СТОМАХА РАДИ Выражение (редко сейчас звучащее) служило шутливым присловьем при употреблении алкоголя. На стомах, т.е. желудок (ц.-слав.), о здоровье которого необходимо заботиться, и ссылался пьющий вино. Сохранилось в речи в варианте слав. текста Б . Апостол Павел в пастырском (т.е. касающемся управления христианской общиной) послании своему ученику Тимофею указал, что «диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину» ( 1Тим.3:8 ). Однако последнее требование не делал абсолютным и в том же послании советовал Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» ( 1Тим.5:23 ). Монастырский устав в отношении винопития опирался на слова апостола: «В дни разрешения вина и елея — пить ради братского утешения и ради стомаха и частых его недугов». Страх Божий СТРАХ БОЖИЙ (ГОСПОДЕНЬ) Просторечный оборот, употребляемый как оценка чего-либо выходящего (по своему количеству, качеству) за рамки обычного, занимает в речи то же место, что и словосочетания типа «страх (ужас) как много», «страх (ужас) что творится»; нередко произносится по поводу чьей-либо уродливой внешности. В библейском тексте «страх Господень» означает страх перед Господом. Это состояние, в котором во всей полноте проявляется религиозное сознание. Это одновременно и чувство присутствия высшей, непостижимой силы, и отношение к Богу как к судии, воздающему каждому по его делам. Страх перед Господом — одна из главных тем книги Притчей Соломона. В самом начале ее заявлено: «Начало мудрости — страх Господень» ( Притч.1:7 == Притч.9:10 ). Он проявляется не в трепете и боязни, а в неприятии зла: «Страх Господень — ненавидеть зло» ( Притч.8:13 ); «Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище и при нем тревога» ( Притч.15:16 ); «Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла» ( Притч.16:6 ); «Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся» ( Притч.10:27 ); «Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти» ( Притч.14:27 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Самое великое преимущество и богатство для человека – это служение Вечному Богу. К сожалению, многие родители видят счастье своих детей во множестве вещей, множестве предметов и множестве вкусной и полезной пищи. Но достаток опустошает душу и делает ее совершенно не способной воспринимать высшую правду Божию. В Писании сказано: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» ( 1Тим.6,8–9 ). Лично я совершенно не могу общаться с людьми, которые неожиданно обогатились за последние 10–15 лет. Мне просто не о чем с ними разговаривать. И хотя ранее я и имел с некоторыми из них дружеские отношения, теперь это для меня совершенно невозможно. Я воспринимаю их, если хотите, ставлю диагноз им, как духовно мертвым тварям. Они настолько исказили свое человеческое сознание духом вещизма, что трудно в таковых рассмотреть хотя бы остатки человеческого. С таковыми лучше и не общаться, чтобы не оскверниться их наворованным богатством. Честным путем в современной России едва ли можно обогатиться. Надо воспитывать в детях не привязанность к богатствам и благам этого мира, а преданное чувство по отношению к Богу. Но что такое преданность Богу? И как развить в себе подобное качество? Преданность Богу – есть глубокая личная привязанность к Творцу, исходящая из сердца, побуждаемого глубокой благодарностью Богу за все то, что мы имеем в этой жизни. Современная молодежь теряет это чувство именно потому, что желает себе слишком много лишнего и не дорожит тем, что имеет. Одним словом, их губит жадность. Преданность Богу опирается на страх, хоть в чем-то нарушить Его святую волю. Преданность Богу именно подталкивает нас удаляться от всего того, что не побуждает нас жить, таким образом, который угоден Богу. Сказано: «Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» ( 1Тим.6,7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Условием для посвящения в пресвитеры он ставит: «Если кто… детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности» ( Тит.1,6 ). Первыми заповедями для молодых жен ап. Павел ставит: «Любить мужей, любить детей… быть… попечительными о доме» ( Тит.2,4-5 ). Условие для спасения замужней женщины ап. Павел формулирует так: «Спасётся через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» ( 1Тим. 2,15 ). Также вдовам, имеющим детей или внучат, ап. Павел велит прежде всего заниматься их воспитанием ( 1Тим.5,4 ). Поэтому очевидно, что под заповедью для замужней женщины родить чад  надо понимать и обязанность замужней женщины всю свою жизнь посвятить воспитанию этих чад. Эти чада посылаются от Господа не как бремя или наказание, а как благословенный Господом путь замужней женщины – как награда и утешение жизни. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева», – говорит в псалмах пророк Давид ( Пс.126,3 ). И если родители или мать тяготятся детьми или ропщут на них – они тяжёло грешат перед Господом. Можно найти примеры, что благочестивые дети были и от нечестивых родителей (например, великомученица Варвара), но вряд ли можно найти случаи, когда благочестие обоих родителей не имело бы следствием высоких достоинств их детей. Следует учитывать, однако, что степень благочестия может быть разная и может случиться, что духовная слабость одного из супругов ослабит в какой-то мере всех или некоторых из детей. В Деяниях св. апостолов рассказывается, как благочестивому язычнику – сотнику Корнилию, снискавшему милость у Бога молитвой и милостыней, является ангел, повелевает призвать ап. Петра и обещает, что словами последнего «спасёшься ты и весь дом твой» ( Деян. 10, 6 ). Итак, милость Божия и залоги спасения распространяются не только на праведника, но и на весь дом – его семью и его детей. Поэтому для родителей главной заботой должно явиться снискание милости Божией и Его помощи и благословения. «Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него!» – свидетельствует премудрый Соломон ( Притч. 20, 7 ). А епископ Феофан Затворник пишет: «Дух веры и благочестия родителей должно почитать могущественнейшим средством к сохранению, воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях».

http://azbyka.ru/deti/vospitanie-detej-v...

4) Уже общее отношение учения и образа действий Спасителя к Ветхому Завету, – к тому, чему учит закон и пророки, не допускает мысли, чтобы Он запрещал войну всегда и во всех случаях и видел в ней безусловное зло. 5) Хотя Спаситель прямо и нарочито не говорил о том, дозволительна ли война и в каких случаях законна, однако же из некоторых Его слов и действий мы в праве со всей безошибочностью и основательностью заключить, что отношение Его к войне в общем почти тоже, что и в Ветх. завете. 6) Господь в Своем Евангелии упомянул о войне не в смысле запрещения, но как о нужном деле в общежитии людей: «Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?» Военное звание не воспрепятствовало сотнику получить от Господа Христа похвалу за веру: Мф. 8:10 . Воинский начальник Корнилий, несмотря на свое военное звание, прямо назван благочестивым и сподобился откровения: Деян. 10:1–4 . 7) Св. ап. Петр и Павел прямо и решительно говорят, что государственная власть и ее слуги, т. е. воины, предназначены Самим Богом для того, чтобы силою ограждать спокойствие и безопасность людей от всяких врагов их: 1Петр. 2:1314 ; 1Тим. 2:1–2 . 8) Когда враги угрожают нашему отечеству опустошением, то странно, безумно и беззаконно, оставляя без помощи и защиты своих и односторонне разумея любовь к врагам, становиться на сторону последних, не давая им отпора, при полной возможности дать его, обрекать в жертву им своих близких, своих жен, детей, друзей, вся надежда которых возлагается на нашу защиту (ср. 1Тим. 5:8 ). 9) Итак, что война в силу крайней необходимости – нужна, подтвердим это словами Самого Господа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Иоан. 15:1 ). А на вопрос, зачем война, если Бог велел нам любить друг друга, а не убивать? – ответим: А зачем смерть, если мы созданы для жизни? Пусть бы жили. Но мы согрешили, скажут нам. Причина открыта: война есть неизбежное следствие зла, греха, а затем она нужна для побеждения самого зла.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

