Это будет день веселия Иерусалима, который снимет одежду плача, оденется в благолепие славы и правды от Бога навеки и возложит на главу свою венец славы от Вечного; тогда Бог покажет всей поднебесной славу его и наречет ему навеки имя: мир правды и слава благочестия. Но несчастны все те, которые радовались падению его; Израиль увидит погибель их и наступит им на шею; на их страну придет огонь от Вечного на долгие дни, и она в течение долгого времени будет обитаема бесами ( Вар. 4:21–37 , Вар. 5:1–9 ). Здесь заметно выступают политические тенденции автора, мечтающего о владычестве Израиля над языческим миром; но все же автор сохраняет пророческое представление о грядущем царстве, как о царстве мира и праведности. Первая Маккавеиская книга дает очень богатый и ценный исторический материал для изучения тех условий в жизни иудейского народа в период его борьбы за независимость при Маккавеях, которые оказали значительное влияние на процесс образования позднейших мессианских идей. Автор её, – иудей ортодоксального направления – 29 , жил по всей вероятности в правление Иоанна Гиркана 30 и следовательно был очевидцем многих событий, описываемых в его книге; по достоверности исторических фактов маккавейская книга относится к числу самых драгоценных источников, какие мы имеем вообще по истории иудейского народа в маккавейский период. 31 Но прямых указаний на мессианские верования мы здесь не встречаем; заслуживает только внимания случайный намек на то, что в народе существовало общее ожидание «верного пророка», который даст ответ по обрядовым вопросам и произведет перемену в деле управления народом ( 1Мак. 4:46; 14:41 ). Характерно также, что автор Маккавейской книги, при всем своем преклонении пред родоначальниками асмонейского дома, считает его правление временным ( 1Мак. 14:41 ) и сохраняет память о царственном роде Давида, который «за свое милосердие наследовал престол царства навеки» ( 1Мак. 2:57 ). Писатель второй Маккавейской книги 32 передает исторические события из того же маккавейского периода, но с примесью значительной доли субъективизма, что дает ему большую возможность выразить свои верования и задушевные чаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

В бывшем пророку Иезекиилю откровении Господь говорит: аще будут сии три мужи Ной, Даниил и Иов, тии в правде своей спасутся... и аще будут сии три мужи... ни сынове, ни дщери их не спасутся, но токмо сии едины спасутся... не избавят ни сынов, ни дщерей своих ( Иез.14:14–20 ) Здесь утверждается историческое существование во время вавилонского плена Даниила и спасение им некоторых близких людей, т. е. содержание второй главы, повествующей о сохранении жизни халдейских мудрецов чрез Даниила. В другом месте своей книги пр. Иезекииль обращается к царю тирскому: еда премудрее ты еси Даниила ( Иез.28:3 )? Здесь подтверждается, согласно повествованию книги пр. Даниила, мудрость Даниила, которою он превзошел всех языческих мудрецов ( Дан. 1 5 гл.). Таким образом, из библейских свидетельств несомненно, что Даниил жил в вавилонском плену, а не при Антиохе Епифане. 113 В первой Маккавейской книге читаем: Анания, Азария и Мисаил верующе спасошася от пламене. Даниил в простоте своей изъятся из уст лъвовых (2:59–60). Очевидно. здесь подтверждаются еще некоторые частные чудесные события из книги Даниила (3 и 6 гл.). Из 1Мак.1:54 справедливо заключают, что писатель Мак. книги видел на Антиохе Епифане исполнение пророчества Даниила 9:27 и 11:31 о «мерзости запустения» в иерусалимском храме (срав. 1Мак.2:49, 63 = Дан.8:25–26 , 1Мак.1:39 = Дан.8:11 ). Но в глазах христиан существуют еще более авторитетные свидетельства. Иисус Христос в пророчестве