О Рождестве Христовом православные христиане вспоминают ежедневно в утреннем молитвенном правиле. «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася» – читаем мы о Христе в третьем члене Символа Веры. Заметим, что Церковь, говоря о пришествии Бога на землю, не ограничивается словом: «воплотившагося», но прибавляет также: «вочеловечшася», желая показать, что Сын Божий не просто воспринимает плоть, но становится истинным человеком. Восприняв нашу природу, он пребывает единосущным нам по человечеству, входит в семью Адамову, делается нашим родственником. Рождество ознаменовало начало новой эпохи жизни мира. Христос, однажды родившись на земле, отныне духовно рождается в сердце каждого, уверовавшего в Него. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин.14:23) – говорил Господь. Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал.4:19) Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием (1Кор.4:15) – писал апостол Павел своей пастве. Иисус и апостолы благовествуют о рождении свыше нашего внутреннего человека, или, по-другому, о духовном рождении Спасителя в душе христианина. Писание также открывает нам, что Господь, родившись в нашем сердце, таинственно растет в нем - подобно тому, как Иисус естественно возрастал в Своей земной жизни. Апостол Павел писал, что христиане должны прийти в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф.4:13). Вспомним и евангельскую притчу о сеятеле, которая говорит о созревании семени в сердце человеческом. В контексте притчи семя есть слово Божие, но нельзя забывать, что семя в языке Библии может пониматься как Сам Христос (см.Быт.3:15; Гал.3:16). Иоанн Богослов пишет: Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем (1Ин.3:9). Блаженный Феофилакт Болгарский толкует, что под семенем здесь может пониматься «Сам Христос, Который, обитая в верующих, соделывает их сынами Божиими».

http://pravoslavie.ru/109791.html

Беседа 1. Самая таинственная Книга. Знаки пришествия антихриста. Еврейский вопрос. Братья и сестры! В этом году мы с вами займемся изучением самой трудной книги Библии – книгой «Откровение Иоанна Богослова» , или, как ее называют по-гречески, «Апокалипсис» . Апокалипсис –это самая таинственная книга в Библии , в ней содержатся сведения именно о последних временах и о том, как они будут наступать, в какой последовательности они будут приближаться, как род человеческий постепенно войдет в череду апокалипсических событий. Греческое слово «Апокалипсис», т.е. «Откровение», означает в буквальном смысле слова «снимать покрывало с чего-либо», а на языке религиозном это слово будет означать «Открытие будущего», или «Открытие сокрытого». Апостол Павел этим именем словом обозначает откровение полученное непосредственно от Бога ( 1Кор.14:26 ). В кодексах книг Библии Апокалипсис носит имя святаго Иоанна Богослова и с начала повествования указывает на него ( Откр.1:9 ) 1 . Книга Откровение была написана в период гонения, вероятно, в конце правления римского императора Нерон (54–58 гг. по Р.Х.) или во времена царствования Домициана. Большинство ученых склоняются к дате ее написания около 95 г. по Р.Х. Определенные годы жизни Иоанна Богослова были связаны с городом Ефесом. Так, святой Иереней Лионский в своих трудах говорит, что, будучи еще юношей, он видел престарелого Поликарпа из Смирны, который беседовал со многими, видевшими Христа. Среди них был и Иоанн, который оставался в Ефесе до дней царствования Трояна (98–117 гг. по Р. Х.). Скорее всего Апокалипсис был написан в 96 г. от Р.Х. В этой книге говорится об очень многом. Когда Иоанн Богослов получил откровение от Бога, он видел, как мы можем предположить, современный нам мир. Например, сказано, что, когда он смотрел на современный город – для нас современный, а для него город будущего, – то этот город выглядел как стеклянное море, которое смешано с огнем и Бог как Судья восседает над ним. Если сверху посмотреть на любой современный город – это именно стеклянное море, смешанное с огнем. Он видел даже военную технику – он видел вертолеты. Сказано, что он видел саранчу, которая имела лицо как бы человеческое, то есть там были видны люди, и эта саранча не причиняла вреда никому из животных, но умерщвляла только людей. Он видел все это сам, но излагал это в категориях своего времени – он не мог сказать слово «вертолет», он мог сказать: «саранча» и «человеческое лицо», потому что он видел в застекленных кабинах вертолетов лица. Он оставался человеком своего времени, говоря о вещах, событиях, современниками событий которых мы с вами являемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Благочестивые