Итак вот еще другое состояние. Второе из С. Писания ( Еф.5:8 ): «Бысте иногда тьма, ныне же свет о Господе», ( Рим.3:9, 5:18 ; 1Пет.1:3 ; Гал.3:23 ; Еф.4:24 ). Сии свидетельства протолковав покажут, что не одно есть человеческое состояние. Вопросишь: сколько и какие бы те были состояния человеческие? Отвечаю: четыре наипаче начальные состояния: 1) прежде падения; 2) по падении; 3) восстановление или искупление; 4) прославление: или инако: сотворение, падение, исправление и ублажение. Сии еще состояния делятся на другие некоторые но то надлежит до Богословов. Сей ответ те ж имеет доводы, какие и первый ответ. А что только четыре, то тем подтвердить можно, что других состояний ни рассудок наш, ни С. Писание не показывает; а ежели другие и сыщутся состояния, то они в сих будут заключаться. Вопросишь: для чего о сих состояниях в Катехизисе говорить надобно? Отвечаю: о первом состоянии говорить надобно для того, чтоб показать, как тяжек и мучителен есть грех , который нас такого добра лишил, ( Рим.13:23 ), и какому человек чрез тот грех подпал Божиему гневу, ( Рим.1:18 ), тут же представить и пребедное человеческое состояние, ( Еф.2:14 ). А о втором для того, чтоб доказать пребезмерную, бесконечную и неизглаголанную Божию благость, (Тим.3:4), которая нас премилостиво от того избавила, и объявить Христовых заслуг важность, ( Евр.10:14, 12:10 ), а о третьем и четвертом и Символ не умолчит. Вопросишь: В чем бы заключалось первое человеческое состояние прежде падения? Отвечаю: в том, что человек будучи от Бога создан во всяком совершенстве и достоинстве, как не имел ничего в себе богопротивного, так и от Бога был любимым и в милостивой Божией содержался любви, следовательно такое состояние за блаженное не почесть нельзя. Вопросишь: чем сие подтвердить? Отвечаю: из Бытия гл. 1. где описывается человеческое сотворение; а именно, что человек создан от Бога не так как небо, и прочие бездушные вещи или и скоты; но по образу и по подобию Божию, то есть, создан святым и непорочным по образу святости Божия, премудрым по образу премудрости Божия, праведным по образу праведного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

«Или, Или! лама савахфани?» ( Мф.27:46 ; Мк.15:34 ). Этот вопль отчаяния – не романтически-есенинское «отпусти в закат» 239 . Это – страшный вопрос человечества: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф.27:46 ; Мк.15:34 ). Для чего? Чему Ты учишь меня? Последней надежде? Надежде на то, что «когда умножился грех, стала преизобиловать благодать»? ( Рим.5:20 ). Надежде на то, что «любовь покрывает множество грехов»? ( 1Пет.4:8 ). «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 )... Сколь безграничной должна быть эта Божественная любовь, чтобы покрыть множество грехов моих?! «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши, чтобы мы получили жизнь через Него» ( 1Ин.4:9–10 ). Ради меня Сын Божий воплотился – «вместо столпа огненного праведное возсия Солнце, вместо Моисеа Христос, спасение душ наших» 240 – и, «крест претерпев, погребению предадеся, яко Сам восхоте» 241 ... Принес ли я что-нибудь в ответ на эту безмерную любовь, открывшуюся мне? «Внимай, небо, я буду говорить», – так сказал Моисей. Что скажу я? Что скажу, кроме слова покаяния? Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Вонми ми, Боже, Спасе мой, милостивным Твоим оком и приими мое теплое исповедание. Моисейскою песнью устрашаем и научаем, к Тебе, Спасе, взываю. Кто милостив, кроме Тебя? Кто милует меня, невзирая на всю немощь души и тела моего? Кто поможет независтно и безмездно, если не Ты? Миром окружен, чего иного могу я ждать от него, кроме злобы и ненависти, зависти и лжи? Ведь мир сей – «во зле лежит» ( 1Ин.5:19 ), являя собой область, подчиненную власти «начальств, властей, мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесной» ( Еф.6:12 ), и одно лишь в нем «тихое пристанище» 242 – милость и любовь Твоя, Спасе, Человеколюбче. Что принесу я Тебе в ответ, кроме теплой молитвы и искреннего исповедания грехов? Потому и молю Тебя – прими мое исповедание, которое я несу к Твоим стопам в эти великие постные дни. Потому и прошу, чтобы Ты, как некогда апостолов, и меня научил молиться 243 ( Лк.11:1 ), чтобы благодатью Твоею истреблена была во мне теплохладность, так мешающая мне, потому что она не дает моему молитвенному исповеданию быть истинно теплым и сердечным, таким, которое открывает пред всяким верным неизмеримое море Твоей великой милости, очищающей от всякого греха, и спасающей от всякого обстояния, и вводящей во Царствие Твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

К делам милости духовной относятся следующие поступки. При помощи увещевания отвратить грешника от заблуждения. То есть путем уговоров и разъяснений (увещеваний) неверующего или иноверца, раскольника, пьяницу, блудодея или расточителя и тому подобное, наставить на путь истинной и честной жизни. «Вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» ( 1Фес.5:14 ). Невежду научить истине и совершению добра. То есть не умеющего молиться научить молиться Богу, незнающего заповедей Божиих, научить этим заповедям и их исполнению и так далее. «А кто не знает, тех учите» ( Ездр.7:25 ). А также несведущего человека научить отличать добро от зла, научить видеть в людях и в жизненных ситуациях истину, научить человека совершать добро и жить по законам совести, почитая Бога и Его заповеди. «Но наставляйте друг друга каждый день ... чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» ( Евр.3:13 ). Подать ближнему добрый своевременный совет. То есть когда ближний будет находиться в затруднительном положении, помочь ему добрым и нужным советом. Например, показать опасность, которая угрожает ближнему, и рассказать, как нужно её избежать. Если ближний злоумышляет на чье-либо благосостояние или жизнь, отвратить его от этого, если ближний болен ,а вы знаете как ему помочь, то дать ему нужный совет для излечения. «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» ( Иак.4:17 ). Молиться за всех Господу Богу нашему, Иисусу Христу, то есть в своих молитвах просить Бога о прощении грехов ближних, о наставлении их на путь истинный. «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» ( 1Тим.2:1 ). Утешать печальных, то есть уметь поддержать ближнего, когда он находится в унынии, в грусти, в растерянности. В трудной жизненной ситуации «утешайте малодушных» ( 1Фес.5:14 ). Нельзя воздавать или мстить ближним за причиненное ими зло. То есть не совершать ответного зла или мести злодеям за то зло, которое они причинили человеку, а предоставить совершать воздаяние Богу. «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками» ( Рим.12:17 ). «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию.» ( Рим.12:19 ). «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.» ( 1Пет.3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Столь важный и священный союз супружеский требует от нас искреннего уважения и тщательного охранения. Желающие вступить в этот священный союз и обещающие жертвовать собой взаимно друг другу в продолжение земной жизни своей, должны поступать по благословению родителей; зане благословение отчее утверждает домы чад ( Сир. 3:9 ) и Церкви, от коей сообщается вся полнота благословения Божия. Благословенные и соединённые Церковью, супруги обязаны в продолжение своей жизни благоразумно и свято хранить и укреплять свой взаимный союз: 1) взаимной любовью, которая есть главное основание союза супружеского; жене муж должную любовь да воздает: такожде и жена мужу ( 1Кор. 7:27 ). 