о кончине мира сказал: егда убо узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте сеяте: иже чтет да разумеет, тогда сущии во Иудеи да Бежат в горы ( Мф.24:15–16 ). Здесь утверждается не только существование самого пророка Даниила, но и подлинность его важнейшего пророчества о седьминах ( Дан.9:25–27 ), причем это пророчество признается «реченным» Даниилом, хотя оно было открыто ему Гавриилом ( Дан.9:21–27 ), «речено» же оно в том смысле, что записано и предано Церкви пророком Даниилом. Таким образом, Иисус Христос утверждает вполне подлинность и достоверность книги, а также и богодухновен-но пророчественный характер ее. Иисус Христос разъясняет исполнение и другого пророчества Даниила: узрят Сына человеческого, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою ( Мф.24:30 = Дан.7:13–14 ). Из ветхозаветных пророков Даниил преимущественно и исключительно в мессианском смысле употреблял наименование «Сын человеческий» (7:13), и Иисус Христос это наименование часто усвоял Себе (Мк.14:62, Мф.8:20, 9:6, 10:23 ), чем также утвердил пророчественный характер книги Даниила и его служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В этом члене содержится четыре мысли. Первая мысль: вот Иегова взроет землю! т. е. Бог так взроет землю, что все превратится, нижнее станет на месте верхнего. Вторая, подобная ей мысль: опустошит землю, подобно тому, как опустошаются поля, или виноградники обрываются, потаптываются. Третья мысль поясняет две предыдущие: изменит вид ея. Все эти метафорические выражения означают превращение всего состояния царства, так что высшее станет на месте низшего, а низшее на месте высшего, что поясняется следующими словами: народ будет, как священник... т. е. по превращении состояния царства, и по расхищении именья жителей, сравняется состояние всех – высших и низших, сильных и слабых, богатых и бедных. Выражение: народ будет, как священник, – означает осквернение святыни храма; а священник будет, как народ, – это означает прекращение богослужения. Четвертая мысль: жители земли разсеятся. Под землею разумеется Иудея, как это видно из того, что жители опустошаемой земли представляются нарушителями Завета (ст. 5), чего нельзя относить к язычникам; и – из того, что на этой земле есть священники; а имя священника в св. писании не усвояется языческим жрецам. Под землею, в которой Бог поразил врагов церкви, разумеется Сирия. Это пророчество относится к временам Антиоха Епифана, который с 170 года до Рожд. Хр., или 143 года Эры Селевкидов начал нападать на Иудею и опустошать ее, как это описано в 1 и 2 книге Маккавейской. ( 1Мак. 1, 26, 42, 2,49, 3, 39, 42, 4, 38, 13, 32 и др.). Член второй Ст. 3. Земля опустошена в конец и совершенно разграблена-, ибо Господ изрек слово сие. Так как бедствия от Сириян постигали Иудею в разные времена: то пророк и речь свою – разделяет на разные члены. Что здесь говорится, то можно относить к разграблению храма, Иерусалима и всей земли Иудейской как Антиохом Епифаном, который, гордо вошедши в святилище, похитил все сокровища храма ( 1Мак. 1, 23, 24 ), так и полководцем его Аполлонием, спустя два года после него ( 1Мак. 1, 33, 34 ). Член третий Ст. 4. Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышавшиеся над народом земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

