2:8. Израиль поклоняется Ваалу. В Древнем Израиле в основном были сельские поселения, которые сами обеспечивали себя продовольствием, и такие городские центры, как Иерусалим. В средиземноморском климате дожди выпадали только зимой и ранней весной (в период с октября по апрель), а в остальное время засуха серьезно угрожала жизнеобеспечению людей. Поэтому неудивительно, что во всех древних культах, а также в древних религиозных текстах из Угарита и Финикии хананейский бог бури Ваал занимает самое видное место. Дождь был синонимом жизни, плодородия, экономического процветания и силы для тех, на кого он излился. В задачу израильских пророков, таким образом, входило прославление Яхве как дарующего плодородие, в том числе дождь, и разоблачение Ваала как ложного бога (см.: Иер. 2:8; 23:13 ). Жители сельской местности, однако, чаще предпочитали одновременно поклоняться и Яхве, и Ваалу, чтобы максимально использовать шансы на хороший урожай (см.: Суд. 2:11; 6:25–32 ). Подобным же образом цари Израиля, следуя примеру Ахава, заключали дипломатические браки и вводили культ Ваала и Ашеры наряду с официальным поклонением Яхве (см.: 3Цар. 16:31–33 ). Только после возвращения из вавилонского плена среди верных Яхве израильтян было восстановлено поклонение единому Богу. 2:11. Празднества в честь Ваала. Здесь говорится о практике религиозного синкретизма израильтян (составной части метафоры блудодеяний Гомери), когда они поклонялись Ваалу во время праздников урожая и новолуния (см. перечень увеселений в Иез. 45:17 ). Пасха, Праздник кущей и Праздник седмиц ежегодно отмечались в рамках сельскохозяйственного года (см. коммент. к Исх. 12и 23:15,16, где приводятся описания этих праздников). Новомесячия были, по-видимому, связаны с субботой, поскольку это был семейный праздник (см.: 1Цар. 20:5 ), когда прекращалась всякая работа (см.: Ам. 8:5 ). Поскольку израильтяне перестали различать дары Яхве и дары хананейского бога плодородия и дождя Ваала, которые они якобы от него получали, Яхве, Который, ниспосылал им Свою благодать, теперь на время устраняется, чтобы показать им, как они ошибаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

За сынвъ Евр. , „за злодеяние над сынами иудиными“. Указывается, за что постигнет врагов народа Божия наказание. В чем состояло „злодеяние“, точнее определяется в дальнейших словах. есть родительный предметный (ср. Авд.10 ; Авв.2:8, 17 ; Быт.16:5 ; Суд.9:24 ). LXX-mь переводятъ: ξ διιν ιν οδα, „за притеснения (славян. „за сынов Иуды“. В Вульгате читается: „pro ео, quod inique egerunt in filios Iuda“. Понеже кровь праведную на земл своей. Евр. , „за то, что пролили невинную кровь в земле их“. Суффикс при слове некоторые 475 относят к евреям: „пролили невинную кровь в земле евреев“, и думают, что здесь разумеется пролитие крови евреев при нападении египтян в царствование Ровоама, особенно же – при отпадении идумеев от Иудейского царства при Иораме. Но против такого понимания говорит то, что выражение „проливать невинную кровь“ не употребляется о неприятельских нападениях, а встречается обыкновенно о частных убийствах, совершенных в мирное время (ср. Вт.9:10, 13, 21:8, 27:25; 1Цар.19:5 ; 2Цар.3:28 ; 4Цар.21:16, 24:4 ; Пс.93 ; Евр.94:21 ; Пс.105 ; Евр.106:38 ; Притч.6:17 ; Ис.59:7 ; Иер.7:6, 22:3, 17, 26:15 ). Поэтому правильнее думать, что Иоиль говорит здесь о частных разбойнических набегах, какие идумеи нередко делали на владения евреев. Такие набеги, конечно, не обходились без пролития крови. Некоторые толкователи относят суффикс при к египтянам и идумеям. Те и другие, думают, вероятно, часто и безнаказанно убивали евреев, проживавших в их земле, на что и намекает Иоиль. Но такое мнение 476 не имеет данных для себя. История нам не говорит, что в Идумее и Египте нередко умерщвляли евреев, поселившихся там. LXX-mь объясненное нами место переводят: νϑ’ ν ξχεαν αμα διαιον ν τ ατν, „за то, что пролили кровь