«Возлюбленные, – говорит апостол Петр, – угодно то Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны: потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно, страдая, не угрожал; но предавал то Судии праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, чтобы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его мы исцелились» ( 1Петр. 2:19–24 ). «Горе вам погубившим терпение, – говорит премудрый Сирах, – и что сотворите, егда посетит Господь (скорбию)?» ( Сир. 2:14 ). Человек нетерпеливый и малодушный подобен тому человеку, который, по евангельской притче, построил свой дом на льду или на песке, а не на камне терпения и упования ( Лк. 6:48–49 ). А кто заблаговременно построил свое основание на камне, тот при наводнениях и реках скорбей, при бурях искушений, хотя напирают и ударяют на него ветры – духи злобы, не падет, потому что «был основан на камне». Как наковальня не уступает ударам, и не напечатлевается на ней впадин, но всегда остается ровною, так и желающий быть совершенным христианином, в различных скорбях и искушениях (как внешних – людьми причиняемых обидах, или гонениях, или ущербах, или подобное тому, так и внутренних – нападениях духов злобы), да будет в себе тверд («сам себе равен»), мужественно перенося все, что ни приключится. Имея всегда Господа твердынею, ограждением и столпом крепости от нападений врага, к Нему прибегай, христианин, во время скорби, молясь: «Буди ми в Бога Защитителя и в место крепко спасти мя» ( Пс. 70:3 ). Так возможешь преодолеть все встречающиеся искушения и скорби 216 . Без терпеливого подвига не стяжешь ни одной добродетели. «Хочешь ли по заповеди Христовой стяжать совершенную любовь, объемлющую и врагов? – Размысли, как это возможно. В людях встречаешь ты часто недостатки, нередко пороки, иногда и ненависть к тебе, а это располагает к неуважению людей, к отвращению от них, к взаимной ненависти, а не к любви. Как же стяжать любовь ко всем? – Если решишься и приобучишь себя с терпением взирать на недостатки и пороки людей и на самую ненависть к тебе, то можешь возлюбить всех, не переставая ненавидеть пороки, а без терпения не можешь».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё. ( 1Ин.2:20 ) Священник : Таинство миропомазания есть священнодействие, установленное Господом Иисусом Христом, в котором, через помазание освященным миром и произнесение установленных слов: «Печать дара Духа Святаго. Аминь», новокрещеному преподается благодать к дальнейшему усовершению жизни духовной, начатой крещением. Это таинство, преподаваемое новокрещеному епископом или священником сразу по святом крещении, было предвозвещено в Ветхом Завете через патриарха Иакова. Увидев во сне лестницу до небес и Бога вверху ее, он по пробуждении взял камень, который... положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его ( Быт.28:17–18 ). Помазание камня елеем прообразовало помазание христиан освященным миром, или дарование им печати Духа Святаго, ибо Священное Писание повелевает нам: сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный ( 1Петр.2:5 ; ср.: Евр.3:6 ). Что же касается помазания людей, то Ветхий Завет знает лишь помазание царей, которое совершал освященным елеем первосвященник (см.: 1Цар.10:1; 16:1–13 ), и это также было прообразом миропомазания. В новозаветные времена таинство миропомазания преподавалось апостолами через возложение рук тем, кто принял христианское крещение 109 . Апостолы Петр и Иоанн, посланные из Иерусалима к самарянам, которые еще прежде уверовали и крестились, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго ( Деян.8:14–17 ). Апостол же Павел, отыскав в Коринфе учеников, знавших лишь крещение покаяния, крестил их во имя Христово и потом, когда... возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать ( Деян.19:6 ). А его увещание ефесянам не оскорблять Духа Божия, Которым они были запечатлены в день искупления ( Еф.4:30 ), свидетельствует, что таинство запечатления Духом совершалось и в апостольские времена сразу по крещении.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Все величие, сила и поприще Ее деятельности ограничено нравственной жизнью, проникнутой духом добра. 