Сообразно с этим и святость материальных предметов и определенных времен обусловливалась не внешними их свойствами, а их идеальной целью и назначением в религиозно-нравственной жизни Израиля. Горевший куст ничем не отличался от прочих растений пустыни, ковчег завета был сделан из обыкновенного дерева, суббота, рассматриваемая астрономически, была подобна остальным дням недели, но и куст, и ковчег, и суббота были изъяты из окружающего мира и объявлены святыми в виду их служебного значения для религиозно-нравственных целей избранного народа. Но Израиль оказался бессильным, при наличности тех средств, какие давала ему ветхозаветная теократия, достигнуть нравственного совершенства и этим возвыситься над прочими народами земли: его идеал остался неосуществленным, потому что самый источник религиозно-нравственной жизни – человеческий дух в до-христианском человечестве не был освящен, не мог подняться над сферой стихийного, косного бытия. В виду этого и святость чувственных предметов теряла свой смысл, переставая быть органом святости духовной. Но в то время, как лучшие люди ветхозаветного периода жаждали обновления природы, приверженцы закона, игнорируя запросы внутреннего существа, хотели внешним исполнением предписаний закона оградить свое превознесение над миром и близость к Богу, точно так же, как Филон хотел видеть осуществление святости в возвышении человека до созерцания высшего Разума, правящего миром. Христианство, обновившее человеческую природу, открыло для человек путь к полному осуществлению идеала святости: к совершенному препобеждению греха и к вступлению с Богом в самую тесную связь, теснейшую всех связей, какие накопились в нашем опыте. Святость, в смысле безграничного нравственного совершенства и абсолютной непричастности греху, является в учении Нового Завета изначальным свойством Бога ( Ин.17:11 ; Откр.6:10 ; 1Ин.2:20 ) и в частности Духа Божия ( Тит.3:3 ; 2Фес.2:3 ; 1Пет.1:2 ), Который выступает здесь в качестве специального органа откровения ( Мф.1:18 ; Мк.12:36 ; Лк.1:15 ) и зиждительной Силы, сообщающейся искупленному человечеству и возводящей его к Богу ( Мф.3:11, 28:19 ; Мк.1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

свящ. Сергий Кобзарь Приложение I. Перечень главных ересей протестантизма 1. Протестанты отвергают особое священство в Церкви и разделение верных на пастырей и овец (см. гл. 12, абз. 2–5,10), вопреки учению Библии (см. гл. 12. абз. 11–28) и всей древней Церкви (см. гл. 12, абз. 30–39). 2. Большинство протестантов, вопреки Библии и учению древней Церкви (см. гл. 12, абз. 83–120), отвергли трёхчинное устройство церковной иерархии (епископ, пресвитер, диакон), заменив её на двухчинную и упразднив епископский чин (см. гл. 12, абз. 81), без которого в самом принципе не может быть Церкви и спасительных таинств. 3. Протестанты, вопреки Св. Писанию и учению всей древней Церкви (см. гл. 12, абз. 127–151), отвергли апостольскую преемственность рукоположения священства, установив свою бесчинную, самозваную и безблагодатную иерархию. 4. Протестанты отвергают крещение «для прощения грехов» (см. гл. 13, абз. 3), вопреки Св. Писанию ( Деян.2:38 ) и единогласному учению всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 41, 43–53, 55, 57–66), изменив при этом Никео-Цареградский Символ Веры (см. гл. 13, абз. 8). 5. Протестанты, вопреки Св. Писанию ( Ин.3:5 ; Тит.3:5 ; Рим.6:2–7 – см. гл. 13, абз. 18–28,31) и единогласному учению всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 38–40, 42–45, 47, 49–54, 58, 60–62, 66, 68), отрицают то, что в Крещении человек возрождается (см. гл. 13, абз. 3), 6. Протестанты учат, что «крещение не спасает» (см. гл. 13, абз. 3), прямо противореча Апостолу, глаголющему, что «крещение... спасает» ( 1Пет.3:20–21 – см. гл. 13, абз. 10) и другим свидетельствам Св. Писания ( Мк.16:16 ; Гал.3:27 – см. гл. 13, абз. 11–13, 29–30), а также единодушной вере всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 37–69, особенно 45, 62, 64). 