сост. А.Ф. Грушина Духовные беседы с прихожанами (1922–1929) 410 О Церкви (беседа первая) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Приступая к изучению святоотеческого подвижнического опыта с целью воспользоваться им в своей жизни, нужно, прежде всего, осознать, что же мы представляем собой как члены Церкви, в каком отношении стоим, друг к другу, к святым – одним словом, что же такое Церковь , в которую мы пришли и где думаем единственно получить спасение? Ведь мы понимаем, что вне Церкви нет спасения 411 , что без неё мы не можем двинуться по пути духовного делания. Что такое Церковь по существу и что она даёт входящим в неё верующим? Учение о Церкви мы находим во всей церковной письменности, начиная от Посланий апостольских и далее у всех отцов Церкви. Особенно чётко оно изложено и подчеркнуто первыми главными учителями: Василием Великим , Григорием Богословом и Иоанном Златоустом ; встречается и у русских отцов Церкви, в частности у Тихона Задонского и у жившего в наши дни отца Иоанна Кронштадтского . Это учение мы забыли, оторвавшись от него, и тем лишились правильного понимания нашего спасения, что не может не отразиться на самом деле спасения. Мы знаем, что митрополит Филарет в «Катехизисе» определил Церковь как общество верующих, связанных одними Таинствами, обрядами, иерархией и т. д. 412 Но спрашивается: каково же это общество в своём существе, каково его отличие от прочих человеческих обществ и в чём его высшая ценность? В святоотеческих писаниях мы не находим определения Церкви как некоего человеческого общества. Сама Церковь учит по-иному. По её учению, она есть Тело Христово. Как для общего искупления человечества Христос воплотился, принял тело человека, так для спасения каждого верующего Он оставил Тело Своё на земле. Мы, входя в Церковь , входим в Тело Христово, становимся членами этого Тела. Выражение и раскрытие приведённого определения Церкви мы находим уже у апостола Павла. В Послании к колоссянам он пишет: Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь (1:24; см. также 1:18). А в Первом послании к коринфянам, говоря им о дарах духовных, он пишет: Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, иудеи или еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих... И вы – тело Христово, а порознь – члены ( 1Кор. 12:12–14.27 ). Ту же мысль мы видим у него в Послании к ефесянам: Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его ( Еф. 5:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Филипп Шафф (протестант) Глава IV. Апостол Петр и обращение евреев § 24. Чудо Пятидесятницы и день рождения Христианской Церкви (30 г. по P. X.) И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. Деяния 2:4 Первая Пятидесятница, которую ученики отпраздновали после вознесения нашего Спасителя, была вторым по значению событием после пришествия Сына Божьего на землю. Это отправная точка в истории апостольской церкви и той новой духовной жизни, которую Христос дал человечеству и которая с тех пор расширяется и действует в нас и будет действовать до тех пор, пока все человечество не изменится по образу Христа (Неандер 254 ). I. Первоисточник: Деян. 2:1–47 . См. также 1Кор. 12; 14 . См. толкования Книги Деяний Ольсгаузена, Де Bette, Майера, Лехлера, Хэкетта, Александера, Глоуга, Олфорда, Вордсворта, Пламптре, Джейкобсона, Хаусона, Спенса и др.; а также толкования 1 Коринфянам – Биллрота, Клинга, Стэнли, Хейнрици, Эдвардса, Годе, Эликота. II. Сочинения, полностью посвященные чуду Пятидесятницы и дару языков (глоссолалии): Herder (Die Gabe der Sprachen, Riga, 1794); Hase (сборник «Zeitschrift für wissenschaftl. Theol.» Винера за 1827 г.); Bleek (альманах «Studien und Kritiken», 1829 – 1830); Baur (альманахи «Tübinger Zeitschrift für Theol.», 1830 – 1831; «Studien und Kritiken», 1838); Schneckenburger (Beiträge zur Einleitung in das N. T. 1832); Bäumlein (1834); Dav. Schulz (1836); Zinsler (1847); Zeller (Acts of the Apostles, I. 171 в английском переводе J. Dare); Böhm (последователь Ирвинга, Reden mit Zungen und Weissagen, Berlin, 1848); Rossteuscher (последователь Ирвинга, Gabe der Sprachen im apost. Zeitalter, Marburg, 1855); Ad. Hilgenfeld (Glossolalie, Leipz., 1850); Maier (Glossolalie des apost. Zeitalters, 1855); Wieseler (в альманахе «Stud. u. Krit.» 1838, 1860); Schenkel (ct. «Zungenreden» в его Bibel–Lex. V. 732); Van Hengel (De gave der taten, Leiden, 1864); Plumptre (ct. «Gift of Tongues» в Smith, B. D. IV. 3305, амер. изд.); Delitzsch (ct. «Pfingsten» в Riehm, Η. B.A., 1880, p. 1184); K. Schmidt (b Herzog, 2 d ed., xvii, 570 sqq.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

