2). Так был велик, но вместо и прямо прообразователен, указывал на нечто лучшее для достижения предположенной в нем цели, тот день, единственный в году день, когда в самое таинственное место присутствия Иеговы – Святое Святых входил «один только первосвященник, не без крови, которую приносил за себя и за грехи неведения народа» (9:7). Он прообразовал тот величайший, единственный не в году, а во все века времен День, когда «Христос – Первосвященник будущих благ (сн. 10:1), пришедший через (δι τς) большую и совершеннейшую скинию, нерукотворенную, т. е. не такого (как ветхозаветная, раньше описанная у Апостола) устроения (сн. 8:2) и не с кровью козлов и тельцов, но со Своей кровью однажды вышел во святилище (т. е. в самое небо, сн. ст. 24 сн. «во внутреннейшее за завесу» 6:19–20) и приобрел вечное искупление (αωναν λτρωσιν). Ибо, если кровь козлов и тельцов освящает оскверненных: то кольми паче кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного (μωμον) Богу, очистить совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному. И потому Он есть Ходатай (μεστης) нового завета, дабы, вследствие смерти Его, бывшей для искупления (πολτρωσιν) от преступлений, сделанных в первом завете (сн. Рим. 3:25 ), призванные к вечному наследию (сн. 11:40 с 3 также Рим. 4:13 ; 1Петр. 1:4 ) получили обетованное» ( Евр. 9:11–15 ). Вот когда поистине достигнута цель великого прообразовательного, Божественного учреждения Ветхого Завета – дня очищения. Вот на какого Архиерея указывал в этот день ветхозаветный Первосвященник, но нарочитому повелению Господню ( Лев. 16:4 ) перед входом своим в святейшее место обитания Иеговы, долженствовавший снимать все свои драгоценные одежды, что бы простым льняным одеянием в этот величайший момент своего служения предуказать в величайшем уничижении имевший очистить грех мира Свой Первообраз – Христа 554 . На сего-то Архиерея он указывал, как на имеющего не с чужой кровью ( Евр. 9:25 ), как делал он, да и не мог иначе сделать, а с Собственной кровью войти в Святое Святых, да и не в рукотворенное уже, какова была ветхозаветная скиния, место обитания Иеговы, а в истинное место пребывания Его, о котором сказал Он Сам через пророка: «небо – престол Мой, – (Исаии 66:1 сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

6:11), делает «сыном Своим и наследником Своим, сонаследником же Христу» (Рим.8:16-17). Но когда человек, забыв великую эту благодать, обращается ко греху, как «пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2Петр 2:22), и расточает неоцененное то небесное сокровище, как блудный сын (Лк.15:13-14), то этим безмерно огорчает Христа и себя губит. Слышит от Него в совести своей и Святом Писании подобный этому глас: О человек! Тебе ли расточать богатство Мое, данное тебе, которое Я таким трудом, потом, болезнью, терпением, страданием и смертью собрал? Помяни, кто Я, и каков, Который ради тебя так трудился, и каким образом снискал тебе сокровище это! Бог и Создатель всех, перед Которым «преклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних». Но тебя ради подобным тебе человеком сделался, «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:10,7-8), и так тебе отпущение грехов, благодать, благословение, правду, усыновление и наследие вечной жизни приобрел. Вспомни, чем ты был? Беззаконник, отступник, отверженный от лица Божия, сын проклятия и гнева Божия, пленник и невольник дьявола, огня негасимого и вечного, погибели чадо. Но от всего этого Я избавил тебя, не серебром или золотом, а «драгоценною Моею Кровию» (1Петр.1:19); омыл тебя от скверн греховных, и одел тебя чистой одеждой правды Моей, и наследие вечной жизни обещал тебе. «Вступил в союз с тобою, — говорит Господь Бог, — и ты стала Моею. Омыл Я тебя водою и смыл с тебя кровь твою и помазал тебя елеем. И надел на тебя узорчатое платье, и обул тебя в сафьяные сандалии, и опоясал тебя виссоном» (Иез.16:8-10, и проч.). Ты же такой Моею любовью и милостью к тебе явленной пренебрег. Что Я трудами, болезнями, терпением, страданием, послушанием до смерти, смерти же крестной, собрал, — все то расточил и расточаешь, последуя воле твоей и страстным вожделениям, и не хочешь оставить этого злого и страстного нрава, очувствоваться и покаяться, чтобы опять получить у Меня милость.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

