Это право рукоположения святые апостолы передали Епископам: апостол Павел, поставив чрез молитвенное рукоположение Тимофея епископом Ефесской Церкви и Тита епископом Критской Церкви ( 1Тим.1:3:4:14 ; Тит.1:5 ), Тимофею и Титу, а не обществу верующих критян и ефесян поручил и других возводить на различные степени священства. «Для того я оставил тебя в Крите, писал он епископу Титу, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе показывал» ( Тит.1:5 ). Напоминая о том же епископу Тимофею, апостол пишет: рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах ( 1Тим.5:22 ). Апостол указывает и правила, которыми должен руководиться епископ при избрании, рукоположении пастырей и суде над ними ( 1Тим.3 гл.; Тит.1:5–9 ; 1Тим.5:17–20 ). (По Отв. из Сл. Божия.) Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с православной Церковью при отрицании ими богоучреждённости иерархии Деян.20:28–31 . «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровью Своей. Ибо я знаю, что по отшествии моём войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собой. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас». Объяснение. Этими словами апостола Павла: 1) обличается богохульное мнение тех, кто говорит, что Иисус Христос не есть Бог (ст.28), 2) обличается лжеучение о том, будто Церковь не имеет богоучреждённого священноначалия: Еф.4:11; 3 ) изъясняется, что пастыри Церкви поставляются Духом Святым (ст.28), ср. Ин.20:21–22 ; при сем ясно, что это постановление есть искони и во все времена существующее в Церкви – таинство священства: 1Пет.5:1:4 ; Деян.14:23; 4 ) изъясняется и достоинство и обязанность лиц, поставленных Святым Духом: они суть блюстители и пастыри стада Христова (ст.28); 5) и наконец здесь же указывается на появление лжеучителей (ст.29), которые ясно разграничены с истинными пастырями: ст.29; 2Пет.2:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

VI. Порядок книг правильных Ветхого Завета Первое занимают место все исторические книги, кои показывают историю или порядок и перемены Церкви Божией в Ветхом Завете; что составляют 1. До завладения землею обетованною пять книг Моисеевы, содержащие в себе и закон. 2. В самом занятии, Книга Иисуса Навина; 3. По занятии, и притом: α. В цветущее состояние Республики, 1. При судиях, Книга Судей, Книга Руфь и 1 Царств. 2. При Царях, 1, 2, 3 и 4 Царств, 1 и 2 Паралипоменон. β. По падении Республики, 1. Во Иудеи Книга Ездры и Неемии. 2. В Вавилоне Книга Есфири. Второе занимают место учительные. 1.Стихотворные, или по известной мере, нами неведомой, сочиненные, именно Книга Иова, Псалтирь и три сочинения Соломоновы. 2. Пророческие, из которых четыре первых книги Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила, и двенадцать последних, от Осии до Малахии. Христиане книги Ветхого Завета разделили, 1) на главы, которое разделение приписывается, по мнению некоторых, Гугону Кардиналу, которой в 1260 лето умер, а по мнению иных, Стефану Лангфону, которой преставился в лето 1228: однако ж связи и разности содержаний не всегда ответствует – и 2) на стихи. VII. Сущность Ветхого Завета Она есть Иисус Христос , Спаситель всего мира. – Пс.39:8 ; Лк.24:25–27 ; Лк.24:44–47 ; Ин.1:45; 5:39,46 . Деян.3;18,21–24; 10:43; 13:27; 26:22,23 . Рим.1:1,2; 10:4; 16:26 ; 1Кор.15:3,4 ; 1Пет.1:10,11 . § 8. О Книге Судей I. Надписание Называется по предмету у Евреев Шофетим, а у греков Κριτα, Судии ( Суд.2:16 ). II. Время писания Написана не после, но прежде времен Давида, Суд.1:21 ; см. 2Цар.5:7 ; смотри и 1Цар.12:9,10,11 ; 2Цар.11:21 , которые места книгу Судей означают. Хотя сему противное усматривается Суд.18:30 ; но преселение земли точно берется за то преселение или пленение, в которое, во время Илиа, с плененным ковчегом завета, многие израильтяне вместе отведены были в плен. 1Цар.4 :10с. III. Писатель Вероятно, что он есть Самуил: ибо время написанной книги точно показует его век; да сие и с должностью его было согласно. Смотри также Деян.3:21,24 . – Иудейские законники с сим мнением согласуются.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

