87 Ср. Zahn, I. с. II, 607–8. Это выражение особенно часто встречается в Откровении, с одной стороны, в применении к небесному, божественному миру (1:6, 18; 4:9, 10; 5:13; 7:12; 10:6; 11:15; 15:7; 22:5; ср. Гал. 1:5 ; Флп. 4:20 ; Евр. 13:31 : 1Петр. 4: 11; 5:11 ; 1Тим. 1:17 ; 2Тим. 4:18 ; без «веков»: Рим. 1:25; 9:5; 21:21 ). С другой же стороны, оно применяется и в отношении к злому началу: 14:2: дым мучения поклоняющихся зверю; дыме от Вавилона); 10:10. В отношении к Богу и Христу «во веки веков», конечно, синонимирует с вечностью в смысле сверхвременности и неизменности. Второе же применение «во веки веков», разумеется, совсем не равнозначно первому, потому что, во-первых, не существует вообще злой, сатанинской, тварной вечности, которая была бы подобна безначальности и бесконечности, свойственных вечности божественной; во-вторых, огню предается то, что может не только гореть, но и сгорать, следовательно, во времени, и «веки веков» есть только образное выражение длительности, а также и известной внутренней циклической заканчиваемости данного состояния. С этим можно сравнить такие выражения, как 1Цар. 1:22 , о том, что Самуил «явится пред Господом, и останется пред Ним навсегда», (т. е. до своей смерти) или у Ис. 58:12; 61:4 , («застроятся пустыни вековые» в применении к 70-ти годам Вавилонского изгнания): Пс. 71:17 имя твое (царя) во веки». Кто откроет еврейский лексикон, убедится, что слова ες τος ανας τν ανων вовсе не соответствуют представлению о безвременной вечности» (Zahn, ib. 608). 89 Charles (II 192) утверждает – без достаточного основания (на основании текстов: Откр. 14:18–20; 17:14; 19:11–12; 20:7–10 , – что суд над мёртвыми принадлежит Отцу, а над живыми – Сыну. Ни один из этих текстов прямо к суду не относится. 90 Этому соответствуют образы 5 главы, в которых Агнец приходит и берет книгу у Сидящего на престоле, (5:7) и далее (8–14). 91 Однако, в отличие, хотя и не в противоречие с ναστσω 6:39–40, читаем в 5:21: «как Отец пробуждает γερει (в славянском и русском переводе, это слово неточно передано: воскрешает) мертвых и оживляет ξροποιε, так и Сын оживляет кого хочет».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

‘Υπηρτης (от πò и ρσσω, гребу веслами) значит собственно слуга корабельный, матрос, – кроме того слуга, отправляющий трудную ручную работу и получающий за нее плату, напр., работающий во время войны, служащий при жертвоприношениях и т. п. (Herod. 3. 68. – 5, 111). Упоминаются у классиков ο πηρται τν δικαςν (Plat, de leg. 9, p. 878), τν νδεκα (Phaed. p. 116), τν ατρν (de leg. 4. p. 720) – очевидно все это слуги наемные и по месту службы люди, имевшие своего рода влияние на тех, у которых была нужда до их господ. У Ксенофонта (Cyrop. 2, 1. 21) говорится, что Кир взял у Циаксара πηρτους и приказал им позаботиться о продовольствии войска. Далее повествуется (31), что Кир приказал воздавать военным ипиретам (ο μφ τ στρτιωτικ πηρται) не меньшую почесть, как герольдам и посланниками. Это особое значение τν πηρετν заметно и в языке новозаветном; там этим словом обозначаются слуги общественные, слуги, состоявшие при судилище, при архиерее: Мат. 5:25 да не предаст тебе соперник судии, и судия тя предаст слузе (τ πηρτη) и в темницу ввержен будеши. То же название усвоено слуге, состоявшему при синагоге: Лук. 4:20 и отдав книгу слузе (τ πηρτη), седе. Также именовались и служители при синедрионе; Мат. 26:58: и вшед внутрь, седяше со слугами (μετ τν πηρετν) видети кончину; у Иоан. 18:3 упоминаются слуги архиерейские и фарисейские. Встречаем в Новом Завете и такие выражения: πηρται λóγου; служители слова ( Лук. 1:2 ), πηρται Χριςο ( 1Кор. 4:1 ). Оκτης, – от οκος дом, значит: все живущие в одном доме, в том числе жена и дети, далее – домашний человек, домочадец, домашняя прислуга. У Ксенофонта (Memorab. 2, 1. 9 и 12) это слово заменяется словом: ϑερπων, как однозначущее: «города, говорит он, думают распоряжаться начальниками так, как я слугами (τος oκεταις), но я приказываю слугам (τος ϑερπντας), чтоб готовили для меня все припасы в изобилии, а сами ни до чего бы не касались», и проч. В Новом Завете οκτης встречается только 4 раза; Лук. 16:13 никий же раб (οκτης) может двема господинома работами; Деян. 10:7 И якоже отъиде Ангел глаголяй Корнилию, пригласив два от рабов своих (δω τν οκετν ατο); Римл. 14:4 ты кто ecu судяй чуждему рабу (οκτην), 1Петр. 2:18 Раби (οκται) повинуйтеся во всяком страсе владыкам (δεσπóταις).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

