Георгий Мандзаридис . Обожение человека по учению святителя Григория Паламы . Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003, с. 13. Евр. 6:1 . Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры. М., 1855 (репринт), с. 90. 2Кор. 5:17 . Рим. 7:16 . Рим. 5:2 . 2Кор. 12:10 . Преподобный Иустин Попович . Проблема личности и познания. Собрание творений, т. 1, М., 2004, с. 242. 1Пет. 3:4 . 1Кор. 2:16 . Отк. 2:17 . 1Кор. 6:7 . Святой Максим Исповедник . Добротолюбие, указ. изд., т. 3, с. 244. Павел Флоренский . Столп и утверждение истины. М., 2003, с. 160. Вид подвига заимствован, очевидно, из жития Иоанна Шанхайского . Творения Василия Великого , часть V, Паломник, 1991, с. 82. Творения Василия Великого , часть V, Паломник, 1991, с. 88 1Кор. 3:15 . Павел Флоренский . Столп и утверждение истины, указ. изд., с. 160 – 161. Творения Василия Великого , указ. изд., часть V, с. 88. Творения аввы Исаака Сирина . Сергиев Посад, 1911, с. 120. Рим. 12:10 . В. С. Соловьев. Три разговора. М., 2000, с. 238. Лк. 9:23-24 . См., например, у В. Н. Кузнецовой: Евангелие от Матфея. Комментарий. М., 2002., с. 230. Владимир Лосский . Боговидение. М., 2003, с. 204. Иосиф, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. Альфа и Омега, 4 (18), М., 1998, с. 140. Аще хощеши инок быти… …Бросить имя свое, даже имя свое, Как бросают игрушку разбитую дети… Р. М. Рильке . Он – инок. Он – Божий… Георгий Иванов. Действительно, монашество вслед за мученичеством стало свидетельством сверхприродной сущности христианства, изъявлением свободы от сладких земных пут, которыми князь мира сего дерзнул соблазнять и Самого Спасителя. Человечество, как ни горько это признать, послушно приняло его посулы: превратить камни в хлебы – значит отвергнуть пот лица и предпочесть аскетическому и творческому усилию научно-технические средства решения экономических проблем; броситься с храма в расчете на сверхъестественное вмешательство – символ падения вниз, бесстыдства в хищном желании овладеть украденным знанием, подменить молитву магией и окончательно отставить Бога; а поклониться, признав власть сатаны, – не холопская ли готовность, закрыв глаза на религиозные и нравственные принципы, объединяться, вверяясь Евросоюзу, мировому правительству, общему рынку ради сглаживания международных антагонизмов и, как уверяют, всеобщего мира и безопасности .

http://azbyka.ru/fiction/plach-tretej-pt...

Вот каково духовное измерение приобщения ко Христу, духовное становление в Нем. Присутствие Христа в Церкви, духовное возрастание в истории продолжается именно действием Святого Духа. В Деяниях апостольских совершение первой Евхаристии следует сразу за излиянием Святого Духа (2:46). Евхаристия, по апостолу Павлу, есть «духовная пища и духовное питие» ( 1Кор.10:3–4 ). Славословия, которые ее сопровождают, есть «песнопения духовные» ( Еф.5:18–20 ). Церковь есть «дом духовный» ( 1Пет.2:5 ), в котором приносятся «жертвы духовные». Дух, который оживотворяет Церковь , поставляет Ее перед лицом Своего Господа: «И Дух, и Церковь говорят: Гряди!.. Ей, гряди, Господи Иисусе» ( Откр.22:17–20 ). Евхаристическое приобщение неотделимо от приобщения Святого Духа. Троичное приветствие: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога (Отца) и общение Святого Духа со всеми вами» ( 2Кор.13:13 ) не случайно является выражением самой сути антиохийской и византийской литургии. У апостола Павла слова «общение Святого Духа» появляются не случайно. Мы также найдем их в преамбуле христологического гимна в Послании к Филиппийцам, троичное содержание которого близко к 2Кор.13:13 : «Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа...» ( Флп.2:1 ). Этот отрывок есть пламенное призывание к любви, к единомыслию «с теми же чувствованиями, что и во Иисусе Христе» ( Флп.2:5 ). 