Еще большее значение имеет, по учению Апостолов, воскресение Иисуса Христа. Оно служит не только основанием для веры в воскресение мертвых, но и для всей их апостольской проповеди, для всей возвещаемой ими веры. Если Христос не воскрес, говорит апостол Павел, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших ( 1Кор.15:14–20 ). В тесной связи с событиями смерти и воскресения Христа Спасителя стояло, по учению Апостолов, еще одно событие, тоже имевшее искупительное значение. Событие это есть сошествие Христа в ад и спасение оттуда всех с верою ожидавших Его пришествия. О нем говорится в первом послании апостола Петра и в послании апостола Павла к Ефесянам. В послании апостола Петра указывается на сошествие в темницу духов и проповедь Христову там ( 1Пет.3:19 ), а в послании к Ефесянам – на снисшествие в преисподние места земли и пленение плена ( Еф.4:8–9 ). За воскресением Христа последовало, по учению Апостолов, восшествие на небо, пребывание одесную Бога Отца и покорение Ангелов, и Властей, и Сил ( 1Пет.3:22 ). И этому окончательному моменту славы Христа придается Апостолами великое значение. Как вошедший в самое небо ( Евр.9:24 ) и всегда живый, Он всегда может ходатайствовать за верующих в Него ( Евр.7:24 ), может спасти их до конца и спосадить их с Собою на небесах ( Еф.2:6 . 1Ин.2:1 ). §39. Учение Святых Апостолов о Церкви и Таинствах Как по учению Христа Спасителя, всякий желающий пользоваться плодами учения и дел Его должен быть ветвью той лозы, которая есть Он Сам ( Ин.15:5 ), или, что то же, быть членом основанного Им Царства ( Ин.3:5 ), так точно и по учению Апостолов необходимо быть для того членом тела Христова, или, что то же, Церкви Его ( 1Кор.12:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Объясн. Здесь с величайшей ясностью излагается учение святого апостола об отношении христиан к высшим властям. «Нет власти не от Бога»: – Бог, давший человеку в обладание всю землю со всеми животными на ней: Быт.1:28 , потом дал мужу господство над женой: Быт.3:16 , родителям власть над детьми: Еф.6:1–7 ; Моисей избран вождём народа: Исх.3:4–7 . В судии призваны Гедеон и Самуил, а история избрания и помазания Саула и Давида уясняет нам, откуда явилась царская власть: 2Цар.3:18 . Разумея власти римского кесаря, начальников и судей (проконсулов, преторов и др.), кесарем поставленных, апостол говорит: существующие власти от Бога установлены. А Сам Спаситель что сказал Пилату? «Ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше»: Ин.19:11 . Рим.13:4 . «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». Объясн. Можно ли противиться этому попечению Божию о нас, отводящему нас от вечной казни страхом казни временной: Иуд.1:23 , желающему нам проводить тихую и безмятежную жизнь: 1Тим.2:1–3 , приводящему нас к небесной награде с пожеланием награды земной: ст.3 и 11. Рим.13:5 . «И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести». Объясн. Почему надобно повиноваться земной власти не только из страха, но и по совести? Да потому, что Богу мы должны повиноваться по совести, следовательно, и слугам Его должны повиноваться также по совести: Ин.13:20 ; 1Пет.2:13 . Непокорность к законным властям Бог строго наказывает: 2Пет.2:9–10 ; Иуд.1:7 . 1Кор.7:23 . «Вы куплены дорогой ценой; не делайтесь рабами человеков». Объясн. Здесь говорится не об обыкновенном рабстве, так как апостол только что сказал, чтобы призванный ко Христу в рабстве не смущался этим состоянием и оставался в том звании, в каком призван: ст.20–22. По объяснению блаженного Феодорита , апостол здесь повелевает не иметь раболепного образа мыслей. Нисколько здесь не отрицается и подчинение, повиновение богоучреждённым властям земным: Рим.13:1–5 ; 1Пет.2:13 ; Тит.3:1–2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Петра диавол «ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить» ( 1Пет.5:8 )? Отвечаем: ныне деятельность сатаны, его прельщающие людей козни связаны в том смысле, что во Христе по слову Ап. Павла вам, верующим, дано «всеоружие Божие», по слову св. Петра мы можем противостоять обольщениям диавола «твердою верою» ( Еф.6:11 ; 1Пет.5:9 ). Некогда фарисеи, услышавши об исцелении Господом бесноватого, сказали: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовскаго. Но Иисус, зная помышления