Спросите: Разве вам не кажется странным, что Стефан обратился к Иисусу с просьбой «принять его дух», если этот дух был жизненной силой, которая должна была вот-вот угаснуть и прекратить существование? 1Фес.4:13–17 – «Мертвые во Христе воскреснут прежде» В 4-й главе Первого послания к фессалоникийцам сказано: Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем ( 1Фес.4:13–17 ). Обратите внимание, что слово «сон», – хотя в Писании оно часто означает смерть, – никогда не употребляется применительно к нематериальной части человека. Исследователь культов Уолтер Мартин объяснял: «Термин „сон " в Писании всегда используется применительно только к телу, поскольку в смерти тело принимает вид спящего. Но термин „сон души» в Писании не встречается нигде. И Писание нигде не утверждает, что душа может переходить в бессознательное состояние» 704 . Уолтер Мартин так высказался относительно важности рассматриваемого текста для идеи о сознательном существовании души после смерти: 14-й стих данного отрывка указывает на то, что Павел, хотя он и использовал образ «сна» для описания физической смерти, явно понимал, что Иисус, вернувшись, приведет с (греч., sun) Собой тех, чьи тела «спят». Точнее говоря, души и духи тех, кто сейчас пребывает со Христом в славе ( 2Кор.5:8 ; Фил.1:22–23 ), воссоединятся с их воскресшими телами ( 1Кор.15 ); иными словами, они облекутся в бессмертие, нетленность и свободу от физического тления. Греческое слово sun показывает, что они (их души и духи) будут находиться «бок о бок» со Христом, а их «спящие» физические тела в этот момент воскреснут к бессмертию и воссоединятся со своими духами 705 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Цельсу следовало бы знать, что имел в виду апостол Павел, говоря это и отделяя себя, как совершенно не причастного смерти, и себе подобных от мертвых, когда он после слов: «И мертвые воскреснут нетленными» добавил: «А мы изменимся» 81 . В подтверждение того, что апостол с совершенно определенной целью написал то, что я только что привел из первого послания к Коринфянам, я приведу его слова из первого послания к Фессалоникийцам, где апостол Павел, как живой, воскресший 82 и отличающийся от умерших, говорит следующее: «Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба» ( 1Фес.4:15–16 ). И далее вслед за этим, зная, что мертвые во Христе отличны от него и ему подобных, добавляет: «И мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе» ( 1Фес.4:16–17 ). 83 18 . Поскольку же Цельс более всего насмехается над [учением] о воскресении плоти, 84 которое проповедуется в церквях и которое ясно поняли более сообразительные люди, и [поскольку] нет никакой необходимости вновь излагать его слова, которые мы уже один раз приводили, то давайте по мере наших сил скажем кое-что и по этому поводу для пользы читателей, как бы [произнося] защитительную речь перед теми, кто чужд нашей вере, написанную ради «младенцев, колеблющихся и увлекающихся всяким ветром учения, по лукавству человеков, по искусству обольщения» ( Ефес.4:14 ). Итак, ни мы, ни Св. Писание не говорит, что давно уже умершие оживут и вылезут из земли в той же самой плоти, нисколько не изменившейся к лучшему. Говоря так, Цельс клевещет на нас. В самом деле, мы видим, что во многих местах Св. Писания говорится о воскресении подобающим Богу образом. Но для нас достаточно теперь привести слова апостола Павла из первого послания к Коринфянам: «Но скажет кто-нибудь: «Как воскреснут мертвые? И в каком теле придут?» Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

