Все это и подало Апостолу повод написать Солунянам послание, чтобы преподать им должное ободрение, утешение, вразумление по поводу заблуждений и пороков, а вместе с тем оправдать свое достоинство от несправедливых нареканий вражиих и вообще не прекращать своего необходимого руководственного воздействия на них. Послание было написано в присутствии Силуана и Тимофея и как-бы вместе и от лица их ( 1Сол. 1:1 . Ср. 5:25), около 53 г., из Коринфа, куда пришли к нему из Македонии Тимофей и Силуан, который после того уже не был при Павле ( Деян. 18:5 ) 2 . Содержание послания и его характер Содержание послания вполне соответствует цели и задаче его, определенным теми обстоятельствами, в которых находилась Солунская церковь того времени. После приветствия, Апостол воспоминает все события, бывшие с ним с того времени, как он явился к ним, причем в светлых чертах изображает состояние церкви Солунской (гл. 1), свое отрадное пребывание у них (гл. 2) и те его заботы, которыми жила душа его (3 гл.). В частности он писал: «непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и упования на Господа, ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, всегда благодарю Бога за всех вас»... «Вы потерпели от своих единоплеменников, и нас изгнали те (Иудеи), которые убили Господа, не угождают Богу и всем противятся». «Мы послали Тимофея к вам. Когда пришел он и принес добрую весть о вере вашей, мы утешились, день и ночь молясь, чтобы утвердились сердца ваши». Все это составляет часть историческую. В следующей (догматическо-нравственной) части Апостол разъясняет учение о воскресении мертвых и потом преподает разные нравственные правила (гл. 4 и 5), выражая в заключении разные благожелания. О воскресении мертвых Апостол писал: «яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершия в Иисусе приведет с Ним»... «Мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предварим умерших. Сам Господь, при гласе Архангелове и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищени будем на облаках на воздух, в сретение Господу, и таким образом всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами» (4:13–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Когда Божественный Основатель новозаветной Церкви Божией накануне Своей крестной смерти прощался со Своими избранными учениками, то в Своей первосвященнической молитве к Богу, Отцу Своему небесному Он молился обо всех верующих в Него: да будут все едино : как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, говорил Спаситель, так и они да будут в Нас едино (Ев. Ин.17:21 ). В этой молитве Богочеловека, Первосвященника и Ходатая Нового Завета, указывается высшая, конечная цель жизни на земле всех верующих во Христа, составляющих Его Церковь . Цель эта состоит в том, чтобы ученики Христа, подражая в своей земной жизни Богу, деятельным исполнением воли Божией стремились к почести вышняго звания Божия во Христе Иисусе ( Флп.3:14 ), к Богоуподоблению, к живому, духовному, вечному единению с Богом Отцом и Его Сыном, Спасителем рода человеческого, Иисусом Христом. Соответственно этому единству конечной цели земной жизни христиан в новозаветном учении определяется весь тот характер, которым должна быть проникнута вся земная жизнь их, и весь тот строй, которым она должна отличаться. Жизнь христианская на земле должна носить в себе один характер, должна отражать в себе один строй. Она должна быть проникнута одним духом, должна идти по одному и тому же пути, пользоваться одними и теми же средствами для устроения себя, утверждаться и созидаться на одних и тех же основах, ибо у всех верующих во Христа один Отец, Который на небесах, один Учитель, один Наставник, Христос ( Мф.23:8, 9 и 10). Все христиане имеют одного Законодателя и Судию ( Иак.4:12 ). Все они одним Духом крестились в одно тело, и все напоены одним Духом ( 1Кор.12:13 ). У всех их один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф.4:5 ), один и Посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус ( 1Тим.2:5 ), один Первосвященник, пребывающий вечно ( Евр.9:24 ), Который принес одну жертву за грехи ( Евр.10:12 ) и этим одним приношением жертвы Он навсегда сделал совершенными освящаемых ею (14). Состоя в таком союзе духовного единения и взаимного общения, оживляемые Духом Божиим ( 1Кор.6:19 ), призванные к вечному, духовному общению с Богом, верующие во Христа образуют из себя одно великое царство Божие ( 1Сол.2:12 ), одну, великую семью детей Божиих возлюбленных ( Ин.1:12 ; Еф.5:1 ), одно великое общество братьев ( Мф.23:8 ), одно духовное тело во Христе, а во взаимном отношении друг к другу они суть члены одного тела ( Рим.12:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