их, сказал им всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? Или, как может кто войти в дом сильнаго и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильнаго? и тогда расхитит дом его» ( Мф.12:24–26 . Мф.12:29 ). Сам Господь изгнание духа злобы из человека сопоставляет с связанием его. Наоборот, возобладание диавола над человеком тоже именуется связанием ( Лк.13:16 ). Святой писатель Апокалипсиса говорит верующим во Христа: «вы победили лукаваго» ( 1Ин.2:13–14 ). Следовательно, сатана ныне в прельщении людей связан, побежден силою веры в распятого за нас Господа; он ходит как лев рыкающий и ангелы его воздвигают брань против верующих, но побеждаются ими. Буквального связания сатаны не признают и адвентисты. Итак, скование сатаны в Откр.20:2 , должно понимать, как победу над ним, превращение в ничто его обольщения силою веры во Христа. Как понимать тысячу лет, на которую связан сатана по 20, 2–3 Откровения? В первое время существования христианства отчасти под влиянием представления, бывшего в ветхом завете, о наступлении славного царства Мессии в земном смысле – существовало ожидание Его пришествия именно для устроения царства славы. Оно отразилось потом в учении некоторых отцов о 1000-летнем царстве Христа на земле (хилиазм). Св. Апостол Петр посему против глумящихся над Христовой верой пишет к верующим следующее. «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один День ( Пс.89:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

В этом состоит правда, которая учит всем воздавать должное. Не хотим себе зла – и ближнему нашему, то есть любому человеку, не должны желать и делать зла. Хотим себе добра – и ближнему его должны желать и делать. Не хотим, чтобы кто у нас похитил, отнял, украл что, имя наше опорочил, укорил нас, и прочее зло сделал – и сами от того должны уклоняться. Хотим, чтобы ближний нас в нужде не оставил, и сами то же ближнему нашему делать должны. Того и Христос от нас требует: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» ( Мф.7:12 ). В том чистейшем зеркале видим и удивляемся благости Божией, которая «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 ). Отсюда учатся христиане не только друзей, но и врагов своих любить, благословлять проклинающих, благотворить ненавидящим и молится за обижающих и гонящих их ( Мф.5:44 ), не воздавать «злом за зло или ругательством за ругательство» ( 1Пет.3:9 ), но «если враг голоден, накормить его; если жаждет, напоить его. Не быть побежденным злом, но побеждать зло добром» ( Рим.12:20–21 ). Ибо «если любите любящих вас, – говорит Христос христианам, – какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят» ( Лк.6:32 ). Нисколько не выше язычников поступают христиане, которые должны, как свет от тьмы, отличаться от них благочестивой жизнью (см. Флп.2:15 ), когда только любящих любят и только благотворящим благотворят. Смотря в зеркало Святого Писания, видим святость Божию, как свет, никакой тьмы не причастный: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» ( 1Ин. 1:5 ). Так подобает и христианам, как чадам света поступать ( Еф.5:8 ), как чадам Божиим, о святом житии заботиться, очищать «себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» ( 2Кор.7:1 ), «по примеру призвавшего Святаго, и самим быть святыми во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я Свят» ( 1Пет.1:15–16 ). «Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» ( 1Фес.4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Во-вторых, сектанты доказывают, будто особая священная иерархия излишня и ненадобна потому, что в обществе христиан каждый человек уже и без того является священником. В подтверждение сектанты приводят следующие места св. Писания: 4) 1Пет.2:5 . « И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое ». 5) 1Пет.2:9 . « Вы род избранный, царственное священство ». 6) Откр.1:6 , « Соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему ». 