Следовало бы, оглянувшись несколько на обстоятельства, сопутствовавшие законоположению, таким образом освободиться от затруднений. Законодатель, по-видимому, говорит не о всех родах грехов, но запрещает собственно грехи египтян, от которых Израиль ушел, и грехи хананеев, к которым он переселялся. И вот как дословно написано: По делам земли Египетской, в которой вы жили, не поступайте, и по делам земли Ханаанской, в которую Я веду вас, не поступайте, и по установлениям их не ходите ( Лев.18:3 ). Итак, вероятно, такой вид греха не был тогда распространен среди этих народов, так что и законодатель не имел нужды предостерегать от него, но счел достаточной врожденную склонность отвращаться от гнусного. Почему же, запретив большее, умолчал о меньшем? Потому что многим плотолюбцам, по-видимому, был во вред пример патриарха, побуждая их к сожительству с живыми еще сестрами. Как же следует поступить нам? Читать ли написанное или любопытствовать об умолчанном? Например, в этих законах не написано, что отцу с сыном не должно иметь одну наложницу, но у пророка это заслуживает величайшего порицания. Так, он говорит: Сын и отец входили к одной рабыне ( Ам.2:7 ). Да и о скольких других видах нечистых страстей, какие изобретены в училище демонов, умолчало божественное Писание, не желая осквернять свою святость именованиями гнусных пороков. Все нечистые дела оно обозначает общими названиями, как и ап. Павел говорит: А блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас, как прилично святым ( Еф.5:3 ), именованием нечистоты охватывая непристойные деяния как мужчин, так и женщин. Поэтому умолчание вовсе не обещает сластолюбцу безнаказанности. А я говорю, что законодатель не только не умолчал об этом зле, но и весьма строго запретил его. Ибо сказанное: Ко всякому ближнему тебе по плоти не приближайся с тем, чтобы открыть наготу их (ср. Лев.18:6 ) – подразумевает и этот вид родства. Действительно, что для мужа ближе своей жены или, лучше сказать, собственной плоти, потому что они уже не двое, но одна плоть ( Мф.19:6 )? Поэтому через жену и ее сестра переходит в родство мужа. И потому как он не возьмет в супружество мать жены или дочь жены по той причине, по какой не берет свою мать и свою дочь, так не возьмет и сестру жены по той же причине, по какой не берет свою сестру. В свою очередь и жене непозволительно иметь сожитие с родственниками мужа, потому что права родства для обоих общие. А я всякому задумывающемуся о браке свидетельствую, что проходит образ мира сего и время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие ( 1Кор.7:31 29). Если же укажут мне на заповедь возрастайте и размножайтесь ( Быт.1:22 ), то посмеюсь над не умеющим различать времен законоположений. Второй брак – удержание от блуда, а не поощрение к распутству. Сказано: Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак ( 1Кор.7:9 ), но не сказано: «И посягая, да преступают закон».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

– То представляем Его лживым: все то, что говорит Он нам в Евангелии чрез Сына своего о постоянной необходимости благодати для возрожденного в Крещении, о необходимости таинств: Покаяния и Евхаристии в продолжении всей земной жизни возрожденного, все открытое о Духе Святом и Церкви представляем ложным, если отвергаем необходимость всего этого; а если это ложно, то что же и наша вера? – И слова Его нет в нас: слово соответствует истине в 8 стихе (Ср. 1Кор. 1, 5 ), но дает здесь и другую мысль, именно об откровении Бога в Евангелии Иисуса Христа, т. е. мы не знаем Евангелия, данного нам, не хотим понимать его и потому далеки от истины. (Слово в означении Евангелия употребляется очень часто в Новом Завете и особенно у самого Иоанна) (31). Глава 2 Христос – умилостивление за грехи (1. 2); познание его и общение с ним, как светом, в любви (3–11). возможность этого общения для всех христиан (12–14). противная сему общению любовь мира и того, что от мира (15. 16). Побуждение к общению с Богом указанием близости последнего времени и признаков его – появления антихристов и антихриста (17. 