Лк.11:9–13 1Сол.2:1–8 Господь говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Но «всякий» как раз мог бы привести много примеров, когда его прошения исполнены не были. Апостол Иаков объясняет: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» ( Иак.4:3 ). И в Евангелии есть указания, какие прошения похвальны и будут непременно удовлетворены. «Положим, – говорит Господь, – что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: «друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги пришел ко мне, и мне нечего предложить ему». Он пришел не потому, что ночью вдруг захотел есть. Ему надо исполнить священный, заповеданный Богом закон гостеприимства. И он будет стоять и просить, не смущаясь ни отказами, ни укоризненными словами. И если его просьбу не исполнят сразу, то все равно исполнят «по неотступности его» ( Лк.11:5–8 ). И другой пример. Евангелист Лука рассказывает про вдову, как она, загнанная в угол своими обидчиками, просила защиты у судьи, который так прямо и говорил о себе: «я и Бога не боюсь, и людей не стыжусь» ( Лк.18:3–7 ). Но так уж она достала его своими отчаянными просьбами, что и этот бессовестный человек пошел ей навстречу, только бы отвязалась. И Господь заканчивает: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя медлит защищать их»? Апостолы Христовы именно день и ночь вопияли к Богу. Но чтобы их молитвы были услышаны, – они еще и постоянно испытывали свои сердца, чтобы в них не было «ни заблуждения, ни нечистых помыслов, ни лукавства», «ни слов ласкательства», «ни видов корысти», ни искания «славы человеческой». Господь обращается к тем, кто считает Его своим Отцом. Если сын попросит хлеба, неужели отец даст камень? Если попросит рыбы, неужели даст змею? Если попросит яйцо, неужели даст скорпиона? Ну, а если сын попросит змею или скорпиона, не зная, какой яд кроется в них? Если попросит камень, думая, что это и есть хлеб?..

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Откр.8:2 И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом. Под этими семью ангелами можно разуметь определённых высших семь ангелов, предстоящих перед Богом и несущих особые служения. Так мы читаем и о особых «семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святого» ( Тов. 12:15 ). Возможно, что это те семь архангелов, о которых писали святые отцы (3,1). Служение этих семи ангелов означено тем, что дано им семь труб. Трубы употреблялись в древности и для сигнала к сражению ( Нав. 6:4 ), и как звуки торжества и победы ( Пс. 46:6; 80:4 ; 1Пар. 15:24 ). В нашем случае через эти семь труб семи ангелов возвещается суд Божий над грешным миром, они как сигналы к последующим явлениям. Как бы говорит Господь: «Трубу к устам твоим! Как орел налетит на дом Господень за то, что они нарушили завет Мой и преступили закон Мой» ( Ос. 8:1 ). Предупреждал Христос, что «пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» ( Мф. 24:31 ). Писал апостол Павел, «что Сам Господь при возвещении при гласе Архангела, и трубе Божией, сойдет с неба» ( 1Сол. 4:16 ). Так здесь после «семерки» печатей начинается «семерка» труб. Как семь печатей делились на четыре (четыре всадника) и три, так и здесь подобны казни первых четырех труб и последних трех («три горя»). Неверно толкование, что «семь печатей», «семь труб» и «семь чаш» – это три периода великой скорби, которая будет после семи периодов истории («семь посланий»). Уже было показано, что неверно понимание «семи посланий» как семи периодов истории. И дальше речь не о периодах. Это видно хотя бы из рассмотрения снятия семи печатей: апостольская проповедь, голод, гонения, которые были даже вообще не во время великой скорби. А значит «семь печатей» никак не есть один из периодов великой скорби. Откр.8:3 И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Посмотрим, нельзя ли найти у него ещё каких-нибудь ценных подробностей. 3. Чтения Прежде всего именно с Павла идёт традиция чтения в Церкви апостольских посланий (до этого, очевидно, читали только пророчества). Павел уже в первом своём письме к Фессалоникийцам (51 г.) просит: «Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братьям» ( 1Сол.5:27 ). К Колосянам: «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы». ( Кол.4:16 ). 