2) Верностью: привязался ли еси жене, не ищи разрешения ( 1Кор. 7:27 ). 3) Взаимным уважением: мужие, вкупе живуще с своими женами по разуму, яко немощнейшу сосуду женскому, воздающе честь ( 1Пет. 3:7 ): жены повинуйтеся своим мужем, якоже подобает о Господе ( Кол. 3:18 ). 4) Взаимным содействием в воздержании, благочестии и спасении. Не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребываете в посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся да не искушает вас сатана невоздержанием ( 1Кор. 7:5 ). 5) Взаимной снисходительностью, уступчивостью и терпением для постоянного сохранения единства в мыслях, желаниях и действиях: супруги уже не суть два, но плоть едина, в которой должна быть и душа едина; и любы истинная, какая должна быть между супругами, вся покрывает, вся терпит. 6) Наконец, преимущественным пребыванием в семейном и домашнем кругу, в занятиях и трудах своего звания ( 1Сол. 4:11 ). Удаление от своего семейства и дома для удовольствий сторонних неминуемо влечет за собою скуку пребывания у себя, охлаждение к семейству, беспорядок в делах и проч. Напротив, деятельное и благоразумное домоседство, есть залог сбережения достояния, здоровья, спокойствия и успеха в трудах. Ибо успех в делах зависит от предварительного размышления об них и приготовления к ним, а это возможно только дома, у себя, вне общественного развлечения и рассеяния. Добрии безмолвствуют присно ( Притч. 15:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

10 . Как в предшествующих стихах писатель отрицательным путем, страхом грядущего суда склонял к следованию за мудростью, так теперь (с 10 ст. и далее) для той же цели указывает ее положительные блага. «Хранящие святое», т.е. закон и волю Божию, о которых была речь в 4-м ст.; «найдут оправдание», разумеется, на том суде Божием, которым угрожал писатель выше (5–6 ст.). Прем.6:11 . Итак, возжелайте слов моих, полюбите и научитесь. Прем.6:12 . Премудрость светла и неувядающа, и легко созерцается любящими ее, и обретается ищущими ее; 12 . С 12–16 ст. писатель проводит ту мысль, что под условием искреннего стремления к мудрости нетрудно достигнуть ее; она идет навстречу ищущему ее. «Премудрость светла и неувядающа…» Первый эпитет может значить или то, что премудрость легко постигается, ее свет идет навстречу и освещает путь к ней; или, по сравнению с блеском драгоценного камня и металла, может указывать на внутреннее достоинство премудрости (ср. Откр. 18:14, 16 ). Второй предикат говорит о том, что обладание премудростью имеет непреходящую ценность, в противоположность скоро вянущему венку, каким украшали победителей на войне ( 1Пет. 1:4, 5:4 ). «Легко созерцается любящими ее, и обретается ищущими ее» (ср. Прем. 1:1–2, 4:10 ). Основание этой мысли в том, что внутреннее духовное существо природы человека не чуждо премудрости. Прем.6:13 . она даже упреждает желающих познать ее. 13 . «Она даже упреждает желающих познать ее». Стих этот усиливает мысль предшествующего: уже одно желание премудрости, хотя бы оно проистекало из неясного влечения к ней является значительным шагом к ее действительному обладанию. Прем.6:14 . С раннего утра ищущий ее не утомится, ибо найдет ее сидящею у дверей своих. 14 -й стих выражает ту же мысль о легкости овладеть премудростью, что и тринадцатый стих, только в образной форме. Премудрость олицетворяется, как невеста, или возлюбленная (см. Прем. 8:2 ), которая «сидит у дверей» ( Быт. 4:7 ; Иак. 5:9 ) и ее не нужно долго искать. Прем.6:15 . Помышлять о ней есть уже совершенство разума, и бодрствующий ради нее скоро освободится от забот,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Другое 6. Если Христос неописуем, то Он и не подвержен страданиям, ибо бесстрастие находится наравне с неописуемостью. Но Христос терпел страдания, как говорит Писание ( 1Пет. 4:1 ); следовательно, Он и описуем. Иное Изречения Господь созда Мя начало путий Своих в дела Своя ( Притч. 