Следующий вопрос о священническом служении сам по себе значителен и объемен, поэтому разобрать его подробно в рамках данной статьи невозможно. Следует лишь указать на некоторые моменты, связанные с заявленной проблемой. Очевидно, что речь идет не о «царственном священстве», которого удостаиваются все крещеные христиане ( 1Петр.2:5, 9 ), а об институциональном 774 . Ведь слова ап. Петра являются свидетельством непреходящей благодати, которой в равной степени удостаиваются и мужчины и женщины в Церкви, в силу чего, например, существует правило, допускающее в случае крайней необходимости, связанной с близкой кончиной крещаемого, совершения над ним таинства Крещения мирянином любого пола 775 . «Царственное священство» не отменяет и не заменяет институциональное, существовавшее с ветхозаветных времен, исполнявшееся Мелхиседеком ( Быт.14:18–20 ), служение которого прообразует служение Христа ( Евр. 5:10 ), Аароном и его сыновьями ( Исх.28:1 ), наконец, всем коленом Левииным, взятым в удел для отправления служб при Скинии ( Втор. 10:8 ; Числ. 3:4–13 ). Эта традиция не упраздняется Спасителем, Который избирает, научает и оставляет в мире ближайших учеников для продолжения Своего служения ( Ин.13:20, 17:9–19 ; Мф.10:40, 28:18–20 ; Мк.3:13 ; Лк.10:16 ), а соответственно – и Его учениками, которые после гибели Иуды избрали по жребию в свое число Матфия ( Деян.1:23–26 ). В то же время устанавливается и форма поставления на церковное служение через возложение рук ( Деян.6:6; 13:1–3; 14:23 ; 1Тим. 4:14 ; 2Тим. 1:6 ). На основании этих общеизвестных фактов очевидно, что исполнение священнических функций не давалось любому, кто принадлежал к числу верующих, а предоставлялось особо избранным. Более того, в Ветхом Завете любой посторонний, приступивший к жертвеннику, карался смертью ( Числ.18:4–7 ; Исх.19:21–22 ). Этот исключительный статус священнослужителей не вызывал в священной и церковной истории массового недовольства мирян, как мужчин, так и женщин, поскольку не являлся показателем какого-то сущностного превосходства одних над другими (в конечном счете, даже не каждый мужчина может быть священником), а был своего рода свидетельством той же иерархичности, которая существует между мужчиной и женщиной. Эту мысль очень ярко выразил ап. Павел, сравнив церковное устроение с разными членами тела, каждый из которых выполняет свои функции: «И вы – тело Христово, а порознь – члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в–третьих, учителями...» ( 1Кор.12:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

3) Бог установил требования, которым в эпоху ВЗ должен был соответствовать человек, чтобы Бог мог исполнить Свои О.; эти требования были изложены в ⇒ Законе, которому человек был обязан повиноваться. Итак, благословение Божье было связано с верностью народа Богу ( Втор 30 ). Боящиеся Господа находят у Него благодать и милость ( Пс. 102:11.13 ). Но следует помнить, что хотя поведение человека и оказывает влияние на исполнение О. ( Исх. 20:6 ), последнее совершается только по воле Бога как Его ⇒ милость. кроме того, ВЗ остается Заветом Обетования ( Еф. 2:12 ), поскольку все исполняемые и уже исполн. О. являются как бы оболочкой вокруг живого ядра неоднократно повторенного О. о приходе Спасителя. II. ОБЕТОВАНИЕ В НЗ 1) Новый Завет основан на том, что