Краткие исторические сведения о русских сектах и их вероучении: а) рационалистических: адвентистов, баптистов, бессмертников [и др.] б) мистических: «братцев», еноховцев, иоаннитов [и др.] Источник Краткие исторические сведения о русских сектах и их вероучении а.) рационалистических: б) мистических: Адвентистов. " Братцев». Баптистов. Еноховцев. Бессмертиников. Иоаннитов. Духоборов. Малеванцев. Жидовствующих. Нового Израиля. Евангеликов. Прыгунов. Иеговистов. Скопцов и Новоскопчества. Иудействующих. Хлыстов и Новохлыстов. Молокан. Шалопутов. Назареев. Мелких видов. Пашковцев. Хихулитов. Скакунов. Субботникови Воскресников. Толстовцев и Штундистов. О возникновении сект, ересей и о сущности их заблуждений «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий…да от- кроются помышления многих сердец» ( Лк.2:34–35 ) 1) Эти пророческие слова праведн. Симеона, сказанные им при сретении младенца Иисуса Христа, дают вкратце понятие о возникновении разных ересей и сущности их заблуждений: Господь Христос послужил камнем преткновения и соблазна ( 1Пет.2:7–8 ) для не уверовавших в Него, как Мессию Иудеев, и камнем краеугольным, драгоценным для уверовавших как иудеев, так и Еллинов и для всех колен и племен народов. Но и для многих из уверовавших Господь стал: «в предмет пререканий». Вот эти-то «пререкания» и прекословия лжеименного знания ( 1Тим.6:20 ) уклонили многих от истинной веры, особенно, тех, кто не пленял всякое помышление в послушание Христу ( 2Кор.10:5 ; 1Кор.1:19, 3:19 ). 2) Во все времена христианства возникали ереси, т. е. уклонения от истинного познания Бога и отношения человека как твари к Творцу своему: еще в дни апостолов появлялись уже еретики-лжеучители и увлекали за собою других; так, писал Ап. Павел к Тимофею: «Александр медник много сделал мне зла. Берегись его и ты; ибо он сильно противился нашим словам» ( 2Тим.4:14–15 ). Или «имея веру и добрую совесть, которую некоторые, отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» ( 1Тим.1:19 ). «Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих» ( Фил.1:16 ; ср. 1Тим.6:3–5 ; 2Тим.3:5 )

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

чисто и не укоризненно соблюдать заповедь даже до явления Господа нашего Иисуса Христа ( 1Тим.6–14 ) пребывать в том, чему он научен и что... вверено ему (ν ος μαθες κα πιστθης) ( 2Тим.3:14 ). Также и Титу заповедует апостол говорить то, что сообразно со здравым учением ( πρπει τ γιαινοσ διδασκαλ), показывать в учительстве чистоту и неповреждённость ( Тит.2:1:7 ) Как озабочен апостол и как у него постоянно было на уме сохранение неповреждённого учения, это видно из того, что в конце Первого послания к Тимофею он восклицает: О, Тимофей! Храни преданное (παραθκην) тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания ( 1Тим.6:20 ) 344 . Тимофею же апостол пишет: что слышал от меня при многих свидетелях, то передай (παρθου) верным людям, которые были бы способны и других научить ( 2Тим.2:2 ). К охранению истины в неповреждённом виде апостол призывает и наиболее надёжных из верующих. Мужчины, если способны, могут учить; апостол запрещает учить только женщинам 345 . Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ), то есть истина содержится как бы самосознанием всей Церкви, охраняемой Духом Святым 346 . Таким образом, принцип предания и авторитет Церкви уже ясно и определённо установлен апостолом Павлом 347 . Относительно последующего времени следует, прежде всего, заметить, что никакая психология не заставит допустить предположения, будто преемники апостолов могли порвать с ними связь. Предположение это странно, тем более что долгое время Церковь , при отсутствии канона священных книг, жила исключительно Преданием. Без хартии и чернил сохранялось древнее Предание 348 . Подробно развитого богословского научного понятия о Предании не было, или, лучше сказать, мы не находим его в церковной литературе до середины II века, но как только представлялся случай, церковные писатели упоминали о Предании и об авторитете Церкви. И это мы встречаем с самого начала христианской письменности 349 : Церковь является хранительницей истины, преемственно передаваемой из рода в род, начиная от апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Брак должен быть неразрывен 1Кор.7:10 . «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем». Объясн. Здесь подтверждается неразрывность брачного союза, охраняемого евангельским законом, повелением Самого Господа: Мф.5:32:19:6 . Только люди, отступившие от веры, чрез лицемерие лжесловесников отрицают этот законный брак: 1Тим.4:1–3 . 