206 В этом же высокое достоинство и назначение каждой женщины, особенно христианки. Св. ап. Павел говорит, что женщина должна «пребывать в вере и любви (к Богу и мужу своему) и в святости с целомудрием» ( 1Тим. 2:15 ), «украшать себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценной одеждой, но добрыми делами» (ст. 9–10; сн. 1Петр. 3:3–5 ), воспитывать детей в вере и бдагочестии, принимать странников, помогать бедствующим и отличаться усердием ко всему доброму делу ( 1Тим. 5:10 ); в церкви, т. е. в церковных собраниях и делах, молчать, ибо не позволено, не прилично ей говорить... ( 1Кор. 14:34,35 ), и в обществе не учить, не властвовать, а пребывать в безмолвии ( 1Тим. 2:12 ). Такого же взгляда на достоинство и назначение женщины держатся и св. отцы и учители церкви в своих творениях. 207 Между тем хлыстовские богородицы управляют (иногда) кораблем, являются главными заправилами и совершителями хлыстовских молитвенных обрядов и вообще поступают вопреки указанным наставлениям; ни от одной из них никогда не воплощался Сын Божий, поэтому все они несправедливо именуются богородицами. Будучи Богородицей, Матерь Господа И. Христа, Пресвятая Дева Мария, есть в то же время и Приснодева, потому что пребывала девой до рождения Спасителя, сохранила девство в рождестве и осталась чистой девой по рождестве, во всю жизнь не познав мужа. Ясные указания на это находятся в Св. Писании. Так, девство Богоматери до рождества, а также в зачатии и рождении Иисуса Христа свидетельствуют: пророк Исайя словами: «се Дева во чреве приимет и родит Сына»... ( Ис. 7:14 ), ангел в благовестии Деве Марии о зачатии и рождении Ей Сына Вышнего по наитию Духа Св. ( Лк. 1:28–35 ) и в откровении Иосифу тайны чудесного рождения И. Христа ( Мф. 1:19–20 ) и ев. Матфей в повествовании о рождестве Христовом (1:13–25). Указание на девство Богоматери по рождестве отцы Церкви видят в пророчестве Иезекииля о воротах храма, которые будут затворены и не отворятся и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими ( Иез. 44:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Второе пришествие Христово Пред самым вторым пришествием Христовым «явится знамение Сына Человеческого на небе» ( Мф. 24, 30 ). По объяснению древних учителей Церкви таким знамением будет крест Христов. Это будет знамение приближающегося избавления (см. Лк. 21, 28 ) праведников и наступающих «суда и погибели нечестивых» ( 2Петр. 3, 7 ). Явление этого знамения будет радостным для облекшихся в любовь (см. Кол. 3, 14 ) и ожидающих с надеждой откровения грядущего Царства Славы, но оно будет грозным для «любящих и делающих неправду» (см. Откр. 22, 15 ). «Тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» ( Мф. 24, 30 ). Второе пришествие будет существенно отличаться от первого, когда Спаситель являлся как смиренный Сын Человеческий, не имевший где преклонить главу (см. Мф. 8, 20 ). Теперь все ясно увидят как «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» , и поклонится Ему «всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Флп. 2, 9–10 ). Сын Человеческий приидет во славе Отца Своего «с Ангелами Своими» ( Мф. 16, 27 ). Эти слова Господа напоминают нам о том, что великие события, имеющие наступить со вторым пришествием Его, будут происходить в присутствии всей небесной Церкви, которая примет в свои недра всех истинных потомков Нового Адама (см. 1Кор. 15, 22–23 ), всех искупленных драгоценной кровью Христа (см. 1Петр. 1, 18–19 ), которых Бог «предузнал ... и предопределил быть подобными образу Сына Своего» ( Рим. 8, 29 ). Апостол Павел так изображает служение Ангелов при наступлении второго пришествия Господа: «Господь при возвещении (слав.: «в повелении»), при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба» ( 1Фес. 4, 16 ). «При возвещении» – это слово употреблялось для обозначения воинского приказа собраться, чтобы выслушать повеление. Такой приказ отдавался и голосом, и трубой. В Ветхом Завете труба употреблялась для созыва народа Божия (см. Числ. 10, 2–3 ), чтобы объявить ему волю Божию. Слова Апостола следует поэтому понимать как образное описание следующих действий: Бог, в Троице поклоняемый, изречет определение о том, что время дотоле существовавшего порядка в бытии мира и человечества окончилось и настало время воскресения мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Главными действиями, в которых выразилась царское служение Христа, являются сошествие Христа во ад и победа над ним; воскресение Христа и победа над смертно; вознесение и открытое нам дверей царствия небесного; сидение одесную Отца и принятое господства над всем миром. По этим четырем моментам и рассмотрим царское служение Господа Иисуса. Самый факт сошествия Сына Божия