8:22 ) и прежде же всех холмов раждает Мя ( Притч. 8:25 ) служат доказательством двух природ в Христе – неописуемой и описуемой. 7. Если изречение Господь созда Мя начало путий Своих в дела Своя относится к человечеству, а слова прежде всех холмов раждает Мя говорят о божестве, то необходимо, чтобы Изрекающий это, как сотворенный, подлежал описуемости, а как несотворенный был неописуем. [Col. 393] А если бы вследствие описуемости одного могло сделаться описуемым и другое, то есть с созданным – не созданное, то было бы совершенно необходимо, чтобы одно из неописуемости перешло в описуемость, а другое из описуемости – в неописуемость, причем каждое из двух естеств взаимно передавало бы одно другому свойственное (οκζον) ему и лишалось бы присущего ему природного и несообщаемого 3 частного свойства (φυσικν κα κοινωνητον δωμα), и, наконец, ни одна из природ не сохранилась бы во Христе в действительности по причине пустого превращения, – а это нелепо. Другое – чрез приведение к нелепому 8. Если изречение Господь созда Мя начало путий Своих мы понимаем не в том смысле, что Слово изменилось в плоть вследствие происшедшего соединения божества и человечества, но в том, что [Слово] сделалось плотью, оставаясь и в свойственном Ему величии Божества, то таким же, значит, образом, когда мы говорим, что Христос описуем, мы веруем, что Он не превратился в описуемость, поскольку Он есть Бог , но лишь явился подобным нам, поскольку сделался человеком. А если [в результате] описания [неописуемость] превратилась в описуемость 4 , то, значит, и природа Божества изменилась в акте восприятия плоти, а это – нелепо. Иное 9. Сказать Господь созда Мя – значит то же, что сказать: «Господь дал Мне очертание». Если же вследствие того, что не написано «Господь создал Меня» или «Господь облек Меня телом», нельзя говорить, что Он не совершил этого, то таким же образом вследствие того, что написано Господь созда Мя, всем, желающим правильно мыслить, следует понимать одинаково с тем, что «Он и дал Мне очертание». Ибо творение даже и для тех, которые мало понимают, есть свойство [ограничения и] 5 очертания.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Пред иудейским синедрионом ап. Павел свидетельствует, что он «всею совестию благою жительствовах пред Богом даже до сего дне» ( Деян. 23:1 ). Ап. Петр увещевает христиан " совесть имейте благу, да о немже клевещут вас аки злодеев, постыдятся злословящии ваше благое о Христе житие» ( 1Пет. 3:16, 21 ). В послании к евреям ап. Павел выражает уверенность «яко добру совесть имамы, во всех добре хотяще жити» ( Евр. 13:18 ; ср. 1Тим. 1:5 ). А в послании к Тимофею он заповедует священнослужителям иметь «таинство веры в чистей совести» ( 1Тим. 3:9 ; ср. 2Тим. 1:3 ). Порочною же или злою называется совесть в послании к евреям, где апостол призывает приступить с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести ( Евр. 10:22 ). Оскверненною называется совесть в послании к Титу, в котором апостол говорит о людях, «ихже осквернися ум и совесть: Бога исповедуют ведети, а делы его отмещутся, мерзцы суще и непокориви и на всякое дело благое неискусни» ( Тит. 1:15 ). По силе или энергии совесть называют решительною, или скрупулезною. С скрупулезною сродна совесть мнительная. Она свойственна лицам, склонным к унынию и недоверяющим средствам очищения от грехов. Под влиянием страстей и шума мира совесть часто недослышивается человеком и становится оглушенною. Если голос совести часто заглушается и недослышивается, то он становится все тише; совесть, так сказать, болеет или вымирает. Этот процесс оканчивается смертию совести, т. е. состоянием бессовестности. Но говоря, впрочем, о состоянии бессовестности, мы