В Ветхом завете помазанниками называются, во-первых, патриархи, о которых в Псалмах написано: «И укорил царей за них словами: не прикасайтесь к помазанникам Моим, и пророкам Моим не делайте зла» ( Пс.104:14–15 ). Также и в первой книге Паралипоменон все вышедшие из Египта называются помазанниками ( 1Пар.16:22 ). В книге Исход устрояется также священническое помазание ( Исх.30:23–30 ), которым после того, – как говорится в книге Левит, – помазуются священники ( Лев.8:12 и дал.). Есть и другое помазание, которым помазуются цари на царство, которое распадается на два вида. В самом деле, если помазуются Давид и Соломон, т.е. «крепкий рукою и мирный» ( 1Цар.16:13 ; 2Цар.1:3–9 ), то помазываются они из рога с елеем; если же это Иуй и Азаил, то на голову их возливается елей из малого сосуда в виде чечевицы ( 4Цар.9:3 ); так назывался глиняный сосуд, т.е. чечевица. И Кир, царь Персов и Мидян, освободивший народ от плена, – хотя многие ошибаются и думают, что это написано о Господе Спасителе, – услышал следующие слова чрез пророка Исаию: «Сие говорит Господь помазанному Моему Киру, руку которого Я держал, чтобы пред лицем его покорялись народы» ( Ис.45:1 ) и т.д. А в конце говорится: «Ты же не познал Меня», что к Спасителю относить невозможно. Есть помазание пророческое; о нем дается повеление Илии, чтобы он помазал в пророки Елисея ( 3Цар.19:16 ). Но выше всех родов помазания стоит помазание духовное, которое называется елеем радости; этим помазанием помазуется Спаситель, Которому и говорится: «Посему и помазал Тебя ...Бог, Твой Бог елеем радости выше соучастников Твоих» или Своих ( Пс.44:8 ). А под соучастниками я понимаю тех, которым говорит Иоанн: «И вы имеете помазание от Святого» ( 1Ин.2:20 ), и затем спустя несколько слов: «Это я написал вам о тех, которые обольщают вас; но помазание, которое вы получили от Него, пребывает в вас, и вам нет нужды, чтобы кто-либо учил вас; но само... помазание будет учить вас о всем; и оно есть истинно и неложно, и как оно вас научило, пребывайте в нем» ( 1Ин.2:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

443. Всеподданнейшее приветственное письмо Государю Императору Александру Николаевичу с сохранением жизни (Апреля 5-го; напечатана в Страннике и в Моск. Ведом. 1866 года). 1866 год Благочестивейший Государь! Благословен Бог верный в словесех своих, Недремлющею силою Провидения Своего исполнивший и ныне свое древнее слово: «не прикасайтеся помазанным Моим!» ( 1Пар.16:22 ; Пс.104:15 ) Сколько преступная, столько же безумная дерзость подняла против Тебя руку; но ее невидимо отразил Ангел (хотя видимо чрез человека), и Твоя жизнь и здравие сохранены, а преступлению попущено сделать только то, чем оно обличило само себя и повергло позору и правосудию. Благословен Бог, совершивший над Тобою, Благочестивейший Государь, свое древнее слово: «не прикасайтеся помазанным Моим!» Ужас верноподданных и скорбь о том, что нашелся в России такой человек, умягчается только живейшею радостью о Твоем сохранении и благодарною к Господу молитвою. Так, после соборного благодарственного молебствия в храме Святителя Алексия, не вместившийся в храме, но наполнявший Кремль народ просил, чтобы сие молебствие вторично совершено было среди его, и оно вторично совершено тем же собором, со всеобщим умилением и радостью. Вместе со мною, все вверенное мне Московское духовенство, и, не колеблюсь сказать, вся Московская церковь и ее народ, – все искреннейше приветствуем Ваше Императорское Величество светлым на Вас знамением охраняющего Вас провидения Божия, не преставая взывать к Богу: «Господи, спаси Царя!» ( Пс.19:10 ) Святитель Алексий, который в своем храме, близь своих святых мощей, благословил Твое вступление в православную церковь , чрез свой образ, освященный на его мощах, да преподает Тебе охраняющее благословение Божие на грядущие времена Твоей дражайшей жизни. Читать далее Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т./свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007./Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Хомяков, В.И. Карпец каждый в своё время вполне осознанно пришли к ней и не отступали от неё до конца своей жизни земной. А некоторые отступники и предатели из числа царедворцев (министров, «думцев») военоначальников и священоначалия (лиц «недозревших» до монархической идеи это не касается), как известно, прозрели, хоть и с опозданием, и даже публично раскаялись в содеянном. Деяния их забывать не следует, а им самим, как и всем нам, окончательный вердикт будет вынесен на Страшном Судище Христовом. Сергею Владимировичу Фомину я искренне желаю подвергнуть серьёзной ревизии свои суждения о монархизме подлинном и мнимом. По заветам святых отцов - врагов Божиих и лжи их нам следует гнушаться, а от заблуждений избавляться, помогая в этом друг другу. С любовью о Господе, православный мipяhuh, заместитель председателя СХВ, р.Б. Андрей Коренев 20 (7) января 2019 г. от Р.Х. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Re: О заблуждениях и лжи в оценках духовного наследия " каждый православный человек не может быть никем иным, как только монархистом, и «православный республиканец» такой же абсурд, как например «беззвучный звук». Поэтому всех тех, кто этого не понимает, но при этом относит себя к православным христианам, остаётся только пожалеть " Так г-н Коренев скромно пожалел целый архиерейский собор 2000 года. " ещё во времена Ветхозаветные нашим Отцом Небесным было сказано «Не трогайте помазанных Моих» " А отсюда видно, что ни 1Пар.16:22, ни Пс.104:15 г-н Коренев в глаза не видел. Не быть монархистом православный человек не может, а вот не знать текстов св.Писания очень даже может. Забавное православие. Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам: 28.04.2023 09.04.2021 26.03.2021 13.06.2020 02.04.2020 Александр Сергеевич Пушкин 29.03.2024 28.03.2024 22.03.2024 21.03.2024 21.03.2024 Консервативная классика 03.04.2024 30.03.2024 27.03.2024 21.03.2024 18.03.2024 Последние комментарии 06.04.2024 00:13 05.04.2024 20:56 05.04.2024 20:36 05.04.2024 20:21 05.04.2024 19:54 05.04.2024 18:06 05.04.2024 14:50 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/23/o_...