в ад в то место, где находились во власти Дьявола от века умершие, утверждается на несомненном свидетельстве Свящ. Писания. Апостол Петр в своем Послании ясно говорит, что Иисус Христос «был умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошедши проповедал» ( 1Петр.3:18–19 ). Для чего же Спаситель по смерти сходил во ад? Для того чтобы поразить дьявола в самой близкой для него сфере ад и разрушить его темное царство. По представлению св. отцов и учителей Церкви (св. Лев Великий , Григорий Великий и особенно блаженный Августин ), подобно победителю, приобретающему право власти не только над самими побежденными, но и над их потомками, и дьявол, поработивши первых людей в факте грехопадения, вместе с тем приобрел, по попущению Божьему, некоторую власть и над их потомками. Это выразилось, между прочим, в том, что все ветхозаветные праведники по смерти шли во ад. Не ограничиваясь этим. Дьявол задумал подчинить своей власти и подвергнуть смерти и безгрешного Христа. Но Христос вступил в брань с поработителем человечества, дьяволом (по представлению св. Иринея, блаженного Феодорита и Иоанна Златоуста ), которая окончилась полною победою Первого над последним, сокрушением власти дьявола. Христос «властно подверг их (бесов) позору, отняв силы у начальств и властей, восторжествовав над ними Собою» ( Кол.2:15 ). Вместе с поражением во аде дьявола, Он вывел из ада в блаженное состояние и всех ветхозаветных праведников, с верою ожидавших на земле Его пришествия. Рассуждая об этом знаменательном событии, св. Кирилл Иерусалимский спрашивает: «хотел-ли бы ты (всякий т. е. христианин), скажи мне, чтобы живые наслаждались благодатью тогда, как большая часть из них неправедны, а те, кои от Адама долговременно заключены были, не получили свободы? Там (во аде) был Давид и Самуил, и все пророки, и самый Иоанн... Не пожелал ли бы ты, чтобы Он, сошедши, освободил их?»

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/osn...

«Да испытывает же себя человек, – пишет св. апостол Павел к коринфским христианам, – и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» ( 1Кор.11:28–29 ). Пасха верных. Агнца Пасхи иудейской могли вкушать одни только вступившие в завет с Господом посредством обрезания ( Исх.12:48 ); также и Агнца Пасхи новозаветной могут вкушать одни только вступившие в завет веры с Господом посредством нерукотворенного обрезания – крещения ( Кол. 2:11–12 ). Впрочем, из верующих не все вкушают новозаветного Агнца с пользой для своей души – во спасение, – многие из них вкушают Его только в большее для себя осуждение. Только те сподобляются благ, доставленных через искупительные Его заслуги роду человеческому, которые не только веруют в Господа, но и остаются верными Господу, то есть верно хранят и соблюдают те условия, при которых они вступили в Таинство Крещения, в завет с Господом. Верующие в Господа, но небрегущие о верности своей Господу, все то же, что и совершенно неверующие, некрещеные, даже во многих отношениях, как познавшие истину и самовольно отвергающиеся ее, как попирающие заслуги Сына Божия и не почитающие за святыню заветную Кровь ( Евр.10:29 ), гораздо хуже сих последних ( 2Пет.2:20 ). Пасха двери райския нам отверзающая. Новозаветный Агнец Господь Иисус Христос, когда телом пребывал во гробе, душой нисходил в ад и отсюда извел в райское блаженное жилище всех ветхозаветных праведников, ожидавших с верой Его пришествия ( 1Петр.3:18–19 ). А восшествием Своим в прославленном теле на небеса Он отверз для всех людей свободный вход в Царствие Небесное, сделавшись таким образом для всех, по выражению апостола, предтечею на небеси ( Евр.6:20 ). Пасха всех освящающая верных. Единократным принесением Себя в жертву за грехи мира Господь Иисус Христос доставил освящение, очищение от грехов, обновление всем, истинно верующим в Него ( Евр.10:10,14 ; Кол.1:21,23 ), так что, достойно причащаясь Его в Таинстве Евхаристии, они почерпают в Нем силу «ходить в обновленной жизни...», быть «мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим.6:4,11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Для отцов Церкви никакой разницы между традиционными и нетрадиционными конфессиями не было. Священное Писание разделяет религии только по одному принципу: одна – истинная, все остальные – ложные. Есть один путь, ведущий к Богу. Господь сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:6 ). И есть множество путей, выдуманных дьяволом , которые