4) Уже общее отношение учения и образа действий Спасителя к Ветхому Завету, – к тому, чему учит закон и пророки, не допускает мысли, чтобы Он запрещал войну всегда и во всех случаях и видел в ней безусловное зло. 5) Хотя Спаситель прямо и нарочито не говорил о том, дозволительна ли война и в каких случаях законна, однако же из некоторых Его слов и действий мы в праве со всей безошибочностью и основательностью заключить, что отношение Его к войне в общем почти тоже, что и в Ветх. завете. 6) Господь в Своем Евангелии упомянул о войне не в смысле запрещения, но как о нужном деле в общежитии людей: «Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?» Военное звание не воспрепятствовало сотнику получить от Господа Христа похвалу за веру: Мф. 8:10 . Воинский начальник Корнилий, несмотря на свое военное звание, прямо назван благочестивым и сподобился откровения: Деян. 10:1–4 . 7) Св. ап. Петр и Павел прямо и решительно говорят, что государственная власть и ее слуги, т. е. воины, предназначены Самим Богом для того, чтобы силою ограждать спокойствие и безопасность людей от всяких врагов их: 1Петр. 2:1314 ; 1Тим. 2:1–2 . 8) Когда враги угрожают нашему отечеству опустошением, то странно, безумно и беззаконно, оставляя без помощи и защиты своих и односторонне разумея любовь к врагам, становиться на сторону последних, не давая им отпора, при полной возможности дать его, обрекать в жертву им своих близких, своих жен, детей, друзей, вся надежда которых возлагается на нашу защиту (ср. 1Тим. 5:8 ). 9) Итак, что война в силу крайней необходимости – нужна, подтвердим это словами Самого Господа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Иоан. 15:1 ). А на вопрос, зачем война, если Бог велел нам любить друг друга, а не убивать? – ответим: А зачем смерть, если мы созданы для жизни? Пусть бы жили. Но мы согрешили, скажут нам. Причина открыта: война есть неизбежное следствие зла, греха, а затем она нужна для побеждения самого зла.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

§ 8. Слово Божие, будучи самым истинным и совершенным правилом благочестия, как сказано, всем христианам нужно, но пастырям, то есть епископам и иереям, особенно: ибо они взяли «ключразумения» (Лк.11:52), который и есть слово Божие, и тем должны как себе, так и другим отворять дверь ко Христу Живому Богу и источнику жизни, и вечному блаженству, смертью Его отверстому. Святой апостол написал Тимофею, а в лице его и всякому пастырю: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя. И немного выше: Занимайся чтением, наставлением, учением» (1Тим. 4:16, 13). Следовательно, неисправными в своем звании бывают те пастыри, которые не внимают, по увещеванию апостольскому, чтению Святого Писания. Как же такой пастырь других научит, если сам невежда? Как других просветит, если сам во тьме и слепоте? Как других наставит, если сам заблуждается? Таких пастырей Христос уподобляет слепым вождям: «Они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14). § 9. Слово Божие, как всем вообще, так и каждому в особенности, мне, и тебе, и другому, равно передано и написано. Ибо Бог не взирает на лица, но «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). Потому и слово Свое святое ради всех и всякого повелел написать, дабы всякий, читая или слушая его, мог спасение вечное получить. Как мне говорит Бог в слове Своем: «Я Господь Бог твой; люби ближнего твоего, как самого себя», и прочее, так то же и тебе говорит (Лев.19:18). И Христос всем исследовать Писания повелевает: «Исследуйте Писания». И Апостольские Послания ко всем христианам обращены, как из тех посланий всякий может видеть. И святой апостол Иоанн в своем послании написал: «Пишу вам, отцы, пишу вам, юноши, пишу вам, отроки», и прочее (1Ин. 2:13). Написал к отцам, юношам и отрокам, следовательно: 1) всем и каждому, и всякого звания и чина людям, то есть освященным и неосвященным, благородным и простым, мужам и женам читать и слушать его можно и должно; 2) всех и всякого звания и чина людей обязывает к послушанию, то есть к уклонению от зла и творению добра; 3) погрешают те, которые считают и учат, что Священное Писание не должны читать люди простые, а только иереи и прочие освященные лица. И точно, мнение это есть вымысел и кознь дьявола, который отводит от этого душеполезного чтения людей, чтобы, не читая Святое Писание, истинной и живой веры не имели и так бы не спаслись.