С явлением Спасителя мира, ангелы изображаются принимающими самое живое участие в совершении Им дела искупление и усвоении людьми плодов искупления, вообще в судьбах царства Божия. Радостное событие рождения Искупителя они приветствовали песней: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение ( Лк.2:14 ). В самом начале Своего служения миру Спаситель говорил: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому ( Ин.1:51 ). Это значило, что с явлением Сына Божия во плоти связь и общение мира ангельского с миром человеческим имели стать теснее и ощутительнее, небожители должны явиться служителями Сына человеческого. История общественного служения И. Христа представляет постоянное подтверждение этого: Ангелы приступили и служили Ему после искушения ( Мф.4:11 ), Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его в предсмертной молитве ( Лк.22:43 ), ангел отвалил камень от двери гроба при Его воскресении ( Мф.28:2 ), ангелы возвестили мироносицам о Его воскресении ( Мф.28:5–7 ; Лк.24:4–6 ; Ин.20:12–13 ), а апостолам – о вознесении на небо и о втором Его пришествии ( Деян.1:10–11 ). Служение ангелов Искупителю мира есть и служение роду человеческому, ибо Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф.20:28 ). Зная евангелие и проразумевая тайну искупления ( 1Тим.3:16 ; 1Пет.1:12 ), они радуются спасению человека: бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся, говорит Спаситель в заключении притчи о заблудшей овце и потерянной драхме ( Лк.15:10 ). Посему они содействуют устроению и распространению церкви Христовой на земле. Так, ангелы освобождали неоднократно апостолов от уз темничных ( Деян.5:19; 12:7 ), ангел внушал Корнилию призвать к себе ап. Петра и принять от него крещение ( Деян.10:3 ). Ангелы возносят молитвы верных к Богу ( Откр.8:3–4 ). При такой близости к Спасителю и спасаемым, они явятся при последнем откровении Сына человеческого во второе славное Его пришествие и исполнителями, и участниками последних судов Божиих ( Мф.13:39–43, 49; 25:3 ; Лк.9:26 ; 2Фес.1:7 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

10 . Итак, ограждаемый этими словами, будь трезвен; зане супостат наш диавол, как недавно читано, яко лев рыкая, ходит иский кого поглотити ( 1Пет.5:8 ). В предшествовавшие этому времена поглощала смерть возмогши; но при святой бане пакибытия отьят Бог всякую слезу от всякого лица ( Ис.25:8 ). Поскольку не будешь более плакать, совлекшись ветхого человека, но восторжествуешь, облекшись в ризу спасения, в Иисуса Христа. 11 . И это происходило во внешнем притворе. Когда же по воле Божией в следующих тайноводствах войдем в святая Святых, тогда узнаем там совершаемые многознаменательные действия. Богу же Отцу слава, держава и величие с Сыном и Святым Духом во веки веков! Аминь. 2 . Тайноводственное Слово о Крещении Чтение из послания к Римлянам, начинающееся словами: Или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся? до слов: Несте бо под законом, но под благодатью ( Рим.6:3–14 ). 1 . Полезны нам ежедневные тайноводства и учения новые, возвещающие о предметах новых; a наиболее полезны каждому из вас, обновленному из человека ветхого в человека нового. Потому и предложу вам по необходимости продолжение вчерашнего тайноводства, чтобы узнать вам, какое было знаменование совершенного вами во внутреннем притворе. 2 . Едва вступив, совлекли вы с себя хитон; и это было изображением того, что совлеклись вы ветхого человека с деяньми его ( Кол.3:9 ). А, совлекши с себя хитон, стали вы наги, подражая в этом на кресте обнаженному Христу, и своей наготой совлекшему начала и власти, и дерзновением победившему на древе ( Кол.2:15 ). Поскольку в членах ваших гнездились сопротивные силы, то непозволительно уже стало нам носить тот ветхий хитон, разумею же, конечно, не чувственный хитон, но ветхого человека, тлеющего в похотех прелестных ( Еф.4:22 ), в которого да не облекается уже снова душа, единожды его совлекшаяся, но да скажет словами невесты Христовой в Песне Песней: Совлекохся ризы моея, како облекуся в ню ( Песн.5:3 )? Чудное подлинно дело! Обнажены вы были перед взорами всех и не стыдились, потому что действительно уподобились первозданному Адаму, который в раю был наг и не стыдился ( Быт.2:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