ведут к гибели. Сам Господь сказал, что участь идолопоклонников «в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» ( Откр.21:8 ). Представители всех традиционных конфессий пойдут в ад, и традиционность им ничем не поможет. Почему же такой лживый подход существует сегодня в религиозном вопросе? Потому что сама суть религии заключается в том, что нужно ставить вопрос не о традиционности или нетрадиционности той или иной религии, а о ее истинности. Любая религия на этом построена. Индуизм, ислам или христианство – все они построены на этом, и в этом поле работают. А указанный подход – это попытка описать религию как общественный институт, и не больше. Поступать так в Церкви недопустимо. Мы должны быть в мире со всеми людьми, мы должны сотрудничать в деле мира с представителями других религий, но речь идет только о формальном мире, чтобы, как говорит святой Иоанн Златоуст , не было всеобщей войны всех против всех. Но ни в коем случае мы не должны под этим предлогом губить людей. Ведь если татарам или чеченцам, евреям или казахам мы не будем проповедовать, потому что они члены «традиционных конфессий», то мы проявим дьявольскую бесчеловечность по отношению к ним. Ведь получается жуткий расизм: люди тюркских кровей или кавказцы оказываются будто бы недостойны спасения по причине своей национальности. Это дискриминация в самом страшном смысле. 3. Причины миссионерства Именно потому, что нам безумно жалко людей, мы и пытаемся их спасти. Но мы можем их спасти, только зная очень важную вещь: мы избранные Богом. Мы «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего… из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Петр.2:9 ). Нам дана полнота Истины, мы знаем абсолютную Истину, «мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ). И именно поэтому мы не стесняемся всегда напоминать всем, что обладаем абсолютной Истиной. Но важно заметить, что заслуги нашей в этом нет: мы не добились ее – нам ее подарили, и мы хотим поделиться этим подарком. Мы хотим, чтобы люди, находящиеся во тьме, нашли Свет; чтобы люди, бывшие в заблуждении, нашли Истину. Именно поэтому мы в заведомо неравном положении с теми, к кому мы идем. Мы вестники Бога. Мы избранные Бога, которые призывают в это избрание всех остальных, чтобы они стали такими же, как мы. 4. Методология миссионерства

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Заметь, как он и среди страданий не называет по имени отце­гонителя, уважая природу и в несчастье, видя в нем сына и во время борьбы, не забывая родительских чувств и в опасностях. Так он был чадолюбив и человеколюбив, или – лучше – так был любомудр! Не столько необходимость природы сделала его таким, сколько кротость души, и все дело он приписывал больше войску, нежели тирану; и потому говорит: " спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня " . Видишь ли, как незлобно он упоминает и об них? Не сказал: спаси меня от воюющих против меня, от расхищающих мою собственность от пресыщающихся моими царскими сокровищами, но: " гонителей моих да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего [и спасающего] " (ст. 3). Впрочем он и войско собрал, и мно­гих имел на своей стороне; почему же он говорит: " когда нет избавляющего [и спасающего] " ? Потому, что и содействие целой все­ленной он считал ни за что, если бы не получал помощи свыше, равно как при этой помощи не считал себя одиноким, хотя бы оставлен был всеми. Вот почему он и говорил: " не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила " (Пс.32:16). Некоторые, принимая эти слова в переносном смысле, говорят, что " лев " и " гонящие " означают диа­вола и злых духов. Пророк, видя, что сын увлечен диаво­лом и находится в его власти, просит, чтобы не случилось того же и с ним самим, и указывает причину, почему сын подвергся этому. Какая же это причина? Нечестием, говорит, он отвратил от себя помощь Божию; поэтому и прибавляет: " нет избавляющего [и спасающего] " . А что львом в Писании называется диавол, о том, послушай, как оно говорит: " противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить " (1Петр.5:8). И сам пророк в другом месте говорит: " попирать будешь льва и дракона " (Пс.90:13). Этот зверь принимает различные виды; но, если мы будем бодрствовать, то и лев и змий будет ничтожнее всякого праха, и никогда прямо не напа­дет на нас, а если и нападет, то будет попран, потому что вы будете, сказал Господь, " наступать на змей и скорпионов " (Лк.10:19).