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В выражении упражнение телесное употреблено по-гречески слово γυμνσια, означающее гимнастику. Смысл этого изречения тот, что телесные гимнастические упражнения мало полезны. Впрочем, Апостол не назвал их совсем бесполезными, но мало полезными, следовательно, он признавал их в некотором смысле полезными. Для чего же именно полезны были тогда такого рода упражнения? Для укрепления тела, для приучения его к ловким и быстрым движениям. А для чего это нужно было? Для народных игр, для гладиаторской борьбы, где победители получали венцы. В этом и состояла вся задача гимнастических упражнений – выйти на народных играх победителями и получить за это венцы. Иное дело – духовная гимнастика, упражнение в подвигах благочестия. Тогда как телесное упражнение мало полезно, благочестие на все полезно ( 1Тим.4:8 ). Телесное упражнение относится к телу, оно нужно для временной жизни, а благочестие имеет обетование жизни настоящей и будущей: на земле – благоденствие, на небе – блаженство. При этом возможен был вопрос: неужели это так? Да, уверяет Апостол, слово сие верно и всякого принятия достойно ( 1Тим.4:9 ). Блажен муж, боящийся Господа... Сильно будет на земле семя его; род правых благословится. Обилие и богатство в доме его... в вечной памяти будет праведник. Не убоится худой молвы ( Пс.111:1–3,7 ). Вот плоды упражнения в благочестии. Но к чему такое слово здесь – на «Площадке», назначенной для физического развития детей, – не в порицание ли задач общества, которому принадлежит этот благотворительный приют детей? Нет, не в порицание, но в разъяснение того, что одно физическое развитие мало будет полезно для детей, имеющих быть призреваемыми здесь, если к телесному упражнению не будет присоединено упражнение в делах веры и благочестия. Если верно изречение, что в здоровом теле и душа здорова, то верно также и то, что греховные страсти, как страдания души, служат причиной множества болезней тела, страданий и смерти. Многи раны грешному... Кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих...

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

И ещё апостол говорит, что и Смерть, и Погребение, и Воскресение Спасителя Христа представляют собой Предание Церкви, которое он (апостол) принял от Самого Господа и которое передаёт христианам ( 1Кор. 15:1–4 ) 777 . Согласно этому, Священное Предание, по апостолу Павлу, представляет собой не только то, что написано или не написано в Евангелии как в книге. Но, прежде всего, Предание – это доверие Церкви самого Евангелия Христова как Богопереданной веры, истины, жизни и спасения. А ещё конкретнее, да повторим основную истину всей апостольской экклесиологии: Божественное, Богочеловеческое Предание есть предание Самого Господа Иисуса Христа как Спасителя в Церковь , и как Церковь, из века в век, из поколения в поколение, вкупе со всеми Его Божественными истинами и догматами, благодатями и добродетелями 778 . Это со всей очевидностью следует из цитированных слов апостола ( Кол. 2:6–7 ): вы приняли Иисуса Господа, и других фрагментов 779 . Поэтому апостол всякое изменение Предания, то есть Евангелия, характеризует как переход к иному благовествованию и как проповедь другого Иисуса ( Гал. 1:6 ; 2Кор. 11:4 ). Апостол очень часто говорит о Предании в Послании к Тимофею ( 1Тим. 6:20 ; 2Тим. 3:14 ; ср. 1Тим. 4:6, 16 ; Евр. 13:7 ; Фил. 4:19 ; Гал. 1:9 ): О Тимофей! храни преданное тебе ( τν παρακαταθκην), и ещё: А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Но ещё конкретнее он говорит в 2Тим. 1:13–14 : Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. Храни добрый залог ( τν παραθκην) Духом Святым, живущим в нас. Этими словами апостол показывает, что Дух Святой – хранитель Предания в Церкви 780 . Предание связано, как проистекает из выше процитированных слов апостола, и с апостольской иерархией (преемством), существующей в Церкви 781 , и, как говорит святой Златоуст, со святой, духоблагодатной жизнью в Церкви, то есть со святыми, в которых живёт Святой Дух 782 ; такими были сами святые апостолы 783 и, прежде всего, Павел, поэтому он «учил (людей) не только словами, но и делами» 784 , что значит: своей жизнью и делами, образом жизни, поведением и деланием – все во Христе и в Духе Святом.