С апостольских времен в Церкви сохраняются особые требования к избранникам на должности священства, поставляемым служителями Христовых Таин. Хиротонисуемые в священнические степени должны быть предварительно обучены истинам веры и духовно испытаны. Сам Господь Иисус Христос, готовясь к Своему Божественному служению, постился и молился, так же поступали и святые апостолы ( Деян. 6, 6; 13, 23 ). Они называли Господа Учителем, и Он послал их на служение не сразу, а по прошествии трех с лишним лет, в течение которых они были в постоянном общении с Ним, слушая Его наставления и проникаясь духом истины. В управлении Церковью, в созидании ее апостолы следовали заветам Христа. Апостол Павел поставил Тимофея в служители Церкви после того, как он был «научен» и умудрен «во спасение верою во Христа Иисуса» ( 2Тим. 3, 14–15 ). Апостол таким образом наставляет епископа Тимофея: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим. 5:22 ). А в послании к Титу он перечисляет качества, которыми должен обладать служитель Божий: «Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не убийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» ( Тит. 1, 7–9 ). В древности хиротонии в священнослужительские степени совершались над лицами, избранными апостолами или их учениками. Позднее входит в практику избрание священнослужителей народом и клиром местной церкви. По Киприану, церковная община сама избирает на должность священнослужителей, а присутствующие при этом епископы в количестве не менее трех человек своим согласием подтверждают правильность выбора. Избранный таким образом кандидат должен был после этого получить утверждение митрополита и рукоположение присутствовавших епископов. Подобный способ образования клира существовал до IV века, а затем стали появляться некоторые новые его формы. Организовав для клириков своих церквей совместную жизнь в своих домах, а также возложив на старших членов клира заботу об обучении младших, Евсевий Керчельский и Августин создали нечто вроде семинарии. Вскоре эта практика получила широкое распространение, и при важнейших епископских кафедрах все более увеличивалось число клириков, готовящихся к будущему священническому служению. Большую роль в подготовке кандидатов на должности священнослужителей играли некоторые монастыри, откуда вышли или, по крайней мере, в них закончили свое образование многие выдающиеся церковные деятели. Позже, с возникновением специальных богословских школ, воспитание кандидатов на священническое служение было возложено на эти духовные учреждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Соединение двух природ во Христе. Еретики несториане считали, что человечество и Божество во Христе лишь внешне соприкасаются, сохраняя самостоятельность, как у пророков. Но в таком случае непонятно, почему невозможно было спасти человечество через ветхозаветных праведников. Еретики монофизиты учили, что во Христе Божество и человечество со­ставили «единую сложную природу». Но если Христос не воспринял полностью нашу природу, то Он и не исцелил её. А «что не воспринято, то не уврачевано». Этим перечеркивается смысл Нового Завета. Согласно православному учению, божественное и человеческое начала во Христе соеди­няются в единой ипостаси , образуя единое существо , единую Личность . «Всякий человек вообще состоит из души и тела, а Спаситель состоит из Божества и человечества», писал Леонтий Иерусалимский . Ап. Павел говорит, что явление Бога во плоти это «великая благочестия тайна» ( 1Тим. 3, 16 ). Образ соединения Божественной и человеческой природ во Христе недоступен нашему пониманию, потому мы выражаем эту тайну в четырех отрицательных (апофатических) терминах ороса IV Вселенского Собора: неслитно , неизменно, нераздельно, неразлучно . Терминами «неслитно» и «неизменно» опровергает­ся ересь монофизитства. «Нераздельно» и «неразлучно» – несторианства. Вероопределение VI Вселенского Собора, согласно Свщ. Писанию, указывает на две естественные воли, и два естественных действия во Христе: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня. Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» ( Лк.22,42 ). Тема 25. Спасение. Искупление В Свщ. Писании о спасении говорится с одной стороны, как о событии, уже совершившемся и от нас независящем: «Вы спасены, и это не от вас, а Божий дар» ( Еф.2,8 ). С другой утверждается необходимость для человека трудиться для достижения спасения: «Со страхом и трепетом совершайте свое спа­сение» ( Флп.2,12 ). Это значит, что спасение предполагает сотрудничество Бога и человека: «Ибо мы соработники у Бога» ( 1Кор.3,9 ). Объективная сторона спасения — это все то, что сделано для нашего спасения Богом и является для нас даром , потому что сами мы не могли бы сделать этого при всем желании.

