Из сопоставления различных мест Священного Писания , говорящих об избрании и посвящении в Церковные должности видно, что в этом процессе всегда тесно переплетаются два момента: с одной стороны – Божие избрание , а с другой – осуществление избрания и особое посвящение кандидата уполномоченными служителями Церкви . Так, после вознесения Спасителя на Небо, Его апостолы причислили к лику двенадцати нового ученика на место отпавшего Иуды. Помолившись Богу с просьбой указать им достойного кандидата, они бросили жребий. И жребий пал на Матфия (не Евангелиста, а другого), которого с этого времени апостолы объявили своим полноправным сотрудником ( Деян. 1 гл.). Как видно из Новозаветного Писания и из древних христианских документов, посвящение в священническое служение – будь то епископское, пресвитерское или диаконское – всегда совершалось через рукоположение , т.е. через формальное возложение рук посвящающих на главу посвящаемого. Так о посвящении семи диаконов в книге Деяний Апостольских читаем: «Их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» ( Деян. 6:6 ). По поводу посвящения пресвитеров в Листре, Иконии и Антиохии св. Лука пишет: Павел и Варнава « рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» ( Деян. 14:23 ). Своему ученику Титу, поставленному в епископа острова Крита, ап. Павел напоминает: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит. 1:5 ), но при этом « рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах» ( 1Тим. 5:22 ) – очевидно потому, что посвящающий несет ответственность за посвящаемого. Важно обратить внимание на то, что возложение апостольских рук воспринималось не только как видимый знак назначения на ту или другую должность в Церкви, но считалось проводником, хотя невидимой, но реальной и ощутимой Божественной силы . Только в этом плане становятся понятными слова ап. Павла, обращенные к Тимофею, которого он рукоположил в епископа города Ефеса: «Не неради о пребывающем в тебе даровании , которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства», и немного позже: «Напоминаю тебе возгревать дар Божий , который в тебе через мое рукоположение » ( 1Тим. 4:14 , 2Тим. 1:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Иные безразлично приступают к идоложертвенному, другие сами к себе строги, но осуждают ядущих; у иных же в рассуждении яств душа оскверняется различным образом, по незнанию полезных причин, что-либо есть или не есть. Мы постимся, воздерживаясь от вина и от мяс, не потому, что ненавидим это, как мерзость, но ожидаем воздаяния, за презрение чувственного надеясь насладиться духовною и мысленною трапезою, надеясь, что, посеяв ныне слезами, пожнем радостию в будущем веке. Поэтому не пренебрегай ядущими и вкушающими по немощи тела; не порицай употребляющих немного и вина «ради желудка твоего и частых твоих недугов» ( 1Тим. 5:23 ), и не осуждай их, как грешных, не отвращайся от мяс, как чего-то чуждого. Апостол знал таковых, когда говорит и о «запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением» ( 1Тим. 4:3 ). Посему, воздерживаясь от сего, воздерживайся не как от мерзости, в таком случае не имеешь за сие и воздаяния, но, признавая и это добрым, пренебрегай сим ради подлежащих лучших духовных благ. 28. Оберегай душу свою, чтобы не вкусить когда чего-либо принесенного идолом. Ибо о сих яствах не теперь только у меня забота, но и у Апостолов, у Иакова, епископа сей Церкви, было уже попечение. «Апостолы и старцы» всем народам пишут соборное послание, преимущественно «воздерживаться от идоложертвенного и крови и удавленины» ( Деян. 15.28:29 ). Ибо много людей столько зверонравных и живущих подобно псам, что, подражая диким зверям, пьют кровь и нещадно пожирают удавленину. Но ты, раб Христов, и вкушая, вкушая с благоговением. И сего достаточно о яствах. ОБ ОДЕЖДЕ 29. Одежда да возлагается на тебя простая, служащая не для убранства, а для необходимого покрова, не для того, чтобы тебе нежиться» но чтобы согреться зимою и прикрыть телесную срамоту. Под предлогом прикрытия срамоты, не впади в другую срамоту употребления излишних риз. О ВОСКРЕСЕНИИ 30. Умоляю тебя, береги тело сие, и знай, что будешь воздвигнут из мертвых, чтобы с телом сим предстать на суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Итак, внимайте себе (будьте внимательны к себе) и всему стаду (ко всем пасомым), в котором Дух Святой поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею. Пасти Церковь – значит наставлять людей в