слушатели! Мы собрались сюда побеседовать о спасении наших душ. Вести подобные беседы нам необходимо нужно, так как спасение души должно быть для каждого человека несравненно дороже всех земных благ, по слову Самого Господа: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» ( Мф.16:26 ). Первым необходимым условием спасения каждого человека служит принадлежность его к святой Христовой церкви, ибо «кроме церкви Божией, – по свидетельству старинной книги Большого катихизиса, – нигде нет спасения» (лист 121; у Озерского часть 1, с.6). Истинная церковь Божия, по учению 9-го члена Символа веры , есть едина, следовательно, и вера истинная может быть только едина же. В этом нас удостоверяет святой апостол Павел. Единъ Господь, – говорит он, – едина вра ( Еф.4:5 ). «А вси вры, – говорится в Кирилловой книге, – иже врами зовутся, не суть вры, но прелести, наченши отъ и до прочихъ всхъ» (лист 505; у Озерского часть 1, с.14). Но в жизни разных народов, как и в здешней местности, мы видим, даже и в среде единоплеменников, природных русских людей, не едину веру, как следовало бы быть, а разноверие. Это разноверие произошло около 250 лет тому назад, именно с того времени, когда патриархом Никоном было предпринято исправление богослужебных книг и некоторых чинов и обрядов, разнящихся от некоторых наших древних книг и обычаев и восточных, греческих. Нашлись противники этому доброму начинанию, которые начали распространять в народе молву, что Никон не правит, а портит книги и изменил православную веру, от чего-де «церкви стали теперь уже не церкви, архиереи – не архиереи, таинства – не таинства» и прочее («Деяния собора 1667 года», лист 1 об.). Царь Алексей Михайлович, видя нестроение и смуту церковную, в 1667 году созвал на собор греческих и русских архипастырей. Отцы собора, рассмотрев новоисправленные книги и некоторые церковные чины, нашли их правильными и приказали по этим книгам править службу Божию, а противников и раздорников своему распоряжению предали наказанию, отлучив их от церкви, доколе не раскаются в своём заблуждении (там же, лист 7), следуя в этом случае повелению Самого Господа: аще црковь преслшаетъ, бди теб коже зычникъ и мытарь ( Мф.18:17 ) и наставлению апостола: измите злаго отъ васъ самхъ ( 1Кор.5:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Глава первая     О Соборном Послании Святого Апостола Иуды Писателем последнего в каноническом порядке послания был Иуда «раб Иисуса Христа, брат Иакова» ( Иуд.1:1 ). Вопреки мнению некоторых западных исследователей (у нас разделяемому преосвящ. Михаилом), этот Иуда не может быть отождествляем с апостолом из числа 12-ти – Иудою Фаддеем или Леввеем ( Мф.10:3 ), иначе называемым Иудою Иаковлевым ( Лк.6:16 ; Деян.1:13 ): Апостол Иуда скорее называл бы себя сыном Иакова, а не братом Иакова. Поэтому гораздо основательнее признать, что писателем последнего Соборного послания был Иуда, брат Господа по плоти, сын Иосифа Обручника от первой его жены и брат Иакова, первого епископа Иерусалимского и писателя первого послания (ср. Мф.13:55 ). По свидетельству Климента Александрийского , Иуда, написавший Соборное послание, был братом сыновей Иосифа (Обручника); он мог бы указать на свое родство по плоти с Господом, но предпочитает именовать себя Его рабом, указывая только на свое отношение к Иакову: он был братом Иакова, по отцу Иосифа (Ad umbr. Megne. gr. IX:731). Подобно другим братьям Господним, Иуда во время земной жизни Господа еще не веровал в его Божественное достоинство ( Ин.7:5 ), но по воскресении Господа он с братьями примкнул к общине апостолов и первых уверовавших во Христа ( Деян.1:14 ) и, занимая известное положение в первенствующей церкви, наравне с другими братьями и вместе с апостолом нес миссионерские труды по распространению Евангелия ( 1Кор.9:5 ). По свидетельству постановлений Апостольских, Иуда был преемником брата своего Иакова в епископстве церкви Иерусалимской (Const. apost. VII, 46). По рассказу Евсевия (Ц. Ист. III, 19–20), в конце царствования Домициана (ок. 95 г. по Р. X.) два внука Иуды, занимавшиеся земледелием, были приведены, по наветам еретиков, к Кесарю, как потомки Давида и родственники Господа, и когда император убедился, что никакой опасности для его власти они не представляют, он отпустил их, и прекратил гонение на церковь ; отпущенные же сделались предстоятелями церквей, как исповедники и вместе сродники Господа, и, наслаждаясь миром, дожили до царствования Траяна. Других сведений о жизни и смерти св. Иуды предание и церковная история не сохранили.