1Мак.11:35–37 и все прочее, принадлежащее нам отныне из десятин и даней, следующих нам, соленые озера и венечный сбор, нам принадлежащий, все вполне уступаем им. И ничего не будет отменено из сего отныне и навсегда. Итак, позаботьтесь сделать список с сего, и пусть будет отдан он Ионафану и положен на святой горе в известном месте». Список с письма должен был быть положен «на святой горе в известном месте» как раньше в VIII: 22. 1Мак.11:38 И увидел царь Димитрий, что преклонилась земля пред ним и ничто не противилось ему, и отпустил все войска свои, каждого в свое место, кроме войск чужеземных, которые он нанял с островов чужих народов, за что все войска отцов его ненавидели его. «Преклонилась земля пред ним…» – σχασεν γ – точнее слав.: «Утишися земля пред ним…», ср. к I: 3. – «С островов чужих народов…», т. е., вероятно, с Крита, Родоса, Кипра и других островов Средиземного моря и Архипелага. – «Войска отцов его…», т. е. Селевка Филопатора и Димитрия I. О ненависти к Димитрию II за «жестокость» (ob crudelitatem) и «беспечность» (propter segnitiam) упоминают также Ливий (epit LII) и Иустин (XXXVI, 1, 9). 1Мак.11:39 Трифон, один из прежних приверженцев Александра, видя, что все войска ропщут на Димитрия, отправился к Емалкую Аравитянину, который воспитывал Антиоха, малолетнего сына Александрова; «Трифон» – назывался собственно Diodotus, а Τρφων, т. е. распутник, было собственно его прозвище (см. о нем у Диодора, Ливия, Страбона и Аппиона). – «Емалкуй Аравитянин…», называется очень различно в других памятниках: Εμαλκουα, Ιμαλκου, Σινμαλκου, Σιμαλκου, Emalchuel (Vulg.) и Malchus. – Это был арабский властитель, которому Александр поручил своего сына в воспитание. Диодор 1. с. Nr. 20 называет его Диоклесом (Diokles), напротив – в Nr. 21 – Ямвлихом (Iamblichus), хотя последний, может быть, сын первого и преемник. – Антиоха, сына Александрова, Диодор (I. с.) отмечает как τον Επιφαν χρηματζοντα; на монетах он называется " Επιφανς Δινυσος. По Ливию – epit. LII, – он был лет двух от роду, когда Трифон захватил опекунство над ним, и – по epit. с. LV – десяти лет, когда он его умертвил.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

к Господь глагола. Так и с евр.: „ибо сказал Господь“, – этими словами Иоиль указывает на непреложность и истинность своего предсказания. Ср. Ис.1:20 . Генгстенберг думает, что Иоиль в 7–8 ст. не изрекает какого-либо определенного пророчества, относящегося к одному известному событию, а говорит „общую истину“, что Господь возвратит рассеянных по далеким странам евреев в их Отечество. Ср. Быт.15:16, 50:24 . Но можно видеть исполнение этих слов пророка и в некоторых частных событиях. Так, прежде всего, если допустить, что Иоиль жил при Иоасе, можно прилагать их ко временам царствования Озии ( 2Пар.26:6 и сл.) и Езекии ( 4Цар.18:8 ), когда евреи победили филистимлян и, очень может быть, многих из них захватили в плен; особенно же ко временам после плена вавилонского, когда Александр Македонский и его преемники многим пленным евреям давали свободу и отпускали их в их Отечество (Ioseph. Antiqq. XIII, 2:3). Известно также, что в послепленное время евреи иногда завоевывали и области филистимские. Так Ионафан осаждал Газу и Аскалон ( 1Мак.10:86, 11:60 ). Александр Валас-Аккарон и присоединил к Иудее часть земли филистимской ( 1Мак.10:89 ). Александр Ианней завоевал и разрушил Газу (Ioseph. Antiqq. 13:3; De bell. 1:4:2). При Селевкидах же Антиох поставил Симона, брата первосвященника Ионафана, „военачальником от области Тирской до пределов Египта“ ( 1Мак.11:59 ). Св. Ефрем Сирин говорит, что пр. Иоиль в словах „вот Я воздвигну“ и т. д. предсказывает о воскресении мертвых при втором пришествии Иисуса Христа (стр. 138); а иудеи времени Бл. Иеронима видели здесь пророчество о том, что Господь предаст в их руки римлян, которых они будут продавать в рабство (Hieronym. Op. t. V, р. 88). Стихи 9 и 10. Во 2-м ст. пророк сказал, что Иегова произведет суд над всеми народами и затем указал (ст. 3–8), что в частности произведет суд над