18); отличие антихристов от антихриста (19); общий признак антихристианского учения и истинное Христово учение духа святого, приводящее к общению с Богом на веки (20–29). а. Чадца мо, пиш вамъ, да не согршаете: и аще кто согршитъ, ходата имамы ко Оц Хрта праведника. (2. 29. 3, 3–7. 5. 18. 14, 18. 16. 10. Рим. 6 и дал. Евр. 1, 25 ). Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали: а если бы кто согрешил; то мы имеем ходатая Пред Отцом, Иисуса Христа, праведника. 1 . Дети мои! – нежное отеческое название всех верующих, как учеников Апостольских, особенно любимое другом Христовым (см. 3, 18. 8, 18. 28. 3, 7), усвоенное из бесед самого Небесного Учителя ( Иоан. 13, 33. 21, 5 ). Ап. Павел объясняет это название, когда говорит: я вас, как любезных детей, вразумляю, потому что у вас хотя и тысячи наставников, но не много Отцов: ибо я родил вас во Христе Иисусе благовествованием: дети мои! для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! ( I Kop. 4, 14. 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

693 Утверждение сектантов о соблюдении апостолом Павлом субботы, как оказывается, ни на чем не основано. Зато в Священном Писании имеются несомненные свидетельства об обычае, утвердившемся в Церквах, основанных апостолом Павлом, праздновать первый день недели и о способе празднования. В названный день у христиан происходило торжественное (с возжиганием большого количества светильников) и продолжительное богослужение, во время которого совершалось таинство причащения и молящиеся поучались в Слове Божием ( Деян.20:7–11 ); кроме сего, этот день освящался делами благотворения ( 1Кор.16:1–3 ) В Послании к Колоссянам (2:16 694 ) апостол назвал субботой не субботу еженедельную, а еврейские праздники, которые назывались субботой в смысле праздничного покоя (напр. Лев.16:31, 23:32, 39 ); последние субботы и прекратились вместе со всем обрядовым законом. У евреев праздники были круга годичного (пасха – Исх.12:11 ; Лев.23:5 ; пятидесятница – Лев.23:15–21 ; кущи – Лев. 23:34 ; день очищения – Лев.16:29, 34, 23:27 ), месячного (первый день каждого месяца, т.е. новомесячие – Чис 28:11–14 ) и недельного (суббота – Исх.20:10 ). Апостол, сообразно такому делению праздников, в Послании к Колоссянам точно и разграничивает их, за какой праздник нужно разуметь один из годичных праздников: новомесячие означает первый день каждого месяца, а субботой, очевидно, назван седьмой день недели. Подобное сопоставление иудейских праздничных времен мы встречаем и в других местах Священного Писания: «чтобы становились (левиты)… при всех всесожжениях, возносимых Господу в субботы, в новомесячия и в праздники по числу, как предписано» ( 1Пар.23:31 ). «Вот я строю дом имени Господа Бога моего... чтобы... возносить там всесожжения утром и вечером в субботы и в новомесячия и в праздники Господа Бога нашего» ( 2Пар.2:4 ). «Α в субботу приносите двух агнцев, – это субботнее всесожжение... И в новомесячия ваши приносите всесожжение Господу... Β первый месяц в четырнадцатый день – Пасха Господня. И в пятнадцатый день сего месяца – праздник ...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Ис.29:13 . «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо мною есть изучение заповедей человеческих». Объяснение. Здесь разумеются предания старцев, – древних мужей, не согласные с Божественной истиной или учением: Тит.1:9 . Господь говорит книжникам и фарисеям – иудейским старцам: «преступаете» заповедь Божию... Мф.15:3:6 ; Мк.15:6 , но этим не отрицаются всякие наставления старцев и отцов: 2Ин.1:1 ; 3Ин.1:1 ; Ин.7:22 . Смешивать одно предание с другим нельзя, так как под именем Священного Предания разумеется Слово Божие: 1Фес.2:13 . Не всё то записано в Евангелии, что необходимо для нашего спасения Лк.9:11 . «Но народ, узнав, пошёл за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял». Объяснение. Здесь подтверждается, что далеко не всё записано евангелистами, чему учил Господь: Ин.20:30:21:25 ; очевидно, в беседе о Царствии Божием Господь