Глава I Приветствие (1–2). Благословение Бога за многие благодеяния, дарованные нам во Христе (3–14). Величие христианской надежды, которую верующие имеют во Христе (15–23) Еф.1:1 .  Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе: Еф.1:2 .  бла­го­дать вам и мир от Бога Отца нашего и Го­с­по­да Иисуса Христа. Приветствие, с каким здесь Ап. Павел обращается к читателям, походит на те приветствия, с какими он обращается к Коринфянам в 1-м и 2-м посланиях. – «Волею Божиею» – см. 1Кор.1:1 . – «Апостол Иисуса Христа» – см. 1Пет.1:1 . – «Святым и верным во Христе Иисусе». Христиане названы «святыми» в том смысле, что они представляют собою выделенное из грешного мира общество. Они «верны» Богу, т. е. твердо стоят в вере. Тем и другим они обязаны «Христу Иисусу» (см. Рим.1:1 ): благодаря Его заслугам, они стали святы и с помощью Его благодати сохраняют верность призвавшему их Богу. – «Благодать и мир» – см. Рим.1:1 и 1Пет.1:2 . – «Отца нашего» – см. Мф.6:9 . Еф.1:3–14 . Начиная первую, догматическую, часть своего послания, Ап. в форме восхваления Бога дает читателям общее изображение величия христианства. Прежде всего он говорит, что христианство имеет предвечное основание: мы, христиане, избраны Богом прежде сложения мира во Христе Иисусе к ближайшему общению с Богом. Потом Ап. указывает на то, что мы искуплены кровью Христа от грехов, получили высокую мудрость от Бога и во Христе уже вступили в теснейшее единение с Богом – даже получили печать того, что мы стали наследниками небесного блаженства. Еф.1:3 .  Благословен Бог и Отец Го­с­по­да нашего Иисуса Христа, благо­словив­ший нас во Христе всяким духовным благо­слове­нием в небесах, «Благословен Бог и Отец..». См. 2Кор.1:3 . Ап. прежде всего говорит с Еф.1:3 по Еф.1:6 о том, что Бог сделал для христиан в доисторическое время, или, можно сказать, от вечности. Он «благословил», т. е. назначил нам во Христе, – Который здесь мыслится как существовавший до Своего воплощения, от самой вечности, – «всякие», т. е. касающиеся всех сторон нашего существа, «благословения». – «Духовным», – т. е. принадлежащим к высшей, божественной, духовной области бытия. В Нов. Завете слово «духовный» обыкновенно употребляется для обозначения высшего, божественного происхождения какого-либо явления. – «В небесах». Самое действие благословения имело место на небе (ср. ст. 4-й: «прежде создания мира»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3 . И, наконец, сказано, что «царя Гайского повесили на двойном дереве» ( Нав.8:29 ). Здесь тайна сокрыта очень глубоко, но вашими молитвами мы попытаемся раскрыть ее, и не своим разумением, но полагаясь на свидетельства Божественного Писания. Выше мы сказали, что царь Гая мог быть связан с дьяволом ; и чтобы узнать, как дьявол был распят на двойном дереве, стоит приложить усилия. Крест Господа нашего Иисуса Христа был двойным. Возможно, тебе покажется странным и новым то, что я говорю: «Крест был двойным», то есть он двойной, и по двум причинам. Ведь Сын Божий был воистину видимо распят во плоти, но невидимо к этому кресту был пригвожден дьявол со своими начальствами и властями (ср. Кол.14–15 ). Убедишься ли ты, если я приведу свидетельство апостола Павла? Тогда послушай, что он сам говорит: «Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними на древе креста» ( Кол.2:14–15 ), (хотя в другом списке, распространенном среди эллинов, сказано: «восторжествовав над ними Собою на древе»). Таким образом, понимание креста Господня двойное: первое – о котором апостол Петр говорит, что распятый Христос «оставил нам пример» ( 1Пет.2:21 ), а второе заключается в том, что крест стал символом победы над дьяволом ; и на этом кресте Христос и был распят и восторжествовал. Поэтому, наконец, и апостол Павел сказал: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» ( Гал.6:14 ). Ты видишь, что и здесь Апостол указывает на двойное понимание креста. Ибо он говорит, что на кресте были распяты две противоположности: святой – он сам, и грешник – мир. Как мы сказали выше, это, несомненно, есть образ Христа и дьявола. Ибо мы распяты для мира тогда, когда «идет князь мира сего, и в [нас] не имеет ничего» ( Ин.14:30 ), и мир распят для нас, когда мы не принимаем вожделения греха. 