О. Спасителя исполнилось в Иисусе Христе. Он есть начало, середина и конец [греч. телос, «цель» ]. «Ибо все обетования Божьи в Нем «да» и в Нем «аминь» ( 2Кор. 1:20 ). В Нем людям было явлено откровение Божьей любви ( 1Ин. 4:9 ), в «Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2:9 ). Обетованная в раю победа над сатаной достигнута. Подвиг Христа, о котором предвозвещали пророки, совершен ( Деян. 3:18 ). Исполнение этого О. о пришествии и победе Спасителя закладывает основу для исполнения и всех других О. ВЗ; 2) если во Христе все О. Божьи стали «да» и «аминь», то это все же не означает, что в НЗ человек уже не наследует никаких О.; напротив, именно теперь человек ожидает исполнения великих О. Верующий становится человеком надежды ( Рим. 8:24.25 ; 1Петр. 1:3 ; Евр. 11:1 ) и обретает Ходатая будущих благ ( Евр. 9:11 ), которые в полном объеме он получит только на небесах ( 2Тим. 4:8 ), в своем вождел. отечестве, к которому он стремится ( Евр. 13:14 ). Вся его жизнь наполнена надеждой и ожиданием; 3) человека может беспокоить мысль о том, исполнит ли Бог Свое слово, услышит ли Он его молитвы. Это беспокойство не проходит и после того, как из опыта человеку становится понятно, что Бог внемлет молитвам. Когда и как ответить на них, решает только Сам Бог, но исполнение О., как правило, превосходит все ожидания ( Еф. 3:20 ). Непоколебимо верны и те О. Божьи, которые относятся к спасению. Обретение спасения предполагает подвиг веры, в котором нам обещана победа ( 1Тим. 6:12 ; 1Ин. 5:4 ). Но даже тем, кто уже живет не по плоти, но по духу ( Рим. 8:1 ), остается ожидание освобождения от тела ( Рим. 8:23 ), препятствующего нам быть полностью со Христом ( Флп. 1:23 ). Жизнь верующего подобна путешествию, в котором за каждым новым усилием его ожидают новые красоты и радости;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

1) Спасение человека совершает Бог, но не без человека: Втор. 30:19 ; Сир. 15:14–17 . 2) Со стороны Бога для спасения человека нужна благодать Божья, возрождающая, освящающая, оправдывающая и спасающая его: Иоан. 1:12–13; 3:5 ; Тит. 3:5–7 ; Еф. 2:5,8; 1 Нор. 6:11. 3) Но, получив оправдание и «Духа усыновления» ( Рим. 8:15–16 ), человек нуждается в содействии благодати Божьей в течении всей земной своей жизни, «ибо, говорит Христос, без Меня не можете делать ничего» ( Иоан. 15:5 ); эту благодать Божью он получает в святых таинствах Церкви, в Миропомазании: Деян. 2:38 ; 2Кор. 1:21–22 ; Еф. 4:30 : в Покаянии: Мф. 16:19; 18:18 ; Иоан. 20:22–23 ; Деян. 19:18 ; в Причащении: Иоан. 6:51–58 . Мф. 26–28; в Елеосвящении: Иак. 5:14–15 . 4) Для получения спасающей благодати Божьей нужны со стороны человека вера, надежда и любовь, проявляющаяся в делах ( 1Кор. 13:13 ) – a) Вера: Мр. 1:15 ; Иоан. 3:5; 6:47 ; Рим. 10:9 ; Евр. 11:6 ; – б) Надежда: 1Иоан. 3:2–3 ; Рим. 15:4; 8:20,24 ; 2Кор. 3:9–12 ; Гал. 5:5 ; Кол. 1:23 ; и в) Любовь , обнаруживаемая в добрых делах: Мф. 7:19–23; 19:17; 25:31–46 ; Иоан. 5:28–29 ; Деян. 14:22 ; Иак. 2:14–26 ; 1Иоан. 3:10 ; Рим. 2:6–10 ; 1Кор. 13:2,8 ; Гал. 5:6,19–23 ; Еф. 2:10; 6:8 ; 1Тим. 6:17–19 ; Тит. 3:8,14 ; Откр. 20:13; 22:14 . 5) Но спасаемся мы не верой и добрыми делами, а благодатью Божьей; вера и дела дают нам только право, ТОЛЬКО ДОСТУП к получению ее даром: Рим. 3:23–24; 5:15–17 ; Еф. 2:6–9 ; 2Тим. 1:8–9 ; Тит. 3:4–8 ; Пример: Деян. 14:2,47–48 . 