многие такие наставления давал, которые впоследствии и другим людям передавались устно апостолами: 1Фес.2:13 . Ин. 20:31. «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». Объяснение. Что не вполне достаточно для спасения рода человеческого одного писанного, можно видеть и из предыдущего 30 стиха, и особенно из Ин.21:25 ; из этих мест видно, что далеко не всё то записано, что творил и чему учил Иисус; значит, этими словами не имелось в виду отвергнуть Священное Предание: 2Фес.3:6 , а лишь внушалось, что и тех чудес, которые описаны в Евангелии, достаточно для того, чтобы уверовать, что Иисус Христос есть воистину Сын Божий. По Преданию писал апостол Лука своё Евангелие: Лк.1:2–3 ; учили соблюдать и хранить Священное Предание прочие святые апостолы: 1Кор.11:2 ; 1Ин.2:24 . 2Ин.1:12 . «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна». Объяснение. Отсюда видно, что многое важное и полезное для утверждения в жизни христианской не заключено было апостолами в письмена: Деян.20:31 ; а что заключено туда, то заключено по нужде: 3Ин.13–14 ; при невозможности иного лучшего способа сообщения устного наставления. Это устное апостольское наставление и есть Предание, хранить которое настойчиво умоляет нас апостол Павел: 2Фес.3:6 ; 1Тим.6:20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Не весте, в кий час Господь приидет... Блажен раб, его же пришед Он обрящет бдяща!» Аминь. Поучение 29-е (на седьмой член Символа веры). О втором пришествии Господа и о страшном суде Мы веруем, бр., что Иисус Христос Сын Божий, – вознёсшийся от нас на небо опять придёт во славе на землю, – придёт для того, чтобы судить всех людей: живых, – т. е. тех, которые доживут до второго Его пришествия, и умерших, т. е. тех, которые умерли раньше, – и во время второго пришествия воскреснут, что после страшного суда настанет царство Христово, которому конца не будет. Сам Господь И. Христос, – в беседе с учениками Своими на горе Елеонской, – благоволил объяснить им, каково будет второе пришествие Его на землю и в чём будет состоять праведный суд Его. ( Мф.25:31–46 ). Приведём вам на память эту беседу. «Когда придёт Сын Человеческий во славе Своей и все Святые Ангелы с Ним: тогда сядет на Престоле Славы Своей (ст. 31-й)». И так, второе пришествие Христово будет отлично от первого. Именно пострадать за нас И. Христос приходил в образе смиренного раба ( Фил.2:7 ), – но судить нас Он придёт в полной Божеской славе, – окружённый воинством Св. Ангелов. «И соберутся пред Ним все народы (32)». По торжественном явлении И. Христа, – пред Ним соберутся люди всех времён и народов, – и откроется самый суд. Господь тогда «во свете приведёт тайные тьмы и объявит советы сердечные» ( 1Кор.4:5 ). Это значит, что совесть каждого человека откроется пред всеми и обнаружатся не только все дела, какие кто сделал в продолжение всей своей земной жизни, но и все сказанные слова, – тайные желания и помышления. Можно себе представить, бр., – какой стыд объимет грешников, – когда сокровенные от людей их жизнь явится пред всеми во всей своей наготе и безобразии. В угрызении совести они будут вопиять тогда горам: падите на нас, – и холмам: покройте нас ( Лк.23:30 ), – но вопль их будет напрасен. «И отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов по левую (32, 33)». Горькое будет для грешников это отделение, но справедливое. Господь оценит все наши дела, мысли, желания и слова во всей Своей Божественной истине. Он не будет смотреть на лица: пред Него раб и владыка предстанут вместе, – царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве; – а будет смотреть на дела. Суд о нашей жизни будет произнесён Господом справедливый и окончательный.