4 . Но если среди слушающих окажется кто-то более внимательный, он может сказать: «Да, такое толкование вполне согласуется с описанными событиями; меня только несколько смущает, что дьявол и его воинство, как показано этим историческим прообразом, разгромлены; как же тогда мы и доныне видим, что дьявол и противные силы столь могущественны в борьбе со служителями Бога? И апостол Петр с великой осторожностью предупреждает нас и просит бодрствовать, «потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1Пет.5:8 )». Посмотрим, нет ли и в этом чего-то такого, что достойно быть изреченным Святым Духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   Ho, при глубокой вере, христианская надежда должна выражаться молитвенным прошением к Господу. Желания сердца должны быть похожими на просьбу. Он Сам сказал: «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7:7), «просите, и получите» (Ин. 16:24). Молитвенное прошение предполагает обдуманность желаний; им очищаются желания, противные видам христианской надежды, самодовольство, самохвальство, самопоклонение и другие свойства, не соответствующие нравственному чувству истинно верующих. С другой стороны, с истинной молитвой несовместимы безвременность и беспредельность прошений. Скромность и умеренность желаний, ограничиваемых смиренным сознанием своего духовного несовершенства, придают осмысленность и разумность прошению христианина.    Такое прошение не может остаться без исполнения, ибо сказано: «и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21:22), и не навлечет упрека, какой произнесен устами апостола людям, требующим у Господа успеха злым надеждам: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:3).    Христианская надежда как важнейшего условия успеха ее исполнения требует преданности Христу. «Полюбить Его всем сердцем, и всею душою, и всеми силами» (Втор. 6:5), «всем разумением, и всею крепостью, всем умом и всем помышлением» (Мф. 22:37; Мк. 12:33; Лк. 10:27), — вот степень преданности, за которой открывается уверенность в том, что все, чего ни попросим мы от Отца во имя Его, Он сотворит, «да прославится Отец в Сыне» (Ин. 14:13). Такая безусловная, искренняя преданность Господу завершает полноту человеческого возрождения и человеческую надежду обогащает радованием непременного исполнения. «Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Ин. 15:5).    К сожалению, примеры такой преданности в мире редки, но они возможны и действительны. Чаще же встречается преданность воле Божией неполная, неустойчивая, при которой человек попеременно способен предаваться то Богу, то маммоне (см. Мф. 6:24).    При благополучном течении дел личная страсть заменяет высшее проявление религиозного чувства, при беде и неприятностях та же личная страсть, оставаясь неудовлетворенной, вынуждает человека к молитве, к прошению у Бога. Ho такая молитва не есть ни порыв чистосердечия, ни доказательство преданности воле Божией. Такая молитва безуспешна, и прошения ее безнадежны. «Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то идите за ним» (3Цар. 18:21), «ибо какое согласие между Христом и Велиаром?» (2Кор. 6:15), «Иисус Христос... оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет. 2:21). Итак, кто действительно предан Христу, пусть покажет, что Он приобщается Христовым страданиям (см. 1Пет. 4:1). Пусть будет вся жизнь наша единой жертвой Христу в Божию славу, тогда в нас не явится ни ложная надежда, ни осуждение свыше, как плод ее (см. Гал. 6:7). «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» (Иак. 4:8).