Беседа LXIX. О девятом члене символа веры. О названии Церкви Соборною Во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . Истинная Церковь Христова есть едина и святая. В девятом члене символа веры указано третье свойство ее, именно она называется соборною. Церковь называется так потому, что не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Господь наш Иисус Христос приходил на землю, как мы с вами уже говорили, братие, не для одного какого-либо народа, и не для некоторых людей, но для всех вообще, чтобы спасти их от греха, проклятия и смерти. Он принес Себя в жертву за всех людей, всем приобрел благодать и спасение ( Ин.3:15–17;6:51;12:47 ; 1Ин.2:2 ; Рим.3:28–30 ) и хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим.2:4 ). Следовательно, все люди, в какой бы стране и в какое бы время они ни жили, к какому бы народу ни принадлежали, какого бы звания, состояния и возраста ни были, все могут получить спасение. Чтобы люди могли воспользоваться крестными заслугами Спасителя, – получить спасение, Он устроил на земле свое благодатное Царство, Церковь , члены которой в установленных Им Самим таинствах, чрез назначенных Им же лиц, могут получать освящающую их благодать Святого Духа. А посему членами этой Церкви могут быть все, желающие получить спасение, где бы и когда они ни жили, и к какому бы народу ни принадлежали. Церковь Христова, таким образом, собирает под свое руководство верующих всех мест, времен и народов, и посему называется соборною. В этом же смысле она называется кафолической (то есть распространенною по всей земле), или вселенскою Церковью. Указанное нами понятие о Церкви Христовой основано на слове Божием. Что Церковь Христова не ограничивается никаким местом, об этом ясно говорит Ап. Павел в послании к Колоссянам: благовествование существует во всем мире, и есть плодоносно и растимо ( Кол.1:5–6 ). Это значит, что учение Христово распространяется по всему миру и приносит плод и возрастает, то есть находит себе последователей по всему миру, которые составляют собою Церковь Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Говорить о Духе Святом значит говорить о Боге, потому что и Дух Бог. А Бога никто никогда не видел (Ин.1:18), и видеть никто не может (1Тим.6:16), говорят Иоанн и Павел, достигшие высоты богословия и верные охранители его. Следовательно, и говорить нельзя ничего никому от себя о Святом Духе, Боге недоведомом, недоступном не этим только чувственным очам, а и мысленным и разумным. Потому что если любящим Бога приготовлены блага, которых не только изречь невозможно, но совершенного понятия о коих нельзя достигнуть или представить или вместить ни очам, ни ушам, ни сердцу, то есть уму, высшей силе души (1Кор.2:9, 2Кор.12:4); ибо что сердце в теле, то ум в душе, так как то и другое есть охранение и начало жизни, свойственной телу и душе; то тем более высшее всех возможных благ Благо, Бог, скроется в мраке (Пс.17:12) непостижимости, как уже сказано и блаженным Давидом. Совсем никто ничего не скажет от себя о Боге, или Отце, или Сыне, или о Духе, или сказавши так ни в чем не заслужит доверия. А сами богословы говорили о Боге, и мы, слышавшие от них и принявшие, говорим несомненно только то, что единородный Сын, сущий в недре Отчем, быв с нами самолично нам явил (Ин.1:18); а к сему и то, чему после Него пришедший Утешитель, Дух истины, научил пророков в древности, а потом и апостолов, и сих наставил, по предречению Самого единородного Сына, на всякую истину (Ин.14:26; 16:13). Посему и ныне должно говорить о Всесвятом Духе, как и многими иными прежде нас и нами часто высказано, не от чрева своего вещая, не басням каким вымышленным и убеждению мудрости человеческой, недостойно Духа, последуя, а только отверзая уста и притом данные нам от Иисуса Слова (Лк.21:15), и чрез Него исполнившись Духа Божия, ничего больше не станем говорить, как, услышав, скажем с Пророком (Пс.84:9), что сказал нам Господь Бог чрез Евангельскую проповедь, апостольские вещания и научения, соборные и отеческие учения и постановления для утверждения благочестия и ниспровержения нечестия, которое вдруг возмутило сердца латинян против Духа, а лучше против всецелого Божества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/574/...

