64, 6 Всел. 52, 55). Суббота завершает неделю, поэтому она является в некотором смысле богослужебным отголоском воскресенья – в этот день, например, поется догматик прошедшего воскресенья. В течение Великого поста праздничные богослужения совершаются лишь в субботу и в воскресенье (Лаод. 51). В православной аскетике суббота понимается не как день хранения себя от телесных трудов, а как указание на всегдашнее хранение себя от греха. Итак, православные, в отличие от католиков, не отменили почитание субботы, хотя и существенно уменьшили его. В чем же причина смещения акцентов с субботы на воскресенье? Новый Завет дает нам основание считать, что уже первые христиане особо выделяли воскресный день – первый день недели, в который произошло Воскресение Христово ( Мк. 16:9 ). Именно поэтому любое воспоминание о Воскресении Христовом и его значении для истории человечества, для нашего личного спасения в практическом плане неизбежно ведет нас к воспоминанию первого дня недели. И мы видим, как в первый день недели христиане собирались для преломления хлеба (т.е. для евхаристии, сопровождавшейся апостольской проповедью, Деян. 20:7 ) 13 . Именно в этот день побуждалась благотворительность, ап. Павел просит своих читателей откладывать деньги для нужд Церкви в воскресенье ( 1Кор. 16:2 ), хотя по закону для благотворительности особо выделялись дни поста и праздники ( Втор. 16:10 , Ис. 58:6–10 ). В день Пятидесятницы, который в том году приходился на воскресенье, апостолы получили Святого Духа. Строго говоря, они в этот день должны были бы пойти в храм на торжественное жертвоприношение, как они это делали постоянно перед этим праздником ( Лк. 24:53 ). Вместо этого апостолы устроили молитвенное собрание в частном доме, потому что прежнее символическое жертвоприношение обрело иной смысл в свете Воскресения Христа. Очевидно, это было связано именно с особым статусом этого дня как евхаристического и в рамках недельного цикла, сугубо посвященного христианами Богу. Особо стоит сказать о словах ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Дуалистическая прерывность – это знамя рассудка, погубляющего себя ради своего Начала и в единении с Ним получающего свое обновление и свою крепость. 77 В противоположении двух паролей – противоположение твари, дерзнувшей возжелать стать на место Творца и неизбежно низвергающейся из Него в агонию вечного уничтожения, и твари, со смирением принимающей от Истины вечное обожение: «Се раба Господня, да будет мне по слову Твоему». Но – так, если Истина существует. Последнее условие, как застава у моста, стоит при переходе в область Истины. Между пройденною уже областью знания в понятиях, знания об Истине (постулативного, а потому и предположительного) и предполагаемою, требуемою областью знания в интуиции, знания Истины (существенного, включающего в себя свое обоснование, а потому и абсолютного) лежит бездна, которую нельзя обойти никакими обходами, чрез которую нет сил прыгнуть никакими усилиями. Ведь надобно стать на вполне новую землю, о которой у нас нет и помину. Мы даже не знаем, есть ли в действительности эта новая земля, – не знаем, ибо блага духовные, которых ищем мы, лежат вне области плотского познания: они – то, «чего око не видело и ухо не слышало, и что на сердце человеку не восходило» ( 1Кор.2:9 ; ср. Ис.64:4 ). Но мостом, ведущим куда -то, – может быть, на тот , предполагаемый край бездны, к Эдему неувядающих радостей духовных, а, может быть, и никуда не ведущим, является вера. Нам надо или умирать в агонии на нашем крае бездны, или идти на авось и искать «новой земли», на которой «живет Правда» ( 2Пет.3:13 ). Мы свободны выбрать, но мы должны решиться либо на то, либо на другое. Или поиски Троицы, или умирание в безумии. Выбирай, червь и ничтожество: tertium non datur! Может быть, именно в созерцании неизбежности такого выбора у Блеза Паскаля возникла мысль о пари на Бога 78 . С одной стороны – все, но еще не верное; с другой – нечто, глупцу кажущееся чем-то, но для познавшего его подлинную стоимость делающееся абсолютно ничем без того и – всем, если будет найдено то.