В масоретской транскрипции слова еврейской надписи читаются так: « », что значит в русском переводе: «граница Гезера». Вся надпись в русском переводе гласит: «граница Гезера, Алкия». Если греческое слово «ΑΛΚΙΟΥ» понимать как genetivus temporis или absolutus, с опущенным причастием глагола (γουμνου или ρχοντο), то слова надписи будут иметь значение: «Граница Гезера, во время или в управление Алкия». Под Гезером, как в надписях раньше открытых Клермоном Ганно, так и в настоящей, разумеется древний город Гезер, находившийся на юго-западной границе колена Ефремова (I. Н. 16:3, 10; Суд. 1:29 ), по своему положению на границе между Иудеей и Филистимской землей, на пути по морскому побережью в Египет, имевший очень большое политическое значение, а потому довольно часто упоминаемый в Священном Писании и памятниках Египта 2 . О нем упоминается в надписи на колонне фараона Менефты, относимой к 1230 г. до Р. Хр., а также в клинообразных таблицах, открытых в Тель-эль-Амарна и заключающих в себе переписку фараонов Аменофиса 3-го и Аменофиса 4-го с царями Сирии и Палестины, приблизительно из того времени, когда евреи завоевали Палестину. В Священном Писании упоминание о Гезере проходит через всю историю еврейского народа, начиная со времени Иисуса Навина и оканчивая временем маккавейских войн. В древности этот город принадлежал хананеям, которые оставались в нем и после завоевания его Иисусом Навином ( Нав.10:33; 12:12, 16:10 ; Суд.1:29 ). При Соломоне египетский царь овладел на некоторое время Гезером, но потом возвратил его Соломону, ввиду приданого за своею дочерью ( 3Цар. 9:16 ). Соломон вновь обстроил Гезер (ib. 17 3 ). Во время маккавейских войн Гезер упоминается довольно часто, как важный в стратегическом отношении пункт, под именем Γαζηρα ( 1Мак.7:45 ), Γαζηρων ( 1Мак.4:15 в слав.: Γζαρα ( 1Мак.15:28, 35; 16:19, 21 ; 2Мак. 10:32 ). Во время военных действий Иуды Маккавейского против Горгия и Никанора, последние имели свой военный базис, по-видимому, в Гезере (Газер) (ср. 1Мак. 4:15; 7:45 ). Вакхид, овладевший Иерусалимом, прежде всего, укрепил Газару ( 1Мак. 9:52 ). Симон Маккавей, отвоевавший независимость Иудеи у сирийцев и овладевший между прочим Иопией (Яффой) и Газарой, на требование Антиоха возвратить ему эти города, ответил такими словами: «Что касается Иопии и Газары, которых ты требуешь, то они сами причинили много зла народу в стране нашей» ( 1Мак.15:35 ). Из этих слов ясно видно весьма важное значение Гезера (Газера), как главного стратегического пункта, во время маккавейских войн. Такое значение Гезер, по-видимому, сохранял и в последующей истории. Упоминаемая в истории крестоносцев гора Гизар, где была одержана ими победа над Саладином, как доказал это Клермон Ганно, была местом древнего Гезера 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Они начинались c первого появления серпа молодой луны и были, так называемыми, синодическими месяцами в 29-ть или 30-ть дней. 570 Отдельные месяцы в древнейшие времена только считались: первый, вторый, третий и т. д.; только некоторые имели при этом и наименования собственные; так первый месяц назывался месяцем жатвы (chodesch abib Исх.13:4; 23:15; Втор.16:1 ), второй – месяцем цветов (chodesch Ζiv 3Цар.6:1,37 ), седьмой – месяцем текущих ручьев (jorah haetanim 3Цар.8:2 ) и, наконец, восьмой назывался месяцем дождей (jerach bul 3Цар.6:38 ). В сочинениях, написанных после плена, иногда удерживается