). 13. и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские, 14 . и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы, 15 . и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, 16 . и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

3Цар.3:9 .  даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим? «Досточудны слова, произнесенные Соломоном в молитве. Ибо, воспомянув о тех благах, какие имел отец, и восхвалив Подателя оных, он принес моление и о себе; (7–9 ст.)... В сих словах показал он и немощь естества, и несовершенство возраста, и величие данной власти, и опасность погрешить в суде, и необходимость благоразумия, и смышленность в прошении» (блаженный Феодорит, вопр. 12). Признавая милости Иеговы Давиду в жизни его вообще, и, в частности, в даровании его престола сыну его (ст. 6), Соломон именует себя самого «отроком малым, не знающим ни выхода, ни входа» (ст. 7), конечно, в соотношении его неопытности с важностью и тяжестью задач народоправления, а не по действительной маловозрастности Соломона (по И. Флав., Иудейские Древн. VIII, 7, 8, Соломону в это время было 10 лет, по некоторым раввинам 12 лет); из снесения ( 3Цар.11:42 ) и ( 3Цар.14:21 ) видно, что при начале своего царствования Соломон имел уже однолетнего сына Ровоама, след., был по крайней мере 19–20 лет от роду, и Давид ( 3Цар.2:6, 9 ) называл его иш хакам, " мужем мудрым». Выражение «не знать ни входа, ни выхода» означает образ действия и направления жизни человека вообще ( Втор.31:2 ; Иер.10:23 ; Пс.120:8 и др.), но преимущественно употребляется о предводительстве на войне ( 1Цар.18:13,16 ; 2Цар.3:25,5:2 ): здесь царская власть есть прежде всего предводительство народом на войне, а в ст. 9 она понимается в смысле главным образом судейской функции (ср. ст. 16); обе стороны нераздельно мыслились в древнееврейском представлении (как и восточном вообще) царя (ср. 1Цар.8:6,20 ; 2Цар.15:2–4 ). 3Цар.3:10 .  И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого. 3Цар.3:11 .  И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, –

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Клятва произносится в знак отрицания своей вины, поддержки какого-либо утверждения и т. д. В Библии, как правило, произнесение клятвы сопровождается призванием Бога в свидетели или выражением готовности принять Его кару в случае нарушения клятвы. Так, например, Ионафан клянется перед Давидом словами: «…жив Господь Бог Израилев!.. пусть то и то сделает Господь с Ионафаном и еще больше сделает…»(1Цар. 20:12-13), а в другом месте Давид клянется перед народом: «…то и то пусть сделает со мною Бог и еще больше сделает, если я до захождения солнца вкушу хлеба или чего-нибудь» (2Цар. 3:35). Порою в клятве упоминается только ее объект или агент, а угроза проклятия за невыполнение лишь подразумевается; так, один египтянин для гарантирования своей безопасности требует от Давида клятву, в которой просит указать Бога в качестве агента: «поклянись мне Богом, что ты не умертвишь меня и не предашь меня в руки господина моего» (I Цар. 30:15) , метонимически под словом страх Бог указан и в клятве Иакова : «…Иаков поклялся страхом отца своего Исаака» (Быт. 31:53), (см. также Матф. 5:36). Для евреев клятва была сакральным актом, святость которого отражена в утверждении, что ложно поклявшийся именем Бога бесчестит его (см. Лев. 19:12), а также в представлении, что даже Бог скрепляет Свои обещания клятвой (см. Быт. 22:16-17; 1Цар. 3:14; Иер. 22:5, 44:26, 49:13; Ис. 45:23). Согласно библейскому законодательству суд признавал клятву одной из форм доказательства (см. Исх. 22:7-11), следовательно, отказ от произнесения клятвы был равносилен проигрышу в тяжбе. Тяжущиеся стороны могли клятвой добиться вызова в суд свидетеля, который видел, слышал или знал что-либо по тяжбе. Нарушение клятвы предписано искупать кровавым жертвоприношением (см. Лев. 5:4). Клятвенный зарок, данный зависимой от отца или мужа женщиной, мог быть отменен в день, когда им это стало известно (Чис. 30:4-16). В Библии подсудность Богу клятвопреступника или давшего Его именем ложную клятву вытекает из стиха в Десяти заповедях: «...не пощадит Яхве того, кто произнесет имя Его всуе» (Исх.

