Глава 27 Пребывание Давида в филистимских городах Гефе и Секелаге. 1Цар.27:2 .  И встал Давид, и отправился сам и шестьсот мужей, бывших с ним, к Анхусу, сыну Маоха, царю Гефскому. Филистимский город Геф – к западу от Вифлеема. Ср. 1Цар.21:10–15 . 1Цар.27:3 .  И жил Давид у Анхуса в Гефе, сам и люди его, каждый с семейством своим, Давид и обе жены его – Ахиноама Изреелитянка и Авигея, бывшая жена Навала, Кармилитянка. Ср. 1Цар.25:42–43 . 1Цар.27:5 .  И сказал Давид Анхусу: если я приобрел благоволение в глазах твоих, то пусть дано будет мне место в одном из малых городов, и я буду жить там; для чего рабу твоему жить в царском городе вместе с тобою? 1Цар.27:6 .  Тогда дал ему Анхус Секелаг, посему Секелаг и остался за царями Иудейскими доныне. 1Цар.27:7 .  Всего времени, какое прожил Давид в стране Филистимской, было год и четыре месяца. 1Цар.27:8 .  И выходил Давид с людьми своими и нападал на гессурян и гирзеян и амаликитян, которые издавна населяли эту страну до Сура и даже до земли Египетской. 1Цар.27:9 .  И опустошал Давид ту страну, и не оставлял в живых ни мужчины, ни женщины, и забирал овец, и волов, и ослов, и верблюдов, и одежду; и возвращался, и приходил к Анхусу. 1Цар.27:10 .  И сказал Анхус Давиду: на кого нападали ныне? Давид сказал: на полуденную страну Иудеи и на полуденную страну Иерахмеела и на полуденную страну Кенеи. 1Цар.27:11 .  И не оставлял Давид в живых ни мужчины, ни женщины, и не приводил в Геф, говоря: они могут донести на нас и сказать: «так поступил Давид, и таков образ действий его во все время пребывания в стране Филистимской». «Анхус смотрел на Давида как на своего вассала и обязывал его вредить своим врагам, евреям. Чтобы избавить себя от этого невозможного условия и в то же время не навлечь на себя подозрения Анхуса, Давид выпросил для жилища себе удаленное от столицы местечко на южной окраине филистимской земли Секелаг. Отсюда он предпринимал походы со своей дружиной, но не на восток, во владения Саула, а на юг для поражения хищнических племен, одинаково враждебных как филистимлянам, так и евреям» ( Я. Богородский , «Еврейские цари», с. 115–116). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 2: Исторические книги. - 1054 с./Книги Царств. Первая книга Царств. 94-173 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 12 Сложение Самуилом звания судии народа. Прощальная речь Самуила к народу. 1Цар.12:1 .  И сказал Самуил всему Израилю: вот, я послушался голоса вашего во всем, что вы говорили мне, и поставил над вами царя, 1Цар.12:2 .  и вот, царь ходит пред вами; а я состарился и поседел; и сыновья мои с вами; я же ходил пред вами от юности моей и до сего дня; 1Цар.12:3 .  вот я; свидетельствуйте на меня пред Господом и пред помазанником Его, у кого взял я вола, у кого взял осла, кого обидел и кого притеснил, у кого взял дар и закрыл в деле его глаза мои, – и я возвращу вам. 1Цар.12:4 .  И отвечали: ты не обижал нас и не притеснял нас и ничего ни у кого не взял. 1Цар.12:5 .  И сказал он им: свидетель на вас Господь, и свидетель помазанник Его в сей день, что вы не нашли ничего за мною. И сказали: свидетель. Смысл речи таков: «Желание ваше исполнено, вы имеете царя такого, какого хотели. Моя деятельность судии среди вас закончена. Не знаю, каков будет для вас царь; что же касается меня, то я не могу упрекнуть себя в какой-либо несправедливости в отношении вас...» Народ засвидетельствовал правду слов Самуила, после чего пророк обратился к народу со словом назидания, вполне уверенный в том, что народ увидит в этом назидании одно лишь желание блага этому народу ( 1Цар.12:6–25 ст.). 1Цар.12:6 .  Тогда Самуил сказал народу: [свидетель] Господь, Который поставил Моисея и Аарона и Который вывел отцов ваших из земли Египетской. 1Цар.12:7 .  