а) Нравственна цель брака – избежание блудодеяния ( 1Кор. 7:1 ). «А о чем вы писали ко мне (т. е. вступать или не вступать в брак), то хорошо человеку не касаться женщин». Апостол ясно дает видеть, что пишет ответы на то, о чем Коринфянами были предложены вопросы (Феодорит). Итак, Апостол прямо говорит, что состояние девственности с ее чистотой душевной и телесной есть высшее для человека состояние в нравственном отношении. 1Кор. 7:2 . «Но во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа». Это ли единственная цель брака? Нет, он имеет еще и другую высшую цель, именно ту, чтобы с умножением рода человеческого умножались и члены церкви Божией на земле; но поскольку Апостол для Коринфян имеет в виду сказать, главным образом, об опасностях безбрачного состояния в нравственном отношении, то и говорить он для них о браке, только как о способе избежать этих опасностей. «Самой причиной дозволения брака он побуждает и брачных к воздержанию» (Св. Златоуст). б) Состоящие в браке не должны уклоняться друг от друга ( 1Кор. 7:3–7 ). «Муж оказывай жене должное благорасположение (супружескую верность. Феодорит); подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж 50 , равно и муж не властен над своим телом, но жена» ( 1Кор. 7:3, 4 ). Св. Златоуст обращает здесь внимание на то, что мужа, преимуществующего пред женой во многих других отношениях, Апостол совершенно уравнивает с женой в заповеди о целомудрии: «здесь и тот и другая имеют совершенно одинаковую власть, ни более, ни менее. Муж своим телом не владеет, равно как и жена, – совершенное равенство, и никакого преимущества!» 1Кор. 7:5 . «Не уклоняйтесь друг от друга, разве – по согласию, на время 51 , для упражнения в посте и молитве». Апостол здесь разумеет, очевидно, не вообще молитву, а более или менее продолжительные периоды молитвенные в соединении с постом (например, во время говения), или, как толкует Св. Златоуст, «молитву, совершаемую с особенным тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запрещал молиться, то как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве» ( 1Сол. 5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Изъясняя эти слова апостола, святитель Иоанн Златоуст пишет: “Подобно тому, как огонь, когда только приближается, еще прежде пришествия своего приводит в оцепенение и уничтожает малых животных, которые даже вдали находятся; так точно и Христос, одним своим повелением и пришествием убьет антихриста. Довольно только того, что Он явится, – и все это погибнет”. Когда все это будет, неизвестно. Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти ( Деян.1:7 ), – сказал Иисус Христос Своим ученикам, когда они вопросили Его о наступлении последнего времени. В другой раз о времени Своего второго пришествия Господь сказал апостолам: О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один ( Мф.24:36 ). Так же учили о неизвестности времени второго пришествия и апостолы: Придет же день Господень, как тать ночью ( 2Пет.3:10 ). Апостол Павел писал, что нет нужды писать о времени пришествия Христова, потому что оно неизвестно: День Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: “мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут ( 1Сол.5:2-3 ). Поэтому-то Спаситель внушал ученикам Своим, а в лице их и всем верующим всех времен всегда бодрствовать духом в ожидании Его пришествия, чтобы страшный день не застал кого-либо неготовым: Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет ( Мф.24:42 ). Но если Священное Писание не открывает нам времени второго пришествия Христова, то оно ясно изображает образ этого пришествия. Увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою ( Мф.24:30 ). Так говорит Сам Сын Божий о Своем славном втором пришествии: Придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими ( Мф.16:27 ). Этому будет предшествовать явление на небе знамения Креста Христова. При взоре на это знамение и на Сына Божия, грядущего с небес со славою судить живых и мертвых, восплачутся все племена земные ( Мф.24:30 ),потому что времени для покаяния и, тем более, принесения благих плодов его уже не будет.