16. Библейские тексты о деятельности и силе Святого Духа Св. Дух: а) творит и дает жизнь: «Земля... была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» ( Быт. 1:2 ). – «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» ( Иов. 33:4 ). – «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его – все воинство их» ( Пс. 32:6 ). – «Пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» ( Пс. 103:30 ). б) открывает тайны Божии: «Дух все проницает, и глубины Божии... Божьего никто не знает, кроме Духа Божия... мы приняли... Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» ( 1Кор. 2:10–12 ). «Вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым» ( Еф. 3:4, 5 ). в) открывает дела Христа: «Когда... приидет Утешитель... Дух истины... Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин. 15:26 ). г) открывает будущее: Дух Святой был на Симеоне. «Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» ( Лк. 2:26 ). – «Дух истины... будущее возвестить вам» ( Ин. 16:13 ). " Один из пророков, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии» ( Деян. 11:28 ). – «Дух... ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» ( 1Тим. 4:1 ). д) вдохновляет пророков: «мы имеем вернейшее пророческое слово... изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет. 1:19, 21 ). е) назначает на дело священнослужения: «сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей... и возьми их к скинии... Я сойду... и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил» ( Чис. 11:16, 17 ). – Господь сказал апостолам: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян. 1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ι. Введение. Вопрос. Во всякой ли религии можно спастись? Ответ. Нет, потому что есть одна религия, которая происходит от Бога – это религия христианская. Вопрос. Посему недостаточно ли для спасения только быть христианином? Ответ. Этого еще не достаточно: должно быть таким христианином, как заповедует Иисус Христос : должно принадлежать к Его Церкви ( Мф.7:21–23 ). Вопрос. Почему для спасения необходимо принадлежать к Церкви? Ответ. Церковь есть тело, глава которого Иисус Христос (Εф.1:23; Рим.12:5 ; 1Кор.10:17; 12:12–13, 27 ); Он же и Спаситель тела ( Еф.5:23, 26–27 ). Посему, чтобы иметь участие в спасении, необходимо быть членом сего тела Христова, т. е. Церкви. Вопрос. Не существует ли много церквей? Ответ. Многие христианские общества именуют себя церквями; но истинная Церковь есть только одна. «Один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф.4:5 ). «Одно стадо и один Пастырь» ( Ин.10:16 ). Чада Церкви должны быть едино, как едино суть Иисус Христос и Его Отец ( Ин.10:30 ). Мы многие должны составлять одно тело во Христе ( Рим.12:5 ). Бог не может противоречить Сам Себе; следовательно Откровение, которое Он дал людям, имеет только один смысл. Посему Церковь , которая в своем учении дает истинный смысл Откровения, есть единая истинная Церковь . Вопрос. Назовите эту Церковь ? Ответ. Эта Церковь есть Православная Церковь , в состав которой входят отдельные церкви: иерусалимская, антиохийская, александрийская, константинопольская и русская. Вопрос. Что такое штундизм? Ответ. Учение, отвергающее истины нашей веры, распространенное в нашем народе врагами Православной Церкви и нашего отечества. Вопрос. Что должно думать о последователях этого учения? Ответ. Они заблуждаются; и если они искренно желают спастись, то должны возвратиться в лоно истинной церкви, по словам апостола Павла: «все испытывайте, хорошего держитесь» ( 1Сол.5:21 ). Вопрос. Как мы должны относиться к ним? Ответ. Мы должны с любовью убеждать их чаще размышлять об учении Православной Церкви, припомнить, что некогда весь христианский мир составлял единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь , что их предки были членами этой Церкви, что к святой Православной Церкви принадлежали могущественные цари, величайшие мудрецы и святые мужи, подвиги и добродетели которых они сами признают.