Теперь же предстаньте, и я буду судиться с вами пред Господом о всех благодеяниях, которые оказал Он вам и отцам вашим. 1Цар.12:8 .  Когда пришел Иаков в Египет, и отцы ваши возопили к Господу, то Господь послал Моисея и Аарона, и они вывели отцов ваших из Египта и поселили их на месте сем. 1Цар.12:9 .  Но они забыли Господа Бога своего, и Он предал их в руки Сисары, военачальника Асорского, и в руки филистимлян и в руки царя Моавитского, которые воевали против них. 1Цар.12:10 .  Но когда они возопили к Господу и сказали: «согрешили мы, ибо оставили Господа и стали служить Ваалам и Астартам, теперь избавь нас от руки врагов наших, и мы будем служить Тебе»,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Манна – в память потомству, дабы видели хлеб, которым «Я питал вас в пустыне, когда вывел вас из земли египетской» ( Исх.16:32 . Евр.9:4 ). Прозябший жезл Ааронов, покрытый цветами и плодами, в знамение сынов ослушливых, чтобы прекратился ропот, и они не умирали; – в память и свидетельство потомству, что Аарон воспринял священство по воле Божией, а не по пристрастию братнему ( Чис.17:10 . Евр.9:4 ). Ковчег завета покрыт был золотым покровом, который называется очистилищем. По сторонам очистилища поставлены были золотые изображения херувимов, одно против другого, как таинников Божиих ( Быт.3:24 ), с распростертыми вверх крылами, коими соосеняли и покрывали очистилище, а лицами склоняясь друг ко другу и приникая в сокровенную тайну очистилища. Соосеняющие крыла херувимов были собственно местом престола и откровений Божиих ( Исх.25:17–22 ). Таким образом для Восседающего на херувимех ( Пс.79:2 ) ковчег служил подножием. В великий праздник очищения первосвященник приближался к очистилищу и семь раз жертвенною кровью с перста своего кропил на него спереди и пред ним, и очищал святилище от нечистот сынов Израилевых, и от преступлений их, и от всех грехов их. От этого очищения покров кивота называется очистилищем ( Лев.16:14–16 ). Вся скиния была общим местом ( Лев.1:1 ), а ковчег завета особенным, где Господь являлся и открывал волю Свою народу ( Исх.25:22 ). Будучи престолом невидимого присутствия всемогущего Бога, пребывание ковчега среди народа служило для него знамением надежды, помощи и славы, и страхом для его врагов ( Чис.10:34, 36 . 1Цар.4:3–7, 8–22 ). При переходе евреев чрез Иордан, вода потекла вверх от лица кивота завета Господа всея земли, когда он переходил чрез Иордан ( Нав.4:7 ); пред ковчегом пали стены Иерихона ( Нав.6 ); силою ковчега сокрушен был идол Дагон, и язычники, взявшие ковчег завета в плен, поражены были разными казнями ( 1Цар.5 ). К ковчегу завета иудеи всегда обращали взоры свои в молитвах своих ( 3Цар.8:22 . 2Пар.5:7 . Дан.6:10 ). В первом иерусалимском храме ковчег завета поставлен был так же, как и в скинии ( 2Пар.5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

2Тим.1:6 . «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез моё рукоположение». Объяснение. Утверждающие на основании этого текста, что у недостойных пастырей дар священства может потухнуть и исчезнуть, упускают из виду то обстоятельство, что недостойнейшего апостола Иуду Господь всё-таки послал к народу: Мф.10:4–5 . Из этого примера евангельского видно, что злая воля в человеке не может потушить полученной им силы Божией, т.е. дара священства, ибо как ни недостоин был Каиафа, но мог произнести пророчество о смерти Иисуса Христа за народ: Ин.11:51 . Тит . 