И. Булгакова с местными штундо-пашковцами. Началась беседа в 4½ часа, кончилась в исходе 9-го. Беседа оставила сильное впечатление: библейская начитанность миссионера, находчивость и живость речи, искренность чувства и братски-ласковое обращение с заблудшими и православными положительно пленили всех слушателей и видимо тронули загрубелые сердца сектантов. Сотни голосов после беседы сказали: «благодарим, благодарим!..» «Очень справедливо вы говорили», заметил один лютеранин, всё время прослушавший у самого амвона. На лицах сектантов можно было читать уже не пренебрежение и упорство, а удивление и нерешительное доверие. Нам удалось сделать наброски беседы во время её хода. Помещая беседу в органе миссии, думаем, что план собеседования верно передадим, возражения сектантов возможно точно приведём: но, заранее винимся, что содержание беседы, увы! у нас не выйдет так полно и живо, как было на самом деле: всего не удалось записать. Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот должен удерживать язык свой от зла и уста свои от лукавых речей ( 1Пет.3:10 )... Будучи вообще кротким в своём поведении, истинный последователь Христа в частности должен проявлять свою кротость и скромность при слушании наставлений от законных учителей церкви. Братия мои возлюбленные, – взывает к нам апостол, – отложивши всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души ( Иак.1:21 ). А особенно женщина-христианка должна учиться закону Божию в безмолвии и со всякой покорностью ( 1Тим.1:11–12 ), потому что кротость и стыдливость в поступках, есть лучшее украшение для женщины-христианки; женщина-христианка должна украшать себя не нарядами, а именно кротким и молчаливым духом, что драгоценно пред Богом ( 1Пет.3:3–4 ). Напротив, злая женщина прямо, так сказать грязнит в себе образ Божий, потому что злость женщины, говорит премудрый Сирах, изменяет взгляд её и делает её лицо мрачным, как у медведя ( Сир.24:19 ); человек, берущий злую женщину себе в супруги, берёт к себе в дом скорпиона ( Сир.26:9 ); а потому лучше жить со львом и драконом, нежели жить со злой женой ( Сир.25:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Церковная иерархия ведет свое происхождение от Самого Владыки Христа и от Святого Духа, сошедшего на Апостолов. С тех пор церковная иерархия непрестанно продолжается в Православной Церкви через рукоположение в святом таинстве священства (см. Еф.4:11–12 ; Деян.20:28 ; 1Пет.5:2–3 ; 2Тим.4:2, 5 ; Тит.1:5 ). Спаситель Сам избрал Апостолов и дал им право и власть проповедовать Евангелие, священнодействовать и управлять. По Воскресении Своем Он сказал им: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:21–23 ). Им, Своим избранникам, Он дал неограниченную. Божественную власть, заповедав: Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе ( Мф.18:18 ). Поскольку Спаситель обещал Апостолам пребывать с ними во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ), то Он тем самым возвестил, что служение Апостолов продолжится и после них, по преемству, вплоть до скончания мира. Получив от Самого Спасителя полномочия передавать посредством рукоположения иерархическую власть своим преемникам, Апостолы ставили своих преемников – епископов – совершать их служение. При этом они подавали им особую благодать через рукоположение ( Деян.14:23 ), возвещая, что епископами в Церкви поставляет их Сам Дух Святой ( Деян.20:28 ; ср. 1Пет.5:2–3 ; 2Тим.4:2, 5 ; Тит.1:5 ). Эти наследники святых Апостолов наделяли своими правами и обязанностями своих преемников, а те – своих, и так, через непрестанное преемство, апостольское рукоположение непрестанно продолжается до сего дня и будет продолжаться до скончания века. Дабы сохранить полноту и чистоту этой богоданной власти и права, Апостолы давали своим наследникам самые подробные наставления о том, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ). Учение Святого Откровения ясно показывает, что цель Церкви достигается через посредство иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1Кор.12:28 . «И иных Бог поставил в Церкви во-первых апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки». Объяснение. Апостолами состояли лишь те лица, которые непосредственно Самим Господом призваны были к проповеди евангельской: Лк.6:13 ; Рим.1:1–2 ; 2Кор.12:12 . Как высшие устроители и распорядители Церкви, апостолы в себе совмещали и высшую иерархическую степень – епископа: Деян.1:20 . Пророками были святые вдохновенные наставники, которые поучали людей и при этом предсказывали будущее: Деян.11:27–28:13:1 . Евангелистами были особые провозвестники Евангелия: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. В настоящее время благовествованием занимаются лица иерархические и миссионеры. Именем пастырей называются пресвитеры: Деян.20:17:28 , и епископы в лице апостолов: 1Пет.5:1 ; 1Кор.4:1 . Пастыри именно составляют собою иерархию или священноначалие в Церкви, которым поручено всё наставление и руководство христианами, обязанными повиноваться им: 1Пет.5:1–5 . Флп.1:1 . «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами». Объяснение. Здесь находим ясное свидетельство о существовании в апостольской Церкви иерархии с различными степенями. Хотя здесь поименовано только две степени: епископы и диаконы, но нетрудно понять, почему апостол после епископов назвал прямо диаконов. Диаконы ведали совершенно отдельное дело, хозяйство церковное: Деян.6:1–3 ; Флп.4:15–18 , и не были совершителями таинств. Пресвитеры же совершали таинства вместе с епископами. Посему они и разумеются здесь под именем епископов вместе с теми, кому это наименование усвоено в собственном смысле. Вообще вначале наименования епископа и пресвитера употреблялись смешанно, т.е. епископы назывались пресвитерами: Деян.20:17:28 , и наоборот: Тит.1:5–7 , но между ними была та глубокая разница, что епископы (как, например, Тит) поставляли пресвитеров: Тит.1:5 . 1Тим.3:1–15 . «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ап. Петр говорит, что Иисус Христос вознес грехи наши на древо «Телом Своим», но ведь Тело Его не осквернилось и не потеряло в святости от соприкосновения с грехами нашими; почему же осквернилось бы древо креста от них? Затем вознесенные на крест грехи были смыты Кровью Иисуса Христа, пролитою на кресте ( Кол.1:20 ); так что рукописание греховное не осталось на кресте после пролития крови. Иначе нужно было бы признать, что человеческий грех сильнее Крови Христовой, что противоречит словам ап. Иоанна: ( 1Ин.1:7 ), – нужно было бы признать, что наши грехи не уничтожены Спасителем; но это противоречить словам ап. Павла: ( Евр.9:26 ). 10. Как примирить с святостью креста слова ап. Павла: «Проклят всяк висящий на древе»? ( Гал.3:13 ). – Проклятие, по Моисееву закону ( Втор.21:23 ), было положено на повешенного преступника, а не на самое древо. Но, по слову ап. Павла, Христос и эту клятву снял: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» ( Гал.3:13 ). О самом же древе креста в Слове Божием сказано: «благословенно древо, чрез которое бывает правда». ( Прем.14:7 ; сравни: 1Пет.2:24 ). VI. 11. На чем основывается священный обычай ношения на себе креста Господня? «Выйдем к Нему за стан, нося Его поругание. (Евр. 13: 13). «Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе не достает; пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест». ( Мк.10:21 ). «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». ( Мк.8:24 ). Примеч. Здесь не сказано, какой именно крест нужно взять и носить – внутренний ли (т.е. страдания) или наружный. Но так как внутренний крест Спасителя неотделим от наружного Его креста и так как Он Сам нес на Себе наружный крест на Голгофу; то очевидно, что Спаситель, повелевая своим последователям взять крест, имел в виду тот и другой крест. – Так и ап. Петр говорит: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет.2:21 ). По сему, кто называет себя христианином, но отвергает и не носит наружного креста, тот не вполне следует Его примеру: «кто не берет креста своего, и следует за Мною; тот не достоин Меня» ( Мф.10:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В словах Спасителя ангелы представляются точно так же существующими, как Сын человеческие сыны царствия и сыны