1Кор.7:29 . «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жён должны быть, как не имеющие». Объясн. Говоря о браке, апостол различает свой личный совет и положительное повеление Господа о браке: 1Кор.7:6–7:12, 20 . Положительная заповедь Господня о браке такова: жене не разводиться с мужем: ст.10–11; сущность же личного совета апостола по вопросу о браке изложена во 2 ст. этой же главы или – Рим.7:2 . О повиновении жены мужу Еф.5:24 . «Но, как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём». Объясн. Апостол обязывает жену повиноваться мужу образом повиновения Церкви Христу для того, чтобы это повиновение было не телесного, но духовного характера: Кол.3:18–19 . О семейных отношениях Мф.8:21–22 . «Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мной и предоставь мёртвым погребать своих мертвецов». Объясн. Здесь не говорится против добрых семейных отношений. Сам Господь заботился о Своей Матери: Ин.19:26–27 ; то же заповедали и апостолы: 1Тим.5:8 ; воспрещается привязанность к близким неумеренная, большая, чем к Богу: Лк.9:60–62 ; Мф.10:37 . Лк.9:61–62 . «Ещё другой сказал: я пойду за Тобой, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия». Объясн. Только ради высшего (апостольского) призвания можно оставлять заботу об отце, о погребении его, но не всякому бывает такое призвание: Рим.10:15 ; 1Кор.12:29 ; зато всякому говорится: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного»: 1Тим.5:8 ; Спаситель и на Кресте проявил заботу о Матери Своей: Ин.19:26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Подобное Тит.1:6–9: «Если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, неукоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель (эконом Божий), не дерзок, не гневлив, не убийца, не корыстолюбец, не жадный, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержен, держащийся истинного слова, согласно учению, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать». С этим ср. Основное сочинение апостольского церковного устройства (Apostol. КО.) от конца II в. (Harnack. Texte... II, 5. S. 8 ff.): во епископы должно выбирать «достойного, если кто имеет хорошую славу среди народов, если правит непогрешивши, если он нищелюбив, если воздержен, не пьяница, не развратник, не жаден или бранлив, или лицеприятен и этому подобное. Хорошо быть неженатым, если же нет, – то от (аро) одной жены, причастным воспитанию, способным толковать писания: если же необразован (agrammatos), кроток и изобильно дает на всех любовь, то, никогда не обличенный в чем-нибудь, пусть он будет сделан епископом». 192 К первому подходит требование «одной жены муж» ( 1Тим.3:2 ; Тит.1:6), даже как бы его ни понимать. Основное сочинение апостольского церковного устройства требует уже неженатых епископов, лучше всего – таких, которые никогда не были женаты, на второй линии – вдовцов после первого брака (аро mias gunaikos), что я с Питрой (Pitra) и Гольтцманом (Holtzmann) в v. Sy bei s Hist. Zeitschr. N. F. Bd. 21. S. 455 понимаю как «вдовец одной супруги» (unius uxoris viduus). B отношении к денежным делам гласит об этом Учение 12-и апостолов. XV, 1: «несребролюбивые»; 1Тим.3:3 : «несребролюбивого»; Тит.1:7 : «нежадного». Основное сочинение апостольского церковного устройства: «некорыстолюбивый». Также многократно повторенное напоминание, чтобы епископ не был пьяница, относится к положению епископа в Евхаристии. 193 Учение 12-и апостолов. XV, 1: «кротких»; 1Тим.3:2–3: «страннолюбив... не корыстолюбив, но тих, миролюбив»; Тит.1:7–8: «не дерзок, не гневлив...