· АВРААМ – познание суеты земной · АГАРЬ – жизнь по законам плоти · ИЗМАИЛ – презорство Как показывает опыт человечества, одно познание суетности в соединении с ощущением бессмысленности земного существования без познания Бога новой жизни породить не может ( Быт. 16:1 ). Но когда к ощущению бессмысленности присоединяется жизнь по законам плоти, тогда возникает и формируется такое презрение к жизни по духу, которое на время способно заглушить и само это ощущение. Сию истину иллюстрирует нам история рождения Измаила от Авраама и Агари. Не случайно Писание отмечает, что Агарь была родом из Египта, который обычно символизирует собой жизнь по законам греховной плоти. Именно это обстоятельство позволяет объяснить причину того, что когда Сара, жена Аврамова, взяла служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену, и она зачала, то последняя стала презирать госпожу свою ( Быт. 16:3–4 ). Презорство и дерзость – признаки наличия воли плоти, основывающейся на гордости житейской. Подобное презорство к добродетели не только не стыдится своих частых грехопадений, но и величается укоренившимся навыком грешить, делая так, чтобы руки его были на всех, и руки всех на него ( Быт. 16:12 ). Главной его чертой является насмешничество над духовным нравом ( Быт. 21:9 ), соединяемое с неверным суждением о нем ( 1Кор. 2:15 ) по причине того, что душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно ( 1Кор. 2:14 ). Судящий же духовно требует изгнать и рабыню, и сына ее ( Быт. 21:10 ), т.е. избавиться от жизни плотской и ее последствий, распять плоть со страстями и похотями, ибо если мы живем духом, то по духу и поступать должны ( Гал. 5:24–25 ). Должны поступать так потому, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления ( 1Кор. 15:50 ), т.е. сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной ( Гал. 4:30 ). И хотя это кажется неприятным Аврааму, Господь повелевает ему остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией ( 1Петр. 4:2 ), говоря: «Во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее» ( Быт. 21:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Без этого основания, все, что ни создастся духовного, падет и в прах обратится. Фарисей думал, будто он создал храмину свою; но, поскольку этого твердого основания не положил, обманулся, как пишется в Евангелии (Лк.18:11-12,14). Без смирения и построить ничего духовного невозможно, ибо, как сказано выше, без благодати Божией ничего духовного сотворить не можем. Ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Петр.5:5). 6) Без смирения истинного покаяния быть не может, но есть притворное и ложное, которое только на устах, а не на сердце. Ибо как больной, который хочет исцелиться, должен сначала признать свою немощь и лекарю объявить, так и грешник, который душой немоществует, должен прежде всего душевную свою немощь признать, бедность и окаянство, признать себя преступником святого закона Божия, перед судом Божиим виноватым, временного и вечного Божия наказания достойным, и с таким исповеданием прибегать верою ко Христу, душ и тел Врачу, и повергать себя духовно перед пречистыми Его ногами, подобно евангельской блуднице (Лк.1:37-38), что без смирения быть не может. Ибо само такое сердечное признание бедности и окаянства есть признак смирения. Такое смирение показал блудный сын, когда признал свое не достоинство: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк.15:21). Так сми­рился мытарь, когда стоял вдали, когда не хотел даже возвести очи на небо, «но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Милостив буди мне, грешному»» (Лк.18:13). 7) Без смирения молитва неполезна бывает, ибо «гордым Бог противится». Напротив, на сми­ренных милостиво призирает Бог: «Призрел на молитву смиренных и не уничижил моления их», — говорит Псаломник (Пс.101:18). Так Он призрел на молитву смиренного мытаря, хотя грехами и обременен был, — как и отринул гордое самохвальство фарисейское. «Всякий, возвышающий сам себя, смирится, а смиряющий себя воз­высится» (Лк.18:14). Так сотник в Капернауме, который считал себя недостойным того, чтобы в дом его Христос вошел, получил желаемое, да еще с похвалою: «И в Израиле не нашел Я такой веры», — сказал Христос (Мф.8:10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В Берлине Клаудио Фрейдзон