5 . Дары Духа. Итак, приобщение Святого Духа имеет определяющую и экзистенциальную роль для Церкви. Если смысл бытия Церкви – в призывании Иисуса как Господа, если христиане именуется «теми, кто призывает Имя Господа нашего Иисуса Христа во всяком месте» ( 1Кор.1:2 ), то призывание Иисуса Христа как Господа невозможно без Святого Духа (см. 1Кор.12:3 ). Кроме того, непрестанная «Евхаристия» в Духе превращает Церковь в харизматическую общину, исполненную «духовного пития» ( 1Кор.10:4 ), обогащенную дарами Святого Духа. Именно в контексте Евхаристии первохристианских общин апостол Павел развивает свое учение о «дарах духовных».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Мы не можем постигнуть, как совершается сие дивное дело Божия к нам благоволения, но слово Божие верно. «Честная и великая нам обетования даровашася — быть причастниками Божественного естества, отбегше, яже в мире, похотныя тли» (2Пет.1:4). И сие не от нас, дар Бога, богатого в милости, соразмеряемый только с силою сыновней к Нему преданности в ищущих Его и очищающих себя, якоже Он чист есть. Очистительными действиями Духа Божия душа «созидается в жилище Божие» (Еф.2:22), «в Церковь Бога жива» (2Кор.6:16), «в храм духовен» (1Кор.6:19), который не останется пуст. Бог приходит и творит Себе в нем обитель, как говорит Господь: «аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим» (Ин.14:23). Так, «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф.5:8). Бог упокоевается в них и упокоевает их от всех дел и трудов (Евр.4:10), водворяя мир, превосходящий всякий разум, в безмятежной тишине коего с алтаря сердца «возносятся непрестанный жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом» (1Пет.2:5). Тогда «прилепляяйся Господеви» становится «един дух с Господем» (1Кор.6:17), «и живот его сокровенным со Христом в Боге» (Кол.3:3), тогда «откровенным лицем славу Божию взирающе, в тойже образ преобразуется он от славы в славу, якоже от Господня Духа» (2Кор.3:18), и тогда «уже Бог есть действуяй в нем, и еже хотети и еже деяти о благоволении» (Флп.2:13), открывающемся, кроме, внутренних духовных озарений и утешений, и разными явлениями Духа на пользу или словом премудрости и разума, или дарованиями исцелений, или действиями сил, или пророчеством, или рассуждениями духовом (См.1Кор.12:7—11). Высоко и непостижимо сие предназначение явшихся за предлежащее упование! Велик и неизглаголан сей дар «достигшим в меру возраста исполнения Христова» (Еф.4:13). Но да не отметает благодати Божией, исповедуя, что «яже у готова Бог любящим Его, око не виде, ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша» (1Кор.2:9). «Могущему же паче вся творити по преизбыточествию, ихже просим или разумеем, по силе действуемей в нас, тому слава в Церкви о Христе Иисусе, во вся роды века веков» (Еф.3:20—21).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2939...

