Вот, какие дельные и практические советы и указания нашим сельским школам даёт бывший профессор Московского университета, пожелавший сам сделаться учителем этой скромной школы. С книгой С.А. Рачинского весьма полезно ознакомиться и нашим сельским учителям, и священникам: они встретят в ней много других драгоценнейших сведений, которыми могут воспользоваться и на благо церковной школы. И.Н. Захарьин Известия и заметки Тихвинский П., свящ. Посещение таврическими сектантами местного епископа//Миссионерское обозрение. 1899. 1. С. 765–771 16-го марта текущего года, Преосвященнейшего Николая, Епископа Таврического, посетило 5 человек сектантов из с. Астраханки – молоканской. Почти все они были представители 2-го Донского и баптистского толков, признаваемых, как известно, епархиальным начальством штундистскими. Владыка принял их и вступил с ними в мирную беседу. Вот приблизительный разговор его с ними: «Здравствуйте, Ваше Преосвященство!» – Здравствуйте, здравствуйте! Кто вы такие и чем могу быть вам полезным? (Под благословение они не подошли). «Мы, ваше преосвященство, молокане.» – Вы, верно, любите молоко, что так называете себя? «Мы любим молоко, только другое – словесное молоко, как и слово Божие говорит». – Правда, Ап. Павел упоминает про «словесное молоко». Но он же говорит, обращаясь к Коринфским христианам: я питал вас молоком, а не твёрдой пищей, ибо вы были ещё не в силах ( 1Кор.3:2 ); также и в послании в Евреям: для вас нужно молоко, а не твёрдая пища, (Но) всякий, питаемый молоком несведущ в слове правды, потому что он младенец; твёрдая же пища свойственна совершенным ( Евр.5:12–15 ). Посему я вам желаю, чтобы и вы познали слово правды и, перестав быть новорождёнными младенцами ( 1Пет.2:2 ), возрастали в мужа совершенна ( Еф.4:13 ) дабы возрасти вам во спасение ( 1Пет.2:2 ). «Молоканами нас называют другие, а если и мы называем себя так, то больше по привычке; на самом же деле мы такие же христиане, как и все.» – Тогда почему бы вам и не называться христианами. Ведь вы знаете, – слово христианин восходит к первым векам Церкви Христовой: ещё в Антиохии, в век Апостольский, последователи Христа стали называться христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вот они то, будучи лишены гарантии даже по баптистским стандартам, и нуждаются в нашем молитвенном ходатайстве, ибо реально могут «одетыми оказаться наги» ( 2Кор. 5:3 ). На первый взгляд, Христос, кажется, однозначно обещает всем верующим в Него жизнь вечную: Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь ( Ин. 5:24 ). “На суд не приходит” – звучит как гарантия спасения, но ап. Пётр призывает христиан не забывать и другую реальность, без которой откровение о потустороннем не может быть полным: время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнётся, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? ( 1Пет. 4:17-18 ). Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят. И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего ( 1Пет. 1:16-17 ). Недостаточно просто поменять название греховных действий. О неверующих говоря: «В жизни нераскаянного грешника всякий грех «к смерти» , 365 а те же грехи, но уверовавшего, классифицировать так: «Идя за Христом, прощенный способен еще по своей неопытности допускать те или иные упущения, промахи и падения. Но ошибки эти – не к смерти» . 366 Это, дескать, «те грехи, которые свидетельствуют о неосвященной жизни человека» . 367 Получается, что не мы должны измениться по отношению ко греху, а Бог должен изменить Своё отношение к нашим греховным наклонностям. Рассуждая по этому поводу, Феофан Затворник спрашивает: « Уж не питаете ли вы такого чаяния, – чтоб Бог державною властию простил грешников и ввел их в рай. Прошу вас рассудить, пригоже ли это и гожи ли такие лица для рая? – Грех ведь не есть что-либо внешнее, а внутреннее и внутрь проходящее. Когда грешит кто, грех весь состав его извращает, оскверняет и омрачает. Если простить грешника внешним приговором, а внутри его всё оставить, как было, не вычистив, то он и после прощения такого останется весь скверен и мрачен. Таков будет и тот, кого бы Бог простил державною Своею властию, без внутреннего его очищения. Вообразите, что входит такой – нечистый и мрачный – в рай. Что это будет? Ефиоп среди убелённых. Пристало ли?». 368

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

«Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать верующим покаяние и прощение грехов» ( Деян.5:31 ). «Всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» ( Деян.10:43 ). «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти» ( 1Пет.3:18 ). «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его» мы исцелились ( 1Пет.2:24 ). «Сын Божий, Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» ( 1Тим.1:15 ). Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигали познания истины» ( 1Тим.2:4 ), призывая «не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф.9:13 ). «Хотя природе человеческой невозможно не грешить;... однако же возможно, согрешив по опрометчивости или по увлечению от злокозненного, тотчас измениться, покаяться и не собирать зла ко злу» 150 . Молитва грешника пред Всесвятым Богом всегда есть смиренный вопль, исходящий из всего его существа; потому в молитве должны участвовать и тело, и душа, и дух. Но главенствующая роль в молитве, как и во всем поведении человека, должна принадлежать духу человеческому, полученному от дыхания Вседержителева (ср.: Быт.2:7 ; Иов.33:4 ). Тело человека никогда не должно господствовать над духом и подавлять его, но всегда находиться в подчинении духу. Если же человек сам излишне потакает своему телу: ублажает чрево пресыщением пищею, покоем и наслаждениями плотскими, то его телу придаются человеком права господствовать над духом, – над высшей духовной составляющей его души, и тогда все в человеке становится плотским: и дела, и мысли, и, конечно, его молитва. Господство духа человеческого над плотью достигается ущемлением непомерных требований тела, посредством воздержания и поста. У людей, как правило, без воздержания и поста не бывает и молитвы духовной. Таким образом, само отношение христианина к посту может быть принято за критерий силы и действенности его молитвы. И потому по самой жизни христианина – воздержной или невоздержной – то есть соблюдает он посты или их нарушает, можно иметь довольно верное представление о том, как он молится: языком только, механически произнося слова, или же у него идет духовно-сердечная молитва . Иначе говоря, имеется ли у христианина действенная молитва, достигающая престола Господня, или же он звуками произносимых молитвенных слов только бьет воздух (ср.: 1Кор.9:26 ). Отсюда вывод: дабы молитвенный подвиг христианина не был ослабленным, ему надлежит воздержанием и постом усмирить свое тело, порабощая тем самым его своему духу (ср.: 1Кор.9:27 ). По слову Апостола: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

И еще говорит: «Получили мы доступ к той благодати, в которой стоим, и хвалимся надеждою славы Божией» ( Рим.5:2 ). Однако мы стоим твердо, если молимся Господу, чтобы Он «поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои» ( Пс.39:3 ), чтобы не случилось с нами того, о чем тот же пророк говорит: «Едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои» ( Пс.72:2 ). Так встанем же против фараона, иными словами, будем противостоять ему в борьбе, как и апостол Петр говорит: «Противостойте ему твердою верою» ( 1Пет.5:9 ). И Павел говорит: «Стойте в вере, будьте мужественны, тверды» ( 1Кор.16:13 ). Ибо если будем стоять твердо, то произойдет то, о чем Павел молился за своих учеников, сказав: «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре» ( Рим.16:20 ). И чем дольше мы будем стоять твердо и непреклонно, тем слабее и немощнее будет фараон. Если же, напротив, станем слабовольными или начнем сомневаться, он укрепится и будет еще сильнее противостоять нам. И воистину исполнится в нас то, образ чего дал нам Моисей. «Когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои», как бы ослабевшие от усталости, «одолевал Амалик» ( Исх.17:11 ). Так поднимем же и мы руки свои в силе креста Христова, «воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ), чтобы сподобиться нам помощи Господа. Ибо и апостол Иаков призывает нас к тому же, говоря: «Покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» ( Иак.4:7 ). Так пойдем же с полной убежденностью, что сатана не только убежит от нас, но и будет сокрушен под ногами нашими, как и фараона уничтожили волны морские и поглотила глубокая бездна. Если же мы выйдем из Египта пороков, то пройдем по бушующим водам этого мира, как по суше, через Иисуса Христа, Господа нашего, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия IV. О десяти казнях, поразивших Египет 1 . Мы слышали, как нам читали историю, известную всему миру, в которой рассказано, как Египет вместе со своим царем фараоном был поражен великими казнями знамений и чудес, чтобы он вернул свободу евреям, рожденным от свободных родителей и силой порабощенным им.