б) Апостолы Христовы повсюду проповедали спасение чрез веру во Иисуса Христа, как величайшее благодеяние Божие, древле Патриархам обетованное и чрез пророков многократно предвозвещённое. Возвещая евангелие, они как перед иудеями, так и перед язычниками доказывали истину своей проповеди ветхозаветными пророчествами. α) По сошествии Святого Духа на апостолов, Св. Пётр, в беседе ко множеству разноплемённого народа, объяснял сие событие прежде всего ветхозаветным пророчеством: сие есть, говорил он, реченное Пророком Иоилем: и будет в последняя дни, глаголет Господь, излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши, и пр. ( Деян.2:16–17 ). Апостол о предшествовавших событиях, – смерти, воскресении и вознесении Спасителя на небо так же говорит, как о происшествиях свыше предопределённых и давно предсказанных пророками ( Деян.2:23–35 ). В другой беседе, произнесённой к народу по исцелении хромого от рождения, при так называемых Красных дверях Храма, объясняя совершенное им чудо, опять доказывает, что все бывшее с Иисусом Христом совершилось в исполнение древних пророчеств ( Деян.3:18, 23–24 ), и самые противодействия неверия изъясняет также из предсказаний, как древле предуведенные ( Деян.4:11 ; слч. Пс.117:22, 26 ; слич. Пс.2:12 ). То же видим и в Посланиях апостольских: ученики Христовы, быв сами апостолами, помазанные на служение сие Духом Святым, для убеждения и утверждения христиан в истинах веры и добродетели, утверждали своё учение на основании пророков, и таким образом, верующие во Иисуса Христа, как святой храм Его, созидались на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу ( Еф.2:20 . слич. 1Петр. гл. 2; Рим. гл. 9, 10; Гал. гл.3:4). β) Апостолы пользовались учением пророческим, проповедуя евангелие не только иудеям, но и язычникам. Апостол Пётр, проповедуя слово спасения в доме сотника римского собравшимся язычникам, так учил об Иисусе Христе: Той есть нареченный от Бога Судия живым, и мертвым. О Сем еси Пророцы свидетельствуют, остаеление грехов прияти именем Его всякому верующему в Онь ( Деян.10:42–43 . слич. 1Кор.15:3 ; 2Кор.1:20). Вообще, послания апостольские, – напр., к римлянам и галатам, в которых особенно много указаний на пророчества, – писаны для христиан как из иудеев, так и язычников. Таким образом, Пророческое слово, как для иудеев, так и для язычников, служило светильником, сияющим в темном месте, дóндеже день озарял и деница возсиявала в сердцах человеческих ( 2Пет.1:19 ). III. Какую важность имеют ветхозаветные пророчества в настоящее время?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но, подражая теплоте веры во Христа, горячей любви и желанию вечных благ тех равноангельных мужей, будем всею душею радоваться и веселиться и благодарить Спасителя Христа за все наши страдания, какие мы терпим ради славы святого и поклоняемого имени Его. Послушаем верховного апостола говорящего: «возлюблении.., понеже приобщаетеся Христовым страстем, радуйтеся, яко да и в явление славы Его возрадуетеся веселящеся. Аще укоряеми бываете о имени Христове, блажени есте: яко славы и Божий Дух на вас почивает» (1Петр. 4:12—14). Скажем и мы совместно с теми, которые подобно нам, праведными судьбами общего Владыки преданы скорбям: «сия вся приидоша на ны, и не забыхом Тебе, и не неправдовахом в завете Твоем, и не отступи вспять сердце наше; яко смирил еси нас на месте озлобления, и прикры ны сень смертная. Зане Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения. Востани, вскую спиши Господи; воскресни, и не отрини до конца. Вскую лице Твое отвращаеши, забываеши нищету нашу, и скорбь нашу; яко смирися в персть душа наша, прильпе земли утроба наша. Воскресни Господи, помози нам, и избави нас имени ради Твоего» (Пс. 43:18—20, 23—27). Прославим же Его на земле всякими праведными делами, похвальным жительством и терпением наносимых нам скорбей, чтобы и Он с своей стороны прославил нас на небесах. Недалеко отстоим мы от мученических подвигов и венцов, но находимся на самом поприще исповедания за Христа, если право мудрствуем. Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Небесное, и никто, сидя и дремля, не одерживает победы, как говорит святый Василий Великий. И святый апостол Павел говорит: никто «не венчается, аще не законно мучен будеть» (2 Тим. 2:5). «Се: ныне время благоприятно, се ныне день спасения» (2Кор. 6:2). «братие, не дети бывайте умы , — сказал божественный апостол, — но злобою младенствуйте, умы же совершени бывай­те» (1 Кор. 14:20). Сподобиться бы и нам совершенства тех блаженнейших мужей, их неувядаемой славы и венцов, о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому подо­бает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцем и Всесвятым и Преблагим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3606...

б) Славословие обыкновенно начинается словом ευλογητος – благословен, встречается ли оно в начале речи, (как Лук. 1:68 . 1Петр. 1, 3 . 2Кор. 1:3 , Еф. 1:3 ), или в середине речи ( Пс. 30:22, 71:18, 123, 6 ), или среди стиха ( 2Цар. 22:47 ), или на конце речи ( Пс. 67, 36. 40, 14 ); а потому у апостола слово Θες, если бы не было сказуемым, должно бы стоять не прежде, а после слова υλογητς; в) Недостаток члена при слове Θες показывает, что это слово занимает место сказуемого; г) слово по плоти, прибавленное к описанию Иисуса, требует противоположения – т. е. кто был Христос не по плоти. Таким образом Сын Божий Христос Иисус называется сущим над всеми, верховным, как и Бог Отец ( Ефес. 4:7 ), называется Богом благословенным, как и Отец ( 2Кор. 1:3 ), называется Богом благословенным во веки, достойным поклонения вечного, также как Бог Отец ( 2Кор. 11:31 ). 194 К тем же римлянам в том же месте апостол пишет: λθειαν λγω, ν Χρις υ φεδομαι. Εν Χρις – подобно как εν Θε, νπιον τς Θες есть выражение клятвы (Ап. 10:6. Ис. 62:8 . Мат. 5:34. Еф. 4:16 . Гал. 1:20 ). Но клятва составляет одно из действий служения Богу ( Втор. 6:13 ). Римским же христианам испрашивает апостол благодать и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа ( Рим. 1:7 ), что опять составляет действие богопоклонения. Колоссянам апостол пишет о Сыне любви Отчей а) (1, 15) ς ς ικων τς Θες τς ορτς – образ никем неизобразимого, которого однако же изображает в Себе и для нас Сын ( Иоан. 14:3. 1, 18 ). б) Πρωττοκος πασης κτσεος; не сказано προτοκτισθες, а πρωττοκος, что употреблено о первенце Иисусе ( Лук. 2, 7 ). ΙΙρωτοτοκος тоже что προτοτεχθεις, п ο отношению к предыдущему показывает образ происхождения Того, Кто назван образом Бога невидимого. Между тем πρτος, означая вообще первого, выражает здесь преимущество Сына перед всякой тварью, так как Иегова называется первым ( Ис. 41, 4 ). в) В ст. 16 оправдывая наименование первородного, усвоенное Сыну, апостол говорит: τι ν Αυτ κτισθη τ πντα τ ν τος ρανος κα τ ν τος γς, τ ρατα– τ πντα δι’ Αυτ κα ις Αυτν κτςαι. По употребительному значению частиц εν (см. Деян. 4:9, 28 . Мат. 9, 24), δα (о чем уже говорено Иоан. 1, 3 ), εις ( 1Кор. 8:6 ), и слова εκτιςαι (см. Мар. 13:19 . Рим. 1:25 , Быт. 1:1 ), это показывает, что силой Сына все создано и для Его же славы все создано;

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

О рассудительности Сказал Господь: внемлите же от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы. От плод их познаете их ( Мф. 7:15,16 ). Также: не всяк глаголяй ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное: но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех ( Мф. 7:21 ). Опять: никтоже может двема господинома работати... и прочее ( Мф. 6:24 ). И еще: делайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный ( Ин. 6: 27 ). И Апостол говорит: аз убо тако теку, не яко безвестно, но тако подвизаюся, не яко воздух бияй. Но умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключим буду... тако тецыте, да постигнете ( 1Кор. 9:24–27 ); и блюдитеся от псов, блюдитеся от злых делателей ( Флп. 3:2 ). Также: иже аще яст хлеб сей, или пиет чашу Господню недостойне, повинен будет телу и крови