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Библия начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт. 1:1 ), а в ее последнем повествовании говорится о новом небе и новой земле , о великом «пакибытии» вселенной ( Мф. 19:28 ). Начало Библии – бытие, конец– пакибытие (паки=снова, пакибытие=сновабытие – слав.). Как в водах святого крещения, в «бане пакибытия» ( Тит. 3:5 ) прекращается ветхое бытие души и начинается новое, так в огненном крещении Страшного суда прекращает свое ветхое бытие вселенная и начинается пакибытие мира. Во всем Писании слово «пакибытие» употреблено два раза: Мф. 19:28 и Тит. 3:5 . Один раз говорится о пакибытии души через воды крещения, а другой раз – о пакибытии мира через огонь Суда. Бытие мира было нарушено грехом. Но вот уничтожен грех, начинается пакибытие. Прежнее небо и прежняя земля миновали , ибо потеряли свое бытие в Боге и настолько были испорчены, что нуждались не в исправлении и улучшении, а в новом бытии, пакибытии. Как о крещеной душе сказано: «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» ( 2Кор. 5:17 ), так и о новом мире: «Ибо прежнее прошло... се, творю все новое» (21,4.5). С другой стороны, речь идет не об уничтожении прежнего мира и сотворении нового, но о прохождении прежнего бытия и начале нового бытия, «пакибытия» той же самой твари. Псалмопевец говорит о земле и небесах, что «все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся» ( Пс. 101:27 ). Не о новом сотворении мира, а о новом бытии прежнего мира говорит псалмопевец Давид словами: «И Ты обновляешь лице земли» ( Пс. 103:30 ). Святой Иоанн Богослов так пишет об этом в своем послании: «Тьма проходит и истинный свет уже светит», и еще: «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» ( 1Ин. 2:8,17 ). Апостол Павел так писал о прежнем бытии мира: «Ибо проходит образ мира сего» ( 1Кор. 7:31 ), а о пакибытии: «И сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» ( Рим. 8:21 ). А в Евангелии сказано, что «небо и земля прейдут» ( Мф. 24:35 ), в славянском переводе – «мимо идут».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Вместо предисловия Уста праведного поучатся премудрости, и язык его возглаголет суд. Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его. Пс. 36:30–31 Такими чертами псалмопевец описывает праведного, т. е. благочестивого человека, верного и строгого исполнителя Закона Божия, и в этих чертах ясно отражается нравственный облик в Бозе почившего 11 февраля сего 1898 года архипастыря нашей Церкви высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Московского и Коломенского, который, в юности восприяв в сердце своё и усвоив себе закон Божий, до конца дней многолетней жизни своей остался верным исполнителем его, и ни разу не поколебались стопы его в этом исполнении. За то и Господь хранил и умудрял его, так что уста его изрекали премудрость и язык его произносил суд и правду. К голосу его прислушивались не только простые и лишь искавшие премудрости, назидания и суда, но и достигшие в той или другой мере обладания ею, правом назидания и суда люди, стоящие у кормила власти. При жизни своей почивший архипастырь не любил, чтобы о нём говорили, чтобы его восхваляли и т. п. «Обо мне же, – писал он в одном частном письме от 17 февраля 1894 года, – чем меньше упоминается, тем для меня приятнее» 1 . Как известно, он был враг юбилейных торжеств и чествований отдельных лиц и, ввиду приготовлений других к чествованию его собственного 50-летия общего служения Церкви и отечеству, имевшего исполниться именно в означенном 1894 году летом, решительно и во всеуслышание заявил, что «поздравлений принимать или на присланные отвечать не будет» 2 . Ещё в 1888 году в одной из проповедей с церковной кафедры, именно в слове на день Успения Пресвятыя Богородицы, сказанном на текст темже прежде времене ничтоже судите ( 1Кор. 4:5 ), в Бозе почивший архипастырь коснулся вопроса о «восхвалении живых» и, опираясь как на слова приведённого сейчас текста, так и на слова одной богослужебной книги, относящиеся к празднику Успения Богоматери понеже никтоже прежде смерти достойне блажим бывает 3 , сильно восставал против юбилейных чествований живых людей и находил, что «прославление живого преждевременно» 4 . В отношении к себе лично он и с этой стороны остался вполне верен. Ни одного юбилея в своей жизни он не допустил праздновать. Портретов с себя он также не дозволял снимать 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