http://azbyka.ru/kratchajshij-katihizis

Постепенность развития иерархии, бесспорно историческая, так же в сущности ничего не доказывает в пользу протестантского учения о Пастырстве. В начале, конечно, не было ни епископов, ни пресвитеров, ни диаконов. Апостолы совмещали в себе все иерархические степени. Пока христианство не распространилось широко, они сами непосредственно удовлетворяли все духовные потребности верующих. Когда же круг деятельности апостолов увеличился, тогда они прежде всего отказались от заботы «о столах» и передали это дело «диаконам» ( Деян. 6:6 ). Потом, когда разошлись по разным сторонам, стали ставить по городам «пресвитеров» ( Деян. 14:23 ), как своих заместителей и руководителей каждой частной общины. А в конце своей жизни и деятельности апостолы выделяли некоторых ближайших своих учеников и вручали им высшую власть, «ставить по городам пресвитеров» и иметь наблюдение над ними ( Тит. 1:5 ; 1Тим. 5:17–22 ). Эти лица получили потом специальное название «епископов». 20 Но вопрос в том, апостолы, а потом и пресвитеры на первых порах действительно ли исполняли пастырское служение, т.е. не учительство и управление христианскими общинами только, но и богослужение и совершение таинств? А второй вопрос: действительно ли пресвитеры, как особое сословие, вступили в наследие пастырского служения апостолов? Протестантам казалось бы, что вся пастырская деятельность апостолов вначале и пресвитеров потом состояла только в учительстве, не имея никакого священно-служебного характера. 21 А что касается совершения разных-священнодействий, как принадлежности иерархии, то это создалось в истории постепенно, пока в IV веке окончательно укрепилось и заключено в одну определенную форму. Таким образом священнодейственная сторона пастырского служения появилась будто бы не в апостольской, а в после-апостольский век и окончательно определилась только в конце IV века. – Вопрос существенно важный, но настолько обширный, что рассмотреть его во всей полноте в настоящем случае не представляется возможным. 22 Конечно, в первое время не было того обилия богослужебных форм и вообще священнодействий, которое существует теперь, но главное в них несомненно было и тогда.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

Вознесение. О вознесении Иисуса с земли рассказывается в Деян.1:9–11 . Английское слово ascension связано с глаголом «восходить», которое в самом Новом Завете применяется к вознесению редко (см. Ин 20:17 ; Еф.4:8 Более употребительны другие слова, например: «был вознесен» ( Мк.16:19 ; Деян.1:2, 11, 22 1Тим.3:16 ), «был поднят» ( Деян.1:9 ). Перед нами красочная метафора, выражающая мысль: воскресшее тело Христа вернулось в непосредственное присутствие Бога, к месту власти и владычества. Воскресение. Перевод греческого слова anastasis («воскресение [из мертвых]»). Однако если греки верили в естественное бессмертие души, Новый Завет провозглашает воскресение тела силой Божьей. Обычно говорилось о воскресении верующих, но в Ин.5:29  упомянуто и о воскресении «делавших зло – в воскресение осуждения». Гемара. Корпус раввинистических мнений и комментариев на Мишну. Вместе с Мишной составляет Талмуд. Существует в двух формах или редакциях, получивших свое название от места составления: Иерусалимская (Палестинская) и Вавилонская. Иерусалимская гемара (на западноарамейском языке) была завершена приблизительно к середине IV века н.э., а вавилонская (на восточноарамейском языке, близком к сирийскому) – в конце VI века н.э. Герменевтика (от греч. hermeneuo – «интерпретировать»). Наука о методах экзегезы (особенно Писаний). Если под экзегезой обычно понимается искусство толкования текста согласно неким формальным правилам, то герменевтика – наука/искусство составления таких правил. Глоссолалия. Одна из форм экстатической речи, представляющая собой говорение на (иных) языках. Гностики, гностицизм. Гностики были членами нескольких раннехристианских сект, которые претендовали на высшее знание («гнозис») о духовном. Создание мира они приписывали властям и силам, возникшим как эманация высшего Божества Голгофа. Это слово, обозначающее место распятия Иисуса (возле Иерусалима, но вне городских стен), восходит к арамейскому gulgulta («череп»). В Евангелиях мы находим и греческий аналог, hranion, имеющий то же значение ( Мф.27:33 ; Мк.15:22 ; Ин.19:17, 18 ). Почему данное место называлось «Чертпом», неизвестно. Высказывались разные предположения: форму черепа имел холм; там находили черепа; на том месте регулярно проходили казни. Согласно одной древней легенде, там был найден череп Адама.