При объяснении цитуемого лжеучителями в своё оправдание выражения ап. Павла ( 1Кор.14:26 ) мы ставим для себя правилом, чтобы наше толкование не противоречило ни целому посланию ап. Павла, ни всем его посланиям, а также, чтобы вполне согласовалось с духом всего Священного Писания. Из послания ап. Павла к Коринфянам мы знаем, что в первенствующей Христианской Церкви изобиловали различные духовные дарования, или как сам Апостол разграничивает их – дары различны ( 1Кор.12:4 ): и служения различны (5 ст.); и действия различны (6 ст.); как то: слово мудрости, слово знания, вера, дары исцелений, чудотворения, пророчество, различение духов, разные языки, истолкование языков (8–10 ст.), дары воспоможения, управления (28) и др. В этом мы не можем не видеть исполнения пророческих слов: «и будет в последние дни излию от Духа Моего на всякую плоть» и т. д. ( Иоил.2:28–32 ). По воле Божией такое изобилие чрезвычайных духовных дарований было потому, что на земле созрела жатва ( Откр.14:15 ; Ин.4:35 ) и жатвы было много, а делателей мало ( Мф.9:37 ; Лк.10:2 ). И, как в апостольское время изобиловали чрезвычайные дарования, то слово о назидании, обращенное, по-видимому, ко всем верующим, собственно относилось к тем, кто имел какой-нибудь из указанных чрезвычайных даров, а не ко всем. Это мы узнаем из следующих слов того же Апостола: «если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет ( 1Кор.14:37, 38 ); и выше: никто не обольщай самого себя ( 1Кор.3:18 ); ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя ( Гал.6:3 )». Равным образом и право учительства в Церкви Христовой, кроме апостолов и их ближайших учеников даже в то время, когда изобиловали чрезвычайные духовные дарования, принадлежало не всем, а только тем, кого Сам Бог поставил в Церкви пастырями, и учителями ( 1Кор.12:28–30 : сравн. Еф.4:11–12 ), и блюстителями пасти Церковь Господа и Бога ( Деян.20:28 ). Достойно особенного внимания и то, что хотя чрезвычайные дары изобиловали в век апостольский, ап. Павел кроме того, что сам благовествовал и посылал свои послания, находил еще необходимым посылать и учеников своих, как наприм. Тимофея ( 1Кор.4:17 ), для напоминания верующим благовестия. Верующих сей апостол строго отличал от благовестников: первых (верующих) называл нивою, Божиим строением, тогда как себя и других проповедников – соработниками у Бога ( 1Фес.3:2 ). Какое строгое и точное разграничение! «Мы (апостолы, наши ближайшие сотрудники и все последующие наши преемники: пастыри и учители) соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение ( 1Кор.3:9 ). Итак, каждый (верующий) должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» ( 1Кор.4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1Фес.4:7 ), предоставив свои тела в жертву святую ( Рим.12:1 ), будучи святы в поступках ( 1Петр.1:15:16 ) и непорочны ( Еф.1:4 ). Если Святый Дух даёт силы и помощь во всех жизненных функциях, то все функции должны быть чистыми; весь человек должен стремиться к богоуподоблению. «Сам Дух ходатайствует за верующих воздыханиями неизреченными» ( Рим.8:26:27 ), потому что верующие – сыны Божии, и Бог послал в сердца их Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче! ( Гал.4:6 , ср. Рим.8:15 ). Поэтому и ложь есть ложь Духу Святому ( Деян.5:3 ). V Тело по преимуществу, само Тело, τ σμα не было бы таковым, если бы исключало из себя какое-нибудь частное тело. Потому-то оно и стоит над всеми отдельными телами, что несёт в себе всякое частное совершенство отдельного тела и, следовательно, не исключает из себя последнего. Но в то же время, будучи Телом совершенным, оно всегда и везде и при всяких условиях остаётся само собою. Всё для него, но