Апостолы Павел и Варнава, проповедуя слово Божие, совершали это таинство: «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» ( Деян.13:23 ). Следует заметить, что благодать священства одна, но сообщается через таинство в различных дарах для надлежащего исполнения обязанностей диакона, пресвитера или епископа, соответственно самому служению их в Церкви. Из послания апостола Павла Титу, епископу Критскому, видно, что епископы продолжают апостольское служение: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1:5 ). Рукоположение в Церкви совершают только епископы, ибо «меньший благословляется большим» ( Евр.1:7 ). Таким образом, епископы являются преемниками апостолов. Тем не менее назначение епископов и их деятельность иные, чем у апостолов. Епископы поставляются во главе Поместных Церквей для совершения таинств, в то время как апостольское служение проходило при постоянном перемещении для евангельской проповеди по всему миру ( Мф.13:19 ). Епископы, священники и диаконы составляют церковную иерархию, без которой невозможны совершение таинств, правильное научение христианской истине, ее хранение и толкование, а также управление делами Церкви. Святой Игнатий Богоносец учит, что епископ в Церкви носит образ Самого Бога, так как в Церкви, как в Теле Христовом, Христос присутствует невидимо, а епископ в церковной общине занимает то место, которое Христос занимал на Тайной Вечери 294 . Епископ (επ σκοπος) собственно значит «надзиратель». В посланиях апостола Павла к Тимофею мы имеем прямое и ясное указание на рукоположение как на такое благодатное священнодействие, через которое были поставляемы епископы. Так, в первом послании к Тимофею, бывшему епископом Эфесской церкви, апостол пишет: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим.1:14 ). В другом же послании ему пишет: «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» ( 2Тим.1:6 ). Из сопоставления одного места с другим видно, что Тимофей был рукоположен священничеством и самим апостолом Павлом, или, что то же, собором старейших священнослужителей под предстоятельством апостола Павла, а также, что в этом священнодействии сообщен Тимофею дар Божий, и этот дар Божий имеет пребыть с ним навсегда, как его достояние. От него требуется одно: не нерадеть о нем, а возгревать его. Что здесь под рукоположением разумеется не иное рукоположение, как епископское, это вполне подтверждается дальнейшими наставлениями Тимофею: из них видно, что он облечен властью рукополагать других ( 1Тим.1:22 ), имеет наблюдение над находящимися в его ведении пресвитерами ( 1Тим.1:17, 19 ) и вообще является строителем «в доме Божием, который есть Церковь Бога Живаго» ( 1Тим.1:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Поставив в церкви, прежде всего, апостолов, Иисус Христос им первым повелел и даровал власть учить, совершать таинства и пасти Свое стадо. Так, при установлении таинства евхаристии Он заповедал им совершать это таинство в Его воспоминание ( Лк. 22:19 ). В день Своего воскресения, явившись ученикам, сказал: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20:21–23 ). Во время других явлений апостолам по воскресении Он зеповедовал им учить людей вере и благочестию, внушать им соблюдать все повеленное Им, крестить ( Мф. 28:19–20 ) и пасти Его стадо ( Ин. 21:17 ). Св. апостолы так и поступили: учили, крестили, правили Церковью, причем прямо указывали на свое полномочие от Господа Иисуса Христа. «Каждый должен разуметь нас, – говорить ап. Павел, – как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» ( 1Кор. 4:1 ), так как поставлены мы на апостольство Самим Богом ( 1Кор. 12:28 ). Когда общество верующих во Христа увеличилось и апостолы была не в состоянии руководить жизнью той или другой основанной ими церкви, то стали передавать богодарованную власть выбранным ими лицам, поставляя их, при содействии Духа Св., пастырями. На это с особенной ясностью указывает ап. Павел в своей прощальной беседе с ефесскими пастырями, говоря: «внимайте се6е и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (в слав. –епископами) пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своей ( Деян. 20:28 ). Поставляя пастырей, апостолы уполномочивали некоторых из них рукополагать других и предоставляли вообще всю полноту пастырской власти. Так, ап. Павел поручил Титу, оставленному в Крите, довершить недоконченное в устроении критской церкви и поставить по всем городам пресвитеров ( Тит. 1:5 ), а Тимофею, поставленному во епископа в молодых летах и, вопреки ветхозаветному порядку, из Еллинов, – по особому пророчеству, – завещевал воинствовать согласно с бывшими о нем пророчествами ( 1Тим. 1:18 ), передавать слышанное от него учение «верным людям, которые были бы способны и других научить», напоминать им, «заклиная пред Господом, не вступать в словопрения, и самому стараться быть достойным своего знания ( 2Тим. 2:2,14–15 ), рукополагать других осторожно ( 1Тим. 5:22 ), проповадывать и учить (–4:11). В своих посланиях тот же апостол указывает в качестве лиц, которые могут быть поставляемы во епископа (1 Тим.