разумеем не отсутствие в человеке карательной силы совести, а только отсутствие совестливости, т. е. попрание всех божеских и человеческих законов и прав, опустошение всякого нравственного чувства. Конечно, буря страстей и шум мира сего могут заглушить и карательный или судящий голос совести. Но и в этом случае судящая совесть связывается в человеке. Она сказывается тогда в тайном унынии, меланхолии, тоске, в состоянии безнадежности. А когда затихают голоса мира сего и проносится шум страстей (это случается и в течение всей жизни, но в особенности пред смертию), тогда злая или наказующая совесть сказывается со всею ясностию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Читая Числа 31:25–31, 35 и 40, где говорится о пленении 32,000 девушек, некоторые приходят к мысли, что, либо эта часть не является Боговдохновенной, либо Господь закрывает глаза на безнравственность. Однако такое суждение о данном тексте объясняется лишь слишком невнимательным его исследованием и предвзятым подходом. На самом деле, если вчитаться в него, то станет вполне очевидно, что текст этот содержит в себе самое строгое предупреждение против безнравственности, и что Бог Израиля стоит на стороне абсолютной чистоты. В Числах 25:1 сообщается о том, как народ Израильский впал в блудодеяние с дочерьми Моава, и так как суд начинается всегда с дома Божия ( 1Пет. 4:17 ), то каждый израильтянин, уличенный в этом грехе, был предан смерти без жалости ( Чис. 25:5, 8–9 ). Из 31 главы Чисел видно, что хотя суд Божий над Мадианитянами был отсрочен, как это бывает иногда в отношении грешников ( Екк. 8:11 ), но все же, когда он наступил, то наказание было очень суровым: все виновные в грехе (ст. 7–8, 17) были преданы смерти. При этом стих 18 открывает, что из девушек (из числа 32000), оставшихся чистыми никто не пострадал. Бог спас их от суда над согрешившими, также, как Он вывел Лота из обреченного Содома. Таким образом, участь избавленных от суда девушек Мадианитянок, по ходу рассказа, является участью избавления, во-первых, и во-вторых – избрания и присоединения к народу Божию. Здесь дается прообраз того, как поступит Господь на суде с нечестивым миром: в то время как растленные грешники получат заслуженное возмездие, сохранившие чистоту совести и не нарушившие закона сердца, даже язычники, будут помилованы, спасены и присоединены к народу Божию. Поистине «праведен Господь наш во всех делах Своих, которые совершает» ( Дан. 9:14 ). Суды прошлого, до благодатного времени, не могут служить претыканием для нас христиан, познавших милость Божию во Христе. Наше спасение – в Его чистоте и праведности; познавши Его любовь, мы удивляемся жестокости судов В. 3., но в те дни любовь Божия во Христе еще не была открыта и явлена миру. Крепкий напиток для погибающего

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apologe...

Чтобы во всем славился Господь. Что хощете? С палицею ли прииду к вам, или с любовию и духом кротости? ( 1Кор.4:21 ). Вообще я говорил вам, и вы не послушались; вы видели, что брат ваш понес епитимию за то же самое, и вы не смирились. Смотрите, чтобы кто-либо из вас не впал в тот же род непослушания. Не без смысла и не напрасно говорятся поучения (κατηχσεις). Несть бо нестроения Бог , но мира, яко во всех церквах святых ( 1Кор.14:33 ). Посему вся же благообразно и по чину бывают ( 1Кор.14:40 ), чтобы во всем славился Господь в нас. Сошедшись отсюда и оттуда, братия, внимайте себе, как сесть и как обращаться, не как свободные 7 , но как связанные духом, не как безнадзорные, но как надзираемые Господом, наблюдающим всякое движение ваше и всякое действие ваше; не ходите туда и сюда, но оставайтесь спокойными (συχζοντες) в своих помещениях, предаваясь рукоделию, молитвам и псалмопениям вашим, не собирайте себе чего-нибудь