II. Из жития св. священномученика Вавилы мы видели, братия, высокий образещ почитания духовных пастырей: св. братья отроки: Урван, Прилидиан и Епполоний отвечали, как вы припомните, мучителю, что они любят своего духовного наставника – св. епископа Вавилу более матери, потому что он заботится о спасении их душ! Да научит пример этих св. отроков-мучеников и всех нас почитать наших духовных пастырей, ибо они пекутся о спасении душ наших. И слово Божие, и учение отцев церкви, и жизнь святых научает нас этой истине. а) Слово Божие подробно определяет, в чем должно выражаться почитание духовных наставников. Верующие должны принимать их, как посланников Божиих. «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» (1 Коринф. 4–1), учит ап. Павел. Христиане должны внимать и следовать их наставлениям: «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет, чтобы они делали это с радостию, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно», учит тот же великий апостол ( Евр. 13–17 ); христиане должны следовать их примеру: «умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Коринф. 4–16), говорит св. ап. Павел; они обязаны подражать их вере: «поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр. 13–7 ); они должны почитать и уважать их: «достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим. 5–17 ); их долг молиться за них: «умоляю вас, братия, Господом нашим I. Христом и любовию Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу ( Римл. 15–30 ). Молитесь за нас», учит св. ап. Павел ( Евр. 13–18 ); истинные христиане всегда ясно и определенно сознают свою обязанность обеспечивать содержание своих духовных пастырей: «наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим». ( Галат. 6–6 ). – Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящаго; и трудящийся достоин награды своей ( 1Тим. 1–18 ). – Отправляя 12 апостолов на проповедь, I. Христос сказал им: «не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания» ( Матф. 10–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Впрочем, если я не докажу того, что обещал, то по справедливости могу подвергнуться обвинению в дерзости, но если вы и после того, как я докажу, что Бог непостижим для вышних сил, еще будете спорить и утверждать, будто вы познали Его, то каких пропастей, каких стремнин будете достойны вы, хвалящиеся точным знанием Незримого для всех бестелесных сил? . 2. Итак, приступим теперь к самим доказательствам, обратившись перед речью опять к молитве, потому что само упражнение в молитве может доставить нам доказательство в пользу искомого. Призовем же Царя царствующих и Господа господствующих, единого имеющего бессмертие и живущего во свете неприступном, Его же никтоже видел есть от человек, ниже видети может, Ему же честь и держава вечная, аминь ( 1Тим.6:15–16 ). Это не мои слова, а Павла; ты же обрати внимание на благочестие души его и укоренившуюся в ней любовь. Вспомнив о Боге, он позволил себе приступить к изложению учения не прежде, как воздал Ему должное, заключив речь славословием. Если память праведного с похвалами ( Притч.10:7 ), то тем более воспоминание о Боге – с благохвалением. То же Павел делает и в начале посланий, часто, начиная послание и вспомнив о Боге, он не прежде приступает к учению, как воздав Ему должное славословие. Послушай, как говорит он в послании к галатам: Благодать вам и мир от Бога отца и Господа нашего Иисуса Христа, давшаго себе по гресех наших, яко да избавит нас от настоящего века лукавого, по воли Бога и Отца нашего, Ему слава во веки веков, аминь ( Гал.1:3–5 ). И еще в другом месте: Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков, аминь ( 1Тим.1:17 ). Но, может быть, он делает так только в отношении к Отцу, а в отношении к Сыну не так? Послушай, как он и в отношении к Единородному делает то же самое. Сказав: Молил бых ся сам аз отлучен быти от Христа по братии моей, сродницех моих по плоти, – он присовокупил: Ихже всыновление и завети, и законоположение, и служения, и обетования, от нихже Христос по плоти, сый над всеми Бог благословен во веки, аминь ( Рим.9:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Впрочем, если я не докажу того, что обещал, то,по справедливости, могу подвергнуться обвинению в дерзости; но если вы и после того, как я докажу, что Бог непостижим для вышних сил, еще будете спорить и утверждать, будто вы познали Его, то каких пропастей, каких стремнин будете достойны вы, хвалящиеся точным знанием Незримого для всех бестелесных сил? . 