б) Надлежит сему быть и по порядку творения ( 1Кор. 11:7–12 ). 1Кор. 11:7 . «Муж (являясь при общественном богослужении) не должен покрывать голову», т. е. не должен являться пред Богом без принятого и условного знака своего властительства, подобно тому, как имеющий власть, когда приступает к царю, должен иметь на себе знак своей власти (Св. Златоуст), «… потому что он (муж) есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа». Конечно, и жена создана по образу Божию и на себе его носить, но Апостол говорит не вообще о сотворении природы человеческой по образу Божию, а имеет в виду только порядок сотворения и служебное и зависимое значение жены. Сначала муж – по образу Божию, а потом как бы уже по мужнину образу из него жена, которая «и есть потому образ образа, или есть отблеск славы мужа» (Еп. Феофан). 1Кор. 11:8–9 . Что такова действительно мысль Апостола, это видно из того, что сам же он присовокупляет в виде причины, или доказательства, что не муж от жены, а жена от мужа, и не муж создан для жены, но жена для мужа». 1Кор. 11:10 . «Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею – для ангелов», т. е. стыдясь их, или боясь оскорбить их (Еп. Феофан). И св. Златоуст толкует в этом же смысле. «Если ты, говорит, не обращаешь внимание на мужа, то постыдись ангелов» – сих невидимых стражей душ человеческих, присутствующих в церкви и могущих видеть и знать сокровенные намерения молящихся. 1Кор. 11:11 . «Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе». Сии слова Апостол прибавляет очевидно для того, чтобы отклонить мужей от властолюбия и кичливого преобладания над женой. Словом «в Господе» Апостол показывает, что здесь говорится о муже и жене, как они суть во Христе Иисусе, т. е. в деле спасения, а не в житейском отношении; во Христе же Иисусе «несть мужеской пол, ни женский» (Еп. Феофан). 1Кор. 11:12 . «Ибо как жена от мужа, так и муж чрез жену; все же от Бога». Этим говорится будто: жена имеет обращение к мужу, из коего взята, взирай же и ты на естество родившей тебя в жене, и относись к ней почтительно (Еп. Феофан).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Вообще здесь следует сделать одно весьма существенное замечание по поводу самого феномена глоссолалии в неопятидесятнических общинах, т.к. в Послании к Коринфянам Апостол Павел говорит о конкретных исторических языках, а не о бессмысленных и непонятных никому бессвязных бормотаниях, как это наблюдается в религиозной практике харизматов. Об этом достаточно очевидно пишет Апостол в 1Кор.14:10 ): «Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения». Более того, утверждение о том, что молитву или языкоговорение неопятидесятников люди могут не понимать, но Бог принимает, также не верно: «Так если и вы языком произносите невразумительные слова (mh eushmon logon – не ясные, не отчетливые слова), то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер (aera от aeroV – воздух, туман, мрак)» ( 1Кор.14:9 ), а не Богу. Сразу становится понятно, что вся неопятидесятническая практика глоссолалии идет на ветер, возможно даже и не только в пустоту, но и во мрак, а это уже вполне определенный библейский символ ада и князя тьмы. Не менее ложным является явно противоречащее Священному Писанию утверждение Хейгина о том, что говорение на языках «является тем источником, который никогда не должен высыхать, потому что он обогащает жизнь духовно» (Причина Получается, что харизматическое языкоговорение не только общеобязательно, но и не должно прекращаться среди верующих. Однако слова Апостола о том, что «Дары различны, но Дух один и тот же» ( 1Кор.12:4 ) и вполне объяснимый вопрос его к коринфянам «Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» ( 1Кор.12:30 ) позволяют нам отвергнуть ложную мысль о всеобщности этого дара, а слова из следующей главы Послания: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». 1Кор.13:8 не дают нам основания утверждать о том, что дар говорения на языках никогда не прекратится. Часть 2 Следующий опус суперхаризматичного «пророка» довольно часто можно услышать в полемике с неопятидесятниками. Речь идет о так называемой молитве на иных языках. Более того, молитва на ином языке и дар глоссолалии неопятидесятниками различается. Логика понятна – если уж у нас нет дара языков и их никто не может понять и истолковать, то вот молитвы на языках к Богу понятны только Ему одному, а человек здесь бессилен. Что касается последнего утверждения, то рассмотренное выше выражение из 1Кор.14:9 однозначно говорит нам о бессмысленности не только такого рода глоссолалии, но и молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