4. Гимнография Далее Павел отмечает, что в его Церквах уже развивается какая-то гимнография: «...научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями; во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» – пишет он ( Кол.3:16 ) – «Назидая самих себя псалмами и славословием и песнопениями духовными»(Эф. 5:19). Понятно, что пели псалмы по иудейскому обычаю. В Евангелии от Матфея сказано, что сразу после Тайной вечери апостолы (а может быть и Сам Христос) «воспевши пошли на гору Елеонскую» ( Мф.25:30 ). Павел пишет коринфянам: «Когда вы сходитесь, у каждого из вас есть псалом ...» ( 1Кор.14:26 ). Но что такое – «славословие» и «духовные песни»? Своему ученику Тимофею, поставленному во главе Эфесской Церкви, Павел пишет: «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков...» ( 1Тим.2:1 ). Вероятно, это и есть «славословия» в широком смысле. (При этом я не исключаю и славословия в узко-специальном смысле, т.е. ангельского гимна: «Слава в вышних Богу...» хотя предание относит его к началу II века). Нет сомнения, что уже апостолы читали молитву «Отче наш». А если мы учтём, что у первохристианских писателей «хлеб наш насущный» – это хлеб евхаристический, то можно предположить, что молитва Господня читалась во время хлебопреломления. Другие «молитвы» были, очевидно, спонтанными, ибо сказано, что они рождались «в сердцах... Господу». Иудеи читали свои молитвы особым образом, слегка нараспев (т.н. лага) – очевидно, этот обычай перешёл и к апостольским общинам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слова «в том истинно любовь Божия совершилась» означают, что совершение любви в жизни человека и осуществляется, когда он стремится исполнить волю Возлюбившего его, волю Возлюбленного (то есть Его Святой Закон). В противном случае Любовь Божия еще не совершилась в жизни человека, он только пользуется Божиим милосердием, которым только и может жить кающийся грешник. Совершение Любви Божией в его жизни осуществится только тогда, когда он ответит на нее согласием не грешить, то есть исполнять святые Божии Заповеди. Когда я говорю себе: не пьянствуй, не блуди, не клевещи, не доноси… – тогда, и только тогда, Закон Божий становиться мерилом моей любви к Богу, и я вижу ее присутствие где-то на самом дне моей души, но не нахожу и не вижу ее в своей собственной жизни. Тогда я и начинаю плакать пред Богом и взывать вместе с царем Давидом: «Из глубины взываю к Тебе, Господи. Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих. Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, –Господи! кто устоит?» ( Пс.129:1–3 ). Внутренним слухом в минуту отчаяния, наступившего после горького похмелья греха, слышу плачущего блаженного Павла, восклицающего к Тебе: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» ( Рим.7:24–25 ). Царь Давид (помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его!), будучи мужем по сердцу Бога, воспевал волю Божию, восклицая: «Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем» ( Пс.118:97 ); и еще: «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю» ( Пс.118:113 ). Как и сказано в Книге Иисуса, сына Сирахова: «Боящиеся Господа будут искать благоволения Его, и любящие Его насытятся законом» ( Сир.2:16 ). Вот почему общение только с милосердием Божьим не приводит нас к свершению Любви Божьей в нашей жизни, так как совершенно ответить на Божественное милосердие может тот, кто проявит стремление к святости и праведности. Сказано: «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это…» ( 1Сол.4:3–6 ). И сердце отвечает на эти слова: Боже! Лучше впасть в Твои мстящие руки, чем биться всю жизнь головою, как об стену, о равнодушие гордых людей, подсматривающих, хихикающих и радостно кривляющихся, видя падение моей души. Где же мы можем найти выход из создавшегося экзистенциального противоречия нашей жизни: мы хотим любить Бога, но не соблюдаем заповедей Его; мы хотим любить ближнего, и предаем его, отравляя его жизнь горьким разочарованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Таким образом, действительная сила спасения состоит не в том, чтобы не делать зла, но