древнее обыкновение называть месяцы численными именами ( Агг.1:1,15; 2:1,10 ; Зах.1:1; 8:19 ; Дан.10:4 ; 1Ездр.3:1,6,8; 6:19; 7:8,9; 8:31; 10:9,16 ), но иногда месяцам усвояются новые собственные названия, которые в некоторых местах (наприм. Зах.1:7; 7:1 ; Эсф.2:16; 3:7,13; 8:9 и др.) встречаются вместе с названиями численными, в других же – без оных (наприм. Неем.1:1; 2:1; 6:15 ). – Новые названия месяцев, в которых нельзя не видеть следов халдейского происхождения, 571 суть следующие: 1. Нисан (nisan Неем.2:1 ; Эсф.3:7) – первый месяц, на который падала Пасха; 2. Ийяр (Jjar. Targ. 2Пар.30:2 ); 3. Сиван ( Эсф.8:9 Σειυλ Вар.1:8 ); 4. Таммуз (thammuz); 5. Аб (ab); 6. Элул (elul Неем.6:15 . ’Ελλ 1Мак.14:27 ); 7. Tucpù (thischri), в который праздновались день очищения и праздник кущей; 8. Мархесван (marcheschvan, Μαρσουν или Μαρσουνη Ioseph. Ant. I, 3, 3); 9. Хислев (kislev Неем.1:1 ; Зах.7:1 . Χασελε 1Мак.1:54 ); 10. Тебет (tebeth Эсф.2:16); 11. Шебат (schbat Зах.1:7 . Σαβτ 1Мак.16:14 ); 12. Адар (adar Эсф.3:7; 8:12; 2Мак.15:36 ). К этим двенадцати месяцам прибавлялся от времени до времени 13-й месяц, называвшийся Веадар (veadar или еще adar schnej). 572 Год израильтян был лунный в 354 дня, 8 час. 48 мин. и 38 сек. и состоял из 12-ти месяцев; но время от времени, как мы уже сказали, год пополнялся еще тринадцатым добавочным месяцем. Делалось это для того, чтобы уравнять лунный год с солнечным.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   К изложенным доводам нужно еще присоединить следующие соображения. В Маккавейскую эпоху знакомство с псалмами было общераспространенно, их воспевали не только за богослужением, но и по другим радостным и горестным обстоятельствам (1Мак.4­­ Пс.105:1; 117:1; 13­­ 102:10, 14; 13:51; 2Мак.2и др.). Во 2-й Маккавейской книге (2:13) замечено, что еще Неемия собрал в особую «библиотеку» книги царей, пророков и Давида. Под последними книгами естественно разуметь Псалтирь, называвшуюся именем Давида, вероятно, и ранее новозаветных писателей (ср. Евр.4:7). Стало быть, в Маккавейскую эпоху псалмы считались очень древним писанием. — А главное, ни в одном из канонических псалмов нет ясного указания ни на одно из лиц и имен Маккавейской эпохи, хотя бы например Антиоха Епифана, или Маккавеев, или сирийцев, или римлян, или Александрию — ничего подобного нет нигде. В числе политических врагов иудеев в псалмах упоминаются египтяне, моавитяне, аммонитяне, идумеи, агаряне, тиряне (43:14; 82:7—9), ассирийцы, вавилоняне (86:4; 136:3). Даже персов нет, а тем более греков, сирийцев и римлян… Из чего же можно заключать о Маккавейской эпохе? Разве видеть псевдонимы, но это почва очень скользкая, — тогда с таким же правом и русских можно видеть… Далее, если видеть в псалмах Маккавейскую эпоху и ее «нечестивых и праведных» людей, то почему ни в одном из псалмов не говорится о склонности нечестивых к исполнению языческих обычаев, увлечении языческой культурой, театром, гимнастикой и т. п. специальными пороками этого времени (ср. 1Мак.1:11—15; 2Мак.4:12—15; 11:24)? Однако ничего подобного в псалмах не говорится и за склонность к язычеству псалмопевцы совершенно не порицают «нечестивых» своих современников. О языческих богах они лишь однажды говорят (Пс.113:12—16), причем, несомненно, разумеют в числе почитателей их лишь язычников (10 ст.), а не иудеев. В этом отношении пророки произносили более строгие приговоры (ср. Ис.2:8, 18; 17:8; Ос.8:4—6; 