Мнение, что Христос обещал прийти при жизни апостолов. Таким образом, мы рассмотрели основные варианты небуквалистического толкования фразы некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем. Важно отметить, что до XVIII века не было прецедента, чтобы эти слова Христа толковались в том смысле, что слушатели Христа будут очевидцами Второго пришествия. «Пионерами» в этом аспекте стали представители направления, которое иногда называют «отрицательной библейской критикой»: Герман Реймариус (XVIII в.), Давид Штраус и Эрнест Ренан (XIX в.). Эта концепция, зародившаяся в недрах библейской критики, широко распространилась. Принятие и логическое развитие такого понимания приводит к одному из двух выводов: или Христос не говорил указанных слов, их добавили впоследствии евангелисты (которые выражали убеждение апостольской Церкви), или же Христос допустил ошибку (при таком понимании «ошибка» рассматривается как отражение человеческой природы Христа 12 ). Понятно, что ни первый, ни тем более второй вариант неприемлем для православной библейской традиции. «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет» (Мф.24:34; Мк.13:30; Лк.21:32) Есть соблазн связать эти слова Христа с только что проанализированной фразой о том, что некоторые Его слушатели станут свидетелями Царства Божия. Однако здесь совсем другой контекст и потому другой смысл. Рассматриваемое изречение во всех синоптических Евангелиях используется в эсхатологической речи, которая также называется «малый апокалипсис» и в которой соединены темы разрушения Иерусалима в 70 году и Второго пришествия. Ключевые детали высказывания: род сей и всё сие – относятся к теме разрушения Иерусалима. Следует обратить внимание на аналогичную фразу в Мф.23:36 : Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей – она точно относится к возмездию, которое ожидает иудеев за казнь Христа и преследование апостолов. Таким образом, в рассматриваемом высказывании Христос говорит о гибели, которая уготована Его современникам: это поколение ответит за пролитую ими кровь 13 . Слова апостола Павла о себе как очевидце Второго пришествия (1Фес.4:15–17)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Спящии... в нощи спят...Мы же,сынове не нощи, а дне ( 1Фес.5:7,8 ); нощь для нас прейде, а день приближися: отложим убо дела темная и облечемся во оружие света ( Рим.13:12 ). Вникнем, братие, для своего назидания ближе в евангельское повествование об отречении и восстании апостола Петра. Петр уверяет Господа, что хотя бы и все соблазнились о Нем, но он не соблазнится. Он следовательно считает себя крепче, устойчивее других; он усматривает в себе особенные преимущества: он выделяет себя из ряда других, надеется на собственные силы. Вместо того, чтобы говорить Господу: «приложи нам веру», «помилуй мя», «спаси мя», Петр упорствует и заявляет: «аще ми есть и умрети с Тобою, не отвергуся Тебе»( Мф.26:35 ). Апостол отрекся от Христа вследствие своей самонадеянности; он положился исключительно на свои собственные силы. Как часто эта самонадеянность является причиною и наших падений. Мы забываем, что только в единении с Господом, при Его благодатном содействии, можем сотворить что-нибудь доброе. Бог бо есть действуяй в нас и еже хотети и еже деяти о благоволении ( Флп.2:13 ). Господь гордым противится, смиренным же дает благодать ( Иак.4:6 ). Не должны мы самоуверенно заявлять: «этого мы не сделаем», «другие, быть может, не устоят, а мы окажемся твердыми», «мы не уклонимся». Симоне, Симоне, се сатана просит вас, да бы сеял, яко пшеницу: Аз же молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя ( Лк.22:31,32 ). Где же после этого самоуверенность, самонадеянность? Где похвала? Отгнася. Каким законом? Законом евангельским. Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко рабы неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом ( Лк.17,10 ). Петр отрекается от Христа в виду угрожавшей ему опасности, из страха за свою жизнь, «страха ради иудейска». Прежде пылкий, мужественный и решительный, он теперь стоит и греется у разведенного костра. Забыл он о своей обещанной им неизменной верности Господу, забыл о Гефсиманском подвиге Христа, забыл о любви Господа к нему. Стоит и греется, а когда спросили, отпирается! «Побежденный страхом, он не сносит угрозы бедной и бессильной служанки».