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Помета: «Получ. 29 Дек. 1853 г.». Проф. Η. Глубоковский . IV. Письма архиепископа Смарагда (Крыжановского). 167 Опубликовано: Христианское чтение. 1911. 9. С. 1130–1151 35 (18) 168 . † Слава Богу! течение прошедшего года совершили, и новый начали мы благополучно. Под 1-е Генваря прибыл на подворье и Мценский прошак Авксентий, но его отправил я к здешнему Епархиальному Начальству, для испрошения дозволения ходить с книгой по столице. Рукоположение в Иеромонаха отложил я до того времени, когда усмотрится действительное усердие к порученному ему, Авксентию, делу. Спешить с возложением рук Апостол возбраняет ( 1Тим.5:22 ). Писал я и к Губернатору, прося его оказать усердное споспешествование к предлежащему Дворянством благоустройству несчастного (по истине) Кафедрального Собора. Вы же лентяя Бутягина в сем случае к должной деятельности побуждайте 169 . Вот скоро (но не ранее 20 Генваря) прибудет в Орёл и Благочинный Кафедрального Собора, О. Митрофан 170 . Я надеюсь, что он станет делать настоятельное побуждение кому и в чём следует из Соборян, совершенно распущенных нерадивым Протоиереем, который даже не смотрит за правильным ведением приходо-расходных книг по Собору пресловутым Григорием Ивановичем 171 . Каковой беспорядок нетерпим даже в последней приходской Церкви, a по Собору необходимо должен быть наказан отрешением от мест виновных злоупотребителей. Что касается до нашего подворья, то в нём всё пока благополучно. Небольшие хворости живущих в нём проходят от предприемлемых врачебных пособий. Дай Бог Крещение проводить и на Иордань безпростудно сходить! Здесь поговаривают о войне с Англичанами и о наборе. Но Господь да вознаградит нас всеобщим миром и благоденствием! Преосвящ. Григорий 172 чрез весь праздник болен. Доктора запретили ему не только чем-либо заниматься, но даже и посетителей принимать не велят. Ему уже 70-й год, и он сделался довольно дряхл, но ещё хочет быть деятельным. Посылаю Вам брошюру о стологадании. Это выписка из письма Московского Преосв. Филарета, у коего изволила спрашивать по сему предмету мнения Государыня Императрица чрез Обер-Гофмейстера 173 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

777 Ad Uxor. I. 7: «Ut quod in matrimonio non valuimus, in viduitate sectemur». Из этого явно следует, что они не воздерживались от половых отношений. Тертуллиан утверждает принцип: «Defuncto viro matrimonium defungitur». 778 Киприан, Epist. 52, cap. 2, Oxf. ed и ed. Härtel (al. 48). Киприан рисует портрет своего оппонента–раскольника в самых мрачных красках и обвиняет его в том, что он ударил свою беременную жену так, что у нее случился выкидыш, но в том, что Новат был женат, Киприан его не упрекает. 779 Hist. Eccl. V. 22: «На Востоке все священники и даже сами епископы воздерживаются от отношений со своими женами, но они делают это по собственному желанию; нет закона, который устанавливал бы такую обязанность; потому что среди них было много епископов, у которых были дети от законных жен во время епископства». 781 Такой, в сущности, была и позиция Евсевия, Епифания и Златоуста, насколько мы можем сделать вывод из аллюзий и из их толкований на 1Тим. 3:2 , хотя все они предпочитали безбрачие как высшее состояние. См. Funk, I.c., р. 305. Синод в Гангре во второй половине IV века объявил анафему (CaII. 4) тем, кто утверждал, что не следует посещать евхаристические служения, проводимые священниками, живущими в браке. См. Гефеле (Hefele I. 782), который, критикуя Барония, заявляет, что, судя по канону, такие священники не просто имели жен, но и жили с ними как супруги (mit denselben ehelich leben). В Codex Ecclesiae Rom., ed. Quesnel, этот канон не приводится. 782 Ланди (Lundy, Monumental Christianity, N.Y. 1876, p. 343 sqq.) цитирует следующие надписи подобного рода из Грутера, Бозио, Арринги, Бургона и других источников: « Место упокоения пресвитера Василия и его Фелицитаты. Они сделали это для себя». « Сусанна, некогда счастливая дочь пресвитера Габина, лежит здесь в мире рядом со своим отцом». «Гаудентий, пресвитер, себе и своей жене Севере, добродетельной женщине, которая прожила 42 года, 3 месяца и 10 дней. Похоронена 4–го числа после апрельских нон, при консулах Тимасии и Проме».