2 . Итак, приступим теперь к самым доказательствам, обратившись перед речью опять к молитве; потому что самое упражнение в молитве может доставить нам доказательство в пользу искомого. Призовем же Царя царствующих и Господа господствующих, единого имеющего бессмертие и живущего во свете неприступном, «Его же никтоже видел есть от человек, ниже видети может, Ему же честь и держава вечная, аминь» ( 1Тим.6:15,16 ). Это не мои слова, а Павловы; ты же обрати внимание на благочестие души его и укоренившуюся в ней любовь. Вспомнив о Боге, он позволил себе приступить к изложению учения не прежде, как воздал Ему должное, заключив речь славословием. Если «память праведного с похвалами» ( Притч.10:7 ), то тем более воспоминание о Боге – с благохвалением. То же Павел делает и в начале посланий; часто, начиная послание и вспомнив о Боге, он не прежде приступает к учению, как воздав Ему должное славословие. Послушай, как говорит он в Послании к Галатам: «благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа, давшаго себе по гресех наших, яко да избавит нас от настоящаго века лукаваго, по воли Бога и Отца, Ему же слава во веки аминь» ( Гал.1:3–5 ). И еще в другом месте: «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу, честь и слава во веки, аминь» ( 1Тим.1:17 ). Но, может быть, он делает так только в отношении к Отцу, а в отношении к Сыну не так? Послушай, как он и в отношении к Единородному делает то же самое; сказав: «молил быхся сам аз отлучен быти от Христа по братии моей, сродницех моих по плоти», он присовокупил: «ихже всыновление...и завети, и законоположение, и служение, и обетования, от нихже Христос по плоти, сый над всеми Бог благословен во веки, аминь» ( Рим.9:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Вся деятельность евангелиста заключается в том, чтобы «право править слово истины», 2 Тим. 2:15. Еще в настоящее время распространено воззрение, что получатели пастырских посланий, Тимофей и Тит, пользуются своим властным положением только в силу апостольских (полученных от апостола) полномочий, до известной степени в качестве апостольских легатов. Так полагают Holzmann. Pastoralbr. S. 223; Kuhl. Gemeindeordn. S. 36– 37; Weizsäcker. Apost. ZA. S. 645. Но такое воззрение опровергается содержанием посланий. Правда, евангелист получает от апостола указания и поручения (напр., Тит. 1:5: «Как я тебе приказывал»), и апостол упоминает о своем скором приходе, чтобы освободить его (1Тим. 4:13: «Доколе не приду, занимайся... учением»). Но нигде ни одним словом не указано, что евангелист действует и пользуется властью от имени апостола, таким образом, в качестве его заместителя. То, что ставит евангелиста в возможность действовать, не есть юридический момент (полномочия), но его харизма (см. только что приведенные места), и он действует в качестве не помощника апостола, но «мужа Божия» и «служителя Христова» (см. прим. 77). В силу сообщенного ему Богом дара он действует от имени Бога, а не апостола. (Возложение рук апостолами, о котором упоминается в 1Тим. 4:15, есть только утверждение харизмы, а не сообщение полномочий, а в 2Тим. 1:6 говорится о рукоположении не апостола, но только «пресвитерия», действовавшего вместе с апостолом.) Положение Тимофея и Тита по пастырским посланиям совершенно такое же, как и по несомненно подлинным Павловым посланиям, ср.: 1Фес. 3:2: «И послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить». 1Кор.16:10–11: «Если придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я; посему никто не пренебрегай его». 2Кор. 7:15: Тит вспоминает «о послушании всех вас, как вы приняли его со страхом и трепетом». Тимофей и Тит делают то же дело, что и апостол, дело Господне, и, как служители Божии (в благовествовании), требуют от общин послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