1-я глава рисует образец пастыря, указанный апостолом Павлом. Объяснение. Если в православной Церкви и есть пастыри, не соответствующие этому образцу, то это несоответствие отдельных лиц не даёт ещё права осуждать всех пастырей; наши суждения, как и вообще о людях, часто бывают ошибочны: 1Кор.2:11 . Епископу предписывается с большой осторожностью относиться к обвинению на пресвитера: 1Тим.5:13 . Пастыри – люди подобострастные нам: 1Ин.1:8 ; Рим.7:14–25 . И апостолы не все были одинаково достойны, между ними был Иуда, о котором Спаситель знал, что он предаст Его, а прочие апостолы знали, что он был вор: Ин.12:6 , но Иисус Христос послал Иуду на проповедь: Мф.10:4–5 , стало быть, и об Иуде, как и о прочих, сказано: Слушающий вас Меня слушает: Лк.10:16 ; Ин.13:20 ; Мф.23:3 . 1Цар.10:1–10 . Здесь повествуется о помазании Самуилом на царство Саула, после чего Саул даже пророчествовал среди народа, но затем лишился помощи от Духа Божия ( 1Цар.16:14 ). Объяснение. Саул лишился Духа Божия за своё собственное противление воле Божией, и православные пастыри, за которыми Церковь усматривает тяжкие пороки и преступления против заповедей Божиих, лишаются ею (Церковью в лице архип. суда) своих степеней священства и теряют право на совершение священнодействий. Но из этих частных случаев нельзя выводить заключения, будто Церковь может лишиться всех пастырей, что все её пастыри за свои грехи могут лишиться благодатного дара священства. Христос и апостолы уверяют, что Церковь на земле будет существовать до второго Христова пришествия: Мф.16:18:28:20 ; Деян.20:28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

VI. Порядок книг правильных Ветхого Завета Первое занимают место все исторические книги, кои показывают историю или порядок и перемены Церкви Божией в Ветхом Завете; что составляют 1. До завладения землею обетованною пять книг Моисеевы, содержащие в себе и закон. 2. В самом занятии, Книга Иисуса Навина; 3. По занятии, и притом: α. В цветущее состояние Республики, 1. При судиях, Книга Судей, Книга Руфь и 1 Царств. 2. При Царях, 1, 2, 3 и 4 Царств, 1 и 2 Паралипоменон. β. По падении Республики, 1. Во Иудеи Книга Ездры и Неемии. 2. В Вавилоне Книга Есфири. Второе занимают место учительные. 1.Стихотворные, или по известной мере, нами неведомой, сочиненные, именно Книга Иова, Псалтирь и три сочинения Соломоновы. 2. Пророческие, из которых четыре первых книги Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила, и двенадцать последних, от Осии до Малахии. Христиане книги Ветхого Завета разделили, 1) на главы, которое разделение приписывается, по мнению некоторых, Гугону Кардиналу, которой в 1260 лето умер, а по мнению иных, Стефану Лангфону, которой преставился в лето 1228: однако ж связи и разности содержаний не всегда ответствует – и 2) на стихи. VII. Сущность Ветхого Завета Она есть Иисус Христос , Спаситель всего мира. – Пс.39:8 ; Лк.24:25–27 ; Лк.24:44–47 ; Ин.1:45; 5:39,46 . Деян.3;18,21–24; 10:43; 13:27; 26:22,23 . Рим.1:1,2; 10:4; 16:26 ; 1Кор.15:3,4 ; 1Пет.1:10,11 . § 8. О Книге Судей I. Надписание Называется по предмету у Евреев Шофетим, а у греков Κριτα, Судии ( Суд.2:16 ). II. Время писания Написана не после, но прежде времен Давида, Суд.1:21 ; см. 2Цар.5:7 ; смотри и 1Цар.12:9,10,11 ; 2Цар.11:21 , которые места книгу Судей означают. Хотя сему противное усматривается Суд.18:30 ; но преселение земли точно берется за то преселение или пленение, в которое, во время Илиа, с плененным ковчегом завета, многие израильтяне вместе отведены были в плен. 1Цар.4 :10с. III. Писатель Вероятно, что он есть Самуил: ибо время написанной книги точно показует его век; да сие и с должностью его было согласно. Смотри также Деян.3:21,24 . – Иудейские законники с сим мнением согласуются.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