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Учение и суждение Церкви может строиться только на том, что было предметом Откровения. И именно знание Церкви о Боге, о Церкви и о Христе, является залогом нашего упования. Оно, в свою очередь, нуждается в объяснении. 3.2 ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВОЕ МИЛОСЕРДИЕ БОЖИЕ 80 . «Бог – богат милостью», – пишет Апостол Павел (ср. Еф.2:4 ) 771 . Православная литургия непрестанно напоминает об этом, именуя Бога Человеколюбцем 772 . Откровенный Духом Святым замысел человеколюбия Божия превосходит все наши представления. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его», – говорит Апостол ( 1Кор.2:9–10 ; Павел цитирует пророка Исайю ( Ис.64:4 ). Обращенные к любящим Бога слова Апостола Павла, несомненно, адресованы благочестивым родителям и всем, скорбящим об участи некрещеных младенцев. 81 . Библейское слово о милосердии и человеколюбии Бога говорит о следующем: а) Благодать Божия достигает каждого человека, и Его промысел объемлет всех. Второй Ватиканский Собор учит, что Бог не лишает «необходимой помощи ко спасению» тех, кто без вины еще не достигли ясного знания о Боге, но, с помощью благодати, «стремятся жить праведно». Бог просвещает всякого человека, для «обретения жизни» (ср. Lumen gentium 16). Собор вновь и вновь говорит о «невидимом деле» благодати в сердце каждого человека доброй воли (Gaudium et spes 22). Эти слова, конечно же, применимы к тем, кто, достигнув сознательного возраста, способен к принятию ответственных решений, но едва ли затрагивают младенцев. Отдельные слова Собора имеют поистине универсальное значение: «Ибо Христос умер за всех, и едино конечное призвание человека – призвание к Богу [cumque vocatio hominis ultima revera una sit, scilicet divina], мы исповедуем, что ведомым Богу образом, Дух Святой подает каждому возможность приобщения к пасхальной тайне» (Gaudium et spes 22). Это глубочайшее по своему смыслу утверждение Второго Ватиканского Собора приближает нас к тайне любви Пресвятой Троицы, в которой божественный замысел несравненно превосходит человеческое понимание.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

2 . Небеса достойно да веселятся, земля да радуется и да празднует весь мир, видимый и невидимый, ибо восстал Христос – веселие вечное. ( Пс.95:11 ; 1Кор.15:20 ). Малая, ектения и возглас: Яко Твоя держава (власть) и Твое есть Царство и Сила и Слава. Песнь 3 – Ирмос Придите, станем пить питие новое, чудесно изводимое не из камня безплодного 7 , но из произведшего нетление гроба Христова (μβρσαντος Χριστο), на котором мы утверждаемся. Тропари Припев: Христос воскресе из мертвых. 1 . Ныне все наполнилось светом – Небо и земля и (места) преисподния, да празднует же вся тварь восстание Христа, на котором она утверждена ( Еф.4:10 ). 2 . Вчера я погребался с Тобою, Христе, сегодня восстаю с Тобой прославь меня с Тобой Сам Ты, Спаситель, в Царствии Твоем ( Рим.6:3, 8:17 ). То, что преисподняя наполнилась светом – это и означает суд над врагами Христа. Они должны бежать, но некуда им бежать, ибо всюду Христос (ср. со стихословием «да воскреснет Бог» в начале утрени). Малая ектения и возглас: яко Ты еси Бог наш. Песнь 4 – Ирмос Богоглаголивый Аввакум, да станет с нами на божественной страже и покажет светоносного Ангела ясно восклицающего: ныне спасение Миру; ибо воскрес Христос, как всесильный ( Авв.2:1 ; Ис.9:6 ). Тропари 1 . Наша Пасха – Христос явился мужеским полом, как Сын разверзший девственную утробу; назван агнцем, как предлагаемый в снедь, – непорочным, непричастным нечистоты (греха), а как истинный Бог – наречен совершенным ( Исх.12:5, 11 ; Ин.6:54 ). 