сребролюбиво, но довольствуйтесь тем, что есть. Ибо Сам [Господь] сказал: не оставлю тебе, ниже презрю тя ( Нав.1:5 ), так что мы с дерзновением говорим: Господь мне помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек? Поминайте о братьях ваших, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их ( Евр.13:6–7 ; ср. Пс.117:6 ). Блуд веры и блуд тела. Братия и отцы. Мы, смиренные, радостью радуемся, видя вас ежегодно приходящими сюда, и празднуем ваше пришествие, как бы вторую Пасху. Но так как вы приносите нам плотское каждый, сколько рука его может доставить, то и мы, насколько возможно, дадим взамен духовное. Итак, именем Господа нашего Иисуса Христа призываю вас, братия, ходить достойно монашеского звания, исповедания, которое мы исповедали, и гонения, которое мы претерпели за Господа 9 , житие ваше имуще добро в мире, да о немже клевещут вас аки злодеев, постыдятся злословящий ваше благое о Христе житие ( 1Пет.2:12, 3:16 ). Ибо есть, есть такие, которые порицают исповедание Христа как причину блуда 10 , что страшно и сказать, и говорят: «Лучше сделаться соучастником ереси, чем принять гонение за Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Случаи освобождающие от открытого исповедания веры По сему когда 1 – е нет открытого вызова к исповеданию веры, а от частных легко отклониться благоразумными мерами ( Лк. 20:2 ) 2.) нет не особенной нужды предавать жизнь неистовству врагов, ни надежды обратить кого либо из них к вере; [в] 3 х Когда напротив сбережением жизни можно служить к утверждению веры и других в вере; 4.) когда нет достаточной силы и могущества к понесению подвига мученичества за веру: в сем случае без нарушения внутренней правоты позволительно христианину воздерживаться от открытого исповедания веры, по силе закона естественного по внушению христианского благоразумия ( Мф. 10:16 ) и особенно о примеру Иисуса Христа, который неоднократно уклонялся от неистовства иудеев ( Лк. 4:29 ) ( Ин. 10:39 ) ( Деян. 23:6–9 ) и по заповеди его: ( Мф 10:23 ) ( Деян. 9:24–25 ) ( Деян. 14:16 ) Утешение на трудном подвиге мученичества за веру При необходимости исповедания веры для славы Божией и спасения ближних пред многими свидетелями ( 1Тим. 6:12 ) среди тяжких опытов страданий к одушевлению и укреплению Христианина на многотрудном подвиге мученичества служат 1.) вечные награды обещанные верным до смерти ( Откр. 2:10 ) тем, что естли они со Христом умрут, то со Христом и оживут, если с ним претерпят с ним и воцарятся ( 2Тим. 2:11–12 ); во 2 х многоразличные утешения, каковые преобильно ниспосылает Господь для укрепления страдальцев за веру, по той вере, как умножаются в них страдания Христовы, умножается Христом и утешение их ( 2Кор. 1:5 ) Он сам являет им ( Деян. 7:55 ) укрепляет их ( 2Тим. 4:17 ) от чего поругания , удары и страдания за имя Христово они приемлют с радостию ( Деян. 5:40–41 ). Свойство христианского мученичества за веру Чтобы исповедничество и мученичество за веру при великости подвига имело все достоинство Христианской добродетели: то для полного совершенства оного требуется что бы во 1 х Исповедник веры достаточно знал исповедуемую им веру в главных и существенных членах, дабы при востребовании от него отчета в уповании его, он давал ответ с кротостью и уважением ( 1Пет. 3:15 ), при страданиях за веру мог с уверенностью сказать: вм емуже вровах еяже ради вины и сия стражду, и не стыжусь ( 2Тим. 1:12 ), а спокойным и великодушным терпением страданий ( 1Кор. 4:12–13 ) удостоверить всех и каждого, что совершаемое им мученичество не есть действия воспаленного воображения, минутный восторг внезапного увлечения; но рассудительная и непобедимая любовь к истине и благочестию, которая все преодолевает для Бога ( Рим. 8:37 ); во 2 х

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010