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Часть вторая. О Боге в отношениях Его к тварям § 1. Состав и разделение учения о Боге в отношениях Его к тварям Триединый Бог, всесовершенный и всеблаженный, обитающий во свете неприступном ( 1Тим.6, 16 ), благоволил открыть Свое невидимое и непостижимое Божество и вечную ему ( Рим.1:19–20 ), или славу Свою в мире, и, как всеблагий, восхотел сделать причастниками Своей благости и другие существа. Он привел из небытия в бытие все существующее, сохраняет бытие и силы тварей и многоразличными способами направляет и содействуете достижению ими великих целей, определенных Его святою волею. Другими словами, – Бог в отношении Его к миру есть Творец и Промыслитель мира. В частности, в делах Своего промышления о людях, чрез родоначальника которых вошли зло и смерть во весь мир человеческий, и даже неразумная тварь подпала временному рабству тления ( Рим.8:20–22 ), Богу благородно было явить и особенным образом Свою благость и другие Свои совершенства. Особенными действиями Божия примышления в отношении к роду человеческому являются все действия Бога, как Совершителя нашего спасения ( οικονομα), – воплощение Сына Божия, искупление, освящение благодатью Св. Духа. Как существу всемогущему и высочайше премудрому, Богу не может быть свойственным, чтобы назначенные сотворенному бытию цели не пришли в определенное Им время и в определенной мере в исполнение. И Бог действительно в предназначенное Им время явится Выполнителем Своих вечных определений о всем мире и роде человеческом, – при втором славном пришествии Христовом, когда последуют кончина мира, воскресение мертвых, всеобщий суд, открытие царства славы. Таково в главнейших и общих чертах учение откровения и церкви о Боге в отношениях Его к тварям. Раскрытие этого учения составляет содержание второй части Догматического Богословия. В разделении на частные отделы, – весь состав данного в откровении и проподаваемого церковию учения о Боге в отношениях Его к тварям обнимается и естественно располагается в такой последовательности: Отд. I, – Учение о Боге, как Творце всего видимого и невидимого. Отд. II. – Учение о Боге, как Промыслителе мира. Отд. III. – Учение о Боге Спасителе и особенном отношении Его к роду человеческому ( θεολογα οικονικ). Отд. IV. – Учение о Боге, как Выполнителе Своих определений о всем мире и роде человеческом (эсхатология). В таком порядке и изложим учение откровения и церкви о делах Божиих в отношении к тварям. Читать далее Источник: Православное догматическое богословие/[Соч.] Свящ. Н. Малиновского, инспектора Ставропол. духов. семинарии. Ч. 1-2. - Харьков : тип. Губ. правл., 1895-1909. – 445, VII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

2; ср. 6, 1; 7, 1; К Тралл. 7, 2; 13, 2; К Филад. 7, 1; К Смирн. 8, 1; К Поликарпу. 6, 1. 327 1Тим.5:17: «хорошо предстоятельствующие старейшины». Круг этих «предстоятельствующих» пресвитеров здесь еще не замкнут (см.выше, § 9), так как еще недостает как поставления (посвящения) в пресвитеры, так и постоянного права на почетное сидение (ср. прим. 310–312). Другое впечатление получается, если читать Герма (Вид. II, 4, 3): «Ты прочтешь ее (эту книгу) в этом городе вместе с пресвитерами, предстоятельствующими экклезии». Здесь «пресвитеры, предстоятельствующие экклезии», являются уже как замкнутый круг, ср. выше, прим. 312; ср., далее, свидетельства о «предсидении» пресвитеров в прим. 303. 328 Выше, § 9, прим. 243. Поэтому не кажется странным, что в источнике Апостольского церковного Устава, § 5 (Harnack. Texte... II, 5. S. 22 ff.) говорится о поставленной в общине вдовице, что она «возвещает о необходимом пресвитерам». На обязанности вдовицы лежит докладывать «старейшинам» о необходимом (относительно бедных и больных членов общины, нуждающихся в поддержке и посещении). Деятельность старейшин именно в этом направлении относится к сущности их должности. Выше уже было показано, что это понимание оставалось в силе вплоть до IV в. Ср. также описание старейшин в Псевдо-Климентовых Проповедях III в.: пресвитеры должны улаживать распри между членами общины, увещевать юношей к заключению браков, гостеприимно принимать пришельцев, поддерживать братьев и каждому «доставлять необходимое» (Клим.К Иак., гл. 7, 9, 10, 15; Проп. III, гл. 67–68). Если в вышеприведенном месте источника А не назван епископ, то, несмотря на это, он, однако, не исключен, потому что не подлежит никакому сомнению, что и согласно этому источнику, заведование дарами в общине принадлежит епископу, а не пресвитерам (см. выше, прим. 176). Таким образом, и это место не может быть использовано Harnack " ом (S. 37) для доказательства «двоевластия». Как в деле заведования дарами, так и вообще в деятельности любви, пресвитеры обладают в силу своей харизмы местом рядом с епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