7. Большинство протестантов отвергают детокрещение, вопреки Св. Писанию (см. гл. 13, абз. 157–172), особенно Деян.2:37–39 , и единогласному учению древней Церкви (см. гл. 13, абз. 175–186) – даже вопреки учению своих же основателей (см. гл. 13, абз. 173, 186). 8. Протестанты извращают последовательность в спасении (сначала Крещение, а потом – принятие Духа Святого), засвидетельствованную как Св. Писанием ( Деян.2:38; 8:14–17; 8:38–39; 19:1–7 ; Тит.3:5 – см. гл. 14), так и учением всей древней Церкви (см. гл. 13, абз. 55–58, 60, 64, 67; гл. 14, абз. 56–57, 59, 61–69, 73, 75, 78).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

1.1 БИБЛИЯ 8 . Научное богословское исследование должно начинаться с изучения библейских оснований того или иного учения и церковной практики. Поэтому в изучаемой нами проблематике необходимо задаться вопросом о том, рассматривает ли Священное Писание вопрос об участи некрещеных младенцев в принципе. Так, предварительное ознакомление с Новозаветными Текстами убеждает нас в том, что первые христианские общины не задавались вопросом о возможности достижения спасения новорожденными и некрещеными младенцами. Говоря о практике крещения, Новый Завет обычно подразумевает крещение взрослых. Но сами по себе, новозаветные свидетельства не исключают возможности крещения детей. Так, в Деяниях Апостольских говорится о крещении уверовавших «со всем домом своим» (oikos) ( Деян.18:8 , ср. 16:15 и 33) (ср. также 1Кор.1:16 ), что дает возможность предположить крещение младенцев вместе со взрослыми. Отсутствие однозначных свидетельств по данному вопросу, возможно, объясняется тем фактом, что главной темой Писаний Нового Завета был (не вопрос крещения сам по себе (А.С.)), но первоначальное распространение христианства по всему миру. 9 . Отсутствие ясного учения об участи некрещеных младенцев в Новом Завете не означает невозможности ссылки на основные данные библейского учения в богословской дискуссии. Среди таковых: 1) Воля Божия о спасении всех людей (ср. Ин.3:15, 22:18 ; 1Тим.2:3–6 ), благодаря победе Иисуса Христа над грехом и смертью (ср. Еф.1:20–22 ; Фил.7–11 ; Рим.14:9 ; 1Кор.15:20–28 ). 2) Всеобщая человеческая греховность (ср. Быт.6:5–6, 8:21 ; 3Цар.8:46 ; Пс.129:3 ) и реальность того, что все, происходящие от Адама, рождены во грехе ( Пс.50:7 ; Сир.25:24 ), а потому обречены на смерть (ср. Рим.5:12 ; 1Кор.15:22 ). 3) Утверждение необходимости веры для спасения верующего (ср. Рим.1:16,17 ) и, одновременно, необходимость Крещения (ср. Мк.16:16 ; Мф.28:19 ; Деян.2:40–41, 16:30–33 ) и Евхаристии (ср. Ин.6:53 ), преподаемых Церковью. 4) Христианское упование превосходит человеческую надежду (ср. Рим.4:18–21 ). Оно возвещает, что Живой Бог – Спаситель всего человечества (ср. 1Тим.4:10 ), Который, в жизни со Христом, сделает всех причастниками Своей Славы (ср. 1Фес.5:9–11 ; Рим.8:2–5, 23–25 ). Христиане же должны быть готовы дать отчет в этом своем уповании (ср. 1Пет.3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

С тех пор именование голгофских мук “искуплением” прочно закрепилось за этим событием. Основание для юридического описания таинства креста, конечно есть. Спаситель и апостолы неоднократно связывают крест и всё служение Христа с образом выкупа ( Мк.10:45 ; Рим.3:24 ; 1Кор.1:30 ; Еф.1:14 ; 1Тим.2:6 ; Евр.9:15 ; Откр.14:3 ). Сын Божий уподобляет Себя Агнцу Божию, Который берёт на себя грех мира ( Ин.1:29 ; Деян.8:32 ;   Ис.53:7-8 ; Откр.5:6 ;12; 7:17). Ап. Павел приводит образ господина, выкупающего себе на служение осуждённых на смерть ( Еф.5:2 ; 2Кор.5:21 ; Рим.3:25 ; 1Кор.5:7 ; Гал.3:13 ). В послании к евреям служение Спасителя уподоблено служению первосвященника, приносящего самого себя вместо животных ( Евр.9:6-15; 10:4-5 ) и т.