оно – выше всего, не нарушая своего самотождества. Универсальность в смысле unum versum alios – таково третье и последнее существенное свойство Церкви 681 . Церковь есть полнота Христова, плирома Христа ( Еф.1:23 б). Но всё чрез Слово начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин.1:3 ); Христом – все, имы Им ( 1Кор.8:6 ), ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего и все Им стоит ( Кол.1:16–17 ). Полнота Христова – полнота всех энергий, которыми создано всё бытие. Если сейчас Церковь – не всё актуально, то она – всё в потенции, ибо исполнена полнотою Христа. Ведь Господу Иисусу Христу всё предано в руки Отцем Его ( Мф.11:27 ; Лк.10:22 ; Ин.3:5, 13:3 ); Отец всё покорил под ноги Сыну ( 1Кор.15:27 ; Еф.1:22 ; Евр.2:5:8 ), так что что принадлежит Отцу, то принадлежит и Сыну ( Ин.16:15 ). А от Бога – всё ( 1Кор.11, 12, 8:6 ); всё из Него, Им и к нему ( Рим.11:36 ), ибо Он всё создал Иисусом Христом ( Еф.3:9 ); Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас ( Еф.4:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

10–11. Иисус Христос смертию Своею на земле спас все народы, какие только можно представить в великом Божием творении, или на земном шаре. 13. Всякое доброе дело как начинает, так и совершает в нас Бог ( Флп.1:6 ). Бог усовершает нас во всяком добром деле во исполнение воли Его ( 1Фес.4:3 ), производя в нас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа ( Евр.13:21 ). Гл. 3. Ст. 2–3. Во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью ( Гал.5:6 ). 5, 8. Кто последует Иисусу Христу, тот отказывается внутренне от знатности рода и всех внешних пред другими преимуществ ( Мк.8:34 ). 12–15. Не почитай себя совершенным, доколе находишься в сем смертном теле; все совершенные забывают прежние свои добродетели и простираются вперед, доколе не соединятся со Христом в вечности. 16–17. Для Христианина главное правило подражать во всем Иисусу Христу ( Флп.2:5 ; Мк.8:34 ) и Его последователям. 18–19. Все лжеучители, которые вводят пагубные ереси, и отвергаются искупившего их Господа, готовят сами себе скорую погибель: они – враги креста Христова – полагают удовольствие во вседневной роскоши; сердце их приучено к многостяжанию. Это дети проклятия ( 2Пет.2:1, 13, 14 ). 19–20. Кто воскрес со Христом, тот не мыслит о земном; он ищет горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляет, а не о земном ( Кол.3:1–2 ). 20. Не для сей временной, но для будущей вечной жизни мы созданы. Жизнь наша на небесах есть истинное наше сокровище, а где сокровище наше, там должно быть и сердце наше ( Мф.6:21 ). Гл. 4. Ст. 6. Кто помышляет о смерти, или о близкой кончине мира, тот ни о чем не заботится, во всем поступает благоразумно, и бодрствует в молитвах ( Иак.5:7 – 2Пет.3:8, 9, 11–12 ). 7. Помышление о будущем блаженстве праведных утверждает сердца наши и мысли наши во Христе Иисусе ( Рим.8:35 ). Блаженное состояние (мир Божий) в будущем веке превышает всякое человеческое помышление ( 1Кор.2:9 ), и всякий имеющий сию надежду быть подобным Богу, очищает себя от грехов, так как Бог чист ( 1Ин.3:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