Дух Святой О деятельности и силе Святого Духа Святой Дух а) творит и дает жизнь: Земля была безводна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою ( Быт.1:2 ). От Духа Его великолепие неба ( Иов.26:13 ). Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь ( Иов.33:4 ). Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его все воинство их ( Пс.32:6 ). Пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли ( Пс.103:30 ); б) открывает тайны Божии: Дух все проницает, и глубины Божии. Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Мы приняли Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога ( 1Кор.2:10–12 ). Вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым апостолам Его и пророкам Духом Святым ( Еф.3:4–5 ); в) открывает дела Христа: Когда придет Утешитель, Дух истины, Он будет свидетельствовать о Мне ( Ин.15:26 ); г) открывает будущее: Дух Святый был на Симеоне. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня ( Лк.2:25–26 ). Дух истины… будущее возвестит вам ( Ин.16:13 ). Один из пророков, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии ( Деян.11:28 ). Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским ( 1Тим.4:1 ); д) вдохновляет пророков: Мы имеем вернейшее пророческое слово; изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым ( 2Петр.1:19,21 ); е) назначает на дело священнослужения: Господь сказал апостолам: вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли ( Деян.1:8 ). Ныне послал меня Господь Бог и Дух Его ( Ис.48:16 ). Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Сии, бывши посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр ( Деян.13:2,4 ). Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею ( Деян.20:28 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И.Е. Халколиванов Письма духовного отца к его духовному сыну, живущему в селении, в котором есть часть молокан, о вере и жизни христианской Источник Предисловие Предлагаемые здесь письма между духовным отцом и его духовным сыном, касаются, по преимуществу, заблуждений молоканских по предмету их верований, и частию имеют в виду и исправления некоторых, более общих, пороков в нашем простом народе. Издаются они в свет, согласно желанию духовного сына, и многих других, читавших эти письма, дабы доставить тем возможность читать их наибольшему числу людей, живущих среди молокан, и самим молоканам, для душевной их пользы. Дай Бог , чтобы действительно они были полезны нашим добрым поселянам. Дай Бог, чтобы очевидность истины воздействовала в сердцах заблудших к обращению их к тому, кто есть путь истина и живот ( Ин.14:6 ), и ко св. Соборной Апостольской церкви, яже есть церковь Бога жива, столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ) – Утверждение во истине и желание всем душевного спасения вот побуждения, по которым издаются в свет настоящие письма. Кафедральный Протоиерей Иоанн Халколиванов. 27 марта 1863 года. Письмо 1 Духовный сын извещает духовного отца о благополучном прибытии его на новоселье, об удобствах жизни на новом месте и о том, что в числе жителей, по слухам, не мало есть молокан, и просит дух. отца молиться за него и утверждать его в истинах православной веры. Любезный Батюшка, Духовный мой отец! Вот я и прибыл к месту моего назначения. Благодарение Богу, и Царице Небесной и Святым Угодникам Божиим за сохранение меня и моего семейства в пути здравыми и невредимыми, и от всякой напасти свободными. Благодарение и вам, Батюшка, и низкий поклон от меня и всего семейства моего. Ибо мы уверены, что вы, Вашими святыми молитвами, весьма много способствовали нам мирно и благополучно достигнуть предела нашего странствования. На новоселии своем нашли мы много доброго и приятного. Церковь у нас в селе просторная, украшенная и с хорошим звоном. Батюшку, отца духовного, тоже хвалят, как человека умного и рачительного о пастве; земли, слышно, здесь довольно, и хорошего качества. Но сказывают, что довольно здесь молокан, которые зовут себя духовными христианами и которые, сказывают, весьма вредны Церкви Божией и православному народу. Верно, родимый мой отец духовный, добра без худа не бывает; растет и доброе семячко, растут с ним и плевелы! На Ваши святые молитвы я надеюсь, Батюшка, и прошу Вас вразумлять меня своими советами и наставлениями. Простите, Батюшка, и благословите заочно духовного вашего сына на новом месте моего жительства. Ответ

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pisma-du...