вере, благочестии и добрых делах. Три степени священства . Благодать священства, сообщаемая через рукоположение, одна, но она сообщается в различной степени: в меньшей степени диакону, в большей – пресвитеру (священнику) и в еще большей – епископу. Отсюда необходимых степеней священства три: епископ, пресвитер и диакон. Различие между ними состоит в следующем: диакон служит при таинствах, помогая епископу и пресвитеру при совершении их; пресвитер (священник) совершает таинства, кроме таинства священства, в зависимости от епископа; епископ не только совершает таинства, но имеет власть и другим через рукоположение преподавать благодатный дар совершать таинства. Эти три степени священства имеют апостольское происхождение, что ясно видно из св. Писания ( Деян.6:6, 14:23 ; 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:6 ). О власти епископов пишет ап. Павел в посланиях к своим ученикам Титу, епископу Критскому, и Тимофею, епископу Ефесскому. Титу ап. Павел говорит: Сего ради оставих тя в Крите, да недокончанная исправиши и устроиши по всем градом пресвитеры ( Тит.1:5 ). Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное (мною) и поставил по всем городам пресвитеров. Тимофею апостол дает наставление: Руки скоро не возлагай ни на когоже ( 1Тим.5:22 ). Рук ни на кого не возлагай поспешно 131 . Неповторяемость таинства священства . Благодать священства, сообщаемая через рукоположение диаконам, пресвитерам и епископам, обитает в душе каждого из них неизменно; поэтому ни епископ, ни пресвитер, ни диакон в другой раз не рукополагаются в тот же сан, и таинство священства считается неповторяемым. О таинстве брака Понятие о таинстве брака . Брак есть таинство, в котором в образе духовного союза Христа с Церковью благословляется супружеский союз жениха и невесты, дающих перед священником и Церковью свободное обещание взаимной супружеской верности, причем жениху и невесте испрашивается благодать чистого единодушия для благословенного рождения и христианского воспитания детей и для взаимного содействия в жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

К иерейскому служению христианин призывается Духом Святым через рукоположение. Апостол Павел, идя в Иерусалим, сказал Ефесским пресвитерам: «…внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян. 20:28 ). По-гречески эти слова звучат несколько по другому: «…προσχετε αυτος κα παντ τ ποιμν ν μς τ πνεμα τ γιον θετο πισκπους ποιμανειν τν κκλησαν το θεο ν περιεποισατο δι το αματος το δου», т. е. «…поставил вас епископами (πισκπους)…» Епископство со времен Апостолов сообщалось через рукоположение – хиротонию. Апостол Тимофей поставлен епископом «…по пророчеству с возложением рук священства.» (…δι προφητεας μετ πιθσεως τν χειρν το πρεσβυτερου) ( 1Тим. 4:14 ). Этот дар Божий был передан Тимофею при посредстве Апостола Павла, который напоминает своему ученику «…возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение.» (ναζωπυρεν τ χρισμα το θεο στιν ν σο δι τς πιθσεως τν χειρν μου) ( 2Тим. 1:6 ). Чуть позже Апостол Павел, когда поручает епископу Тимофею поставлять пресвитеров, также указывает, что священнодействие поставления совершается с возложением рук: «Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах…» (χερας ταχως μηδεν πιτθει μηδ κοιννει μαρταις λλοτραις…) ( 1Тим. 5:22 ). Необходимость рукополагать для Церквей пресвитеров, выполняя этим волю Божию, видна и из действий Апостола Павла в различные периоды его служения. Во время своего первого путешествия Св. Павел оставлял вновь образованные общины не иначе как «рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви» (χειροτονσαντες δ ατος κατ κκλησαν πρεσβυτρους) ( Деян. 14:23 ). Это же поручает он сделать своему ученику епископу Титу гораздо позже на Крите: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит. 1:5 ). Далее Апостол описывает нравственные качества христианина, который удостаивается епископства. Качества эти должны быть очень высоки, но не они делают человека достойным епископства, а воля Божия, ибо «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» ( Евр. 5:4 ). Поэтому недаром к сектантам, ненавидящим священство, обращены обличения Апостолов Петра и Иуды, направленные на мечтателей, которые «отвергают начальства и злословят высокие власти. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщениям мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей» ( Иуд. 8,11 ; 2Петр. 2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Кто страждет как христианин, да не стыдится, да прославляет же Бога в части сей ( 1Пет. 4:16 ). Каждый пусть остается в том звании, в каком призван; рабом ли кто призван, не беспокойся; но если может сделаться и свободным, воспользуйся ( 1Кор. 7:20, 21 ); рабы должны быть послушны господам своим по плоти с уважением и страхом в простоте сердца, как Христу, не при глазах только служа, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души ( Еф. 6:5, 6 ). Господа же обязаны доставлять должное и справедливое, зная, что и сами имеют Господа на небесах ( Кол. 4:1 ). Холостым и вдовым хорошо оставаться в своем состоянии, но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак: кто же твердо положил в сердце своем оставить девицу свою незамужнею, тот хорошо делает ( 1Кор. 7:8, 9, 37 ). Если какой брат имеет жену неверующую, но она хочет с ним жить, то он не должен оставлять ее (12). Молодые вдовицы пусть вступают в браки, рождают детей, управляют домом и не подают противнику никакого случая к злоречию ( 1Тим. 5:14 ) . Муж пусть отдает жене должное; подобно и жена мужу ( 1Кор. 7:3 ); впрочем пусть помнят, что имеющие жен должны быть как не имеющие (29). Отцы не должны детей своих огорчать, но воспитывать их в учении и наставлении Господнем ( Еф. 6:4 ). Дети должны повиноваться родителям для Господа. Юноши – быть благонравны ( Тит. 2:6 ). Старцы – трезвенны, степенны, скромны, здравы в вере, в любви, терпении; старицы также одевались бы прилично святым, не были клеветницы, не порабощались бы пьянству, учили добру (2, 3). Пастырям церкви предписывали проповедывать слово постоянно, во время и не во время, обличать, угрожать, увещавать со всяким долготерпением и учением ( 2Тим. 4:2 ), заниматься чтением слова Божия ( 1Тим. 4:12 ), глупых и невежественных состязаний уклоняться, не ссориться, но быть приветливыми ко всем, учительными, незлобивыми, с кротостью наставлять противников: не даст ли им Бог обращения к познанию истины ( 2Тим. 2:23–25 ). Пастве завещали повиноваться своим наставникам ( Евр. 13:7 ), воспоминать о них (7), уважать трудящихся и начальствующих в Господе и почитать их преимущественно с любовью за дела их ( 1Сол. 5:12, 13 ), наставляемым делиться всем добром с наставником ( Гал. 6:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Между прочим в этом послании апостол Павел вспоминает о своей проповеди в Коринфе и говорит, что Иисус Христос был проповедан в Коринфе не только им одним, но и Силуаном и Тимофеем ( 2Кор. 1, 19 ). К тому же времени относится Послание апостола Павла к Римлянам. В этом послании апостол Павел посылает приветствие и от сотрудника своего Тимофея (см.: Рим. 16, 21 ). Затем мы видим Тимофея около апостола Павла во время его римских уз. Из Рима апостол Павел посылает Тимофея в Македонию, в Филиппы. Надеюсь, – писал апостол филиппийцам, – вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом. Ибо я не имею никого равноусердного, кто бы столь искренно заботился о вас, потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании. Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною ( Флп. 2, 19–23 ). Имя Тимофея мы видим в надписании посланий, составленных в римских узах, – к Филиппийцам (см.: Флп. 1, 1 ), к Колоссянам (см.: Кол. 1, 1 ) и к Филимону (см.: Флм. 1, 1 ). Кроме того, имя Тимофея упоминается и в Послании к Евреям (см.: Евр. 13, 23 ). Наконец, апостол Павел поручил Тимофею высшее руководство Ефесской Церковью (см.: 1Тим. 1, 3 ) и преподал ему пастырское дарование по пророчеству с возложением рук священства ( 1Тим. 4, 14 ). Ему апостол лично пишет два пастырских послания, весьма важных для церковного устройства и благочиния. Таково было участие Тимофея в благовестнической деятельности апостола Павла. Многие послания апостола Павла были написаны при некотором участии Тимофея; в начале этих посланий стоит имя и Тимофея. Таковы – Первое и Второе к Солунянам, Второе к Коринфянам, к Филиппийцам, к Колоссянам и к Филимону. В других апостол упоминает о Тимофее, дает о нем очень сердечный и похвальный отзыв. Таковы послания – Первое к Коринфянам, к Римлянам и к Евреям. Если Тимофей был бескорыстно преданным учеником великого апостола – он, конечно, с любовью и совершенным вниманием следил за всем, что делал апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Мы постимся, воздерживаемся от вина и от мяса не потому, что ненавидим их, как вещи нечистые, но потому, что ожидаем за то награды; чтобы за презрение чувственного