6) Поэтому мы, будучи оправданы от первородного греха, еще не спасены окончательно для вечной жизни, это зависит уже от нашей веры, надежды и добрых дел; теперь мы еще спасаемся благодатью Божьей, получаемой через веру, добрые дела и терпение во скорбях: Мф. 10:22 ; Деян. 15:11 ; Рим. 5:8–10 ; 1Кор. 15:1–2 ; 2Кор. 2:15 ; Еф. 6:5–8 ; Фил. 2:12 ; Евр. 9:28; 13:14  и надеемся спастись: Рим. 8:24–25 ; Фил. 3:8–14 . 7) Спасающая благодать подается в св. таинствах Церкви, совершать которые имеют право только законные пастыри ее: Иак. 5:14–15 ; 1Кор. 4:1 ; Еф. 4:11–13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Особенно подробно Штауденмайер толкует книгу Премудрость Соломона. Прем.7:7 , Прем.8:3–21 , Прем.9:4 , Прем.9:9–12 говорят о высоком происхождении Премудрости. Прем.8:25–26 можно истолковать, как эманацию Премудрости из Бога; но выражение – дыхание силы Божией, излияние славы Вседержителя, отблеск вечного света, чистое зеркало действия Божия и образ благости Его, – надо понимать, как творение, «потому что, то, что истекает из Бога, поскольку Он не может истечь Сам из Себя, может быть мыслимо только происшедшим через творение»; это подтверждает и Прем.6:22–23 18 (43–45). Прем.7:26–30 говорит о деятельности Премудрости: в божественных идеях действует сила божественной воли; но сперва ( Прем.7:17–25 ) автор говорит о тварной Премудрости, как начале знания; мысль его восходит от мира и его истории к тварной Премудрости, пребывающей в мире, а через Нее – к Богу, поскольку тварная Премудрость обоснована в абсолютной (46–48)… В Прем.7:22–30 Штауденмайер видит наилучшую характеристику тварной Премудрости, как мира божественных идей о твари или мировой истины, становящейся знанием в человеке. Божественную идею нельзя отожествлять с одним из ее свойств: ее надо рассматривать во всей ее полноте (49–50). В определении духа Премудрости, как νοερν (умный), Штауденмайер видит, прежде всего, указание на формальную истину или необходимые, и всеобщие априорные начала знания, вне которых невозможно ничто разумное… В человеке πνερα νοερν проходит ряд ступеней. Во-первых, ступень духовной силы или потенции, открывающейся в духовном чувстве (Sinn) и зрении (сюда относятся определения Прем.7:22–24 – подвижный, быстрый, острый и глубокий). Во-вторых, он есть мышление, ум и рассудок (Vernunft und Verstand) ( Прем.4:12 , Прем.9:15 , Еф.3:20 , Фил.4:7 ). Но мышление от непосредственного восприятия подымается к осмыслению и рефлексии, т. е., к разумности (Intelligenz) ( Иов.7:17 , Исх.7:23 , Лк.24:35 , Апок.13:18 , Апок.18:9 ); с последней связана способность решать и предполагать, или убеждаться ( Иез.10:7 , Иез.11:13 . Рим.11:34 , Рим.14:5 ; 1Кор.2:16 ). В нравственной области разумность становится нравственной установкой (Besinnung) ( Прем.4:12 , Рим.1:21 , 1Кор.1:10 , 1Кор.14:14 , Еф.4:23 , Кол.2:18 , Тит.1:15 ; 1Тим.6:5 , 2Тим.3:8 ). Премудрость становится для человека нравственным законом или «практическим разумом» ( Рим.7:15–24 ), хотя истинный Законодатель есть только Бог (51–54).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