3) Несторий говорил: «О блаженном Иоанне Крестителе святые ангелы предвозвестили, что младенец исполнен будет Духа Святого от утробы матерней ( Лк.1:15 ). И действительно, блаженный Иоанн родился, имея Духа Святого. Но Елисавету никто не станет называть Духородицею. Точно так же не должно и Деву Марию называть Богородицею» 238 . «Несомненно то, – отвечает св. Кирилл, – что Елисавета родила блаженного Иоанна, помазанного Духом Святым ещё во утробе матерней. Если бы где-либо в боговдохновенном Писании было сказано, что и Дух Святой плоть бысть: ты мог бы говорить, что Елисавету должно называть Духородицею. Но когда сказано только, что рождённый от неё почтён помазанием Духа: зачем же ты хочешь таинство самого воплощения уравнивать с благодатным только причастием даров Духа? Не всё равно сказать: Слово плоть бысть, и: человек помазан от Духа духом пророческим. О Св. Деве написано: се Дева во чреве приимет, а родит Сына: и Рождённый Ею назван Эммануилом, что значит: с нами Бог ( Ис.7:14 ); а о Елисавете написано, что она родит сына, который в духе и силе Илии предъидет пред лицом Господним, уготовати пути Его ( Лк.1:17 ). Посему никак нельзя Елисавету называть Духородицею, так как рождённый ею был Пророк Вышнего: но поистине Св. Дева есть Богородица; потому что Она родила по плоти Бога, соединившегося ипостасно с плотью» 239 . А чтобы показать, сколь недостаточно усвоять Св. Деве, одно имя Христородицы, Кирилл принимает сперва во внимание то, что имя: Христос – помазанник, принадлежит не одному Эммануилу, но и всем получившим помазание от Духа Святого ( Пс.104:15 ; 1Цар.10:10, 16:13 ; 1Пар.16:22 ), даже всем христианам ( 1Ин.2:20–27 ; Деян.10:44–46, 38 ) 240 . Потом рассуждает: «Есть большое различие и неизмеримое расстояние, каким отдаляется наша ограниченность от величия и превосходства над нами Спасителя нашего. Мы рабы, а Он по естеству Господь и Бог, хотя и благоволил быть с нами в подобном нашему состоянии, по домостроительству. Посему-то блажен. Павел назвал Его не только Христом, но ещё и Богом ( Еф.5:5 ). Все прочие наименованы христами потому только, что получили помазание, а истинный Христос и Бог есть только один. Эммануил. И тот, конечно, не погрешил бы, кто захотел бы сказать, что и матери других людей, получавших помазание в утробе матерней, – христородицы: но они далеко не таковы, чтобы назвать их Богородицами. Единая только Пресвятая Дева между всеми представляется и именуется Христородица и вместе Богородица; ибо Она родила не простого человека, подобного вам, но воплотившееся и вочеловечившееся Слово, сущее от Бога. По благодати усыновления называемся, и мы богами, но Единородный Сын есть Бог не по благодати, а по естеству и по истине, хотя и соделался плотью» 241 . Примечание