15. Добродетель целомудрия апостол называет святынею. Воля Божия, говорит, есть освящение ваше ( 1Фес.4:3 ). Чтобы не оставить для нас сомнительным, или неясным, что он хотел назвать освящением, правду ли, или любовь, или смирение, или терпение (ибо во всех этих добродетелях приобретается святость), он прибавляет и ясно означает, что собственно хотел назвать святостью. Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога ( 1Фес.4:3-5 ). Смотри, каким похвалами он превозносит целомудрие, называя его честью сосуда, т.е. тела нашего, и святынею. Напротив, кто вдается в страсти похотения, тот находится в безчестии и нечистоте, и бывает чужд святыни. Немного спустя прибавляет, опять называя его святостию: ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости. Итак кто отвергает это, тот отвергает не человека, а Бога, который и дал нам Духа Своего Святаго (ст. 7,8). К своей заповеди он присоединил ненарушимый авторитет, говоря:кто отвергает это, т.е. что я сказал о святости, отвергает не человека, т.е. меня, который это заповедаю, но Бога, который во мне говорит, который также назначил сердце наше в жилище Святому Духу Своему. Видишь, в простых, ясных словах какими именами, сколькими похвалами он превознес целомудрие, во-первых приписывая собственно этой добродетели святость; потом утверждая, что ею надобно очищать сосуд нашего тела от нечистоты; втретьих, отвергнув безчестие и поношение, надобно пребывать в честности и святости; наконец показал, что чрез нее Святой Дух будет обитать в нашем сердце, что составляет высшее воздаяние совершенной награды и блаженства. 16. О другом свидетельстве апостола о той же святости. Хотя речь клонится к концу книжки, но я приведу еще другое, подобное сему, свидетельство того же апостола. Он пишет к евреям: мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никто же узрит Господа ( Евр.12:14 ). Здесь так же ясно показал, что без святости, которую обыкновенно называет непорочностию духа, или чистотою тела, вовсе нельзя увидеть Бога; именно и здесь так же прибавляет, уясняя ту же мысль: наблюдайте, чтобы не было между вами никакого блудника, или нечестивца, как Исав (ст. 16).

http://azbyka.ru/svyatye_otcy_o_celomudr...

О, плачевное событие! О, неутешное горе! Недоумевает ум, помышляя о несчастии: где и как это случилось, какую часть тела поразила убийственная рука, на каком месте упавши он испустил дух и скоро ли, от одного ли удара, сказав ли что-нибудь? О, какое зрелище! О, какой час! Отправили мы сокровище с доброю надеждою и получили неутешную скорбь. Но кто, горько оплакивая это бедствие, мог бы сказать что-нибудь достойное? Может быть, для тебя и солнце не радостно, и воздух печален, и море неприятно, и земля не вожделенна, и небо несносно, не заключая в себе твоей умственной звезды? Это и еще другое многое терзает твою душу, теснит сердце, исторгает горячие слезы, извлекает вопли и вызывает недоумение относительно самой жизни, вселяет отвращение к самой жизни. Но ободрись, госпожа, ободрись: время утешиться; отверзи слух свой и выслушай Божественные изречения: человек яко трава, дние его яко цвет сельный, тако отцветет ( Пс.102:15 ). Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти? ( Пс.88:49 ). Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним ( 1Фес.4:14 ). Итак, мы не совсем потеряли (736) сына, но спустя немного, когда затрубит последняя труба, он восстанет в сретение Господу на воздухе, и там мы увидим его ( 1Фес.4:17 ). Он здесь поражен смертным ударом, но там не испытает вечной скорби, как облекшийся во Христа в крещении (ср. Гал.3:27 ), содержавший православную веру и еще не насытившийся здешними приятностями, вкусив их как бы концом перста по юности своей. Поэтому мы веруем, что за такую преждевременную и несправедливую смерть он получит прощение сделанных им, как человеком, проступков и прегрешений. И сколько зол, госпожа, он перенес бы, оставаясь во плоти? Разве ты не думаешь, что здешняя жизнь есть испытание человеку? Взятие супруги, приобретение детей, изобилие рабов и прочего потребного для жизни, прибавил бы я, и приращение земной славы [предстояли ему]. Избавившись от всего этого, он будет иметь великую свободу души, соединившись с Богом и мало окропившись в душе горькими волнами жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Пусть скорбят те, которые не имеют надежды , а мы, чада упования, будем радоваться. А в чем состоит наше упование, он сам напо­минает об этом в следующих словах: если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (1Фес.4:14). Иисус для нас — спасение, пока мы жи­вем