в том, чтобы (самим мужественно) терпеть зло. И не сказал: «которое совершаем» (действующем), но: «которое совершается» ( «действующемся»), показывая тем, что наряду с их собственным рвением много совершила и благодать, действующая в них. «И надежда наша о вас тверда» ( «И упование наше известно о вас») ( 2Кор.1:7 ). То есть, хотя вы терпите и бесчисленные бедствия, однако мы уверены, что вы не отпадете даже и тогда, когда вас будут гнать. Мы не только не имеем подозрения, чтобы вы смутились нашими страданиями, но и уповаем, что вы пребудете тверды и тогда, когда сами подвергнетесь опасностям. Видишь, какой плод принесло в них первое послание (Павла)! Здесь же он гораздо более восхвалил их, нежели сколько в первом послании хвалил и превозносил македонян. За тех он опасался, и потому говорил: " и послали к вам Тимофея,... чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей, чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено» ( " послахом к вам Тимофеа,... утвердити вас и утешити в вере, яко ни единому смущатися в скорбех сих: сами бо весте яко на сие истое учинени есмы»). И опять: «посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш» («сего ради и аз ктому не терпя, послах разумети веру вашу, да не како искусил вы искушаяй, и вотще будет труд наш») ( 1Сол.3:2–3, 5 ). О коринфянах же ничего подобного не говорит, а напротив, пишет: «И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении» («упование наше известно о вас. Аще ли утешаемся, о вашем утешении и спасении: ведящи, зане якоже общницы есте страстем, такожде и утешению»). Что ради них апостолы терпели скорби, это уже показал он выше, когда сказал: «скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения» («аще ли же скорбим, о вашем утешении и спасении»), а теперь хочет показать, что (апостолы) и утешались для них же.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Характеризуя деятельность его в мире, Апостолы называют ее деятельностию льстивого. Он есть, по учению апостола Иоанна, древний змий, обольщающий всю вселенную ( Откр.12:9 ). Для больших удобств к достижению своих целей, он принимает иногда вид Ангела света ( 2Кор.11:14 ). Он возбуждает в людях нечестивые мысли и пожелания. Для чего, говорит апостол Петр Анании, ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли ( Деян.5:3 )? Он действует иногда и на самое тело, производя в нем физические страдания. Дано мне, говорит апостол Павел, жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился ( 2Кор.12:7 ). Вообще, он ходит, как лев рыкающий, ища, кого поглотить ( 1Пет.5:8 ). На этом основании, все, что есть только в мире злого, есть, по учению Апостолов, его дело. Ему усвояется ослепление всех тех, которые не принимают Евангелие ( 2Кор.4:4 ). Его детьми называются все те, которые не делают правды и не любят брата своего ( 1Ин.3:10 ). Даже обстоятельства, воспрепятствовавшие апостолу Павлу посетить Солунян, признаются совершившимися под его влиянием ( 1Сол.2:18 ) Нельзя, впрочем, сказать, что сила его есть сила непреоборимая. Нет, ей всегда можно противостоять, при некотором внимательном к себе отношении, или, что то же – бодрствовании над собой. Трезвитесь, бодрствуйте, говорит апостол Петр, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( 1Пет.5:8 ). В чем должно состоять это бодрствование и при посредстве чего христианин может противостоять козням диавольским, о том находим у апостола Павла следующее наставление. Станьте, говорит, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие ( Еф.6:14–17 ). Окончательная, впрочем, победа над ним будет только при конце мира. Он ввержен будет тогда в озеро огненное и серное и будет мучиться день и ночь во веки веков ( Откр.20:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