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И аще таковый будет из клира, да будет извержен от священного чина; аще же мирянин, да будет отлучен от общения церковного. Прав. св. Апостолов, 84. См. выше (о семейной жизни) Катих. стр. 110. Грешат ли начальники и судьи против справедливости, когда наказывают виновных за их преступление? Не грешат... Ибо нет власти не от Бога, как говорит Павел, и начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от нея; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. Испов., III, отв. на вопр. 13. Всякому царству и начальству повинуйтесь в том, что угодно Богу, как служителям Божиим и наказателям нечестных ( 1Петр.2:13–14 ; Рим.13:1, 4 ; Тит.3:1 ). Воздавайте им всякий должный страх, всякий взнос, всякий оброк, всякую честь, сбор, подать. Таково именно постановление Божие: никому не оставаться должным ничем, кроме изъявления дружбы, которое постановил Бог чрез Христа ( Рим.13:8 ). Постанов. Апост. кн. IV, гл. 13. Как должно поступить, если бы случилось, что родители или начальники потребовали бы чего-либо противного вере или закону Божию? Тогда должно сказать им, как сказали Апостолы начальникам иудейским: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога ( Деян.4:19 ). И должно претерпеть за веру и закон Божий все, чтобы ни последовало. Катих. стр. 110. Некоторые указания касательно поведения христианина сообразно с гражданскими отношениями его, как члена общества: a) о патриотизме; б) о том, что каждый должен избрать и добросовестно проходить какое-либо звание в обществе; в) непредосудительность для христианина общественных преимуществ. а) Как далеко должна простираться любовь к Государю и отечеству? До готовности положить за них жизнь свою ( Ин.15:13 ). Катих. стр. 108. Аще которые сопричислились к варварам и с ними во время своего имения участвовали в нападении, забыв, яко были понтийцы и христиане и ожесточась до того, что убивали единоплеменных своих или древом или удавлением, такожде указывали неведущим варварах пути или домы; таковым должно преградити вход даже в чин слушающих, доколе что-либо изволят о них, купно сошедшеся, святые отцы и прежде их Дух Святый.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Из этого ясно, что одно есть основание апостолов и пророков: Господь наш Иисус Христос. Ст. 22–23. Так говорит Господь Бог: вот Я поднимаю ( вульгата : подниму) к племенам руку Мою и пред народами воздвигну знамя Мое: и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих доставят на плечах. И будут цари питателями твоими и царицы кормилицами твоими. С опущенным до земли лицом будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих: и узнаешь, что Я Господь и не постыдятся о Нем надеющиеся на Него. LXX : Так говорит Господь Бог: вот Я поднимаю на племена руку Мою и на островах воздвигну знамя Мое, и приведут сыновей твоих на лоне и дочерей твоих принесут на плечах. И будут цари питателями твоими и княгини кормилицами твоими: до лица земли будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих: и узнаешь, что Я Господь, и не постыдятся надеющиеся на Меня. На сказанное церковию: я бесплодная и плененная: кто родил их мне? Я покинутая и одинокая: где же были они? Господь отвечает: почему ты удивляешься, что это случилось? Ты не будешь удивляться, когда услышишь, что Я поднял к народам руку Мою, о которой и святой говорить: Ты создал еси мя, и положил еси на мне руку Твою ( Пс. 138:5 ), и Сам Спаситель: никтоже может восхитити от руки Отца Моего (Иоанн. 10:29), и апостол Петр: смиритеся под крепкую руку Божию, да вы вознесет во время посещения ( 1Петр. 3:6 ). Эта рука, поднятая к народам, есть та, о которой этот же самый пророк говорит: будет корень Иессеов, возстаяй владети языки, на того языцы уповати будут ( Ис. 11:10 ). И не только руку Свою поднимет к народам, но и воздвигнет знамя Свое среди народов, – без сомнения, знамя креста, чтобы исполнилось написанное: хваления Его исполн земля ( Аввак. 3:3 ), и еще: чудно имя Твое по всей земли ( Пс. 8:1 ) . Тогда принесут на руках или на лоне сыновей Сиона, и дочерей его доставят на плечах. Таков был и Лазарь, и все святые, покоящиеся на лоне Авраамовом ( Лк. 16 ), и души верующих, к которым апостол Павел говорил: млеком вы напоил ( 1Кор. 3:2 ). И в другом месте: чадца моя, ими же паки болезную, дóндеже вообразится Христос в вас ( Гал. 4:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010