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Творения святителя Феофана Затворника , которые служат основными источниками для раскрытия темы публикации, в свою очередь имеют собственный библейский, патристический и научно-богословский фундамент. Толкования на послания святого апостола Павла, «Начертания нравственного нравоучения», собрания писем, отдельные духовно-нравственные поучения святителя по своему содержанию представляют собой расширенный комментарий православного церковного учения о Боге, о мире и человеке. В связи с тем, что слово Божие и учение святых отцов составляют базовые направления мысли святителя Феофана, следует начать обзор библейских источников, положенных в основу его толкований и размышлений. Тема человеческого духа, рассматриваемая в данной статье, охватывает обширную часть экзегетических произведений святителя. В первую очередь это толкования на послания св. ап. Павла ( Рим.8:10 ; ; 2Кор. 2:13, 7:1–13 ; Гал.5:17, 22, 6:1, 8, 18 ; Еф.4:23, 6, 18 ; Флп.2:19, 3:3 ; Кол.2:5 ; 1Фес.5:23 ; Флм.1:25 и др.), где апостол употребляет греческий термин πνεμα – дух. По мысли архимандрита Киприана (Керна) , это слово – «самый, может быть, неясный термин антропологии ап. Павла» c. 79]. А для святителя Феофана Затворника , дух – это ключевой термин, благодаря которому русский толкователь апостольских посланий может понять антропологию апостола Павла. Главным положением в отношении духа как составной части человеческой природы святитель Феофан видит в том, что именно наличие духа отличает человека от остальных живых и неживых существ. Дух – это специфически человеческая особенность: «Как малый мир, человек совмещает в себе все виды жизни, проявившиеся в его предшественниках по лествице творения. В нем есть и растительно-животная жизнь, и животно-душевная вместе с душевно-человеческою, и духовная, исключительно ему принадлежащая и его характеризующая. Их и означают слова: тело, душа и дух» c. 295]. Принадлежность духа «к существенным потребностям человеческого естества» c. 569] приводит святителя Феофана к усмотрению его происхождения в самом акте сотворения человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

«как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного» ( Мф.12:29 ): пусть кто попробует прежде уничтожить Христа, а потом уже «расхитить» священство Его. Апостолам и их преемникам Господь обещал: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век» ( Ин.14:16 ). Священноначалие в Церкви учит: Апостолам и их преемникам повелел Господь учить: «идите, научите все народы» ( Мф.28:19 ). «самим одиннадцати» (и их преемникам) Господь сказал: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие» ( Мк.16:14–15 ). Спасение, «быв сначала проповедано Господом, в вас утвердилось слышавшими от Него» ( Евр.2:3 ). «Он (Христос) поставил одних Апостолами... иных пастырями и учителями» ( Еф.4:11 ). Самочинники не проповедуют: «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» ( 1Кор.12:29 ). «Как проповедовать, если не будут посланы» ( Рим.10:15 ). «Никто сам собою не приемлет этой чести, но призванный Богом, как Аарон» ( Евр.5:4 ). Священноначалие священнодействует: Апостолам и их преемникам Господь повелел крещением присоединять верующих к Церкви ( Мф.28:19 ). Низводить Святого Духа в таинстве Руковозложения или Миропомазания могли только Апостолы и их преемники ( Деян.8:14–19 ). Священноначалие совершает таинство Елеосвящения ( Иак.5:14 ). Священноначалие предстоятельствует в молитвах ( 1Фес.5:12 ). Преломляет хлеб, то есть совершают литургию ( Деян.20:11 ). Священноначалие управляет: Христос поручил Апостолам и их преемникам управлять верующими, «уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:20 ). Епископы «пасут стадо Божие», то есть, значит, управляют верующими ( Деян.20:28 ; 1Пет.5:1–6 ). Ап. Павел приказывает Тимофею, чтобы он «знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого» ( 1Тим.3:15 ). Священноначалие поставлено «к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» ( Еф.4:11–12 ). Священноначалию должно повиноваться: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет»... ( Евр.13:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