здесь, и жизнь, когда мы переселяемся отсюда. Ибо для меня , го­ворит апостол, жизнь — Христос, и смерть — приобретение (Флп.1:21). Поистине — приобретение, потому что смерть с пользою прекращает бедствия и страдания, которые сопря­жены с долговременной жизнью. Затем апостол описывает и то, в каком порядке и каким образом должно исполниться наше упование. Ибо сие , говорит, говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1Фес.4:15-17). Слова его означают то, что Господь, пришедши, найдет многих хри­стиан в телах еще не испытавшими смерти; и, однако, они не прежде восхищены будут на небо, как умершие святые вос­станут из гробов, будучи пробуждены трубою Божиею и гла­сом архангела. Когда же они будут пробуждены, то, соединив­шись с живыми, вместе с ними восхищены будут на обла­ках в сретение Христу на воздух, и таким образом будут царствовать с Ним всегда. Нельзя, конечно, сомневаться в том, что тела, имеющие тяжесть, могут подняться в воздух, когда по повелению Господню Петр, имевший такое же тело, ходил по волнам морским (Мф.17:29), и Илия, для под­тверждения этого упования, также был восхищен на огненной колеснице по этому воздуху на небо (4Цар.2:11). 7. Сохраняя это в уме и имея перед глазами своими, блаженный Павел говорил: я желал бы разрешиться и быть со Христом (Флп.1:23). И еще, излагая свое учение открыто, он говорит: мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, — ибо мы ходим верою, а не видением, — то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа (2Кор.5:6-8).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Христианин должен служить Богу искренно, не притворно: Ин.4:23–24 ; притворное служение, как служение фарисейское, не угодно Богу: Мф.13:14 . Однако если кто и притворно проповедует Христа, на словах проповедует веру во Христа и любовь к нему, а сам в душе не имеет ни того, ни другого, ищет своего: Флп.2:21 , то и о сем радуется апостол, радуется не за проповедующего, который не получит награды от Бога (он её и не ищет), а за Христа, слава Которого такой проповедью всё же распространяется. Здесь вразумление для тех, кто соблазняется недостойной жизнью некоторых пастырей Церкви; всё же они проповедуют Христа и содействуют славе Его, и о сем подобает радоваться. Слушать и недостойных пастырей Сам Господь повелел: Мф.23:3 , только по делам их запретил поступать. 1Фес.4:9 . «О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга». Объяснение. Этими словами нисколько не подтверждается лжеучение еретиков, отвергающих учительство человеческое и мнящих о себе, будто они научены Самим Богом. Как видно из 1–2 стихов этой же главы, Фессалоникийцы получили наставление, как должно угождать Богу от апостолов. Усовершенствовавшись с помощью благодати Божией в братолюбии, они не настолько усовершились в прочих добродетелях, чтобы апостол не имел побуждения просить их, умолять: ст.1, не оставлять их в неведении: ст.13, и заклинать: 1Фес.5:27 , словом, употреблять по отношению к ним своё человеческое учительство: срав. 2Тим.2:2 ; 1Кор.12:28 ; Рим.10:14 . Евр.3:13 . «Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом». Объяснение. Здесь говорится относительно наставлений частных, семейных, с благословения пастыря, религиозных беседах: 1Пет.5:1–2 , а никак не о церковном учительстве, в котором проповедник должен иметь посланство: Рим.10:15 ; 1Кор.12:28–29 . Евр.8:8:10–11 . «И вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет... Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их... и не будет учить каждый ближнего своего... говоря: познай Господа, потому что все, от малого до большого, будут знать Меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Большинство посланий написано как бы от имени двух или нескольких лиц: «Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат» ( 1Кор. 1:1 ); «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат» ( 2Кор. 1:1 ; Кол. 1:1 ); «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа» ( Флп. 1:1 ); «Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат» ( Флм. 1 ); «Павел и Силуан и