«Жизнь вечная» есть блаженное состояние человека, освобожденного от греха и следствий его (осуждения, богоотчуждения, бедствий) и пребывающего в общении с Богом – Источником жизни ( Ин.5:26, 14:6 ; 1Ин.5:20 ). Этот переход от смерти (духовной) к жизни (духовной) начинается со времени крещения, в котором человек умирает для греха, воскресает для обновленной (святой) жизни ( Рим.6 гл.) и делается причастником вечной жизни, имеющей открыться в веке грядущем во всей полноте. Уверовавший и омытый от грехов в крещении исключается из числа подлежавших вечной погибели и вносится в число спасаемых. Сектанты думают, что навсегда; но это не так: только до тех пор, пока вновь не согрешит. Грех снова делает согрешившего сыном погибели, и еще более повинным, чем прежде ( Лк.12:47 ; Евр.10:26–29 ). Не «слушающий» и «верующий» имеет жизнь вечную, но «исполняющий Его волю» ( Мф.7:21 ; Лк.6:48–49 ; Ин.8:51 ; Иак. 1:22–23 и др.). «Человек не тотчас, как услышит Божие слово», – учит преподобный Макарий Египетский , – «делается уже достойным благой части... Если бы слышанием только, без труда достигал кто благой части, то и лицедеи, и блудники вошли бы в царство и в жизнь. Но никто не даст им жизни без труда и подвига, потому что узок и тесен путь ( Мф.7:14 ). Сим то негладким путем и надобно шествовать и терпеть, и скорбеть, и таким образом войти в жизнь” 110 «Неужели скажешь», – пишет святой Иоанн Златоуст , – «достаточно веровать в Сына, чтобы иметь живот вечный. Послушай, как Сам Христос объясняет это, говоря: «не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное» ( Мф.7:21 ). Хотя бы кто право веровал и в Отца, и в Сына, и в Духа Святого, но если не живет, как должно, вера не принесет ему никакой пользы ко спасению... Необходима еще добрая жизнь и благо поведение». 111 «На суд (κρσιν – осуждение) 112 не приходит» ( Ин.5:24 ), «верующий в Него не судится» ( Ин.3:18 , ου κρνεται, слав. «не будет осужден»), т.е. верующий не подвергнется осуждению, обвинению (за неверие), так как уверовал, а суду (решению своей участи) подлежит. На суд (всеобщий) явятся все: «творившие добро и делавшие зло» ( Ин.5:28–29 ; 1Пет.4:17–18 ; Евр.9:27 ; Мф.25:32–46 ; Рим.4:10–12 ; 2Кор.5:10 ). «Что значит – верующий в Сына не судится? Неужели не судится, если жизнь его нечиста? Весьма судится», – замечает блаженный Феофилакт . – «Ибо таких и Павел не называет искренно верующими ( Тит.1:16 ). Не судится по тому самому, что уверовал: хотя в злых делах отдаст самый строгий отчет, но за неверие не наказывается, потому что уверовал. «А неверующий уже осужден» ( Ин.3:18 ). Как? Во-первых, потому, что и самое неверие есть осуждение. Ибо быть вне света – одно только это – величайшее наказание. Потом, хотя здесь не отдается еще в геенну, но здесь соединил все, что доводит до будущего наказания; подобно тому, как и убийца, хотя бы не был приговорен к наказанию приговором судьи, осужден сущностью дела». 113

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

