Священник : Читать Священное Писание может любой христианин. Что же до проповеди , то вспомни слова апостола язычников Павла: как проповедовать, если не будут посланы? ( Рим.10:15 ). И мы знаем, что только апостолы посланы были Господом на проповедь (см.: Мф.28:20 ), то есть получили от Него власть учить. Епископы же имеют эту власть как прямые преемники апостолов и, в свою очередь, передают ее священникам. Святой Павел вменял в обязанность учить в Церкви Ефесской лишь ее епископу Тимофею, а не всем верующим Ефеса. И он же вопрошал коринфян: все ли апостолы?... все ли учители? ( 1Кор.12:29 ). А о епископе и священнике говорит, что они должны быть достойными учить других (см.: 1Тим.3:2 ; Тит.1:9 ), чего нигде не говорит ни о ком другом. Итак, уже апостолы проводили различие между пастырями и паствой, как между учащими и внимающими учению. Но епископ и священник могут учить не тому, что им заблагорассудится, а тому, чему учила Церковь всегда. Они учат от имени Церкви, которая есть столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ). Сектант : Любой христианин просвещен Духом Святым, а значит, способен толковать Священное Писание, о чем говорит и апостол Иоанн: вы имеете помазание от Святаго и знаете всё... Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас ( 1Ин.2:20,27 ). Священник : Послушай, человече! Священное Писание кладезь бездонный, ибо в нем бесконечная премудрость Божия. Приступивший к колодцу, чтобы напиться без всякого сосуда, попросту утонет, но если кто почерпнет из глубины ведром, а из ведра кружкой, то утолит жажду без всякой для себя опасности. Кто столь безумен, чтобы бросаться в глубокие воды, не умея плавать? Если же употребить другое сравнение, то у Священного Писания, по слову святых отцов, есть «кости», разгрызть которые пусть не пытается тот, чье разумение подобно молочным зубам. Ибо не у каждого довольно премудрости, чтобы толковать Писание. Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто ( Сир.3, 21–22 ), говорит Иисус, сын Сирахов. Еще яснее учит об этом апостол Петр на примере Павловых посланий, в которых, по его словам, есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания ( 2Петр.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

21 Который как Истинный Бог стал Истинным Человеком и, оставаясь Вечным Богом и становясь однажды и навеки Совершенным Человеком, остаётся Богочеловеком на все веки и на всю вечность. 22 Благодаря явлению Христа во времени и пространстве мир и человек обрели в Нём основание, причину и смысл своего существования, свою вечную жизнь, блаженное спасение, благодатное обожение и обогочеловечивание. 26 Особенно для нас, людей – творений, созданных во времени, но предназначенных для вечности, Иисус Христос стал центром и содержанием нашего существования, жизни и вечности ( Евр. 1:1–12, 13:8 ). И хотя Он явился в последние дни, при Понтийстем Пилате, Он в Своём Воплощении стал центром истории, праистории и метаистории. 27 Ибо Он как Сын Божий и вечная Божественная Ипостась (Личность), Один из Святой Троицы, взяв на Себя всего человека в Своей Богоначальной Ипостаси и соединив его вечно с Собой, стал Началом и Концом ( ρχ κα τλος ­ началом и целью) всех о нас путей Божиих и дел Божиих ( Откр. 21:6 ; Притч. 8:22–25 ). Он, Единородный, стал Перворождённым всей твари и Первенцем новой твари Божией, как вслед за апостолом Павлом учит святой Афанасий Великий . 28 И если сказал когда-то премудрый Соломон, что нет ничего нового под солнцем, это было действительностью только до прихода Христа Спасителя, Который Своим вочеловечиванием становится «из всего нового Новейшее и Единственно Новое под солнцем», как справедливо отвечает Соломону святой Иоанн Дамаскин . 29 Новый Завет потому и действительно Новый, ибо Бог явился во плоти как человек. 30 И когда святой апостол Павел говорит: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2:9 ), говорит это прежде всего по отношению к Спасителю Христу, Который как вечная Премудрость Божия тайна, сокровенная, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, родился как Человек и распялся в последние дни как Господь славы – нас ради и нашего ради спасения ( 1Кор. 2:6–8 ). 