14:9; Иер.2:6—7:27; 5:7… и мн. др.), однако же к Маккавейской эпохе их речи не относят. О гонениях и мучениях за веру эпохи Маккавеев (напр., 2 Мак. 6—7 глл.) ничего в псалмах не говорится. При описании многочисленных войн в Маккавейских книгах постоянно упоминаются слоны (1Мак.3:34; 6:34—37:46; 2Мак.13:2, 15; 14:12; 15:20). В псалмах лишь кони и колесницы (Пс.19:7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Что же касается начального пункта, то он не поддается точному определению. Открытая борьба Антиоха Епифана с ветхозаветной церковью началась с 143 г., когда он после поражения Египта двинулся на Иерусалим, вошел в святилище и ограбил его ( 1Мак.1:20–23 ); но боговраждебная деятельность вообще сказалась несколько ранее. В частности, в 142 г. с его согласия первосвященник Ония был лишен должности стараниями нечестивого Иасона. В свою очередь и этот последний был устранен неким Менелаем, кравшим и продававшим сосуды храма ( 2Мак.4:32 ). В виду этого весь период боговраждебной деятельности Антиоха Епифана в определяют временем от 148 до 142 г., в каковой промежуток вмещаются 2 300 суток, равняющиеся 6 годам и 3 или 4 месяцам с несколькими днями. Кроме указанного понимания и исчисления «2 300 вечеров и утр», существует еще и другое. Пророческое откровение имеет, говорят, главным предметом вопрос о жертвах. А так как они приносились по закону Моисееву утром и вечером, то и выражение вечер – утро указывает на то, что у пророка Даниила имеются в виду утренние и вечерние жертвы, – временные пункты их совершения. Сообразно с этим вечер и утро должны быть исчисляемы отдельно, и число 2 300 вечеров-утр должно быть определяемо в 1 150 суток, или полных дней. Но подобное исчисление прежде всего противно библейскому словоупотреблению. В тех случаях, когда еврей хочет отдельно обозначить составные части суток – день и ночь, там он ведет каждой части отдельный счет; он говорит: 40 дней и 40 ночей ( Быт.7:4, 12 ; 3Цар.19:8 ), три дня и 3 ночи ( Ин.2:1 ; Мф.12:40 ). Во-вторых, принимая во внимание хронологические даты деятельности Антиоха Епифана по Маккавейским книгам, в ней нельзя найти такого периода времени, к которому было бы возможно приурочить 1 150 дней. Так, начальным пунктом поругания святилища считают (Делич) или 15 день Хаслева, – время поставления идольского алтаря в храме ( 1Мак 1.54 ), или время прибытия в Иудею начальника податей Аполлония и взятия их Иерусалима в том же 145 г. (Блек. 1Мак.1:29 и д. 2Мак.5:24 ). Но в первом случае до конца боговраждебной деятельности Антиоха, – 25 дня месяца Хаслева 148 г. ( 1Мак.4:52 ), прошло только 3 г. и 10 дней, или 1 090–1 105, а не 1 150 дней. Во втором случае без всякого основания, а лишь в видах приобретения нужного числа относят время прибытия Аполлония к первому месяцу 145 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

К изложенным доводам нужно еще присоединить следующие соображения. В Маккавейскую эпоху знакомство с псалмами было общераспространенно, их воспевали не только за богослужением, но и по другим радостным и горестным обстоятельствам ( 1Мак.4:24 = Пс.105:1;117:1;13:46 =102:10,14;13:51; 2Мак.2:13 и др.). Во 2 Маккавейской книге (2:13) замечено, что еще Неемия собрал в особую «библиотеку» книги Царей, пророков и Давида. Под последними книгами естественно разуметь Псалтирь, называвшуюся именем Давида, вероятно, и ранее новозаветных писателей (ср. Евр.4:7 ). Стало быть, в