2 . Благословляемый нами венец – Христос, как однолетний агнец, добровольно заклался за всех в очистительную Пасху, и опять из гроба нам воссиял Он, прекрасное Солнце Правды ( Пс.64:12, 5:7 ). 3 . Богоотец Давид в восторге скакал перед прообразовательным ковчегом; мы же святый народ Божий, видя исполнение прообразований, да возвеселимся священно; ибо воскрес Христос, как всесильный ( 2Цар.6 ; Еф.1:18 ). Четвертая песнь всех канонов напоминает о служении стоявшего на страже на башне св. Аввакума пророка, провидевшего необычайное и ужасавшегося перед силой Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но не есть ли этот камень – Симон, поименованный Петром, или Петр, переименованный из Симона, как некоторые полагают? Сему мнению, кажется, служит опорою и значение имени Петр, и название оным Симона. Петр, как и в другом месте ( Ин. 1:42 ) Кифа (сирийское), означает гору, скалу или камень; для чего ж Петру и такое имя, если не быть ему основным камнем Церкви Христовой? Но не очевидно ли, с другой стороны, что сие наименование относится не к лицу Симона, но к твердой его вере? Как бы так сказал ему Иисус: «Настоящее исповедание твое так твердо, как скала; по ней называю тебя Петром; и на сем камени, на такой-то скале, на таком-то твердом, как скала, исповедании, Я созижду Церковь Мою». Такая вера, без сомнения, не может ограничиваться одним лицом апостола Петра, как и не один Петр призывается в Церковь ; между тем с неподвижностью скалы, на которой бы могла основаться Церковь так прочно, чтобы и врата адова, то есть все усилия врагов ее, не могли одолеть ее, нельзя, кажется, в самом Петре согласить ни троекратного отречения его от своего Учителя ( Мф. 22:64–75 ), ни всенародного обличения, сделанного ему апостолом Павлом ( Гал. 2:11–14 ); как же после сего апостол Петр мог быть основным камнем Церкви? Разве скажут, что он первый имел твердое дерзновение проповедать Иисуса Христа иудеям ( Деян. 2 и далее) и язычникам ( Деян. 10 и до конца), и, следовательно, первый положил основание, или лучше, начало созиданию Церкви? Но сие, очевидно, не то значит, что апостол Петр был основным камнем Церкви Христовой, а то, что он был первым по ревности и решительности соработником Богу и искусным строителем Церкви ( 1Кор. 3:9–10 ), созидавшим, подобно прочим апостолам, на данном уже основании или камне, который собственно и единственно есть Иисус Христос. Основания бо иного, говорит апостол Павел, никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос (ст. 11; ср. Мф. 21:42 ; Мк. 12:10 ; Лк. 20:17 ; Деян. 4:11 ; Пс. 117:22–23 ; Ис. 28:16 ), в чем совершенно согласуется с ним и сам апостол Петр ( 1Пет. 2:4–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Но не есть ли этот камень – Симон, поименованный Петром, или Петр переименовавный из Симона, как некоторые полагают? Сему мнению, кажется, служит опорою и значение имени Петр, и название оным Симона. Петр, как и в другом месте ( Ин.1:42 ) Кифа (сирское) означает гору, скалу или камень; для чего ж Петру и такое имя, если не быть ему основным камнем церкви Христовой? – Но не очевидно ли, с другой стороны, что это наименование относится не к лицу Симона, но к твердой его вере? Как бы так сказал ему Иисус: «настоящее исповедание твое так твердо, как скала, по