п. Но, было бы непростительным преувеличением назвать этот образ единственным. Наряду с ним апостолы употребляют и другие, стараясь дать как можно более глубокое понятие о жертве Христа и её необходимости. Сам Господь сравнивает Свой искупительный подвиг со спасительным исцелением, избавлением от смерти, а Себя с добрым самарянином, который, увидев и сжалившись над израненным человеком, перевязал ему раны, возливая масло и вино ( Лк.10:33-35 ). Он есть Пастырь добрый, полагающий жизнь свою за овец ( Ин.10:11-14 ); Птица, собирающая птенцов своих под крылья свои ( Мф.23:37 ). Он – Врач, пришедший исцелить грешников ( Мф.9:12 ), и смиренный сын, страданиями навыкающий послушанию Отцу ( Евр.5:8-10 ; 14; 2:10), как пишет о жертве Христовой ап. Павел. Да и само слово “искупление” в Библии не всегда употребляется в строго юридическом значении. Неоднократно оно становится понятным только в смысле избавления: там будешь спасена (дщерь Сиона) , там искупит (т.е. избавит) тебя Господь от руки врагов твоих ( Мих.4:10; 6:4 ; Неем.1:10 ; Ис.44:23 ; Ос.13:14 ), или исцеления: мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего ( Рим.8:23 ). Ап. Пётр также употребляет понятие искупления не в смысле “кому” или “за что”, а “от чего”, говоря: искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов ( 1Пет.1:18 ). Православное богословие настаивает на том, что такие библейские понятия как: “Бог прогневался” или “Бог мстит”, “умилостивляется” и т.д. в свете новозаветного откровения ( Бог есть любовь 1Ин.4:16 ) не могут быть приняты в качестве догматических истин. Отрицание же буквального, юридического понимания смерти Господа как жертвы ритуальной, как выкупа, как платы и удовлетворения Богу Отцу за вину прародителей проходит красной нитью через всё святоотеческое наследие Православной Церкви. Причин для такой основы богословия немало.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

Не погибнут вовек те, которые «слушаются голоса Моего» и «идут за Мною» ( Ин.10:27 ср. Мф.10:38 ; Мк.8:34 ), «никто не похитит их», ( Ин.10:28 ) пока идут за Христом, а согрешат (т.е. не пойдут за Ним, оставят Его), Господь уже не будет в общении с ними (грешниками – ср. Ин.8:34–35 ; 2Кор.6:14–15 ). Христианин, будучи свободным, не только может впадать в грех , но даже в состоянии и от Христа отпасть и, если не покается, то погибнет ( Мф.18:15, 17, 24:4–11 ; 2Пет.2:20–21 и др.) «Но спросит иной: как Господь сказал, что никто не похитит их из руки Отца Моего, тогда как мы видим, что многие погибают? На это можно ответить, что похитить из руки Отца никто не может, а обольстить могут многие. Ибо насильно и самовластно никто не может отвлечь их от Отца, Бога; а по обольщению мы каждый день запинаемся. Как же говорит: овцы Мои пойдут за Мною, и они не погибнут? – между тем мы видим, что погиб Иуда. Но он погиб потому, что не последовал за Иисусом и не пребыл до конца овцою... Если кто-нибудь отстанет от стада овец и перестанет следовать за пастырем, тот вскоре погибнет» (блаженный Феофилакт). 115 7) Заповеди Господни для нас не тяжки ( 1Ин.5:3 ). Апостол этим выражением хочет обозначить не легкость заповедей самих в себе, но легкость их в отношении к силам, которыми обладает христианин, освободившийся от власти боговраждебного мира ( 1Ин.5:4 ), где господствует «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» ( 1Ин.2:16 ). Христианину подаются в таинствах силы Святого Духа, укрепляющие и помогающие нести бремя заповедей Божиих, сродных существу его возрожденной души. Но это не значит, что без труда и терпения можно исполнять заповеди; нет, и при благодатной помощи от христианина (имеющего свободное произволение) требуется усиленный труд, настойчивость и терпение ( Мф.11:12 ), почему «немногие находят их» (тесные врата и узкий путь – Мф.7:14 ). 8) «Мы дети Божии... и будем подобны Ему» ( 1Ин.3:1–2 ), больше нам ничего не нужно. Именование детьми Божиими христиане получают в самом начале христианской жизни, подлежащей развитию, и их задача достигнуть осуществления того, что выражает высокое имя путем собственных усилий в борьбе со грехом: «всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист» ( 1Ин.3:3 ). Сектанты, присвоив себе имя детей Божиих, на этом и успокаиваются, не имея ввиду свое нравственное обновление. Слова апостола «очищает себя» означают, что во всякий момент жизни христианин нуждается в очищении от грехов и должен постоянно бодрствовать над сохранением себя от всякой греховной скверны. Следовательно, если христианин не будет очищать себя от греха, то хотя и было даровано ему имя чада Божьего, он лишится будущего блаженного состояния ( Откр.21:27 ). Христиане по смирению должны называть себя «рабами Божиими» (ср. Лк.1:38, 48, 17:10 ; Иак.1:1 ; 1Пет.2:16 ; Рим 1:1, 6:22 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