http://bogoslov.ru/article/3109806

Нужно заметить, что одна из самых серьезных болезней всех сект есть построение своих доктрин на одной части правды, вопреки другой, что в итоге приводит к лжеучению. Вот так и здесь: протестанты видят и помнят одни стихи Библии, но совершенно не хотят ни знать, ни замечать, ни осмысливать множество других библейских свидетельств об обратном, когда люди поклонялись Ангелам и другим людям , и не осуждались за это Богом. Вот многочисленные тому примеры. 1) Лот поклонился пришедшим к нему Ангелам «лицем до земли» ( Быт.19:1 ). 2) Авраам кланялся сынам Хетовым ( Быт.23:7 ). 3) Иаков «поклонился до земли семь раз» Исаву, брату своему ( Быт.33:3 ). 4) «Иосиф... поклонился ему (Иакову) лицем своим до земли» ( Быт.48:12 ). 5) Братья Иосифа «поклонились ему до земли» ( Быт.43:26 ). 6) Пророк Валаам «преклонился, и пал на лице свое» пред Ангелом Господним ( Чис.22:31 ). 7) Руфь «пала на лице свое и поклонилась до земли» Воозу ( Руфь2:10 ). 8) Иисус Навин поклонился Архангелу Михаилу 193 : «Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?» ( Нав.5:14 ). 9) «Давид поднялся с южной стороны и пал лицем своим на землю и трижды поклонился» своему любезному другу Ионафану ( 1Цар.20:41 ). 10) Авигея «пала пред Давидом на лице свое и поклонились до земли» ( 1Цар.25:23 ). 11) «И наклонилась Вирсавия лицем до земли, и поклонилась царю» Давиду ( 3Цар.1:31 ). 12) Праведный Авдий «узнал его (Илию) и пал на лице свое» ( 3Цар.18:7 ). 13) Пятидесятник, начальник военного отряда, «пал на колена свои пред Илиею, и умолял его» ( 4Цар.1:13 ). 14) Пророческие сыны поклонились пророку Елисею «до земли» ( 4Цар.2:15 ). 15) Женщина Сонамитянка подошла к Елисею «и упала ему в ноги, и поклонилась до земли» ( 4Цар.4:37 ). 16) «Царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу» ( Дан.2:46 ). 17) Сам Христос обещает Ангелу 194 Филадельфийской Церкви: «Вот Я сделаю, что из сатанинского сборища... приидут и поклонятся пред ногами твоими » ( Откр.3:9 ). Поклонятся не Богу, а Ангелу (!), и такое поклонение не грех, ведь Сам Христос «сделает», то есть устроит это поклонение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

«Проси себе знамения», т. е. какого-нибудь удостоверения в том, что слова пророка непременно исполнятся. «Господа Бога твоего». Ахаз не был еще вполне идолопоклонником: он, как видно из 12-го стиха, тогда признавал наружно истинную религию, хотя это не мешало ему вводить в культ иерусалимского храма и культы чуждых богов ( 2Пар.28:2–4 ). В глубину или высоту, т. е. или из области преисподнего мира (явление умершего) или же из небесных сфер (гроза, град и т. п.). Ис.7:12 . И сказал Ахаз: не буду про­сить и не буду искушать Го­с­по­да. Ис.7:13 . Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! раз­ве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Ахаз из боязни, что пророк может выполнить свое обещание относительно знамения, под благовидным, с его точки зрения, предлогом отказывается от знамения. На самом деле то место из книги Второзакония, какое царь имел в виду ( Втор.6:16 ) содержит упрек евреям за то, что они сами часто требовали знамения или чудес от Бога. Пророк понимает настроение Ахаза, понимает и то, что в его упорстве, с каким он отказывается от советов пророка, его поддерживают другие члены фамилии Давидовой и потому, как бы в наказание Ахазу и всему дому Давидову, сам изрекает им знамение от Бога. Ахаз и его родные достаточно уже злоупотребляли терпением людей, т. е. пророков, отстраняя их от всякого влияния на ход государственных дел, – теперь они осмеливаются не принимать прямого содействия от самого Господа. Ис.7:14 . Итак Сам Го­с­по­дь даст вам знаме­ние: се, Дева во чреве при­имет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. «Итак» – по евр. locben значит собственно: «за это-то». «Знамение» – евр. слово «ot», здесь стоящее, значит в Священном Писании : 1) чудо ( Ис.38:7, 22 ; Исх.4:8–9 ); 2) символический знак или действие для удостоверения в какой-либо истине ( Ис.20:3 ; Быт.9:13 ); 3) естественное событие, которого однако никто из людей предвидеть не мог и исполнение которого дает ручательство за то, что в другое, преобразуемое им, событие также исполнится ( 1Цар.2:34 ; 1Цар.10:1, 7, 9 ) и

