Апостол знал, что ему не грозит смерть ( Флп.1:25 ), и потому мог разуметь здесь временное спасение. Он знал также, что данное им проповеди движение не повредит делу евангелия ( Флп.1:20 ), а потому мог разуметь здесь и спасение вечное. Думаем, что Апостол выразился здесь вообще ες σωτηραν, – во благо, а не более определенно, именно, потому, что разумел то и другое спасение. Неосновательно понимать ες σωτηραν, как победу над врагами 181 ad salutem multorum hominum 182 . Δι τς μν δεσεως (Ср. Рим.15:30–31 ; 2Кор.1:11 ; 2Фес.3:12 ; Флм.22 ). Сказанное – не одни слова, а выражение искреннего убеждения в необходимости общей, взаимной молитвы. В царстве благодати как все тело Христовой церкви получает приращение посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, так и каждый член, не исключая самых важнейших, возрастает тоже при воспомоществующем соприкосновении и соразмерном содействии других членов ( Еф.4:16 ; 1Кор.12 ) 183 . “Ибо все верные, по всему миру рассеянные, суть едино духовное тело, едину преблагословенную Главу имеющие – Христа, и единым Духом Божиим просвещаемые и наставляемые. Убо, как духовные уды, едино духовное тело составляющие, должны друг другу помогать молитвою” 184 . Κα πιχορηγας το πνεματος ησο Χριστο. Содействие Духа Иисуса Христа есть второе ручательство, что все сбудется во благо ему. Не о том говорит, что Дух Иисуса Христа будет ему подан, а о том, что этот Дух подаст ему, вместе с молитвой верных, что все сбудется ему во спасение 185 . Эту уверенность и выражает здесь Апостол; она никогда не оставляла его, всегда воодушевляла и преисполняла надеждой. Неправильно рассматривать πιχορηγα как дело δησις 186 . πιχορηγα Еф.4:16 , – о духовных дарах, χορηγε Θες 1Пет.4:11 . – К πνεμα Χριστο параллель не в Гал.3:5 , а Рим.8:9 ; Гал.4:6 ; 2Кор.3:17 . Разумеется третье лицо Св. Троицы, Дух Святой, который называется “Духом Христовым, как соединенный со Христом по естеству” 187 . Характерно выражение: κατ τν ποκαραδοκαν κα λπδα μου.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

В некоторых изданиях Священного Писания содержатся также книги: а) Книга Товия, б) Книга Иудифи, в) Книга Премудрости Соломона, г) Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, д) Книга пророка Варуха, е) три книги Маккавейские, ж) Третья книга Ездры, з) Плач Иеремии; и) Послание Иеремии. Однако эти книги не признавала ветхозаветная еврейская церковь. Православная Церковь пользуется ими для Божественного чтения, как и другими религиозными книгами, но не считает их основной частью Священного Писания. V. Новый Завет содержит 27 книг, а именно: А. Евангелия: 1) от Матфея (Мф.) 2) от Марка (Мк.) 3) от Луки (Лк.) 4) от Иоанна (Ин.) Б. 5) Деяния св. апостолов, или Апостольские деяния (Деян.). В. Четырнадцать посланий святого апостола Павла: 6) к Римлянам (Рим.) 7) I к Коринфянам (1Кор.) 8) к Коринфянам (2Кор.) 9) к Галатам (Гал.) 10) к Ефесянам (Еф.) 11) к Филиппийцам (Флп.) 12) к Колоссянам (Кол.) 13) I к Солунянам (Фессалоникийцам) (1Сол. или 1Фес.) 14) II к Солунянам (Фессалоникийцам) (2Сол. или 2Фес.) 15) I к Тимофею (1Тим.) 16) II к Тимофею (2Тим.) 17) к Титу (Тит.) 18) к Филимону (Флм.) 19) к Евреям (Евр.) Г. Семь посланий иных апостолов, а именно: 20) послание св. Иакова (Иак.) 21) 1 послание св. Петра (1Пет.) 22) II послание св. Петра (2Пет.) 23) I послание св. Иоанна (1Ин.) 24) II послание св. Иоанна (2Ин.) 25) III послание св. Иоанна (3Ин.) 26) послание св. Иуды (Иуд.) Д. 27) Апокалипсис, или Откровение св. апостола Иоанна (Откр.; Апок.) VI. В Евангелиях описывается пришествие Господа Иисуса Христа на сей свет, Его жизнь, учение, труды и страдания, а также и то, что он содеял для спасения людей. Слово «евангелие» — греческое и означает благовестие, ибо учение Христово — примирение людей с Богом и вечное блаженство — есть то, превыше и отраднее которого ничего нет. Первые три Евангелия были написаны в период от 50 до 70 года после Рождества Христова, а Евангелие св. Иоанна около 90 года. VII. В Деяниях св. апостолов рассказывается о сошествии Святого Духа на апостолов, об их трудах по распространению христианской веры, о мучениях, которые им дано было испытать при совершении этих трудов, о первых двух христианских мучениках св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