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А чему удивляться - кпсс у нас нет, а коммунисты есть, мавзолей с трупом на Красной площади, ссср нет - гимн остался, трехцветный флаг тот, что над кремлем развевается - опять обман, это не государственный флаг Российской империи, а торгового императорского флота - для нашего времени очень символично - всё на продажу. И на фоне несовместимых понятий, нехватает только демократического царя - как вишенку на торт. P.S. Вам Михаил советую прочитать рассказ " Дневник " , автор иеромонах Роман Кропотов. (найдёте в интернете, поисковик) Описываемая история, как один из воможных вариантов грядущих событий. С уважением Православный 2017/09/17, 19:42:34 Почему же не отложить решение этого вопроса до лучших времен, когда и закон о защите чувств верующих на людях будет лучше отработан и интернет будет под полным контролем.Тогда Николаю II можно будет приписать самые благостные святости и пускай хоть слово кто-то скажет против. михаил 2017/09/15, 13:31:56 проблема , где взять и как легитимно поставить царя. В Великобритании и Японии почитают живых монархов, как образ идеальной семьи. А в России или опять из-за границы приглашать или делать святых,как натюрморт. Красиво но... михаил 2017/09/15, 01:13:38 Дорогой Валериан! Вы пишете: " суета .Господь все дела управит " . Господь, то управит! А кем являетесь Вы - соработником, воином Христовым или посторонним наблюдателем? Подумайте на досуге. С уважением Православный 2017/09/15, 00:03:46 «Не трогайте помазанников Моих. и пророкам Моим не делайте зла». (Пс.104:15, 1Пар.16:22, 3Цар.19:16) Помазанниками в иудейской традиции называли пророков, царей и первосвященников. Помазание святым елеем было знаком того, что данный человек избран Богом для служения народу или для посредничества между людьми и Богом. «Не прикасайтесь к Помазанным Моим» - заповедано нам Самим Творцом (1 Пар.16: 22). Если кто (клирик ли, мирянин ли) после прославления в лике святых продолжает хулить Царя, то сугубый грех имеет. Нам верным православным христианам дано право отвергать ВСЯКУЮ хулу на Святых Царственных Мучеников - от кого бы она ни исходила: от иерархов ли, священников ли, мирян ли, нехристиан ли. Они идут против Воли Божией. Нам, грешным, остаётся только скорбеть о них. О том будем и молиться, чтобы Господь по милости Своей умудрил тех, кто еще остается хулителем святаго мученика Царя Николая.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=20&iid=2...