Первая и самая удобная среда доброго религиозно-нравственного воспитания детей – это родная семья, а главные её воспитатели – родители. Всё, что дети видят и слышат здесь, не пропадает для них бесследно, но глубоко западает в их душу и остаётся в ней на всю жизнь, особенно важное значение в религиозно-нравственном воспитании детей имеет по свидетельству слова Божия, истории и опыта, личный пример родителей. Благочестивое настроение родителей отца и матери, проявляющееся в искренней молитве, или других действиях религиозного характера, благотворно влияет на нравственно-религиозное направление их, полагает в них твёрдое чувство веры в Бога и любви к Нему, посеевает в них прочные семена чистой христианской нравственности. От них заимствуется страх Божий, от них усваивается боязнь греха, чтобы не оскорбить Бога, не заслужить Его гнева и чрез это не лишиться Его милостей в настоящей жизни, а тем более не подвергнуться вечному осуждению в будущей. Эту обязанность воспитания возлагает на родителей св. ап. Павел, заповедуя им отцы, воспитывайте детей ваших в учении и наставлении Господнем ( Еф.6:4 ). Но первенствующее значение в семье, в её воспитании и влиянии на детей имеет мать. Сердце её – это высшая школа, в которой дитя в первые годы своего существования научится более, чем во всю остальную жизнь, – целая жизнь в первые годы его вьётся около материнского сердца. Вера в Бога имеет своим вместилищем преимущественно наше сердце, а в матери сердечная жизнь господствует над всеми прочими проявлениями, человеческого духа, вследствие чего самой природой представлено ей преимущество влияния на детские сердца в религиозно-нравственном отношении. Её прямое призвание и дело воспитывать детей в добре, в вере и благочестии христианском; в этом её собственное величие и добро величие и добро её родной семьи, этим она создаёт себе славу, которой никогда не уничтожит никакая зависть, и которая всегда будет иметь значение на суде совести и потомства. Суд Божий, да и людской тоже, произнесёт над нами приговор по тем плодам, какие мы завещаем будущему времени в своих детях и питомцах. Сын безумен явится бесчестием матери, при этом навсегда, в вечность, ибо по слову ап. Павла жена спасается чадородия ради ( 1Тим.2:15 ), т. е. когда своими детьми умножает число святых, чистых и спасаемых членов церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Письмо одиннадцатое «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ). «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину... Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» ( Ин.16:13–14 ). «Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его... и поставил Его (Иисуса Христа)... главою Церкви» ( Еф.1:17, 22 ). « Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). «Верую во едину святую, соборную и апостольскую Церковь ». Вот мысли, на которых я хотел бы остановить ваше внимание, друзья мои. Вдумайтесь в них сами, выясните себе связь между ними и сделайте соответствующий вывод. А я поведу с вами беседу издалека, и даже не сам буду беседовать с вами, а познакомлю вас с одним интересным человеком, который расскажет вам о себе поучительную историю и выведет из нее душеполезное заключение. Человек этот, Юрий Александрович Колемин, был секретарем нашего посольства в Мадриде, а затем состоял секретарем канцелярии министра иностранных дел. В бытность свою в Мадриде он содействовал обращению к Православию из католического раскола начальника отделения генерального штаба в Испанской королевской армии Викентия Гарсия Рюи-Переса. Интересны подробности совместных богословских занятий Ю.А. Колемина и его ученика. Вместе они проштудировали литургии святых Василия Великого и Иоанна Златоуста , катехизис и сочинения о.Владимира Геттэ 283 , сочинения А.С. Хомякова, специально для Викентия переведенные на испанский язык Ю.А. Колеминым, православный молитвослов и многое другое. По возвращении в Россию г.Колемин выпустил крупное (свыше 300 стр.) сочинение под заглавием: «Римский Духовный Цезаризм перед лицом Соборной Православной Церкви» (СПб., 1913 г.). Но прежде чем вступать в полемику с врагами Православия и чад заблуждения соделывать чадами единой истинной Церкви, Ю.А. должен был сам выдержать нелегкую брань с представителями инославия, чуть было не уловившими его в свои искусно расставленные сети. Избыв страшную опасность быть увлеченным в еретический раскол, Ю.А. предостерегает относительно этой опасности своих православных сородичей и дает им оружие на случай борьбы с духовными недругами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