I, 1. Вся сила первого стиха лежит в περ το λγου τς ζως. Предлог περ c. genit, обычно указывает на лицо или предмет, который составляет средоточный пункт деятельности, около которого она вращается (говорить, слышать, знать о чем-либо: 1Кор.12:1 ; 1Тим.4:13 ) и соответствует лат. de (даже circa) – об, относительно, обозначая пункт не только средоточный, но и исходный (на что указывает genitivus), от которого известная деятельность начинается и который поэтому является для нее основанием. Чаще всего περс. с. genitiv. ставится после verba dicendi, docendi, scribendi (ναγγλλω, παγγλλω, γρφω, επον, μαρτυρω и т.п.) 550 . В данном случае на лицо такого глагола нет, но ставить его в надписании не было никакой нужды, так как для всякого, начинавшего читать послание, было ясно и понятно, что речь идет о главном предмете апостольского послания, который, разумеется, вместе с тем был душой и всей жизни и деятельности Апостола. В заглавии обычно сказуемое и не ставится. На выяснении этого основного понятия, заключающегося в λγος τς ζως, от которого мысль Апостола исходит и к которому постоянно возвращается, и необходимо остановиться прежде выяснения других понятий, входящих в состав 1-го стиха. Термин λογος в писаниях Апостола Иоанна встречается довольно часто и, как и у других новозаветных писателей, кроме обычного значения – слово, наречение, речь – имеет специальное значение вести о спасении, евангелия, учения Христова в частностях и во всей совокупности ( Ин.5:24, 8:52, 14:24, 15:3, 20 , 1Ин.1:10, 2:5, 7, 14 . Ср. Мк.2:2, 4:14–20, 33, 8:32, 16:20 ; Лк.1:20 , Деян.10:44, 11:19, 14:25, 16:6 17:11; Иак.1:21–23 ; 1Пет.2:8 ; Флп.1:14 ; 1Фес.1:6 ). Понимаемое в таком смысле, «слово» для того, кто слушает его и принимает, является источником жизни вечной ( Ин.5:24 ), потому что слова Спасителя суть дух и жизнь ( Ин.6:63 ), глаголы жизни вечной ( Ин.6:68 ), и кто соблюдает слово Его, тот не увидит смерти во век ( Ин.8:51 ; cp. 1Пет.1:24 ; Иак.1:18 ; 1Кор.1:18, 2:4 ; 2Кор.6:7 и др.) Исходя из такого содержания и значения термина λγος, некоторые 551 и в выражении περ το λγου τς ζως понимают λγος в смысле εαγγλιον в самом широком объеме: божественное откровение, которое говорит нам о жизни, из которого проистекает жизнь для нас и которое сообщено уже пророками, но в полноте провозглашено Тем, Кто есть Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

В тот день, т. е. в день Второго пришествия, явится знамение сына Человеческого на небе ( Мф.24:30 ). Свщ. Писание не уточняет, что это за знамение, но, по Преданию, этим знамением будет крест. Явление Спасителя будет чувственным, в человеческой плоти. Ангелы говорят апостолам после Вознесения Христова: “…Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо” ( Деян.1:11 ). Господь придет окруженный Ангелами ( Мф.16:27 ; Иуд.14 ). Ап. Павел сравнивает пришествие Христово с трубным созыванием войска или возвещением юбилейного года: “…Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба…” ( 1Фес.4:16 ). Явление Спасителя будет всеобщим и для всех явным — “…как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого” ( Мф.24:27 ). Отношение людей ко Второму пришествию будет различно. “Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше” ( Лк.21:28 ). Верными это пришествие будет воспринято как избавление, однако для внешних, для тех, кто не суть Христовы, пришествие Его ничего хорошего предвещать не будет, и поэтому “…восплачутся все племена земные…” ( Мф.24:30 ). Воскресение мертвых, его действительность Пространный Катихизис (чл. 11) таким образом определяет, что есть воскресение: “… действие могущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединяясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны”. Таким образом, воскресение — это не создание новых тел и не духовное воскресение, а воссоединение души со своим телом. Учение о воскресении присутствует уже в Ветхом Завете. Многострадальный Иов восклицает: “А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его…” ( Иов.19:25–27 ). Здесь уже присутствует идея самотождественности личности до и после воскресения: то же самое лицо, которое некогда жило на земле, — оно же в своем теле будет участником события воскресения. Прообразом будущего воскресения были воскрешения умерших в Ветхом Завете. Например, воскрешение, совершенное пророком Илией в Сарепте Сидонской ( 3Цар.17:19 ), воскрешение пророком Елисеем в Сонаме ( 4Цар.4:29 ), воскрешение покойника от костей пророка Елисея ( 4Цар.13:21 ).