лукавого и сам мир. Чтобы побудить Своих учеников не презирать ни одного из малых, верующих в Него, И. Христос указывал: ангели бо их выну видят лице Отца Моего ( Мф.18:10 ). Вразумляя саддукеев, отвергавших бытие ангелов и воскресение мертвых, Он говорит: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах ( Мф.22:29–30 ), а говоря о Своем втором пришествии, учил, что Сын Человеческий… приидет во славе Своей и Отчей и святых Ангелов ( Лк.9:26 ; сн. Мф.25:31 ), но что о дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец ( Мк.13:32 ). Во всех этих свидетельствах ясно показывается действительное и личное бытие ангелов, как и их превосходство пред людьми и служебное положение в отношении к Богу. Ясно утверждают бытие ангелов в своих писаниях и апостолы. Об ангелах они учат, что ангелы сотворены Сыном ( Кол.1:16 ), приносят Ему благоговейное поклонение, как Творцу своему и Богу ( Евр.1:4–14 ) и покорны Ему ( 1Пет.3:22 ). Признавая ангелов низшими и служебными Сыну существами, апостолы обличали и тех из лжеучителей, которые считали ангелов существами высшими по сравнению со Христом и служение им предпочитали служении главе Церкви – Христу Спасителю ( Кол.2:18–19 ). Но по сравнению с людьми ангелы превосходят их крепостью и силою ( 2Пет.2:11 ; Евр.2:7 ). Как существа разумно-свободные и добрые, они желают проникнуть в чудные и великие дела, совершившиеся для искупления нашего ( 1Пет.1:12 ), следят за всем, что ни происходить в церкви Божией на земле ( Евр.3:10 ), посылаются на служение для тех, которые имеют наследовать спасение ( Евр.1:14 ), равно и верующие вступают в общение с тьмами ангелов ( Евр.12:22 ). А ап. Павел во свидетельство истины своего учения наравне с Богом Отцом и Иисусом Христом призывает и избранных ангелов ( 1Тим.5:21 ). Есть мнение (рационализма), будто И.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

И когда Он удаляется и отвращается от души, пребывающей в нечистоте и пороках, говорится, что она предается от Него, ибо оказывается пустой, без Бога, в плену нечистого духа. И потому будем непрестанно и усердно трудиться и поспешим очищать себя от пороков и худых желаний, чтобы могли мы хранить в себе Бога и удостоиться того, чтобы Бог пребывал в нас, пока угодны Ему наши слова, дела и помышления, если все совершаем мы по Его воле, так что едим ли, пьем ли или иное что делаем, все делали бы мы во славу Господа нашего Иисуса Христа, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия III. О том, что народ Израиля был предан «в руки врагов» (ср. Суд.2:14), и о Гофонииле и Аоде 1 . Когда «сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа и забыли Господа Бога своего» и оставили Его «и служили Ваалам и Астартам» и деревянным истуканам других народов (ср. Суд.3:7 ), собирая себе «гнев на день гнева» (ср. Рим.2:5 ), были преданы они праведным судом Божьим «в руки врагов» (ср. Суд.2:14 ), согласно прочитанному в сегодняшнем чтении, как сказано, «в руки Хусарсафема, царя Месопотамского» ( Суд.3:8 ). «Хусарсафем» означает «их унижение». Соответственно, преданы они были в руки того, кто унижал бы их. И поскольку сами они на вершинах высоких холмов (ср. 4Цар.17:10 ) поступали нечестиво против Всевышнего, то и были преданы Им на посрамление. Однако мне бы не хотелось, чтобы тебе подумалось, будто это Божественное провидение касалось только древних людей, что Он предавал на поругание тех, кто вознесся в своем нечестии, и исцелял их согласно принятой врачебной практике «лечения подобного подобным», но что теперь Бог не использует это средство для исцеления Своей Церкви. Ибо и ныне «в руки Хусарсафема, царя Месопотамского» предаются души на унижение и поругание, души тех, кто, презрев христианское смирение, предался гордыне и возношению. Порок гордыни ненавистен в глазах Бога, потому что, как сказано в Писании, «гордость – начало удаления человека от Господа» ( Сир.10:14 ); и в другом месте Писания говорится: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( 1Пет.5:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Итак, из всего вышесказанного, совет не противиться злу нужно