филистимлянами и финикиянами. Теперь (со ст. 9-го) он обращается к изображению всеобщего суда. Иегова повелевает народу Своему готовиться к священной войне с язычниками и перековать земледельческие орудия на оружия (ст. 9–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Перейдем к положительным, выработанным апологетической наукой, доказательствам подлинности ее. В бывшем пророку Иезекиилю откровении Господь говорит: аще будут сии три мужи Ной, Даниил и Иов, тии в правде своей спасутся… и аще будут сии три мужи… ни сынове, ни дщери их не спасутся, но токмо сии едины спасутся… не избавят ни сынов, ни дщерей своих ( Иез.14:14–20 ). Здесь утверждается историческое существование во время вавилонского плена Даниила и спасение им некоторых близких людей, т. е. содержание второй главы, повествующей о сохранении жизни халдейских мудрецов через Даниила. В другом месте своей книги пророк Иезекииль обращается к царю тирскому: еда премудрее ты еси Даниила ( Иез.28:3 )? Здесь подтверждается, согласно повествованию книги пророка Даниила, мудрость Даниила, которою он превзошел всех языческих мудрецов ( Дан.1–5 глл.). Таким образом, из библейских свидетельств несомненно, что Даниил жил в вавилонском плену, а не при Антиохе Епифане. В первой Маккавейской книге читаем: Анания, Азария и Мисаил верующе спасошася от пламене. Даниил в простоте своей изъятая из уст Львовых (2:59–60). Очевидно, здесь подтверждаются еще некоторые частные чудесные события из книги Даниила (3 и 6 глл.). Из 1Мак.1:54 справедливо заключают, что писатель Маккавейской книги видел на Антиохе Епифане исполнение пророчества Даниила 9 и 11 о «мерзости запустения» в иерусалимском храме (срав. 1Мак.2:49, 63 ­­ Дан.8:25–26 ; 1Мак.1 ­­ Дан.8:11 ). Но в глазах христиан существуют еще более авторитетные свидетельства. Господь Иисус Христос в пророчестве о кончине мира сказал: егда убо узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте святе: иже чтет да разумеет, тогда сущии во Иудеи да бежат в горы ( Мф.24:15–16 ). Здесь утверждается не только существование самого пророка Даниила, но и подлинность его важнейшего пророчества о седьминах ( Дан.9:25–27 ), причем это пророчество признается «реченным» Даниилом, хотя оно было открыто ему Гавриилом ( Дан.9:21–27 ), «речено» же оно в том смысле, что записано и предано Церкви пророком Даниилом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Иуда послал Евполема и Иасона в Рим. Отец этого Евполема – Иоанн, по 2Mak IV:11 , известен тем, что по его ходатайству были дарованы народу иудейскому человеколюбивые царские льготы. – «Аккос» – («сына Аккосова») – кажется, обозначает имя рода, к которому принадлежали Евполем и Иоанн. Такой род Аккоса – из числа священнических ( του Ακκως) упоминается в Heeм III:4, 21 ; Eзд III, 61 ; ср. 1Nap XXIV: 10 , – к которому, вероятно, и принадлежали Евполем и Иоанн. – Иасон, сын Елеазара – неизвестно более ничего о нем; судя по имени, мог принадлежать также к священническому роду. 1Мак.8:18 и чтобы они сняли с них иго, ибо они видят, что Еллинское царство хочет поработить Израиля. «Еллинское царство…», т. е. Сирийское царство. 1Мак.8:19 Итак, они отправились в Рим, хотя путь был очень долгий, и вошли в собрание совета и, приступив, сказали: «Путь был очень долгий…», потому что это морское путешествие совершалось обыкновенно не по прямой линии срединою моря, а вдоль берегов, так что, напр., корабль, на котором путешествовал в Рим Св. Ап. Павел, употребил на свое плавание от Палестины до Рима целых полгода ( Дeяh XXVII:1, 9, XXVIII:11–16 ). – Замечание о долготе пути в Рим показывает, что для иудеев это путешествие (в Рим) представляло еще нечто новое. 