Каждый раз, когда духовная власть не только соединялась в одном лице со светскою властью, но даже просто присваивала себе только первенство над властью земною, всегда происходили беспорядки, и замешательства, и происходило зло для самой же власти, для общества и церкви. Апостолы не учили понимать таким образом духовную власть и не давали ей таких правил, чтобы так поступать по отношению к гражданской власти, но они заповедали пастырям учить народ покорности всякой власти Господа ради (1Пет.2:13), увещевая их совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за царя и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (1Тим.2:1,2) По предписаниям церкви, каждый желающий принять священный сан должен быть свободен от всех обязанностей, налагаемых на него обществом. Церковное законодательство предъявляет безусловное требование, чтобы к священству принадлежали только лица, совершенно свободные по своему общественному положению Поэтому, если вступающий в клир должен отдаться исключительно церковным делам и заниматься только ими одними, не вмешиваясь ни в какие мирские дела (Ап. 6, 81, 83), то из этого неизбежно следует, что в клир может быть принят только тот, кто не связан никакой внешней обязанностью, препятствующей ему свободно совершать церковную службу; если же он связан такой обязанностью, то может быть принят в клир не ранее, как совершенно от нее освободившись. В этом правиле говорится о рабах (οκται, servi), которые, в силу общественных условий римского государства, зависели от своих господ, без разрешения которых правило возбраняет принимать их в клир. Христианство, не имевшее непосредственного отношения ни к какой политике, не могло сразу изменить всех тех гражданских установлений, которые не согласовались с его духом, но могло достигать этого постепенно, облагораживая их посредством своего религиозно-нравственного влияния. Так оно, между прочим, уважало в общественном положении римской империи законное отношение рабов к своим господам, что видно из упомянутого в этом правиле примера ап. Павла по отношению к некоему Онисиму, бывшему рабом благочестивого христианина Филимона (Флм.10-18), хотя и сам ап. Павел в нескольких местах своих посланий говорит, что во Христе и среди христиан раб равен своему господину, т.е. что рабство, как противное духу христианства, должно прекратиться. С течением времени, когда христианство имело возможность всесторонне распространить на мир свое культурное влияние, могло уничтожиться и рабство, как общественное установление, и каждый человек мог сделаться свободным; пока же существовало это установление, церковь считалась с ним и законом воспрещала находящимся в рабской зависимости, ради церковной службы, нарушать право тех, которые по гражданским законам имели власть над своими рабами

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