31 Будучи от вечности Богом Великим и Блаженным, единственным Сильным Владыкой и Спасителем, Царём царствующих и Господом господствующих ( 1Тим. 6:15 ; ср. Тит. 2:11 –14 ), пришёл на землю благоволением Отца и содействием Духа Святого, чтобы спасти грешников, из которых я первый ( 1Тим. 1:15 ). Как предвечный Сын Единородный Отца предвечного, «Столь велик и столь высок Он» ( τοσοτος κα τηλικοτος), как говорит святой Иоанн Златоуст , 32 сошёл к нам и «воплотился и вочеловечился, не по Своей потребности», но чтобы спасти нас, «чтобы сынов человеческих сделать сынами Божиими». 33 В этом для апостола Павла заключается всё Евангелие и весь (всецелый) Новый Завет Божий и наш христианский, ибо и тот и другой воплощаются и осуществляются во Христе Богочеловеке и Спасителе мира и всего человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Мы в отчаянных обстоятельствах... мы гонимы... низлагаемы... всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса ( 2Кор.4:810 ). Но вместе с этим θλψις является естественно необходимым состоянием органической жизни. Таковы скорбные обстоятельства безгрешного брака ( 1Кор.7:28 ). Таковы же скорби тела тлеющего, т. е, изживающего в трудах и болезнях свои органические силы ( 2Кор.4:1617 ). Таковы же были скорби Господа нашего Иисуса Христа ( Кол.1:24 ). Который быль язвен за грехи наши и мучим за беззакония наши: Он был распят в немощи ( 2Кор.13:4 ). Все это побуждает человека сознавать свою беспомощность и по инстинкту самосохранения чувствовать страх и трепет ( 1Кор.2:3 ). Смертное было бы преходящим свойством человеческого тела и никогда не имело бы конкретного обнаружения, если бы состояние человеческой души было вполне нормально и возникшая жизнь не оставляла бы своего естественного русла: На сие самое и создал нас Бог , чтобы смертное поглощено было жизнью ( 2Кор.5:5, 4 ). А так как жизнь сосредоточивается в душе и ею оживляется тело, то душа и должна была обратиться в неиссякаемый источник жизни для своего тела. На примере последнего Адама мы видим, что и сама душа в этом случае должна была возвыситься до состояния животворящего духа ( 1Кор.15:45 ). Нормальное течение жизни прерывается в настоящее время смертью . Естественно доживет народонаселение земного шара в день Христов, когда никто не умрет, но все изменятся, так как мгновенно произойдет процесс поглощения смерти жизнью. Хотя во Христе обитает вся полнота Божества телесно, однако Он, прежде чем вознесся во славе ( 1Тим.3:16 ) и оказался с телом славы ( Флп.3:21 ), явился во плоти ( 1Тим.3:16 ): здесь подчеркивается необходимость закона постепенного развития: не духовное прежде, а душевное, потом духовное ( 1Кор.15:46 ). Сначала тело душевное, а затем тело духовное. Жизнь в ощущениях Чувственный опыт душевного человека отрицательно представлен апостолом Павлом в следующем выражении: не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор.2:9 ). φθαλμς οκ εδεν... В обычном своем состоянии глаз видит лишь лице во плоти ( Кол.2:1 ), т. е. покоится на плотяных и вообще на материальных объектах. Душа переполняется зрительными образами внешней действительности, и самая деятельность человека испытывает на себе их влияние. Господь сказал Моисею: смотри... сделай все по образу (k. t. τπον), показанному тебе на горе ( Евр.8:5 ). Моисею был показан Богом тип скинии, её модель. Он был обязан в точности воспроизвести ее, построив скинию, во всем подобную виденной. Здесь налицо не одно зрительное ощущение, но и зрительный образ и его репродукция, при помощи которой выполнено практическое дело постройки скинии, реализована однажды виденная модель. По аналогии с этим к душевной деятельности человека следует отнести деятельность художников, скульпторов, архитекторов и всякую иную, нуждающуюся в глазомере.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchenie...