1Мак.8:20–22 Иуда Маккавей и братья его и весь народ Иудейский послали нас к вам, чтобы заключить с вами союз и мир, и чтобы вы вписали нас в число соратников и друзей ваших. И угодно было это слово перед ними. И вот список того послания, которое написали они в ответ на медных досках и послали в Иерусалим, чтобы оно служило для них там памятником мира и союза: Письменное постановление в ответ на просьбу послов римляне написали «на медных досках и послали в Иерусалим…» Иосиф Флавий передает это место с таким добавлением, что оригинал постановления был положен в Капитолии, копия же с него послана иудеям. Судя по тому, что при заключении мирного договора с карфагенянами, по Полив. III, 6, 1 – было поступлено именно таким образом, – можно думать, что и в данном случае добавление Иосифа более согласно с истиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Своею злобою и ненавистью к иудеям и особенною настойчивостью, с какою попирал истинную религию, Антиох составил себе такую печальную славу, которою затмил не только всех поименованных выше 10-ть царей сиро-египетских, но даже более: сирийское царство, вообще более других враждебное к народу Божию, благодаря безмерной злобе Антиоха, превзошло в этом отношении прочие три царства, выделившиеся одновременно с ним из монархии Александра Великого. Эта последняя мысль более ясно выражена в другом видении пророка: «когда козел (означающий царство Македонское – см. Дан. 8:21 ) дошел до высшей степени своего могущества, то великий рог его (означающий Александра Великого) сокрушился и на место его появились четыре рога меньшие на все четыре стороны (т. е. одна обширная монархия, основанная Александром Великим, разделилась на четыре царства меньшие с четырьмя царями); а от одного из этих четырех рогов поднялся один крепкий рог (означающий Антиоха Епифана), который весьма разросся (возвеличился) к югу (т. е. против Египта – Дан. 11:5, 6, 9, 11 ), востоку (т. е. против Персии и др. областей за Евфратом – 1Мак. 3:31, 37 ) и к силе (т. е. против плодородной страны, Иудеи – Дан. 11:16 ), вознесся даже до воинства (силы) небесного, часть сего воинства и звезд низринул на землю и попирал их ( Дан. 8:8–10 ). б) Этот нечестивый и безбожный царь замыслил уничтожить самую веру в Истинного Бога и всех иудеев сделать идолопоклонниками. Дерзкое восстание его на Бога выразилось в том, что он ограбил храм Его имени в Иерусалиме ( 1Мак. 1:20–24 : 2Мак. 5:11 ); а еще более ясно он доказал свое противление Богу, когда приказал поставить в Иерусалимском храме изображение Юпитера Олимпийского и совершать идольские жертвы. 219 Любимою мечтою Антиоха было ввести у евреев (равно как и у всех подвластных ему народов) именно культ Юпитера Олимпийского, с которым он объединял себя самого, так что вводя этот культ, он стремился к тому, чтобы всюду воздавались божеские почести ему самому ( 1Мак. 1:41 и след., 2Мак. 6:7 ). Настойчивость его в этом отношении доходила до такого крайнего фанатизма, что он казался сумасшедшим и в насмешку прозван был вместо Епифан (славный) Епиман (безумный).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

1050. Слово на святую и спасительную Пасху. С. 8891. 2017/17. In sanctum et salutare Pascha (yulgo In Christi resurrectionem oratio iv). CPG 3176. PG 46, 681684. 1051. Слово на день, называемый по местному обычаю у каппадокийцев: πισωζομνη (Эписозомени) то есть на праздник вознесения Господа нашего Иисуса Христа. С. 9297. 2017/19. In ascensionem Christi. CPG 3178. PG 46, 689693. 1052. Слово о Святом Духе. С. 98104. TLG 2017/63. De Spiritu Sancto sive In pentecosten. CPG 3191. PG 46, 696701. 