237). Термин – да. Но идея присуща также всем новозаветным писателям, особенно Ап. Павлу Рим.8:29, 11:2 (προγνω – ср. 1Пет.1:20 ; 2Пет.3:17 ), 1Кор.2:7 , – Еф.1:5,11 . (προоρζειν), – Рим.9:11 ; Еф.3:11 , – 2Тим.1:9 (πρθεσις), в частности по отношению ко Христу Спасителю ср. Рим.1:2–5, 3:25, 4:24–25 ; – Еф.3:11 ; – Евр.10:7 и т. д. Также ср. речи диак. Стефана Деян.7:6 и ап. Иакова Деян.15:18 . в) «Другую характерную черту благовестия Ап. Петра составляет связь учения его с Ветхим Заветом... Отмеченная черта рельефно выступает в посланиях Ап. Петра. Он освещает христианство главным образом со стороны связи его с Ветхим Заветом, поскольку в нем осуществились ветхозаветные предсказания и чаяния» (стр. 337). Однако ж и здесь, в отношении собственно к идейно-богословской стороне, теми же самыми словами можно говорить и о евангелиях Матфея и о посланиях Ап. Павла, особенно к Евреям, частью о евангелии Иоанна, а также о речи Иакова Деян.15:15–17 . Другое дело «претворения» ветхозаветно-библейских выражений в собственный стиль пи- —372— сателя» стр. 339 прил. 2), как интимно-психологическая особенность стиля Ап. Петра. г) В учении о лице Иисуса Христа автор, между прочим, отмечает (на стр. 343–344): «будучи потомком от семени Авраама и чресл Давида (но ср. в евангелии Мтф. родословие, особенно Мф.1:1, 21:9, 22:42 сл. и паралл., также отчасти Ин.7:42 ; Рим.1:3 ; Гал.3:16 ; Евр.2:16 ; 2Тим.2:8 ; Апок.22:16 ), он «муж от Бога» (но ср. выше пункт о предустановлении), «святый» (но ср. Мк.1:24 ; Лк.4:34 ; Ин.6:69 ), «праведный» (но ср. Мф.27:19,24 ; Лк.23:47 ; Рим.3:26 ; 2Тим.4:8 ; Иак.5:6 ; 1Ин.1:9, 2:1,29, 3:7 ; Апок.16:5 ), «отрок» (но ср. Мф.12:18 и σιδαχ τν δδεκα ποστλων с. IX–X), – помазанный Духом Святым (но ср. Лк.4:18 и Евр.1:9 – в цитатах из Ветхого Завета), «краеугольный камень» (но ср. Мф. 21:42 ; Мк.12:10 ; Лк.20:17–18 , особенно Рим.9:32–33 ; 1Кор.3:11 ; Еф.2:20 ), «домостроительства» (но см. Мф.10:25, 16:18, 20:1, 21:33 ; Лк.14,21 ; 1Кор.3:9,12, 14:5,12,20 ; 2Кор.5:1 ; Еф.1:10, 2:21, 3:2,9, 4:12–16 ; Кол.1:25 ; 1Тим.1:4 ), «спаситель» (но см.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Яко меч обоюду остр всяко беззаконие, ране его несть исцеления. Сир.21:4 . 16–19. Никто не обольщай себя ни своей мудростью, ни добрыми делами; и мудрость наша и добрые дела суть Божии действия в нас; сами же по себе мы не способны ни к одному доброму делу, ни к одной доброй мысли ( 2Кор.3:5 ). 17. Познания наши подвержены изменениям ( 1Кор.13:11 ), и добрая наша воля несовершенна: но от Кого происходит всякий дар совершенный, Тот есть отец всякой мудрости, и всякого добра. 17–18. Бог есть Господь разумов, Творец Ангелов и человеков; Ему благоугодно было и откровенное Свое Слово послать к нам для нового нашего рождения по уму и воле, и для примирения нашего с Ним через И. Христа ( Деян.10:36 ). 18. Слово Божие есть слово истины ( Ин.17:17 ); оно освобождает нас от греха, и освящает ( Ин.8:32 ). 19. Больше слушай, меньше говори, и не сердись. Всяку повесть Божественну восхощи слышати, и притчи разума да не убежат тебе. Сир.6:35 . Прежде неже услышиши, не отвещевай, и не влагайся в среду беседы. Сир.11:8 . Душа благословенна всякая простая: муж ярый не благообразен (недостоин почтения). Притч.11:25 . Иже щадит глагол произнести жесток, разумен: долготерпеливый же муж премудр. Притч.17:27 . Благ терпеливый паче высокаго духом. Еккл.7:9 . 20. Незлобие и смирение суть качества любви и душа всех добродетелей: ни одной заповеди Божией нельзя свято исполнить без смирения. 21. Для слушания и принятия верою Слова Божия надобно иметь чистое и смиренное сердце: как новорожденные во Христе младенцы, возлюбите чистое, словесное и духовное млеко, дабы от него возрасти во спасение ( 1Пет.2:2 ). 22. Одно слушание Слова Божия, не сопровождаемое добрыми делами, ведет к самообольщению и осуждению ( Рим.2:13 ); кто говорит: я знаю Бога, а заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины ( 1Ин.2:4 ). Блажени слышащии Слово Божие, и хранящий е ( Лк.11:28 ). 