http://sueverie.net/antixrist-i-vremya-e...

3 .2. Апостол Павел всегда связывал идею всеобщего воскресения с воскресением Христовым и вторым Его пришествием. Эти события открывают путь к будущему спасению живым и мертвым ( 1Фес.4:13–18 ). В гор. Коринфе в полемике с противниками воскресения мертвых 16 происходившими, вероятно, из еврейской диаспоры, Павел описывает всеобщее воскресение как действие божественного Промысла и противопоставляет его смерти первозданного Адама. Как Адам стал причиной всеобщей смерти, так Христос – первенец из мертвых, стал началом всеобщего воскресения: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке. Первенец Христос, затем Христовы в пришествие Его» ( 1Кор.15:23 ). Но человек не должен пассивно ожидать явления Христа Спасителя. Входя в общение со страдающим Христом ( Флп.3:10 ) через спострадание Ему, человек во многом сам определяет свою будущую жизнь: «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор.5:10 ) 17 . 3 .3. О спострадании, как приобщении к страданиям Христовым, много говорит в своих сочинениях свт. Феофан Затворник († 1894). Для него спострадание это любой вид жизненных испытаний с мыслью о Христе распятом. Есть два основных вида такого спострадания. Первый – через внешние скорби и лишения, например, болезни тела, оскорбления, клевета, нищета и др., которые человек сознательно переносит ради веры во Христа. Другой – борьба со своими внутренними недостатками, которые ап. Павел называет страстями и похотями: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ). Здесь имеется ввиду добровольное сопротивление всем недобрым пожеланиям, безжалостное принуждение себя к деланию добрых дел и борьба с самим собой, которую свт. Феофан называет самоумерщвлением. Конечно, это не истязание самого себя до изнеможения, а стойкое противостояние своим дурным привычкам, которые становятся как бы второй природой человека. Поскольку страдания, не зависящие от нас, и добровольные скорби одинаково болезненны, то перенесение их «в полном смысле есть спострадание Господу, сообразное Его смерти» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Рейтинг: 10 Голосов: 1325 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Игорь, Киев 23 января 2022, 10:27 Спаси Христос. Утешает, что есть еще священники, хотящие жить в единстве с Духом Божиим. Елена 23 января 2022, 03:18 Спасибо, дорогой батюшка!Божией помощи в трудах на благо паствы! Доброго здоровья Вам и всех благ на многая лета! Gary 22 января 2022, 06:36 An uplifting article. Church rules are important but the acquisition of God is the main thing. We don " t need to leave the main thing undone. Matthew 23:23 and Luke 11:42. Катерина 21 января 2022, 20:45 Статья понравилась. Такой ревностный пастырь и неуверенеых овечек зажжет своей верой. Спасибо. рБ Марина 21 января 2022, 15:50 СПАСИ ГОСПОДИ ОТЕЦ ВАЛЕРИЙ ОЛЬГА за статью!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В СЛУЖЕНИИ И В ТРУДАХ!!! Алексей 21 января 2022, 13:06 Статья озаглавлена вот этим утвержднием священника: " Соблюдение правил – это ещё не воцерковление, если не иметь в душе мира, добра, любви " . К сожалению, мысль неверная. Воцерковление - это вход в Церковь и оно не может не дать человеку мир и любовь. Если воцерковление миру не помогло - виноват прежде всего священник. Не вдаваясь в обшие рассуждения лучше бы признать, что если перестаем соблюдать св.Каноны - Церковь рушится. Как это и произошло на Украине. Очень важно, например говорит св.Афанасий Ковровский, «воспитать пастыря и пасомых в духе церковности, в любви к Св. Церкви, послушании ей, смиренной покорности её св.Уставам». Извините, если обидел, но это так. Андрей-12 21 января 2022, 12:00 Очень актуальное и полезное интервью!Поход в храм,участие в таинствах -это только средства, главное- стяжание Святого Духа. " Даждь ми, сыне, твое сердце " (Притч.23:26)Надо очистить своё сердце, чтобы Господь мог в него войти- " Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят " (МФ.5:8).А как это сделать? Только молитвой- " непрестанно молитесь " 1Фес 5:17).Среди всех коротких молитв для постоянного повторения самая глубокая по смыслу и наиболее часто повторяемая на протяжении веков – это, конечно, Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня». «...все мы христиане имеем долг всегда пребывать в молитве» св.Григорий Палама.