http://azbyka.ru/apokalipsis/apokalipsis...

Лк.11:9–13 1Сол.2:1–8 Господь говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Но «всякий» как раз мог бы привести много примеров, когда его прошения исполнены не были. Апостол Иаков объясняет: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» ( Иак.4:3 ). И в Евангелии есть указания, какие прошения похвальны и будут непременно удовлетворены. «Положим, – говорит Господь, – что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: «друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги пришел ко мне, и мне нечего предложить ему». Он пришел не потому, что ночью вдруг захотел есть. Ему надо исполнить священный, заповеданный Богом закон гостеприимства. И он будет стоять и просить, не смущаясь ни отказами, ни укоризненными словами. И если его просьбу не исполнят сразу, то все равно исполнят «по неотступности его» ( Лк.11:5–8 ). И другой пример. Евангелист Лука рассказывает про вдову, как она, загнанная в угол своими обидчиками, просила защиты у судьи, который так прямо и говорил о себе: «я и Бога не боюсь, и людей не стыжусь» ( Лк.18:3–7 ). Но так уж она достала его своими отчаянными просьбами, что и этот бессовестный человек пошел ей навстречу, только бы отвязалась. И Господь заканчивает: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя медлит защищать их»? Апостолы Христовы именно день и ночь вопияли к Богу. Но чтобы их молитвы были услышаны, – они еще и постоянно испытывали свои сердца, чтобы в них не было «ни заблуждения, ни нечистых помыслов, ни лукавства», «ни слов ласкательства», «ни видов корысти», ни искания «славы человеческой». Господь обращается к тем, кто считает Его своим Отцом. Если сын попросит хлеба, неужели отец даст камень? Если попросит рыбы, неужели даст змею? Если попросит яйцо, неужели даст скорпиона? Ну, а если сын попросит змею или скорпиона, не зная, какой яд кроется в них? Если попросит камень, думая, что это и есть хлеб?..

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Посмотрим, нельзя ли найти у него ещё каких-нибудь ценных подробностей. 3. Чтения Прежде всего именно с Павла идёт традиция чтения в Церкви апостольских посланий (до этого, очевидно, читали только пророчества). Павел уже в первом своём письме к Фессалоникийцам (51 г.) просит: «Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братьям» ( 1Сол.5:27 ). К Колосянам: «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы». ( Кол.4:16 ). 4. Гимнография Далее Павел отмечает, что в его Церквах уже развивается какая-то гимнография: «...научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями; во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» – пишет он ( Кол.3:16 ) – «Назидая самих себя псалмами и славословием и песнопениями духовными»(Эф. 5:19). Понятно, что пели псалмы по иудейскому обычаю. В Евангелии от Матфея сказано, что сразу после Тайной вечери апостолы (а может быть и Сам Христос) «воспевши пошли на гору Елеонскую» ( Мф.25:30 ). Павел пишет коринфянам: «Когда вы сходитесь, у каждого из вас есть псалом ...» ( 1Кор.14:26 ). Но что такое – «славословие» и «духовные песни»? Своему ученику Тимофею, поставленному во главе Эфесской Церкви, Павел пишет: «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков...» ( 1Тим.2:1 ). Вероятно, это и есть «славословия» в широком смысле. (При этом я не исключаю и славословия в узко-специальном смысле, т.е. ангельского гимна: «Слава в вышних Богу...» хотя предание относит его к началу II века). Нет сомнения, что уже апостолы читали молитву «Отче наш». А если мы учтём, что у первохристианских писателей «хлеб наш насущный» – это хлеб евхаристический, то можно предположить, что молитва Господня читалась во время хлебопреломления. Другие «молитвы» были, очевидно, спонтанными, ибо сказано, что они рождались «в сердцах... Господу». Иудеи читали свои молитвы особым образом, слегка нараспев (т.