Далее собеседники остановили внимание слушателей на значении предания для хранения Свящ. Писания и состава канона свящ. книг, а также для толкования и понимания Свящ. Писания. – Тебе, бр. Андрей, кто толкует Свящ. Писание и как ты разрешаешь, себе «неудобовразумительные места библии», о которых говорит апостол Петр ( 2Пет.3:16 )? спросил В.М. Скворцов. – Никто мне не толкует, я сам читаю Слово Божие и разрешаю. – Ты против повеления апостольского идешь, где сказано: никакого пророчества в писании нельзя разрешить самому собою ( 2Пет.1:20 ). – Господь мне открывает и умудряет… – Как же он тебе открывает, не самообольщение ли это? Приблизившиеся к сектанту единомышленники что-то подсказывали Андрею; из благодушного собеседника, Андрей вдруг преобразился в горячего совопросника и стал говорить запальчиво, резко: – Я человек малограмотный, сбить меня с толку не трудно, вы на то и ученые, спорить больше не буду… Скажу одно: признаю только одно евангелие и верую в Бога, и этою верою спасен буду… – Друже, боюсь тебя огорчить, – но ведь и бесы веруют и трепещут ( Иак.2:19 ), а ведь не спасутся они, – возразил В.М-ч. – Ну, не спасет меня Господь, Его св. воля, Он видит, что я в Него верую. Если же в чем заблуждаюсь, Он, Милосердый, наставит меня, простит… Если я Предания не принимаю, значит нет Его воли… Я не нахожу Его заповеди о Предании, сказано в Слове Божием: веруйте в евангелие, а не в Предание», – горячился Андрей. – Да, ты, бр., «гневайся, но не согрешай», – в Свящ. Писании есть прямые заповеди о почитании свящ. Предания, – заблуждаешься ты, Андрей, не ведуще Писание, ни силы его, прочти-ка вот: (В. М-ч дал евангелие совопроснику и указал цитацию). Андрей начал читать, но очень плохо. Тогда были тем же чтецом вычитаны следующие места Св. Писания: ( 2Сол.2:15; 3:6 ; 1Тим.6:20 ; 2Тим.1:13 ; 1Кор.11:12 ). Андрей молча выслушал и чтение, и объяснение, и более ничего уже не возражал, лишь часто назад оглядывался, ожидая очевидно поддержки. Наступила пауза. Из толпы как бы вынырнул простолюдин в серой серьмяге, с большою бородою; он и заговорил наставительно к Андрею: – «Что много говорить? зачем понапрасну спорить? В св. Предание веровать должно, без него нельзя обойтись христианину». – Да, ты бр., какого будешь упования? Спросил нового собеседника В.М. Скворцов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Велико достоинство священников, но велико и падение их, если они грешат. Возрадуемся при возвышении, но устрашимся падения (Иероним на Езек. гл. 44). Священники Неоспоримо, что исповедающие священников принимают на себя важную обязанность. Ибо те, которые поставлены пастырями овец и правителями церкви, должны украшаться всеми добродетелями и быть светом для других – учением, жизнию и примером. Священники преимущественно перед другими должны отличаться: «смирением, послушанием, усердием к молитве, верою, надеждою, любовию и чистотою». ( 2Тим.1:7 ; 1Тим.6:11 ). Истинный священник, как служитель Божий, должен стыдиться быть рабом греха: многое позволительное мирянам есть смертный грех в священнике. Должно напоминать священникам, что ничто не может так возбуждать других к благочестию и Богопочтению, как жизнь и пример посвятивших себя Божественному служению; ибо когда люди увидят, что они возвысились выше забот и вещей века сего и устремились горе, то обратят взоры свои на них, как на образцы и с них будут брать себе пример для подражания. Посему священники так должны устроить жизнь свою и поступки, чтобы в одежде, движениях