«Потом (явился Христос) двенадцати». В славянском тексте стоит число одиннадцать», хотя во время явления было собственно только десять учеников, ибо Иуда был уже мертв, а Фома отсутствовал; но так обычно Писанию именовать все собрание апостолов по первоначальному числу их; почему и Фома назван у евангелиста Иоанна одним из обоюнадесяте (ХХ, 24. Еп. Феофан). И Св. Лука в повествовании о том же явлении Господа воскресшего ставит одиннадцать учеников. 1Кор. 15:6 . «Потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили». Чтобы не стал кто подозревать, будто бы о любимом Учителе проповедовали воскресение, которого не было, Апостол помянул и о явлении более чем пятистам братий, – не порознь, а всем вкупе (Св. Златоуст). 1Кор. 15:7 . «Потом явился Иакову». Мне кажется, брату своему; его, говорят, Он сам рукоположил и поставил первым епископом в Иерусалиме (Св. Златоуст). «Также всем Апостолам». Ибо были и другие Апостолы (сверх двенадцати), именно семьдесят (Св. Златоуст). 1Кор. 15:8 . «А после всех явился и мне, как некому извергу». Изверг не злодей, а выкидыш (изверженный младенец). Употребляет себя выкинутому зародышу, который не включается и в число людей, – так глубоко смирение величайшего из Апостолов (Феодорит). 1Кор. 15:9–10 . Упомянув затем о великих трудах своего апостольства, сравнявших авторитет его со всеми другими Апостолами, Св. Павел дерзновенно возглашает об истине воскресения Христова. Кор. 15:11. «Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали!» б) Общее воскресение, как следствие воскресения Христова ( 1Кор. 15:12–34 ). 1Кор. 15:12 . «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас (не всех укоряет, и укоряемых не открывает, дабы не ожесточить их. – Св. Златоуст) говорят, что нет воскресения мертвых?» Надо полагать, что смысл слов говоривших был такой: воскресение мертвых невозможно. Указав им на действительное воскресение Христа, Апостол вполне опроверг их: ибо если «есть» совершилось, то оно возможно. От действительности к возможности заключение верное (Еп. Феофан).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Вот как об этом пишет архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) : «Например, среди многочисленных членов, составлявших Римскую церковь , некоторые верующие, очевидно, полагали, что пребывание в церкви Завета обязывает их соблюдать вегетарианскую диету для строгого соблюдения заповеди о чистоте. Последователи апостола Павла, с другой стороны, полагали, что после того как они вступили в Новый Завет , они свободны от всякого легализма. Ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве ( Рим.7:6 ). Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти ( Рим.8:2 ). И в Коринфе некоторые верующие употребляли в пищу то, что предлагалось в жертву идолам в языческих храмах (идоложертвенное). Другие же верующие (их Павел называет „немощными в вере“) считали, что такое поведение – капитуляция перед враждебным Христу язычеством (см.: 1Кор.8:10 ). В обоих случаях апостол Павел утверждает два взаимосвязанных принципа. Действия не-вегетарианцев в Риме и употребляющих мясо в Коринфе принципиально оправданы. Такие верующие привносят в Церковь данную ей во Христе свободу и не должны быть осуждаемы другими верующими. Однако все поступки должны, так или иначе, соразмеряться с ростом, с развитием верующей общины: ведь не у всех такое знание ( 1Кор.8:7 ). Что приемлемо для совести одного, не всегда принимается совестью другого. И свобода обязывает не только принимать других, но также участвовать в их духовном росте. Единство Церкви в свидетельстве и в жизни всегда подвергается опасности раскола из-за её внутреннего многообразия. Это единство может держаться только любовью всех друг ко другу в подражание любви Христовой (см.: Гал.5:13 ; ср.: 1Кор.8:11 ). Такова воля Божия, и поступки, и действия, согласные с этой святой волей, „назидают“ „внутренних“ и способствуют благовестию „внешним“, всем идут на пользу ( 1Кор.10:25–33 )» 354 . Итак, едите ли, пьёте ли, или (иное) что делаете, всё делайте в славу Божию ( 1Кор.10:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1Кор.4:11 . «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся». Объяснение. Апостол Павел терпел голод и нужды, но тем не менее ни у себя лично, ни у других проповедников Христова учения не отрицал права пользоваться материальным содержанием от лиц, коим было проповедано учение: 2Кор.11:8–9 ; Флп.4:10–19 . 