понимать не как призыв подчинения злу и согласия со злом (так как в другом месте Библии призывается бороться со злом и побеждать его добром), а как особую форму наиболее правильного поведения человека при встрече со злом. Этот особый способ поведения при столкновении со злом состоит в том, чтобы не проявлять противность (то есть не противиться) и противодействие, связанные с враждой и местью в адрес зла. А отвечая добром на зло, постараться не допустить нового проявления зла, которое может возникнуть в ответ на ваше противодействие злу злом. Доказательством правоты этой мысли и есть такие поясняющие слова. «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем» ( 1Фес.5:15 ). Не отвечая на причиненное ему зло, человек достигает осуществления сразу двух задач: 1 сдерживаясь от гнева, сам не участвует в ответном зле, а благодаря этому зла на свете будет меньше; 2 озадачив злодея тем, что не отвечает враждебностью на причиненное ему зло, человек тем самым не допускает новой вспышки зла, которая может последовать со стороны злодея на враждебное действие за предыдущий злой поступок. Поэтому в Писании рекомендуется: «уклоняйтесь от зла и делайте добро, ищите мира и стремитесь к нему» ( 1Пет.3:11 ). Способ поведения, связанный с уклонением от зла, угоден Богу, потому что позволяет делать добро, а это является соблюдением заповедей Божьих. А человек «соблюдающий заповедь не испытывает никакого зла» ( Еккл.8:5 ), потому что ему помогает и его защищает Бог . Как видим совет Спасителя о непротивлении злу, в том смысле чтобы не причинять вреда в ответ злодею, и есть разумным богоугодным поступком, приносящим человеку защиту от зла. Учитывая это правило, в Библии и дается такое поучение. «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» ( 1Пет.3:9–10 ). Вот поэтому Спаситель и советует не противиться злому (в смысле не проявлять противность, враждебность, агрессию) в ответ злодею.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Спаситель человечества Иисус Христос взял на Себя страдания за грехи всех людей, принеся Себя в Жертву. О страданиях Богочеловека пророчествовал Исаия: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» ( Ис 53:5–6 ). Эта мысль станет основной в благовестии об Искуплении Христом всего человечества, которое содержится в апостольских посланиях: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» ( 1Пет 2:24 ; ср. 1Пет 3:18 ; 1Кор 15:3 ; 2Кор 5:21 ; Еф 5:2 ). Об искупительном смысле смерти Христа на Кресте для всего человечества говорится и в богослужебных текстах: «Ты искупил нас от законного проклятья драгоценной Своей Кровью; пригвоздившись к Кресту и будучи пронзен копьем. Ты даровал бессмертие людям, Спаситель наш, слава Для спасения людей необходимо было Воплощение Бога, чтобы произошло соединение Божественной и человеческой природ. По словам священномученика Иринея Лионского, «если бы человек не соединился с Богом, он не мог бы сделаться причастным нетления. Ибо Посреднику Бога и человеков надлежало через Свое родство с Тем и другими привести обоих в дружество и согласие и представить человека Богу, а человекам открыть Для спасения мира недостаточно было лишь покаяния людей, «ибо покаяние, — как говорит святитель Афанасий Великий, — не выводит из естественного состояния, а прекращает только грехи. Если бы прегрешение только было, а не последовало за ним тления, то прекрасно было бы Отцы III Вселенского Собора говорят, что ни один человек не мог искупить человеческий род, «потому что он сам через этот грех был в долгу, ни ангел не мог искупить человеческий род, потому что не находил столь великой платы. Необходимым оставалось, чтобы Бог, непричастный греху, умер за Спасителем мира стал Бог воплотившийся, то есть воспринявший человеческую природу, такую, как у людей, но без греха. После грехопадения мир превратился в царство греха и смерти, где стал владычествовать диавол ( Ин 12:31; 14:30; 16:11 ). Нужно было разрушить законы тления и смерти, освободить человечество из рабства у диавола, восстановить и обожить человеческую природу, научить людей любви, восстановить общение людей с Богом.