И в ту самую минуту, когда выходит на кафедру, прежде, нежели отверзет уста свои, пусть вознесет жаждущую душу свою к Богу, да по благодати Его отрыгнет то, чем сам напоен, и да излиет от полноты своей. Ибо, если во всяком предмете, с верою и любовью исследуемом, есть множество сторон, с коих можно раскрывать оный; если каждый предмет люди знающие могут выражать многими и различными способами, то кто знает, что именно должно сказать нам в такое или в другое время, что выгоднее для наших именно слушателей – кто, говорю, знает это кроме Того, Который видит сердца всех? Кто наставит нас, что должно и как должно сказать, кроме Того, в деснице Коего и мы, и словеса наши? ( Прем.7, 16 ). Поэтому, кто желает и сам научиться, и других учить, тот пусть изучает предметы наставления, пусть приобретает способность говорить, как прилично Церковному лицу: но в самую минуту сказывания пусть лучше приводит себе на мысль слова Господа: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф.10, 19–20 ). Когда Дух Святый глаголет в тех, кои за Христа предаются гонителям, то почему не глаголать Ему в тех, кои Христа словом благовествования преподают учащимся? 33) Скажут: если Дух Святый производит учителей, то люди не должны предписывать правил, чему и как надлежит учить. Но в таком смысле, пожалуй, можно сказать, что и молиться нам не должно, ибо Господь говорит: «знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» ( Мф.6, 8 ); можно, пожалуй, сказать, что и Апостол Павел не имел права заповедовать Тимофею и Титу, что и как они должны были заповедовать другим. Между тем, прочтите все три Послания Апостольские к Тимофею и Титу, кои учитель Церковный всегда обязан иметь перед глазами. Разве не написано в Первом Послании к Тимофею: «Проповедуй сие и учи»? ( 1Тим.4, 11 ) А чему учить, об этом выше сказано. – Разве нет там наставления: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца» ( 1Тим.5, 1 )? Разве во Втором Послании не говорится: «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня» ( 2Тим.1, 13 )? Разве не говорится: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» ( 2Тим.2, 15 )? Та же есть и следующее наставление: «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» ( 2Тим.4, 2 )? Далее, в Послании к Титу разве не говорит Апостол: «Ибо епископ должен быть...

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» ( 1Тим.6:7–10 ). Подобно сему учили и св. Отцы и подвижники. «Кто мир сей презирает», говорит св. Тихон Задонский , «и ищет небесных благ, в том язва сия (т. е. зависть) не имеет места. Для чего завидовать тому в земных и тленных, кто, их презирая, ищет небесная? Вельможа похвале сапожника, портного и прочих мастеров не завидит, понеже лучшую имеет похвалу так, кто к вечным стремится, временных не завидит» (Твор. 1 т. 128 стр.) Итак, братие, берегите себя от злых мыслей и желаний, сохраняйте в чистоте душу свою. Особенно, братие, берегитесь зависти чем бы кто ни владел, не завидуйте, а приучайте себя быть довольным тем, что Бог дал и что вы приобрели трудами своими. Если мы, по слову Апостола, ничего не принесли в мир, и ничего не можем и вынесть из него, то для чего же мы будем губить душу свою привязанностью в земным благам, – привязанностию, которые по слову того же Апостола, приводит нас в безрассудные и вредные похоти и погружает в бедствия и пагубу. Будем питать в душе своей истинное благочестие, которое, по слову Божию, «на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» ( 1Тим.4:8 ). Аминь. Беседа XXXIV. Употребление учения о вере и благочестии С Божией помощию мы окончили с вами, братие, изложение христианского православного учения о вере и благочестии. Теперь мы знаем, что нужно нам для благоугождения Богу и спасения души. Но для христианина, братие, недовольно только знать свои обязанности, нужно исполнять на самом деле то, что познано, под страхом тяжкого осуждения за неисполнение. «Вот я предлагаю вам», говорил еще в ветхом завете пророк Моисей народу израильскому, «сегодня благословение и проклятие благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете в след богов иных, которых вы не знаете» ( Втор. 11:26–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010