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В этом состоит правда, которая учит всем воздавать должное. Не хотим себе зла – и ближнему нашему, то есть любому человеку, не должны желать и делать зла. Хотим себе добра – и ближнему его должны желать и делать. Не хотим, чтобы кто у нас похитил, отнял, украл что, имя наше опорочил, укорил нас, и прочее зло сделал – и сами от того должны уклоняться. Хотим, чтобы ближний нас в нужде не оставил, и сами то же ближнему нашему делать должны. Того и Христос от нас требует: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» ( Мф.7:12 ). В том чистейшем зеркале видим и удивляемся благости Божией, которая «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 ). Отсюда учатся христиане не только друзей, но и врагов своих любить, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим и молится за обижающих и гонящих их ( Мф.5:44 ), не воздавать «злом за зло или ругательством за ругательство» ( 1Пет.3:9 ), но «если враг голоден, накормить его; если жаждет, напоить его. Не быть побежденным злом, но побеждать зло добром» ( Рим.12:20–21 ). Ибо «если любите любящих вас, – говорит Христос христианам, – какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят» ( Лк.6:32 ). Нисколько не выше язычников поступают христиане, которые должны, как свет от тьмы, отличаться от них благочестивой жизнью (см. Флп.2:15 ), когда только любящих любят и только благотворящим благотворят. Смотря в зеркало Святого Писания, видим святость Божию, как свет, никакой тьмы не причастный: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» ( 1Ин. 1:5 ). Так подобает и христианам, как чадам света поступать ( Еф.5:8 ), как чадам Божиим, о святом житии заботиться, очищать «себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» ( 2Кор.7:1 ), «по примеру призвавшего Святаго, и самим быть святыми во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я Свят» ( 1Пет.1:15–16 ). «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» ( 1Фес.4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Затем, что двое или трое, собравшиеся во имя Христа, еще не составляют из себя Церкви, видно из слов Самого же Спасителя: «Если не послушает (согрешивший против тебя брат твой), возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи Церкви, а если и Церковь не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15–17). Ясно, что если бы два или три свидетеля, собравшиеся во имя Христа, уже составляла Церковь , то не сказал бы Христос: «если же не послушает их, скажи Церкви», ибо если бы два или три человека составляли Церковь , то какая была бы им нужда обращаться для суда над упорным грешником еще к какой-то другой Церкви? Во имя Христа собираются все сектанты: баптисты, хлысты, молокане, духоборы и др. Неужели каждое их сборище есть Церковь , где, как глава, присутствует Спаситель? «Разве разделился Христос?» ( 1Кор. 1:13 ). Нет, Он среди тех, кто пребывает в единой созданной Им Церкви, которая есть Тело Его ( Еф. 1:23 ). Необходимо, наконец, заметить, что слова Христа: «где два или три соберутся»... говорят вовсе не о Церкви, а о частном собрании верующих, ибо эти слова сказаны были тогда, когда самой Церкви еще не существовало, ибо она основана Христом только после страданий Его (Еф. 5:25), точнее – в день Пятидесятницы, когда она получила Утешителя Св. Духа. Сектант: 2) Общество верующих и без священства составляет Церковь Божию: каждый христианин – священник. «Вы род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства призвавшаго вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2:9 ). «И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему слава и держава во веки веков, аминь» ( Откр. 1:6 ). «И соделал нас царями и священниками и мы будем царствовать на земле ( Откр. 5:10 ). Объяснения православного: 2) Христиане называются священниками не в