1262 Эта гипотеза выдвинута Февром: Faivre A. Naissance d " une hierarchie. Paris, 1977. P. 232. Он высказывается, однако, с осторожностью. Древняя дисциплина Вселенской Церкви более основывалась на сходстве, нежели на различии. Так, чтобы считать неслучайным совпадение некоторых положений, следует быть уверенным, что определенный канонический сборник был известен тем, которые издали правило, сходное с имеющимся в данном сборнике. Однако в отношении правил Карфагенского Собора вплоть до VI в. это представляется весьма сомнительным. 1263 См.: Ritzer K. Le manage dans les Eglises chretiennes. Paris, 1970. P. 140–141. Относительно значения связи между браком и евхаристией см.: Meyendorff J. Marriage, an Orthodox perspective. Crestwood, 1975. P. 22–26. 1264 Бенешевич-1906. С. 269, 273. Относительно наличия правил Лаодикийского Собора в сборнике, который был использован и официально утвержден на IV Вселенском Соборе, см. выше наш комментарий на 1 прав. Халкидонского Собора. 1268 Полное собрание постановлений и распоряжений по Ведомству Православного Исповедания. СПб., 1870. Т. 1. С. 623. 1269 Hispanä АСО II, II, 2. P. 90 (182); Priscä Ibid. P. 37 (129); Dionysius: Ibid. P. 58 (150); Acta Graecä ACO II, I, 2. P. 161 (357). 1272 Vogel С. L " imposition des mains dans les rites d " ordination en Orient et en Occident//La Maison-Dieu, 102. 1970. P. 57–72, особ. 63. 1273 По-латыни это передано следующим образом: ...quae est in ministerio Ecclesiae, quae est in Cenchris. Согласно мнению большинства древних и новых экзегетов, в 1Тим. 3, 11 речь также идет о женщинах-диаконах. 1276 Novella III, prol.//CJC III. P. 19 ( διακνους, #> ενς τε και θηλεας); Novella III, 1//CJC III. P. 21; Novella III, 2//CJCIII. P. 22. 1277 . См.: Turner С. Н. Catholic and Apostolic. London; Oxford, 1931. Chap. 11: Ministries of Women in the Primitive Church. P. 316–351, особ. 328–343; Lafontaine P. H. Les conditions positives de l " accession aux ordres dans la premiere legislation ecclesiastique. Ottawa, 1963.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Вдовство почётно потому, что оно сохраняет верность данному Богом супругу. Примером такого похвального вдовства служит Анна пророчица: «она не предала забвению супруга, не нарушила первую верность, не ввела на ложе оскорбителя, не возложила на другого бремя единобрачия, на ложе в воспоминании имела, как живого, умершего супруга, не осквернила брачного покрова». «Поистине достойна осуждения вдова, которая вместе с супругом, соединённым с нею Богом, похоронила и память о нём, особенно если у неё есть дитя или дети, ради которых введён и брак. Если же молодая вдова не имеет детей, то для неё прилично стремиться ко второму браку из любви к чадородию. Увещая к этому, блаженный Павел сказал: «Хощу убо юным вдовицам посягати» и потом показывает, чем обусловлено дозволение второго брака, говоря: «Хощу молодым вдовицам посягати, чада рождати, дом строити» ( 1Тим. 5, 14 ). Таким образом, второй брак разрешается ради чадородия. Если же у стремящейся ко второму браку вдовы есть дети, то такой посев излишен» (Orat. IV, 53 С – 56 А). Содержание фрагмента, изданного Фиккером Так как у нас нет полной уверенности в принадлежности анонимного отрывка, изданного Фиккером, перу Амфилохия, то мы излагаем его догматическое и церковно-историческое содержание отдельно. Если бы принадлежность этого документа Амфилохию в конце концов была бы доказана новыми открытиями или новыми исследованиями, то изложенное ниже содержание его было бы не трудно слить с содержанием подлинных сочинений Амфилохия, данным на предшествующих страницах. Отношение фрагмента к Священному Писанию Автор отрывка широко пользуется Священным Писанием Ветхого и Нового Заветов. Книги эти, по его словам, написаны по вдохновению от Духа Святого. Так, например, приведя полностью по книге Деяний (15, 1–2) послание Апостольского Собора, автор прибавляет: «Вот послание апостолов, написанное Духом Святым через евангелиста Луку» (61, 5–6) 22 . Но Писания нуждаются в правильном истолковании. Писания подобны врачебным средствам, которые исцеляют, если хорошо приготовлены, и убивают, если даются дурно и неумело (23, 9–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/sv...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010