1Цар.16:1–14 . В этих стихах повествуется о помазании на царство Давида и о том, что от Саула отступил Дух Господень и возмущал его злой дух от Господа. Объяснение. Злая воля в человеке не может потушить полученной им силы Божией: Ин.11:51 , равно как без рукоположения не может человек возгреть дар Божий, например диаконский до силы дара епископского. Благодать священства есть талант, который можно пустить в дело или закопать: Мф.25:14–30 ; сам по себе дар Божий всегда жгуч: Евр.12:29 ; Откр.3:15 . Ис.28:7–8 . «Но и эти шатаются от вина, и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются. Ибо все столы наполнены отвратительной блевотиной, нет чистого места». Объяснение. Этими словами пророчества осуждаются ветхозаветные пастыри за пьянство. Нет ничего удивительного, если в пьяном состоянии они допускали много ошибок и разных безобразий, но за это на них легла страшная кара Божия: Иер.48:10 . Кто дерзает относить эти слова к православным пастырям, тот, вопреки Слову Божию, становится судьёй голословным: 1Тим.5:17–19 . Иер.6:13 . «Ибо от малого до большого, каждый из них предан корысти, и от пророка до священника – все действуют лживо». Объяснение. Из связи речи видно, что здесь говорится о пастырях ветхозаветных и книжниках и фарисеях, которые отвратили людей от веры во Христа, или евреях, не уверовавших Христу. Если апостол запрещает осуждать чужого раба: Рим.14:4 , то какова же дерзость людей, позволяющих себе осуждать всё новозаветное пастырство. Забывают эти люди следующие слова Священного Писания: 1Тим.5:19 ; Евр.7:7 . Иер.10:21 . «Ибо пастыри сделались бессмысленными и не искали Господа; а потому они и поступали безрассудно, и всё стадо их рассеяно». Объяснение. Мысль о возможности всем пастырям заблудиться противоречит обетованиям Христа о вечности Церкви на земле до Его второго пришествия на землю: Мф.16:17–18 . Господь предвидел, что не будет того, чтобы все пастыри заблудились: Еф.4:11–14 . И в ветхозаветной Церкви пастыри никогда все не могли отступить от истинной веры: Втор.17:8–12 ; Агг.2:11 ; Мал.2:7 . Да, наконец, Господь повелел слушать учение и недостойных пастырей, запретив только поступать по делам их: Мф.23:3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Мих. 4:4 . И почиет кийждо под лозою своею и кийждо под смоковницею своею, и не будет устрашающаго, зане уста Господа Вседержителя глаголаша сия. С Евр.: «И будет сидеть каждый под своею лозою, и под своею смоковницею, и никто не будет страшить, ибо уста Иеговы воинств говорят». Сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею (дерево очень широкое, раскидистое, дающее много тени), быть в безопасности от врага для древнего иудея было большим счастьем, которое здесь и разумеется (Сн. 1Цар. 4:25 ; Зах. 3:10 ). «Говоря, что всякий будет сидеть, – поясняет св. Ефрем Сирин , – под виноградною лозою и под смоковницею своею, пророк разумеет те блага, какие будут у иудеев по возвращении их из плена, и не будет устрашающего их». Уже выше было замечено, что иудеи после плена не наслаждались счастьем, находясь в тревогах от врагов (Сн. Иоил. 3:10 ). Св. Михей говорит здесь о внутреннем счастье христиан, насколько оно возможно на земле среди бурь житейских, о том мире, который воспели св. Ангелы при рождении Спасителя. Этот благодатный мир, которого не могут отнять у истинно верующего его враги, составляет его величайшее благо (Сн. Мф. 11:28 ; 2Кор. 1:5 ; Кол. 1:24 ; Рим. 5:1 ; Ин. 13:34 ; Флм. 4:7 и др). Но в высшем, духовном смысле здесь разумеется блаженство верующих в будущем веке, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание. Слова «зане уста Господа Вседержителя глаголаша сия» означают, что сказанное Господом о мире и блаженстве христиан исполнится непременно, что это неизменное Божие определение. Мих. 4:5 . Яко вси людие пойдут кийждо в путь свой, а мы пойдем во имя Господа Бога нашего в век и далечае. С Евр.: «Ибо все народы ходят каждый в имени бога своего; мы будем ходить во имени Иеговы Бога нашего, во век и вечность». Св. пророк продолжает говорить о