З:1–7; Тит.1:7–9 ), пресвитера ( Тит.2:2 , сн. 1Тим. 5:1 ) и диакона ( 1Тим. 3:8–13 ). Так. обр. пастырская власть, врученная Иисусом Христом апостолам, была передана последними своим преемникам, теми своим и т. д. и дошла до наших дней, в чем можно наглядно убедиться из следующего преемственного списка православных иерархов Константинопольской и Русской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Мф.24:8 .  все же это – начало болезней. (Ср. Мк.13:8 (конец)). «Болезней» – δνων, собственно, мук рождения. Во время эволюционного мирового процесса сначала бывают, как и у рождающей женщины, только предвестники дальнейших мук, а потом начинаются сами муки. О «скорбях Мессии» здесь, по-видимому, нет речи. В 3Езд.15–16 подробная речь о подобных же бедствиях (ср. особенно 3Езд.16:39–40 ). Мф.24:9 .  Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; (Ср. Мк.13:9–11 ; Лк.21:12–14 .) У Матфея подробная речь Марка и Луки излагается кратко. Она была изложена Матфеем раньше в другом месте – при посольстве апостолов на проповедь ( Мф.10:17–21 ), поэтому прежде сказанных слов евангелист теперь не повторяет. Слова данного стиха можно относить к гонению на христиан со стороны Нерона, к отношению иудействующих к апостолу Павлу и проч. Апостол Павел говорит: «хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» ( 1Кор.4:13 ). Представляется неверным мнение, что здесь Спаситель говорит не ученикам, а обращается к Церкви. Вернее думать, что речь к ученикам и (через них) к Церкви. Мф.24:10 .  и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; О «соблазнятся» см. комментарии к Мф.5:29 . Весь стих по смыслу одинаков с речью Мф.10:21–22 (см. комментарии). Мф.24:11 .  и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; Речь не тождественна с 5-м стихом: там говорится о лжехристах, здесь – о лжепророках. «Видишь ли троякую войну, именно с обольстителями, врагами и лжебратьями?» (свт. Иоанн Златоуст ). В другом месте Златоуст насчитывает здесь семь браней, и даже гораздо больше: «Видишь ли бесчисленные роды браней, новые и необычайные?» Бенгель замечает, что вначале приходят лжехристы (стих 5); в середине – лжепророки (стих 11), а наконец – те и другие (стих. 24). Gradatio bimembris (постепенность двучленная). О лжепророках и лжеучителях в первоначальной апостольской Церкви особенно ясно в Деян.20:30 ; 2Пет.2:1 ; 1Ин.2:18 , 1Ин.2:22–23, 26, 4:1 ; 2Ин.1:7 ; в послании Иуды; Рим.16:17–18 ; Гал.1:7–9 ; Кол.2:18 ; 1Тим.1:6–7, 20 ; 1Тим.6:3–5, 20, 21 ; 1Тим.6:3–5, 20–21 ; 2Тим.2:18, 3:6–8 ; Откр.16:13, 19:20, 20:10 . О ложных апостолах 2Кор.11:13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви» ( Деян.14:23 ). " и поставил по всем городам пресвитеров» ( Тит.1:5 ). «рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим.5:22 ). Правило апостольское 2-е: «пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет един епископ». Священноначалие установлено не от людей, но от Бога: «Он (Христос) поставил одних Апостолами... иных пастырями и учителями» ( Еф.4:11–13 ). »И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в третьих, учителями... Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» ( 1Кор.12:28–29 ). " Дух Святой поставил вас» ( Деян.20:28 ). Самочинное священство невозможно: «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» ( Евр.5:4 ). «не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Апостолов) и поставил вас»... ( Ин.15:16 ). все поручено Апостолам только и их преемникам ( Мф.28:16–20 ; Мк.16:14 ). «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?»