Господни. Да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет ( 1Кор. 11:27, 28 ). И там же: аще бо быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были. Судими же, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся ( 1Кор. 11:31–32 ). И в другом мест: печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает: а сего мира печаль, смерть соделовает ( 2Кор. 7:10 ). И еще: преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная ( Рим. 12:2 ); а о себе говорит: задняя убо забывая, в предняя же простираяся, со усердием гоню, к почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе ( Флп. 3:13, 14 ). И наставляет: настой благовременне и безвременне ( 2Тим. 4:2 ); внимайте убо себе и всему стаду (Деен. 20:28) и вся же искушающе, добрая держите ( 1Фес. 5:21 ). О трезвенной и непрестанной молитве Господь сказал: внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими... бдите убо на всяко время молящеся ( Лк. 21:34, 36 ); бдите и молитеся, да не внидете в напасть ( Мф. 26:41 ). Также: а яже вам глаголю, всем глаголю: бдите ( Мк. 13:37 ). И еще: просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется ( Мф. 7:7, 8 ). Господь сказал и притчу о том, како подобает всегда молитися и не стужати си, глаголя: судия бе некий...( Лк. 18:1–6 ) И еще: будите готови: яко, в оньже час не мните, Сын человеческий приидет ( Мф. 24:44 ). А Апостол Павел наставляет: всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите ( 1Фес. 5:16–18 ), со страхом и трепетом свое спасение содевайте ( Флп. 2:12 ), и еще: во всем молитвою и молением со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу ( Флп. 4:6 ). Также о себе: безпрестани память о вас творю: всегда в молитвах моих моляся ( Рим. 1:9, 10 ). В Деениях повествуется: в полунощи же Павел и Сила молящеся пояху Бога (Деен. 16:25). И Апостол Петр предостерегает: трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити ( 1Петр. 5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Хождение Иисуса Христа по водам ( Мф.14:22-33 ). С бурей сомнений в сердце, Петр утопал; но увидев Тебя, Иисусе, во плоти и по водам ходящим, познал в Тебе Бога истинного и, руку спасения получив, воскликнул: Аллилуия! Икос 4 Слыша слепый мимоходяща Тя, Господи, путем вопияше: Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя! И, призвав, отверзл еси очи его. Просвети убо милостию Твоею очи мысленныя сердца и мене, вопиюща Ти и глаголюща: Иисусе, вышних Создателю; Иисусе, нижних Искупителю. Иисусе, преисподних потребителю; Иисусе, всея твари украсителю. Иисусе, души моея утешителю; Иисусе, ума моего просветителю. Иисусе, сердца моего веселие; Иисусе, тела моего здравие. Иисусе, Спасе мой, спаси мя; Иисусе, свете мой, просвети мя. Иисусе, муки всякия избави мя; Иисусе, спаси мя, недостойнаго. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя. Иисус Христос исцеляет слепого близ Иерихона ( Лк.18:35-43 ). Услышав слепой, что Ты, Господи, мимо по дороге проходишь, взывал: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня!» И призвав его, Ты открыл очи ему. Просвети же милостью Твоею духовные очи сердца и мне, взывающему к Тебе и говорящему: Иисусе, горних Сил создатель; Иисусе, земных искупитель. Иисусе, преисподней разрушитель; Иисусе, всего творения устроитель. Иисусе, души моей утешитель; Иисусе, ума моего просветитель. Иисусе, сердца моего веселие; Иисусе, тела моего здравие. Иисусе, Спаситель мой, спаси меня; Иисусе, свет мой, просвети меня. Иисусе, от муки всякой избавь меня; Иисусе, спаси меня, недостойного. Иисусе, Сын Божий, помилуй меня. Кондак 5 Боготочною Кровию якоже искупил еси нас древле от законныя клятвы, Иисусе, сице изми нас от сети, еюже змий запят ны страстьми плотскими, и блудным наваждением, и злым унынием, вопиющия Ти: Аллилуиа. Христос искупает человечество ценой Своей Крови ( 1Петр.1:17-20 ), ( Гал.3:13 ), ( Откр.5:9 ). Как некогда пролитою божественною кровью искупил Ты нас от проклятия закона, Иисусе, так и ныне освободи нас из сети, в которой змий запутал нас страстями плотскими, и блудным соблазном, и злым унынием, возглашающих Тебе: Аллилуия! Икос 5

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-iis...

