Апостол Иоанн Богослов Также и апостол Павел в своем послании к Тимофею говорит, что «Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1Тф 6:16). Но в Послании к Коринфянам апостол пишет: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор 13:12). Многие пытались сгладить это противоречие. В частности, утверждают, что хотя Бог-Отец непознаваем непосредственно, Божественная природа полностью и совершенно раскрыта в Боге-Сыне; или, например, что хотя Божественная Сущность для нас непознаваема в этой жизни, в блаженном прозрении будущего века святые истинно познают Ее. Но эту антиномию не так просто решить. Иисус Христос, как Слово воплощенное, явил Божество человечеству; но это явление неполное и несовершенное, так как даже в самом акте богооткровения Бог скрыт так же, как и открыт. Мы утверждаем словами Четвертого Вселенского собора, что воплощенный Христос есть «совершенный в Божестве, совершенный в человечестве, истинно Бог, истинно человек». Но кто из нас может с точки зрения психологии объяснить, как единая и неделимая личность может быть одновременно и человеком, и Богом, может знать, чувствовать и проявлять волю в одно и то же время и как Бог, и как человек? Не должны ли мы признать, что мы имеем дело с тайной, лежащей за пределами нашего понимания? Эта антиномия остается «при простом противопоставлении между этим веком и будущим. Даже в будущем веке, который в какой-то мере уже наступил, полная несоразмерность сотворенного и Несотворенного не исчезает; все еще существует и всегда должна существовать онтологически и гносеологически некая дистанция между Творцом и творением. Хотя и не утративший связь с Богом, «обоженный», человек остается человеком, а посему сохраняется и некая наиважнейшая область, в которой внутреннюю сущность Божества он никогда не сможет познать, даже в будущем веке. Это признание полной непознаваемости Бога, хотя и существует с самого возникновения христианства, оказалось в центре внимания в конце IV века, как ответ на рационализм крайних ариан – аномиев. Одному из их главарей – Аэцию – приписывают следующее высказывание: «Я знаю Бога совершенно, и так знаю и мыслю Его, что себя не столько знаю, сколько знаю Бога» Ему якобы вторит Евномий: «О своей сущности Бог знает нисколько не больше, чем мы» Бог, по сути, мыслится этими мудрецами всего лишь как философское понятие, полностью доступное человеческому разуму.

http://pravmir.ru/bog-sokryityiy-i-yavle...

4) Итак, всю надежду в миссионерской деятельности, с уверенностью на успех, мы возлагаем на приходских священников своей епархии. Для большего же успеха в сем святом деле, из искреннего желания помочь своим сотрудникам – пастырям Рижской епархии, мы находим необходимым сказать несколько слов, каков должен быть приходской священник, как миссионер, и как он должен проходить миссионерское служение. IV. Миссионерское служение, как мы уже сказали в первых строках сего наследования, есть то же пастырское служение, или лучше – вторая часть оного; а потому, для прохождения сего служения, требуются те же условия и те же свойства со стороны пастыря церкви, как и при прохождении вообще пастырского служения. Но, приняв во внимание, что миссионерство есть особый вид пастырского служения, требующий особых условий для успешного прохождения оного, мы покажем эти условия в приложении к пастырям Рижской епархии: они заключаются в личных свойствах пастыря-миссионера, в его отношении к тем людям, к которым он будет обращаться с миссионерской проповедью, и в его миссионерских трудах. 1) Св. апостол Павел, в своих посланиях к Тимофею, свойства пастыря церкви изображает в следующих чертах: пастырь церкви должен быть непорочен, воздержан, одной жены муж, трезв, целомудрен, страннолюбив и не сребролюбив, тих и миролюбив (1Тф.3:2–3). Ещё: пастырю церкви надобно иметь веру нелицемерную ( 2Тимоф. 2: 1–5 ), возгревать в себе дар Божий, дарованный ему через рукоположение, дух небоязни, силы, любви и целомудрия (6–7), содержать образ здравого учения, преподанного апостолами с верой и любовью в Иисуса Христа (13), быть готовым на страдания за имя Христово, как подобает доброму воину Христову (2: 3–4), удаляться пустословия, глупых и невежественных состязаний. Ибо рабу Господню не подобает ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным и незлобивым, с кротостью наставлять противников (16:23–25), проповедывать слово Божье во время и не во время, увещевая со всяким долготерпением и назиданием. (Тим. 4:2). Вот те свойства, которые необходимо иметь в себе каждому пастырю церкви Христовой, чтобы быть истинным пастырем стада Христова, а не наёмником его. Но, особенно, должен воплощать в себе эти свойства пастырь-миссионер; ибо, как мы уже выше сказали, в миссионерстве заключается главная цель поклонничества Христова апостолов: шедши в мир весь, проповедите евангелие всей твари ( Мр.16:15 ); шедши научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа ( Мф.28:19 ), – сказал Спаситель Своим ученикам; в этом заключалась главная задача служения апостолов и заключается задача их преемников – пастырей церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Итак, до второго, последнего и царственного пришествия Христова на землю, сатана, находя послушное себе орудие и верного союзника в свободе людей порочных и нераскаянных, продолжает свое погибельное дело. Усилиями его достигнуто то, что множество людей, наперекор всякой очевидности, вопреки всем яве свершившимся преобразованиям и пророчествам, вопреки всем чудодейственным знамениям, удостоверившим Божество Спасителя Иисуса Христа, не уверовали в Него, отвратились от Него, даже беспощадно и мучительски поругались Ему. Усилиями того же духа злобы и после, и теперь еще целые массы человечества пребывают или в упорном неверии, или, даже и веруя в Спасителя, сдаются в сторону различных лжеучений, более или менее существенно искажающих Божественную чистоту истинного, Православного христианства. Сколько еще всяких ложных религий и вероучений доселе омрачают лицо земли! Сколько даже и в недрах самого христианства есть всяческих раскольников, сектантов, еретиков, наконец, просто суемудрых лжепророков и лжеучителей, которые дерзают критически относиться к христианству, его судить, осуждать и по-своему исправлять, реформировать?! Но смущаться ли, однако, этим православному христианину? – Нет, все это – и прежде бывшее, и в наши дни совершающееся, пред нашими глазами существующее – все это так именно и должно было случиться, потому что все это еще девятнадцать веков тому назад было открыто нам Божественным предведением. Сам Божественный Основатель христианства, ясно предвидя судьбу своего спасительного завета в человечестве, с глубокою скорбию о нераскаянных, сказал: «Не мир принес я в мир, но меч» ( Мф.10:34 ). Этот меч и есть истинное, Православное христианство, которому предстояло и до конца мира предстоит бороться с несовершенством и заблуждениями человеческими. Еще понятнее и откровеннее для нас выразили тоже и святые апостолы, Великий Апостол языков Павел и первоверховный Апостол Пётр согласно предсказали, что настанут времена, когда «неции отступят от веры», что «будут лживые учители, их же ради путь истинный похулится» (1Тф.4:1; 2Пет.2:2 ). Таким образом, существование заблуждений, ересей, лжеучителей, столь свойственных извращенной природе человеческой, даёт только новое, сверх несметного множества других, доказательство божественности христианства, только лишнее еще и поразительно-точное исполнение боговдохновенных предсказаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Carevs...