Самое великое преимущество и богатство для человека – это служение Вечному Богу. К сожалению, многие родители видят счастье своих детей во множестве вещей, множестве предметов и множестве вкусной и полезной пищи. Но достаток опустошает душу и делает ее совершенно не способной воспринимать высшую правду Божию. В Писании сказано: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» ( 1Тим.6,8–9 ). Лично я совершенно не могу общаться с людьми, которые неожиданно обогатились за последние 10–15 лет. Мне просто не о чем с ними разговаривать. И хотя ранее я и имел с некоторыми из них дружеские отношения, теперь это для меня совершенно невозможно. Я воспринимаю их, если хотите, ставлю диагноз им, как духовно мертвым тварям. Они настолько исказили свое человеческое сознание духом вещизма, что трудно в таковых рассмотреть хотя бы остатки человеческого. С таковыми лучше и не общаться, чтобы не оскверниться их наворованным богатством. Честным путем в современной России едва ли можно обогатиться. Надо воспитывать в детях не привязанность к богатствам и благам этого мира, а преданное чувство по отношению к Богу. Но что такое преданность Богу? И как развить в себе подобное качество? Преданность Богу – есть глубокая личная привязанность к Творцу, исходящая из сердца, побуждаемого глубокой благодарностью Богу за все то, что мы имеем в этой жизни. Современная молодежь теряет это чувство именно потому, что желает себе слишком много лишнего и не дорожит тем, что имеет. Одним словом, их губит жадность. Преданность Богу опирается на страх, хоть в чем-то нарушить Его святую волю. Преданность Богу именно подталкивает нас удаляться от всего того, что не побуждает нас жить, таким образом, который угоден Богу. Сказано: «Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» ( 1Тим.6,7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Итак, воздержание есть истребление греха, удаление от страстей, ограничение тела в его греховных движениях и пожеланиях. Воздержание дает начало духовной жизни, содействует получению вечных благ, уничтожая жало греховного сластолюбия. Ибо сластолюбие – великая приманка ко злу: из-за него люди всего более впадают в прегрешения. Оно, как уда рыбу, уловляет всякую душу на смерть. Воздержание, изгоняя обольщения и негу сластолюбия, является надежным убежищем от грехов. Как много пользы уже только видеть воздержного! Он едва и только слегка прикасается к необходимому для жизни, как бы исполняя обременительную службу природе, скучает временем, употребляемым на это, и тотчас убегает из-за стола к занятию делами. Думаю, что человека, не привыкшего к воздержанию, никакое слово не может так пленить и повлиять на перемену в нем, как одна встреча с воздержным. И это-то, кажется, и значит есть и пить во славу Божию ( 1Кор.10:31 ), так чтобы и за столом светились добрые наши дела к прославлению Отца нашего, Который на небесах ( Мф.5:16 ). III Должно быть принято правилом, что для господства над собственной плотью подвижникам благочестия необходимо воздержание, потому что «все подвижники воздерживаются от всего» ( 1Кор.9:25 ). Бывают случаи, когда надо воздерживаться даже от дозволенного и необходимого, если такое воздержание направлено к пользе братий наших. Так, апостол говорит: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек» ( 1Кор.8:13 ). Имея право «жить от благовествования», апостол не пользовался этим правом, «дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову» ( 1Кор.9:14, 12 ). Но, чтобы не совпасть с врагами Божиими, сожженными в своей совести и потому удаляющимися от брашен 675 , которые «Бог сотворил, дабы верные... вкушали с благодарением» ( 1Тим.4:2–3 ), надлежит, когда выпадет случай, ко всему прикасаться, чтобы показать окружающим, что «для чистых все чисто» ( Тит.1:15 ), что «всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» ( 1Тим.4:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Рим. 1:9 . Свидетель мне Бог, которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас. Мф. 10:41 . Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. Ин. 15:14 . Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Деян. 10:25 . Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, падши к ногам его. 26 . Петр же поднял его, говоря: встань, я тоже человек. Откр. 19:10 . Я пал к ногам его (ангела),чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего, я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово: Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества. Откр. 22:9 . Но он (ангел) сказал мне: смотри не делай сего ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей. 1Тим. 1: 17 . Царю же веков нетленному, невидимому, единому, премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь. Примеч . На основании приведенных текстов свящ. Писания, сектанты считают противозаконным и предосудительным поклонение св. угодникам и ангелам. Уклонение от поклонов Корнилиевых и Иоанновых объясняется смирением ап. Петра и