1053. Похвальное слово святому первомученнику Стефану. С. 105125. —456— 2017/40. Encomium in sanctum Stephanum protomartyrem i. CPG 3186. PG 46, 701721. TCO 45. Кн. 2. 1054. Слово о жизни святого Григория Чудотворца . С. 126197. TLG 2017/69. De vita Gregorii Thaumaturgi. CPG 3184. PG 46, 893957. 1055. Похвальное слово великомученику Феодору (Тирону). С. 198212. TLG 2017/65. De sancto Theodoro. CPG 3183. PG 46, 736748. 1056. Похвальное слово 1 святым сорока мученикам. С. 213221. TLG 2017/66. Encomium in XL martyres i. CPG 3188. PG 46, 749756. 1057. Похвальное слово 2 святым сорока мученикам. С. 222238. TLG 2017/66. Encomium in XL martyres i. CPG 3188. PG 46, 757772. 1058. Похвальное слово 3 святым сорока мученикам, произнесенное во храме их. С. 239256. TLG 2017/67. Encomium in XL martyres ii. CPG 3189. PG 46, 773788. 1059. Похвальное слово преподобному отцу нашему Ефрему. С. 257293. TLG 2017/68. In sanctum Ephraim. CPG 3193. PG 46, 820849. TCO 45. Кн. 3, 4. 1060. Слово в день памяти Василия Великого , родного брата. С. 294325. 2017/48. In Basilium fratrem. CPG 3185. PG 46, 788820. 1061. О жизни преподобной Макрины, сестры Василия Великого (к Олимпию монаху). С. 326373 919 . 2017/41. Vita sanctae Macrinae. CPG 3166. PG 46, 9601000. 1062. Надгробное слово Мелетию Великому, епископу Антиохийскому. С. 374387. 2017/21. Oratio funebris in Meletium episcopum. CPG 3180. PG 46, 852864. 1063. Надгробное слово Пульхерии. С. 388402. 2017/22. Oratio consolatoria in Pulcheriam. CPG 3181. PG 46, 864877.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1038 . О совершенстве, и о том, каким должно быть христианину. К Олимпию монаху. С. 224262. [С. 1654.] 2017/26. De perfectione Christiana ad Olympium monachum. CPG 3164. PG 46, 252285. 1039. О цели жизни по Боге; об истинном подвижничестве; ответ подвижникам, спрашивавшим о цели благочестия, и начертание, как жить и подвизаться в обществе. С. 263283. [С. 5575.] 918 2017/24. De instituto Christiano. CPG 3162. PG 46, 288305. 1040. О девстве. Письмо, содержащее увещание к праведной жизни. С. 284394. [С. 76186.] 2017/43. De virginitate. CPG 3165. PG 46, 317416. 1868 Творения св. Григория Нисского часть 7 ТСО 44. Кн. 3. 1041. О нищелюбии и благотворительности. С. 395433. [С. 187225.] 2017/10. De beneficentia (vulgo De pauperibus amandis i). CPG 3169. PG 46, 453469. —455— 1042. Против отлагающих крещение. с. 434450. [С. 226242.] TLG 2017/60. De iis qui baptismum differunt. CPG 3147. PG 46, 416432. 1043. На слова Писания: «а блудяй во свое тело согрешает» ( 1Кор.6:18 ). С. 451456. [С. 243248.] 2017/13. Contra fornicarios. CPG 3172. PG 46, 489496. 1044. Против ростовщиков. С. 457473. [С. 249265.] 2017/12. Contra usurarios. CPG 3171. PG 46, 433452. 1045. Против тяготящихся церковными наказаниями. С. 474484. [С. 266276.] TLG 2017/59. Adversus eos qui castigationes aegre ferunt. CPG 3190. PG 46, 308316. 1046. Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную, С. 485534. [С. 277309.] 2017/9. De mortuis non esse dolendum. CPG 3168. PG 46, 497537. 1872 творения св. григория нисского часть 8 TCO 45. Кн. 1. 1047. Слово на день светов, в который крестился наш Господь. С. 125. 2017/14. In diem luminum (In baptismum Christi oratio). CPG 3173. PG 46, 577 600. 1048. Слово на св. Пасху, и о тредневном сроке воскресения Христова. С. 2655. 2017/16. De tridui inter mortem et resurrectionem Domini nostri Jesu Christi spatio i (yulgo In Christi resurrectionem oratio). CPG 3175. PG 46, 600628. 1049. Слово на св. Пасху о воскресении; сказано в великий день воскресный. С. 5687. 2017/15. In sanctum Pascha (yulgo In Christi resurrectionem oratio in). CPG 3174. PG 46, 652681.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010