– Это благоприятное время и этот день спасения продолжается с той эпохи, как единородный Сын Божий, восприняв естество человеческое, совершил на земле искупление рода человеческого, примирил мир с Богом и открыл человекам вход в обители небесные. А для Коринфян настало это благоприятное время, этот день спасения с того дня, как им возвещено благовестие о спасении чрез веру в Иисуса Христа, и открылась возможность идти путем спасения, последуя Евангельскому учению. Это благоприятное время, по отношению ко всей Церкви Христовой, есть все то время, которое прошло и пройдет с того времени, как совершилось искупление рода человеческого чрез Иисуса Христа, и до скончания мира; а по отношению к каждому человеку, есть время его жизни в недрах православной Церкви Христовой; и, если христианин постоянно и усердно заботится о своем спасении, то должен почитать благоприятным временем для своего спасения – всякую настоящую минуту, которою надобно пользоваться для своего спасения без промедления, не отлагая до будущего времени, которое не в наших руках, и о котором мы не знаем, дано ли будет оно нам. Так Господь заповедал Своим ученикам: бдите убо, яко не весте дне, ни часа, в онеже Сын человеческий приидет ( Мф.25:13 ). 3. Ни едино ни в чемже дающе претыкание, да служение беспорочно будет. «Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение». Начиная с этих слов и до конца ныне слышанного вами чтения из Апостола (ст. 3 – 10), св. Павел раскрывает, как он и его сотрудники споспешествуют (ст. 1) спасению Коринфян, исполняя свое служение пред Богом (ст. 4), и в своих делах показывает Коринфянам пример того, как и они должны поступать, заботясь о своем спасении и о спасении своих ближних; потому что все верующие в Иисуса Христа должны служить Богу всеми силами, во славу имени Его, и также должны все заботиться о спасении ближних, как пишет святый Павел в послании к Римлянам: кийждо вас ближнему да угождает во благое к созиданию ( Рим.15:2 ). И в другом послании говорит: утешайте друг друга, и созидайте кийждо ближняго, якоже и творите ( 1Сол.5:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Это наглые ругатели, поступающее по собственным своим похотям ( 2Пет. 3:3 ). А когда вопреки им люди станут ссылаться на появление предречённых в Писании признаков второго пришествия Иисуса Христа, они будут нагло отвергать их значение и говорить: Где обетование Его пришествия? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остаётся так же ( 2Пет. 3:4 ). Люди станут указывать им на войны, глады, мор и землетрясения, а также и на развращение нравов, но они ответят: так всегда бывало и всегда будет. Как люди, отделяющее себя от единства веры, душевные, не имеющее духа ( Иуд. 1:19 ), они будут иметь глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат ( Ис. 29:10 ; Втор. 29:4 ; Рим. 11:8 ). Несмотря на ужасные бедствия, равнодушно ко всему относясь и не замечая всеобщего развращения нравов, а то и прямо сочувствуя ему, они будут говорить: мир и безопасность, тогда, когда внезапно постигнет их пагуба ( 1Сол. 5:2–3 ). Без сомнения, их бесчувственность и беспечность от них сообщатся многим другим, а дерзкая проповедь отрицания и неверия таких наглых ругателей не менее отторгнет людей от веры в Бога и Христа, чем вкрадчивая, льстивая, притворно-набожная речь лжехристов. Учение и деятельность лжехристов и безбожников и будут главными и первыми источниками распространения безнравственности, лжеверия, нечестия, анти-христианства и положительного безбожия в самом начале „последних времён”. Но можно также предполагать, что большие успехи лже-мессианской и безбожной деятельности и учений этих предшественников антихриста (они многих прельстят) в значительной мере будут зависеть от того, что они найдут в состоянии умов и в направлении жизни тогдашнего человечества подходящую себе почву. А эта почва, в свою очередь, будет подготовлена предшествующим ходом истории человечества, постепенным накоплением в человечестве зла и усиленной деятельности сатаны, который, в предчувствии и ожидании скорого конца своего владычества на земле и окончательного осуждения ( Иуд. 1:6 ), с особенной и страшной яростью направит свои злые ковы против верующих в Бога и, особенно, против христиан ( Откр. 12:12–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   СТАВРОФИЛА. Это прекрасное сравнение! Но умоляю тебя, вразуми меня: если так необходима молитва крестоносцу, то о чем особенно должно мне молиться?    