В Евр.1:5–2:18 речь идет о превосходстве Христа над ангелами. В Евр.1:5 сказано, что ни один ангел не может называться сыном Бога: «Ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог Отец]: „Ты Сын Мой... " » Поскольку Иисус – несомненный Сын Бога, а ни один ангел не может называться сыном Бога, Иисус не может быть архангелом Михаилом. Спросите: Мы знаем, что ни один ангел не может именоваться сыном Бога ( Евр.1:5 ). Иисус, напротив, является Сыном Бога. Разве из этого не следует, что Иисус не может быть архангелом Михаилом? Далее, в Евр.1:6 мы читаем, что ангелы поклонялись (proskuneo) Христу. В этом стихе употреблено то же самое слово, которое описывает поклонение Иегове Богу. Христу поклонялись точно так же, как и Отцу. Иного объяснения не существует. Иисус не ангел; ангелы поклонялись Ему. Толкователь Рэй Стедман замечает, что «в Песне Моисея к ангелам обращен призыв поклониться Яхве (Иегове). Новозаветные писатели без колебаний применяли такие отрывки к Иисусу. Многие отрывки Писания свидетельствуют, что ангелы послушались этого призыва, – особенно Иов.38:7 , Лк.2:13 и Откр.5:11–12 . Евангелие от Мк.3:11 показывает, что даже бесы (падшие ангелы) склонялись при виде Иисуса и обращались к Нему как к Сыну Бога» 393 . Из текста Послания к евреям можно сделать еще один вывод. В стихе Евр.2:5 недвусмысленно сказано, что мир не находится (и не будет) в подчинении у ангелов. Интересно, что рукописи Мертвого моря (найденные в 1947 году в Кумране) выражают надежду на то, что архангел Михаил будет занимать высокое положение в грядущем Царстве Мессии. Возможно, некоторые читатели Послания к евреям испытывали соблазн поставить ангелов выше Христа. Но в Евр.2:5 предельно ясно сказано, что ни один ангел (включая и архангелов) не будет править в Царстве Бога. Верховная власть будет принадлежать прославленному Богочеловеку Христу ( Откр.19:16 ). Но если никакой ангел не может править миром ( Евр.2:5 ), то Христос не может быть архангелом Михаилом, поскольку Писание постоянно говорит, что именно Он будет правителем Царства Божьего (напр., Быт.49:10 ; 2Цар.7:16 ; Пс.2:6 ; Дан.7:13, 14 ; Лк.1:32, 33 ; Мф.2:1–2; 9:35; 13 и далее; Откр.19:16 ). Не позволяйте Свидетелю Иеговы уйти от этой проблемы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

4) сделать сопоставление с данным местом мест по содержанию родственных или противоположных (см. Евр.1:3–14 ); 5) необходима бывает историческая справка (см. Деян.2:24–35, 13:34–37 ); 6) исторические сказания обязательно понимать в буквальном значении (см. Мк.2:25–26 ); 7) притчи понимать непременно в смысле переносном (см. Мф.13:18–23, 36–43 ). Иногда необходимо бывает все эти приемы применить к рассматриваемому месту, а иногда только некоторые. Для примера отыщем истинный смысл в посл. Рим.1:21–25 , которые применяются штундистами к христианскому иконопочитанию. Ясно видно, что ап. Павел высказывает здесь не причту, а исторически говорит о действительных событиях (прием 6). Из ст. 20 (ср. Прем.13:1–10 ) узнаем, что слова эти сказаны были тем людям, которым пришлось знать о Боге не из сверхъестественного Откровения, но из рассматривания видимой природы, т. е. язычникам (пр. 2). Из отдельных слов остановим внимание на словах – «образ», «нетленный» и «тленный», чтобы понять их настоящий смысл (пр. 1). Слово «образ» (ср. 1Кор.15:49 ; Кол.3:10 ), как видно и из других мест, означает не черты только внешнего вида, но и внутренние черты души; так же из сопоставления узнаем, что слова «тленный» и «нетленный» (ср. 1Пет.1:23 ; 2Пет.2:19 ) означают чистоту или порчу не телесную только, но и духовно-нравственную (пр. 3 и 4). Сделаем историческую справку о том, как язычники совершеннейшего Бога уподобляли тленному, т. е. развращенному человеку и животным (пр. 5): они чествовали идолов обжоры и пьяницы Вила ( Дан.14:3, 6 ), развратницы Астарты (5Цар.23:7. Посл. Иерем. 