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Можно выразить его доктрину одной фразой: «Когда вы собираетесь для Евхаристии, то дары проявляются». Евхаристическое собрание и дары Духа неотделимы друг от друга. Многообразны дары Духа, служения Господу, действия Божия, но един Дух, един Господь, един Бог Отец (см. 1Кор.12:4 ). Итак, дело Духа – созидание единого Тела Христова, которое есть Церковь , в разнообразии даров, служений, но всегда в перспективе построения единого духовного здания, камнями которого являются христиане ( 1Пет.2:5 ). «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» ( 1Кор.12:13 ). С одной стороны, в посланиях апостола Павла Дух является источником и подателем даров, Тем, Кто различает служения. С другой – мы видим, как подтверждаются слова Спасителя о том, что Дух «не от Себя говорить будет... Он прославит Меня, потому что от Меня возьмет и возвестит вам» ( Ин.16:13–14 ). Служения и дары не существуют вне постоянного необходимого отношения к единственному Носителю Духа, в Котором они сосредотачиваются. Христос есть «Служитель» ( Евр.8:2 ), Первосвященник ( Евр.6:20 ), Посланник ( Евр.3:1 ), Служащий ( Рим.15:8 ; Лк.22:27 ), Блюститель ( 1Пет.2:25 ), Учитель ( Мф.23:8 ; Ин.13:13 ). «Потому что в Евхаристии Он Единый, вмещающий множества, Христос есть единственный Источник священства (служения), все служения и всякий строй не только от Него происходят, чтобы стать затем индивидуальной собственностью, но и отражают Его. И, чтобы Его отражать, служение это становится разнообразным, чтобы примениться к множеству. Действием Святого Духа, Который является связующей силой Тела ( Еф.4:3 ), исполняется «разнообразие служений», чтобы ни одно из них не могло быть объективно рассмотрено в самом себе или как собственное обладание, – но всегда в связи с другими, которые составляют тело Единого» 35 . Высшим даром Святого Духа и их объединяющей силой апостол Павел называет любовь: «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь превосходнейший» ( 1Кор.12:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Павел: “Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” (Гал.5, 22–23). И еще: “Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение… более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства, и да владычествует в сердцах ваших мир Божий” (Кол.3,12–15). Сложи из всех этих доброт, как из членов, одно тело духовное, и будешь иметь благолепный лик « сокровенного сердца человека», подобный которому и поревнуй водворить в сердце своем.   Вторник. (1Пет.3,10–22; Мк.12,18–27). “Господа Бога святите в сердцах ваших”. Освящение Господа в сердце есть душа и дух изображаемого выше сокровенного сердца человека. Как первоначально Бог, создав из частиц персти тело человека, вдунул в него дыхание жизни, и стал человек как следует быть; так и созидаемый внутри из показанных добродетелей « сокровенный сердца человек» тогда только явится настоящим духовным человеком, когда это сердце будет святить Господа Бога, как и в молитве Господней читаем: “да святится имя Твое”. Если не будет этого, то слеплеваемый из сказанных добродетелей человек выйдет мертворожденное дитя без духа жизни. Да ведают это думающие обойтись с одними некими добродетелями без всякого отношения к Богу! Что есть святить Бога в сердце? Непрестанно благоговеинствовать пред Ним, всегда нося в уме помышление о Его вездеприсутствии, всею ревностью ревновать, в каждое мгновение благоугодным пред Ним быть и со всяким страхом остерегаться всего Ему неугодного, особенно же Его отеческому попечению предав весь живот свой, и временный и вечный, все случающееся смиренно, благопокорливо и благодарно принимать, как прямо от руки Его идущее.   Среда (1Пет.4,1–11; Мк.12,28–37). Один законник спрашивал Господа:“какая первая из всех заповедей?” Господь ответил: “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею: вот первая заповедь. Вторая подобная ей: возлюби ближняго твоего, как самого себя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