будущем состоянии церкви Божией, о христианах, которые дают обет всегда служить Единому Господу Богу (Под. Ос. 2:17 ; Соф. 3:13 ). Хотя справедливо, что и евреи по возвращении из плена, получив отвращение к идолопоклонству, идолам более не служили, но о них нельзя сказать, чтобы они всегда шли во имя Господа Бога, т. е. всегда Ему благоугождали; следующие затем стихи ясно говорят о временах христианских. Пророк говорит от лица верующих. Язычники, говорят сыны нового Израиля, идут путем своим, или (с еврейского) служат богам своим, мы же будем служить единому Господу Богу нашему навсегда – «в век и далечае» 68, т. е. здесь, на земле, и по ту сторону гроба – в будущей жизни, вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Учение о душе человеческой, отличной от тела, требовало учения о загробном жилище человеческого духа. Начиная с патриарха Иакова ( Быт. 37, 35 ), все ветхозаветные праведники и писатели признавали шеол местом пребывания человеческих душ по смерти тела. Но шеол, по воззрению ветхозаветных писателей, имел назначение не для всех умерших людей. Участь сообщников Корея, сошедших в шеол, оттеняла представление о нем, как месте наказания для грешников ( Чис. 16 ). Поэтому Иов просил Бога воззвать его из шеола ( Иов. 14:13–14 ), а Давид и Асаф веровали, что их души будут взяты Господом из шеола ( Пс. 15:10. 48:16 ). Премудрый Соломон, пророки Исайя и Иезекииль описывали состояние людей в шеоле полным нравственно-духовных мучений и предрекали низведение в шеол распутникам и гордым языческим царям ( Притч. 2:18, 9:18 . Ис. 14 , Иез. 31–32 ). Ум и сердце ветхозаветных писателей ждали для себя иной, кроме шеола, жизни загробной. На основании учения Моисея о происхождении человека по образу Божию, премудрый Соломон веровал, что богоподобный дух человека, по смерти тела, должен возвратиться к Богу ( Еккл. 12:7 ). Псалмопевцы, считая земным счастьем хождение во храм Божий, верили, что по смерти их дух будет находиться в деснице Божией ( Пс.25:8, 26:4, 60:5 ). В этом состоянии близости к Богу может быть истинная жизнь ( Притч.12:28 , Пс.26 ), в противоположность духовной смерти грешников – обитателей шеола ( Пс. 48:15 ). Так раскрывалось учение о различии загробной жизни праведников и грешников. Различие загробного состояния требовало веры в будущий суд Божий. Соломон утверждал, что всякий поступок человеческий приведет Бог на суд ( Еккл. 12, 14 ), а Давид, – что все народы предстанут на суд Божий ( Пс.7 , Пс.9 ). Пр. Даниил предначертал образ страшного суда Божия ( Дан. 7, 9–20 ). Суд Божий выполнялся и при жизни Иудейских праведников. Енох и Исайя за свою праведность не видели смерти ( Быт. 5:21 . 4Цар. 2, 11–15 ). Участь Еноха и Илии, с одной стороны, подтверждала мысль, что божественное правосудие выполняется не в земном только благополучии ( 1Цар. 2, 8–10 ), с другой, – давала основание подробнее раскрывать учение о посмертном состоянии человеческого тела. История Еноха и Илии, вместе с чудесными воскрешениями мертвых ( 3Цар. 17, 21–23 ), фактически подтверждала учение Моисея о смерти, как ненормальном и временном явлении. От настоящего естествен мысленный переход к будущему: смерть временна, следовательно может быть уничтожена в воскресении. Вера в воскресение вытекала также из веры в грядущего Мессию, Спасителя человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