АНГЕЛ. Будешь ли молиться об избавлении от креста, или облегчения его, молись не иным каким-либо образом, а так, как молился в вертограде Гефсиманском Сам Господь, поучая вас и словом и делом. Взывай: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39). И еще: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое» (Пс.61:2). «А какая, Господи, будет воля на небе, так да сотворит!» (1Мак. 3:60). Те, кои желают собирать изобильные плоды креста, должны иметь сердце мужественное и на все готовое, и за все благодарить и прославлять Господа, как заповедует Апостол: «о всем благодарите» (1Сол.5:18); и опять «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Римл. 8:18). Глава 14. Должно радоваться о кресте («Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь» (1Петр. 4:13)).    Ставрофила, думая, что слышала от Ангела уже последнее поучение, ничего более не опрашивала. Но он сказал ей: «ты еще не достигла конца, Ставрофила, прежде я говорил тебе, чтобы ты имела крест как бы лук; а теперь буду поучать тебя, чтобы ты имела крест, как бы гусли или псалтирь, да научишься «петь имени Господа Вышнего на десятиструнном и псалтири, с песнью на гуслях» (Пс.91:2, 4)».    СТАВРОФИЛА. И здесь опять принуждена я сознаться в своем неведении. Не разумею сказанного тобою.    АНГЕЛ. Слушай! Петь, значит быть в благодушии и радоваться. Когда ты страдаешь от скорбей, искушений и соблазнов на земле, то страдаешь от того, что ты грешная и смертная, и поэтому самому в жизни своей должна понести назначенную тебе долю скорбей. Если ты их терпеливо и благодушно переносишь, то как бы поешь, бряцая на гуслях. Звук этот пресладкий; ибо всякое терпение приятно Богу. А если в скорбях изнемогаешь, то ты сокрушаешь гусли. Опять, когда ты испытываешь недоуменения, душевную тугу и мрачность, видя себя как бы оставленною от Бога, и однако стараешься с благодушием переносить это, и в этом кресте хвалишь и благословляешь Бога: то ты поешь Господу в Псалтири десятоструннем, движешь струнами в сердце твоем и доброгласным звуком их услаждаешь слух Божий. А если истязуешь дела Божии, говоря: зачем то, зачем другое; не следовало так быть, это не хорошо сделано; где же промысл Божий; то ты нарушаешь свое «аллилуиа», и сокрушаешь свою Псалтирь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Братия! В заключение беседы предлагаю апостольское учение. Внимайте и последуйте ему. Трезвитеся, бодрствуйте: зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити ( 1Пет.5:8 ). Ибо вы сами достоверно знаете, — пишет апостол Павел, — что день Господень так придёт, как тать в ночи. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность!», тогда постигнет их внезапная пагуба… Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ниже тьмы. Итак, да не спим, как и прочие, но да бодрствуем и трезвимся. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сыны дня, да трезвимся, облекшись бронёю веры и любви и шлемом надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения Господом нашим Ииусом Христом,умершим за нас, чтобы мы вместе с Ним жили (ср.: 1Сол.5:2–10 ). Ему Спасителю и Богу нашему слава, честь и поклонение, с превечным Его Отцем и Всесвятым Духом, во веки веков. Аминь. Приложение 16. Православные Общества и Согласия трезвости, действующие на территории России В списке представлены координаты субъектов трезвенного просвещения , ведущих активную деятельность в сотрудничестве с Иоанно-Предтеченским братством «Трезвение» и Координационным центром по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. 1. Абакан. Группа «Трезвение» при храме во имя св. князя Владимира; 8 (923) 217–72–10; yuriyjatkin@mail.ru 2. Архангельск. Общество трезвости при храме во имя св. блгв. вел. князя Александра Невского; 8 (953) 934–35–17; afhxram@gmail.com 3. Белгород. Согласие трезвости при храме в честь иконы Богородицы «Неупиваемая Чаша» при Областном наркологическом диспансере; 8 (910) 320–80–72; ot.ioann@yandex.ru 4. Бурятия, г. Кяхта. Общество трезвости при храме в честь Успения Пресвятой Богородицы; 8 (914) 844–92–14; protolegma@mail.ru 5. Великий Новгород. Межприходское общество трезвости при храме в честь свв. блгвв. князей Бориса и Глеба;

http://azbyka.ru/zdorovie/prihodskaja-sh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010