10 . Итак, этими словами утверждаем будучи, трезвися. Ибо противник ваш диавол, как недавно читано, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( 1Пет.5:8 ). Да и подлинно в прежние времена смерть господствовала, но при святой бане пакибытия отъял Бог слезы со всех лиц ( Ис.25:8 ). Ибо ты более не будешь плакать, совлекшись ветхого человека, но возрадуешься (см. Ис.61:10 ), облекшись в ризу спасения, во Христа Иисуса (см. Рим.13:14 ). 11 . И это произошло с вами в преддверии Церкви. Когда же Божиим изволением в последующих тайноводствах внидем во Святая Святых, тогда познаем образы вещей, совершающихся там. Богу же Отцу слава, держава и величество, с Сыном и Святым Духом, во веки веков. Аминь. Тайноводственное поучение второе [О Крещении. На слова апостола из Послания к Римлянам, от места: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? До места: вы не под законом, но под благодатью ( Рим.6:3–14 ).] 1 . Полезны нам повседневные тайноводства и новейшее учение о вещах новейших, а особенно вам, обновленным из ветхого человека в нового. Почему я, как нужда требует, предложу вам следующее за вчерашним тайноводством, чтобы вы уразумели, какие вещи изображаются тем действием, которое совершено вами во внутреннем притворе. 2 . Итак, немедля по входе вашем вы сложили с себя ризу, и это значило: совлечься ветхого человека с делами его ( Кол.3:9 ). По сложении ризы вы были наги, подражая и в этом Христу, на Кресте обнаженному, через обнажение совлекшему Начала и Власти и с дерзновением на Кресте восторжествовавшему над ними (см. Кол.2:14–15 ). А поскольку в членах ваших таились противные силы, то и не подобает вам более носить ветхие ризы, не эти, говорю, всеконечно, чувственные, но ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях ( Еф.4:22 ). В этого человека да не облекается вновь душа, единожды этого совлекшаяся, но да повторяет слово, которое в Песни Песней говорит невеста Христова: Я скинула хитон Мой; как же мне опять надевать его? ( Песн.5:3 ). О дивная вещь! Вы были наги перед очами всех – и не стыдилися. Подлинно вы носили образ первозданного Адама, который был наг в раю и не стыдился (см. Быт.2:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

д. Ап. перечисляет здесь четыре вида служений, основанных на особых дарованиях, полученных от Христа: 1) «Апостолов» – очевидно первых 12, к которым причтен был и Ап. Павел, которые составили особый неповторяемый чин в Церкви; 2) «пророков», т. е. вдохновенных проповедников, имевших особые откровения от Духа Святого для назидания собиравшихся на богослужение ( 1Кор.14:3 ); 3) «евангелистов» -проповедников Евангелия, ходивших по разным местам и 4) «пастырей и учителей», деятельность которых протекала в известном определенном месте и состояла в руководительстве известным ограниченным кругом верующих. Что здесь разумеется один класс церковных деятелей – за это говорит и то, что в греч. тексте пред вторым словом «учителей» ( διδασκλους) нет члена, который находится пред первым словом: «пастырей» ( τος ποιμνας). Еф.4:12 .  к соверше­нию святых, на дело служе­ния, для созидания Тела Христова, «К совершению святых», т. е. означенные служения Христос установил в Церкви для того, чтобы «святые», т. е. христиане, могли, с их помощью, достигать предначертанного для них высокого нравственного совершенства. – «На дело служения». Эта цель достигается «делом служения», т. е., чрез деятельность вышеозначенных лиц, которая называется «служением» в противовес стремлением некоторых сделать из своей должности нечто порабощающее волю пасомых (ср. 1Пет.5:3 ). – «Для созидания Тела Христова». Под «созиданием Тела Христова» или Церкви (см. Еф.2:22 ) нужно разуметь не только внешнее приращение Церкви, посредством обращения к вере во Христа новых лиц, но и внутреннее укрепление ее. Еф.4:13 .  доколе все при­дем в един­ство веры и по­знания Сына Божия, в мужа совершен­ного, в меру по­лного воз­раста Христова; Деятельность всех этих служителей Церкви и их преемников закончиться может только тогда, когда будет достигнута последняя высшая цель самого существования Церкви, т. е. когда все члены ее будут иметь веру во Христа одинаковой ясности и чистоты и когда, следов., прекратятся всякие споры о вере, не будет ни в ком из членов Церкви никаких колебаний в отношении к самому существенному 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ни в чем так ясно не обнаружился грех, как именно в неверии мира во Христа (ср. Ин.3:20, 15:22 ). Мир возненавидел Христа не потому, что во Христе было что-нибудь достойное ненависти, а потому, что греховность, овладевшая людьми, заставила их отвергнуть высокие требования, с какими обращался к людям Христос (ср. Ин.5:44 ). Ин.16:10 .  