23–24. Слово Божие подобно зеркалу, в котором мы усматриваем себя в своих недостатках: но телесное зеркало показывает нам только, а не исправляет телесные наши недостатки. Посему кто слушает Слово Божие, а не исполняет, подобен человеку, который видит себя в чувственном зеркале, когда только смотрит в него.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Слово Христово может означать, что Сам Христос возвещает слово, но скорее это относится к вести о Христе, слове истины, то есть к Евангелию (1:5). Это слово должно произвести благодатные и славные перемены в их личной жизни и в жизни христианского сообщества. Благотворное и всеобъемлющее воздействие слова Христова (ср.: Рим. 8:11 ; 2Кор. 6:16 ; 2Тим. 1:5 о пребывании Самого Бога, Святого Духа и веры) на них имеет место тогда, когда они собираются вместе послушать это предназначенное для них слово и склоняются перед его авторитетом. Они должны вдумчиво и тактично наставлять и предостерегать других, используя богодухновенные псалмы, гимны и духовные песнопения, посредством которых они всем своим существом прославляли Бога. Псалмами, славословием и духовными песнями – это перечисление включает в себя как ветхозаветные псалмы, литургические гимны, так и разнообразные христианские песни. 17 Этот стих в определенной мере вбирает в себя все аспекты христианской жизни. Всякая деятельность должна осуществляться в повиновении Господу Иисусу и во имя Его, чтобы возблагодарить чрез Него Бога и Отца (см. троекратное благодарение в ст. 15–17). Словом или делом – значит не литургической практикой или проповедью; это объяснение слова все (все, что вы делаете). Если слово Христа обильно вселяется в жизнь колоссян, то они должны наставлять друг друга и предостерегать, благодаря при этом Бога, и слово Христово явит свое могущественное присутствие. 3:18–4:1 Поведение в христианском сообществе Этот фрагмент посвящен взаимоотношениям в христианской среде. Аналогичные советы по этому поводу Павел дает в Еф. 5:22–6:9 ; 1Тим. 2:8–15 ; Тит. 2:1–10 ; 1Пет. 2:18 – 3:7 . Эти, как их можно назвать, правила «хорошего тона», вероятно, составляют часть более крупного труда, посвященного доктринальным и этическим моментам; это своего рода христианский катехизис, который легко запомнить и который предназначался для новообращенных. В этих стихах даны нормы поведения в христианском обществе, которые вытекают из сказанного в ст. 17. Здесь часто упоминается Господь, и тем самым подчеркивается, что вся наша жизнь – как мысли, так и поступки – должна быть подчинена Господу Иисусу Христу. Вне контроля Христа не должна остаться ни одна сфера нашей жизни; таким образом получается, что в жизни нельзя провести четкое разграничение между священным и мирским. Жизнь, управляемая свыше, оттуда, где царствует Христос (3:1–4), включает брак, родительские обязанности и повседневные дела. Три наставления по два стиха в каждом последовательно адресованы женам и мужьям (18,19), детям и родителям, особенно, отцам (20,21) и, наконец, рабам и господам (3:22 – 4:1), то есть от находящихся в наиболее тесных отношениях до тех, чьи отношения весьма далекие. В каждом случае вначале Павел адресуется к жене, ребенку или рабу, призывая их ответственно относиться к своим обязанностям по отношению к своему мужу, отцу или господину: как прилично в Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Таким образом, прежде всего сам евангельский