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Новозаветное богословие брака Ветхозаветное понимание брака как единства мужа и жены, даруемого и благословенного Богом, в Новом Завете подтверждается уже процитированными выше словами Самого Господа Иисуса Христа из Мк. 10:6–9 и Мф. 19:4–6 – но Господь настаивает не просто на единстве супругов, но и на его абсолютной (кроме вины прелюбодеяния) нерасторжимости. С другой стороны, Господь Иисус призывает Своих последователей к более высокому состоянию, чем брак: «Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» ( Мф. 19:12 ). По наступлении эсхатологического Дня Господня и Воскресении земного брака уже не будет: «чада века сего женятся и выходят замуж, а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят» ( Лк. 20 :34b–35; ср.: Мф. 22:30 ; Мк. 12:25 ) 10 . Евангельское учение о браке подтверждается и развивается ап. Павлом: брак (причем всякий, признававшийся таковым во времена апостола, а не только брак между христианами) устроен Богом для человека и благ по своей природе; супруги образуют единство, которое, будучи Божественным установлением, нерасторжимо ( 1Кор. 7:4, 10, 27 ); муж обязан любить свою жену, а жена – слушаться своего мужа ( 1Кор. 11: 3–10 ; Еф. 5:22–33 ; Кол. 3:18–19 ; 1Тим. 2:11–15 ), – все эти темы вполне вписываются в ветхозаветную концепцию брака. Но ап. Павел отмечает и новизну христианского брака: в Новом Завете, в отличие от Ветхого, браку возвращается та святость, которая была утрачена из-за греха; правильный христианский брак – это брак «во Господе» ( 1Кор. 7:39; 11:11 ; Кол. 3:18 ). В этом браке устраняются те несовершенства, которые были свойственны ветхому браку и которые выражались в приниженности женщины: «Ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж ради жены; все же – от Бога» ( 1Кор. 11–12 ; ср.: Гал. 3:28 ). Новозаветный брак уже не может быть полигамным ( 1Кор. 7:2 ), причем эта норма понимается в расширенном смысле – даже повторный брак, заключенный одним из супругов после смерти другого, новозаветному идеалу не соответствует ( 1Кор. 7:8 ; 1Тим. 3:2, 12 ; Тит. 1:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Целью послания было дать указания Титу: а) очень внимательно подбирать кандидатов во пресвитеры; б) строго обличать лжеучителей; в) учить критян в зависимости от возраста, пола, общественного положения. РАЗДЕЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПОСЛАНИЯ Послание к Титу повторяет в конспективном изложении главные мысли 1Тим.В нем ап. Павел преподает наставления относительно избрания пастырей, т. е. выражает заботу об иерархическом устройстве Церкви (1 гл.), затем научает достойному прохождению пастырского служения (2 и 3 гл.) 1. Завещание Титу утвердить Церковь на Крите (1 гл.) После приветствия ( Тит.1:1–4 ), в котором ап. Павел указывает на цель своего апостольского служения: проповедь «истины», относящейся к благочестию ( Тит.1:1 ), он напоминает о задаче, порученной им Титу: «для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я приказывал» ( Тит.1:5 ). Стих ярко изображает начало истинного пастырства в Церкви: ап. Павел не обществу верующих поручает избрать себе пресвитеров, как делают теперь протестанты, но одному человеку – рукоположенному им Титу. Значит, полномочия Тита можно объяснить только тем, что он сам был рукоположен Апостолом, который в свою очередь, получил дары Духа Святого для иерархического устройства Церкви ( 1Тим.4:14; 5, 22 ). Ап. Павел далее указывает, какими качествами должен обладать пресвитер (епископ) и каких пороков он должен избегать (они изложены так же, как и в первом послании к Тимофею ( Тит.3:2–7 ). Эти качества следующие: а) семейные: «муж одной жены, детей имеет верных» ( Тит.1:6 ); б) нравственные: «непорочен... не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан» ( Тит.1:7–8 ); в) умственные: «держащийся истинного слова... чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» ( Тит.1:9 ). Указание это было очень важно для Тита, потому что среди критских христиан было много лжеучителей: пустословов, обманщиков, корыстолюбцев, как из иудеев, так и из самих критян, что и подтверждает изречение о них Критского прозорливца Епименида (VI в. до Р.Х.): «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые» ( Тит.1:10–12 ). 2. Наставления к должному прохождению пастырского служения (Тит.2:1–3, 14)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