1Фес. 5:4 . Но вы. братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Пророчества о будущем страшном суде : а) Ветхого Завета: Быт.18:25 ; Ис. 3:13–14; 4:4 ; Иер. 25:30; 48:21 ; Ос.4:1 ; Мал. 3:5 и Пс. 1:5; 75:10 . б) Прямые указания Нового Завета: Мф. 13: 49–50; 16:27; 21:25–27; 24:36–51 . Только о дне и часе страшн. суда никому не известно, кроме Бога: Мк. 13:32–37 ; Мф. 25:14–30 ; 2Пет. 3:10 ; Откр. 3:3; 16:15; 22:20 и друг. III. Для миссионерской полемики с сектантами о кончине мира b страшном суде Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование Откр. 1:1 . Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное чрез Ангела Своего рабу Своему Иоанну, 2 .Который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа, и что он видел. 3 .Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего, и соблюдающие написанное в нем, ибо время близко. Откр.2:12 . И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит имеющий острый с обеих сторон меч: 13 . Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей, даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой, Антипа. Основываясь на 1–3 главах Откровения вообще и на 3 ст. 1гл. особенно, сектанты проводят ту мысль, что близок конец мира и наступление второго пришествия. В этих главах пророчески указана апостолом судьба древних семи малоазиатских церквей; все это уже исполнилось еще в 8-м веке при нашествии магометан. Сближающие Пергамскую церковь ( Откр. 2:12 ) с г. Петербургом делают это без всякого основания, и тем обнаруживают незнание истории и свое собственное неразумие. В Откр. 1:3 не указаны прямо люди нынешнего времени, а подразумеваются именно люди того времени, когда приблизится страшный день Христов, а потому пророческое описание обстоятельств второго пришествия, высказанное в книге «Откровение Иоанна Богослова», наир, в местах 4:2; 21:1–2, с ясностью нами понимаемо не может быть: Деян. 1:7 . Полное объяснение пророчества этой книги о кончине мира мы должны предоставить тем людям, которые жить будут пред самым вторым пришествием Господа: Мк. 13:26–27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Лк.23:21–22 . «Но они кричали: распни, распни Его! Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашёл в Нём; итак, наказав Его, отпущу». Объясн. Кричали «распни, распни Его!» не христиане, а толпа еврейского народа, возбуждённая еврейскими же первосвященниками: Мк.15:11 ; теперь и за лжеучение религиозное не только никого не распинают, а даже и не заграждают лжеучителям уста: 1Пет.2:15 , перестали и страхом их спасать: Иуд.1:23 Ин.16:2 . «Изгонят вас из синагог: даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу». Объясн. Эти слова Евангелия относятся к святым апостолам и последователям истинного Христова учения, которых действительно преследовали за имя Христа язычники и иудеи, но кого преследуют не за имя Христово, а за своеволие и преступление, к тому не может относиться это изречение, а справедливее подходит вот какое: Иуд.1:23 ; 1Тим.6:3–4 ; Тит.1:10–11 . 1Пет.3:17 . «Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые». Объясн. Заблуждающиеся в вере и вводящие других в заблуждение если бывают вразумлены: 1Фес.5:14 , и наказываемы, то не за добрые дела, а за лжеучение: Деян.5:36–37 ; 2Кор.11:13–15 . 2Тим.3:12 . «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». Объясн. Лжеучителей, вводящих пагубные ереси: 2Пет.2:1–2 , преследовали за своеволие и преступления, а не за Христа: Деян.5:36–37 , следовательно, за вероучение религиозное гонимы были не одни святые апостолы, но страдали за вероучение своё ложное и разные люди негодные, всё же от этого вера сих последних, конечно, не сделалась истинной: 2Тим.2:5 . Ис.66:5 . «Выслушайте слово Господа, трепещущие пред словом Его. Ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Моё, говорят: «пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше». Но они будут постыжены». Объясн. У пророка Исаии говорится о преследовании благочестивых израильтян за имя Божие со стороны собратьев их, которые избирали собственные пути и находили удовольствие в мерзостях, т.е. предавались язычеству: ст.3–6. Евреи не пользуются расположением народа, но они – не ученики Христовы, так и еретики, если не пользуются расположением православных христиан, то потому только, что они извращают Писания: 1Пет.3:16 , противятся истине: 2Тим.3:8–9 ; 2Пет.2:1–2 . И Слово Божие повелевает остерегаться их и отвращаться: Рим.16:17 ; 2Тим.3:5 ; Тит.3:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