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

В Церкви Бога живаго, которая, по апостольскому выражению, есть столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ), не место никаким «забавам» Пусть же справедливое пастырское обличение выслушивается безропотно всеми, которые, по суду своей совести, могут подлежать последнему, имеющему своей единственною целью утверждение в сердцах людей веры и правды, а служитель Слова пусть не забывает назидательного изречения псалмопевца: и глаголах о свидениих Твоих пред цари, и не стыдяхся ( Пс.118:46 ). Ап. Павел увещевает находящихся под игом рабов, чтобы они почитали господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение. Те, – продолжает апостол, – которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они – братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему! – заповедует он епископу Тимофею ( 1Тим.6:1–2 ). Но это только одна сторона дела. В конце той же главы ( 1Тим.6:17 ) и тот же апостол настойчиво заповедует Тимофею иметь в виду и другую часть паствы: богатых в настоящем веке увещевай, чтоб они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, а на живого Бога: чтоб они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны. Разумеется, апостольский ученик призывался не к такому увещанию, о котором сказано у пророка: они слушают слова твои, но не исполняют их ( Иез.33:32 ), а к плодотворному, ибо царство Божие не в слове, а в силе ( 1Кор.4:20 ). Относясь, подчас, с непростительным равнодушием к этим, для нашего общего блага написанным, увещаниям, мы сами становимся своими палачами и достигаем, поистине, печальных результатов. Вместо того, чтобы получить многое, если не все, мы не обогащаемся ровно ничем и топчемся на избитом месте общих фраз и отвлеченностей, в преступном забвении той истины,. что не идеями спасен мир, и что абстракции и теории никогда не одолеют греха и зла, что понятия не рождают жизни, но что последняя происходит только от жизни, подобно тому, как свет изливается только от света.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Вы не имеете в себе любви к Богу. Я пришел во имя Отца Моего, и вы не принимаете Меня, а если иной придет во имя свое, Его примете» ( Иоан.5:40–43 ). Еще прямее говорил Господь о зависимости веры в Него от любви к правде всем Иудеям: «Аз зане истину глаголю не веруете Ми... Сего ради вы не послушаете, яко от Бога несте» ( Иоан.8:46,47 ). А раньше Господь прямо говорил им, что они дети дьявола и потому не понимают Его речей; в другом месте: «вы не верите, потому что вы не из овец Моих» ( Иоан.10:26 ), а своим ученикам Он обещал, что Дух Святый, грядущий после Его отшествия, «обличит мир о грехе, о правде и о суде: о грехе – что не веруют в Меня» ( Иоан.16:8,9 ). Следовательно и здесь Господь признает единственным препятствием к вере злое произволение человека. Так и апостол Иоанн предупреждает верующих что «кто не от Бога, тот не послушает нас» ( 1Иоан.4:6 ), т. е. не может уверовать. Итак прежде, нежели получит веру, человек должен возлюбить добро и возненавидеть зло, т. е. раскаяться. Посему Господь и укоряет фарисеев, что они не раскаялись и потому не могли поверить проповеди Предтечи ( Мф.21:32 ). Посему то самое явление Христа миру было предупреждено от Св. Предтечи проповедью и «крещением покаяния», да и сам Господь призывал прежде к покаянию, а затем уже к вере: «покайтеся и веруйте в Евангелие» ( Марк.1:15 ). Итак, если вера и зародиться в нас не может иначе как через подвиг благого произволения, то весьма понятно, что делами же вера достигает и совершенства, как говорит ап. Иаков ( Иак.2:22 ), а напротив, от беззаконий люди терпят «кораблекрушение» в самой вере ( 1Тим.1:19 ), которая сохраняется лишь в «чистой совести» ( 1Тим.3:9 ) и таким образом представляется делом постоянного «подвига», которым подвизается христианин ( 1Тим.6:12 ), или по посланию к Галатам, она является одним из плодов чистой духовной жизни, наравне с милосердием и воздержанием ( Гал.5:22 ). Не ясно ли из всех этих священных изречений то, что говорил божественный Златоуст: «никто находясь в заблуждении не захочет обратиться к вере, если предварительно не предпишет самому себе доброй жизни и никто не останется в неверии, если предварительно не решит навсегда остаться злым» (Бесед.