1) из тех мест Священного Писания, которыми отрицаются в Боге все свойства, необходимо принадлежащие веществу или телу: а) всякое тело ограничено пространством, – Бог ничем не ограничен и вездесущ: «может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь» ( Иер.23:24 ; Пс.138:7–12 ); б) всякое тело может подлежать переменам, но – «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ); в) всякое тело, как сложное из частей, разрушимо и тленно, – Бог есть «Царь веков нетленный» ( 1Тим.1:17 ); 2) из тех мест, где, напротив, Богу приписываются свойства, существенно принадлежащие только духу, как то: а) самосознание и личность: «Видите ныне, что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня» ( Втор.32:39 , ср. Исх.20:2–3 ); б) разум: «Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» ( Рим.11:33–34 ); в) свободная воля: «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах» ( Пс.134:6 ), и вообще «совершает все по изволению воли Своей» ( Еф.1:11 ); г) постоянная жизнь и непрестающая деятельность: «живу Я, сказал Господь:» ( Иер.22:24 ), «живу Я вовек!» ( Втор.32:40 ); «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Ин.5:17 ), – соответственно сему истинный Бог называется «Богом живым», в отличие от всех богов ложных ( 1Фес.1:9 ; 1Тим.6:17 ); 3) наконец, из тех мест, где Бог прямо называется Духом. Их только два, но оба равно ясны и определенны. Первое находится в беседе Спасителя с женой-самарянкой: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:20–24 ), и следовательно, Господь употребил слово «дух» в значении Существа, не привязанного ни к какому месту, Существа невещественного, вездесущего, разумно-нравственного. Другое место читаем в Послании ап. Павла к Коринфянам: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор.3:17 ), где, очевидно, название «дух» употреблено также в самом строгом, подлинном, а не переносном смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

1Кор. 7:8 . «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.» 1Кор. 7:9 . «Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.» 1Тим. 5:14 . «Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию.» Бракосочетание, как образ духовного союза Христа с Церковью, – честно, безгрешно, свято и спасительно: Евр. 13:4 . «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно.» 1Кор. 7:28 . «Если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит.» 1Кор. 7:14 . «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим.» 1Фес. 4:3–7 . «Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда...» 1Тим. 2,15 . «Жена спасется через чадородие...» 1Кор. 7:10–11 . «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем... и мужу не оставлять жены своей. » 27. О таинстве Елеосвящения Христос Спаситель, Врач душ и телес, не оставил без Своего попечения людей, одержимых недугами телесными, и для вспомоществования нам в этих трудных обстоятельствах человеколюбие Христа Спасителя открыло новый источник спасительной благодати в таинстве Елеосвящения и призывает нас, чтобы, подвергаясь болезням, мы приходили к сему источнику с живою верою и надеждою и получали дары благодати. Необходимость таинства Елеосвящения, кроме Свящ. Писания ( Иак. 5,14–15 ), подтверждается еще свидетельством истории древней христианской Церкви от дней апостольских и во все последующее время в течение первых трех веков христианства. О существовании этого таинства в древне-христианской Церкви свидетельствует, например, Ориген . Перечислив разные средства к отпущению грехов, каковы: крещение, мученичество и проч., Ориген продолжает: «Есть еще и седьмой род отпущения грехов через покаяние, способ трудный и тяжкий, когда грешник омывает ложе свое слезами, и слезы делаются для него хлебом день и ночь, и когда он не стыдится открыть свой грех священнику Божию и просит у него врачевства... причем исполняется и то, что говорит апостол Иаков: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церквии ( Иак. 5:14–15 ). Предзнаменование таинства Елеосвящения:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

