40 Кстати, несколько слов критикам православного аскетизма. Православные подвижники усмиряли себя постом и бдением, порабощали себя веригами и юродством не для того, чтобы «заработать прощение». Они стремились к победе над собой, к победе духа над плотью. Через воздержание и другие подвиги они «распинали» свою плоть (см. Гал.5:24 ), как необъезженную лошадь усмиряют голодом, лишая ее избытка дурных сил. Здоровый дух, по Библии, – не столько в здоровом теле, сколько в страдающем (см. 1Пет.4:1 ) (конечно, если страдание принимается с благодарностью, как из рук Самого Господа). Сильный дух – в немощной плоти. «Дух бодр, плоть же немощна» ( Мф.26:41 ), в НЗГЯ: «Дух деятелен – плоть же бессильна». «Сила Моя совершается в немощи», – говорит Господь ( 2Кор.12:9 ; см. также 1Кор.2:3-4 ). Только тот, кто усмиряет и порабощает свою плоть (как бы обессиливая ее), способен успешно побеждать «плотские похоти, восстающие на душу» (см. 1Пет.2:11 ) и не исполнять «вожделения плоти» (см. Гал.5:16 ). Торжество духа нам необходимо для того, чтобы исполнить две самые главные христианские заповеди: возлюби Бога всем сердцем и возлюби ближнего, как самого себя. «Любовь – это цель. Борьба со страстями – это путь. Молитва – это движущая сила». В этом – смысл православного аскетизма и развившегося из него православного монашества. 41 Особенно я умилялся «присущей» мне, как баптисту, миссионерской ревности. Хотя, по Библии, я должен был испытывать какие-то другие чувства: «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» ( 1Кор.9:16 ). «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» ( Лук.17:10 ). 42 Наверное, в первый раз – на очередной сессии в баптистском институте в Москве. Тогда после лекций вечером я уходил из общежития, и забредал в гулкий полутемный коридор умиравшего на ночь здания Союза ЕХБ. Здесь я читал Библию и молился, стараясь себя утешить. Но, возвращаясь к ребятам, только глубже прятал непонятную печаль.

http://azbyka.ru/operaciya-na-serdce-ili...

( Гал. 1:15–17 ; сн. 1Пет. 5:10 ). В другом месте тот же апостол говорит, что вера дается человеку Духом Святым ( 1Кор. 12:9 ). Под влиянием призыва благодати в человеке, если он не хочет погибнуть или ожесточиться во зле, появляется раскаяние в грехах в вера в истинность и спасительность христианства, а вместе с тем «отвращение ко греху, сильное желание святости и неудержимее стремление к единению с Христом – источником святости. Это единение и вместе духовное возрождение и обновление человека совершается в крещении, где верующий силой Св. Духа очищается от всех грехов, рождается для новой – святой жизни, сочетается Христу ( 1Пет. 3:21 ; Рим. 6:3–6 ; Кол. 2:11–12 ) и делается членом Его тела или Церкви ( 1Кор. 12:13 , ср. Ин. 3:5 ; Деян. 2:38; 22:16 ). Со вступлением в Церковь Христову для человека открывается путь спасения, по которому он и должен идти, следуя за Христом (Мф. 10:38; 16:24), через исполнение Его воли, выраженной в законе Божием ( Ин. 14:21 – 23 )», или, что то же, через добрые дела 525 . Необходимость добрых дел для спасения человека ясно указывается в слове Божием. На вопрос богатого юноши: «что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Спаситель ответил: «если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди... если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за мной» (Мф. 19:16, 17, 21; ср. Мр. 8:34 ; Мф. 16:24 ). В другой раз Он сказал: «тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь... Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного» ( Мф. 7:14, 21 ). Говоря о страшном суде, Иисус Христос заметил, что Сын человеческий «тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16:27; 25:34–36). То же учение о необходимости добрых дел для спасения человека и наследия вечной жизни раскрывали и апостолы. Так, ап. Павел говорит, что «мы созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» ( Еф. 2:10 ); что в будущей жизни «каждый получит свою награду по своему труду» ( 1Кор. 3:8 ), так как «не слушатели закона праведны перед Богом, а исполнители закона оправданы будут» ( Рим. 2:6,13 ; сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Затем, что двое или трое, собравшиеся во имя Христа, еще не составляют из себя Церкви, видно из слов Самого же Спасителя: «Если не послушает (согрешивший против тебя брат твой), возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи Церкви, а если и Церковь не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15–17). Ясно, что если бы два или три свидетеля, собравшиеся во имя