праведную в земле их“; и в Вульгате „et effuderint sanguinem innocentem in terra sua“. Стих 20-й. же во вки населитс, и въ роды родвъ. Евр. , „а Иудея будет вечно населена и Иерусалим – в роды родов“. Союз употреблен в значении противоположения – но, а: „Египет и Едом сделаются пустынею, а Иудея и Иерусалим будут населены вечно“. Подобное обетование возвещается народу Божию и другими пророками. См. Ис.60:21 ; Иез.37:25; 43:7, 9 . „Въ роды родвъ“. (LXX-mь: ες γενες γενεν, Вульгата: in generationem et generationem) есть часто встречающаяся формула, которая употребляется для обозначения бесконечного времени. Пс.32 ; Евр.33:11 ; Пс.44 ; Евр.45:18 ; Пс.60 ; Евр.61:7 ; Пс.76 ; Евр.77:9 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Так, о существовании обета назорейства, закон о котором изложен в книге Чисел (6:2–21), говорят исторические книги (в истории Самсона, Суд.13:5 и след., в истории прор. Самуила– 1Цар.1:11 след.), свидетельство которых для своего и для более раннего времени подтверждает и пророк Амос ( Ам.2:11–12 ); о соблюдении закона о праздниках, изложенного в книге Левит (гл. 23), также есть свидетельства в исторических ветхозаветных книгах ( Суд.21:19 , 3Цар.9:25, 12:32–33 , 4Цар.23:21 сл. и др.); о соблюдении постановлений о праздновании субботнего года, изложенных в книгах Левит (25:1–7а, 20–22) и Второзакония (15:1–11),–во времена непосредственно после плена вавилонского ( Неем.10:31 ), но, конечно, и во времена допленные, так как об установлении этих постановлений впервые после плена совершенно нигде не намекается, наоборот, всюду институт субботнего года представляется древним, Моисеевым учреждением, соблюдавшимся народом Божиим в известные эпохи его истории с особенною ревностью и строгостью (1Макк.6:49, 53, сн. Иосифа Флавия, Иуд. Древн. XII, 9:5; ср. XI, 8:6. XII, 8, 1. Иуд. В. I, 2:4. Сн. Древн. XIV, 10:6. 16:2. XV, 1:2). Вообще,–не входя в решение общего тяжеловесного вопроса о древности и подлинности всего Пятикнижия Моисеева 10 , мы собственно в отношении книги Левит утверждаем, что происхождение ее в древнейшую, начальную эпоху национально-теократического бытия Израиля–в век Моисея и именно от него, является с разных сторон более естественным и понятным, чем в какую-либо пору послепленного периода иудейского народа. Религиозно-культовые и народно-бытовые черты ветхозаветной теократии, отобразившиеся в целом содержании книги Левит, носят на себе бесспорный колорит глубокой древности и мене всего могут быть приурочены по своему происхождению к столь поздней эпохе как VI, V или даже IV-й века до Р. Хр. В самом деле, Египет и Ассиро-Вавилония–эти два главнейшие и влиятельнейшие центра культуры древнего мира – не менее, как за две тысячи лет до нашей эры имели у себя развитой жертвенный культ и сложноорганизованное жреческое сословие с его широким влиянием (особенно в Египте) на жизнь общественную и политическую 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

…истреблю города земли твоей, разрушу все твои крепости. Кони и колесницы ( Мих.5:9 ) – это наступательное вооружение, а крепости () и окружённые стенами города () – это оборонные сооружения. Они тоже будут уничтожены. «Йенуда умножил укреплённые города» ( Ос.8:14 ). Особенно сильно укреплялись столицы – Шомрон и Йерушалаим. Враги могли годами осаждать державшие оборону города и крепости. Но неприступных крепостей, созданных руками человека, не бывает. Не смелостью и военным искусством, так хитростью или измором берётся любая крепость. Поэтому пали в своё время и Шомрон, и Йерушалаим, и даже Мецада и Константинополь. Но у Исраэля есть совершенно неприступная крепость и самая надёжная защита – YHWH, его Бог . Исраэль пренебрегает этой твердыней, не полагается на Господа, возлагает всю надежду на собственные оборонные укрепления – в результате оказывается без Божьей защиты и терпит поражение. Ср. Ис.17:9–10 : «В тот день укреплённые города