Во избавление снабдения) для этого запечатлены и получили залог. Пεριποησις переводится у нас иногда как остаток ( 2Пар.14:13 ), иногда − получение, приобретение ( 1Фес.5:9 ). Вообще то, что всегда остается цело и невредимо. Итак, ις πολτρωσιν της περιποισεως может значить: 1) для того, чтобы показать, ознаменовать искупление удела Божьего; 2) для того, чтобы этому наследию Божьему иметь право на получение совершенного избавления от зла. См. Еф.4:30 . Христиане запечатлены в знак того, что они − искупленный отдел, принадлежность Бога ( 1Пет.2:9 ), λαó, ις περιποησιν то же, что здесь περιποησις − и получили залог в уверение, что они некогда совершенно избавятся от зла. В похвалу славы Его) «Все сие для славы Своей, а не для нас. Сие тем более уверяет слушателей в непреложности обетований» (Златоуст). Нравоучение Изложив высокое учение о вере христианской и возвысив ум читателей к высокой любви Христовой, апостол сходит с высоты созерцания в круг дел человеческих и учит сообразовать жизнь и нравы с духом христианства. Перед этим говорил он о соединении всех в единую Церковь , потому сначала учит хранить единство веры и духа ( Еф.4:1–16 ). Прежде было сказано о благодати искупления и оправдания. Согласно с этим, апостол учит совершенству жизни и нравов христианских, и, во-первых, учит всех вообще ( Еф.4:17–5:21 ), потом супругов, детей, родителей, слуг и господ ( Еф.5:22–6:9 ). I. Увещание хранить единство веры и духа А.) Само правило ( Еф.4:1–3 ). Б.) Побуждения: а) единство веры, Бога и Христа ( Еф.4:4–6 ); б) различие дарований, имеющих одну цель ( Еф.4:7–16 ). А.) Свойства, приличные христианину. Жизнь и свойства истинного христианина: быть кротким и добрым ко всем, единодушие и мир ( Еф.4:1–3 ). Еф.4:1 . Аз ... юзник) Узы апостола, слава для язычников ( Еф.2:13 ), могущественно преклоняют их внимание и послушание. Не говорит: «Апостол». «Быть связанным для Христа славнее, нежели быть апостолом, учителем, евангелистом» (Златоуст). Как сладки и спасительны были узы Павла, Златоуст (в прекрасной 8-й беседе на послание к Ефесянам) показывает из следующих мест: Деян.16:23–25, 20:24, 26:23, 28:20 ; Флп.1:13, 24, 29 ; Гал.6:17 ; Кол.1:24 ; Флм.1:9–10 . Для этого узника наилучшее утешение − плоды веры в христианах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

В IX веке Феофан, митрополит Никейский, написал канон на день св. ап. и ев. Матфея, поемый ныне в этот день. Церковь , прославляя ев. Матфея как благовестника, между прочим, восхваляет его за то, что он «унылых воздвиг души, написав час судный» 1010 . Паримии в день ев. Матфея произносятся те же, что и в день св. ап. Андрея Первозванного; утреннее Евангелие и Апостол те же, что в день св. ап. Филиппа (Евангелие – Ин.21:15–25 ; Апостол – 1Кор.4:9–16 ); а литургийное Евангелие благовествует о призывании Матфея к апостольству ( Мф.9:9–13 ). День св. ап. и евангелиста Марка 25 апреля (8 мая) Св. ап. и ев. Марка из лика 70 апостолов отличают от Марка, называемого в Писании также Иоанном. Последний был родом еврей от колена Левиина, из племени священнического; мать его Мария жила в Иерусалиме; ее посещал ап. Петр ( Деян.12:12 ). Марк Иоанн был племянник ап. Варнаве ( Кол.4:10 ), и чрез него сделался известен ап. Павлу и был спутником его и Варнавы в первом их апостольском путешествии ( Деян.12:25, 13:5:13 ). Когда Варнава отдельно от ап. Павла странствовал для проповеди Евангелия, Марк Иоанн сопутствовал Варнаве ( Деян.15:37–39 ). Впоследствии Марк сделался благопотребен Павлу в службу ( 2Тим.4:11 ) и был его споспешник ( Флм.1:24 ). Евангелист же Марк был эллин из Кирены, Пентаполя – города ливийского. Обращением своим к Иисусу Христу Марк обязан ап. Петру, который называет его сыном своим ( 1Пет.5:13 ) – конечно, в том смысле, что ап. Петр родил его своим благовествованием в благодатную жизпь. Марк был спутником ап. Петра и сказателем его преданий. Евангелие проповедал св. Марк на берегах Адриатики и в Египте. Бывши в Риме с ап. Петром в качестве его спутника, Марк, по благочестивому желанию римских из язычников христиан, коим хотелось