Макавейскую эпоху псалмы считались очень древним писанием. А главное, ни в одном из канонических псалмов нет ясного указания ни на одно из лиц и имен Маккавейской эпохи, хотя бы, например, Антиоха Епифана, или Маккавеев, или Сирийцев, или Римлян, или Александрию – ничего подобного нет нигде. В числе политических врагов Иудеев в псалмах упоминаются Египтяне, Моавитяне, Аммонитяне, Идумеи, Агаряне, Тиряне (43:14;82:7–9), Ассирийцы, Вавилоняне (86:4;136:3). Даже Персов нет, а тем более Греков, Сирийцев, и Римлян… Из чего же можно заключать о Маккавейской эпохе? Разве видеть псевдонимы, но это почва очень скользкая, тогда с таким же правом и русских можно видеть… 218 . Далее, если видеть в псалмах Маккавейскую эпоху и ее «нечестивых и праведных» людей, то почему ни в одном из псалмов не говорится о склонности нечестивых к исполнению языческих обычаев, увлечении языческой культурой, театром, гимнастикой и т.п. специальными пороками этого времени (ср. 1Мак.1:11–15 ; 2Мак.4:12–15;11:24 ). Однако, ничего подобного в псалмах не говорится и за склонность к язычеству псалмопевцы совершенно не порицают «нечестивых» своих современников. О языческих богах они лишь говорят ( Пс.113:12–16 ), причем, несомненно, разумеют в числе почитателей их лишь язычников (10ст.), а не Иудеев. В этом отношении пророки произносили более строгие приговоры (ср. Ис.2:8,18;17:8 ; Ос.8:4–6;14:9 ; Иер.2:27,6–7;5:7 … и мн. др.), однако же к Маккавейской эпохе их речи не относят. О гонениях и мучениях за веру эпохи Маккавеев (напр. 2Мак.6 –7гл.) ничего в псалмах не говорится. При описании многочисленных войн в Маккавейских книгах постоянно упоминаются слоны ( 1Мак.3:34;6:34–37,46 ; 2Мак.13:2,15;14:12;15:20 ). В псалмах лишь кони и колесницы ( Пс.19:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Хлеб предложения, стол для хлебов предложения Хлеб предложения, стол для хлебов предложения (досл. «хлеб перед лицом»). I. Х.П. – это 12 хлебов, улож. в два ряда, по 6 в ряд, на особом столе в святилище вместе с ливаном (ладаном) ( Лев. 24:6 ). Число 12 соответствовало 12 коленам Израиля. Х.П. пекли левиты. Каждую субботу хлебы от предыдущего приношения заменяли свежими, а прежние ели священники в святилище ( Исх. 25:30 ; Лев. 24:5.9 ). Согл. 1Пар. 9:32 , левиты из рода ⇒ Каафа должны были надзирать за Х.П. и отвечать за их изготовление (см. 1Пар. 23:29 ; 2Пар. 13:11 ). Священник из Номвы отдал Х.П. Давиду, когда тот спасался бегством от Саула ( 1Цар. 21:4 ). Об этом Иисус напомнил фарисеям, когда порицал их закоснелое законничество ( Мф. 12:1–4 ). II. 1) стол для Х.П. стоял в ⇒ скинии , на сев. стороне, в помещении, называемом Святое, напротив светильника ( Исх. 40:22 ). Он был дл. в 2 локтя, шир. в 1 локоть и выс. в 1,5 локтя. Стол был изготовлен из дерева ⇒ ситтим и покрыт пластинами из чистого золота. Его край был обнесен золотым венцом. Стол окружали стенки шириной в ладонь, предположит. на середине высоты или внизу, вокруг ножек стола. В углах стола, у ножек, были укреплены золотые кольца, через которые продевались позолоч. шесты из дерева ситтим. Когда стол несли, его держали за эти шесты ( Исх. 25:23–30 ). Во время ⇒ странствования в пустыне левиты должны были нести стол Х.П., соблюдая точные предписания ( Числ. 4:7 ); 2) в то время как в 3Цар. 7:48 ; 2Пар. 29говорится только об одном столе для Х.