42–44. Деян.19:35 ), глупого тельца ( Исх.32:4 . Деян.7:41 ), нелепого дракона ( Дан.14:23, 27 . Прем.15:18 ). Поскольку весь мир принадлежит Богу истинному, а упомянутых богов на самом деле не было и не могло быть, то чествованием таких богов истина Божия именно заменена была вымышленною человеком ложью (ср. Прем.14:12–13 ); при чествовании их люди действительно страшно сквернили тела свои ( 4Цар.23:7 . Пс.105:37–39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

е. перетолковывают неправильно к своей погибели (там же). Мнимодуховные христиане, каковы: духоборцы, молоканы, хлысты, скопцы, баптисты и штундисты, основываясь на тех местах Св. Писания, где говорится, что христиане род избранный, освященный, обновленный, призванный к особому духовному служению Богу ( Ис.54:13 ; Ин.6:45 ; Ис.12:3 ; Иоил.3:18 ; Ин.7:37–38 ; Иоил.2:28–29 ; Деян.2:17–18 : 1Пет.2:5, 9 ; Рим.12:1 ; Евр.13:15 ; Откр.5:9–10 ), имеющий вечного Первосвященника Христа, Который спасает приходящих к Нему ( Евр.7:24–27 ), говорят, что они признают одно только духовное священство, которое принадлежит каждому верующему во Христа, по силе его веры в искупительные заслуги Христа. Не признавая священного руковозложения таинством, то есть таким священнодействием, при совершении которого на рукополагаемого ниспосылается особый дар Св. Духа, некоторые из мнимодуховных христиан, как баптисты и староштундисты, признают священное руковозложение простым религиозным обрядом и совершают его или чрез известного представителя общины, именуемого у них епископом или пресвитером, или же право на совершение этого обряда присвояют всем членам общины – почтенным по летам и известным по своему доброму поведению старцам. Лица, получившие такое рукоположение, имеют преимущественное пред прочими старцами общины право руководить общественными делами секты, проповедовать, совершать молитвенные обряды при крещении, хлебопреломлении, браке и проч. За отсутствием же рукоположенных старцев совершать молитвенные обряды и проповедовать могут и не рукоположенные старцы. Хлысты и скопцы иногда тоже совершают некоторые обряды при избрании и возведении известных членов своей общины в учители и руководители. 7 Духоборцы же и молоканы только подачею голосов избирают известных старцев во пресвитера, не совершая при этом никаких религиозных обрядов для их посвящения. Кроме избранных проповедников у мнимодуховных христиан право на учительство и проповедь может присвоят себе в известное время каждый член общины, чувствующий к тому внутреннее призвание. Это всеобщее право на учительство мнимодуховные христиане обосновывают на следующих местах Св. Писания: Ис.54:13 ; Иер.31:34 ; Мф.11:25 ; Мк.9:38–39 ; Ин.6:45 ; 1Кор.14:26 ; Еф.5:19 ; Флп.1:15 ; Кол.3:16 ; Евр.3:13 . Не признавая же православной иерархии за истинное Христопреданное священство, мнимодуховные христиане делают много возражений, выходящих из понятия о мнимых отступлениях православной Церкви от апостольских порядков при избрании членов иерархии, в порядке жизни членов иерархии – в их поведении при богослужении, отношении к пастве и во внешнем виде лиц иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Спросите: Верующие в Троицу согласны с утверждением, что есть только один Бог ( Втор.6:4 ), – понимаете ли вы это? Верующие в Троицу учат не тому, что есть три бога, а тому, что есть только один Бог и что в одном Божестве есть три Личности, – понимаете ли вы это? (С помощью этих вопросов вы объясните Свидетелю Иеговы, во что на самом деле верят христиане, и отбросите искаженную версию учения о Троице, которую преподносит своим последователям Сторожевая Башня.) 