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Диспут (собеседование) с баптистами 5. «Личные взаимоотношения со Христом православного христианина и баптиста» Источник Скачать epub pdf Доклад баптиста (пастор Сергей Антонович Дидовец) Баптист (докладчик): Наша тема сегодня «Личные взаимоотношения со Христом», то есть, как православные люди общаются с Иисусом и как – баптисты. Я хочу прочитать два кратких текста из Евангелия. Первый записан в 1Ин.1:3 : О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами, а наше общение с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. И второй текст, 1Кор.1:9 : Верен Бог , Которым вы призваны в общение Сына Его, Иисуса Христа, Господа нашего. Итак, Павел и Иоанн пишут о факте общения со Христом. Иоанн даже призывает и других верующих, чтобы они присоединились к этому общению. Он говорит: приходите в общение с нами, а наше общение с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. Общение со Христом ведет нас к общению с Богом. Без Иисуса Христа общение со Святым Богом невозможно. Почему? Потому что Бог Святой, а мы грешны, и святость с грехом несовместима. Но когда пришел Иисус Христос на землю, Он как раз и пришел решить проблему греха. Он взял наш грех на Себя и зашел на крест. В теле Иисуса Христа совершилось наказание Божие, потому что написано: возмездие за грех – смерть ( Рим.6:23 ). Бог наказал грех в одном Человеке. Чтобы не наказывать всё человечество за грехи людей, умер Божий Сын Иисус Христос . Можно так сказать, что это был удар Божиего правосудия по телу Иисуса Христа, и Христос там, на Голгофе, принося Себя в жертву, сгорел под ударом Божиего гнева, испустил дух и на третий день воскрес. Иисус Своей жертвой также не только решил проблему греха, но и разрушил стоявшую посреди преграду. Об этом мы читаем в Еф.2:14–18 . Там говорится о том, что мы были врагами Богу, и язычники с евреями враждовали. Вот эта вражда между людьми и между Богом была устранена телом Иисуса Христа. Там прямо говорится, что в одном теле Христос примирил обоих, то есть и язычников, и евреев, с Богом. Поэтому с того момента, когда Христос умер на кресте, появилась возможность иметь тесные взаимоотношения с Богом через Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

" Духовной жаждою томим " или о нашем провинциализме (Священник Андрей Спиридонов) 14.01.2013 23:55:23 Священник Андрей Спиридонов Священник Андрей Спиридонов, главный редактор радиопрограммы «Благовещение» " Духовной жаждою томим " или о нашем провинциализме. (Церковные СМИ и современный мир)                                                  " Горе мне, если  не благовествую! "                                                    (1Кор. 9:16).                                                              Не секрет, что христианскому мировидению свойственна эсхатологичность, то есть предвидение и понимание конечности развития  и ограниченности во времени земной цивилизации. Как сказано святыми отцами, Церковь не от мира сего, но – в мире сем. Мир же сей в своем развитии неизбежно конечен, поскольку в том качестве, в котором существует, берет свое начало с грехопадения прародителей. Как мы знаем, духовный смысл конца земной истории описан в " Откровении " св. апостола Иоанна Богослова. Те или иные происходящие в мире глобальные процессы могут и не являться в собственном  смысле апокалипсическими, но могут стать таковыми при условии стремительной нравственной деградации человечества или, по крайней мере, играют определенную роль в технической подготовке к действительно катастрофическому финалу земной истории. Современные новейшие коммуникационные средства начинают иметь здесь решающее значение, тогда как внешняя миссионерская составляющая деятельности Церкви Христовой не может не учитывать тех перемен, которые происходят в окружающем мире. О чем и стоит поговорить более подробно.      Для нас должно быть очевидным, что  эти перемены могут быть весьма и весьма стремительны. Однако мало того, что мы живем во время глобальных перемен, но мы живем еще и во время формирования новой информационной реальности. Этот переход к электронным носителям информации, «интерактивности и всеобщей мобильности» сопоставим с переходом от рукописного текста к книгопечатанью. Более полутора десятка лет назад знаменитый западный социолог и футуролог Элвин Тоффлер в своей нашумевшей трилогии, в заключительной ее части «Метаморфозы власти» писал, что мир стоит на пороге перехода в новое качество постиндустриального общества, где новейшие средства «мобильности», «повсеместности» и «обратимости» приведут к никогда ранее не имеющему места быть качеству жизнедеятельности человека.

http://radonezh.ru/analytics/dukhovnoy-z...