его будут покинуты… ибо ты забыл Бога спасения твоего и о скале прибежища твоего не вспоминал» (ср. Втор.32:15, 18 ; Ис.2:15 ; Иер.5:17 ; Ос.10:14 ). Исраэль должен будет лишиться всех фортификаций, чтобы научиться доверять свою защиту Богу. Вместе с армией и крепостями будут ликвидированы и незаконные культовые институты, прекращены нелегитимные культовые практики ( Мих.5:11–13 ): Истреблю колдовство из руки твоей, и не останется у тебя гадателей. Термин означает магию, колдовство. Здесь это слово стоит во множественном числе – , и некоторые предполагают, что речь идёт о неких предметах, использовавшихся при совершении магических ритуалов (ср. Иез.13:18 ). – это гадатели по облакам (от – облако). Все виды магии и гадания, считавшиеся легитимными у народов (ср. Исх.7:11 ; Числ.23–24 ; Втор.18:14 ; Ис.2:6 ; Наум.3:4 ; Дан.2:2 ), да и сегодня считающиеся таковыми, израильским законодательством строго запрещались: Исх.22:18 ; Лев.19:26, 31, 20:27 ; Втор.18:10–11 и др. Желание заглянуть в будущее и тем более повлиять на него (а этим в основном и занимаются гадатели, колдуны, вызыватели мёртвых) искажает веру в Творца 283 . Попытки человека манипулировать Богом – это не просто суеверие и обман, это преступление перед Создателем и Промыслителем. Поэтому пророки сурово осуждали оккультизм и гадание, периодически с колдунами боролась и политическая власть ( 1Цар.28:3, 9 ), однако оккультные и гадательные практики в допленную эпоху процветали в народе Божьем: 4Цар.9:22, 21:6 ; Иер.27:9 ; Ос.3:1 ; 2Пар.33:6 и др. В мессианскую эру, говорит Миха, Исраэль будет свободен от всего этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

6 . Гора Малый Ермон ( Пс.88:13 ), в Галилее, близ Фавора. Ее не должно смешивать с Ермоном, лежащим у Антиливана. 7 . Горы Ефремовы . Они названы так потому, что находились в уделе колена Ефремова ( Нав.17:15 ). В цепи их заключаются все горы, простирающиеся от равнины Изреельской до Иерусалима и Иерихона. Здесь замечательны: а) Гелвуй ; на этой горе погиб Саул и Ионафан, сын его ( 2Цар.1:21 ); б) Гаризин и в) Гевал , при Сихеме. Моисей заповедал Израильтянам – поставить на этой горе жертвенник Господу; затем, колена Симеона, Левия, Иуды, Иссахара, Иосифа и Вениамина должны были стать на Гаризине и произнести благословения на исполнителей закона Божия, а колена Рувима, Гада, Асира, Завулона, Дана и Неффалима, стоя на Гевале, – проклятия на нарушителей закона Божия ( Втор.27:12–13 ). Это было исполнено при Иисусе Навине ( Нав.8:33 ). 8 . Горы Иудейские , до занятия земли Ханаанской Евреями, назывались Аморрейскими . Они начинаются от возвышенности Гаваонской и простираются на восток до Мертвого моря, на юг – до гор Идумейских. Здесь замечательны: а) гора Сорокодневная , так называемая потому, что на ней Иисус Христос провел 40 дней в посте и молитве ( Мф.4 ). б) Гора Елеонская , так названа от масличных деревьев, которые в изобилии росли на ней. С этой горы вознесся на небо Иисус Христос ( Деян.1:12 ). Иерусалим построен на возвышенностях (Сион, Акра, Мориа), принадлежащих к горам Иудейским. 9 . Гора Кармил , на западе от Мертвого моря, в колене Иудином ( Нав.15:55 ); ее не следует смешивать с Кармилом при Средиземном море. Здесь Саул поставил себе памятник после победы, одержанной над Амаликитянами ( 1Цар.15:12 ); здесь же Озия, царь Иудейский, имел свои виноградники ( 2Пар.26:10 ). 10 . Горы Галаадские , на востоке Иордана, отделяют страны Аммонитян, Моавитян, уделы колен Рувима, Гада и полуколена Манассии от пустой Аравии. Эти горы простираются от Ливана, на севере, до страны Моавитян на юге. Северная часть их называлась Васаном , средняя – собственно горами Галаадскими , южная – Аваримскими . В горах Галаадских Иаков был настигнут Лаваном; после нескольких обоюдных упреков, они заключили союз и набросали из камней холм, который Лаван назвал Иегар-Сагадуфа, а Иаков – Галаадом, т. е. холмом свидетельства ( Быт.32:47–48 ). Между горами Аваримскими замечательны: а) Нево , на которой умер Моисей после того, как обозрел с нее землю Обетованную ( Втор.34:1–5 ). б) Фасга. На вершину Фасги Валак, царь Моавитский, возвел Валаама для проклятия Израильтян ( Чис.23:14 ). в) Беф-фегор или Фегор ; на этой горе Моавитяне поклонялись идолу Фегору ( Чис.25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