о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; Святой Дух засвидетельствует и о существовании правды, опять также применительно к судьбе Христа. То обстоятельство, что Христос, удаляясь от Своих учеников, уходит к Отцу, ясно доказывает, что праведность существует и как свойство Бога, награждающего за великие подвиги возвышением, и как свойство или дело Христа, Который Своим возвышением докажет, что Он праведен и свят ( 1Ин.2:1, 29 ; Деян.3:14, 7:52 ; 1Пет.3:18 ), хотя по воззрению иудеев Он был грешник ( Ин.9:24 ). Святой Дух главным образом через проповедников о Христе и раскроет это значение удаления Христа от очей даже близких к Нему людей апостолов, которые теперь пока и сами придают печальное, а не радостное значение этому удалению. После же того, как на них низойдет Дух-Утешитель, они станут разъяснять истинный смысл этого удаления Христа как доказательства существования правды вообще. С такими разъяснениями выступил перед иудеями прежде всего апостол Петр ( Деян.2:36, 3:15 ). Ин.16:11 .  о суде же, что князь мира сего осужден. Наконец, существование суда вообще Святой Дух разъяснит миру на примере суда над виновником смерти Христовой ( Ин.13:2, 27 ) – диаволом, князем этого грешного мира. Так как Свою смерть Господь рассматривает как уже совершившуюся, то и об осуждении диавола, которое было произнесено Божественной правдой над ним за это кровавое и неправедное дело (он умертвил Того, Кого не имел права лишить жизни как безгрешного, ср. Рим.6:23 ), Он говорит тоже как о существующем факте ( «осужден»). Очень вероятно, что такое осуждение диавола обнаружилось в первенствующей Церкви на тех случаях изгнания бесов, какие имели место в деятельности апостолов, совершавших эти чудеса силой Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Правило Карфагенского Собора (419 г.) «Адам был побежден и, презрев божественное повеление, был осужден на тление и смерть. Но… какое отношение к нам имеют эти его преступления?… Множество людей стало греховными не потому, что они разделяли вину Адама — их ведь тогда еще не было — а потому, что они были причастны к его природе, подпавшей закону греха. Значит, как в Адаме природа человека заболела тлением … так во Христе она вновь обрела здравие (Толкование на Рим.5:18 )». свт. Кирилл Александрийский «Новозаветное Откровение основывается на истине: все люди грешные, – все, кроме Господа Иисуса Христа. Происходя путем рождения от растленного грехом Адама как единого родоначальника ( Деян.17:26 ), все люди под грехом, “все согрешили и лишены славы Божией” ( Рим.3:9, 23 ; ср.: Рим.7:14 ), все по зараженному грехом естеству своему являются “чадами гнева” ( Еф.2:3 ). Поэтому, кто имеет, знает и чувствует новозаветную истину о греховности всех людей без исключения, тот не может сказать, что кто-либо из людей без греха: “Аще речем, яко греха не имам, себе прельщаем, и истины несть в нас” ( 1Ин.1:8 ; ср.: Ин.8:7, 9 ). Только Господь Иисус Христос – без греха как Богочеловек, ибо Он рожден не путем естественного, семенного, греховного зачатия, а путем бессеменного зачатия от Девы Святой и Духа Святого. Живя в мире, который “лежит во зле” ( 1Ин.5:19 ), Господь Иисус “греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его” ( 1Пет.2:22 ; ср.: 2Кор.5:21 ), ибо “греха в Нем несть”( 1Ин.3:5 ; ср.: Ис.53:9 ). Будучи единым безгрешным среди всех людей всех времен, Спаситель мог, смел и имел право дьявольски-лукавых врагов Своих, которые за Ним непрестанно следили, чтобы обвинить Его во грехе, неустрашимо и открыто спросить: “Кто от вас обличает Мя о гресе?” ( Ин.8:46 )». преп. Иустин (Попович) Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст:

http://azbyka.ru/grex-pervorodnyj