9. Кто опечаливает другого к покаянию, тот не делает ему вреда. 10. Кто печалится, что оскорбил Бога (грехами), тот от Бога получит утешение ( Мф.5:4 ); а кто печалится о лишении тленных благ, тот, по пристрастию к миру, не увидит в Бог спасения. Гл. 8. Ст. 2–3. Богатый подает милостыню от избытка своего, а бедный от скудости жертвует всем, что имеет ( Лк.21:4 ). 9. Иисус Христос родился в яслях, не имел собственного жилища ( Мф.8:20 ), и будучи Богом, принял на Себя образ раба, сделавшись подобным человекам, – смирил Себя, быв кротким даже до смерти, и смерти крестной ( Флп.2:7–8 ): будем подражать Его неизреченной к нам любви, смирению и долготерпению. 12–13. Богу можно жертвовать всем, кто что имеет ( Лк.21:4 ), и для усердия к ближнему нет также закона; но не надобно, чтобы милостыня для других была облегчением, а для нас самих случаем к роптанию. Благотворения и общительность благоугодны Богу, как доброхотные жертвы ( 2Кор.9:7 ). 14. Благотворения и общительность бывают взаимные, когда недостаток одного покрывается избытком другого. 20–21. Если твоими руками подают милостыню другие, то старайся о добром (будь честен) не только пред Господом, но и пред людьми. Гл. 9. Ст. 4. Не вводи в стыд за себя другого – который тобою хвалится, но показывай добрым твоим поведением, что ты достоин от всех похвалы. 6. Давайте, и дастся вам мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною; ибо какою мерою меряете вы, такою же отмерится и вам ( Лк.6:38 ). 7. Во всяком даянии имей лицо веселое ( Сир.35:8 ), и не подавай милостыню с огорчением. Ибо Бог любит дающего доброхотно. Гл. 10. Ст. 4–5. Апостольское благовествование было не словесное только ( 1Фес.1:5 ), но с силой Божией (выше 2Кор.6:7 ); Словом Божиим они покоряли вере все гордые умствования мудрецов, состязателей и совопросников мира сего, и не было на земле власти, которая бы могла противиться Духу их и силе ( Деян.6:10 ). 5. Кто не следуст здравым словам Господа нашего Иисуса Христа, и благочестивому учению; тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых рождаются зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры ( 1Тим.6:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Двенадцать апостолов посылаются воскресшим Спасителем приготовить себе учеников из всех народов, крестить их во имя Отца и Сына и Святаго Духа и учить всему, что Он заповедал (см.: Мф.28:19–20 ). А с умножением христиан после дня Пятидесятницы апостолы, по внушению Духа Святого, учредили три степени церковной иерархии диаконов, священников и епископов (см.: Деян.6:1–6; 8:14–17; 13:1–3; 14:3; 20:17–28 ; 1Петр.5:1–4 ; 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:6 ; Откр.1:6; 5:10 ). Какой же властью наделил Спаситель новое, более совершенное священство, учрежденное по чину Мелхиседека и служащее Богу посредством хлеба и вина (см.: Евр.7:1–3, 11 )? Епископам (см.: Флп.1:1 ) заповедано было рукополагать одних христиан в диаконов и священников, других в епископское достоинство (см.: 1Тим.3:1–13; 5:21–22 ; Тит.1:5–7 ). Этих епископов и священников Бог называет также служителями и домостроителями таин Божиих ( 1Кор.4:1 ; Тит.1:7 ). Епископы и священники суть делатели, которым Бог вверил виноградник, то есть христианский мир, дабы они возделывали его вместо делателей закона ветхого (см.: Мф.21:33–43 ). Епископы и священники слуги Божии, которые приготовляют