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Характеризуя деятельность его в мире, Апостолы называют ее деятельностию льстивого. Он есть, по учению апостола Иоанна, древний змий, обольщающий всю вселенную ( Откр.12:9 ). Для больших удобств к достижению своих целей, он принимает иногда вид Ангела света ( 2Кор.11:14 ). Он возбуждает в людях нечестивые мысли и пожелания. Для чего, говорит апостол Петр Анании, ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли ( Деян.5:3 )? Он действует иногда и на самое тело, производя в нем физические страдания. Дано мне, говорит апостол Павел, жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился ( 2Кор.12:7 ). Вообще, он ходит, как лев рыкающий, ища, кого поглотить ( 1Пет.5:8 ). На этом основании, все, что есть только в мире злого, есть, по учению Апостолов, его дело. Ему усвояется ослепление всех тех, которые не принимают Евангелие ( 2Кор.4:4 ). Его детьми называются все те, которые не делают правды и не любят брата своего ( 1Ин.3:10 ). Даже обстоятельства, воспрепятствовавшие апостолу Павлу посетить Солунян, признаются совершившимися под его влиянием ( 1Сол.2:18 ) Нельзя, впрочем, сказать, что сила его есть сила непреоборимая. Нет, ей всегда можно противостоять, при некотором внимательном к себе отношении, или, что то же – бодрствовании над собой. Трезвитесь, бодрствуйте, говорит апостол Петр, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( 1Пет.5:8 ). В чем должно состоять это бодрствование и при посредстве чего христианин может противостоять козням диавольским, о том находим у апостола Павла следующее наставление. Станьте, говорит, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие ( Еф.6:14–17 ). Окончательная, впрочем, победа над ним будет только при конце мира. Он ввержен будет тогда в озеро огненное и серное и будет мучиться день и ночь во веки веков ( Откр.20:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

13 . Священное Писание об обязанностях в отношении к начальникам разного рода учит так: Отдавайте всякому должное (то, что следует): кому подать (т. е. поземельный налог) – подать; кому оброк (т. е. разные подати), – оброк; кому страх – страх; а кому честь – честь ( Рим.13:7 ). 14 . Священное Писание так учит подчиненных и слуг в отношении их господ и хозяев: Рабы (слуги), повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу (относитесь к ним) , не с видимою только услужливостью (т. е. работайте не тогда только, когда следят за вами) , как человекоугодники, но (поступайте) как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души ( Еф.6:5–6 ). Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым ( 1Пет.2:18 ). Пример хороших слуг – Иосиф, когда был слугою у Потифара, так что тот поставил его своим домоправителем ( Быт.39:1–20 ). В житиях святых повествуется, что никто из святителей, увидев простолюдина, получившего высокое место блаженства в раю, спросил его: чем он мог заслужить такое место? Тот ответил, что он был слугою у злого господина, много терпел от него и жил у него до самой смерти. 15 . Священное Писание предписывает и должности родителям в отношении детей. Он учит: Отцы, не раздражайте детей своих (несправедливыми и неразумными требованиями, вспыльчивостью, неодинаковою любовью к ним) , но воспитывайте их в учении и наставлении Господним (т. е. учите, чтобы они знали и исполняли волю Божию) ( Еф.6:4 ). Пример наказания родителей за плохое воспитание – первосвященник еврейский Илий ( 1Цар.2:12–34 ). 16 . Об обязанностях пастырей так учит апостол Петр: Пасите (т. е. наставляйте в вере и добрых делах) Божие стадо, какое у вас (т. е. людей, порученных вашему попечению) , наблюдая за ним непринужденно, но охотою и богоугодно, не для гнусной корысти (т. е. не из-за личных выгод) , но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим (над паствою) , но подавая пример стаду ( 1Пет.5:2–3 ). Пример для пастырей – Сам Иисус Христос, который так говорит о Себе: Я – пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец ( Ин.10:11 ); также все святые святители.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010