292 В частности, для объяснения неизменяемости воли и определений Божиих по отношению к свободным тварям и особенно к человеку, святые Отцы, на основании Священного Писания, придумали разделение воли Божией: на первую ( θλημα πρτον) и вторую ( δετερον), иначе – предыдущую ( προηγομενον) и последующую ( πομενον), или, как в последствии начали вы­ражаться, на безусловную и условную (voluntatem absolutam et conditionatam). Под именем первой воли разумеется такая, по которой Бог желает чего-либо без всяких сторонних условий, например, хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим. 2:4 ); а под именем последней – такая, по которой Он желает чего-либо по отношению к свободным тварям, под каким-нибудь обязательным для них условием, например, послал к людям своего единородного Сына, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Иоан. 3:16 ; Марк. 16:16 ). Таким образом и воля Божия по отношению к свободным тварям, как и ко всем вообще, остается неизменной, и свобода тварей нисколько не стес­няется этою волею и ее определениями. 293 И здравый разум не может не сознать справедливости всех этих отеческих соображений, и вслед за тем не исповедать Бога существом неизменяемым, как и исповедал еще древле в мудрецах языческих. 294 7. Всемогущество. Всемогущество приписывается Богу в том смысле, что Он обладает неограниченной силой все производить и над всем владычествовать, – от чего называется безразлично всемогущим или всесильным ( παντοδναμος), и вседержителем ( παντοκρτωρ). 295 В священных книгах находится бесчисленное множество мест, изображающих это свойство Божие. Они свидетельствуют: а) о всемогуществе Божием вообще: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено ( Иов. 42:2 ); Авва Отче! всё возможно Тебе ( Марк. 14:36 ); Богу же всё возможно ( Матф. 19:26 ); ибо у Бога не останется бессильным никакое слово ( Лук. 1:37 ). И вместе с тем называют Бога сильным ( Пс. 88:9 ), Господом сил ( Пс. 23:10 ), единым сильным ( 1Тим. 6:15 ), и вседержите­лем: Боже великий, сильный, Бог Великий в совете и сильный в делах, Господь Вседержитель, Боже Вседержитель ( Иер. 33:18–19 ; срав.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   Из Нового Завета замечателен пример Апостола Павла. Он ощутил свой грех лишь после того, как на пути в Дамаск предстал ему Господь в великом Свете Своего Божества, и удалился в пустыню (Гал.1:17), чтобы принести покаяние пред Тем, Кого он, Павел, гнал. Жутким было его прошлое. До встречи со Христом Павел мог думать, что, подобно Пророку Илии, и он так же ревнует о Господе, Боге Саваофе (3Цар.19; 3Цар.10; Ин.16:2).    И вдруг: то, что раньше он переживал как свет и правду Божии, предстало его духовному взору, как мрак и вражда против Бога (Иак.4:4; Лк.11:35). И с великой болью он осознал себя грешником, большим всех других: «Христос Иисус пришел спасти грешников, из которых я первый» (1Тим.1:15); «Христос умер за грехи наши... был погребен... в третий день воскрес по Писанию... явился Кифе, потом двенадцати, потом... более нежели пятистам... а после всех явился и мне, как некоему извергу, ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию» (1Кор.15:3—9). «Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован...» (1Тим.1:12—13). И Петр после своего отречения, «вышед вон, плакася горько» (Мф.26:75). И никто из человеков не был без греха, кроме Пресвятой Девы Марии.    Многим может показаться непонятным, даже парадоксальным то устроение души, которое встречается у людей, познавших явление Божие в силе. Они действительно сознают себя достойными ада, но Господь для них бывает во веки благословенным. Видение бесконечной святости смиренного Бога, с одной стороны, и чувство живущей в нас тьмы, с другой — приводит человека в такое состояние, что все существо его сжимается в неудержимом, болезненном порыве к Святому Богу. Сильно при этом отвращение к себе; и глубинный плач объемлет душу. Боль сия — духовная, метафизическая, нестерпима. Желание прощения-примирения с Богом подобно смертельной жажде. Это есть нечто трудно объяснимое непознавшим. Плач сей по природе своей — явление совсем иное, чем плач душевный, связанный с катастрофами в пределах конечной жизни (1Кор.15:42—46; Иак.3:15; Иуд.1:19).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010