7) Откр.5:10 . « И соделал нас царями и священниками Богу нашему ». По выражения св. Писания, называющие христиан как священниками, так и царями и заповедующие им устроять из себя священство святое, необходимо понимать не в буквальном смысле, а в переносном. Именно, христиане называются священниками, т, с. освященными, как оправданные страданиями Спасителя и освященные его благодатными дарами. В этом же смысле общество христиан называется святым и царственным священством. Что выражения св. Писания, называющие христиан священниками, необходимо понимать не в буквальном смысле, а в переносном, это видно, во-первых, из названия христиан царями; а, во-вторых, из того, что слова, например, апостола Петра представляют собою повторение слов Божиих через Моисея, в которых царским священством назывались все иудеи; но этим, конечно, не упразднялось священство Аароново. В самом деле, не назовут же сектанты христиан царями в буквальном смысле, а лишь в переносном, как людей, призванных господствовать над своими страстями и греховными влечениями. В-третьих, сектанты отвергают православных пастырей на том основании, что последние будто бы не могут избавить людей от грехов. 8) Евр.10:11 . « И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов ». Приведенное свидетельство по тому уже одному не может оправдывать сектантского положения, что в нем говорится не о новозаветных священниках, а о ветхозаветных, приносивших Богу в жертву животных. Что это именно так, видно из предыдущих стихов, где говорится: « ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи ( Евр.10:4 ). Новозаветные же священники приносят великую святейшую жертву – Тело и Кровь Христовы, исцеляющую от грехов верующих по слову Спасителя, Который сказал: « Сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов » ( Мф.26:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Церкви Его и очевидного превосходства народов христианских пред другими и вообще кроме внешних доказательств великой тайны воплощения Сына Божьего на земле есть еще внутренние свидетельства о ней: это непосредственное уверение о ней Святого Духа более или менее сильное, по той мере, как Он может действовать на душу того или другого человека по способности ее к приятию внушений Его, как и св. апостол Павел написал: никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор.12:3 ), это внутреннее самоуглубление человека, при самой упорной борьбе его с прирожденным ему грехом уверяющее его, что он не может быть освобожден от греха и творить истинно добрых дел без помощи Спасителя мира, Победителя греха, о чем Сам Господь сказал: без Мене не можете творити ничесоже ( Ин.15:5 ). Это хорошо знают более совершенные в духовной жизни, что многие из них ясно и живо изобразили в своих писаниях ( Рим. 7, 8 ; 1Кор.15:10 ; 2Кор.3:5, 12:9 ; Гал.2:20 ). В Св. Писании ясно говорится, что Бог всем человеком хощет спастися и в разум истины приити, что Господь Иисус Христос дал Себе избавление за всех ( 1Тим.2:3–6 ), что якоже единаго (то есть, Адама) прегрешением во вся человеки вниде осуждение: такожде и единаго (Иисуса Христа) оправданием во вся человеки вниде оправдание жизни ( Рим.5:18 ), что якоже о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут (Кор.15:22). Но пути, которыми заслуги Господа Иисуса Христа простираются на всех людей, нам вполне не открыты. О людях, живших на земле до спасительной смерти Господа Иисуса Христа, сделано некоторое указание, именно, что Господь Иисус Христос, быв умерщвлен по плоти, сошел духом к находившимся в темнице (то есть в аду) духам и проповедал даже и тем, которые некогда, в дни Ноя, были не покорны ожидавшему их Божьему долготерпению ( 1Пет.3:18–20 ), и что для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом ( 1Пет.4:6 ). Что касается до христиан, которые не успели принести плодов покаяния и совершить добрые дела во свидетельство исправления их, но пред смертью раскаялись во грехах, а также и тех христиан, которые скончались внезапной смертью, не успев очистить себя покаянием от грехов не смертных; то они, по верованию Церкви, могут быть освобождены от адских мук чрез молитвы Церкви, милостыни за них и особенно чрез принесение за них бескровной жертвы 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