И все это для того, чтобы убедить, что в Нем свойства божественной и человеческой природы пребывают нераздельно, и чтобы мы знали, что Слово не то же, что плоть, и исповедовали единого Сына Божия и Словом, и плотью. Этого таинства веры дожно считать вовсе чуждым Евтихия, который в Единородном Сыне Божием не признает нашей природы ни в уничижении смерти, ни в славе воскресения. И не ужаснулся он суда блаженного апостола и евангелиста Иоанна, который сказал: «Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который разделяет Иисуса, не есть от Бога, но это – антихрист ( 1Ин.4:2–3 ). А что значит разделять Иисуса, как не отделять от Него человеческую природу и бесстыдными вымыслами упразднять таинство веры, которым одним мы спасены? Будучи слеп по отношению к природе тела Христова, он, по необходимости, с такою же слепотою будет безумствовать о ней в состоянии страдания Его. Ибо, если он не считает креста Господня призраком и не сомневается, что страдание, принятое за спасение мира, было истинное, то он должен признать и плоть Того, смерти Которого он верует. Пусть не говорит он, что не нашего тела был тот человек, которого сам признает страдавшим: ибо отрицание истинной плоти есть отрицание и страдания плоти. Итак, если он принимает христианскую веру и не отвращает своего слуха от проповеди Евангелия, то пусть рассудит, какая природа, пронзенная гвоздями, висела на кресте; пусть размыслит: когда воин копием пронзил бок Распятого, откуда тогда истекли кровь и вода для наполнения купели и чаши Церкви Божией? Пусть послушает и святого Петра, который проповедует, что освящение Духом совершается через окропление кровию Христовою ( 1Пет.1:2 ). Пусть не мимоходом прочтет слово того же апостола: «Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца» ( 1Пет.1:18–19 ). Пусть не противится и свидетельству блаженного апостола Иоанна, который говорит: «И кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» ( 1Ин.1:7 ); и в другом месте: «Сия есть победа, победившая мир, вера наша» ( 1Ин.5:4 ), и: «Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Сей есть Иисус Христос, пришедший водою, и кровию, и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует в Нем, потому что Дух есть истина...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И не ужаснулся он суда блаженного апостола и евангелиста Иоанна, который сказал: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога, и всякий дух, который разделяет Иисуса, не есть от Бога, но это дух антихриста (cp.: 1Ин.4:2–3 ). А что значит разделять Иисуса, как не отделять от Него человеческое естество и бесстыдными вымыслами упразднять таинство веры, которым одним мы спасены? Слепотствуя же в отношении к природе тела Христова, он по необходимости с такою же слепотою будет безумствовать о ней в состоянии страдания Его. Ибо если он не считает креста Господня за призрак и не сомневается, что страдание, воспринятое за спасение мира, было истинное (страдание), то он должен признать и плоть Того, смерти Которого он верует. Пусть не говорит он, что не нашего тела был Тот человек, Которого сам признает страдавшим, ибо отрицание истинной плоти есть отрицание и страдания плоти. Итак, если он приемлет христианскую веру и не отвращает своего слуха от проповеди евангельской, то пусть рассудит, какое естество, пронзенное гвоздями, висело на древе крестном; пусть размыслит, когда воин копьем отверз бок Распятого, откуда тогда истекла кровь и вода для омовения Церкви Божией банею и напоения чашею. Пусть послушает и блаженного Петра, который проповедует, что освящение Духом бывает чрез окропление кровью Христовою (см.: 1Пет.1:2 ). Пусть не мимоходом прочтет слова того же апостола: зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною кровью Христа, как непорочного и чистого агнца ( 1Пет.1:18–19 ). Пусть не противится и свидетельству блаженного апостола Иоанна, который говорит: и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха ( 1Ин.1:7 ), и в другом месте: сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровью... не водою только, но водою и кровью. И Дух свидетельствует о Нем (о Христе)... И три свидетельствуют... дух, вода и кровь; и сии три ободном ( 1Ин.5:4–6,8 ), то есть дух освящения, кровь искупления и вода