насладиться нам духовной и мысленной трапезой и чтобы, посеяв ныне слезами, с радостью пожать в будущем веке. Итак, не презирай ядущих и по причине слабости телесной принимающих пищу, и не порицай употребляющих немного вина ради желудка твоего и частых твоих недугов (ср. 1Тим.5:23 ), и не осуждай их, как грешников, не гнушайся мясом, как вещью, тебе не свойственной. Ибо таковых имеет в виду апостол, когда говорит: запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением ( 1Тим.4:3 ). Потому, воздерживаясь от него, воздерживайся не так, как от вещи скверной, иначе не будет за то награды. Но, почитая его вещью доброй, презирай, потому что предложено тебе лучшее – духовное. 28 . Будь тверд душой, чтобы никогда не есть брашен, принесенных идолам. Об этом не я только забочусь сейчас, но заботились уже и апостолы, и Иаков, епископ этой церкви. Апостолы и пресвитеры писали ко всем народам соборное послание о том, чтобы воздерживались они особенно от жертв идольских, а потом от крови и удавленины (ср. Деян.15:20 ). Ибо многие из людей, будучи зверообразны и живя подобно собакам, пьют кровь по примеру хищных зверей и с алчностью едят удавленину А ты, раб Христов, и во время ядения соблюдай благоговение. Этого довольно о пище. 29 . Одежду имей на себе простую, не для украшения, но для необходимого покровения, не для того, чтобы одеваться пышно, но чтобы согреться зимой и прикрыть наготу тела. Заботясь об одежде под предлогом прикрытия срамоты, не подвергнись другой срамоте. О воскресении 30 . Береги, прошу тебя, тело твое и знай, что ты из мертвых восстанешь и будешь судим с этим телом. Если же ты не веришь этому, как делу невозможному, то из того, что видишь на самом себе, заключай хоть сколько-нибудь и о том, чего не видишь. Представь и скажи мне, в каком положении был сам ты до десяти лет, или более, из насколько малозначительного и слабого состояния достиг ты столь великого возраста и такой красоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

«Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» ( Мк. 2, 10–11 ). Отпущение грехов – чудо внутреннее, духовное: исцеление от расслабления – чудо внешнее, физическое. Этим событием оправдывается и утверждается излияние силы Божией и в порядке мира нравственного, и в течении явлений мира физического. Последнее ради первого, ибо в нем цель всего. Господь не насилует свободы, а вразумляет, пробуждает, поражает. Лучшее к тому средство – чудо внешнее. Быть ему положено тогда, когда было положено быть разумной твари, управляющейся свободой. Эта связь так существенна, что отвергающие сверхъестественное действие Божие на мир вместе с тем отвергают и свободу человека, сознавая, что последняя необходимо вызывает первое; и, наоборот, исповедующие истину воздействия Божия в мире поверх естественного течения явлений могут смело им говорить: «Мы чувствуем, что мы свободны». Сознание свободы так же сильно и неотразимо, как сознание бытия. Свобода же неотложно требует непосредственных промыслительных Божиих действий; следовательно, и их призвание так же твердо стоит, как сознание свободы. Святитель Феофан Затворник ( 107, 325–326 ). Свобода от грехов есть истинное счастье христианина ( 104, 1654 ). Сам рассуди, что пользы быть свободным извне, но внутри быть низким и рабом; телом от людей принимать служение, но душой служить Греху? Благородство души в том, чтобы стоять против всякого греха и Против него подвизаться и не допускать ему обладать собой. Лучше служить человеку, чем греху и грехом – диаволу. «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете», – говорит Господь, Освободитель наш ( Ин. 8, 36 ) ( 104, 1654–1655 ). Свободны христиане от закона, ибо уже «не под законом, но под благодатью», по учению премудрого Павла ( Рим. 6, 14 ). Не по принуждению закона, но сво бодным духом исполняют они заповеди Божии, не как рабы, боящиеся наказания господина своего, но как сыновья, проявляющие охотное и любовное послушание отцу своему, и приносят плод духовный: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание. На таковых нет закона» ( Гал. 5, 22–23 ). Кажется, это подразумевал Павел, когда писал: «Закон положен не для праведника» ( 1Тим. 1, 9 ), ибо он благодатью Христовой делает то, что повелевает закон. Но для кого же положен закон? «Для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных» и прочее, как добавляет тот же апостол ( 1Тим. 1, 9–10 ). Они нуждаются в законе, обуздывающем их страсти, предохраняющем от беззакония, грозящем им наказанием ( 104, 1655–1656 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