П., в 1Пар. 28:16 ; 2Пар. 4:19 , где речь идет о ⇒ храме Соломона, упоминается несколько таких столов, очевидно десять ( 2Пар. 4:8 ), в соотв. с десятью светильниками ( 2Пар. 4:7 ). Но, видимо, лишь один из них служил для Х.П. Во втором храме стол для Х.П. был изготовлен заново во время восстания Маккавеев ( 1Мак. 4:49 ), после того как первый стол исчез при разграблении, учин. Антиохом Эпифаном ( 1Мак. 1:23 ). Стол Х.П. из Иродова храма был привезен Титом в Рим, его изображение поместили на триумф. арке Тита; 3) к принадлежностям стола для Х.П. относились след. предметы: ⇒ блюда, на которых, видимо, подавали хлебы, кадильницы (⇒ Сковорода) для воскурения ⇒ ливана, винные чаши и кружки для совершения жертвы возлияния ( Исх. 25:29 ; Числ. 4:7 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

. Если «цари» здесь, как полагают, означают «царства», то под первым царством, подчиненным Антиохом IV, надо разуметь птолемеевский Египет (1Мак 1:16-19), вторым – Армению (Полибий. Всеобщая история, 21.34), третьим – Иудею (Дан 8:9; 11:22; 1Мак 1:20). Вспомним, однако, в 7:8 говорится, что «небольшой рог» исторг «три из прежних рогов», то есть из числа десяти. Это затрудняет отождествление трёх рогов с царствами, подчиненными Антиохом IV. Впечатление такое, что речь идет о «десяти царях» – Селевкидах, предшественниках Антиоха IV, трёх из которых он будто бы уничтожил (!?). Удовлетворительное решение этой загадки ещё не найдено. . Имеются в виду эдикты Антиоха IV в 167 г., направленные против иудаизма Мак 1:41-42; Иосиф Флавий. Древности, XII 5.4). . Т.е. три с половиной года: 167-164 гг. до н. э., что составляет вторую половину седмины, указанной в 9:27. См. также 12:7. . Читай: «небесные судьи», так же как и в 7:10. . РСП: «… Которого (=Всевышнего) царство – царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему (=Всевышнему)». . Отсюда оригинальный текст вновь следует на древнееврейском языке (иврите). . Упоминание о Валтасаре здесь – анахронизм. В правление Валтасара область Элам (Сузиана) не находилась в составе Вавилонии, и, по-видимому, подчинялась Мидии. См. Юсифов, 1968. С 88. . У греков и римлян: Евлей (Плиний Старший. Естественная история, 6.27), современный Карун. . В кумранских отрывках Книги Даниила: «большой овен» (4QDana; 4QDanb). . Ср. Быт 31:11-13. . См. далее: 8:20. В Мидо-Персидской державе сначала мидяне, а затем персы (с 550 г. до и. э.) держали главенство. . См. 8:21. Ср. Авв 1:6. . Поединки между зверями давно уже служили образами войн и сражений. Так, Плутарх рассказывает о небесном видении: бое двух огромных козлов, предвещавшем столкновение армии Суллы с войсками марианцев во время Гражданской войны в Риме 83-82 гг. до н. э. (Сулла, 27). . См. 8:22. . Антиох IV Эпифан, так же как и в 7:8, 24-25. . Имеются в виду походы Антиоха IV в Египет (170 и 168 гг.), в Армению (165 г.) и в Палестину, «прекрасную [страну]» (169 г.). Ср. 11:16, 41.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

1 . Аммонитяне. Они происходили от Бен-Амми, или Аммона, сына Лотова ( Быт.19:38 ), и жили в Перее, за Иавоком. Они были постоянными врагами Израильтян ( Суд.3:13, 11 и 12; 1Цар.11 ; 4Цар.24:2 ; Соф.2:8 ; Неем.4:7 ; 1Мак.5:6 ). 