«Ваше Святейшество, Богомудрые Архипастыри п Отцы! «По благодати Божией, по воле Верховной власти и по избранию Вашего Святейшества, мне указано высшее служение Церкви Христовой в сане епископа. Благодарю Бога за Его великие милости, ниспосылаемые на мое не достоинство от дней юности моей до настоящего времени!.. Благодарю всех тех лиц, заботам и попечению которых я обязан в продолжение всего времени воспитания и служения моего и влиянию которых я обязан тем, что я есть!.. Да упокоит Господь Бог в селениях праведных тех из них, которые переселились в загробную жизнь, и да дарует здравие и благоденствие и вся потребная ко временной и вечной жизни тем из них, которых хранит Господь в этой жизни!.. Благодарю Предержащую Власть и всех моих начальников, которые постоянно взыскивали меня своими милостями и щедро награждали меня за мои сравнительно непродолжительные труды, понесенные на пользу воспитания юношества и на служение Церкви Божией. От всей полноты сердца приношу сыновнюю мою благодарность Вашему Святейшеству за удостоенную меня высокой чести служения – в сане епископа!.. Свою благодарность, Богомудрые Архипастыри и Отцы, я основываю на глубоком сознании той чести, того высокого звания, которого я удостаиваюсь. С глубоким благоговением приемлю сан епископа. В указании мне сего служения Вашим Святейшеством я вижу указание Божие. А потому на Бога возлагаю все мое упование: Господь да поможет мне проходить высокое звание Епископа, как требует того святость и высота сего сана. От меня не скрыты все трудности предстоящего нового служения. Но тем с большим дерзновением я возлагаю свою надежду на Бога. А чтобы эта надежда не была напрасна, святым долгом своим считаю трудиться пеленостно, по мере сил своих, и образом быть в Церкви Христовой верою и чистотой. Глубоко сознаю я, Богомудрые Архипастыри и Отцы, что непрерывные труды, высота и святость жизни для Епископа всегда были и есть необходимая принадлежность. Но те свойства, которые предписывает Св. Апостол Павел ученику своему Тимофею, Епископу Ефесскому (1Тф.гл.3), особенно нужны Епископу и прочим служителям Престола Божия, религии и нравственности, в настоящее тяжелое время. Если, когда, то особенно ныне, должно иметь в уме н сердце слова Спасителя: аще соль обуяет, то чем осолится Мф.5:13 ... Дух же времени, враждебный Церкви и Государству, религии и нравственности, настолько силен, что борьба с ним надлежит великая. Мы живем в такое страшное время, когда люди старого времени, при виде печальных современных явлений, приходят в ужас, и некоторые из них, потрясенные современными событиями, сошли в могилу. Кому же, как не служителям алтаря и словом, и делом, и своим примером надобно стараться об врачевании болезненного духа времени? В этом отношении, в настоящее время, Епископу предлежит особенная, великая и трудная задача. Он должен сам всеми силами стараться об врачевании духа времени и направлять и побуждать к тому подчиненных ему пастырей и исправлять своих пасомых...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...