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Таинство священства есть божественное установление, как свидетельствует ап. Павел, когда говорит, что Сам Господь Иисус Христос «поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» ( Еф. 4:11–12 ). Об избрании и рукоположении самими св. апостолами первых диаконов говорится в книге Деяний Апостольских: " Их [избранных людьми мужей] поставили перед апостолами, и сии [апостолы], помолившись, возложили на них руки» ( Деян. 6:6 ). О рукоположении пресвитеров говорится: «Рукоположив им пресвитеров в каждой церкви, они [апостолы Павел и Варнава] помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» ( Деян. 14:23 ). В посланиях к Тимофею и Титу, которых ап. Павел поставил епископами, говорится: «Напоминаю тебе [еп. Тимофею] возгревать Дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» ( 1Тим. 1:6 ). «Для того я поставил тебя [еп. Тита] в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе повелел» ( Тит. 1:5 ). Наставляя епископа Тимофея быть осмотрительным при возведении новых кандидатов в священный сан, пишет: «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым» ( 1Тим. 5:22 ). О нравственных качествах кандидатов в священные степени ап. Павел пишет: «Но епископ должен быть непорочен… Диаконы должны быть честны…» ( 1Тим. 3:2, 8 ). Из этих и других мест Новозаветного Писания видно, что, как апостолы, так и их преемники, во-первых, повсеместно подыскивали кандидатов в разные священные степени, а, во-вторых, что таинство Священства они совершали возложением рук. Примечания Таинство Священства совершается в алтаре, у престола при архиерейском служении Литургии. В диаконы и во священники посвящает один епископ, а посвящение в епископы совершается собором епископов, по крайне мере двумя. Посвящение в диаконы совершается на Литургии после освящения даров, чем показывается, что диакон не получает права совершать таинства; в священники посвящают на «литургии верных» после «великого выхода», чтобы посвященный, как получивший на то надлежащую благодать, принял участие в освящении даров; в епископы же посвящают во время «литургии оглашенных» после «малого входа», чем показывается, что епископу дается право посвящать других в разные священные степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Хотя попечение о временной жизни, если оно не превышает меру, определенную законом Божиим (Ср. Мф.6:34 ), не противно Богу, и нам необходимо, нужно, – потому и апостол учит: если кто о своих, и особенно о домашних не печется, тот хуже неверного ( 1Тим.5:8 ). Однако ж, он же говорит, что телесное упражнение мало полезно, и потому писал Тимофею: упражняй себя в благочестии; ибо благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей ( 1Тим.4:7, 8 ). В чем же состоит это упражнение, видно из слов его: будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением ( 1Тим.4:6 ). Потому-то и Господь похвалил Марию, которая слушала учение Его, а сестре ее Марфе, которая заботилась о другом, сказал: Марфа! Марфа! ты печешься и беспокоишься о многом, а одно только нужно ( Лк.10:41 ). Вот об одном-то этом и велит Господь нам всем заботиться и даже на малое время не отвлекаться от него. Так Он заповедал одному из учеников Своих, который просил у Него позволения идти и похоронить отца своего, сказав ему: гряди по Мне и остави мертвых погребсти своя мертвецы ( Мф.8:22 ). Так Он и о всяком, ищущем угодить Богу и заботящемся о земном, сказал: никтоже возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в царствии Божии 75 ( Лк.9:62 ). Такой уподобляется жене Лотовой, которая превратилась в неподвижный столп, как знамение души неверной. Посему и апостол Павел сказал: печаль мира сего смерть соделывает ( 2Кор.7:10 ), т.е. попечение о земной жизни, которому преданы люди мира сего, лишает человека жизни духовной, не допускает его до дел богоугодных, не дает ему радоваться о Боге как Спасителе своем, но наводит на душу его омрачение и скорбь сперва временную, а потом и вечную. Оттого и несть, как сказано, радоваться нечестивым, ибо скорбь и теснота бывает на всякую душу человека, творящего злое ( Рим.2:9 ). Потому и все преданные печали века сего именуются в Писании сидящими во стране и тени смертной ( Мф.4:16 ), – возлюбившими более тьму, нежели свет ( Ин.3:19 ). И дела их, которые они совершают для плоти и тления, называются делами мертвыми и злыми (Ср. Ин.3:19 ). И святой Иоанн Златоуст говорит верно: «дела человеческие, подобно дыму, повреждают зрение душ наших. Ибо ничто так не отвлекает ум наш от Бога, как множество житейских попечений.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