ней называю тебя Петром; и на сем камени, на такой-то скале, на таком-то твердом, как скала, исповедании, Я созижду церковь Мою». – Такая вера, без сомнения, не может ограничиваться одним лицом апостола Петра, как и не один Петр призывается в церковь ; между тем с неподвижностью скалы, на которой бы могла основаться церковь так прочно, чтобы и врата адовы, т. е. все усилия врагов ее, не могли одолеть ее, нельзя, кажется, в самом Петре согласить ни троекратного отречения его от своего Учителя ( Мф.26:64–75 ), ни всенародного обличения, сделанного ему апостолом Павлом ( Гал.2:11–14 ); как же после сего апостол Петр мог быть основным камнем церкви? Разве скажут, что он первый имел твердое дерзновение проповедать Иисуса Христа Иудеям ( Деян.2:14 и д.) и язычникам ( Деян.10:1 и до конца), и, следовательно, первый положил основание, или лучше, начало созиданию церкви? Но это, очевидно, не то значит, что апостол Петр был основным камнем церкви Христовой, а то, что он был первым по ревности и решительности соработником Богу и искусным строителем церкви ( 1Кор.3:9–10 ), созидавшим, подобно прочим апостолам, на данном уже основании или камне, который собственно и единственно есть Иисус Христос. Основания бо иного, говорит апостол Павел, никто же может положити паче лежащего, еже есть Иисус Христос (ст. 11, сн. Мф.21:42 ; Мк.12:10 ; Лк.20:17 ; Деян.4:11 ; Пс.117:22–23 ; Ис.28:16 ), в чем совершенно согласуется с ним и сам апостол Петр ( 1Пет.2:4–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Что касается поста в день Воздвижения, то замечание о нем впервые появляется в Уставах Иерусалимской редакции, и в самых ранних рукописях. В соборных храмах постятся день, а в монастырях – два, включая 13 сентября. В Воздвижение дозволяется вкушение елея и вина, но не рыбы. Никон Черногорец свидетельствует: «Не могли мы ничего найти записанного о посте Воздвижения Честного Креста, но везде он совершается. Известно из примеров великих святых, что они имели обычай предочищаться к великим праздникам. Говорят, что и этим постом верующие положили предочищаться к целованию Честного Креста, так как и сам этот праздник для того установлен. В соборных церквах сей праздник совершается один день и держится пост, а в Типиконе Студитовом и Иерусалимском два дня – праздник и предпразднство» 35 . Праздник в православном богослужении Продолжая разговор о литургическом становлении Воздвижения, необходимо отметить: в уже упомянутом армянском переводе иерусалимского Лекционария главным праздником остается Обновление. На второй день праздника (то есть в день Воздвижения), 14 сентября, все собираются в Мартириуме, и повторяются те же антифон и чтения (прокимен из Пс.64 ; 1Тим.3:14–16 ; аллилуиарий со стихом из Пс.147 ; Ин.10:22–42 ), что и накануне. Грузинская версия Лекционария (V-VII вв.) содержит такие сведения: праздник Обновления 13 сентября продолжается восемь дней. При этом 14 сентября уже имеет особое название – «день Воздвижения Креста». В третьем часу (9 часов утра – после утрени) совершается чин Воздвижения Святого Креста и поклонения ему, после которого следует Божественная Литургия. Для нее указываются тропарь (видимо, входной) «Христа печать» со стихом из Пс.27 ; чтения ( Притч.3:18–23 ; Ис.65:22–24 ; Прем.14:1–7 ; Иез.9:2–6 ; 1Кор. 1:18–25 ; аллилуиарий со стихом из Пс.45 ; Ин.19:16–37 ), которые заимствованы из службы Великой Пятницы; тропари на умовение рук и на перенесение Даров – «Глас пророка Твоего» и «Ангелов лики Тебя славят». Также приведен прокимен на вечерне в день Воздвижения (из Пс.97 ). Примечательно, что праздник Обновления в Лекционарии является началом нового цикла литургийных чтений, воскресенья вслед за ним носят названия первого, второго т.