О толковании Священного Писания I. Православное учение о толковании священного Писания Священное Писание не только нигде не открыло нам, чтоб мы довольствовались в вере озарением от Св. Духа, но вменяет нам также в обязанность искушать духи, от Бога ли они: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» ( 1Ин. 4:1 . Мф. 7:15 и Откр. 2:2 ). И сам ап. Павел, хотя первоначально повергнут на землю и наставлен был божественным голосом с неба ( Деян. 9:7 ), по впоследствии дослан к человеку для принятия таинств и соединения с Церковью. Упоминаемый в Деяниях апостольских евнух, читавший пророка Исаию и не понимавший его, был послан не к ангелу и не чрез внутреннее озарение открыто ему то, чего он не понимал; но божественным внушением приведен был к нему диакон Филипп, который знал пророка Исаию и сказал: «разумеешь ли, что читаешь?» Он (евнух) сказал: «как могу разуметь, если кто не наставит меня?» (гл. 8, ст. 27 и далее 30 и 31 ст,). Тогда Филипп изъяснил непонятное для евнуха пророчество. Наконец, и в праве ли мы по своему произволу присвоить себе внутреннее озарение от Св. Духа, когда Сам Дух Святый Свои дары разделяет, «как Ему угодно»? ( 1Кор. 12:11 ). Священное Писание, при пользовании им, можно до некоторой степени уподобить тому цветку, с которого пчела берет мед, а паук яд. Оно есть, по выражению апостола, «обоюдоострый меч» ( Евр. 4:12 . Еф. 6:17 ), с которым нужно умело и правильно обращаться, чтобы не повредить себе. Для одних, при руководстве Церкви и св. Писание, и св. Предание указывают путь ко спасению, а другие, произвольно толкуя его, впадают в душепагубные ереси и уподобляются в этом отношении тем «невеждам и не утвержденным», о которых заметил апостол, что они-«к собственной погибели превращают», как и прочие Писания ( 2Пет. 3:16 ). Итак, заметим вкратце, что все вообще учение сектантов об источниках вероучения отличается крайним произволом. Этот произвол со стороны сектантов обнаруживается, например, в том, что они признают только одно св. Писание за источник вероучения, причем толкуют его односторонне,– по личному усмотрению каждого сектанта. Но такое отношение сектантов к источникам вероучения, нельзя признать основательным. Ни история первоначального распространения христианства, ни само св. Писание и в частности даже те места, на которые ссылаются сектанты-рационалисты в подтверждение своего учения о св. Писании и толкования его, не дают ни малейшего основания произвольно, по личному усмотрению, толковать слово Божие и отвергать св. Предание. II. Основания из слова Божия для православного учения о толковании священного Писания

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Об иконопочитании «Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистаго“ ( Лев. 10: 10 ). «И сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки... Там Я буду открываться тебе и говорить с тобой над Крышкою посреди двух херувимов“ ( Исх. 25 : 18–22). 1) Что такое икона ? Икона 16 есть изображение истинного, действительно существующего Бога. 2) Что такое кумир? Кумир, иначе идол это – изображение бога, выдуманного вымыслом человеческим ( Деян. 17: 29 ), бога ложного, какого вовсе не существует, оттого «идол в мир – ничто“ ( 1Кор. 8: 4 ). Разница поэтому между иконой и идолом такая, как между днем и ночью: «Какая, говорит св. Апостол, совместимость храма Божия с идолами?“ ( 2Кор. 6: 15–16 ). 3) В чем состоит иконопочитание? Иконопочитание, как учит седьмой Вселенский Собор, состоит в том, что мы считаем икону не богом, а только изображением (портретом) и, почитая икону, мы кланяемся, т. е. воздаем честь, не дереву или краскам, а тому, кто изображен на ней: Богу, св. Ангелам, Пресвятой Богородице и св. угодникам, друзьям Божиим ( Лук. 12: 4 ), подобно тому, как снимая фуражку в присутствии портрета царского, мы отдаем этим честь не самому портрету, а тому, кто изображен на нем, т. е. самому Царю. 4) В чем состояло идолопоклонство? Идолопоклонство состояло в том, что люди а) идолов считали за Бога: «Скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы, и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской“ ( Исх. 32: 8–3 . Цар. 12: 28–30. Иса. 44: 17. Иер. 2: 27 ). б) приносили идолам человеческие жертвы, сожигая или закалая пред ними людей. «Оне (Самария и Иерусалим) закалали детей своих для идолов своих и в тот же день приходили в святилище Мое, чтобы осквернить его: вот как поступали оне в доме Моем“ ( Иез. 23: 39 ). «Смешались (Израильтяне) с язычниками и научились делам их; служили истуканам их, которые были для них сетью и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, – и осквернилась земля кровию“ ( Псал. 105: 35–38 . Иер. 7: 31 . Иез. 16: 20–22. 