3) Несторий говорил: «О блаженном Ин.не Крестителе святые Ангелы предвозвестили, что младенец исполнен будет Духа Святого от утробы матерней ( Лк.1:15 .). И действительно, блаженный Ин.н родился, имея Духа Святого. Но Елисавету никто не станет называть Духородицею. Точно также не должно и Деву Марию называть Богородицею " 81 . «Несомненно то, – отвечает св. Кирилл, что Елисавета родила блаженного Ин.на, помазанного Духом Святым еше во утробе матерней. Если бы где-либо в богодухновенном Писании было сказано, что и Дух Святой плоть бысть, ты мог бы говорить, что Елисавету должно называть Духородицею. Но когда сказано только, что рожденный от нее почтен помазанием Духа: за чем же ты хочешь таинство самого воплощения уравнивать с благодатным только причастием даров Духа? Не все равно сказать: Слово плоть бысть, и человек помазан от Духа духом пророческим. О св. Деве написано: се Дева во чреве приимет, и родит Сына: и Рожденный Ею назван Еммануилом, что значит: с нами Бог ( Ис.7:14 ,); а о Елисавете написано, что она родит сына, который в духе и силе Илии предъидет пред лицем Господним, уготовати пути Его ( Лк.1:17 .). Посему никак нельзя Елисавету называть Духородицею, так как рожденный ею был Пророк Вышнего, но по истине Св. Дева есть Богородица; потому что Она родила но плоти Бога, соединившегося ипостасно с плотию» 82 . А чтобы показать, сколь недостаточно усвоить Св. Деве одно имя Христородицы, Кирилл принимает сперва во внимание то, что имя Христос – помазанник, принадлежать не одному Еммануилу, но и всем получившим помазание от Духа Святого ( Пс.104:15 ; 1Цар. 10: 10, 16, 13; 1Пар.16:22 .), даже всем христианам (1Ин..2:20–27; Деян.10:44–46 и 38.) 83 . Потом разсуждает: «Есть большое различие и неизмеримое расстояние, каким отделяется наша ограниченность от величия и превосходства над нами Спасителя нашего. Мы рабы, а Он по естеству Господь и Бог, хотя и благоволил быть с нами в подобном нашему состоянии, по домостроительству. Посему-то блажен. Павел назвал Его не только Христом, но еще и Богом ( Еф.5:5 .). Все прочие наименованы христами потому только, что получили помазание, а истинный Христос и Бог есть только один Еммануил. И тот, конечно, не погрешил бы, кто захотел бы сказать, что и матери других людей, получавших помазание во утробе матерней, – христородицы, но они далеко не таковы, чтобы назвать их Богородицами. Единая только Пресвятая Дева между всеми представляется и именуется Христородица и вместе Богородица; ибо Она родила не простого человека, подобного нам, но воплотившееся и вочеловечевшееся Слово, сущее от Отца. По благодати усыновления называемся и мы богами, но Единородный Сын есть Бог не по благодати, а по естеству и по истине, хотя и соделался плотию 84 . Примечание

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

валериан 2016/12/14, 16:10:52 Господи, прости нас грешных, Оторопь берет от всего, что происходит, видимо нам,как последним разбойникам, успеть бы перекрестить лоб.Буду читать о старце Тихоне (Голенкове), Честно скажу, вошла на сайт ваш ослабленная, обессиленная,,, А тут, почитав такие новости, слезы обратно спрятались в глаза, не время падать на дороге, поднимайся и молись,,, Стыдно стало, что падаю от слабости, это еще не удар, это только в моей жизни дробь и мелочь,,, Господи, помоги русским на святой горе Афон, Людмила С. 2016/12/14, 14:27:25 «Не трогайте помазанников Моих. и пророкам Моим не делайте зла». (Пс.104:15, 1Пар.16:22, 3Цар.19:16) Помазанниками в иудейской традиции называли пророков, царей и первосвященников. Помазание святым елеем было знаком того, что данный человек избран Богом для служения народу или для посредничества между людьми и Богом. «Не прикасайтесь к Помазанным Моим» - заповедано нам Самим Творцом (1 Пар.16: 22). Если кто (клирик ли, мирянин ли) после прославления в лике святых продолжает хулить Царя, то сугубый грех имеет. Нам верным православным христианам дано право отвергать ВСЯКУЮ хулу на Святых Царственных Мучеников - от кого бы она ни исходила: от иерархов ли, священников ли, мирян ли, нехристиан ли. Они идут против Воли Божией. Нам, грешным, остаётся только скорбеть о них. О том будем и молиться, чтобы Господь по милости Своей умудрил тех, кто еще остается хулителем святаго мученика Царя Николая. Николай П.Т. 2016/12/14, 13:37:28 /Похоже, от людей ожидать уже нечего/ Да, человек неверующий, Он без сердца и без головы, Но вера - тайна тайн - творит непостижимо. О, Господи Иисусе Сыне Божий, Молитвы всех отцов святых не могут быть напрасны, Спаси нас. Нас спаси Твоими, весть, судьбами. Аминь. 2016/12/14, 04:12:50 !ВСИ СВЯТИИ МОЛИТЕ БОГА О НАС ГРЕШНЫХ+ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ СЫНЕ БОЖИЙ БОГОРОДИЦЕЮ ПОМИЛУЙ НАС ГРЕШНЫХ+ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ СПАСИ НАС+СПАСИ БОЖЕ ЛЮДИ И ТВАРИ ТВОЯ И ТВОЕ ДОСТОЯНИЕ+АМИПь!(: +Ahдpeй(voжdь) 2016/12/13, 23:33:12 Во время имяславских споров вся полнота власти была в руках Царя, поэтому какие бы ни были церковные разделения и позиции, всю полноту ответственности несет лишь он один, император.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=6&iid=2462