буквальном, конечно, а в духовном смысле. Если каждый христианин – священник в буквальном смысле и потому в Церкви Христовой не нужно особого священства, то каждый – и царь, следовательно, не нужно и царя земного, а между тем в той же самой главе послания ап. Петра читаем: «Бога бойтесь, царя чтите» ( 1Пет. 2:17 ), ( Рим. 13:1–8 ), ( 1Тим. 2:1–3 ). О необходимости же в Церкви пастырей ап. Павел так учит: «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, к созиданию Тела Христова» ( Еф. 4:11–12 ). Если Сам Христос поставил в Церкви для ее руководства в деле веры пастырей, то сказать, что они в Церкви не нужны, может только человек, отделившийся от Христовой Церкви и примкнувший к беспастырному стаду сектантов. Итак, ясно, что христиане называются в Писании царями и священниками в духовном смысле, как люди избранные в удел Божий, царствующие над своими грехами и приносящие сами себя в жертву хвалы и благотворения ( Евр. 13:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Разделы портала «Азбука веры» Служение – исполнение евангельских заповедей о любви к Богу и ближнему ( Мф.22:36-40 ). Образец истинного служения являет Собой Иисус Христос: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мк.10:45 ). Христос дал нам пример, чтобы мы подражали Ему ( Ин.13:15-17 ). Люди должны служить друг другу любовью ( Гал.5:13 ) и полученными дарами ( 1Пет.4:10 ). Служение ближнему, как и любое служение вообще, – это, прежде всего, служение Господу, богослужение ( Еф.6:6 и след.; Кол.3:22 и след.). Цитаты о служении «На самом деле христианин вообще не должен работать. Христианин должен только служить. Слова апостола Петра: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Петр.2:9 ) – обращены ко всем христианам, ко всем нам. Значит, все мы – священники Божии и все призваны к служению, а не к работе. Под служением обычно понимают лишь немногие виды человеческой деятельности: принадлежность к священной иерархии, воинское служение, врачебная и преподавательская деятельность. Но в действительности любое дело – служение Богу, если я делаю его ради Бога, как послушание воле Божией». прот. Константин Островский «Если вы живете с другими, то служите им, как Самому Богу: не требуйте за любовь — любви, за смирение — похвалы, за службу — благодарности». архимандрит Агапит, настоятель Нило-Столобенской Пустыни «Каждому члену Церкви даются особые дарования для служения всем:  Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией  ( 1Пет.4:10 ). Члены Тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции, сообразуясь со способностями, возможностями, навыками и опытом:  Служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех  ( 1Кор.12:5-6 ). Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие. В практическом исполнении заповеди Христа Спасителя о любви к Богу и ближнему ( Мф.22:37-39 ) заключается важнейшая задача христианина». Документ «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви» Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/sluzhenie

Слово Божие есть духовное млеко, от которого мы возрастаем во спасение ( Иак.1:21 ). 1–3. Кто уже вкусил, сколь благ Господь, тот не пренебрегай благости, кротости и долготерпения Божия, но помышляй, что благость Божия ведет к покаянию ( Рим.2:4 ). 5. Молитвы святых суть духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом ( Откр.8:4 ; 1Кор.6:19, 20 ). 7–8. Соблазн есть камень претыкания, то есть, подобен камню, о который претыкаются и падают ( Мф.18:6 сл.). Кто ищет оправдания не в вере во Христа, а в делах закона: для того Христос есть камень претыкания или соблазн ( Рим.9:32 ; 1Кор.1:23 ). 9. Верующие во Иисуса Христа – род избранный, царственное (Божие) священство, народ святый, люди, взятые в удел (усыновленные) Откр.5:10 ). Богом мы призваны из небытия в бытие, и Богом дано нам лучшее, благодатное бытие: посему мы должны покланяться Богу, как Существу Высочайшему; прославлять Бога, как Всесовершенного; благодарить Бога, как Творца, Промыслителя и Спасителя ( 2Кор.4:6 ). 