1Тим.2:5 .   Ибо един Бог , един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус. «Един бо есть Бог» . Ибо не иной Творец верных, а иной неверных, но Создатель един. «И един ходатай Бога и человеков человек Христос Иисус» . Един охранитель мира, совокупивший в Себе разъединенное. «Человеком» же наименовал Апостол Христа, потому что назвал ходатаем, а ходатаем соделался Христос, вочеловечившись. Как намеревающийся примирить какие-либо два лица, препирающихся между собою, став посреди их и держа одного правою, а другого левою рукою, приводит их в приязнь, так и Христос, с Божественным естеством соединив человечество, установил нерушимый и неразрывный мир. А если Христос, по учению Ария и Евномия, непричастен сущности Отца, то какой же Он ходатай? Соединен Он с нами, так как по человечеству единосущен нам; но не имеет единения со Отцом, если, как учат они, отделен от Божия естества. Но божественный Апостол назвал Его ходатаем. Следовательно, и с Отцом в единении по Божеству, и с нами также по человечеству. Но Апостол доказывает, что и страдание Владычнее было за всех. 1Тим.2:6 .   Предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство. 1Тим.2:7 .   Для которого я поставлен проповедником и Апостолом, – истину говорю во Христе, не лгу, – учителем язычников в вере и истине. «Давый Себе избавление за всех: свидетелство времены своими, в неже поставлен аз проповедник и апостол, истину глаголю о Христе, не лгу, учитель языков, в вере и истине» . Когда все состояли под владычеством смерти, Христос не подлежал смерти, и как Бог , потому что имеет естество бессмертное, и как человек, потому что не сотворил греха, причинившего смерть, Себя Самого предал, как некую искупительную цену, и всех освободил от рабства смерти. «Свидетелством» же назвал Апостол страдание, во-первых, по несправедливости умерщвления, а также и потому, что свидетелями имел всех пророков, и когда сказали иудеи: «Ты о Себе Сам свидетелствуеши; свидетелство Твое несть истинно» , Христос отвечал: «яко един несмь, но Аз и пославый Мя Отец» ( Ин. 8, 13, 16 ). " Своими» же «временами» свидетельства назвал Апостол времена удобные; так и в Послании к Галатам сказано: «егда же прииде кончина лета» ( Гал. 4, 4 ). Сего-то таинства проповедником и апостолом поставлен я, говорит Павел, и с подобающею верою и истиною предлагаю это всем, потому что слова подтверждаю чудотворением.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Из того, что Христос есть Первосвященник ( Евр. 7:26–28 ), следует заключить, что у Него должны быть священники [Тексты на эту тему: Мф. 18:17, 28:19–20 , Ин. 20:21–23 , Деян. 8:14–17, 14:23, 20:28 , Иак. 5:14 , 1Пет. 5:1–5 , Рим. 10:15 , 1Кор. 3:9–12, 4:1–2, 4:15, 12:12–31 , Гал. 1:1 , Еф. 4:11–16 , 1Фес. 5:12–13 , 1Тим. 4:14, 5:17–18, 5:22 , 2Тим. 1:6–7, 4:13 , Тит. 1:5–10 , Евр. 5:4, 10:25, 13:7, 17 ]. Новозаветное Писание различает три степени священства: епископскую, священническую (пресвитерскую) и диаконскую. Будучи преемниками святых апостолов, они в границах своей должности продолжают их дело. О пресвитерах мы читаем в книге Деяний. Ап. Павел, «рукоположив им (христианам Листры, Иконии и Антиохии) пресвитеров в каждой церкви», помолился с постом и предал их Господу, в Которого те уверовали ( Деян. 14:23 ). Ап. Иаков поручил пресвитерам совершать таинство елеосвящения для исцеления болящих: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господа» ( Иак. 5:14 ). Апостол Павел призывал верующих оказывать пресвитерам честь, соответствующую их служению: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» ( 1Тим. 5:17–19 ). И в другом месте об этом же: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою», – учил ап. Павел ( 1Фес. 5:12–13 ). Должность пресвитеров (позже называемых священниками) признавалась ниже епископской: пресвитеры (священники) крестили, совершали Евхаристию, отпускали согрешения кающимся, но не могли рукополагать других. О возникновении диаконской степени (низшей степени в церковной иерархии) повествует книга Деяний. Поводом к установлению диаконства было неудобство совмещать апостолам служение слову Божию с попечением о бедных и трапезах, которые учреждались для них: «Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» ( Деян. 6:2 ). Со временем главным назначением диаконов сделалось то, чтобы они помогали епископам и пресвитерам при совершении таинств и проповедания слова Божия. В послании к Филиппийцам ап. Павел вместе с епископами приветствует диаконов ( Фил. 1:1 ). Он также изображает, каковы должны быть диаконы и их семейства ( 1Тим. 3:8–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010