13:9–13. География. Обсуждение этого географического описания Трансиордании см. в коммент. к Нав. 12:2–6 и Втор. 3:8–17 . 13:9. Равнина Медева. Плодородное плато в северной части Моава, расположенное в 25 милях к югу от Аммана, Иордания. Медева, отданная Рувиму, была полем многочисленных сражений израильтян с моавитянами за господство над этой территорией ( Суд. 3:12–30 ; 1Цар. 14:47 ; 2Цар. 8:2 ; 1Пар. 19:7 ). 13:10. Есевон. См. коммент. к Чис. 21:26–30 . 13:17–20. Города. Перечень завоеванных городов царства Сигона (Есевон, Иааца, Дивон, Медева) впервые появляется в Чис. 21:21–32 . В Чис. 32:33–41 также заявлено право Рувима, Гада и Манассии на города в пределах этого региона. Вамоф-Ваал упоминается в цикле преданий о Валааме ( Чис. 22:41 ), а некоторые из этих городов встречаются в перечне городов левитов ( Нав. 21 ). Города, проблемы локализации которых не обсуждаются в других местах, идентифицируют следующим образом: Беф-Ваал-Меон – Máin (в 4 милях к юго-востоку от Медевы); Кедемоф – Khirbet er-Remeil или «Aleiyan (в 15 милях к юго-востоку от Медевы); Мефааф – либо Khirbet Nefa (в 4 милях к югу от Аммана), либо Tell Jawah (в 5 милях к югу от Аммана), либо, скорее всего, – Umm er-Rasas (в 20 милях к юго-востоку от Медевы); Сивма – Khirbet qurn el-Kibs; Цереф-Шахар – Khirbet ez-Zarat (у берега Мертвого моря); Беф-Фегор – Khirbet »Uyun Musa. 13:21. Вожди мадиамские. Перечень побежденных мадиамских вождей впервые встречается в Чис. 31:8 , где они названы царями. Евий и Рева упоминаются только в этом перечне, тогда как Цур назван «начальником племени» в Чис. 25 ( 1Пар. 8:30 ), а Хур – имя одного из вождей израильтян в Исх. 17 ( в русском переводе – «Ор»). Рекем – довольно распространенное личное имя ( 1Пар. 2:43,44; 7:16 ) и географическое название ( Нав. 18:27 ). Возможно, эти имена связаны с определенными пунктами, расположенными между Южной Трансиорданией и Северной Аравией, контролирующими торговые пути этого региона. 13:22. Валаам. См. коммент. к Чис. 22 и 25:3.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Особенно важно в этом отношении выражение: Будь совершен предо Мною. Быт. 17:1 . Втор. 18:13 . По объяснению Эвальда, это выражение можно уподобить Евангельскому изречению: будьте совершенны, как Отец ваш небесный. Мф. 5:48 30 . При исполнении видимой законности Моисей постоянно жалуется на необрезанность народа сердцем и духом, следовательно, признает первое недостаточным. Закон должен быть не внешним формальным предписанием, а присущ сердцу еврея. Втор. 30:11–15 , Рим. 10:6–8 31 . В идеалах Моисея – патриархах – мы видим не исполнение внешних предписаний, а горячую непоколебимую веру в Бога, готовую на все самопожертвования и горячую любовь к ближним (пример Авраама Быт. 22:1–19 , Иосифа Быт. 50:20 , самого Моисея Числ. 12:1, 13 , воспитанного на этом законе Давида 1Цар. 24:2; 26:7; 28:1, 12, 17 ). В числе праздников мы встречаем известный «великий день очищения», когда весь народ, после поста и молитвы, должен был приносить покаяние в грехах пред Богом и получать отпущение их. Как по изъяснению Иисуса Христа, так и по словам Моисея сущность Моисеева закона состояла в любви к Богу и ближнему, как к самому себе. Втор. 6:5 ; Лев. 19:17–19 ; Втор. 10:12; 11:1; 19:9 32 . Если так понимать Моисеево законодательство, то очевидно внешние его предписания имеют целью воспитание духа и сердца человека. Этого воспитания духа и сердца Моисей ожидал от народа: о если бы все были пророками, подобными Элдаду или Мода-ду, – говорил