текст повествований о знамениях и чудесах, совершённых Христом Спасителем, даёт много ясных и твёрдых оснований к отрицанию хлыстовского учения, что евангельские рассказы о чудесах нужно понимать в смысле притчей, иносказаний. Пророк Даниил за пятьсот лет предсказал с точностью время смерти Христа Спасителя, прекращение ветхозаветных жертв и установление нового завета, что должно совершиться в семидесятую седьмину лет, то есть от 486 ½ года по 490 год от появления второго указа персидского царя Артаксеркса ( Неем. 2 гл.), изданного в двадцатый год его царствования, за 453 года до Рождества Христова, о восстановлении Иерусалима после разрушения его полководцем Навуходоносора Навузарданом (Иерем. 52 гл.), когда Неемия, виночерпий царя Артаксеркса, помолившись Богу, выпросил у царя дозволение возвратиться в Иудею, довершить недостававшее в храме Божием, обстроить город Иерусалим стенами, башнями, призвать в него жителей и возбудить у священников ревность к исполнению закона Божия (Творения блаж. Феодорита Кирского часть 4 стр. 182–183. Москва. 1857 г.). В евангелиях мы видим, что Христос Спаситель, действительно, в последнюю седьмину из семидесяти седьмин со времени издания указа царя Артаксеркса Неемии, принесши себя в жертву за грехи людей на кресте, отменил кровавые ветхозаветные жертвы ( Евр.10:1–18 ). Пророки Захария за пятьсот лет и Малахия за четыреста лет предсказали торжественный вход Христа во Иерусалим ( Зах.9:9 ) и явление Его во храм ( Мф.3:1 ), и в Евангелии мы видим исполнение этих пророчеств ( Мф.21:4–9 ; Ин.12:12–16 ; Мф.21:12 ; Мк.11:15 ; Лк.19:45 ; Ин.2:13–16 ). Пророки Давид и Исаия предсказали, что Христос на земле будет в уничиженном состоянии ( Ис.53:2 ), будет отличаться кротостью и смирением ( Ис.42:2 ), любвеобильностью и состраданием к людям ( Ис.40:11,42:3 ), чистым безукоризненным характером ( Ис.11:5,53:9 ), ревностью по Боге ( Пс.68:9 ). И все эти пророчества оправдались на Иисусе Христе ( Мф.13:55 ; Мк.6:3 ; Лк.9:58 ; Ин.6:42 ; Флп.2:7 ; Мф.11:29,12:16–19 ; Лк.22:27 ; Фил. 2, 8 ; Мф.9:36,12:15–20,14:14,20:34 ; Мк.6:34 ; Лк.19:41 ; Деян.10:38 ; 2Кор.5:21 ; 1Пет.1:19,2:22,3:18 ; 1Ин.3:5 ; Мф.21:12–13 ; Мк.11:15–17 ; Лк.19:45 ; Ин.2:14–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Смерть Спасителя св. Ап. Павел ставит в тесную связь с воскресением Христа: «Иже предан бысть за прегрешения наша и воста за оправдание наша» ( Рим.4:25 ). Это соотношение смерти и воскресения Спасителя живописно представлено Апостолом в Кол.2:12–15 . В этой духовно-органической связи двух искупительных актов апостол Воскресению придает решительное доказательство прощения Богом грехов, уничтожения их: «аще Христос не воста, суетна вера ваша, еще есте во гресех ваших, убо и умершии во Христе погибоша. И аще в животе сем точию уповающе есмы во Христа, окаяннейший всех человек есмь. Ныне же Христос воста от мертвых, начаток умерших бысть» ( 1Кор.15:17–22 ). «Христос воста от мервых, ктому уже не умирает, смерть Им ктому не обладает. Еже бо умре, греху умре единою, а еже живет, Богови живет» ( Рим.6:9–10 ). Посему, св. ап. Павел со всею решительностью говорит, что Кровию Христа мы оправданы, примирены с Богом ( Рим.5:9–10 ) «Всяческая от Бога, примирившего нас Себе Иисусом Христом... зане Бог, бе во Христе мир примиряя Себе, не вменяя им согрешений их» ( 2Кор.5:18–19 ; Еф.2:16–18 ; Кол.1:20–22 ). «Наша Пасха – за ны пожрен бысть Христос» ( 1Кор.5:7 ). Спаситель наш Иисус Христос