крещения. Эти три составляют одно и пребывают нераздельными; ни одно из них не отделяется от своего единства, так как Кафолическая Церковь живет и преуспевает тою именно верою, чтобы во Христе Иисусе не исповедовать ни человечества без истинного Божества, ни Божества без истинного человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Объясн. Эти слова не дают основания отвергать законность судебных установлений, которые признаны Самим Господом: Ин.19:11 , и апостолами: Рим.13:4 ; 1Пет.2:13–14 . Тот же апостол Павел требовал для себя «суда Кесарева»: Деян.25:10–11 . Когда люди, по избранию и призванию законной власти, судят других подобных себе людей, то они решают лишь то: сделал ли известный человек то или другое дело и каким последствиям по закону он должен за это дело подвергнуться. 1Кор.6:1–2 . «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?». Объясн. Апостол Павел не отрицает необходимости суда: Деян.25:10–11 , но только желает, чтобы христиане судились у христиан же. Живя в христианском государстве, где судьи поставляются из христиан благочестивым Государем, мы не можем опасаться того, что нас будут судить неверные, нечестивые, а не братья по вере. Конечно, лучше было бы, если бы между нами не было судебных дел, но если они существовали даже между христианами апостольского времени, то, значит, они составляют такое выражение человеческой немощи, которое свойственно всем временам; потому-то ни Господь, ни апостолы не отрицали государственных судебных учреждений: Ин.19:11 ; 1Пет.2:13–14 . Пс.81:1–3 . «Бог стал в сонме богов; среди богов произнёс суд. Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетённому и нищему оказывайте справедливость». Объясн. Ссылаясь на слова псалма 81 ( Ин.10:34 ), Спаситель обличает фарисеев, которые во всём изыскивали повод к хуле на Него, между прочим и в том, что называет Себя Сыном Божиим, хотя это имя приличествует Ему не только как единосущному с Отцом: Ин.10:29 , но и как избранному и посланному от Бога учителю: Ин.10:36 . В Ветхом завете «богами» назывались богоизбранные судьи, потому что, подобно Господу, изрекали свои постановления: Исх.4:16:7:1 . О тяжбах Мф.5:39–40 . «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Потому что мы – «царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» ( 1Пет.2:9 ), но только если заслугами своей жизни соответствуем полученной благодати и считаемся достойными святого служения, дабы по отшествии из этой жизни удостоиться нам быть принятыми, как мы сказали выше, среди священников Бога и тех, кто служит ковчегу завета – иначе говоря, секретам и сокрытым тайнам, – и «открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню» (ср. 2Кор.3:18 ), войти в святую землю, дарованную нам в наследие Господом нашим Иисусом Христом, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия V. О написанном: «Не погубите колена племен Каафовых из среды левитов» (Чис.4:18). 1.1. Отвечая Моисею и Аарону, Господь говорит: «Не погубите колена племен Каафовых из среды левитов, но вот что сделайте им, чтобы они были живы и не умерли, когда приступают к Святому Святых» ( Чис.4:18–19 ) и прочее. Прежде всего уразумеем буквальный смысл сказанного, а затем, с Божьей помощью, взойдем от понимания буквы к пониманию духа. В первую очередь уразумей устроение «скинии собрания» (ср. Исх.26:33–34 ; Чис.4:20 ); узнай и «Святое Святых», отделенное от священных предметов завесой ( Чис.4:5 и далее), на которое никому, кроме священников, не дозволено смотреть. После этого пойми, как, когда сыны Израилевы переносили свой стан, скинию разбирали, а Аарон и сыны его, священники, на все предметы в Святом Святых возлагали свои покровы; и, оставив их покрытыми на тех же местах (ср. Чис.4:15 ), приводят сынов Каафовых, коим вменяется исполнять эти обязанности, и понуждают их поднять на плечи свои все то, что покрыто рукой священника. Потому и сказано Господом: «Не погубите колена племен Каафовых из среды левитов» ( Чис.4:18 ), как будто они погибнут, если прикоснутся к Святому Святых непокрытому и обнаженному, которое запрещено не то что трогать, но на которое, если оно не покрыто, не дозволено даже смотреть. 1.2. И если уразумел ты порядок повествования, взойди теперь к сиянию тайны и узри свет духовного закона, если чисто око ума твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010