св. Ангела; это соответствует у потребительному у нас ответу: «не стоит благодарности!» «Бога благодарите!» Святой по смирению не принимает чествования, а мы по смирению же должны воздавать «кому страх – страх, кому честь – честь»: Рим. 13:7 . Сыны пророческие «до земли поклонились» пророку Божию Елисею, и пророк принял этот поклон: 4Цар. 2:15 . Иисус Навин поклонился Ангелу, и Господь благословил его успех: 1. Нав. 5:14, 6:19 . Ссылающиеся в опровержение чествования святых на 1Тим. 1:17 сектанты забывают слова ап. Павла, сказавшего: «слава и честь всякому делающему доброе»: Рим. 2:10 . Итак, из того же свящ. Писания видно, что и сами святые не отвергали почитания их (Елисей и Ангелы); напротив, непочтение святых строго наказывалось Богом, напр., за глумление над Елисеем 42 ребенка были растерзаны медведями ( 4Цар. 2:23–24 ), за непочтение пр. Илии два пятидесятоначальника были сожжены огнем с неба ( 4Цар. 1:10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Бога Сына: Ин. 1:14 . «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.» Ин. 1:18 . «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.» Бога Духа Святого: Лк. 3:22 . «И Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» Из приведенного выше видно, что люди Нового Завета удостоились возможного для человека лицезрения Божества, что подтверждается: 1Тим. 3:9 . «В Нем обитает вся полнота Божества телесно.» Кол. 2:16 . «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.» После искупительной жертвы Господа Христа и благочестивые люди получили полное оправдание и освящение: 1Кор. 6:11 . «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.» Посему-то в Новом Завете явилась полная возможность делать истинные изображения истинного Бога и Господа нашего и окружающих Его сонмами св. ангелов и св.человеков. б) Различие между кумиром, или идолом, и священным изображением Идол есть ложь ( Иер. 51:17 ), язычники, не видя Бога, не зная лица Его ( Втор. 4:15–16 ), тем не менее думали изобразить Его в своих истуканах, например Ваала, Астарты, Хамоса, Молоха ( 3Цар. 11:5–7 ), Зевса, Эрмия, Артемиды ( Деян. 14:12–27 ), и даже изображали Бога в виде крокодила, змей, коршуна, быка и т. п. Все это ложь. Но вот истинный Бог явился во плоти ( 1Тим. 3:16 ). Единородный Сын Его родился от Духа Святого и Марии Девы и открыл нам Отца ( Ин. 1:18; 14:9 ). После этого явилась возможность изобразить Бога во плоти. Нам дорог лик Спасителя нашего, мы желаем наслаждаться лицезрением Его Божественного лица и совершенного Им дела искупления, как через Слово Божие, так и через священные изображения, которые так же, как и раскрытая Библия , понятны и для малого, и для неграмотного. Ведь желаем же мы иметь, бережем и чтим портреты близких нам людей, так почему же не должны чтить и благоговеть перед изображением Спасителя нашего. Его ближайших слуг и друзей?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В доказательство сатанинских начал. Диавол, как реальное личностное существо, имеет отчётливо различимые индивидуальные черты, в том числе ум ( 2Кор. 11:3 ; Лк. 4:1 и далее). В его описаниях он характеризуется такими чувствами, как честолюбивые желания ( 1Тим. 3:6 ; ср. Ис. 14:12 и далее), ревность ( Иов 1:8–9 ), ненависть, ярость ( Отк. 12:12 ) и злая воля. Диавол разжигает ( Лк. 4:3, 9 ) и возглавляет восстания против Бога ( Отк. 12:1–3 ). Некоторые свидетельства о личностных чертах и реальности сатаны являются прямыми. В совокупности их достаточно для того, чтобы установить существование диавола как личностного существа. Авторитет Библии. Как только установлены авторитет Библии и её божественное происхождение (см. Библия: свидетельства истинности; Новый Завет: историческая достоверность), из этого следует, что сатана существует. В Быт. 3:1 сатана описывается как личный враг Бога и людей, который стремится к обману: «подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю? " ». Историческая достоверность этого события подтверждается указаниями Нового Завета на историческую достоверность существования Адама и Евы (см. Адам: историческая достоверность; едемский сад) и факта их грехопадения (ср. Рим. 5:12 ; 1Тим. 2:13–14 ). В 1Пар. 21:1 и в Пс. 108:6 сатана характеризуется как противник Божьего народа. В главах Иов 1–2 сказано, что сатана может предстать перед лицом Бога и обвинять людей: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришёл и сатана» ( Иов 1:6 ). Сатана выступает подлинной причиной страданий Иова, иначе не имеющих объяснения. В девятнадцати из двадцати семи книг Нового Завета упоминается сатана (а ещё в четырёх – бесы). Благодаря этому мы приходим к гораздо более проникновенному пониманию всех аспектов их восстания против Бога. В силу личных встреч и разговоров Иисуса с сатаной и бесами очевидно, что Иисус знал о существовании реального, наделённого личностью сатаны. Иисусу принадлежат двадцать пять из двадцати девяти упоминаний сатаны, встречающихся в евангелиях. Действительно, ведь Иисус много спорил с ним во время Своего искушения. В Мф. 4 и Лк. 4 описывается эта личная встреча Иисуса с сатаной. Стихи Мк. 1:13 и Евр. 2:18; 4:15 ссылаются на тот же спор. Отрицать реальность наделённого личностными чертами сатаны – означает сомневаться в честности или душевном здравии Христа (см. Христос: божественная сущность). В стихе Отк. 12:9 одновременно упоминается несколько имён, относящихся к сатане: «и низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю Вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним». В Отк. 20:2 говорится об ангеле Божьем, который «взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