... ( 1Кор.12:29 ). Священноначалие поставляется не общиной, но непрерывно от благодатных, Апостолов и Христа: «с возложением рук священства», а не общины ( 1Тим.4:14 ). епископ Тимофей поставляет, а не община ( 1Тим.5:22 ). дар Божий чрез апостольское рукоположение, а не от общины ( 2Тим.1:6 ). Ап. Павел поручает поставить пресвитеров «по всем городам» еп. Титу, а не общинам ( Тит.1:5 ). Ап. Павел сам «рукополагает пресвитеров к каждой церкви», а не поручает это общинам ( Деян.14:23 ). В Иерусалиме. при поставлении диаконов хотя община выбрала некоторых, но не поставляла их, но выбранных «поставили пред Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки» ( Деян.6:3–6 ) (VI-й Вселенский Собор, правило 16). Дар священства – непрерывен: Апостолам и их преемникам сказал Христос: «се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Отсюда доказательство истинности православного священства – его непрерывности от Христа и Апостолов. (См. таблицу преемственности епископов в «Добром Исповедании».) Истинное Христово священство неодоленно и не может уничтожиться:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Вы не имеете в себе любви к Богу. Я пришел во имя Отца Моего, и вы не принимаете Меня, а если иной придет во имя свое, Его примете» ( Иоан.5:40–43 ). Еще прямее говорил Господь о зависимости веры в Него от любви к правде всем Иудеям: «Аз зане истину глаголю не веруете Ми... Сего ради вы не послушаете, яко от Бога несте» ( Иоан.8:46,47 ). А раньше Господь прямо говорил им, что они дети дьявола и потому не понимают Его речей; в другом месте: «вы не верите, потому что вы не из овец Моих» ( Иоан.10:26 ), а своим ученикам Он обещал, что Дух Святый, грядущий после Его отшествия, «обличит мир о грехе, о правде и о суде: о грехе – что не веруют в Меня» ( Иоан.16:8,9 ). Следовательно и здесь Господь признает единственным препятствием к вере злое произволение человека. Так и апостол Иоанн предупреждает верующих что «кто не от Бога, тот не послушает нас» ( 1Иоан.4:6 ), т. е. не может уверовать. Итак прежде, нежели получит веру, человек должен возлюбить добро и возненавидеть зло, т. е. раскаяться. Посему Господь и укоряет фарисеев, что они не раскаялись и потому не могли поверить проповеди Предтечи ( Мф.21:32 ). Посему то самое явление Христа миру было предупреждено от Св. Предтечи проповедью и «крещением покаяния», да и сам Господь призывал прежде к покаянию, а затем уже к вере: «покайтеся и веруйте в Евангелие» ( Марк.1:15 ). Итак, если вера и зародиться в нас не может иначе как через подвиг благого произволения, то весьма понятно, что делами же вера достигает и совершенства, как говорит ап. Иаков ( Иак.2:22 ), а напротив, от беззаконий люди терпят «кораблекрушение» в самой вере ( 1Тим.1:19 ), которая сохраняется лишь в «чистой совести» ( 1Тим.3:9 ) и таким образом представляется делом постоянного «подвига», которым подвизается христианин ( 1Тим.6:12 ), или по посланию к Галатам, она является одним из плодов чистой духовной жизни, наравне с милосердием и воздержанием ( Гал.5:22 ). Не ясно ли из всех этих священных изречений то, что говорил божественный Златоуст: «никто находясь в заблуждении не захочет обратиться к вере, если предварительно не предпишет самому себе доброй жизни и никто не останется в неверии, если предварительно не решит навсегда остаться злым» (Бесед.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Объясн. Бог именуется живым в противоположность идолам, которые были мертвы, потому что они ничто в мире: 1Кор.8:4 . В противоположность им Бог именуется живым как вечно сущий, имеющий в Себе полноту жизни: Ин.5:26 . Изображение живого и истинного Бога не есть «ничто» в мире. Мертво дерево, мертвы краски, но изображаемый красками лик не мёртв, – он соответствует действительно бывшему явлению вечно живого Бога; явления же эти были пророкам Исаии: Ис.6:5 , Даниилу: Дан.7:13–14 , при крещении Спасителя: Лк.3:22 , и во всей истории сошествия на землю Иисуса Христа: 1Тим.3:16 . 1Тим.3:16 . «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верой в мире, вознёсся во славе». Объясн. Бог явился во плоти, и, присоединим, сделавшись видимым, соделал достопоклоняемым Свой видимый образ, или Своё изображение: Ин.14:9:1:14 ; Гал.3:1 . Откр.4:2–3 . «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе; и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису». Объясн. Описание наружного вида, в котором явился Тайновидцу Бог Отец, изобличает самоуверенность тех, которые отрицают всякую возможность изображать и представлять Божество в видимом образе. Правда, мы не должны думать, что Божество само по себе, по существу Своему, подобно золоту, или серебру, или камню: Деян.17:29 . Однако невидимый Бог, когда благоволил явиться Иоанну, то принял видимый образ и представлялся подобным человеку, сидящему на престоле, и вид Его был, как вид ясписа и сардиса, драгоценных каменьев. Этим дана возможность верующему человечеству изображать Бога в тех образах, в коих Он благоволил показать Себя: Дан.7:9:13–14 ; Ин.1:14 ; Лк.3:22 . Исх.33:20 . «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых». Объясн. Здесь говорится о невозможности видеть Господа по Его существу, ибо если Господа не мог видеть Моисей, с которым «говорил Господь... как бы говорил кто с другом своим»: Исх.33:11:23 , то тем более не могли видеть Его другие люди. По сему в Новом Завете прямо сказано: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил»: Ин.1:18 , и далее: «Бог явился во плоти»: 1Тим.3:16 ; сравн. Кол.2:9 . В тех видах, в каких Господу угодно было являться людям, православные христиане и изображают Его на святых иконах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Брак должен быть неразрывен 1Кор.7:10 . «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем». Объясн. Здесь подтверждается неразрывность брачного союза, охраняемого евангельским законом, повелением Самого Господа: Мф.5:32:19:6 . Только люди, отступившие от веры, чрез лицемерие лжесловесников отрицают этот законный брак: 1Тим.4:1–3 . 1Кор.7:29 . «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жён должны быть, как не имеющие». Объясн. Говоря о браке, апостол различает свой личный совет и положительное повеление Господа о браке: 1Кор.7:6–7:12, 20 . Положительная заповедь Господня о браке такова: жене не разводиться с мужем: ст.10–11; сущность же личного совета апостола по вопросу о браке изложена во 2 ст. этой же главы или – Рим.7:2 . О повиновении жены мужу Еф.5:24 . «Но, как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём». Объясн. Апостол обязывает жену повиноваться мужу образом повиновения Церкви Христу для того, чтобы это повиновение было не телесного, но духовного характера: Кол.3:18–19 . О семейных отношениях Мф.8:21–22 . «Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мной и предоставь мёртвым погребать своих мертвецов». Объясн. Здесь не говорится против добрых семейных отношений. Сам Господь заботился о Своей Матери: Ин.19:26–27 ; то же заповедали и апостолы: 1Тим.5:8 ; воспрещается привязанность к близким неумеренная, большая, чем к Богу: Лк.9:60–62 ; Мф.10:37 . Лк.9:61–62 . «Ещё другой сказал: я пойду за Тобой, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия». Объясн. Только ради высшего (апостольского) призвания можно оставлять заботу об отце, о погребении его, но не всякому бывает такое призвание: Рим.10:15 ; 1Кор.12:29 ; зато всякому говорится: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного»: 1Тим.5:8 ; Спаситель и на Кресте проявил заботу о Матери Своей: Ин.19:26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Епископы (греч. πσκοπος от πισκοπ ω – наблюдать, блюсти, хранить) – непосредственные преемники и продолжатели служения апостолов. На тесную связь апостольского и епископского служения указывает тот факт, что Сам Господь Иисус Христос в Священном Писании называется не только апостолом (см.: Евр.3:1 ), но и епископом (см.: 1Пет.2:25 ; в синодальном переводе – блюститель). Жребий апостольского служения называется «епископством» (см.: Деян.1:20 ; в синодальном переводе – достоинство). Несомненно, образ служения апостолов и епископов различен: апостолы совершали свое служение в масштабах Вселенской Церкви, в то время как служение епископское ограничено пределами Церкви Поместной. Несмотря на различия в образе служения, апостолы передали епископам все необходимые для прохождения пастырского служения полномочия. О том, что служение епископов есть действительно служение пастырское, говорит ап. Павел: Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (в греческом тексте – «епископами»), пасти Церковь Господа и Бога... ( Деян.20:28 ). Благодатные дары передавались апостолами епископам через рукоположение. На примере Тимофея, ученика ап. Павла, можно показать, что апостолы передали своим преемникам пастырское служение во всей полноте. Конечно, апостолы обладали и уникальными дарами, присущими только им, но эти дары не были существенно необходимыми для бытия Церкви во все времена, без них Церковь не перестала быть Церковью, тогда как без иерархии Церковь существовать не может. Апостолы передали то, что для жизни Церкви существенно необходимо. В служении, которое исполнял Тимофей, можно различить все три составляющие пастырского служения: 1 . Учительство. Проповедуй сие и учи ( 1Тим.4:11 ); проповедуй слово ( 2Тим.4:2 ); совершай дело благовестника, исполняй служение твое ( 2Тим.4:5 ); занимайся чтением, наставлением, учением ( 1Тим.4:13 ). 2 . Священнодействие. Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах ( 1Тим.5:22 ). Служение Тита, по-видимому, не отличалось от того служения, которое исполнял Тимофей в Ефесе: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты... поставил по всем городам пресвитеров... ( Тит.1:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