иметь письменный памятник устно преподанного ап. Петром благовестия об Иисусе Христе, написал через 10 лет по вознесении Господа на греческом языке св. Евангелие, «еже похвали Петр и Церкви предаде» 1011 . В Евангелии своем преимущественно описывает действия Спасителя, особенно чудесные, которые имели большее влияние на умы язычников, чем учение. В Венеции доселе хранится весьма древняя рукопись сего Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В таком именно значении слово πρεσβτερος и особенно συμπρεσβτερος ( 1Пет.5:1 ) могло прилагаться и к апостолам (2–3 Ин. и Пет.) В последствии же времени, впрочем, ещё при апостолах, это имя стало означать, как означает и теперь, лиц, избираемых для особого рода служения в Церкви – и давалось им или потому, что они первоначально избирались из лиц почтенного возраста и известных своей опытностью, или в соответствии с вышеупомянутым, ученикам Христовым, которые хотя были и ниже апостолов, но пользовались в Церкви высоким значением, как старейшие и опытнейшие. Само служение пресвитерское отличалось от епископского степенью прав и областью служения. Пресвитеры назначались для одного города, и даже для одной Церкви ( Тит.1:5 ; Флм.1:2 ; Кол.4:17 ) и не имели права сообщать другим через рукоположение дар служения. Епископы поставлялись над всей областью или над целым городом и имели право поставлять пресвитеров и диаконов для городов и Церквей , как видим в примере Тимофея и Тита. Желание епископства считается у апостола добрым делом, потому что показывает в том человеке стремление к нравственному совершенству, намерение служить Церкви, а не личным интересам. О честолюбии, корыстолюбии и других побуждениях к епископству или пресвитерству у апостола не могло быть и речи, потому что тогда желание епископства превратилось бы в желание чести, славы и прочего, чего апостол одобрить не мог бы. Стих 2. Подобает убо епископу быти единыя жены мужу. Это правило в апостольской Церкви могло быть приложено и к епископу, и к пресвитеру, потому что тогда и епископы, и пресвитеры избирались из лиц женатых. Но позднее церковная практика признала удобным избирать для епископского сана лиц, не связанных семьёй, вдовых и стариков, которые отделялись от жён и семейств; а с развитием монашества – из монахов. На VI-м Вселенском Соборе (правило 12) положено даже, чтобы рукоположенные во епископов оставляли сожительство со своими супругами во избежание претыкания и соблазна другим. Но там же (правило 13) осуждён обычай римской Церкви не допускать пресвитеров и диаконов до сожительства с жёнами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Есть и другие смущающие меня мысли. И по возрасту своему, и по неизбежным при этих годах моим телесным немощам я мало пригоден для выполнения многосложных трудов епископа Православной Церкви. Конечно, это так и есть. Но и при этом я, оканчивающий пятидесятый год своего служения в священническом сане, с твердым упованием на новые ко мне милости Господа, произношу в сердце своем такие слова Царя и Псалмопевца Давида: Боже мой! Имже научил мя еси от юности моея, и до ныне возвещу чудеса Твоя. И даже до старости и престарения, Боже мой, не остави мене, дóндеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему ( Пс.70:17–18 ). Святой Апостол Павел премудро учит, что в Церкви Христовой «каждому дается явление Духа на пользу», что каждый член Церкви Христовой, во всяком возрасте, должен жить для умножения славы Божией на земле, для созидания тела Христова в вечности ( 1Кор.12 ; Еф.4:7–19 и т.