2 . Моавитяне. Они происходили от Моава, сына Лотова ( Быт.19:37 ), и жили на востоке Иордана и Мертвого моря. Подобно Аммонитянам, они постоянно враждовали против Израильтян. Давид покорил их ( 2Цар.8:2 ), и они платили дань ему и его преемнику. После отделения 10 колен, они состояли под властью царей Израильских. Столицею Моавитян был Равваф-Моав. 3 . Идумеяне. Они происходили от Исава, прозванного Эдомом ( Быт.25:25, 30 ). Сначала они утвердились на горах Сеир, которые простираются на юго-востоке Мертвого моря до Еланитского залива; позже они распространились на северо-восток до границ Моава. Идумеяне были покорены Давидом, но очень неохотно сносили иго Иуды и часто восставали. Когда Навуходоносор осадил Иерусалим, они подстрекали Халдеев к разрушению этого города. Во время изгнания Иудеев, они захватили южную часть Палестины и даже заняли Хеврон, откуда были изгнаны только во времена Маккавеев ( 1Мак.5:65 ). Иоанн Гиркан покорил их окончательно, принудив обрезаться и исполнять все обряды закона Моисеева; с тех пор они составили с Иудеями один народ. 4 . Амаликитяне. Они происходили от Амалика, сипа Елифаза, первенца Исавова ( Быт.36:12–16 ), и жили в Каменистой Аравии между Чермным морем и Мертвым морем, то в одной области, то в другой. Как только Израильтяне перешли Чермное море, Амаликитяне напали на них и убили тех, которые от усталости отстали назади. Они были разбиты Иисусом Навином в пустыне Рефидим ( Втор.25:17 ; Исх.17:8–14 ). Во времена Судей они неоднократно нападали на Евреев в союзе с другими народами ( Суд.3:13; 6:3 ). Саул, истребивши Амаликитян, пощадил царя их Агага ( 1Цар.15 ). Позже в Библии о них только упоминается ( 2Цар.8:12 ; 1Пар.4:43 ). 5 . Мадианитяне. Они происходили от Мадиана, четвертого сына Авраамова от Хеттуры ( Быт.25:1–4 ). Уже во времена Иакова это племя производило караванную торговлю между Азией и Египтом ( Быт.37:28, 36 ). Главное местопребывание Мадианитян было при Еланитском заливе Чермного моря, по восточной стороне. Из главы 2-й и 3-й книги Исход должно заключить, что часть этого племени обитала некоторое время и на западной стороне Еланитского залива. Мадианитяне были истреблены Гедеоном ( Суд.6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Книга Царств и Исаия говорят о народах, которые перед ассириянами сделались малосильными, трепетали и оставались в стыде ( 4Цар.19:26 ; Ис.37:27 ) 61 . И Книга Маккавеев говорит о нападении врагов на Израиля. «Вострепетала земля за обитающих на ней и весь дом Иакова облекся стыдом» ( 1Мак.1:28 ). Иеремия говорит о наказании страхом и ужасом, стыдом и посрамлением ( Иер.15:8–9 ) 62 . И молится он о наказании гонителей стыдом и страхом ( Иер.17:18 ). И псалмопевец молится о наказании стыдом и смятением ( Пс.6:11 ). И Иуда Маккавей молится: «Предай войско [сие] в руки народа Твоего Израиля, и да будут они постыжены в силе и коннице их. Наведи на них страх и сокруши дерзость силы их» ( 1Мак.4:31–32 ). Иеремия говорит о наказании стыдом и страхом мудрецов, которые должны быть особенно свободны от этих чувств ( Иер.8:9 ). И о них же говорит Премудрый, что хвастовство мудростию подверглось посмеянию, ибо обещавшие отгнать от страдающей души ужасы и страхи сами страдали позорною боязливостью ( Прем.17:7–8 ). Исаия говорит, что от гибели Тира устыдился Сидон, лишившийся выгоды от торговли с ним, и устрашился Египет ( Ис.23:4–5 ). И псалмопевец говорит о наказании своем поношением от врагов ( Пс.30:12 ). Иеремия (18:16; 19:8; 25:18; 29:18; 42:18; 44:12; 48:39; 49:13; 51:37) 63 и Иезекииль (5:14–15; 7:18) 64 говорят о таком же наказании посмеяния и ужаса [Израиля и] других народов. И наказываются ужасом те, кто предавали посмеянию невинных ( Прем.5:2–3 ) 65 . Самая неизвестность