прот. Иоанн Чижевский Отделение четвертое. О благоустройстве храмов Глава I. Храм и его части 1 . Православный христианский храм или церковь , есть особое здание посвященное Триипостасному Богу, в которое верующие, в установленное Церковью время, собираются на общественную молитву и совершения св. Таинств ( Лук.19:45–46 ) и потому храм, как место особенного таинственного присутствия Божия, называется Домом Божиим (Мат.21:31; Иоан.2:13, 25 ; Деян.5:11 ; 1Корф.14:23; 1Тим.3:15 ). Примечание 1. Устав православной Церкви предписывает совершать богослужение главным образом в храме. Так, божественная литургия может совершаться только в храме (50 прав. Вселен. Собор.), также и все таинства, хотя некоторые например крещение 40 и елеосвящение дозволяется совершать и в домах (II. С. З. 23 мар. 1805 г. 21678; но таинство брака предписано совершать непременно в церкви 41 (т. X, ч. 1, ст. 31, Свод. Зак. изд. 1887 г.; инстр. благоч. § 19, кн. о должн. пресв. приход. § 123). Примечание 2. Определением Св. Син. 12–23 декабря 18 нарта 188 5 / 6 г. за 2899, согласно постановлению собрания Преосвященных, происходившего в июне 1885 г. в Казани, предоставлено право епархиальным Преосвященным разрешать миссионерам и приходским священникам в далеко отстоящих от церквей в инородческих деревнях, в особенности в тех, которые окружены язычниками и магометанами, совершать богослужение с литургией на переносном антиминсе и переносных престолах, в молитвенных домах, часовнях и в других приспособленных к сему зданиях, а равно и в открытых местах. 2 . Каждый Православный христианский храм имеет свое особенное название, смотря по тому, в память какого события из истории веры он устроен и посвящен Богу, или в честь и память угодника Божия, которого общество верующих (приход) избирает своим особенным предстателем пред Господом Богом. Поэтому храмы, или церкви носят названия: Воскресенский – в память Воскресения Господня, Христорождественский – в память Рождества Господня. Рождество-Богородичный в память Рождества Пресвятые Богородицы. Николаевский, Митрофаньевский – в честь сих святителей, Архангело-Михайловский в честь Архистратига Михаила, и проч. В тех городах и селах, в которых несколько церквей, и приходы называются: Воскресенский, Николаевский, Михайловский и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! Как понимать этот момент. Бог заповедовал нам не оскотиниваться, и что надо стремиться к духовному росту, и в браке от чисто физической близости, что самое нижнее из видов близости переходить к духовной. Но при этом по Посланииям наоборот нужна постоянная близость и воздерживаться плохо (кроме определённых моментов). То есть в Посланиях будто призывают больше спать супругам, и воздержание клеймят чем-то не нужным. Но как так, ведь таким образом супруги могут погрязнуть в похоти. А Бог для христианина заповедовал избавляться от похоти. Какое-то противоречие.. Разве если супруги хотят воздерживаться, и расти духовно, познавать друг друга духовно — это грех, им обязательно церковь повелевает спать друг с другом? Вроде христианство призывает отойти от земных прихотей, а тут призывают будто от них не отходить. Похожие вопросы 6 Ответов В семье близость супругов не является похотью. Близость первопричина для рождения детей, а для женщины это спасительно 1Тим 2:14–15 Наша задача не опорочить брак отношениями на стороне, что происходит от похоти очей. Как говорят многие священники, более “сильная” сторона должна уступать “слабой”. То есть, если кому-то нужна близость — в ней не надо отказывать, если нет уважительных причин по здоровью, силам, кд… Это не грех и похотью не является, Бог близость супругов благословил. Но, со временем, укрепляясь в вере, нужда в частой близости будет ослабевать, уступая более глубокому чувству. Тогда уже можно будет и помолиться побольше)) А оскотинивание — это разврат, т.е. ненормальная близость и измены — этого нужно избегать беспрекословно. Бог заповедовал нам не оскотиниваться, и что надо стремиться к духовному росту. В христианской среде действительно существует пренебрежительное отношение к половым отношениям как к чему-то скотскому, низменному и излишнему. Однако Священное Писание не подтверждает такой примитивный взгляд. Нигде в Библии интимные отношения супругов не унижаются и не порицаются как недостаточно духовные, зато всегда осуждается разврат. Если подумать, именно Господь создал мужчину и женщину с взаимным влечением друг ко другу и, если это что-то недостойное, значит претензия предъявляется Творцу. Святой Дух устами священного писателя призывает мужа наслаждаться телом своей законной жены ( Прит.5:18–19 ). Если для кого-то это несовместимо с жизнью в Боге, то опять же, человек по-видимому желает быть духовнее Святого Духа. Бог создал нас существами с телом, для которых естественно, как хотеть кушать, так и желать секса. Почему бы тогда не перестать кушать, чтобы стать более духовным?

http://azbyka.ru/vopros/vozderzhanie-v-s...