н. лага) – очевидно, этот обычай перешёл и к апостольским общинам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слова «в том истинно любовь Божия совершилась» означают, что совершение любви в жизни человека и осуществляется, когда он стремится исполнить волю Возлюбившего его, волю Возлюбленного (то есть Его Святой Закон). В противном случае Любовь Божия еще не совершилась в жизни человека, он только пользуется Божиим милосердием, которым только и может жить кающийся грешник. Совершение Любви Божией в его жизни осуществится только тогда, когда он ответит на нее согласием не грешить, то есть исполнять святые Божии Заповеди. Когда я говорю себе: не пьянствуй, не блуди, не клевещи, не доноси… – тогда, и только тогда, Закон Божий становиться мерилом моей любви к Богу, и я вижу ее присутствие где-то на самом дне моей души, но не нахожу и не вижу ее в своей собственной жизни. Тогда я и начинаю плакать пред Богом и взывать вместе с царем Давидом: «Из глубины взываю к Тебе, Господи. Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих. Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, –Господи! кто устоит?» ( Пс.129:1–3 ). Внутренним слухом в минуту отчаяния, наступившего после горького похмелья греха, слышу плачущего блаженного Павла, восклицающего к Тебе: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» ( Рим.7:24–25 ). Царь Давид (помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его!), будучи мужем по сердцу Бога, воспевал волю Божию, восклицая: «Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем» ( Пс.118:97 ); и еще: «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю» ( Пс.118:113 ). Как и сказано в Книге Иисуса, сына Сирахова: «Боящиеся Господа будут искать благоволения Его, и любящие Его насытятся законом» ( Сир.2:16 ). Вот почему общение только с милосердием Божьим не приводит нас к свершению Любви Божьей в нашей жизни, так как совершенно ответить на Божественное милосердие может тот, кто проявит стремление к святости и праведности. Сказано: «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это…» ( 1Сол.4:3–6 ). И сердце отвечает на эти слова: Боже! Лучше впасть в Твои мстящие руки, чем биться всю жизнь головою, как об стену, о равнодушие гордых людей, подсматривающих, хихикающих и радостно кривляющихся, видя падение моей души. Где же мы можем найти выход из создавшегося экзистенциального противоречия нашей жизни: мы хотим любить Бога, но не соблюдаем заповедей Его; мы хотим любить ближнего, и предаем его, отравляя его жизнь горьким разочарованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Таким образом, действительная сила спасения состоит не в том, чтобы не делать зла, но в том, чтобы (самим мужественно) терпеть зло. И не сказал: «которое совершаем» (действующем), но: «которое совершается» ( «действующемся»), показывая тем, что наряду с их собственным рвением много совершила и благодать, действующая в них. «И надежда наша о вас тверда» ( «И упование наше известно о вас») ( 2Кор.1:7 ). То есть, хотя вы терпите и бесчисленные бедствия, однако мы уверены, что вы не отпадете даже и тогда, когда вас будут гнать. Мы не только не имеем подозрения, чтобы вы смутились нашими страданиями, но и уповаем, что вы пребудете тверды и тогда, когда сами подвергнетесь опасностям. Видишь, какой плод принесло в них первое послание (Павла)! Здесь же он гораздо более восхвалил их, нежели сколько в первом послании хвалил и превозносил македонян. За тех он опасался, и потому говорил: " и послали к вам Тимофея,... чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей, чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено» ( " послахом к вам Тимофеа,... утвердити вас и утешити в вере, яко ни единому смущатися в скорбех сих: сами бо весте яко на сие истое учинени есмы»). И опять: «посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш» («сего ради и аз ктому не терпя, послах разумети веру вашу, да не како искусил вы искушаяй, и вотще будет труд наш») ( 1Сол.3:2–3, 5 ). О коринфянах же ничего подобного не говорит, а напротив, пишет: «И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, утешаемся для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении» («упование наше известно о вас. Аще ли утешаемся, о вашем утешении и спасении: ведящи, зане якоже общницы есте страстем, такожде и утешению»). Что ради них апостолы терпели скорби, это уже показал он выше, когда сказал: «скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения» («аще ли же скорбим, о вашем утешении и спасении»), а теперь хочет показать, что (апостолы) и утешались для них же.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