разрушил смерть и воссиял жизнь и нетление ( 2Тим.1:10 ) и Кровию Его будучи освящены ( Откр.1:5; 5:9 ), Ею же входим во святилище ( Евр.10:29 ). Наконец, если Церковью «сказывается ныне началом и властем на небесных многоразличная премудрость Божия ( Еф.3:10 ), «в нюже желают они приникнути» ( 1Пет.1:12 ), и мы в ней только спасаемся, то по любви к ней, «Христос Себе предаде за ню» ( Еф.5:25 ), «юже стяжа Кровию Своею» ( Деян.20:28 ). У меня нет под руками творений свв. Отец, чтобы их словами подтвердить Истину центрального значения смерти Христовой об Искуплении Им человечества, так ясно возвещаемую Словом Божиим. Но достаточно привести яркие места из молитв и песнопении их творчества, чтобы видеть их несомненное согласие с таким пониманием сущности дела. В 1-й молитве ко св. Причащению св. Василий Великий говорит, что Христос Своею Кровию обновил растлевшее грехом естество наше. Симеон Метафраст страдания Христовы, крест, гвоздия, копие, смерть называет животворящими и спасительными (3-я м.). А во всех вообще этих приготовительных молитвах свв. Отцы являют веру в то, что именно в приобщении свв. Тайн, – актах смерти Христовой, мы получаем прощение грехов, освящение, здравие души и тела и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

62)  Мф.19:28; Лк.22:30. Ср. Откр.7:5–8, 12:1, 21:12–14, 21, 22:2. 63)  Лк.10:1–17; ср. Чис.11:16, 24. По другим авторитетным манускриптам, число посланных было 72. а не 70. 64)  Мишна. Сота. 9.15. 65)  Ср. Мф.13:52. Существует гипотеза, что автор Евангелия от Матфея получил раввинистическое образование. Подробнее см. O.L. Соре. Matthew — A Scribe Trained for the Kingdom of Heaven. C. 10. 66)  Деян.6:3–6, 13:3; 1Тим.4:14; 2Тим.1:6. Ср. посвящение левитов в Чис.8:10; практику раввинов рукополагать своих учеников в трактате Талмуда “Санхедрин” (1.1). См. подробнее J. Coppens. L’imposition des mains et les rites connexes dans le Nouveau Testament et dans l’Église ancienne. 67)  1Тим.4:3; ср. 1Тим.5:14; Тит.1:15. 68)  Эту деталь отмечает Иоанн Златоуст в своей проповеди на текст Рим.16:3 “Приветствуйте Прискиллу и Акилу” (PG. 51.191). Толкуя 2Тим.2:12, святитель, со ссылкой на 1Кор.7:13–16 отмечает, что жена может спасти неверующего мужа, постоянно уча и разговаривая с ним о вере. Синодальный перевод следует за более поздней традицией, в которой имена в Деян.18:18, 26 были переставлены местами. Синодальный перевод также, по неизвестной причине. добавляет “и Прискилла” к имени Акилы в Деян.18:21, хотя в дошедших до нас манускриптах этих слов нет. В 1Кор.16:19 последовательность сохранена верно: “Акила и Приска с домашней церковью”. 69)  1Тим.3:2. Синодальный перевод передает прилагательное διδακτικν малопонятным и устаревшим “учителен”. Иероним в своем труде “Против пелагиан” (1.21), специально останавливается на том. что слово διδακτικς означает “способный учить”, а не “способный учиться”. Тот факт, что епископ должен быть в первую очередь хорошим учителем, также подчеркивает Ориген (Против Цельса. 3.48). 70)  1Кор.9:12б, 14; 1Пет.5:2; 1Тим.4:16. 71)  Ср. Игнатий Антиохийский . Магнезийцам. 8–11. 72)  Мишна. Таанит. 4.6–7. 73)  1Кор.3:16–17, 6:15, 19; 2Кор.6:16; Деян.17:24–25. Ср. Послание Варнавы 4, 16; Игнатий Антиохийский. Ефесянам. 15.3; Мученичество св. Иустина. 2; Минуций Феликс . Октавий. 32; Тертуллиан. Об одеянии женщин. 1; Климент Александрийский. Строматы. 7.6; Ориген. Против Цельса. 8.18–19.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010