Скачать epub pdf Декабрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 12: гл. 1 (Ин.20:21–27)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1910. Т. 3. 12. С. 257–272 (1-я пагин.) —257— Ин.20:21 . И рече им паки: мир вам, – якоже посла Мя (живый) Отец, и Аз посылаю вы. 2447 В этих словах Господь наш Иисус Христос поставил наставников и учителей вселенной и домостроителей Божественных Его таинств, которым повелевает, наподобие светил, освещать и осиявать уже не одну только страну иудейскую, по соответствующей закону мере простирающуюся «от Дана и до Вирсавии» ( 2Цар.3:10, 17:11 др.), по написанному, но всю подсолнечную и повсюду рассеянных и живущих. Истину, следовательно, говорит Павел, что «никто сам на себя не принимает честь, но призываемый от Бога» ( Евр.5:4 ). Так и Господь наш Иисус Христос пред всеми другими призвал к достославнейшему апостольству Своих учеников и утвердил как бы колеблемую и падавшую всю землю, сообщив ей, как Бог, подкрепление и опору в лице их (ср. 3Цар.10:12 ). Поэтому-то и сказал устами псалмопевца о земле и апостолах, что «Я утвердил столбы её» ( Пс.74:4 ). Действительно, блаженные ученики сделались как бы столбами и утверждением истины (ср. 1Тим.3:15 ), которых, говорит, и послал Он, как Его послал Отец, указывая одновременно как на апостольское достоинство, так и на несравненную славу данной им власти, а вместе с тем объявляя и путь апостольского служения. Ведь если Он думал, что Он должен посылать Своих учеников так, как и Его послал Отец, то для тех, кои должны были подражать Ему во всём, разве не необходимо было видеть, для какого дела Отец послал Своего Сына? —258— Различно уясняя нам образ Своего посланничества, Он говорил: «не пришел Я призвать праведников, но грешников к покаянию» ( Мф.9:13 ), и опять: «не имеют нужду здоровые во враче, но больные» ( Лк.5:31 ), – и кроме того, еще: «и потому что низшел Я с неба, не да творю волю Мою, но волю Пославшего Меня» ( Ин.6:38 ), то опять: «ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы Он судил мир, но чтобы спасен был мир чрез Него» ( Ин.3:17 ). Итак, сократив в немногих словах служение апостольства, Он говорит, что послал их также, как Его послал Отец, дабы они видели отсюда, что они обязаны призывать грешников к покаянию, исцелять больных как духовно, так и телесно, в устроении дел искать отнюдь не своей собственной воли, но воли Пославшего, и учением, сколько доступно, спасать мир. И действительно, мы видим, что и сами святые ученики старались блистать всем этим, и для удостоверения в этом не требуется много труда для раз прочитавшего Деяния Апостолов и послания Святого Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Предуведомление Дух истинной христианской терпимости и миролюбия, благодатью Божией сохраняющийся в Российской Церкви, производит то, что в обыкновенных и общенародных наставлениях, предметы, обращающиеся в споре между Восточной Церковью и другими вероисповеданиями христианскими, иногда не столь заботливо изъясняются, как сие делается в других вероисповеданиях. Но как люди, принадлежащие к сим последним, по гражданской веротерпимости в России, повсюду встречаются с чадами Российской Церкви, то и случается, что сии получают от тех внушения несообразные с достоинством Восточной Кафолической Церкви, с её чистой древностью и древней чистотою. Это подало случай к извлечению из достоверных источников краткого и общевразумительного понятия о Православии сей Церкви, которое представляется в следующих разговорах. В разговорах оно представлено частью потому, что в разборе прекословий этот образ изложения естественнее и вразумительнее, частью потому, что Сочинителю не раз случалось действительно иметь разговоры такого рода. К сему прилагается выписка из Окружного послания Патриарха Фотия, которым он пред Восточными Патриаршими Престолами обличает отступление Римской церкви от чистоты древнего вероисповедания и правил церковных. Пускай это пререкаемое дело само себя защищает пред беспристрастным испытателем. Впрочем Сочинитель предлагаемых здесь разговоров, имея желание, по наставлению Апостола, споспешествовать тому, чтобы простые души могли блюстися от злых делателей, старался и сам блюстися от сечения, то есть, не подавать со своей стороны случая к разделению и вражде между верующими во единого Бога Отца, и Сына, и Святого Духа. Будем, единоверный Читатель, блюстися от таких делателей в вере, которые от Христа ведут нас к какому-нибудь земному учителю: но потщимся ко всем соблюдать миролюбие, которое, по моему мнению, есть венец нашей Церкви. Разговор первый. И. Ищу истины. Желаю быть в истинной христианской Церкви. Желаю получить спасение. У. Если сии желания искренны, то Сам Господь ответствует тебе: Аз есмь путь и истина и живот ( Ин. 14:6 ). Идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их ( Мф. 18:20 ). Апостол же сказывает тебе, что этого собрания ты должен искать в дому Божием, яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины ( 1Тим. 3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010