тела, походке, словах и всех других действиях выражать величие, скромность, и благоговение; они должны избегать даже легких проступков, которые в них были бы важными; кроме сего священники, по важности лежащих на них обязанностей, подлежат и строжайшему суду за свои слова, мысли и дела. «Вы есте соль земли: аще же соль обуяет, чим осолится; ни во чтоже будет к тому, точию да изсыпана 6удет вон и попираема человеки» ( Мф.5:13 ). Все усилия духовник должен направить к тому, чтобы согласно 3 пр. 6 всел. собора „счисляющихся в клире и другим Божественная преподающих, представити чистыми и непорочными служителями и достойными мысленные жертвы великого Бога, который есть и жертва и Архиерей – и очистити от скверны.» Священники преимущественно пред мирянами обязаны соблюдать общие христианские обязанности и за нарушение их подлежат строжайшему наказанию (Ап. Пр. 51, 65, Неок. 1), нежели миряне, а по обязанностям звания и служения своего особому суду и особенным наказаниям, каких не понесут миряне (Ап. Пр. 6, 8. 20, 28, 29 и проч.).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Священное Писание На языке христиан С.П. – это книги ВЗ и НЗ (⇒ Библия – статья «Библия» в большей степени посвящена внешним вопросам, в то время как предмет данной статьи – изложение понимания Писания). I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ А. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» И ЕГО СИНОНИМЫ Авторы новозаветных книг употребляют ряд выражений, которые являются синонимами словосочетания «Священное Писание»: 1) выражения «священное писание», «святые писания» ( Рим. 1:2 ; 2Тим. 3:15 ) обозначают здесь ветхозаветные писания, которые в Рим. 14названы «писаниями пророческими» (ср. Мф. 26:56 ; 2Петр. 1:19 ). В 2Петр. 3послания Павла причислены к «прочим [Свящ.] писаниям». Часто, и всегда в том же значении, что и С.П., новозаветные авторы используют обозначения «писания» или «писание» (см. Мф. 21:42 ; Мк. 15:28 ; Лк. 24:27 ; Ин. 2:22 ; Ин. 5:39 ; Деян. 17:2 ; 1Кор. 15:3.4 ; 1Петр. 2:6 ; Иак. 4:5 ), причем ед.ч. подразумевает либо ВЗ в его совокупности ( Ин. 10:35 ; Гал. 3:22 ; 1Петр. 2:6 ), либо, что встречается чаще, опред. место из ВЗ ( Лк. 4:21 ; Ин. 19:24.28.36.37 ; Деян. 8:32.35 ; 1Тим. 5:18 ). Такие выражения, как «и Писание, провидя, что...» ( Гал. 3:8 ), «Писание всех заключило под грехом» ( Гал. 3:22 ), позволяют увидеть здесь персонифицированное употребление этого слова; 2) то же значение, что и «Писание», имеет слово «закон» в Ин. 10:34 ; Ин. 12:34 ; 1Кор. 14:21 . Закон также может «говорить» ( Рим. 3:19 ; Рим. 7:7 ; 1Кор. 9:8 ), «производить» ( Рим. 4:15 ); ⇒ Закон (I,Б; II,A; IV,Г); 3) «Закон и пророки» ( Лк. 16:16 ; ср. Мф. 11:13 ; Рим. 3:21 ); 4) «Моисей и пророки» ( Лк. 16:29 ; Лк. 24:27 ; Деян. 28:23 ); 5) «Писания пророков», «все пророки», «слова пророков», «сказанное у пророков» ( Мф. 26:56 ; Деян. 3:18.24 ; Деян. 13:40 ; Деян. 7:42 ; Деян. 15:15 ; Деян. 24:14 ; Деян. 26:22.27 ); 6) выражение «Моисей говорит» ( Рим. 10:19 ) употребляется в том же значении, что и «Писание говорит»; «Моисей пишет» ( Рим. 10:5 ), «Моисей написал нам» ( Мк. 12:19 ; Лк. 20:28 ). То же можно сказать о выражениях: «Давид сказал» ( Мк. 12:36 ; Лк. 20:42 ; Рим. 11:9 ); «Исаия говорит» ( Рим. 10:16.20 ; Рим. 15:12 ), «провозглашает» ( Рим. 9:27 ), «предсказал» ( Рим. 