под аплодисменты присутствующих рассказал, что в одном городе, известном своим виноделием, больше «пьяных» выходило из церкви, чем из местных пивных. Павел во 2 Коринфянам 6:3–6 пишет: «Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии...» В качестве довода в пользу «опьянения в Духе» приводят Иеремии 23:9, где Иеремия перед лицом ложных пророков восклицает: «О пророках. Сердце мое во мне раздирается, все кости мои сотрясаются; я как пьяный, как человек, которого одолело вино, ради Господа и ради святых слов Его». Иеремия был так потрясен Божьим судом над ложными пророками и их злобой, что у него дрожали колени и он терял сознание; глядя на сегодняшних «пророков», ему можно посочувствовать. В Новом Завете мы не находим ни одного стиха, который хотя бы отдаленно намекал на «опьянение в Духе». Напротив, есть по крайней мере одиннадцать мест, которые ясно говорят о противоположном и призывают к трезвости: 1Кор.15:34 ; 1Фес.5:6; 5:8 ; 1Тим.3:2; 3:11 ; 2Тим.2:26; 4:5 ; Тит.2:2 ; 1Петр.1:13; 4:7; 5:8 . Исаия в Ветхом Завете вынужден был жаловаться на народ Божий: «...они пьяны, но не от вина,– шатаются, но не от сикеры; ибо навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы» ( Ис.29:9–10 ). Дай Бог, чтобы мы, думая, что являемся свидетелями величайшего движения пробуждения в истории Церкви, не подпали под этот приговор. В «Топик» в начале 1995 г. можно было прочитать интересное сообщение: «В Голландии она хорошо известна: целительница Джоки Даман, прозванная Джомандой. Уже четыре года в голландском городке Тиль, недалеко от германской границы у Арнема, она проводит целительные мероприятия. Зал, в котором Джоманда шесть раз в неделю совершает исцеления, вмещает до 3000 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ostorozh...

В последних словах Спаситель указал на тройное служение апостолов в их посланничестве: а) учить (научите), б) священнодействовать (крестя) и в) управлять (уча их блюсти все); в словах же: се Я с вами до скончания века – благословил на дело пастырства их преемников на все время до конца веков, когда окончится и бытие земной Церкви. Приведенные перед этим слова Господа, приимите Дух Свят ( Иоан. 20:21 ) свидетельствуют, что эти полномочия пастырства неразрывно соединены с особыми дарами благодати Святого Духа. Три иерархические служения объединяются в едином понятии пастырства, согласно выражениям Самого Господа: паси агнцы Мои, паси овцы Мои ( Иоан. 21:15–17 ), – и апостолов ( 1Петр. 5 – пасите Божие стадо). Апостолы всегда проводили мысль о богоучрежденности иерархии. По особому чину произошло сопричисление к лику двенадцати ап. Матфея, вместо отпавшего Иуды (Деян., гл. 1): этот чин – избрание достойных лиц для жребия, молитва и жребий. Сами апостолы поставляли через рукоположение заместителей себе – епископов. Ап. Павел пишет Тимофею: «Не нероди о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим. 4:14 ). И в другой раз апостол пишет ему: «Напоминаю тебе взгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» ( 2Тим. 1:6 ). Тимофею и Титу, епископам Ефеса и Крита, усвояется право поставлять пресвитеров: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал ( Титу 1:5 ). Так же право награждать пресвитеров: Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: «не заграждай рта у вола молотящего» и «трудящийся достоин награды своей» ( 1Тим. 5:17–18 ). Право разбирать обвинения на пресвитеров: Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях ( 1Тим. 5:19 ). Таким образом, апостолы – те именно из них, кто были призваны к высшему служению в Церкви Самим Господом, – поставляли епископов, в качестве своих непосредственных преемников и продолжателей, и пресвитеров, как своих и их помощников, как «руки» епископов, возлагая дальнейшее дело рукоположения пресвитеров на епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Вообще, если иудеи и позволяли себе надежду — они надеялись не на посмертные странствия души по новым телам, а на воскресение в своей же плоти. Можно (хотя и с некоторой осторожностью) привести здесь пророчество Иезекииля о собирающихся костях ( Иез. 37:11-14 ) 057 . А тем, кто всюду стремится выискать «кармическую эзотерику», уж совсем необходимо напомнить слов пророка Даниила: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, во