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В Ветхом Завете, во Второй Маккавейской книге (15,1-16) ясно говорится о том, что умершие праведники знают о нас и молятся за своих живых братьев. В указанных стихах рассказывается, что Иеремия молится об иудейском народе, и Ония, ставший архиереем, также добрый человек, молится о народе. Это было открыто Иуде Маккавею во сне. Отвергающие молитвы святых не могут отвергнуть и это свидетельство. Ибо если они и отвергают его, существует свидетельство иудеев, поверивших словам Иуды. Если бы иудеи согласно с преданием не верили в то, что святые мужи могут являться во сне и что они молятся за них, то Иуде, проповедовавшему противное догматам, не поверили бы. Это свидетельство может потерять силу лишь в том случае, если отбросить Маккавейские книги как не имеющие исторической ценности. Однако это невозможно, ибо историческая ценность этих книг подтверждается и светской историей. Отвергающие молитвы святых, пребывающих на небесах, отвергают и молитвы живых святых, молитвы самой Церкви, взывающей к ним о заступлении ради дерзновения святых перед Богом. Они отрицают любое посредничество и, таким образом " мыслят против Священного Писания. Однако для того чтобы подтвердить православный взгляд, мы также приведем свидетельства из Ветхого и Нового Заветов. СВИДЕТЕЛЬСТВА ВЕТХОГО ЗАВЕТА Положение о молитве святых к Богу прежде всего подтверждается из Ветхого Завета. В нем мы находим рассказ о том, как Авраам молился к Богу за Авимелеха: " И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать " (Быт.20,17). И Моисей молился о фараоне: " И вышел Моисей от фараона и помолился Господу. И сделал Господь по слову Моисея и удалил песьих мух от фараона, от рабов его и от народа его: не осталось ни одной " (Исх.8,30-31). И об иудейском народе: " И помолился Моисей Господу, и утих огонь " (Числ.11,2), и об Аароне (Втор.9,12,20), также и Самуил молился об Израиле; " Воззвал Самуил к Господу о Израиле, и услышал его Господь " (1Цар.7,8-9; см. также 1Цар.1,12-23; 12,23; 3Цар.13,1-7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/433/...