«О если бы были удалены возмущающие вас!» ( Гал. 5:12 ), говорит Апостол, а вы грешников не удаляете из Церкви. У Коринфян было много грешников: были постоянно ведущие тяжбы со своими братьями, были обижающие и отнимающее чужое добро, ( 1Кор. 6:1–8 ), были даже неверующие в воскресение мертвых ( 1Кор. 15:12 ); однако Апостол не отлучил их от Церкви, а отлучил одного лишь кровосмесника. Сектант: 5) Мы отлучились от Церкви, наконец, потому, что в ней учение не евангельское, напр., об иконах, о кресте и крестном знамении и о другом. Объяснения православного: 5) Так говорят последователи всех сект, сколько их ни есть и как ни враждебны они друг другу, ибо, сбившись с пути истины, они не хотят ближе узнать веру Православную и нарочито закрывают глаза пред светом учения той Церкви, которая, будучи Христовой, никогда не может погрешить в вере, ибо, говорит св. Апостол: « Церковь Бога живаго – столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3:15 ). Церковь всегда помнила и руководствовалась словами св. Апостола: «Если бы мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали, да будет анафема» ( Гал. 1:8–9 ). Итак все доводы сектантов, желающих оправдать свое отделение от Церкви, не имеют никакого основания, и тяжкий их грех отпадения от нее остается на них во всей своей силе и со всеми последствиями. Вопросы и ответы православного 1) Откуда видно, что в Церкви Христовой наряду с праведными всегда были и будут и грешники? 1) Из многих мест Св. Писания. а) Церковь Христова называется «домом Божиим» ( 1Тим. 3:15 ). «А в большом доме, говорит ап. Павел, есть сосуды не только золотые и серебряные, а и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в в низком употреблении» ( 2Тим. 2:20 ). б) Церковь Христа называется и «Телом Его» ( Еф. 1:22–23 ), ( Кол. 1:18 ). «Тело же не из одного члена, но из многих... и члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужные; и которые кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения. И неблагообразные наши более благовидно покрываются; a благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему страдает ли один член, страдают с ними все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» ( 1Кор. 12:13–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

«О, Тимофей! храни, говорит тот же апостол, преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» ( 1Тим.6:20 ). «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовию во Христе Иисусе». ( 2Тим.1:13 ). «И что слышал от меня, при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» ( 2Тим.2:2 ). Тот же апостол, обращаясь к коринфянам, говорит: «хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор.11:2 ). Из приведенных мест Свящ. Писания ясно видно во-первых, то, что не все новозаветное откровение заключено в письмена; во-вторых, сами апостолы пользовались устным Откровением, а в-третьих, и нам завещали держаться устного откровения. В самом чистом, неизменном виде сохраняет устное откровение православная Церковь , которая, по словам апостола Павла, «есть столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). Откровение, заключенное в письмена, уклоняющиеся от православной Церкви толкуют свободно; они говорит, что Дух Божий помогает им правильно понимать слово Божие и что они пользуются, при толковании, духовным озарением. Этому можно было бы поверить, если бы считающие себя озаренными свыше, подтвердили бы свои слова истинными чудесами; если бы толкования их не противоречили бы одно другому и слову Божию; Дух Божий противоречить Сам Себе не может 579 . Отвергая иерархию, сектанты глумятся над ней, указывая ее образ в лице фарисеев и книжников ( Матф. 23 гл.) и в апокалипсической саранче, о которой говорит Иоанн Богослов в 1–11 ст., 9 гл. «Откровения»; они говорят, что, согласно 3 ст. 2-го псалма, следует сбросить оковы этой иерархии, что Господь (ст. 4, 2-го псал.) посмеется ей; ко всей вообще Церкви, т. е. пастырям и пасомым, сектанты относят 1–2 ст. 17 гл. Откровения и ст. 8–9, 136 псалма. Посмотрим, насколько основательны эти ссылки. В 23 гл. Евангелия Матфея Господь осуждает лиц, принадлежавших к иудейской секте, члены которой ставили исполнение обрядового закона Моисея выше духа этого закона и стремились обособить и возвысить Иудейский народ среди других народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010