он. Числ. 11:29 33 . Очевидно, при таком понимании законодательства нельзя смотреть на его нравственные мотивы в духе Вольтера и Маркиона. Странно было бы при высоте требований допускать низость мотивов, за высокое нравственное настроение ожидать единственно земную награду: победу над врагами, счастливую жизнь и проч. И мы видим, что к жизни описываемых Моисеем благочестивых людей эвдемонический принцип неприложим. Припомним историю Авраама и его постоянных переселений, его нужд и тревог, историю Исаака, особенно Иакова. Что говорит последний фараону? Малы были дни мои, но они были тяжелы, я много страдал в них как странник и пришлец ( Быт. 47:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Люди шли не только из Иерусалима и Иудеи, но и из Самарии, Галилеи и даже из еще более отдаленных мест: и не только евреи – люди всех национальностей пускались в путь, чтобы полюбоваться на одно из чудес света, святилище Авраама, Исаака и Иакова. Пилигримы пели, аккомпанируя себе на музыкальных инструментах: они несли первый урожай с полей и вели первенцев своих стад, чтобы принести жертвы на алтарь святилища. Так Иерусалим наполнялся праздничной толпой, состоявшей из мужчин, женщин, детей, одетых в праздничные туники и набедренные повязки. В толпе толклись овцы и козы, телки и быки. Гулянье в праздничные дни продолжалось до глубокой ночи, и с зари песни раздавались вновь. Священники и левиты Священники и левиты играли решающую роль в повседневной жизни народа Израиля. Священник, «коген», осуществлял литургию. Он должен был принадлежать к племени Левия и быть призванным. Он одевался в специальные одежды для исполнения своих предписанных законом функций. Другие левиты, не все из которых были священниками, также имели много обязанностей в храме ( Исх.28:1, 30:26–30, 40:9–15, 29:8 ; Чис.3–4 ; Втор.10:8–9 ). В древние времена любой человек мог выполнять функции священника в святилище ( Исх.20:24, 17:15, 18:12, 24:4 ; Суд.6:20–28, 13:16–23 ; 1Цар.6:14 ; 3Цар.1:9 ; 2Цар.8:18, 20:25 ; 3Цар.12:31, 13:33 ). Затем эта привилегия становится наследственной в племени Левия, и этот порядок ревниво соблюдается веками. Существовала строгая иерархия священников. Первосвященник имел особенные права и обязанности в организации литургии. Он принимает помазание, облачается в церемониальные одежды из пурпура и золота, надевает тиару, диадему. Его вступление в сан отмечалось многими общими с царем знаками приобретения власти ( Лев.16:2 ; Лев.4:3–21 ; Чис.3:32 ). Ранг в иерархии определялся по рождению. Простые священники были заняты жертвоприношениями и приемом даров у внешнего алтаря во дворе святилища. Они закалывают жертвенных животных, сжигают благовония и благословляют народ во имя Господа. Благословение заключается в требовании предстать перед Господом в таком душевном состоянии, которое позволит человеку и народу принять благость Божию. На литургии священники благословляли у алтаря, подняв руки над головами толпы:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

31) Кто превозносится естественными преимуществами, то есть, тонкостью ума, понятливостью, чтением своим, приятным произношением и всеми подобными, без труда приобретенными, дарованиями, тот никогда не достигнет сверхъестественных благ; потому что неверный в малом – и во многом неверен и тщеславен ( Лк.16:10 ). 32) Иные напрасно изнуряют тело свое ради высочайшего бесстрастия, богатства дарований, чудотворения и силы предведения; не знают сии жалкие, что не труды, но наипаче смирение есть матерь таких совершенств. 33) Кто почитает себя должником, тот неожиданное и внезапное приимет богатство. 34) Не верь этому веятелю, который влагает в тебя мысль – разглашать о своих добродетелях, на пользу слушающих: кая бо польза человеку, если всему миру принесет пользу, душу же свою отщетит ( Мф.16:26 )? Ничто не может столько служить к назиданию видящих, как нрав и слово смиренные и искренние; потому что и других научают они никогда не превозноситься. Что же важнее такой пользы? 