Христа, уже составляла Церковь , то не сказал бы Христос: «если же не послушает их, скажи Церкви», ибо если бы два или три человека составляли Церковь , то какая была бы им нужда обращаться для суда над упорным грешником еще к какой-то другой Церкви? Во имя Христа собираются все сектанты: баптисты, хлысты, молокане, духоборы и др. Неужели каждое их сборище есть Церковь , где, как глава, присутствует Спаситель? «Разве разделился Христос?» ( 1Кор. 1:13 ). Нет, Он среди тех, кто пребывает в единой созданной Им Церкви, которая есть Тело Его ( Еф. 1:23 ). Необходимо, наконец, заметить, что слова Христа: «где два или три соберутся»... говорят вовсе не о Церкви, а о частном собрании верующих, ибо эти слова сказаны были тогда, когда самой Церкви еще не существовало, ибо она основана Христом только после страданий Его (Еф. 5:25), точнее – в день Пятидесятницы, когда она получила Утешителя Св. Духа. Сектант: 2) Общество верующих и без священства составляет Церковь Божию: каждый христианин – священник. «Вы род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства призвавшаго вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2:9 ). «И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему слава и держава во веки веков, аминь» ( Откр. 1:6 ). «И соделал нас царями и священниками и мы будем царствовать на земле ( Откр. 5:10 ). Объяснения православного: 2) Христиане называются священниками не в буквальном, конечно, а в духовном смысле. Если каждый христианин – священник в буквальном смысле и потому в Церкви Христовой не нужно особого священства, то каждый – и царь, следовательно, не нужно и царя земного, а между тем в той же самой главе послания ап. Петра читаем: «Бога бойтесь, царя чтите» ( 1Пет. 2:17 ), ( Рим. 13:1–8 ), ( 1Тим. 2:1–3 ). О необходимости же в Церкви пастырей ап. Павел так учит: «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, к созиданию Тела Христова» ( Еф. 4:11–12 ). Если Сам Христос поставил в Церкви для ее руководства в деле веры пастырей, то сказать, что они в Церкви не нужны, может только человек, отделившийся от Христовой Церкви и примкнувший к беспастырному стаду сектантов. Итак, ясно, что христиане называются в Писании царями и священниками в духовном смысле, как люди избранные в удел Божий, царствующие над своими грехами и приносящие сами себя в жертву хвалы и благотворения ( Евр. 13:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист. Кто желает и ожидает прославления в день славного пришествия Господа на землю: тот старается жить свято и праведно, так как Господь свят и праведен. Ибо только святые и праведные могут видеть Бога, и принимать озарение от света лица Божия. Иисус Христос учит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф.5:8 ). Апостол Петр пишет: по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы, во всех поступках ( 1Пет.1:15 ). Словами: всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист, Апостол показывает, к чему призывает, и к чему обязывает нас высокое наше звание во Христе; к чему обязывает нас величие Божеской любви к нам, дарующей нам, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. В обыкновенной жизни дети естественно подражают своим родителям, а в благодатной жизни дети Божии, призываемые к наследованию благ небесных, должны подражать совершенствам Отца небесного. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят. ( 1Пет.1:16 ), заповедал Бог . Иисус Христос учит: Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф.5:48 ). Братия! Помышляя о том, что и нам являет Отец небесный такую любовь, «чтобы нам называться и быть детьми Божиими», – и мы должны питать в себе эту надежду, «что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». А помышляя о великих благодатных преимуществах своих во Христе, мы должны стараться повседневно очищать себя от грехов, и совершенствоваться в христианских добродетелях, подражая совершенствам Божеским и следуя примеру Господа Иисуса Христа, в надежде вечного единения с Ним, Сыном Божиим, в обителях Отца небесного. Аминь. Беседа 11. «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие.» (1Ин.3:4). Святой Иоанн Богослов, показав, как велики преимущества истинно верующих в Иисуса Христа, и какая слава ожидает их в будущей жизни, раскрывает далее, как грех должен быть чужд возрожденным от Бога и ожидающим дивного прославления во второе пришествие Господа Спасителя на землю. Для этого он говорит о пагубных действиях и последствиях греха: грех есть преступление закона (ст. 4); грех противен делу нашего искупления (ст. 5), лишает грешника общения со Христом (ст. 6), и вводит его в сообщество с диаволом (ст. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