1Кор.9:17–18 . «Ибо, если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение. За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моей властью в благовествовании». Объяснение. Здесь апостол раскрывает своё право или власть (ст.12–18) требовать от Коринфских христиан, как и вообще от духовных чад, полного обеспечения жизни: ст.11–14, Это место послания должно вразумлять тех, которые порицают православное духовенство за взимание вознаграждения за требоисправление: Гал.6:6:14 ; Лк.10:7 . В приточной речи ст.7 под виноградом разумеется общество христиан, под насадителями винограда апостол или пастырь, под плодами добрые дела, милостыня, вспоможения братьям по вере: 1Кор.16:1–2 . Возможно ли, чтобы одни пастыри Церкви, насаждающие и напояющие виноград Христов: 1Кор.3:6 , лишены были пользования плодами его веры и любви, приношениями и вознаграждениями. Господь хотел внушить израильтянам (ст.8–10) сострадание и сочувствие ко всякому работающему, чтобы они не лишали потребного прежде всего таких тружеников, как апостолы и пресвитеры, труждающихся в слове и учении: 1Тим.5:17 . 2Кор.6:3–4 . Срав. 11:8. «Мы никому ни в чём не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всём являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах». Объяснение. Апостол Павел, своим бескорыстным служением, хотя и не подавал повода к порицанию апостольского служения, будучи в трудах, бдениях, в постах: ст.5, но тем не менее, ни у себя лично, ни у других проповедников Христова учения не отрицал права пользоваться материальным содержанием от лиц, коим было проповедано учение: 1Кор.9:12–13 ; Гал.6:6 ; Флп.4:10–19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1Кор.10:8 .  Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. 1Кор.10:9 .  Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. 1Кор.10:10 .  Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. «Сия же образи нам быша, яко не быти нам похотником злых, якоже и они похотеша. Ни идолослужителе бывайте, якоже нецыи от них: якоже есть писано: седоша людие ясти и пити, и восташа играти» ( Исх. 32, 6 ). «Ниже соблудим, якоже нецыи от них соблудиша, и падоша во един день двадесять три тысящы. Ни да искушаим Господа, якоже нецыи от них искусиша и от змий погибоша. Ни ропщите, якоже нецыи от них ропташа и погибоша от всегубителя». Каждое из сказанных событий Апостол представил, как сходное с тем, в чем погрешали коринфяне. И, во-первых, указал на злое похотение, от которого рождается большая часть зол; потом – на идолослужение и на чревоугодие, от которого произникло и первое, потому что и коринфяне, поработившись чревоугодию, делали пиры в идольских капищах. Упомянул и о блуде, показал число умерщвленных за оный, посевая тем страх наказания в уме соблудившего. Роптали же и у них сподобившиеся меньших дарований, потому что не всех были удостоены. И искушали Господа говорившие разными языками, пользуясь сим дарованием в церкви более по любочестию, нежели по нужде. 1Кор.10:11 .  Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. «Сия же вся образи прилучахуся онем»; то есть как прообразы, потому что в них предначертывалось совершающееся у нас. «Писана же быша в научение наше, в нихже концы век достигоша». Ибо не ради их пользы соделал Бог, что предано сие писмени, потому что какую пользу приобрели от писаний умершие? Напротив того, имелась в виду польза, для нас из того проистекающая. Прекрасно же Апостол присовокупил слово и о конце века, возбуждая коринфян к поспешнейшему деланию добродетели. 1Кор.10:12 .  Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