д. по Обновлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3) Лицезрение Божие. И узрят лице Его и имя Его на челех их. Вот наконец средоточие и совокупность всех тех благ, о которых предрекали святые Божии человеки: ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его ( 1Кор.2:9 и Ис.64:4 ). Увидеть Бога – значит увидеть все величественное, высочайшее, священнейшее, прекраснейшее, совершеннейшее, вечную мудрость, верховную благость, неограниченную силу и непомрачаемую святость. Одно это воззрение есть возвышение над всей природой видимой и невидимой – это уже царственное состояние; а продолжение этого сладчайшего Божественного воззрения есть вполне вечное царствование: и царствовати будут во веки веков. – Этим оканчивается описание рая Божия или царства небесного, а равно и пророчество святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. XXIX. Свидетельства, удостоверяющие, что писание Апокалипсиса божественно И рече ми: сия словеса верна и истинна: и Господь Бог святых пророков посла Ангела Своего показати рабом Своим, имже подобает быти вскоре (ст. 6). Первый свидетель Божественности Апокалипсического писания есть Ангел, открывший Ев. Иоанну тайны Божия в видениях и объяснениях. Он уверял, что все написанное в Апокалипсисе верно и истинно. Уверение, достойное нашей веры. Но этого мало: чтобы не подумали, что Ангел говорил сам от себя, тут же читаем мы извещение, что он был посланником от Господа Бога пророков сообщить людям предсказания будущего. Се гряду скоро: блажен соблюдаяй словеса пророчества книги сея (ст. 7). Скорое явление Господа Бога не относится только к второму Его пришествию и всеобщему суду, но и к судам частным над каждым человеком, над обществами людей и над целыми народами. В то время, как написано было это пророчество, голос Божий, се гряду скоро, грозил язычникам, терзавшим Церковь Христову; и этот голос отзывался в сильных бедствиях и казнях народа, во зло употреблявшего свое могущество, грозил еретикам, возмущавшим покой Христианских обществ, грозил Христианам слабоверным, малодушным, преданным больше миру, нежели Богу; и между тем ободрял истинных и верных подвижников Христовых сими словами: блажен соблюдаяй словеса пророчества книги сея, то есть, тот счастлив, кто верует предсказаниям Божиим; потому что не смущается и не колеблется переворотами мирскими, зная из этих предсказаний предел их, положенный Богом; не страшится преследований от беззаконных людей, переносит их с твердостью за истину Божию, зная награду свою и казнь своих гонителей; пребывает верным Богу до смерти, зная с уверенностью непоколебимой, что приобретет себе венец жизни ( Откр.2:10 ); одним словом, счастлив не тот, кто читает и понимает пророчество Апокалипсиса и вообще все пророчества Божия, но тот, кто любит и исполняет написанное в них.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

И когда они, обжигаемые огнем, оказываются близ берегов озера Ахерусиады, они кричат и зовут, одни – тех, кого убили, другие – тех, кому нанесли обиду, и молят, заклинают, чтобы они позволили им выйти к озеру и приняли их. И если те склонятся на их мольбы, они выходят, и бедствиям их настает конец, а если нет – их снова уносит в Тартар, а оттуда – в реки, и так они страдают до тех пор, пока не вымолят прощения у тех, по отношению к кому они совершили несправедливость: в этом состоит их кара, назначенная судьями. 