– Это благоприятное время и этот день спасения продолжается с той эпохи, как единородный Сын Божий, восприняв естество человеческое, совершил на земле искупление рода человеческого, примирил мир с Богом и открыл человекам вход в обители небесные. А для Коринфян настало это благоприятное время, этот день спасения с того дня, как им возвещено благовестие о спасении чрез веру в Иисуса Христа, и открылась возможность идти путем спасения, последуя Евангельскому учению. Это благоприятное время, по отношению ко всей Церкви Христовой, есть все то время, которое прошло и пройдет с того времени, как совершилось искупление рода человеческого чрез Иисуса Христа, и до скончания мира; а по отношению к каждому человеку, есть время его жизни в недрах православной Церкви Христовой; и, если христианин постоянно и усердно заботится о своем спасении, то должен почитать благоприятным временем для своего спасения – всякую настоящую минуту, которою надобно пользоваться для своего спасения без промедления, не отлагая до будущего времени, которое не в наших руках, и о котором мы не знаем, дано ли будет оно нам. Так Господь заповедал Своим ученикам: бдите убо, яко не весте дне, ни часа, в онеже Сын человеческий приидет ( Мф.25:13 ). 3. Ни едино ни в чемже дающе претыкание, да служение беспорочно будет. «Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение». Начиная с этих слов и до конца ныне слышанного вами чтения из Апостола (ст. 3 – 10), св. Павел раскрывает, как он и его сотрудники споспешествуют (ст. 1) спасению Коринфян, исполняя свое служение пред Богом (ст. 4), и в своих делах показывает Коринфянам пример того, как и они должны поступать, заботясь о своем спасении и о спасении своих ближних; потому что все верующие в Иисуса Христа должны служить Богу всеми силами, во славу имени Его, и также должны все заботиться о спасении ближних, как пишет святый Павел в послании к Римлянам: кийждо вас ближнему да угождает во благое к созиданию ( Рим.15:2 ). И в другом послании говорит: утешайте друг друга, и созидайте кийждо ближняго, якоже и творите ( 1Сол.5:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Например: «кто получил дар слова и учения для пользы других и не пользуется им, тот погубляет самый дар. Напротив, тот усугубляет его, кто радит о нем, между тем как тот теряет и то, что получил; поскольку не упражняясь и не заботясь умножать дарование, теряет его, хотя, по-видимому, и имеет его, ибо погубил его своею леностью и небрежением» (Феофил.). «Итак, никто не должен говорить: я имею один талант, и ничего не могу сделать. Можешь и с одним быть благотворителем. Ты не беднее той вдовицы, не ниже по званию Петра и Иоанна, которые были из простого народа и необразованные... Потому-то Бог дал нам и дар слова, и руки, и ноги, и крепость телесную, и ум, и разумение, дабы все это употребляли мы для собственного нашего спасения, для пользы ближнего» (Злат.). – «А негодного раба» и пр.: см. прим. к Мф.8:12 . Итак, по смыслу притчи: 1) все рабы Божии, все христиане получают от Бога разные дары и блага, и не в одинаковой мере; 2) их обязанность употреблять сии дары и блага во благо себе и другим, во славу Божию; 3) потому, что кто как употреблял их, так и будет судим в пришествии Христовом: употребившие во благо будут награждены, не употребившие – наказаны. Мф.25:31 . Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, «Когда же придет Сын Человеческий»: речь о втором славном и страшном пришествии Господа на всемирный суд при конце мира. – «Во славе своей»: в своем прославленном теле, с величием и славою, каковая подобает Ему, как Царю всей вселенной ( Деян.1:11 ; Еф.1:20–22 ; 1Сол.4:16 ; 1Кор.15:24–52 ). – «Все святые Ангелы с Ним»: и все Ангелы, и все народы – какое великолепное зрелище, какой страх для грешников, имеющих быть осужденными, и какая слава для оправданных пред лицом всего мира, Ангелов и человеков! – «Сядет на престоле славы»: на славном престоле. Выражение означает, что Господь явится, как царь и судья вселенной. Образ взят с обыкновения царей восседать на особенном троне в особенно важных и чрезвычайных случаях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010