11. Всякий странник, доколе он на пути, должен быть чист и телом, и духом; а всякий грех есть тяжелое бремя и делает препятствие к достижению предположенной цели ( Евр.12:1 ). 12. Так да светит свет ваш пред человеками, говорит Спаситель верующим, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославили Отца вашего небесного ( Мф.5:16 ). 13–14. Верховная власть на земли дана Богом царю, а правители суть слуги царя и вместе слуги Божии: и так, во-первых, должно повиноваться царю, а потом посылаемым от него правителям ( Рим.13:1, 1 ). Есть суд Божий, и есть суд человеческий. Бог управляет человеками (миром) невидимо, а через царей земных и прочие власти – видимо ( Рим.13:1 ). 15. Кто делает другому добро, тот заграждает ему против себя уста и отклоняет от всякого злоречия. 16. Рабы Божии свободны от греха; посему никто не должен употреблять сей свободы для прикрытия порока или в угождение плоти ( Гал.5:13 ; Рим.6:15, 16 ). 19–20. Кто, страдая не для Бога страдает, но за преступление ( 1Пет.4:14, 15 ), или кто страдает, не помышляя о страданиях И. Христа, тот страдает не по воле Божией ( 1Пет.4:19 сл.) и без пользы для своей души ( 2Тим.2:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

15. К 1Пет.1:3 : Без Воскресения Христова из мертвых ни мысль наша не переживает нашу смерть, ни чувство, ни ум, ни душа, ни вера, ни любовь, ни надежда, ни что-либо иное человеческое – все умирает, прекращается, исчезает. Только Господь Иисус Христос возродил нас Своим Воскресением «из мертвых к упованию живому» ( 1Пет.1:3 ): к упованию, побеждающему смерть, переживающему 7 смерть, входящему в бессмертие, самому обретающему бессмертие Единым Бессмертным. Так только Его Воскресением возрождена и мысль, и душа наша, и вера, и любовь, и все наше, ибо все сие приобщилось, совоплотилось Воскресшему, совоскресло с Ним: так и только так мы, и наше, преодолеваем смерть и все смертное, переживаем смерть и становимся бессмертными всем, что наше, всем – кроме греха. 16. К 1Ин.3:14 : Любовь делает бессмертными в человеке и душу, и чувства, преображает их из смертных в бессмертные, из временных в вечные. Почему? Потому что любовь и исходит от Бога, Который есть любовь, и возвращается к Богу; любовь – это боготворящая, обожающая, дарующая бессмертие сила, ибо вся она от Бога. Поэтому апостол любви ясно и решительно благовествует: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти» ( 1Ин.3:14 ). Любовь – это, в действительности, воскресение души из мертвых, восстание от смерти. Не имеющий любви всем существом находится в безысходной темнице смерти без окон, без дверей, без каких-либо просветов – вся его душа и мысль, и чувство заключены в смерти. Отсюда превыше всего необходима деятельная любовь. Без Нее нет воскресения души. 17. Грех и зло. Где нет ни греха, ни добродетели, здесь все дозволено, ибо все по ту сторону добра и зла. Значит – в сфере Божественного или демонского. Если и это не признает человек, то он в сфере неопределенного: кругом сплошные иксы и неопределенные уравнения. Грех – это грех для совести; у кого нет совести, как для того может существовать грех ? Зло – это зло для Бога и перед Богом; кто не имеет Бога, для того не существует зла – все дозволено? Разве не так? Грех не признается, когда не признается Бог. И зло тогда не признается. Тогда человек задыхается в каком-то свинцовом релятивизме.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