6 И наконец, те, о ком решат, что они прожили жизнь особенно свято: они освобождаются и избавляются от этих мест в недрах земли, как из темницы, и идут вверх и приходят в чистое жилище и поселяются над землей. Те из их числа, кто благодаря философии очистился полностью, впредь живут совершенно беспечально 187 и прибывают в обиталища еще более прекрасные, о которых, однако же, поведать нелегко, да и времени у нас сейчас в обрез. И вот ради всего, о чем мы сейчас говорили, Симмий, мы должны употребить все усилия, чтобы приобщиться, пока мы живы, к добродетели и разуму, ибо прекрасна награда и надежда велика 188 !” 7 Вот что говорит Платон; ты же можешь сравнить с выражением: “И прибывают (праведные) в обиталища еще более прекрасные, о которых, однако же, поведать нелегко, да и времени у нас сейчас в обрез”, то, что говорится у нас следующим образом: “Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что уготовил Бог любящим Его” ( 1Кор.2:9 .= Ис.64:4 .); 8 а рядом с упомянутыми жилищами поставь “многие обители” ( Ин. 14, 2 .), которые обещаны боголюбцам; и со сказанным о Пирифлегетонте сравни обещанный нечестивым огонь вечный, согласно Еврейскому пророку сказавшему им: “Кто возвестит вам, что огнь горит? Кто возвестит вам место вечное?” ( Ис.33:14 .) и еще: “Червь их не умрет, и огнь не угаснет, и будут они зрелищем для всякой плоти.” ( Ис.66:24 .). 9 Обрати внимание как Платон согласуется с этим и, сказав, что нечестивые пойдут в Тартар, прибавляет: “откуда им уже никогда не выйти”; и, напротив, после того как он сказал, что благочестивые будут жить среди блаженных, он прибавляет: “Впредь [живут] совершенно [беспечально]”.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

19. Не все суть Христиане, которые сопричислены к Христианской вере ( Деян.1:17 ), но только те, которые никогда не отпадают от веры ( 1Кор.13:8 ). Если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его ( Рим.8:9 ). 20. Дух Святый утверждает нас во Христе ( 2Кор.1:21 ), и внутренним действием в нас (помазанием) наставляет нас на всякую истину ( Ин.14:26 ). 27. Духовное помазание есть печать (утверждение) дара Духа Святаго ( 2Кор.1:22 ); кто имеет сие помазание, тот не имеет нужды в учителе для познания Бога ( Ин.14:26 ). Гл. 3. Ст. 2. В настоящей жизни мы видим Бога, как сквозь тусклое стекло, гадательно, а в будущей увидим Его лицом к лицу ( 1Кор.13:12 ). Лицезрение Божие есть источник вечного блаженства, которым мы будем подобны Богу и Ангелам ( Мф.18:10 ). 8. Грех обессилен в нас благодатию Божиею, и мы имеем все средства к благочестивой жизни ( 2Пет.1:3 ); но кто произвольно грешит, тот делается рабом диавола ( Евр.6:4–6 ). 9. Слово Божие есть нетленное семя ( 1Пет.1:23 ); в ком оно пребывает ( Мф.13:23 ), тот не творит греха ( Ин.3:6 ). 14–15. Любовь как для ближнего, так и для нас есть жизнь, а ненависть есть человекоубийство ( Мф.5:21, 22 ). 20. Не столько мы знаем самих себя, сколько знает нас Бог: суд Божий строже суда совести. Не столько мы можем быть виновны пред самими собою, сколько пред Богом. 24. Кто соблюдает заповеди Божии, в том пребывает Бог Духом Святым. Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии ( Рим.8:16 ). Гл. 4. Ст. 5. Антихрист говорит по-мирски, и грешники слушают его. 12. Бога труднее любить, нежели ближнего; ибо ближнего видим, а Бога не видим ( 1Ин.4:20 ). 18. Любовь Бога не боится; а кто Бога боится, тот несовершенно любит Его. Кто совершенно любит Бога, тот любит Его не по страху наказания, но по сердечному чувству, как сын отца. В совершенной любви блаженство, а в страхе мучение. 20. Бога мы любим в творении ( Ис.64:4 ) Его, и в ком видим образ и подобие Его. Гл. 5. Ст. 1. Кто любит отца, тот любит и сына, как подобие его. 10. Вера есть свидетельство, что И. Христос есть Сын Божий ( Мф.16:16 ), и имеет сие свидетельство сама в себе ( 1Ин.3:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010