трапезу, растворяют вино и зовут мир ко спасению (см.: Притч.9:2–6 ; Мф.22:1–14 ). Они называются также наставниками во Христе ( 1Кор.4:15 ). Христианам дана заповедь слушать их и исполнять все, чему они учат, ибо учащие призваны дать отчет о душах учеников (см.: 1Фес.5:12–13 ; Евр.13:17 ). Им, через апостолов Своих, дал Христос власть отпускать грехи ищущим спасения (см.: Ин.20:19–23 ; Деян.19:18 ). Через апостолов же вручены им от Господа ключи Царства Небесного и власть связывать и разрешать (см.: Мф.16:18–19 ). О епископах и священниках предречено, что они будут священниками Богу, облеченными во спасение (ср.: Пс.131:16 ; Ис.66:21 ; Иер.23:3–5 ), ибо с ними, как поставленными от апостолов, обещал Господь Иисус Христос быть во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Сектант : Истинное священство не есть таинство, совершаемое лишь над избранными. Все христиане имеют дар священства, а значит, и служение его может исполнять любой из них. Ибо сказано: сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое ( 1Петр.2:5 ); вы род избранный, царственное священство, народ святой ( 1Петр.2:9 ); Ты... соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле ( Откр.5:9–10 ). Итак, священство есть у всех верных.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Духовные чада апостола – всегда «в сердце» апостола ( 2Кор.7:3 ), и о них он «ревнует ревностью Божьею» ( 2Кор.11:2 ), боясь, чтобы они не соблазнились от преподанного им пути жизни ( 2Кор.11:3 ). Всю душу свою апостол отдает своим духовным детям ( 1Фес.2:8 ): «кто изнемогает, – говорит он, – с кем бы, и я не изнемог? Кто соблазняет, за кого бы я не воспламенялся» ( 2Кор.11:29 )? Входя в духовный мир каждого и принимая участие в духовных нуждах его, апостол был «для всех всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» ( 1Кор.9:22 ): и это – вовсе не угодливость и слабость, ибо не для своей пользы апостол служил всем, а «для пользы многих, чтобы они спаслись» ( 1Кор. 10:33 ). Такого же самоотвержения и любви к своим пасуемым ради их спасения апостол требует от пастырей и прямо, когда обращается к тому или другому из них с наставлениями о пастырском деле. Обращаясь к ефесским пресвитерам, апостол заповедует им быть внимательными, «к стаду, в котором Дух Святой поставил их блюстителями», и «пасти Церковь Господа», храня ее от заблуждений ( Деян.20:28–31 ) и «уча каждого день и ночь» ( Деян.20:31 ), в учении же этом он заповедует «ничего не пропускать полезного», «возвещая покаяние и вру в Господа нашего Исуса Христа» ( Деян.20:20–21 ) и поддерживать преимущественно «слабых» ( Деян.20:35 ). В пастырском своем послании к Тимофею, епископу Ефесскому, апостол прежде других наставлений говорит о том, что пастырю нужно делать свое дело, не отступая ни пред какими трудностями и опасностями, будучи готовым и пострадать ради спасения своих пасуемых ( 2Тим.2:3–13 ). В своей жизни пастырь должен быть «образцом для верных в слов, в житии, в любви, в дух, в вере, в чистоте» ( 1Тим.4:12, 3:1–13 ). Ревнуя о спасении своей паствы ( 1Тим.4:16 ), пастырь должен «проповедовать и учить» и тот только пастырь достойнее других, который «трудится в слов и учении» ( 1Тим.5:17 ). Все меры и средства должен испытывать пастырь в «проповеди и учении», ради главной и высшей цели – спасти вверенных ему духовных чад: «проповедуй слово», говорит апостол всякому пастырю в лице епископа Тимофея, «настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» ( 2Тим.4:2 ), «старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» ( 2Тим.2:15 ), «будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» ( 2Тим.4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kulyuki...