будущего и без наказания ведет к страху и посрамлению. Так сообщение Елисея Азаилу о его будущности довело его до смущения (рус.) и посрамления (слав.) ( 4Цар. 8:11 ). После страха и стыда наказания слышим о покаянном стыде и страхе. А страх и стыд первых людей еще до наказания был страхом стыда, т. е. основанием покаяния после наказания их Богом. Нагота не вызывает страха и стыда у дитяти. И нагота вместе с детством служит образом невинности или состояния до совершения или познания греха и не вызывает страха и стыда. А стыд и страх наготы вместе с утратой детства обнаруживают знание и совершение греха ( Быт.2:25 ). Падение открывает нам действительный страх пред грехом ( Быт.3:10 ), вместе со стыдом греха пред Богом. Очевидно, страх и стыд были вложены в природу человека. Этот страх до греха имел предметом отпадение от заповеди ( Быт.2:17 ), а стыд с падением во грех дал человеку познание отпадения от славы Божией, отпечатлевавшейся не только в душе, а и в спокойствии чувств тела до греха. И нагота, как чувство лишения этого спокойствия, и обнаружила человеку природу греха постыдную и страшную.

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

в) Так смотрели на это откровение и древние учители церковные. Из них с особенной подробностью раскрыли его в этом смысле св. Кирилл Александрийский и блаж. Иероним в своих толкованиях. 2 На основании ли этого упоминания, т. е. следовательно по догадке же, или, может быть, и по преданию, высказывается такое же мнение о происхождении Аввакума и в надписи греческого апокрифа о Виле и драконе, сохранившейся в одном кодексе его из тетрапл оригеновых: κ προφητεας μβακομ υο ησο κ τς φυλς Λευ. Подробно и решительно защищ. это мнение Delitzsch (Der Proph. Habakuk Leipz. 1843. S, 111. 201–205). Ewald (Geschichte des Volkes Israel 2 Ausg. Götting. 1853. 3, 171) также принимает «священническое звание» Аввакума, хотя не приводит основания. Странно только, почему в надписи самой книги пророч. ( Авв.1:1 ), ясно желающей различить писателя, через обозначение его звания, и сделанной, по всей вероятности, самим пророком, как и подпись книги (иначе указан был бы его век или современный ему царь), не сочтено справедливым обозначить и его столь важное происхождение (из колена Левиина) или его отношение к храму, как обозначено то и другое по отношению к Иеремии ( Иер.1:1 ) или Иезекиилю ( Иез.1:3 ). Замечательно и то, что такое же выражение: мои струнные орудия – употребляет и царь Езекия ( Ис.38:20 ), и однако еще ни один из толкователей не выводил отсюда заключения о левитском происхождении Езекии, а только о любви его к устроению богослужения (сн. 2Пар.29:30 ). В сочинении Епифания (не подлинном и с показаниями довольно спутанными): о жизни пророков, пророк Аввакум производится из колена Симеонова, из селения Вифзохир (Βηθζοκρ, ин. Βιδζεχαρ, вместо чего у Дорофея, следовавшего этому сочинению, сказано: εξ αγρυ Βθι του χρ; у Исидора – Bethsachar – в соч. de ortu et obitu patr. c. 48), под которым можно разуметь или Визефу или лучше Вефсахарию близ Мареши, упоминаемые в 1Мак.6:32 ; 1Мак.7:19 и у Иосифа Флавия (Antiqu. 12, 9. 4. 10. 2; de bello jud. 1, 1. 5), хотя, впрочем, обе последние местности принадлежали к колену Иудину (Winer Biblisch. Realwört. 1847 Leipz. I, 177. 179), а не к колену Симеонову. Другое неверное мнение о происхождении Аввакума см. ниже в примеч. 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010