Жизнь Апостола Павла I. Апостол Павел пред своим обращением II. Обращение III. Апостольское служение Павла Прибавление Пособия для изучения жизни Апостола Павла: О послании Святого Апостола Павла к Римлянам Время написания Цель написания Подлинность Содержание Текст послания Толкователи послания Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16     Жизнь Апостола Павла В жизни Апостола Павла нужно различать: 1) его жизнь, как иудея и фарисея, 2) его обращение и 3) его жизнь и деятельность, как христианина и апостола. I. Апостол Павел пред своим обращением Павел родился в Киликийском городе Тарсе, находившемся на границе между Сирией и Малой Азией ( Деян 21:39 ). Он был еврей из колена Вениаминова ( Рим.11:1 и Флп.3:5 ). Имя его первоначальное было Савл или Саул, и дано было ему, вероятно, в память о первом царе еврейском, происходившем из колена Вениаминова. Родители Савла принадлежали, по убеждениям, к фарисейской партии, которая отличалась строгою исполнительностью по отношению к закону Моисееву ( Деян 23:6 ; ср. Флп 3:5 ). Вероятно, за какие-нибудь заслуги отец или дед Ап. Павла получил права римского гражданина – обстоятельство, оказавшееся небесполезным для Ап. Павла во время его миссионерской деятельности Деян.16:37 и сл.; Деян. 22:25–29, 23:27 ). Язык, на котором говорили в семье Павла, был, без сомнения, общеупотребительный тогда в иудейских общинах Сирии – сиро-халдейский. Между тем несомненно, что Савл, еще будучи мальчиком, ознакомился довольно хорошо и с греческим языком, на котором говорило большинство жителей Тарса – греков 1 . Тарс, во времена Ап. Павла, был в отношении к образованности жителей соперником Афин и Александрии, и Апостол поэтому едва ли, при своей талантливости и любознательности, мог пройти мимо греческой литературы, не ознакомившись с нею. По крайней мере, на основании его посланий и речей можно заключить о его знакомстве с некоторыми греческими поэтами. Первая цитата, какую он делает из греческих поэтов, принадлежит киликийскому поэту Арату и встречается также у Клеанфа – это именно слово: «мы – Его рода!» ( Дeяh XVII,28 ). Вторая заимствована у Менандра ( 1Кор.15:33 ), третья – у критского поэта Эпименида ( Тит 1:12 ). За вероятность гипотезы о его некотором знакомстве с греческой литературой говорит и то обстоятельство, что Апостолу приходилось выступать со своими речами пред образованными афинянами, а для этого он должен был хотя несколько ознакомиться с их религиозно-философскими воззрениями, поскольку они выразились в поэтических творениях греческих мыслителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть Первоверховный апостол Петр Память 12 июля Мария Тоболова   01:11 14.07.2023 857 Время на чтение 7 минут ( ? – около 67 года) Когда люди отошли от Бога, замкнувшись в своей греховности, то единственная сила, которая могла согреть окаменевшие сердца, - это не знающая границ любовь Бога Отца, выразившаяся в послании на землю Своего Сына служить людям в их спасении. В первые же дни Своего пребывания в приморском городе Капернауме Господь Иисус призвал на апостольское служение четырех рыбаков: Петра и Андрея, Иакова и Иоанна: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4,19). И они тотчас оставили лодку и рыболовные сети и с любовью последовали за Божественным Учителем. Первоверховный Апостол Петр – самый известный из учеников Спасителя и глава апостольской общины, посвятивший свою жизнь распространению христианской веры. При рождении будущий апостол получил имя Симон, которое представляет собой сокращенный вариант еврейского имени Симеон, точнее, Шимон. А имя Петр является переводом арамейского слова «кифа», означающего «камень», «скала». Христос назвал Симона Петром, увидев в нем камень – один из первых в величественном здании Церкви. Петр был сыном рыбака Ионы из Галилейского селения Вифсаиды и сам по роду занятий рыбак, как и его младший брат Андрей. Петр – человек простой и необразованный, всё достоинство которого заключалось в его чистой душе и непорочном сердце. Пламенный духом, он и до обращения стремился к Богу, слушал проповеди св. Иоанна Крестителя и ждал прихода Мессии. С самого начала призвания Петр стал старшим среди апостолов, самым ревностным и безгранично преданным из учеников Христа; он ни перед чем не останавливался, чтобы проявить свою любовь к Учителю. Из Евангелия известно, что апостол Петр был женат: однажды Господь исцелил его тещу, лежавшую в горячке (Лк. 4,32). Святитель Златоуст говорит: «И здесь заметь Петрово почтение к Нему. Ибо, имея тещу, лежащую дома в сильной горячке, не привел Его в дом свой, но ожидал, пока будет окончено учение и исцелятся все прочие; и тогда уже, когда Он вошел в дом, начал просить Его…. И Господь, желая яснее показать Свое расположение к смиренному апостолу, прошел к постели больной, стал над нею, и коснулся руки ее… и горячка оставила ее». Теща Петра являлась женой Аристовула, апостола из числа 70-ти. Предание гласит, что жена Петра сопровождала его в его миссионерских путешествиях (1Кор. 9,5) и помогала супругу в проповеди веры.