«Днесь ад стеня, вопиет: уне мне бяше, аще бых от Марии рождшагося не принял». «Днесь ад стеня, вопиет: разрушися моя власть, приях мертваго, яко единого от умерших» (Вел. Суб. на Гос. воззв.). «Плоть бо Твоя истления не виде, Владыко, ниже душа Твоя во аде страннолепно оставлена бысть» (Кан. В. Суб. 5 п.). «Его» же поглоти желанием ад, отпусти трепетом» (3 Нед. В. Пост. Кан. 3 п.). «Уязвися ад, в сердце прием уязвенного копием в ребра и воздыхает» (Вел. Суб. Кан. 7 п.). «Адаму первому Вторый, иже в вышних живый, сниде до адовых сокровищ» (8 п.). «Приобщается сущим во аде» (7 п.). Диавол, некогда говоривший Ему в пустыне: «еда Ты Сын Божий...» и устами бесноватых признававший во Христе Сына Божия, видя Его умершим, не иначе, как по общему закону о смерти, притом умершим на кресте, след., как величайшего грешника («проклят всяк висяй на древе»), не предполагая, посему, в Нем безгрешного Иисуса, в Котором по силе величайшего, до последней степени истощания сокрылось Божество Сына Божия, обманувшись, бесстрашно принимает Его в самую адову глубину 4 . Снишествием Христа в ад и приобщением Его «сущим» там закончилось «вечное Искупление» мира. Смерть Иисуса, как «оброцы» воспринятой Им на Себя греховной вины всего человечества пред Богом, была, с одной стороны, полноценным понесением во всем беспредельном объеме Божия приговора ( Быт.2:17 ), с другой – уничтожением вины, как причины дальнейшего пребывания человечества в смерти, ибо умер не простой человек Иисус, но безгрешный лично, пребывающий неразлучно в Ипостаси Сына Божия. Воспринят в полноте Божий приговор, наказание за грех и, по суду Правды Божией, прощен и грех, разрушена преграда со стороны Бога к людям. В глубинах адовых Христос 2) исполняется блистанием Божества, 3) проповедует всем, находившимся там, о спасении. «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадав за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега» ( 1Пет.3:18–20 ). «Для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» ( 1Пет.4:6 ). «Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» ( Кол.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Где же спасение от пагубного духа нашего времени, от тирании плоти, искажающий образ Божий в человеке, от скептицизма, позитивизма, утилитаризма, материализма, пессимизма, реализма, анархизма – от всего этого полчища всяческих «измов», т. е. «сущностей», – мнимых истин, настоящих и, быть может, ещё грядущих?.. – В слове Божием. Оно «умудряет простых» ( Пс.18:8 ), оно подаёт «терпение и утешение» ( Рим.15:4 ), оно как «молотом разбивает окаменелое сердце, и как «огнём» согревает сердце холодное» ( Иер.23:29 ), оно как «светильник, сияющий в тёмном месте» ( 2Пет.1:19 ), – среди духовной тьмы этого мира и освещающий путь истины, – оно как «семя» духовное, возрождающее человека к новой жизни, полной добрых плодов ( 1Пет.1:23 , Лк.8:11 , Мф.13:3, 8, 23 ), оно «научает, обличает, исправляет» человека, делая его способным ко всякому доброму делу ( 2Тим.3:16, 17 ), оно «живо и действенно и острее всякого меча... оно проникает до разделения души и духа и судит чувствования и помышления сердечные» ( Евр.4:12 ), оно «меч духовный» на противника ( Еф.6:17 ), оно «вечно». Всякая плоть, как трава, и всякая слава человеческая, как цвет на траве: засохла трава, и цвет её опал. Но слово Господне пребывает в век». ( Ис.40:6 , 1Пет.1:24, 25 ). Слово Божие, с детскою верою принимаемое ( Мф.11:25 ), приводит человеческий дух в общение с Духом Божиим, Духом истины и добра и в этом общении дух наш ежедневно почерпает духовную силу для победы над злом, в каком бы виде оно ни являлось: в виде ли грубой похоти или заблуждения ума, – в виде какой-нибудь превратной, но кажущейся, на первый взгляд, глубокою и разумною, теории философской, вроде дарвинизма. «Заблуждаетесь, не зная Писаний», сказал Иисус своим противникам ( Мф.22:29 ). «Блажен человек, обращающий внимание на слово Божие и размышляющий над ним день и ночь», – «и да будет он», говорит Давид, – «как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время своё и лист которого не вянет: и во всём, что он ни делает, успеет» ( Пс.1:2,3 )

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010