д.). Господь принимает хвалу и «из уст младенцев и ссущих» ( Мф.21:16 ; Пс.8:3 ). И труды старцев в прославление Его имени приятны Ему. «Юноши и девы, – взывает Псалмопевец, – старцы с юношами да восхвалят имя Господне» (148, 13). Своим воспитателем и мнимым на земле отцом соделал Господь смиренного праведного старца Иосифа. На руках праведного старца Симеона был носим сорокадневный Богомладенец в Иерусалимском храме и из уст этого старца принял вечно юную в Церкви Христовой дивную его молитву. Святой Апостол Петр, именуя себя старцем ( 1Пет.5:1 ), пишет свои соборные послания. В старости же пишет свое Евангелие и свои послания (2-е и 3-е) Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов «Старец и узник Иисуса Христа» ( Флм.9 ), Святой Апостол Павел в узах пишет свои послания к Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Тимофею и Филимону. А какою благодатною силою дышат эти послания старцев Апостолов, известно каждому, читающему их для своего назидания. А про Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова наше церковное Предание сохранило трогательную подробность о том, как он в глубокой старости своим кратким воззванием, бывшим постоянно на его устах: «Чадца, любите друг друга», – совершал возрождение многих душ для Царства Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

15 . Апостол Пармен из 7 диаконов, проповедовал в Македонии (память 28 июля). 16 . Апостол Тимофей, епископ Ефесский, к нему написано послание святого апостола Павла (память 22 января, принял мученическую кончину в Ефесе). 17 . Апостол Тит, епископ г. Гортины на острове Крит, к нему написано послание святого апостола Павла (память 25 августа). 18 . Апостол Филимон, епископ г. Газа, к нему написано послание святого апостола Павла (память 19 февраля и 22 ноября, принял мученическую кончину в царствование Нерона). 19 . Апостол Онисим, проповедовал в Малой Азии, Греции и Испании (память 15 февраля, побит камнями в Риме). 20 . Апостол Епафрас, епископ Колоссянский и Иерапольский, сподвижник и соузник святого апостола Павла ( Флм. 1, 23 ; Кол. 4, 12–13 ; память 4 января). 21 . Апостол Архипп, преемник апостола Епафраса на епископской кафедре в г. Колоссах ( Кол. 4, 17 ; память 19 февраля и 22 ноября; принял мученическую кончину в Колоссах). 22 . Апостол Сила, епископ Коринфский; ученик, ближайший сподвижник и соузник святого апостола Павла, «начальствующий между братьями» в первоначальной Иерусалимской Церкви ( Деян.15:22, 40–41, 16:13–24 ; память 30 июля). 23 . Апостол Силуан, епископ Фессалоникийский (Македония), проповедовал вместе со святыми апостолами Петром и Павлом ( 1Пет. 5, 12 ; 2Кор. 1, 19 ; память 30 июня). 24 . Апостол Крискент, епископ в провинции Галатия (Малая Азия), проповедовал в Галлии ( 2Тим. 4, 10 ; память 30 июля, принял мученическую кончину в Галатии, в царствование императора Траяна, 98–117 гг.). 25 . Апостол Крисп, епископ на острове Эгине (Южная Греция), крещен святым апостолом Павлом ( Деян. 18, 8 ; 1Кор. 1, 19 ; память 4 января). 26 . Апостол Епенет, епископ Карфагенский ( Рим. 16, 5 ; память 30 июля). 27 . Апостол Андроник, епископ в римской провинции Паннония (ныне в Венгрии), сродник и соузник святого апостола Павла ( Рим. 16, 7 ; память 17 мая, 30 июля и 22 февраля). 28 . Апостол Стахий, первый епископ Византийский, хиротонисан святым апостолом Андреем Первозванным ( Рим. 16, 9 ; память 31 октября).