И именно священным сиклем мы называем искреннюю, истинную веру, ту, в которой нет места лукавству неверия и не примешивается к ней изощренное коварство еретиков, и мы, приносящие истинную веру, можем омыться «драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (ср. 1Пет.1:19 ). Через Него Всемогущему Богу Отцу со Святым Духом «слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ; Откр.1:6 ). Гомилия IV О сказанном: «Если какая душа согрешит и, пренебрегая, пренебрежет наставлениями Господа и солжет ближнему своему в том, что ему поручено, или в общении 14 » ( Лев.6:2 ) и прочее. 1 . Если, как уверяет нас закон Божий, Господь сказал Моисею слова, которые нам прочитали сегодня, то я думаю, что их должно понимать, согласуясь не с неспособностью слушающих, а с величием сказавшего их. Написано: «И сказал Господь» ( Лев.6:1 ). Кто есть Господь? Пусть ответит тебе Апостол, и узнай от него, что «Господь есть Дух» ( 2Кор.3:17 ). А если тебе не довольно слов Апостола, послушай, как Сам Господь говорит в Евангелии: «Бог есть Дух» ( Ин.4:24 ). Если и Господь, и Бог есть «Дух», то должно нам сказанное Духом понимать духовно. Скажу больше: надлежит нам веровать, что сказанное Господом не только духовно, но и есть «Дух», и покажу это на примере не своего понимания, но сказанного в Евангелиях. Послушай, что Господь наш и Спаситель говорит Своим ученикам: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» ( Ин.6:63 ). Поэтому если мы научаемся голосом Самого Спасителя, что слова, сказанные Им апостолам, «суть дух и жизнь», то мы ни в коей мере не должны сомневаться, что слова, сказанные через Моисея, также «суть дух и жизнь». 2 . Однако рассмотрим в меру наших сил то, о чем нам следует сказать дальше. Написано: «И сказал Господь Моисею, говоря: если какая душа согрешит и, пренебрегая, пренебрежет наставлениями Господа и солжет ближнему в том, что ему поручено, или в общении, или что им похищено, или обманет ближнего своего, или найдет потерянное и запрется в том, и поклянется ложно в чем-нибудь, что люди делают и тем грешат, – то, согрешив и сделавшись виновным, он должен возвратить похищенное, что похитил, или отнятое, что отнял, или порученное, что ему поручено, или потерянное, что он нашел; или если поклянется ложно в чем-нибудь, то должен отдать сполна, и приложить к тому пятую долю и отдать тому, кому принадлежит, в день приношения жертвы повинности» ( Лев.6:1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Кто хочет подвизаться и упражняться в духовном делании, тому надлежит жить в монастыре с братией. Не стоит просто на удачу, опрометчиво, по самоугождению и упрямству избирать уединение, чтобы не похитили душу злые духи, потому что враг угрожает отовсюду. Кто же говорит: я для того стал отшельником, чтобы некому было возбуждать во мне гнев, тот ничем не отличается от бессловесного зверя. Потому что мы видим, что звери тихи и не свирепы, если не раздражает их человек. Для чего же написано: повинуясь друг другу в страхе Божием ( Еф. 5:21 ), и: Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил ( 1Пет. 4:10 ), и: Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа ( 1Пет. 2:13 ), и: ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других ( Флп. 2:3–4 ), и: Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью ( Иак. 3:13 ). Разве ты не знаешь, что страстные мысли, внушаемые демонами, плодятся как зайцы. Вложенная в душу лукавая мысль порождает другие (см. Пс. 143:11–13 ). 69. Диакону Таписку Сказано, что в пресыщении гордилась Содома 124 . То есть осквернившаяся душа, насытившись знанием, делается неукротимой и несносной. 70. Ему же Знания легко делают человека надменным. Поэтому апостол и говорит: И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны ( 2Кор. 12:7 ). 71. Ему же Все презирают тщеславных. Поэтому славолюбивый подобен публичной девке, которая гоняется за возлюбленными, но они всё более презирают её. 72. Чтецу Петру Ты говоришь, что после того как ты иссушил тело постом, лукавый демон стал сильно возбуждать в тебе похоть, проникнув внутрь, зажег сладострастное пламя, так что ты очень смущён. Не смущайся, нередко это случается по дьявольской зависти, поэтому внимательно займись чтением. Как говорит Иезекииль, имея в виду врага нашей жизни: изранил все чресла им ( Иез. 29:7 ), то есть осмелился осквернить подвизающихся, низложив их плотскими похотями и возбуждением. Также и Иеремия говорит о том, что Господь иногда для испытания нашего попускает дьяволу проникать в сокровенное: есть ли болезнь, как моя болезнь, какая постигла меня, какую наслал на меня Господь в день пламенного гнева Своего? ( Плач. 1:12 ). Потому что подвижникам приходится терпеть много скорбей, подвергаться испытаниям, помрачениям, пройти сквозь огонь и воду, сквозь мглу и бурю от ненавидящих девство демонов. Чтобы в конце войти в радость, в прохладу, вдохнуть воздух свободы и увидеть свет блаженства. 73. Пресвитеру Евномию