Вот некоторые из них: Сущий (Ягве, Исх.3:14 ), Чудный ( Дан.9:4 ), Славный ( Пс.75:5 ), Дух ( Быт.1:2 ), Вечный (Элиолам; Быт.21:33 ), Живой ( Втор.5:26 ), Бог богов ( Втор.10:17 ), Святой ( Нав.24:19 ), Единый ( Втор.6:4 ), Царь славы ( Пс.23:7 ), Великолепный ( 1Пар.29:11 ), Открывающий тайны ( Дан.2:28,29 ), Всевидящий (Эль-Рои, Быт.16:13 ), Путеводитель ( Иер.3:4 ), Бог ведения ( 1Цар.2:3 ), Солнце ( Пс.83:12 ), Свет ( Пс.26:1 ), Верный ( Втор.7:9 ), Бог Истины ( Пс.30:6 ), Истинный ( Пс.85:15 ), Благой ( Пс.144:9 ), Милосердный ( Неем.9:17 ), Хранящий завет и милость ( Дан.9:4 ), Долготерпеливый, Щедрый ( Пс.102:8 ), Мир ( Суд.6:24 ), Отец ( Пс.88:27 ), Господь (Адонаи; Быт.15:2 ), Творец ( Пс.94:6 ), Бог всей земли ( Ис.54:5 ), Царь ( Пс.43:5 ), Владыка владык ( Втор.10:17 ), Бог неба и земли ( Быт.24:3 ), Бог духов всякой плоти ( Числ.16:22 ) Эль, Элогим 42 , Эль-Шаддай (Всемогущий, Быт.17:1 ), Господь Саваоф (небесных воинств; обыкновенно у пророков; например, Ис.54:5 ), Мужество ( Ис.28:6 ), Муж брани ( Исх.15:3 ), Сила ( Пс.104:4 ), Сильный ( Пс.23:8 ), Твердыня ( Пс.88:27 ), Великий, Страшный ( Втор.7:21 ), Огонь поядающий ( Втор.9:3 ), Крепкий ( Пс.23:8 ), Бог Небесный ( Дан.2:37 ), Восседающий на херувимах ( Пс.79:2 ), Всевышний (Эль-Элион; Быт.14:18 ), Пастырь ( Пс.79:2 ), Бодрствующий ( Дан.4:10 ), Праведный ( Пс.7:10 ), Судья ( Иер.11:20 ), Бог воздаяний ( Иер.51:56 ), Каратель ( Иез.7:9 ), Страшный в правосудии ( Пс.64:6 ), Свидетель ( Мих.1:2 ), Ревнитель ( Исх.34:14 ), Спаситель ( Ис.43:11 ), Спасение ( Пс.26:1 ), Помощник ( Пс.53:6 ), Упование ( Пс.64:6 ), Заступник ( Иов.16:19 ), Крепость ( 2Цар.22:2 ), Искупитель ( Ис.41:14 ), Оправдание наше ( Иер.23:6 ), Стена ( Зах.2:5 ), Щит ( Пс.83:12 ), Скала, Рог спасения, Прибежище, Ограждение ( 2Цар.22:3 ), Защитник ( Пс.36:39 ), Избавитель ( Пс.17:3 ), Страж ( Иов.7:20 ), Господь Бог Израилев ( Руф.2:12 ), Бог Авраама, Исаака и Иакова ( Исх.3:6 ), Бог отцев ( Втор.1:21 ), Святый Израилев ( Ис.47:4 ), Меч славы Израиля ( Втор.33:29 ), Супруг ( Ис.54:5 ), Друг ( Ис.41:8 ), Виноградарь ( Иер.12:10 ), Венец ( Ис.28:5 ) 43 … Какое богатство даже в простом перечне имен Божиих! Но что познаем мы в них? Самую сущность Божию или только проявления Бога в мире? Во всяком случае, надо отклонить такое представление о ветхозаветных именах Божиих, которое видело бы в них не отношение Бога к миру и человеку, а только отношение человека к Богу