Данная тема является связующим звеном Евангелия и «Второго Евангелия» – Посланий апостола Павла, так как рассматривает высшую степень совершенства – самоотверженную и всепрощающую любовь. Так же как и Евангелие, Павловы Послания пронизаны темой любви, которая распространяется равно на всех. Этой любви друг к другу учит Сам Господь: вы сами научены Богом любить друг друга ( 1Фес.4:9 ). Любовь , по апостолу, – это важное условие, которое позволяет сохранять единство духа в союзе мира ( Еф.4:1–3 ). Она является вершиной добродетели. Об этом он определённо говорит в Послании к Колоссянам: Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства ( Кол.3:14 ). Можно совершить многочисленные подвиги, предавая себя добродетельной жизни, но без любви невозможно найти истинную пользу, то есть спасение. Без любви добродетель превращается в ожесточённое благочестие, за которым скрывается замаскированная гордыня. Говоря о вере, надежде и любви (см.: 1Кор.13:13 ), апостол превыше ставит любовь, потому что, объясняет преподобный Иоанн Лествичник , «ею именуется Бог . Кто хочет говорить о любви, тот покушается говорить о Самом Боге» 257 . Теперь рассмотрим, в чём, по апостолу, заключается совершенство любви. В первую очередь это самоотверженность. Просто удивительные слова апостола встречаются в его Послании к Римлянам: я желал бы сам быть отлучённым от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян ( Рим.9:3–4 ). «Смысл фразы в том, что апостол считает дело спасения Израиля более важным, чем дело своего личного спасения» 258 . «То есть „я молюсь, – говорит он, – о том, чтобы мне быть преданным Христом диаволу и быть наказанным и претерпеть кары за Израиль, по праведному суду полагающиеся [сынам Израилевым] за неверие, лишь бы они спаслись“. Тем же самым образом и Господь предал Себя [на крестную смерть] и стал клятвой за всех ( Гал.3:13 )» 259 . Конечно, это место в Послании может показаться странным и непонятным, но стоит обратиться к толкованию, как сразу проникает в сердце глубокое его содержание, наполненное пламенной любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С особенным ударением апостол говорит о крестной смерти и воскресении Христа, и в этих событиях полагает существо всего дела Христова и основание всего христианского упования и веры. До своего обращения Павел-Савл был рьяным иудаистом 568 , «неумеренным «ревнителем отеческих преданий», по его собственному позднейшему признанию, – «жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее», дышал убийствами и угрозами на учеников Господа ( Гал.1:13–14 ; Деян.8:3; 9:1 и др.). Можно думать, что его смущал и возбуждал тогда «соблазн Креста», тот самый «соблазн», в котором он впоследствии видел и указывал главное препятствие для обращения иудеев и эллинов ( 1Кор.1:18,23 ; ср. Гал.5:11 ). Перед Распятьем возмущалось его фарисейское сердце тогда, как перед знаком проклятия и позора. Перед Распятьем благоговела его душа впоследствии, когда он писал в Коринф: «я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» ( 1Кор.2:2 ). Перед его духовным взором всегда был предначертан Иисус Христос распятый (ср. Гал.3:1 ), – и восставший из мертвых. Постоянно в своих посланиях апостол говорит о Кресте и Крестной смерти, о «Крови Креста Его», излитой во искупление грехов и в жертву умилостивления ( Кол.1:20 ; Рим.3:25 ), о страданиях Христа, Которого убили иудеи, о Его погребении ( Гал.3:13 ; Рим.8:17 ; Флп.3:10 ; 2Кор.13:4 ; 1Фес.2:15 ; 1Кор.15:4 ). И для него это воспоминание и напоминание о недавних и действительных событиях. С такой же настойчивостью говорит он и о воскресении. «Иисуса и воскресение» благовествовал он в Афинах ( Деян.17:18 ). На вере в воскресение Христа, «восставшего для оправдания нашего» ( Рим.4:25 ), основывается вся проповедь ап. Павла... Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... Но Христос воскрес из мертвых, как первенец из умерших» ( 1Кор.15:14,20 ). Вера в действительное воскресение Христа распятого была живым средоточием всей первохристианской жизни. И здесь снова полный и совершенный религиозно-исторический реализм превышает, перерастает грани обыденного опыта.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010