20: 31 . Вт. 12: 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Прибавление к описанию Киево-софийского собора и киевской иерархии, содержащее разные грамоты и выписки, объясняющие оные. 1. О Десятинах церковных и о Завете Великого Князя Владимира Святославича Киевской Десятинной церкви Примечание. Десятинная подать с хозяйственных доходов и добыч подданных была древнейшим установлением гражданским сперва для Царей ( 1Цар.8:5 ), а потом и для служителей Церкви. Так и Батый по нашествии на Россию потребовал Десятинной Дани. А Храмам и Божествам своим самые язычники платили сию дань. В Священном Писании первый пример даяния Десятин упомянут о Аврааме, принесшем Мелхиседеку, Царю Салимскому, десятую гасть добыч своих от победы над четырьмя Царями (Быт.14:20). Иаков приносил также Десятину Богу ( Быт.18:22 ): а Моисей по Божиему повелению узаконил уже, что всяка Десятина земли от семене земного и от плода древяного Господу есть, свято Богу, и всяка Десятина волов и овец и всяко, еже аще приидет в число под жезл (под щет пастуха или сборщика Десятины), десятое будет свято Господу ( Лев.27:30 ). Царь Езекия сам далал оную (Пар.31:3). В пришествие Христово Иудеи продолжали еще наблюдать сей закон (Мф.23:23, Лк. 11:42 и 18:12.) . Спаситель тогда не отвергнул оного, сказав, подобаше и сия творити.. однакож в Новом Завете не узаконил Десятин, а предоставил Апостолам своим питаться подаянием ( Мф.10:10 , Лк.10:7,8 , Гал.6:6 и 1Кор.9:15 ). Так было и во первенствующих веках Христианства. (Кормч. Книг. глав. I. Правил. Апостольское 4. Но поскольку подаяния сии были произвольныя и во последующие веки оказались ненадежными для пропитания служителей алтаря и содержания церквей, то верующие начали снабдевать их доходными недвижимыми имениями, как то зданиями, садами, пашнями и проч., а Император Константин Великий с IV века законом дозволил принимать церквам по завещанию верных всякия имения (см. Феодосиево Уложение книг. XIV гл. 2 и Иустинианово книг. I глав.2; другим же сам Константин давал жалованье (Евсев. Церк. Истор. книг. X. гл. 6), что подтверждаемо было и последовавшими Императорами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. прп.: Лит.: Ап.- Гал.5:22-6:2 Ев.- Мф.11:27-30 рядовое: Лит.: Ап.- 1Кор.14:20-25 Ев.- Мф.25:1-13 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь всем святым, глас 2 Апостоли, мученицы и пророцы,/святителие, преподобнии и праведнии,/добре подвиг совершившии и веру соблюдшии,/дерзновение имущии ко Спасу,/о нас Того, яко Блага, молите//спастися, молимся, душам нашим. Кондак всем святым, глас 8 Яко начатки естества, Насадителю твари,/вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики;/тех молитвами в мире глубоце//Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве. Тропарь за умерших, глас 2 Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя,/и елика в житии согрешиша, прости:/никтоже бо безгрешен,//токмо Ты, могий и преставленным дати покой. Кондак за умерших, глас 8 Со святыми упокой,/Христе,/души раб Твоих,/идеже несть болезнь, ни печаль,/ни воздыхание,//но жизнь безконечная. преподобному Ефрему Сирину Тропарь преподобному Ефрему Сирину, глас 8 Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Ефреме отче наш,//моли Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак преподобному Ефрему Сирину, глас 2 Час присно провидя Суда,/рыдал еси горько, Ефреме, яко любобезмолвный,/делателен же был еси в делех учитель, преподобне.//Темже, отче всемирный, ленивыя воздвизаеши к покаянию. Величание преподобному Ефрему Сирину Ублажаем тя,/преподобне отче Ефреме,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов//и собеседниче Ангелов. Молитва 3-я преподобному Ефрему Сирину Преподобне отче Ефреме! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-02-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010