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Однако эти книги не признавала ветхозаветная еврейская церковь . Православная Церковь пользуется ими для Божественного чтения, как и другими религиозными книгами, но не считает их основной частью Священного Писания. V. Новый Завет содержит 27 книг, а именно: А. Евангелия: 1) от Матфея (Мф.) 2) от Марка (Мк.) 3) от Луки (Лк.) 4) от Иоанна (Ин.) Б. 5) Деяния св. апостолов, или Апостольские деяния (Деян.). В. Четырнадцать посланий святого апостола Павла: 6) к Римлянам (Рим.) 7) I к Коринфянам (1Кор.) 8) к Коринфянам (2Кор.) 9) к Галатам (Гал.) 10) к Ефесянам (Еф.) 11) к Филиппийцам (Флп.) 12) к Колоссянам (Кол.) 13) I к Солунянам (Фессалоникийцам) (1Сол. или 1Фес.) 14) II к Солунянам (Фессалоникийцам) (2Сол. или 2Фес.) 15) I к Тимофею (1Тим.) 16) II к Тимофею (2Тим.) 17) к Титу (Тит.) 18) к Филимону (Флм.) 19) к Евреям (Евр.) Г. Семь посланий иных апостолов, а именно: 20) послание св. Иакова (Иак.) 21) 1 послание св. Петра (1Пет.) 22) II послание св. Петра (2Пет.) 23) I послание св. Иоанна (1Ин.) 24) II послание св. Иоанна (2Ин.) 25) III послание св. Иоанна (3Ин.) 26) послание св. Иуды (Иуд.) Д. 27) Апокалипсис, или Откровение св. апостола Иоанна (Откр.; Апок.) VI. В Евангелиях описывается пришествие Господа Иисуса Христа на сей свет, Его жизнь, учение, труды и страдания, а также и то, что он содеял для спасения людей. Слово «евангелие» – греческое и означает благовестие, ибо учение Христово – примирение людей с Богом и вечное блаженство – есть то, превыше и отраднее которого ничего нет. Первые три Евангелия были написаны в период от 50 до 70 года после Рождества Христова, а Евангелие св. Иоанна около 90 года. VII. В Деяниях св. апостолов рассказывается о сошествии Святого Духа на апостолов, об их трудах по распространению христианской веры, о мучениях, которые им дано было испытать при совершении этих трудов, о первых двух христианских мучениках св. Стефане и св. Иакове, о Соборе Апостольском и о жизни первых христиан. Деяния св. Апостолов были написаны около 64 г. VIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

4:7–18 Последние приветствия Поскольку письма приходили нерегулярно и часто неожиданно (когда предоставлялась возможность передать их с оказией), они завершались приветами от других. 4:7,8 . Новости часто передавались устно, через путешественников. Хозяева обычно расспрашивали гостей о своих знакомых, с которыми те общались. Такие новости можно было получать лишь изредка и иногдаслучайно, но Павел посылает специально с этой целью Тихика. 4:9. Поскольку Павел пишет из тюрьмы (4:18), Онисим мог быть тем же человеком, о котором говорится в Флм. 10 (ср., возможно: 2Тим. 1:16 ). Некий Онисим стал епископом Эфеса в начале II в., хотя мы не можем с уверенностью утверждать, что это тот же самый человек, о котором упоминает здесь Павел. 4:10. Аристарх ( Деян. 20:4 ) и Марк ( Деян. 13:13; 15:37–39 ; 2Тим. 4:11 ; ср.: 1Пет. 5:13 ) были младшими коллегами Павла, его помощниками в служении. 4:11. «Иисус» – обычное еврейское имя. Многие иудеи использовали в качестве второго греческое или латинское имя, которое было созвучно еврейскому варианту их имени, и этот «Иисус» носит также латинское имя «Иуст». То, что Павел посылает приветы от евреев и от неевреев – своих соработников на ниве благовествования, – могло гораздо сильнее удивить древних читателей, чем мы можем предположить. 4:12. Слово «подвизающийся» в греческом языке взято из лексики спортивных соревнований атлетов. Этот термин указывает на необходимость проявления твердости и упорства; философы часто использовали его в метафорическом смысле (см. коммент. к 1:29; ср.: Быт. 32:24 ). Павел, таким образом, говорит о молитве как о форме духовной дисциплины, которая является ключевым моментом их служения (4:2–4). 4:13. Колоссы, Лаодикия и Иераполь были самыми крупными городами в долине реки Лик; в этот период Колоссы были наименее важными из этих трех городов. Иераполь был центром культов исцеления, там находился храм, посвященный императору, а также считалось, что там был вход в загробный мир; в тот период здесь также было много евреев. Лаодикия была богатым торговым центром, несмотря на свое не очень выгодное географическое положение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010