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

Насколько можно судить по содержанию и характеру изложенной в данных стихах песни, она не представляет одного цельного произведения. Между стихами 22 и 23, 34 и 35 нет почти никакой связи. Подобное явление объясняется тем, что данная песнь составлена из отрывков трех псалмов. Именно в стихах 8–22 она буквально сходна с ( Пс.104:1–15 ), в стихах 23–33 – с ( Пс.95:1–12 ) и в стихах 34–36 – ( Пс.105:1,47–48 ). 1Пар.16:8 .  славьте Господа, провозглашайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; 1Пар.16:9 .  пойте Ему, бряцайте Ему; поведайте о всех чудесах Его; 1Пар.16:10 .  хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа; 1Пар.16:11 .  взыщите Господа и силы Его, ищите непрестанно лица Его; 1Пар.16:12 .  поминайте чудеса, которые Он сотворил, знамения Его и суды уст Его, 1Пар.16:13 .  вы, семя Израилево, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его! 1Пар.16:14 .  Он Господь Бог наш; суды Его по всей земле. 1Пар.16:15 .  Помните вечно завет Его, слово, которое Он заповедал в тысячу родов, 1Пар.16:16 .  то, что завещал Аврааму, и в чем клялся Исааку, 1Пар.16:17 .  и что поставил Иакову в закон и Израилю в завет вечный, 1Пар.16:18 .  говоря: «тебе дам Я землю Ханаанскую, в наследственный удел вам». 1Пар.16:19 .  Они были тогда малочисленны и ничтожны, и пришельцы в ней, 1Пар.16:20 .  и переходили от народа к народу и из одного царства к другому народу; 1Пар.16:21 .  но Он никому не позволил обижать их, и обличал за них царей: 1Пар.16:22 .  «Не прикасайтеся к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла». Прославление Бога путем возвещения Его дел – чудес должно исходить из мысли о том, что народ израильский, потомок Иакова, – Его избранный народ, и в его истории сказалось участие Провидения. Народу израильскому в лице его предков-патриархов было обещано владение землей обетованной, и потому Господь охранял малочисленную патриархальную семью, из которой должен был образоваться этот будущий обладатель Ханаана, от различных опасностей, угрожающих его существованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

При передаче царства Соломону престарелый Давид провел еще одну литургическую реформу, значительно расширив штат музыкантов. Из 38 тысяч левитов он выделил 20 тысяч на служение Богу: в числе последних были четыре тысячи прославляющих Господа на музыкальных орудиях, которые он сделал для прославления ( 1Пар. 23:5 ). Затем Давид отделил сыновей Асафа, Емана и Идифуна, чтобы они провещавали на цитрах, псалтирях и кимвалах… Все они под руководством отца своего пели в доме Господнем с кимвалами, псалтирями и цитрами… И было число их с братьями их, обученными петь пред Господом, всех, знающих сие дело, двести восемьдесят восемь ( 1Пар. 25:1, 6–7 ). Царь Давид вошел в историю как создатель псалмов – молитв, предназначенных для пения хором. Уже в первом своем псалме, составленном по случаю перенесения Ковчега Завета в Иерусалим, Давид восклицает: Славьте Господа, провозглашайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; пойте Ему, бряцайте Ему ( 1Пар. 16:8–9 ; Пс.104:1–2 ). Пение и бряцание, то есть вокальная музыка (хоровая или сольная) и игра на музыкальных инструментах, стали основными формообразующими элементами псалмов как главного литургического жанра в Древнем Израиле. К этим элементам могли иногда добавляться танцы ( 2Цар.6:16 ) и рукоплескание ( Пс.46:2 ). О том, как совершалось богослужение в эпоху царя Соломона, можно судить по описанию освящения первого Иерусалимского храма: Когда священники вышли из святилища… и левиты певцы – все они… одетые в виссон, с кимвалами и с псалтирями и цитрами стояли на восточной стороне жертвенника, и с ними сто двадцать священников, трубивших трубами, и были, как один, трубящие, и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его 94 : тогда дом, дом Господень, наполнило облако, и не могли священники стоять на служении по причине облака, потому что слава Господня наполнила дом Божий ( 2Пар. 5:11–14 ). В те эпохи, когда храм приходил в упадок, богослужение становилось более скромным или вообще прекращалось. Когда же храм восстанавливали, как было в эпоху строительства второго храма, то и богослужению возвращалось прежнее великолепие. Богослужение эпохи второго храма отличалось не меньшей грандиозностью, чем во времена Давида и Соломона. В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, описывается торжественное жертвоприношение во времена первосвященника Симона II (ок. 230–195 до Р. Х.):

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010