http://pravoslavie.ru/144010.html

Павел отвечает и говорит: «послушествую о Господе, ктому не ходити вам, якоже и прочии языцы ходят в суете ума их, помрачены смыслом, суще отчуждени от жизни Божия» ( Еф.4:17–18 ). «Отложше лжу, глаголите истину... солнце да не зайдет в гневе вашем. Ниже дадите место диаволу. Крадый, ктому да не крадет... Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших» ( Еф.4:25–29 ). Где же поющие бесовские песни и утверждающие о себе, что они подражают Павлу? Послушайте взывающего Павла: «Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших: но точию еже есть благо к созданию... Всяка горесть, и гнев, и ярость, и кличь, и хула, да возмется от вас, со всякою злобою» ( Еф.4:29, 31 ). Сказав важнейшее: «Подражатели мне бывайте», – скажи и другое: «Бывайте убо... якоже чада Божия возлюбленная» ( Еф.5:1 ). Слышите и трепещите желающие быть христианами, и оставьте языческие дела, – «бывайте убо подражатели Богу». Еще взывает Павел: «Блуд же и всяка нечистота и лихоимство ниже да именуется в вас... И сквернословие, и буесловие, или кощуну» ( Еф.5:3–4 ). «И не упивайтеся вином, в немже есть блуд» ( Еф.5:18 ). «Подражатели мне бывайте. Вразумляйте безчинныя, утешайте малодушныя, заступайте немощныя, долготерпите ко всем» ( 1Фес.5:14 ). «Подражатели мне бывайте. Блюдите, да никтоже зло за зло воздаст: но всегда доброе гоните» ( 1Фес.5:15 ). «Подражатели мне бывайте. Всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся» ( 1Фес.5:16 ). Отвергнемся «нечестия и мирских похотей» ( Тит.2:12 ). «Подражатели мне бывайте, братия. Страннолюбия держащеся» ( Рим.12:13 ). «Братолюбием друг ко другу любезни... Упованием радующеся, скорби терпяще, в молитве пребывающе» ( Рим.12:10, 12 ). «Подражатели бывайте мне» – образцу. Подражатели бывайте блаженному Павлу, чтобы и вам царствовать со Христом бесконечные веки. Где утверждающие о себе: «Мы делаем все, что ни говорит Павел»? И кто (тогда будет) блаженнее тебя, если устоишь во истине, брат? Но смотри, не окажись лжецом, говоря и не делая, ибо Павел тебя еще увещевает: Подражатели мне бывайте.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tv...

Учитель должен постоянно пребывать в «учении» ( Рим.12:7 ; 2Тим.4:2 ) и преподавать слово истины, «вразумляя бесчинных, утешая малодушных и поддерживая слабых» ( 1Фес.5:14 ; 2Тим.2:15 ). Св. ап. Иаков, указывая на огромную ответственность, ложащуюся на плечи учителя, предостерегает от чрезмерного стремления к учительству ( Иак.3:1 ). В Послании к Евр.13:17 говорится о том, учителю однажды придется дать отчет Богу о вверенных им членах Церкви. Христиане должны помнить слова учителей и подражать их вере. Священное Писание Нового Завета говорит о том, каким должен быть учитель. Св. ап. Павел писал, о своем служении: «Мы... были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны... Вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу» ( 1Фес.2:7–8, 11–12 ). Св. ап. Павел – одновременно мать и отец своим духовным чадам. Его авторитет основан на личном примере: «Вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие» ( 1Фес.2:9 ). В Послании к христианам Коринфа Павел обращается с более решительным утверждением: «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» ( 1Кор.4:15 ). Учитель должен сам исполнять то, чему учит. Те, кто отягощает других, подвергнутся суровому суду Христа: «Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» ( Мф.23:4 ). Учитель в своем служении должен подражать Господу Иисусу Христу, как это советовал св. ап. Павел: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор.4:16 ). Среди тех качеств, какие были в служении Христа, для учителя очень важны следующие: тактичность, долготерпение, симпатия, эмпатия (сочувствие и участие в проблемах других людей), способность выражать чувство личной заботы о них, способность приобретать их уважение и доверие, стойкость, когда она нужна, гибкость, беспристрастность.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010