9:29 ), «пророчествовал» ( Мф. 15:7 ; Мк. 7:6 ), «как сказал пророк Исаия» ( Ин. 1:23 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Аникитов. Хорошо, мы признаем, что не все слова Божии записаны в св. Писании, и что незаписанные в нём также спасительны; пусть даже без незаписанных апостолами слов Божиих и спасение невозможно, но вот в чём главный вопрос: откуда мы можем знать, и где найти то, что передали апостолы устно? Миссионер. Вспомни, откуда ев. Лука, лично не слышавший Иисуса Христа, знал о Его делах и учении? Со слов других лиц, и притом не только со слов апостолов Христовых, но и со слов тех, которые сами не видели Иисуса Христа, а в свою очередь слышали о Нём от других. Следовательно, слово Божие хранится не только в св. Писании, но, как говорят Христос и апостолы, еще в сердцах, умах, памяти верующих ( Лк.8:11–12; 9:44 ; 2Кор.3:2–3 ; Деян.20:31–35 ; 2Пет.1:15 ) и передается ими другим «устами к устам» ( 2Ин.1:12 ). Архипов (старик-молоканин). Но, ведь, прошло 1900 лет, как Христос предал миру слова Божии, и неужели с тех пор они не могли, переходя из уст в уста, затеряться или, по крайней мере, исказиться? Апостол Павел пишет, что еще при нем «многие повреждали слово Божие» ( 2Кор.2:17 )? Миссионер. Я спрошу тебя, разве те же люди не могли извратить и записанного апостолами; даже более, разве не могли они под их именем издать свои писания? Кто из нас был очевидцем того, какие книги написали апостолы и что в них написали? Известно, что были целые книги, ложно приписываемые апостолам. Неужели ради опасения принять ложное писание за апостольское, не принимать всех вообще писаний, именуемых апостольскими? Нет, нужно не отвергать, а только исследовать, как то делал и ев. Лука, чтобы писания и предания, именуемые апостольскими, были действительно апостольскими, а не вымыслом человеческим. Вы спросите: как же знать, что известное писание или предание заключает в себе проповеданное апостолами слово Божие? Аникитов. Вот это-то и желательно нам знать. Миссионер. Я спрошу вас: от кого ефесяне и критяне должны были, по оставлении их апостолом, получать «образцы здравых слов Господа» ( 1Тим.6:3 ; 2Тим.1:13 )? Не от пастырей ли своих: Тимофея и Тита?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Д. На каких правилах созидать пастырю для пасомых прочное благополучие земное ( 1Тим. 6:1–20 )? Вопросы для повторения содержания прочитанного и объясненного во 2-м послании к Тимофею Сколько примечается в послании отдельных частей и какие они? О чем говорит св. Ап. Павел во вступлении ( 2Тим. 1:1–6 )? Из чего состоит: а) Начало наставительной части ( 2Тим. 1:7–18 )? б) Как наставляет св. Ап. Павел Тимофея к твердости благовествования подобиями доброго воина, ристалищного состязателя и трудящегося земледельца, а также высочайшим примером Христа и в заключение собственным его (т. е. Павловым) примером ( 2Тим. 2:1–13 )? в) Какие даются наставления Тимофею относительно собеседования с противниками и исказителями истинного благовестия Христова ( 2Тим. 2:14–26 )? г) Как ведет речь св. Апостол о нравственном растлении противников Евангелия и об их обычных приемах совращения посредством женщин ( 2Тим. 3:1–8 )? д) Чем успокоивает св. Ап. Тимофея относительно замыслов ересеучителей, и чем заповедует запастись в борьбе с врагами веры Христовой ( 2Тим. 3:9–13 )? Предлагая руководственные наставления в исполнении пастырских обязанностей, как говорит св. Ап. Павел: а) о нужде руководствоваться и умудряться во спасение богодухновенным Писанием ( 2Тим. 3:14–17 )? б) о нужде проповедовать слово благовременно и безвременно ( 2Тим. 4:1–5 )? Что заключается в послесловии послания ( 2Тим. 4:6–22 )? Места для более обстоятельного объяснения Кто суть верные люди, которым заповедует св. Павел передать слышанное от него ( 2Тим. 2:2 )? Как приложить к пастырям церкви образ воина, не обязующегося куплями житейскими ( 2Тим. 2:3, 4 )? Как прилагается к пастырям образ ристалищного подвижника-состязателя ( 2Тим. 2:5 )? Словами о трудящемся земледельце как назидает св. Павел пастырей церкви ( 2Тим. 2:6 )? Куда и на что устремляет внимание Тимофея св. Павел, говоря ему: «разумей, яже глаголю» ( 2Тим. 2:7 )? Что воодушевительного для пастырей церкви указует св. Павел в примере воскресшего Христа Спасителя ( 2Тим. 2:8–13 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Третья главная часть, наконец, изображает пред нами Тимофея как советника и пастыря для Ефесской церковной общины ( 1Тим.5:1–6, 10 ), именно, а) для старых мужчин и женщин ( 1Тим.5:1–2 ), б) для вдов ( 1Тим.5:3–16 ), в) для служителей Церкви ( 1Тим.5:17–20 ). Во всех этих случаях Тимофей обязан проявлять должную заботливость и не бояться прибегать к мерам строгости. Далее, после г) заключения к сделанным увещаниям, относящегося более к самому Тимофею ( 1Тим.5:21–23 ), следует, предваряемое указанием на различие между грехами и добрыми делами, д) увещание к тому, чтобы Тимофей учил рабов, как они должны держать себя в отношении к своим господам ( 1Тим.5:24, 6:2 ), е) увещание не стремиться к обогащению, имеющее отношение и к самому Тимофею ( 1Тим.6:3–16 ) и, наконец, ж) указание относительно того, как увещевать богатых ( 1Тим.6:17–19 ). Заключение послания содержит наставление Тимофею соблюдать в чистоте доверенное ему сокровище истинного учения и пожелание мира всей Ефесской Церкви. Второе послание к Тимофею особенно богато личного характера замечаниями, которые составляют в общем одну пятую часть послания ( 2Тим.1:15–18, 4:9–21, 3:10, 11 ). Оно, можно сказать, представляет собою лебединую песнь Апостола, идущего на встречу смерти и соединенному с нею небесному прославлению. Главною темою первой части послания является мысль о необходимости для Тимофея потерпеть страдания вместе со Христом и Павлом и верными свидетелями ( 2Тим.1:3, 2 :14а). Вторая часть рисует пред нами образ Тимофея как учителя христиан. В частности, в первой части Тимофей призывается сохранять доверие к Апостолу и надежду на свои собственные силы в то время как выступает на порученное ему служение ( 2Тим.1:3–7 ), не стыдиться свидетельства Христова и брать пример с своего учителя – Павла ( 2Тим.1:8–12 ), сохранять прекрасное сокровище, ему порученное ( 2Тим.1:13–14 ), остерегаться дурного примера Фигела и Гермогена ( 2Тим.1:15 ) и подражать мужественному страдальцу Онисифору ( 2Тим.1:16–18 ) и, наконец, передавать спасительную истину верным ученикам, которые были бы способны научить ей и других, не заботясь особенно о земном, страдая со Христом, чтобы с Ним и прославиться, как и другие верующие христиане ( 2Тим.2:2–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010