11. Итак, присоединяет апостол увещание, если всё это так разрушается и разрушится, то обратите внимание, подумайте, как сильно вы должны заботиться не о плоти и земной жизни, а о том, чтобы во всякое время и всесторонне жить свято и делать угодное Богу со страхом Божиим, с боязнью не исполнить своё дело, как должно и угодно Богу (ср. 1:3; 1Пет. 1:15–17 407 . 12. Ожидая и ускоряя пришествие дня Иеговы своими молитвами, с пришествием которого небеса в огне (жегома) разрушатся и стихии небесные в сильном жаре растают 408 , 13. А мы с пришествием которого ожидаем, по обетованию 409 Его, нового неба и новой земли, в которых будет обитать правда, в каковом мире мы будем жить также в новом божественном естестве, как участники царства славы Христа, в правде. В 14–18 ст. апостол даёт христианам заключительные наставления: пребывать в мире и стараться жить неосквернёнными грехом и безупречно (ср. 1:3–11), долготерпение Господа почитать временем спасения (ср. 3:9), остерегаться совратителей (ср. 2 гл.) и вообще возрастать в благодати и познании Господа Иисуса Христа. 14. Посему, возлюбленные, так как вы ожидаете этого, т. е. нового неба и новой земли, в которых живёт правда, в благодатном мире (см. объяснение к 1Пет. 1:2 ) старайтесь обретаться неосквернёнными грехом и непорочными пред Господом Иисусом Христом 410 , И долготерпение Господа нашего, Который в день Иеговы имеет прийти для суда над миром, почитайте спасением, как написал вам, чтобы вы так вели себя 411 по данной ему премудрости и возлюбленный брат наш 412 Павел, 16. Как он писал и во всех посланиях, когда говорил в них об этом (ср. 1:2), в которых есть нечто неудоборазумеваемое (δυσνητ), трудно понимаемое 413 , что невежды и неутверждённые (как например, Гименей и Филет, 1Тим. 1:20 ; 2Тим. 2 :l7 414 , как и прочие писания 415 , извращают к своей собственной погибели. 17. Вы же, возлюбленные, заключает апостол, теперь лучше зная об этом, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников (2:7) и не отпасть от своего утверждения в христианском звании и избрании (1:10), 18. Но возрастайте в благодати и познании (γνσις 1:5, 6; как πιγνωσις 1:3; 2:20, 21) Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Бегайте блуда; всякий грех , какой делает человек (вне тела), есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела ( 1Кор.6:18 ), как сквернитель плоти (сличи Рим.12:1 с 2Кор.7:1 ). Во избежание блудодеяния, которому может быть подвержен всякий человек, каждый (мужчина) может иметь свою жену, и каждая жена (женщина) своего мужа ( 1Кор.7:2 ). 32. Если жена разведется с мужем за прелюбодеяние, то должна оставаться безбрачною до смерти мужа ( Рим.7:3 ), или примириться с мужем ( 1Кор.7:11 ). 34–37. Не употребляй понапрасну имени Божия в разговорах бесполезных и суетных, и не приучай себя к легкомысленней клятве, кольми паче не клянись при необдуманном обещании по какой-нибудь страсти, чтобы не впасть в тяжкое преступление ( Мф.14:6–8 ). Заклинанию не обучай уст своих, и клятися именем святым не навыкай: муж кленыйся много исполнится беззакония, и не отступит от дому его язва (наказание), Сир.23:8–11 . Если хочешь уверить в чем другого для пользы или спокойствия его, то употребляй для сего слова: так, так (действительно так), или нет, нет (действительно нет), а не говори: карай меня небо, карай меня земля; или: отдаю голову мою на плаху. Ибо ни небо, ни земля, ни жизнь твоя не принадлежат тебе, но Богу. Не воздавайте злом за зло ( Лк.21:19 ), и ругательством за ругательство: напротив того, благословляйте врагов ваших ( Мф.5:44 ), зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение ( 1Пет.3:9 ) от Бога на царство небесное ( Мф.25:34 ). Кто в перенесении обиды хочет подражать Христу, тот должен знать, что Христос, будучи злословим, не злословил взаимно; страдая не угрожал, по предавал то Судии праведному ( 1Пет.2:23 ). 40. Заимодавцу хотящему судиться ( Иак.2:6 ) с тобою, и взять у тебя рубашку ( Мф.18:28 ), отдай ему и кафтан (верхнее платье); а если и после сего он тебя не помилует, то получишь помилование от Господа ( Мф.18:28–34 ). 39–41. Ежели можно, и сколько зависит от нас, мы должны со всеми людьми жить в мире ( Рим.12:18 ). 