4) Духовная жажда христианская, и кто может удовлетворить ее? Добрые качества Самарянки, за которые она удостоились беседы с Господом, – жажда спасения... Спаситель – неиссякаемый источник духовного питания. 5) Господи, ни почерпала имаши – Вера есть сосуд, которым почерпают воду жизни из источника живых вод – Господа ( Иер.17:13 ). Неделя о слепом (Евангелие от Иоанна, зач. 34, гл. 9, ст. 1–38; Апостольские Деяния, зач. 38, гл. 16, ст. 16–34). 1) Духовные слепцы. Духовная слепота тяжелее телесной. Духовные слепцы – все те, кто потерял солнце души Христа, кто не чувствует Его с собою, не с Ним вместе идет по пути жизни... Каждый из нас более или менее заражен духовною слепотою и более или менее упорно коснеет в ней, более или менее нуждается в исцелении... Лучи Евангелия – постоянное пребывание под ними – лучшее средство против болезней души. В то же время эти лучи – «маяк», указывающий нам путь... Христос нам путь. Он и свет на нашем пути ( Ин.8:12; 9:5; 12:6 ) Последуем за Христом. 2) Необходимость сострадания к слепым. Чем же можем помочь слепым? 3) Бедствия пред взором верующего в Промысл Божий. 4) Страдание и невинным попускается Промыслом Божием. 5) Явися нам, Боже ( Деян.16:16–34 ). 6) Побуждение родителей к праведной жизни ради своих детей и ради хорошего примера для них. Напоминание родителям о наследственной передаче грехов от родителей к детям и ответственность за них. 8) Не следует осуждать других (ст. 2, 34) за то только, что они родились с какими-либо недостатками, потому что мы все рождаемся по воле Божией ( Рим.9:9 ) и приходим в бытие не по будущим нашим делам, а по изволению Божию. 9) Бегайте гаданий и связанных с ними суеверий. Священное Писание не отвергает возможности волшебства ( 1Цар.28:7–9 ), но приписывает его действию дьявола (ст. 16–17). 10) Христианин никогда не должен унывать в постигающих его бедствиях, но ему следует, по примеру апостолов, о всем непрестанно благодарить Бога (ст. 25), и Господь никогда не покинет его без помощи (ст. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

9–13), как слова закона Божия, обязательного для исполнения всем. Так, обр. совершилось первое собрание свящ. книг под именем Тора, или впоследствии Пятокнижия, и их канонизация, т. е. объявление и принятие их Церковью в качестве богодухновенных и долженствующих служить руководственным правилом веры и жизни, и указаны Моисеем средства охранения их от потери, именно: возложена обязанность охранения на священных лиц, на жрецов, и указано место хранения, священнейшая часть скинии, святое-святых, где одесную ковчега в особом ящике и хранились книги закона и потом другие. По примеру Моисея поступили в этом деле Иисус Навин и Самуил: первый «вписал в книгу закона Божия» акт обновления завета в Сихеме ( Нав.24:26 ), а второй «написал в книгу права царства и положил пред Господом» ( 1Цар.10:25 ), Так могли поступить в деле канонизации своих писаний первые три свящ. писателя потому, что они сами имели высшую правительственную власть в народе и Церкви. Но со времени избрания царя Саула правительственная власть в народе и Церкви отделилась от звания пророческого, и пророки-писатели не всегда имели внешнюю возможность присоединить свои богодухновенные писания к книге закона и совершить канонизацию их. Конечно, Давид и Соломон, как цари, могли это сделать и вероятно сделали в союзе с пророками и священниками; так, полагают, первый сборник Псалмов в количестве семидесьти одного псалма составлен и получил церковную канонизацию при Давиде и при его участии (см. Пс.71 : после стих. 18 и 19); тоже можно сказать и о первых двадцати четырех главах книги Притчей. Но последующие пророки-писатели, не имея ни гражданской, ни церковной власти, не могли сами и самостоятельно совершать канонизацию своих писаний, тем более, что часто они находились в неприязненных отношениях с нечестивыми царями, а иногда и со священниками, напр. пр. Иеремия (см. Иер.20:1,2 ). Когда пророки-писатели жили в смутные времена нечестия и гонений на ревнителей истинной веры, то конечно канонизация их писаний не могла совершиться при их жизни и ими самими.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010