517 Интересно, что первые христиане (убеждения которых строились на фундаменте иудейской традиции) при всей своей бескомпромиссной приверженности единобожию, без колебаний признавали Иисуса и «Спасителем», и «Богом» ( Рим.10:13 ; 1Фес.5:2 ; 1Пет.2:3; 3:15 ) 518 . Твердо веря в истинность Shema ( Втор.6:4 ), они смело применяли к Иисусу ветхозаветные тексты, в которых изначально говорилось о Яхве. Например: Исполнение слов о Яхве и Элохиме из Ис.40:3 можно найти в Мк.1:2–4 . Призывание имени Яхве в Ил.2:32 отождествляется и сопоставляется с призыванием имени Иисуса в Рим.10:13 . Слава Яхве, описанная в Ис.6:1–5 , в Ин.12:41 называется славой Иисуса. Голос Яхве звучит, «как шум вод многих» ( Иез.43:2 ), голос Иисуса тоже сравнивается с «шумом вод многих» ( Откр.1:15 ). Описание Яхве как вечного света в Ис.60:19–20 отождествляется с описанием Иисуса как вечного света в Откр.21:23 . Поделившись этой информацией со Свидетелем Иеговы... Спросите: Как вы объясните факт, что первые христиане-евреи, безоговорочно признававшие истинность Shema ( Втор.6:4 ), без колебаний применяли к Иисусу ветхозаветные тексты, в которых изначально речь шла о Яхве? Как вы объясните факт, что первые христиане-евреи называли Иисуса «Господом» и «Богом» в том же смысле, в каком эти титулы применялись к Иегове? Беседуя со Свидетелем Иеговы по поводу Втор.6:4 , важно подчеркнуть, что Бог открывал Себя человечеству постепенно, в несколько этапов. Сначала Он показал единство и уникальность Своей природы: Бог открыл людям, что Он – единственный истинный Бог. Эта было необходимой отправной точкой, потому что Израиль всегда жил в окружении народов, которые исповедовали многобожие. Устами пророков Бог возвестил Израилю истину единобожия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

е. человека с разбитым сердцем, с надломленною волею, иначе – отчаивающегося, ободрить; 4) сбившегося с пути истины или добродетели (заблуждающаго) наставить на истину; 5) погибающего спасти. Из числа обязанностей, которые исполнялись не так, как бы следовало, поименованы следующие: 1) человека нравственно сильного (крепкое), способного к подвигам, они обременяли трудом, возлагали на него обязанности трудно исполнимые (ср. связуют бремена тяжкая и бедне носимая – Мф. 23:4 ), тогда как следовало и в этом, как и во всем, соблюдать меру и возлагать на каждого не более того, сколько он может понести, и 2) когда настояла нужда в наставлении, то вразумляли со властью и насилием (наруганием), т. е. с явным обнаружением своего над ними господства и преимущества, тогда как следовало это делать в духе кротости (исправляйте духом кротости – 1Пет. 5:3 ; Мк. 3:44 ; ср. Сир. 3:18; 32:1 ). 5–6 ст. Последствием такого нерадения и небрежения пастырей было то, что «израильтяне рассеялись подобно овцам, не имеющим пастыря, и сделались добычею языческих народов, которые терзают их, как хищные звери – овец» (5 ст.). Совершилось это так: оставленные без руководства со стороны пастырей (понеже не имеяху пастырей – 5 ст.), израильтяне уклонились в идолопоклонство, «рассеялись (расточишася) по всем горам и холмам высоким (для служения идолам), а следствием этого и было то, что рассеялись они по лицу всей земли, и нет теперь никого, кто бы отыскал и возвратил их» (6 ст.). Разсыпашася овцы моя, понеже не имеяху пастырей (5 ст.). – Священники и правители израилевы, погубившие своим нерадением народ, не были истинными пастырями, полагающими душу свою за овец, но были наемники, нерадящие об овцах, которые увидев волка грядущего оставляют овец и убивают, и волк расхищает их ( Ин. 10:10–12 ). Вот почему пророк и говорит об израильтянах, которых называет овцами Божиими, что они рассеялись, понеже не имеяху пастырей, ибо те, которые (священники и правители) назывались этим именем, в действительности были наемники, а не пастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010