И когда ап. Павел, приветствуя филиппийцев (1:1), упоминает только о епископах и диаконах, то это не значит, что у них было два, а не три священных чина. Просто в этих случаях он приветствует всех начальствующих и служителей церкви этими общими наименованиями 444 . Поэтому, учитывая это обстоятельство, при исследовании по Новому Завету вопроса о степенях священства мы должны обращать внимание не столько на слово, которым названы служители Церкви, сколько на их положение , служение и власть . И тогда мы увидим, что Тимофей и Тит были не пресвитерами в современном смысле слова, занимающими вторую степень священства, а епископами ; то есть, они имели первую степень священства. Так, Титу ап. Павел пишет: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывая» ( Тит.1:5 ). Также и Тимофею ап. Павел позволяет рукополагать пресвитеров: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим.5:22 ). Значит, Тимофей и Тит были больше пресвитеров, которых они имели право поставлять и рукополагать. Кроме того, Тимофею ап. Павел заповедует принимать обвинения на пресвитеров и обличать виновных: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели» ( 1Тим.5:19–20 ). Раз Тимофей имел власть ставить и рукополагать пресвитеров, и решать дела пресвитеров, принимать на них обвинения, судить и обличать их, то очевидно, он был больше пресвитеров, то есть был их епископом. Другое важное обстоятельство заключается в том, что как Тит, так и Тимофей могли одни, то есть самолично рукополагать пресвитеров . Сам же Тимофей был рукоположен не одним епископом, а несколькими, как свидетельствует о том ап. Павел: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства 445 » ( 1Тим.4:14 ). В другом месте ап. Павел также напоминает Тимофею о дне его хиротонии: «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение » ( 2Тим.1:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Духовные чада апостола – всегда «в сердце» апостола ( 2Кор.7:3 ), и о них он «ревнует ревностью Божьею» ( 2Кор.11:2 ), боясь, чтобы они не соблазнились от преподанного им пути жизни ( 2Кор.11:3 ). Всю душу свою апостол отдает своим духовным детям ( 1Фес.2:8 ): «кто изнемогает, – говорит он, – с кем бы, и я не изнемог? Кто соблазняет, за кого бы я не воспламенялся» ( 2Кор.11:29 )? Входя в духовный мир каждого и принимая участие в духовных нуждах его, апостол был «для всех всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» ( 1Кор.9:22 ): и это – вовсе не угодливость и слабость, ибо не для своей пользы апостол служил всем, а «для пользы многих, чтобы они спаслись» ( 1Кор. 10:33 ). Такого же самоотвержения и любви к своим пасуемым ради их спасения апостол требует от пастырей и прямо, когда обращается к тому или другому из них с наставлениями о пастырском деле. Обращаясь к ефесским пресвитерам, апостол заповедует им быть внимательными, «к стаду, в котором Дух Святой поставил их блюстителями», и «пасти Церковь Господа», храня ее от заблуждений ( Деян.20:28–31 ) и «уча каждого день и ночь» ( Деян.20:31 ), в учении же этом он заповедует «ничего не пропускать полезного», «возвещая покаяние и вру в Господа нашего Исуса Христа» ( Деян.20:20–21 ) и поддерживать преимущественно «слабых» ( Деян.20:35 ). В пастырском своем послании к Тимофею, епископу Ефесскому, апостол прежде других наставлений говорит о том, что пастырю нужно делать свое дело, не отступая ни пред какими трудностями и опасностями, будучи готовым и пострадать ради спасения своих пасуемых ( 2Тим.2:3–13 ). В своей жизни пастырь должен быть «образцом для верных в слов, в житии, в любви, в дух, в вере, в чистоте» ( 1Тим.4:12, 3:1–13 ). Ревнуя о спасении своей паствы ( 1Тим.4:16 ), пастырь должен «проповедовать и учить» и тот только пастырь достойнее других, который «трудится в слов и учении» ( 1Тим.5:17 ). Все меры и средства должен испытывать пастырь в «проповеди и учении», ради главной и высшей цели – спасти вверенных ему духовных чад: «проповедуй слово», говорит апостол всякому пастырю в лице епископа Тимофея, «настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» ( 2Тим.4:2 ), «старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» ( 2Тим.2:15 ), «будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» ( 2Тим.4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kulyuki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010