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/13/...

Изложение веры 1) Веруем во единого нерожденного Бога Отца, Вседержителя, Творца всему видимому и невидимому, имеющего бытие от Себя. И во единого Единородного — Слово, Премудрость, Сына, безначально и превечно от Отца рожденного, не устно и мысленно произносимое слово, не излияние Совершенного, не отсек и не отпрыск бесстрастного Естества, но Сына самосовершенного, живого и действенного; истинный, равночестный и равнославный Образ Отца; ибо сказано, что «такова воля Отца: да... якоже чтут Отца, тако чтут и Сына» (Ин.5:23); Бога истинного от Бога истинного, как говорит Иоанн в соборных посланиях: «И да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и живот вечный» (1Ин.5:20); Вседержителя от Вседержителя; ибо над чем начальствует и чем обладает Отец, над всем тем начальствует и всем тем обладает и Сын, всецелый от всецелого, подобный Отцу, как говорит Господь: «видевый Мене, виде Отца» (Ин.14:9). Рожден же Он неизреченно и недомыслимо: «род бо Его кто исповесть» (Ис.53:8)? Иначе сказать: никто. И при скончании веков нисшел из недр Отчих, и от Пречистой Девы Марии восприял нашего человека, Христа Иисуса, Которого по собственному изволению предал за нас на страдание, как говорит Господь: «никтоже возмет душу Мою от Мене;... область имам положити ю, и область имам паки прияти ю» (Ин.10:18). По сему-то человеку распятый и умерший за нас, воскрес Он из мертвых и вознесся на небеса. Созданный для нас «в начало путей» (Притч.8:22), пребывая на земле, показал нам во тьме свет, спасение от заблуждения, жизнь из мертвых и вход в рай, из которого Адам изгнан, и в который паки вошел чрез разбойника, как сказал Господь: «днесь со Мною будеши в раи» (Лк.23:43), в который восходил и Павел; показал вхождение на небеса, «идеже предтеча вниде о нас» Господний человек (Евр.6:20), в котором будет судить живых и мертвых. 2) Равно веруем и в Духа Святого, «вся испытующего, и глубины Божия» (1Кор.2:10), анафематствуя все учения, мудрствующие противное этому. Не представляем себе Сыно-Отца, подобно Савеллианам, называя Его односущим, а не единосущным ( μονοοσιον κα οχ μοοσιον ) и тем отрицая бытие Сына.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2555...

(К празднику Воскресения Христова) Все евангелия согласно свидетельствуют, что на третий день после того, как Иисус Христос был распят и положен мертвым во гроб, Он ожил, вышел из гроба, явился Своим ученикам и затем вознесся с плотью на небо во славе. Ученики Его видели пустую могилу, осязали раны Его на руках и ребрах, беседовали с Ним, словом, имели очевидные и бесспорные доказательства Его телесного воскресения. Свидетельство о воскресении Иисуса Христа занимает самое важное и первостепенное место в их проповеди христианства. «Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели», – не раз утверждает апостол Петр ( Деян.2:32; 3:15; 5:32 ). Апостол Павел основывает на воскресении Иисуса Христа истину всего христианства: «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал» ( 1Кор.15:14–15 ). Вера в воскресение Иисуса Христа является непременным условием спасения: «если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом, и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых: то спасешься» ( Рим.10:9 ). Глубокое, основное значение Христова воскресения для христианской веры сознается и признается и врагами христианства, и вообще мыслителями, свободно обращающимися с содержанием христианского вероучения (настроенными рационалистически). Поэтому они направляют свои главные удары и возражения против факта воскресения Христова. Для своей цели они употребляют обыкновенно два метода или способа. С одной стороны они стараются извратить или подорвать действительный, подлинный смысл евангельских сказаний о воскресении Иисуса Христа, а с другой – объяснить естественным путем возникновение в умах первенствующих христиан веры в телесное воскресение Иисуса Христа. В настоящей заметке мы подвергнем разбору одну из попыток последнего рода, принадлежащую английскому богослову-писателю Мартино 1 . Мартино рассматривает евангельское повествование о воскресении Иисуса Христа в его настоящем виде, как благочестивую легенду сравнительно позднейшего происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nikolin/e...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010