веки, навсегда… А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней» ( Дан. 12:2-3 и 13). Это и есть библейская эзотерика, ибо Господь велит: «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени» (12,4). Лишь когда настали эти мессианские, «последние времена» ( 1Петр. 1:20 ), эта тайна была снята, и оказалось, что и в самом деле по воскресении «звезда от звезды разнится в славе» ( 1Кор. 15:41 ). Эта вера Израильского народа может казаться утонченным спиритуалистам с Гималаев варварством, но исторические реалии нельзя отменять по желанию. Евреи и христиане хранили древнюю веру в телесное воскресение и отвергали возникшую в более поздние времена веру в метемпсихоз. Но до Пасхи Христовой лишь иногда можно было позволить себе пасхальную надежду. Лишь когда рубеж Нового Завета оказался перейден, тогда жизнь по ту сторону смерти стала доступна человеку; а мир посмертия в некотором смысле стал доступен и для исследования. В богословии появились ясные формулы о том, что из нашей жизни есть два противоположных исхода: смерть и успение. Но Ветхий Завет этого еще не знал. Хотя и предчувствовал: два случая победы над смертью, встречающиеся в древнейших преданиях, записанных в Библии, говорят об уклонении от смерти, при котором тело сопровождает человека в его восхождении на небо, а не сбрасывается в земную гниль (телесные вознесения Еноха и Илии). Но “официально” в Ветхом Завете нет прямой речи Бога о посмертии.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

Вот так просто решается этот вопрос. Ведь если нам заповедано любить Бога всей душой, то это вовсе не значит, что мы уже не можем любить ближнего. Если нам заповедано почитать Бога, то это вовсе не значит, что мы уже не можем почитать никого более, например родителей или служителей Церкви. Если нам заповедано быть послушными Богу, то и это также не значит, что мы не можем быть послушными никому более, например, отцу, пресвитерам или своему начальству. Если нам заповедано «Господу Богу... одному служи » ( Мф.4:9,10 ), то это не значит, что человек не может уже «послужить святым» ( Рим.15:25 ) по заповеди «служите друг другу» ( 1Петр.4:10 ). Более того, не только святым, но и нечестивым людям иногда нужно служить, к чему призывал израильтян в своё время пророк Иеремия: « служите царю Вавилонскому » " и народу его » ( Иер.27:17,12 ). Как же объяснить то, что Библия нам заповедует служить лишь одному Богу , но, в то же время, повелевает служить и ближним? Это нужно понимать так: 1) мы должны служить (а также любить, почитать, слушаться, поклоняться) как Богу одному только Богу – Отцу, Сыну и Святому Духу; 2) Ангелов же и людей – святых, родителей, пресвитеров, начальство и т.п. – мы также должны любить, почитать, слушаться, служить им и, когда нужно, поклоняться, но не как Богу, а соответственно: священнику как священнику, наставникам как наставникам, Ангелу как Ангелу. И таковым почтением к людям и Ангелам мы выражаем своё отношение к их Владыке и Создателю – Богу. Ведь если мы «служим святым», то не есть ли это служение Самому Богу? Если мы любим братьев, то не есть ли это любовь к Самому Богу? – как пишет ап. Иоанн: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» ( 1Ин.20:21 ). Так вот, как любовь, почтение, послушание и служение нашим братьям есть любовь, почтение, послушание и служение Самому Богу, так и поклонение святым и Ангелам есть поклонение Самому Богу, в них обитающему. В православной культуре, вообще, поклонение друг другу очень распространено. На каждой службе священник поклоняется народу, а народ – священнику. Священники приветствуют своего епископа (часто же и друг друга) поклоном. Нередко православные прихожане и друг друга приветствуют небольшим поклоном. В древней же Православной Руси, когда народ был намного более православным, благочестивым и богобоязненным, чем сейчас, обычай поклоняться людям был более распространён. Люди кланялись царям, различным чиновникам и господам 196 , священникам 197 и учителям, гостям и нередко каждому встречному. Неужели всё это были акты идолопоклонства? Или мы действительно думаем, что православные не различают Богопочтительного поклонения , подобающее только Богу, от человекопочтительного поклонения людям; что они такие многобожники, которые кланяются всему и всем без различия, всем как