44–45, 48. И Ветхозаветное и Новозаветное Откровение повелевает нам любить врагов. В Ветхом Завете сказано: если враг твой голоден, накорми его; если он жаждет, напои его: ибо делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья ( Притч.25:22 ). А в Новом: Подражайте Отцу вашему небесному ( Мф.5:45 ), Который велит восходить солнцу Своему над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Видя такое долготерпение Милосердного нашего Отца, должны и мы быть терпеливыми к нашей согрешающей братии, не гневаться, не озлобляться на них, не мстить им за обиды, нам ими причиненные, но с терпением и кротостью ожидать их исправления, да так приобретем их Христу и себе истинными братиями сделаем, по подобию Небесного Отца, Который столько грешников Своим долготерпением приобрел и приобретает, как апостол написал: «Долготерпение Господа нашего почитайте спасением» ( 2Пет.3:15 ). Ибо «благость Божия всякого грешника ведет к покаянию» ( Рим. 2:4 ). Там же нам открывается, что «Бог есть Дух» ( Ин 4:24 ). И мы, хотя и не можем быть духом, как имеющие плоть и кости, но можем и должны быть духовными. «Мы не должники плоти, чтобы жить по плоти, не по плоти жить, но духом умерщвлять дела плотские» ( Рим.8:12–13 ). Должны «попечения о плоти не превращать в похоти " ( Рим 13:14 ), поступать по духу, и не исполнять вожделений плоти; плоть распинать «со страстями и похотями» ( Гал.5:16, 24 ), «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» ( 1Пет.2:11 ), «чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» ( 1Пет.4:2 ), – да не о нас скажет Господь то, что сказал о первом мире: «Не может Дух Мой пребывать в человеках сих, потому что они плоть» ( Быт. 6:3 ). И апостол Иуда сказал: «Это люди душевные, не имеющие духа» ( Иуд 1:19 ). «Живущие по плоти Богу угодить не могут. Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» ( Рим 8:7–8 ). Так и в прочем христианам подобает в Святом Писании, как в зеркале, смотреть на образ Отца Небесного, чтобы «как мы носили образ перстного, носить нам и образ Небесного» ( 1Кор.15:49 ), да так засвидетельствуют христиане свое новое духовное рождение, да покажут, что они истинно «от воды и Духа» рождены ( Ин.3:5 ), истинно «от Бога родились» ( Ин.1:13 ), истинно и нелицемерно Бога называют своим Отцом и молятся: «Отче наш! Иже еси на небесех», и прочее ( Мф.6:9 ; Лк 11:2 ), – истинно «сыны Божии по вере во Христа Иисуса» ( Гал.3:26 ), ибо Ему, как сыновья Отцу, уподобляются своими нравами, и Его Божественный образ в себе носят.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

И еще говорит: «Получили мы доступ к той благодати, в которой стоим, и хвалимся надеждою славы Божией» ( Рим.5:2 ). Однако мы стоим твердо, если молимся Господу, чтобы Он «поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои» ( Пс.39:3 ), чтобы не случилось с нами того, о чем тот же пророк говорит: «Едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои» ( Пс.72:2 ). Так встанем же против фараона, иными словами, будем противостоять ему в борьбе, как и апостол Петр говорит: «Противостойте ему твердою верою» ( 1Пет.5:9 ). И Павел говорит: «Стойте в вере, будьте мужественны, тверды» ( 1Кор.16:13 ). Ибо если будем стоять твердо, то произойдет то, о чем Павел молился за своих учеников, сказав: «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре» ( Рим.16:20 ). И чем дольше мы будем стоять твердо и непреклонно, тем слабее и немощнее будет фараон. Если же, напротив, станем слабовольными или начнем сомневаться, он укрепится и будет еще сильнее противостоять нам. И воистину исполнится в нас то, образ чего дал нам Моисей. «Когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои», как бы ослабевшие от усталости, «одолевал Амалик» ( Исх.17:11 ). Так поднимем же и мы руки свои в силе креста Христова, «воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ), чтобы сподобиться нам помощи Господа. Ибо и апостол Иаков призывает нас к тому же, говоря: «Покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» ( Иак.4:7 ). Так пойдем же с полной убежденностью, что сатана не только убежит от нас, но и будет сокрушен под ногами нашими, как и фараона уничтожили волны морские и поглотила глубокая бездна. Если же мы выйдем из Египта пороков, то пройдем по бушующим водам этого мира, как по суше, через Иисуса Христа, Господа нашего, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия IV. О десяти казнях, поразивших Египет 1 . Мы слышали, как нам читали историю, известную всему миру, в которой рассказано, как Египет вместе со своим царем фараоном был поражен великими казнями знамений и чудес, чтобы он вернул свободу евреям, рожденным от свободных родителей и силой порабощенным им.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010