Что препятствует призывать к молитве и бестелесных святых? То ли они, царствуя со Христом, не хотят молиться за нас? Или не могут молиться? Или перестали любить нас, или не слышат? А может, просить их о молитве – значит оскорблять Бога и Спасителя нашего? Слово Божие делает все эти вопросы риторическими. Молитвенное предстательство отнюдь не оскорбляет Бога, ибо его установил Он Сам, заповедуя взаимную молитву. Оскорбил ли Христа сотник, когда не сам лично, а через посланных от него старейшин иудейских просил у Него милости ( Лк. 7:3 )? И кем были те старейшины, просящие за него? Кем были друзья, посланные им вместо себя навстречу Христу (6ст)? Посредниками и ходатаями перед Христом. Тем не менее, православные просят святых молиться не вместо нас, а вместе с нами. “После смерти святые уже не принимают участия в земных делах” 405 – полагают протестанты. Какова же причина такого безучастия? Может быть, праведников не интересуют земные события? Это мнение неверно, ибо в “Откровении” нам открыто, что души святых мучеников, убиенных за слово Божие ( Откр. 6:9 ) вопиют, прося у Бога отмщения. Если мученики молят об отмщении своим убийцам, то, без сомнения, ещё более просят милости своим братьям, как об этом молил ангел: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом…? тогда в ответ ангелу… изрёк Господь слова благие, слова утешительные ( Зах. 1:12-13 ). Отрицание этого предположения представляет мучеников аморальными. Откуда протестанты черпают такую уверенность в том, что у святых, пребывающих со Христом, совершенно отсутствует всякий интерес к нашему спасению? Даже отъявленный грешник из притчи о богатом и Лазаре, будучи в муках, молился о спасении братьев своих ( Лк. 16:28 ). Тем более, что баптисты не считают притчу о богаче и Лазаре притчей, а реальностью. 406 Не кощунственно ли делать апостолов и всех святых хуже того грешника? На просьбу о ходатайстве пред Богом за сынов Израилевых Самуил ответил: да не будет этого со мною, чтоб отступить от Господа Бога моего, и не взывать о вас в молитве ( 1Цар. 7:8 ). 407 Итак, не молиться за ближних просто неестественно для праведника. Для него это равносильно отступлению от Бога, не говоря уже о том, что, по слову Самуила, перестать молиться за братьев есть грех перед Господом ( 1Цар. 12:23 ). Иуда Маккавей видел в видении Онию, умершего первосвященника, видел, что он, простирая руки, молился за весь народ иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это братолюбец, который много молился о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий ( 2Мак. 15:12-14 ). Пророк Варух взывает:  Господи, Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля! ( Вар. 3:4 ). 408

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

«И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Шмуэль рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и снисходил дух Господень на Давида с того дня и позже…» ( 1Цар. 16:12-13 ). Так был избран и помазан на царство будущий царь Израиля. Осталось только понять, каким образом Давид предъявит свои претензии на царство и чем убедит народ, что эти претензии законные — ведь ни Самуил, ни тем более Иессей и его дети не собирались никому рассказывать, что делал пророк в Вифлееме, так как для всех них это было сопряжено со смертельной опасностью. В тот самый момент, говорят комментаторы Библии, когда Самуил помазал Давида и на него снизошел Дух Божий, этот же Дух отошел от Саула, и тот мгновенно это почувствовал. Сам обряд помазания царя, объясняют комментаторы, имеет двойной смысл. С физической точки зрения он означает, что как елей, это насыщенное благовониями благородное оливковое масло, всегда всплывает над поверхностью воды и не смешивается с ней, так же и царь возвышен и в определенном смысле отделен от всего остального народа. С мистической же точки зрения в момент изливания масла на голову царя на него изливается и Дух Божий — особая эманация Всевышнего, придающая силы, поддерживающая бодрость духа и остроту мышления, не свойственные обычным людям. Поэтому, утверждают комментаторы, не стоит удивляться тому, что как только Дух Божий сошел на Давида, он отошел от Саула и тот мгновенно это почувствовал. А почувствовав, понял, что Самуил исполнил свою угрозу и помазал на царствование кого-то другого. Поэтому последующие слова «Первой книги Самуила» «От Шаула же отступился дух Господень и стращал его злой дух от Господа» ( 1Цар. 16:14 ) с этой точки зрения не следует понимать как то, что на царя сошел некий новый «злой дух» — нет, Саул чувствовал себя плохо именно потому, что ему крайне не хватало того ощущения, которое было у него, когда он был удостоен Духа Божьего в качестве Его помазанника. Впрочем, наиболее рационалистические комментаторы убеждены, что все можно объяснить куда проще: с момента размолвки с Самуилом Саул вновь и вновь возвращался к его словам о том, что Бог лишил его права на престол. Мысль, что и он сам, и вся его семья обречены на гибель, постоянно изводила царя и доводила до исступления. В то, что Небесный приговор и в самом деле таков, Саул, как уже было сказано, не верил, точнее, не хотел верить. Все его помыслы сосредоточились на том, что он теперь должен вовремя раскрыть плетущийся Самуилом заговор и уничтожить того, кого пророк прочит ему в преемники — так как Саул, видимо, считал, что этот преемник и принесет ему и его сыновьям гибель.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/?ful...