Богу? Нет, конечно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Гордый фарисей не просит прощения своих грехов, но благодарит Бога за то, что он не таков, как прочие люди. Он дает десятину из всего, что приобретает, не грабит и не убивает, и вообще он живой образец честности. Умирающий Юлиан, говорят, сказал такие горделивые слова: «Я умираю без раскаяния, как жил без греха». И в наше время есть люди, сильные духом в ницшеанском смысле слова, которые в высокомерном ослеплении не чувствуют потребности в раскаянии. Таков современный «сверхчеловек» Ницше, стоящий по ту сторону добра и зла 694 . Все эти оптимистические представления о грехе, а в особенности последнее, в сущности отрицают грех и разрушают тем существенное основание христианства. Для чего Иисус Христос пришел в мир и умер на Кресте? Ап. Павел говорит: «Христос умер за грехи наши» ( 1Кор.15: 3 ) и то же говорит ап. Петр: «Христос... пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, чтобы привести нас к Богу» ( 1Петр. 3: 18 ), то есть чтобы примирить нас с Богом. Христос есть Спаситель, «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1: 29 ). Поэтому Спаситель учит нас в «Отче наш» молиться ежедневно: «остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим» ( Мф.6: 12 ). Кто отрицает грех или извращает понятие о нем, тот отвергает или извращает всё христианство. Если оптимизм в сущности отрицает грех, считает нравственное зло только мнимой противоположностью добру, лишь необходимой ступенью в духовном развитии человека, то пессимизм в отличие от него признает действительное существование зла в мире, считает его чем-то неустранимым, неизбежным в нем, так как корни для зла указывает он в самой природе вещей: оно присуще миру. Из пессимистических теорий происхождения зла издавна пользуется особой известностью теория дуализма. Тело и душа в человеке поставляются ею в прямой противоположности одно другой, в противоположности безусловно непримиримой, как зло и добро, как вражда на Бога и любовь к Богу, как смерть и жизнь ( Рим.8: 6–8 ). При этом противоположность между душей и телом эта теория выводит из понятия о веществе как злом начале или произведении злого начала.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Действительно, если Бог есть совершеннейший Дух, Дух независимый и всемогущий, то и разум наш должен сознаться, что Бог высочайше-свободен по самому своему естеству – свобода есть существеннейшая принадлежность сознающего себя духа, и подлежать какой-либо необходимости или принуждению не может тот, кто всесилен и все содержит в своей власти, сам не завися ни от чего. 2. Совершеннейшая святость. Называя Бога святым ( γιος, sanctus), мы исповедуем, что Он совершенно чист от всякого греха, даже не может согрешать, и во всех своих действиях совершенно верен нравственному закону, а потому ненавидит зло и любит одно только добро и во всех своих творениях. 334 Священное Писание действительно и подтверждает, что Бог – а) совершенно чист от всякого греха. Бог верен, и нет неправды [в Нем] (Второз. 32:4); Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы ( 1Иоан. 1:5 ); потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого ( Иак. 1:13 ); Он чист ( 1Иоан. 3:3 ); всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога (9). б) совершенно верен нравственному закону. Соответственно этому Священное Писание – аа) весьма часто называет Бога святым вообще: свят Господь, Бог наш; 335 также праведным и преподобным: Он праведен и истинен; 336 святым Израилевым: буду воспевать Тебя на гуслях, Святый Израилев; 337 бб) в частности выражается, что святое имя Его, 338 святое слово Его ( Пс. 104:42 ), закон свят Его ( Рим. 7:12 ), святая мышца Его ( Пс. 97:1 ), свят путь Его ( Пс. 76:14 ), святой престол Его ( Пс. 46:9 ), подножие Его: –свято оно ( Пс. 98:5 ), и что Он благ во всех делах Своих ( Пс. 144:17 ); вв) свидетельствует, что славословящие Его на небе Ангелы, окру­жая престол Его, непрестанно взывают друг ко другу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! ( Ис. 6:3 ; срав. Апок. 15:4 ), и – гг) заповедует, чтобы и мы на земле святили имя Его, подражая Его совершеннейшей святости: по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят ( 1Петр. 1:15,16 ; срав. Лев. 11:44; 19:2; 20:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010