35) Некто из имевших дар видения замечал, и пересказывал, что видел. «Когда, говорил он, сидел я в собрании, – демон тщеславия и демон гордости пришли и сели подле меня с обеих сторон; один толкал меня в бок перстом тщеславия, побуждая рассказать о каком-нибудь созерцании, или делании моем в пустыне. Как же скоро отогнал я его от себя, сказав: да возвратятся вспять, и постыдятся замышляющии ми злая ( Пс.39:15 ); тотчас с левой стороны сказал мне демон на ухо: хорошо, хорошо ты сделал, и стал велик, победив бесстыдную матерь мою. А я, удачно воспользовавшись продолжением стиха, ответил ему: да возвратятся абие, постыжденными глаголющии ми: благоже, благоже сотворил еси» ( Пс.39:16 ). На вопрос же мой: почему тщеславие есть матерь гордости? отвечал он: «похвалы возносят и надмевают; когда же душа превознесется, тогда поемлет ее гордость, возводит до небес, и низводит до бездн». 36) Есть слава от Господа; ибо сказано: прославляющие Мя прославлю ( 1Цар.2:30 ). И есть слава, сопровождающая нас по диавольскому устроению; ибо сказано: горе, егда добре рекут вам вси человецы ( Лк.6:26 ). Ясно узнаешь первую, когда, признавая ее для себя как бы вредною, всеми способами будешь отвращаться от неё, и куда бы ни пошел, станешь скрывать житие свое. Другую же узнаешь, когда, что бы то ни было, делаешь, да видим будешь людьми; и мерзкое тщеславие влагает в нас мысль показывать в себе добродетель, какой в нас нет, наводя на сие сказанным: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела ( Мф.5:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

2:23. Царские анналы. Царские анналы велись по всему Ближнему Востоку с древнейших времен, но наиболее обширный корпус подобных документов составляют анналы хеттских царей середины 2-го тыс. до н. э., а также ассирийские и вавилонские летописи IX-VI вв. до н. э. Иногда анналы представлены в виде исторических царских надписей, содержащих подробное описание военных кампаний. Помимо официальной летописи при дворе велись дворцовые хроники, где отмечались все важные события текущего года. Однако персидские хроники времен династии Ахеменидов пока не обнаружены. 3:1–15 Заговор Амана 3:1. Аман Вугеянин. Как и в случае с Мардохеем, чье родословие заставляет вспомнить о царе Сауле (см. коммент. ко 2:5), происхождение Амана возводится к Агагу, царю амаликитян, которого пощадил Саул (см.: 1Цар. 15:7–9,32,33 ). 3:1. Возвышение Амана. Хотя в библейском тексте официальный титул Амана не упоминается, многие исследователи считают, что он был визирем царя. Высокопоставленный придворный, изображенный на персидских рельефах рядом с царем, имел титул hazarapatish (что часто переводят как «тысяченачальник») и был оруженосцем царя. Этот военачальник командовал дворцовой охраной и решал, кого допускать к царю. Другое важное лицо при персидском дворе исполняло надзорные функции – «око государево». Ксенофонт пишет, что в обязанности этого человека входил надзор за провинциями и доклады о состоянии дел царю. 3:2. Чинопочитание. Геродот сообщает, что персы, занимавшие равное положение в обществе, приветствовали друг друга поцелуем в губы, а нижестоящие приветствовали вышестоящих поцелуем в щеки. В случае если различия в социальном статусе были велики, перед вышестоящими требовалось простираться ниц. Едва ли отказ Мардохея связан с запретом на выражение почтения, поскольку нигде не сказано, что он затруднялся простираться ниц перед царем. Известно, что израильтяне были законопослушными гражданами и выражали почтение с помощью такого поклона. Несмотря на сходство этого акта с почитанием бога, никакого обожествления сановников, разумеется, не происходило. Очевидно, Мардохей просто не желал признавать существенное превосходство статуса Амана, подразумеваемое таким поклоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010