На этом мы оканчиваем нашу сегодняшнюю беседу. У нас с вами предстоит еще одна лекция по четвертой главе Книге Руфь. Если будем живы, и Господь позволит. И потом мы будем переходить – с Божьей помощью – уже к Книгам Царств: будем читать о царе Давиде, о построение храма и о многом другом. Спаси Вас Христос! Глава V Сегодня мы продолжаем цикл бесед по Книгам Царств. В качестве введения в него мы проводим цикл бесед, который называется «Руфь-моавитянка, прабабка царя Давида», или «Проблемы неполной семьи, женского одиночества». Уже было несколько бесед о Руфи и Ноемини, в ходе которых мы больше рассматривали их взаимоотношения. Очевидным фактом является то, что Ноеминь и Руфь были вдовами. И здесь возникает вопрос: какие существуют библейские наставления для вдов? Если от женщины ушел муж и живет с другой, она тоже имеет как бы статус вдовы, хотя муж ее жив и может вернуться. Но каковы законы, которые относятся именно к вдовам? Какое должно быть у них поведение? Оно так же распространяется и на одиноких женщин. В Первом послании к Тимофею сказано, какой должна быть вдова-христианка: «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу» ( 1Тим.5:9–10 ). Апостол Павел объединяет вдов с одинокими женщинами. «Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь» ( 1Тим.5:5 ). Сам Господь есть прибежище для вдов. Обычно женщины одинокие и вдовы страдают, потому что им кажется, что не на что опереться. Но в Псалтири сказано: «Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову» ( Пс.145:9 ). Господь поддерживает вдов. Более того: Он защищает вдов Сам, и призывает к этому других. Сказано: «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» ( Ис.1:17 ). В книге Второзаконие сказано: «Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров, Который дает суд сироте и вдове» ( Втор.10:17–18 ). Он совершает суды в пользу сирот и в пользу вдов. Господь ограждает владения вдов, то есть защищает имущество вдов и одиноких женщин. «Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит» ( Притч.15:25 ). Так вдовы и одинокие женщины не должны чувствовать себя брошенными, лишенными небесного покровительства. Это было бы совершенно неправильно.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«О, Тимофей! храни, говорит тот же апостол, преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» ( 1Тим.6:20 ). «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовию во Христе Иисусе». ( 2Тим.1:13 ). «И что слышал от меня, при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» ( 2Тим.2:2 ). Тот же апостол, обращаясь к коринфянам, говорит: «хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор.11:2 ). Из приведенных мест Свящ. Писания ясно видно во-первых, то, что не все новозаветное откровение заключено в письмена; во-вторых, сами апостолы пользовались устным Откровением, а в-третьих, и нам завещали держаться устного откровения. В самом чистом, неизменном виде сохраняет устное откровение православная Церковь , которая, по словам апостола Павла, «есть столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). Откровение, заключенное в письмена, уклоняющиеся от православной Церкви толкуют свободно; они говорит, что Дух Божий помогает им правильно понимать слово Божие и что они пользуются, при толковании, духовным озарением. Этому можно было бы поверить, если бы считающие себя озаренными свыше, подтвердили бы свои слова истинными чудесами; если бы толкования их не противоречили бы одно другому и слову Божию; Дух Божий противоречить Сам Себе не может 579 . Отвергая иерархию, сектанты глумятся над ней, указывая ее образ в лице фарисеев и книжников ( Матф. 23 гл.) и в апокалипсической саранче, о которой говорит Иоанн Богослов в 1–11 ст., 9 гл. «Откровения»; они говорят, что, согласно 3 ст. 2-го псалма, следует сбросить оковы этой иерархии, что Господь (ст. 4, 2-го псал.) посмеется ей; ко всей вообще Церкви, т. е. пастырям и пасомым, сектанты относят 1–2 ст. 17 гл. Откровения и ст. 8–9, 136 псалма. Посмотрим, насколько основательны эти ссылки. В 23 гл. Евангелия Матфея Господь осуждает лиц, принадлежавших к иудейской секте, члены которой ставили исполнение обрядового закона Моисея выше духа этого закона и стремились обособить и возвысить Иудейский народ среди других народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010