Эта обязанность христиан содействовать друг другу в том, чтобы вся жизнь их была направлена на непорочное служение Богу, уже сама собою вытекает из того учения св. Апостола, что все христиане составляют из себя один, целостный, живой духовный организм, в котором разнообразною деятельностью многих членов обусловливается и созидается общая жизнь Церкви Христовой. Имея в виду долг христиан служить не себе только, но и ближнему своему, в деле спасения, Апостолы увещевают всех христиан назидать себя в святейшей вере христианской ( Иуд.1:20 ), назидать, научать и вразумлять друг друга псалмами и славословиями, и песнопениями духовными ( Еф.5:17, 19 ; Кол.3:16 ), дабы христиане единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа Иисуса Христа ( Рим.15:6 ). Если же верующие во Христа, составляя единую, основанную Христом, Церковь Бога живого, призваны в ней к живому единению с Богом, если им даровано сыновство у Бога, и в своей земной жизни они водятся Духом Божиим, и Дух Божий живет в них; то из этого ясно открывается, какое несравненное достоинство имеет Церковь Христова. Апостол Павел говорит христианам: вы храм Божий ( 1Кор.3:16 ). Если христиане – храм Божий, то они являются местом присутствия Бога, таким местом, в котором Бог вселяется и в котором Он входит в общение с верующими в Него, открывает Себя им и они Ему поклоняются. Будучи храмом Божием, верующие во Христа образуют из себя духовное святилище или жилище Божие, которое состоит из живых носителей Духа Божия ( Еф.2:22 ). Апостол Петр называет их домом духовным ( 1Пет.2:5 ), в котором приносятся духовные жертвы, благоприятные Богу. Сообразно с таким высоким достоинством Церкви верующие во Христа, как живые члены этого духовного тела Христова, как сыны Божии и братья между собою, должны любовью служить друг другу ( Гал.5:13 ), иметь одни мысли и быть единодушными ( Флп.2:2 ) так, чтобы все они говорили одно, и не было между ними разделений, но чтобы они соединены были в одном духе и в одних мыслях ( 1Кор.1:10 ), чтобы они старались сохранять единство духа в союзе мира ( Еф.4:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3. В частности о классах или степенях небесной иерархии православная Церковь учит: Ангелы разделяются на девять ликов, а сии девять – на три чина. В первом чине находятся те, кто ближе к Богу, как-то: Престолы, Херувимы и Серафимы. Во втором чине: Власти, Господства и Силы. В третьем: Ангелы, Архангелы, Начала» (Прав. исп. ч.1, отв. на вопр. 20). Такое разделение – а) Отчасти основывается на Св. Писании, по крайней мере, в том отношении, что в Свящ. книгах встречаются имена всех, исчисленных здесь, Чинов Ангельских, как-то: Херувимов ( Быт. 3:24 ), Серафимов ( Ис. 6:1–8 ), Сил ( Еф. 1:21 ; Рим. 8:38 ), Престолов, Начал, Господств, Властей ( Кол. 1:16 ; Еф . 1:21; 3:10 ), Архангелов ( 1Сол. 4:16 ; Иуд. 9 ) и Ангелов ( 1Пет. 3:22 ; Рим. 8:38 ), и более этих девяти имен Чинов Ангельских не упоминается. б) Но главным образом основывается на свящ. предании. И св. Дионисий Ареопагит производит это предание прямо из уст своего наставника, св. Апостола Павла, говоря: «всех Сил (Чинов) небесных Слово Божие нарекло раздельными именами девять, а наш Божественный священнонаставник разделил их на три тройственныя степени». Потом, такое же разделение Ангелов на девять Чинов, или, по крайней мере, исчисление именно девяти Чинов Ангельских, встречаем – в Постановлениях Апостольских, у св. Игнатия Богоносца , у св. Григория Богослова , у св. Иоанна Златоуста , еще яснее у св. Григория Двоеслова и св. Иоанна Дамаскина . § 46. Бог содействует Ангелам добрым Учение Церкви о содействии Божием Ангелам добрым можно видеть в следующих словах: «они (Чины Ангельские) поставлены в таком порядке, что низшие Ангелы получают просвещение и благодеяния Божия чрез высших. Сии Ангелы утвердились в благодати Божией навсегда так, что не могут уже грешить; впрочем, не по естеству своему, но по благодати Божией» (Прав. исповед. ч. I отв. на вопр. 20). То есть – I. Бог содействует уму Ангелов в его стремлениях к истине, сообщая ему просвещение и откровения от Себя. Эта мысль имеет для себя основания в тех местах Св. Писания, где говорится: а) что Ангелы обитают на небеси ( Мф. 22:30 ; Мк. 13:32 ), окружают престол Божий ( Ис. 6:2 ), и выну видят лице Отца небеснаго ( Мф. 18:10 ); след. непосредственно познают Бога, а в Нем и все вещи; б) что Бог есть свет духовный ( 1Ин. 1:5 ), свет вечный ( Ис. 60:19, 20 ); след. прежде и более всего освещают премирных духов, окружающих престол Его; наконец, в) что Бог нередко открывает Ангелам волю Свою и особенным образом или по особенным случаям, для сообщения ее людям ( Дан. 9:21, 26 ; Лк. 1:26–38 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010