Равным образом и приношения благоприятны Богу, ибо сказано: «помолитеся и воздадите» ( Псал.75:12 ). Так Анна посвятила Богу Самуила. Подобного сему весьма много. Равно и праздники свои мы совершаем, почитая святых, как друзей Божиих, по примеру божественного Давида, который говорит: «мне зело честни быша друзи Твои, Боже» ( Псал.138:17 ). Ибо, если мы не будем совершать молитв, литургий, праздников и подобного, и притом бескорыстно и со страхом Божиим, а это суть следствия веры и добрые дела: то мы очевидно не будем иметь ни страха Божия, ни живой веры, которая всему этому, конечно, предшествует. Это потому, что когда отвергается последующее, то, некоторым образом, как нам кажется, отвергается и предыдущее. Наконец предстоятелю слова, по великому Василию, все надлежит делать и говорить с большею осмотрительностью и рассудительностью, с целью благоугождения Богу, так как он сам подлежит суждению и свидетельству вверенных ему. Вот пример сего. «Вы свидетели и Бог, яко преподобно, и праведно, и непорочно вам верующим быхом, якоже весте» ( 1Сол.2:10,11 ). Если же служащие, может быть, недостойны, то действует тогда благодать Божия, как свидетельствует о сем сонм богословов. Глава шестнадцатая. О делах гражданских Далее, касательно шестнадцатой главы, которая говорит, что христианам не возбранено начальствовать над другими, производить суд по законам и проходить другие должности, мы говорим, что надобно повиноваться всякому начальству и власти, и не только начальникам «благим, но и строптивым», и непогрешительно соблюдать узаконяемое ими ( 1Петр.2:13,18 ). Но «повиноватися подо- бает Богови паче, нежели человеком» ( Деян.5:29 ). Противящийся всякому высшему начальству приимет суд, так как «противляяйся власти Божию повелению противляется» ( Рим.13:2 ); и неповинующиеся посланным от Господа не только бесчестят сих, но возводят бесчестие и на Пославшего их, и тем уготовляют себе суд горший, нежели Содомляне и Гоморряне (Иуд. ст. 78.). Ибо Господь сказал: «иже вас приемлет, Мене приемлет» ( Матф.10:40 ). «Приемляй, аще кого послю, Мене приемлет» ( Иоан.13:20 ). »Слушаяй вас, Мене слушает» ( Лук.10:16 ). " И иже аще не приимет вас, ниже послушает словес ваших, исходяще из дому, или из града того, оттрясите прах ног ваших» ( Матф.10:14,15 ). И Апостол говорит: «отметаяй, не человека отметает, но Бога, давшего Духа Своего Святого в нас» ( 1Сол. 4:8 ). Итак, должно «повиноватися» не только «начальствующим» ( Тит.3:1 ), но и посланникам Божиим и духоносным учителям и истолкователям Писания, и отнюдь не противиться им, под опасением угроз.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/otve...