Воздерживаются христиане постом от мяса, молока и, вообще, от скоромной пищи не потому, что она не хороша, как думают хлысты, но для обуздания тела. Мясо признают творением диавола только еретики: «Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам, обольстителям и учениям, бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением, ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» ( 1Тим.4:1–4 ). Пост положен людям еще в Раю: «Сказал Бог; вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя: вам сие будет в пищу» ( Быт.1:29 ). «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него»... ( Быт.2:16, 17 ). Значит, хоть и все плоды можно было есть, а на одни пост наложен. В Ветхом Завете все великие праведники постились: Постился Моисей ( Исх.24:18 ; Исх.34:28 ; Втор.9:9 ). Постился царь Давид ( 2Цар.3:35 ; Пс.34:13 ; Пс.108:24 ). Постился пророк Илия ( 3Цар.19:8 ). Постился пророк Даниил ( Дан.10:2–3 ). Посты общие Постились израильтяне ( Суд.20:26 ; 1Цар.7:6 ; 1Цар.31:13 ). Постились ниневитяне ( Ион.3:5 ). Они – пример нам: «Все это происходило с ними, как образы, а описано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1Кор.10:11 ). Если не будешь подражать посту древних, то Господь осудит: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим, и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» ( Мф.12:41 ). А сектанты ни каяться не желают, говоря, что они безгрешные, ни поститься не хотят, считая себя лучше Христа и Апостолов Его. Новозаветный пост Первым Спаситель постился и нам этим дал пример поста: «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола... постившись 40 дней и 40 ночей, напоследок взалкал» ( Мф.4:1–2 ). Спаситель указал, что пост полезен для победы над диаволом: «Сей род (бесовский) не может выйти иначе, как от молитвы и поста» ( Мк.9:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

2 А вы. В противовес тому, что сделал Господь («Я избирал в пророки», 2,11), народ Израиля стремился разрушить Его планы, не позволяя посланцам Бога пророчествовать и заставляя назореев пить вино. Таким образом, они проявляли свое неуважение и к Господу, и к закону. 2:13 Господь собирается раздавить Израиль, уподобив Себя колеснице, все сокрушающей на своем пути. 2 у проворного... крепкий. Ни скорость того, кто надеялся убежать, ни сила того, кто рассчитывал выстоять, не спасут их от гнева Божиего. храбрый. Иначе: «герой», т.е. тот, кто по своим физическим данным и выучке соответствовал ипостаси могучего воина. Голиаф был одним из таких ( 1Цар. 17,51 ). Этот же термин применим и к Давиду ( 1Цар. 16,18 ), и к Мессии («Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира», Ис. 9,6 ). 2 не спасет своей жизни. Иначе: «спасти голову». 2 убежит нагой. Ср. Быт. 2,25 . Здесь речь идет о том, что даже самый отважный воин отбросит в панике не только доспехи и оружие, но и одежду: только бегство его не спасет. в тот день. Указание на судный день. В данном случае оно предвещает грядущее завоевание царства Ассирией. Глава 3 36,14 Эти пророчества с обвинениями против Израиля развивают и дополняют сказанное в 2,6–16. 3:1–15 Бог устами пророка Амоса изрекает обвинение на сынов Израиля. 3:1–8 Господь изрекает слово на сынов Израиля. Усиленное предостережение, особенно правящим кругам. 3 Слушайте слово сие. Эти торжественные слова приказа повторяются в 4,1 и 5,1 и перекликаются с повелением слушать и повиноваться Господу в текстах завета ( Втор. 4,1; 5,1; 6,3.4 ). См. также Ис. 1,2 ; Иер. 2,4 ; Ос. 4,1 . 3 только вас признал Я. Слова Амоса здесь перекликаются со Втор. 7,7.8 : «Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас... но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим». потому. Милость Господа и всепрощение народу Израиля были неотделимы от наказания за грехи именно потому, что Он слишком любил Свой народ, чтобы позволить ему безнаказанно и безответственно грешить (ср. Притч. 3,11.12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010