1Кор.8:9 .  Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. «Блюдите же, да не како власть ваша сия преткновение будет немощным». Объясняет же, как происходит вред. 1Кор.8:10 .  Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? «Аще бо кто видит тя, имуща разум, в требищи возлежаща, не совесть ли его немощна сущи созиждется идоложертвенная ясти?» Показал также и великость вреда. 1Кор.8:11 .  И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. «И погибнет немощный брат в твоем разуме, егоже ради Христос умре». Апостол усилил обвинение, чтобы прекратить тем вред. За сего брата, говорит он, которым ты пренебрегаешь, Христос подъял смерть; а ты, прияв от Христа ведение, сим даром умерщвляешь спасенного Христом. Опять выражение «в разуме» Апостол употребил в насмешку, потому что приписывает ему не знание, но братоненавидение, чревоугодие и тому подобное. 1Кор.8:12 .  А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. «Такожде согрешающе в братию и биюще их совесть немощну сущу, во Христа согрешаете». Ибо это есть слово Самого Владыки: «Блюдите, да не презрите единаго малых сих», наименьших из верующих в Меня ( Мф. 18, 10 ). Дает же слово сие разуметь и иное, а именно, что и немощный брат принадлежит телу Владыки, потому что причащается Владычнего тела; Глава же обиду, оказанную члену, присвояет Себе. Потом Апостол себя самого поставляет в образец пользы и дает знать, чего именно, хотя мог это делать, не делал для пользы других. 1Кор.8:13 .  И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего. «Темже аще брашно соблазняет брата моего, не имам ясти мяса во веки, да не соблазню брата моего». Не только от идоложертвенного, но и от всех других мяс не теперь только, но навсегда решусь отказаться ради спасения братий. Читать далее Источник: Бл. Феодорит Кирский. Творения. Под ред. А.И.Сидорова//Библиотека отцов и учителей Церкви. - М.: Паломник, 2003. – С. 211-309. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

А теперь о якобы имеющей место неточности перевода с греческого оригинала ( 2Кор. 5:10 ). Слово «явиться» (rpeчeckoe janerwnhnai om rлaroлajanerow – делать видимым, явным, обнаруживать) на русский язык будет более точным перевести как «быть обнаруженным». Этот смысл несет славянский перевод Библии, поскольку славянское «явиться» ( 2Кор. 5:10 ) имеет значение не предстать, а сделаться видимым, быть обнаруженным, возникнуть ( 1Кор. 3, 13 ; 1Ин. 3, 1 ; 1Кор. 14, 25 и др.). Правомерность такого перевода становится понятной при параллельном рассмотрении текстов Писания, в которых употреблен один и тот же термин. В первом послании к Коринфянам мы читаем: «Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, который и осветит сокрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому похвала будет» ( 1Кор. 4:5 ). Выражению «обнаружит сердечные намерения» в греческом оригинале coombemcmbyem janervoei taC boulaC tvn kordivn, в котором употребляется тот же rлaroл janerow, что и во втором послании к Коринфянам (5, 10) со значением «обнаруживать». Здесь конкретно говорится об обнаружении на суде сердечных намерений. В стихе второго послания к Коринфянам однозначно сказано, что обнаружены будем мы сами, т.е. не одни только намерения, но вся совокупность мыслей, желаний и поступков. Обнаружение Господом жизни каждого составляет один из двух существенных актов Страшного Суда. В судах же человеческих это означает только выяснение правоты или виновности подсудимого. Указание на второй акт Суда – дарования судимым вечного блаженства или предание вечному огню – прочитываем в словах: «тогда каждому будет похвала Бога» ( 1Кор. 4:5 ) и «получит каждый» ( 1Кор. 3:8 ). Абсолютное выявление жизни человека на суде Апостол представляет как необходимое условие получения вечного воздаяния, он говорит: нам должно быть обнаруженными. Для чего? Для того, чтобы каждый получил «соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5:10 ). Если даже сам Апостол и верующие, к коим он обращается, принимают как необходимо-неизбежное, абсолютное выявление их жизни на последнем Суде, то было бы великой дерзостью полагать, будто кому-то удастся миновать таковое исследование прожитой им жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Слова апостола Павла ( 1Кор.11:4–16 ) о непокровении мужчинами головы во время молитвы и о ношении ими волос сектанты неправильно понимают, ибо апостол высказывает здесь не закон обязательный, а «обычай» (ст.16), относящийся до житейских «приличий» (ст.13). Кроме того, мнение это апостол высказывает не для священнослужителей, а для мирян: он говорит не пастырям, а «братии» (ст.2 сравн. Мф.28:3 ), называет их не «служащий», а «молящийся» и «молящаяся» (ст.4 и 5 срав. 1Кор.14:34 ), говорит не «нас», а «вас» (ст.14). Уместность для священника носить длинные волосы и иметь покрытую голову при богослужении видна из других священных мест (см. Лев.21:5 ; Исх.29:4:6, 9:15 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в вопросе о праве священнослужителей на пропитание и внешние от мирян отличия О вознаграждении за труд (требы) священнослужителей Мф.10:8 . «Больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Даром получили, даром давайте». Объяснение. Раздавать за плату благодать Божию никто не должен, но труд должен вознаграждаться пропитанием: Мф.10:10 ; Лк.10:7 ; Флп.4:16–18 ; 1Кор.9:7:11–14 ; Гал.6:6 . Ин.10:12 . «А наёмник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их». Объяснение. Православные пастыри не оставляют своих пасомых и без позволения не перебегают от них, следовательно, это место относится всецело к самозваным пастырям: 1Тим.1:6–7 ; 2Пет.2:1–2 , а что вознаграждение за труды для пропитания не запрещается, об этом читай: Мф.10:10 ; Гал.6:6 ; и друг. Деян.8:18–20 . «Симон же, увидев, что чрез возложение рук апостольских подаётся Дух Святой, принёс им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Пётр сказал ему: серебро твоё да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги». Объяснение. Несмотря на своё недостоинство, «вижу тебя исполненным горькой желчи и в узах неправды» (ст.23), Симон Волхв хотел за деньги купить себе дар чудотворения, который даётся от Бога даром, по мере веры, и поэтому Симон был осуждён. Священнослужители если и получают вознаграждение, то не за благодать Божию, а за труды свои, по слову Писания: Лк.10:7 ; 1Кор.9:7:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

3) Здесь говорится не о равенстве в Церкви членов ее по их положению, а о безразличии в деле спасения национальности (народности), происхождения и пола. Послание к Галатам написано против христиан из иудеев, гордившихся пред христианами из язычников своим происхождением от самого Авраама. Апостол и говорит, что царство небесное открыто для всех, будет ли то иудей или эллин, раб или свободный и т. п. Положение же членов Церкви в деле учения, священнодействия и управления ею не одинаково: есть наставники и наставляемые ( Евр. 13:7 ), есть учители и учащиеся ( Рим. 12:7–8 ), есть пастыри и пасомые, которые должны «повиноваться пастырям» ( 1Пет. 5:5 ). В этом отношении есть различие даже между мужским полом и женским: «жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же он хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей, ибо неприлично жене говорить в церкви» ( 1Кор. 14:34–35 ). Сектант: 4) Не нужно особых пастырей для научения верующих: каждый может назидать себя и других: «когда вы сходитесь, и у каждаго из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию» ( 1Кор. 14:26 ). «Наставляйте друг друга каждый день» ( Евр. 3:13 ), ( Еф. 5:18–19 ) и ( Кол. 3:16 ). Объяснения православного: 4) В приведенном месте послания к Коринфянам ап. Павел говорит не о церковном учительстве, а об особых, чрезвычайных дарах, существовавших лишь на первых порах в Церкви Христовой, – о дарах языков, откровения и истолкования пророчеств. Эти дары получали не только св. Апостолы, а и некоторые из верующих ( Деян. 10:44–46 ) и ( Деян. 11:28 ), ( 1Кор. 14 гл.). Особенно обильно стали проявляться эти дары у коринфских христиан, которые стали злоупотреблять ими, говоря на незнакомых языках к народу или пророчествуя разом по несколько человек, чем производили беспорядок в собраниях. Апостол и говорит, чтобы имеющие чрезвычайные дары пользовались ими к общему назиданию (ст. 26), а не к расстройству слушающих, ибо в Церкви «все должно быть благопристойно и чинно» (ст. 40). Уже в IV веке, как свидетельствует св. Иоанн Златоуст , указанные дары прекратились в Церкви, согласно предсказанию ап. Павла: «пророчества прекратятся и языки умолкнут» ( 1Кор. 13:8 и 10), (34 беседа И. Злат. на 1Кор. 13 гл. ст. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010