О, человеколюбивый и Божественный глас! „Мне, говорит, ты постилаешь одежды, когда одеваешь ими бедных, – Меня согреваешь, когда избавляешь их от жестокого страдания, от холода». Станем же постилать Ему одежды, дабы у нас явилось дерзновение восклицать вместе с детьми: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне ( Матф. 21:9 ). Благословен грядый простереть на кресте руки Свои и собрать к Себе все народы ( 1Тимоф. 3:16 ). Благословен грядый показать ад связанным, разрешить Адама от уз и поднять от падения ( Евр. 2:15 ). Благословен грядый погубить державу мучителя и даровать свободу переносившим величайшие страдания. Благословен грядый упразднить адовы жилища и наполнить небесные обители многочисленным сонмом спасаемых. Благословен грядый принести Себя в жертву за нас ( Ефес. 5:2 ), очистить все грехи ( Евр. 2:17 ) и примирить со Отцем ( 2Кор. 5:18 ). Благословен грядый разрушить смерть ( 2Тимоф. 1:10 ), возродить нам воскресение ( 1Петр. 1:13 ), избавить от рабства ( Евр. 2:15 ) и даровать в наследие усыновление ( Ефес. 1:5 ). Ибо Тебе, Создатель, принадлежит – сотворить нас из небытия и создать, и в Твоей власти – восстановить и воссоздать нас, падших и сокрушенных, Твоему человеколюбию свойственно искать заблудившегося ( Матф. 18:12 ), обратить от ложного пути ( Иак. 5:20 ) и удостоить древнего наследия. Ибо мы – людие Твои и овцы пажити Твоея ( Псал. 78:13 ), и все находимся под Твоею властью, и Тебе славу и благодарение воссылаем вместе со Отцем и Святым Духом, единосущной, животворящей и вседержавной Троице, ныне и присно и во веки веков. Аминь 173 . 173 Настоящая беседа переложена на русский язык с греческого текста изданного г. С. Аристархасем в официальном органе Константинопольской патриархии κκλησιαστικη λϑεια (1883 г., 34, стр. 328–331); по мнению издателя, эта беседа была произнесена патриархом Фотием 27-го марта 880 года. Сравн. „Церковные Ведомости“ 1899 г., 15, стран. 609–614. Читать далее Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2./сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904./Ч. 2. – 905, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Таково наставленье откровенья в тех местах, где говорит оно, что Твороц – один, Бог, – а все прочее получило от Него бытие. Сотворивый всяческая Бог ( Евр. 3:4 ). Ты еси создал всяческая и волею Твоею суть сотворена ( Апок. 4:11 ). Из Того и Тем и в Нем всяческая ( Рим. 11:36 ). Прямое и ясное учение о творении ангелов видим у апостола Павла. Он говорит о Сыне Божием: яко тем создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти, всяческая тем и о нем создашася ( Кол. 1:16 ). а) Так как небо в писании представляется преимущественно жилищем Божиим и духов невидимых ( Лук. 2:13 ), то это показывает, что апостол, включая небо и невидимое в число созданий Божиих, разумеет под невидимым – ангелов, б) В других местах под именем господств и властей разумеются высшие духи ( Еф. 1:20, 21 , 1Петр. 3:22 ); в) колоссянам нужно было показать отношение мира ангельского к Сыну Божию; поскольку они близки были к обольщению самовольным смиренномудрием и служением ангелам во вред веры в Сына Божия (2, 8. 9. 18. 19) г) под именем начал, господств и потому уже нельзя разуметь земных властей, что апостол уже сказал о тварях земных, а о происхождении властей земных не имел нужды говорить. Итак, апостол учит, что ангелы созданы и созданы Сыном Божиим. В послании к евреям апостол доказывая превосходство Сына Божия пред ангелами, не только называет ангелов служебными духами (1, 7. 14), но говорит, что Сыном Божиим созданы и небо и земля (ст. 10), т.е. ясно исключает ангелов из числа не созданных и включает в число созданных. В книге Иова читаем: «кто положил краеугольный камень ея (земли), когда ликовали утренние звезды и торжествовали все сыны Божии»? (38, 4–7). В первом полустишии под положением краеугольного камня нельзя понимать что либо другое, кроме положения основания земли, устроения первых начал земли; а после сего под утренними звездами, нельзя разуметь звезд вещественных: поскольку при основоположении земли сих звезд еще не было. Присовокупляя же к сему то, что у Моисея ( Втор. 32:43 ) ясно сынами Божиими называются духи – ангелы, доходим до уверенности в том, что ангелы – сыны Божии были уже и хвалили Бога тогда, как полагались основания земли. Утренними же звездами они названы конечно потому, что составляют раннее, первое создание Божие, уже наслаждавшиеся бытием во время хаотического состояния мира вещественного, подобно как утренние звезды предшествуют появлению дня, хотя с утром начинается и самый день. Таким обр. по сему указанию слов Иова творение ангелов долженствовало предшествовать образованию мира вещественного. Оно совершалось, по всей вероятности, тогда, как по словам Моисея, в начале сотворил Бог небо и землю: так как в шесть дней, по его же словам, происходило образование мира вещественного, коего законам не подлежат чистые духи 384 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010