Тимофей» ( 1Фес. 1:1 : 2Фес. 1:1 ); «Павел Апостол. избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых, и все находящиеся со мною братия» ( Гал. 1:1–2 ). Вряд ли можно трактовать эти упоминания других лиц в зачинах Павловых посланий как указания на совместное авторство. В лучшем случае речь может идти о том, что упомянутые лица (Сосфен, Тимофей, Силуан) помогали Павлу в качестве секретарей, записывая текст под его диктовку (подобно Тертию из Послания к Римлянам). Однако более вероятно, что Павел просто включал их в текст посланий в качестве своих соработников: будучи единоличным автором посланий, он писал как бы и от их имени. Сказанное подтверждается тем, что имена своих сподвижников Павел присоединяет к собственному имени только в начале послания, тогда как сам текст послания написан всегда от первого лица единственного, а не множественного числа. Выражение «я, Павел» встречается в том числе в тексте посланий, надписанных именами двух и более авторов ( Гал. 5:2 : Кол. 1:23 ; Флм. 9 ). Большинство посланий завершается приветствием «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» ( Рим. 16:24 ) или подобными христологическими формулами ( 1Кор. 16:23 ; Гал. 6:18 ; Еф. 6:24 ; Флп. 4:23 ; 1Фес. 5:28 ; 2Фес. 3:18 ; Флм. 25 ). В двух случаях эта формула сокращена до: «Благодать с тобою. Аминь» ( 1Тим. 6:21 ) или «Благодать со всеми вами. Аминь» ( Тит. 3:15 ). Одно из посланий завершается словами: «Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь» (2Тим, 4:22). Можно предположить, что эти приветствия Павел писал своей рукой, о чем свидетельствует следующее добавление, сделанное уже после слов «приветствие моею рукою, Павловою»: «что служит знаком во всяком послании; пишу я так: благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аммнь» ( 2Фес. 3:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Еще определеннее о скором наступлении конца говорится в изречении ( Мк. 9:1 ): «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». Это таинственное слово Иисуса Христа подвергалось многочисленным обсуждениям и толкованиям. Буквально понятое, оно говорит о том, что некоторые из свидетелей земной жизни и деяний Иисуса Христа станут также свидетелями пришествия Царствия Божия как изменения всего мирового порядка. Видимым образом, понятое так, это предсказание не сбылось. Это вызвало ряд не буквальных, иносказательных толкований этих слов. В новое время Р. Бультман предполагал, что этим словом некий раннехристианский пророк желал утешить церковь в отсрочке, промедлении парусии: мол, по меньшей мере некоторые из живущих христиан еще встретят наступление нового века. Однако из истории ранней церкви известно, что ученики Иисуса Христа страдали не от промедления парусии. Их, скорее, тревожило то, что, несмотря на обетования, среди них умирали их близкие. Вопрос об этом обсуждается уже в самом раннем из посланий Нового Завета, в ( 1Фес. 4:13–18 ). При этом Апостол Павел ссылается на «слово Господне», согласно которому «живущие, оставшиеся до пришествия Господня» не будут иметь преимущества перед усопшими ( 1Фес.4:15 ). Также и контекст ( Мк. 9:1 ), равно как и его более поздний аналог в ( Ин. 21:23 ), имеют в виду этот вопрос о смерти. Эти места примыкают к словам о крестном последовании. То есть, если это – слово утешения, то смысл его в том, что некоторые ученики Иисуса Христа будут избавлены скорым пришествием Царствия Божия от той чаши, на которую указывается сыновьям Зеведеевым ( Мк. 10:38 пар.). Так пророчество Иисуса Христа может отражать Его ситуацию. Однако, неисполнение буквально понятых слов доставляло церкви чем дальше, тем больше трудностей в их толковании. То же самое относится и к ( Мф. 10:23 ): «истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий». Что означает «успеть обойти города Израилевы»? С какой целью? Контекст ( Мф. 10 ) говорит о христианской миссии. Но возможно, изначально слово о скором пришествии Сына Человеческого мыслило не столько о миссии, сколько о бегстве учеников, на что указывает ( Мф. 10:23 ): «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой». Ученикам дается утешительное обетование: когда их будут преследовать, они до конца будут находить прибежище в городах Израиля. Это слово также хорошо отвечает ситуации земного служения Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Итак, не будем отступать от Святой Церкви Божией, которая содержит столь великие таинства нашего спасения в святом и упорядоченном устроении божественных символов, совершаемых в ней. Благодаря этим таинствам она созидает каждого из нас, соразмерно с его возможностями, живущим по Христу и, даровав посредством святого крещения в Духе Святом благодатный дар усыновления, являет его живущим по Христу. Поэтому со всей силой и усердием покажем себя достойными этих божественных даров, благоугождая Богу добрыми делами. Не будем жить подобно язычникам, не ведающим Бога в страсти похотения (1Фес.4:5), но, как говорит святой апостол, умерщвляя земные члены... блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев. Божий грядет на сынов противления... всякий гнев, ярость... сквернословие и ложь (ср.: Кол.3:5–9 ). Или, короче: всего ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях ( Еф. 4:22 ), совлекшись... с делами его ( Кол.3,9 ) и похотями, будем ходить достойно Бога, призвавшего нас в Свое Царство и славу ( 1Фес.2, 12 ), и облечемся в утробы милосердия, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг ко другу любовью и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу, как и Господь простил нам. Более же всего облечемся в любовь, которая есть совокупность совершенства, и мир, к которому мы призваны в одном теле ( Еф. 4:2 ; Кол.3:12–15 ). И чтобы не многословить: облечемся в нового человека, который обновляется в познании по образу Создавшего его ( Кол.3:10 ). Живя таким образом, мы сможем достичь цели божественных обетований, с благой надеждой исполниться познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном... принося плод... и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью, благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете ( Кол.1:9–12 ). Ясным доказательством этой благодати служит добровольное и добродетельное благорасположение к сродному [нам].

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Итак, православное учение о богослужении основано и на Слове Божием, и на истории Церкви, а следовательно воистину необходимо. Восстающие против этой истины сектанты только обличают сами себя в непоследовательности, ибо и сами без богослужебных обрядов не обходятся. Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в вопросе о церковном богослужении Деян.13:2 . «Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Объясн. Когда говорится здесь о служении Господу, то разумеется общественное богослужение, какое совершается в храме, в доме Божием: Лк.19:46–47 , по установленному чину: Лк.1:8:23 ; посвящение Варнавы и Савла на дело, на которое призвал их Господь, совершается чрез молитву и возложение рук: Деян.13:3:14:23 . Богослужение совершается по заповеди, в известное время и по установленному чину Мф.23:14 . «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение». Объясн. Православные христиане и, тем более, их пастыри не по лицемерию, а по заповеди Господа долго молятся: 1Фес.5:17–18 ; Лк.6:12 , и не они, а «не входящие дверью» врываются в домы вдовиц: Ин.10:1–2 . 1Кор.14:26:31 . «Итак, что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – всё сие да будет к назиданию... Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение». Объясн. Здесь нисколько не говорится, что богослужение должно состоять из одних песнопений и пророчеств, и притом как бы без предстоятелей; это будет вопреки Слову Божию: Кол.4:16 ; 1Кор.12:28–29 ; Деян.20:7:11 , и не получится благопристойности и чина: 1Кор.14:40 . Богослужение должно совершаться в известный час: Деян.3:1 , во главе с поставленными предстоятелями: 1Фес.5:12 . Евр.13:15 . «Итак, будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть, плод уст прославляющих имя Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010