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Но, будучи различны, органы взаимно обусловлены; страдает ли один член, страдают сним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. Так и верующие – Тело Христово, составляют вещество Его, а порознь – члены этого Тела ( 1Кор.12:24–27 ). Если разнообразие требуется для Церкви, то естественно, что и функции оказываются у разных членов разные, а не у всех одинаковые ( 1Кор.12:28–30 ). Как в одном теле у нас много членов, но не у всех одно и то же дело, так и мы многие (верующие) составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены ( Рим.12:4, 5 ; ср. 1Кор.10:17 ). У каждого – свои дарования, свои способности, и потому каждый должен думать о себе скромно, не более нежели должно, – не мечтать о себе, найти истинное место своё в Теле Христовом, познавая, «что есть воля Божия» ( Рим.12 ). Премудрость Божия не исключает из себя частную премудрость, а включает её в себя, потому что Она – «многоразличная премудрость Божия» ( πολυποκιλος σοφα το θεο, Еф.3:10 ), и чтобы верующие могли быть «добрыми домостроителями благодати Божией» («ς καλο οκονμοι ποικλης χριτος θεο», 1Пет.4:10 ), каждый из них должен служить друг другу тем даром, какой получил, тою способностью, которою оделил его Создатель ( 1Пет.4:10–11 ). В том и состоит существо смирения, чтобы сознавать свое место в Теле Христовом и вместе с тем видеть, что это место – даровано Богом, а не заслужено, ибо все индивидуальные особенности, делающие верующего определенным членом, созданы не им, а получены от Бога. Все эти отличия, как и вся вообще жизнь христианина, являются благодатными по существу, но по внешней форме они могут быть обыкновенными, естественными человеческими способностями, вроде, например, «дара заступления за угнетенных» (45:417) пред властями и пред злыми людьми (ντιλμψεις), «дара правления» (κυβερνσεις) ( 1Кор.12:28 ), «дара учения» ( 1Кор.12:28 ) и т. п. (21, 43, сл.). Таким образом, Полнота Христова многообразно преломляется и изображается в многообразии индивидов, входящих в состав Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Объяснения православного: 2) И в Ветхом Завете весь Израиль назывался «царством священников»: «вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх. 19:6 ). Однако не каждый израильтянин был в буквальном смысле священником; а избирались на священническое служение «из среды сынов Израиля» не многие лица, взятые из одного лишь колена Левиина, лица (Исх. 28 и 29 главы); если же к священнослужению приступал кто-либо посторонний, не посвященный на это служение, то предавался смерти ( Числ. 3; 10 гл. 16-я и 18; 7 и др.). Так и в Новом Завете «никто сам собою не приемлет сей чести (священства), но призываемый Богом, как и Аарон» ( Евр. 5:4 ). Если священников не нужно в Церкви потому, что христиане называются «священниками», то не нужно и царей, ибо христиане именуются в Писании ( Откр. 1:6 ) и ( Откр. 5:10 ) и «царями». А между тем в той же второй главе первого послания апостол Петр учит: «Бога бойтесь, царя чтите» ( 1Пет. 2:17 ), а в пятой главе пишет христианам: пастырей ваших умоляю я «сопастырь и свидетель страданий Христовых»... ( 1Пет. 5:1 ) и апостол Павел учит, что Сам Христос «поставил иных пастырями и учителями» ( Еф. 4:11–12 ). Если каждый сектант «священник» и служитель алтаря, то где же алтарь его, и если он «царь на земле», то где принадлежащее ему царство? Очевидно, христиане называются «царями» и «священниками» не в прямом, буквальном смысле, а в духовном, как люди освященные в святых таинствах Церкви, как люди избранные в удел Божий, царствующие над своими грехами и приносящие души и тела свои «в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумнаго служения» ( Рим. 12:1 ); «приносящие Богу жертву хвалы, то есть плод уст прославляющих имя Его, благотворения и общительности, ибо таковыя жертвы благоугодны Богу» ( Евр. 13:15–16 ). Сектант: 3) В Церкви не должно быть пастырей и пасомых: в ней все равны, в ней «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» ( Гал. 3:28 ). Объяснения православного:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Отметим вслед за рядом современных толкователей, что в Нагорной проповеди Иисус не говорит о призвании учеников к тому, чтобы быть солью земли и светом мира, а о том, что они уже таковыми являются. Вы сияете, как светила в мире, – пишет апостол Павел не в повелительном, а в изъявительном наклонении ( Флп. 2:15 ). Называя учеников солью земли и светом мира, Иисус тем самым подчеркивает, что это – изначальное качество их существования. Этому не противоречит переход в повелительное наклонение в словах: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела ( Мф. 5:16 )... Ученики не призываются стать чем-то иным: они должны быть самими собой. Они не были бы учениками Иисуса, если бы не были солью земли и светом мира 174 . В каком смысле здесь употреблено выражение добрые дела (τ καλ ργα) ? Мы не встречаем подобного выражения в Ветхом Завете, однако словосочетание ma‘îm ôîm («добрые дела») широко используется в раввинистической литературе 175 , где оно понимается как требование Бога, выходящее за рамки того, что предписано законом, в частности как дела любви и милосердия 176 . В Новом Завете это понятие имеет обобщенный смысл и указывает в целом на христианский нравственный кодекс, отраженный, в частности, в Нагорной проповеди. Речь идет в том числе о делах любви и милосердия, но не только: все качества, перечисленные в заповедях Блаженства, должны находить проявление в конкретных добрых делах. На это указывает использование термина в других новозаветных источниках, например в Послании к Евреям: Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам ( Евр. 10:24 ). У апостола Петра мы встречаем призыв, текстуально близкий к словам Иисуса в Нагорной проповеди: Возлюбленные! прошу вас... провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения ( 1Пет. 2:11–12 ). Апостол далее перечисляет те качества, которые могут служить расшифровкой общего понятия добрых дел: последователи Христа призваны быть покорны всякому человеческому начальству, всех почитать, братство любить, Бога бояться, царя чтить, главное же – терпеливо переносить скорби и страдания, следуя в этом по стопам Христа. Слуги должны повиноваться господам, жены – мужьям, мужья – любить своих жен. Христиане должны быть единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавать злом за зло или ругательством за ругательство ( 1Пет. 2:13–3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Петра диавол «ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить» ( 1Пет.5:8 )? Отвечаем: ныне деятельность сатаны, его прельщающие людей козни связаны в том смысле, что во Христе по слову Ап. Павла вам, верующим, дано «всеоружие Божие», по слову св. Петра мы можем противостоять обольщениям диавола «твердою верою» ( Еф.6:11 ; 1Пет.5:9 ). Некогда фарисеи, услышавши об исцелении Господом бесноватого, сказали: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовскаго. Но Иисус, зная помышления их, сказал им всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? Или, как может кто войти в дом сильнаго и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильнаго? и тогда расхитит дом его» ( Мф.12:24–26 . Мф.12:29 ). Сам Господь изгнание духа злобы из человека сопоставляет с связанием его. Наоборот, возобладание диавола над человеком тоже именуется связанием ( Лк.13:16 ). Святой писатель Апокалипсиса говорит верующим во Христа: «вы победили лукаваго» ( 1Ин.2:13–14 ). Следовательно, сатана ныне в прельщении людей связан, побежден силою веры в распятого за нас Господа; он ходит как лев рыкающий и ангелы его воздвигают брань против верующих, но побеждаются ими. Буквального связания сатаны не признают и адвентисты. Итак, скование сатаны в Откр.20:2 , должно понимать, как победу над ним, превращение в ничто его обольщения силою веры во Христа. Как понимать тысячу лет, на которую связан сатана по 20, 2–3 Откровения? В первое время существования христианства отчасти под влиянием представления, бывшего в ветхом завете, о наступлении славного царства Мессии в земном смысле – существовало ожидание Его пришествия именно для устроения царства славы. Оно отразилось потом в учении некоторых отцов о 1000-летнем царстве Христа на земле (хилиазм). Св. Апостол Петр посему против глумящихся над Христовой верой пишет к верующим следующее. «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один День ( Пс.89:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010