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Воздержание от брачного общения в известные времена требует и закон человеческой природы (например, воздержание в период месячных, беременности, кормления). Нарушение нравственных и физических законов, касающихся супружеской жизни, несет за собой наказание самих нарушителей и оказывает на их потомство плохое действие. От невоздержания родителей (особенно во время месячных) дети рождаются слабые, подверженные разным болезням и некоторым образом отпечатлевающие на себе невоздержание родителей, – так писал в IV веке преподобный Исидор Пелусиот 372 . Оптинский старец иеросхимонах Амвросий в одном из писем пишет: «Болезнь вашей жены по вашей же вине: или не почитали вы праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности; за что и наказываетесь болезнями жены» 373 . Как все это уладить и упорядочить (в каждом конкретном случае), предписаниями определить нельзя: это оставляется взаимному согласию и благоразумию супругов 374 . В заключение своих наставлений о брачной жизни апостол Павел пишет: я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего ( 1Кор.7:9–31 ). «Здешняя жизнь, – говорит Апостол, – стремится к концу, все идет к разложению, близко окончание настоящего века» 375 . Царство Христово приблизилось, в него предлежит нам переселиться, так что если и возможно какое удовольствие, то оно кратковременно, и не следует к нему привязываться сердцем. Брак, радости, печали, собственность, земные дела, научная, художественная, политическая деятельность и проч. относятся к земному, кратковременному фазису жизни человечества, и Апостол предостерегает не привязываться к ним всеми силами души, заповедует благоразумное пользование «миром». И имеющие жен должны быть как не имеющие ( 1Кор.7:29 ): исполняя семейные обязанности, мужья не должны иметь пристрастия к женам, которые нередко, понуждая мужей исполнять свои безумные мирские желания, доводят их до забвения христианских обязанностей 376 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Ищите же прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам. Не пецытеся убо на утрей, утрений бо собою печется: довлеет дневи злоба его» ( Мф.6:25–34 ). И Ап. Павел предписывает, чтобы «имеющие жен были как бы не имеющие их, и плачущие – как не плачущие, и радующиеся – как не радующиеся, и покупающие – как не приобретающие, пользующиеся миром сим – как не пользующиеся» ( 1Кор.7:29–31 ), замечая при этом в другом месте о себе самом: «аз бо навыкох, в нихже есмь, доволен быти: (т.е. быть довольным, что имею) вем и смиритися (т.е. умею жить и в скудости), вем и избыточествовати (т.е. жить в изобилии): во всем и во всех навыкох, и насыщатися и алкати, и избыточествовати и лишатися. Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе» ( Флп.4:11–13 ). Во втором случае христианин должен неуклонно исполнять свои обязанности, не прельщаясь чьими бы то ни было обещаниями и не пугаясь каких бы то ни было угроз и наказаний, зная, что не столько следует бояться «убивающих тело, души же не могущих убити», сколько «могущаго и душу и тело погубити в геенне» ( Мф.10:28 ), и что заповедь Апостола: «не будите раби человеком» ( 1Кор.7:23 ) нужно понимать не в физическом только смысле, но и в духовном. III. Как существо с телесными потребностями, человек в земной жизни нуждается для удовлетворения их в материальных средствах, совокупность коих, находясь в его исключительном владении и распоряжении, называется его имуществом или собственностью. В теснейшем смысле тело человека есть ближайшая его собственность, так как оно есть первый и самый непосредственный орган деятельности человека на земле. Но посредством тела человек, как владыка земли, подчиняет своему господству и служению безжизненную природу, растения и животных и превращает их в свою собственность, влагая в них свою волю и употребляя их для своих целей. Таким образом, собственность имеет свое основание в духовно-телесной природе человека, поскольку человек предусматривает свои телесные потребности, и, как существо духовное, долженствующее думать о своих духовных нуждах, старается обладать и условиями их удовлетворения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Проходит в чрево и извергается вон?» – говорит Господь. А мы действительно не понимаем и всё ищем, всё приобретаем, всё устраиваем свою жизнь. «Проходит образ мира сего», – а мы всё гонимся за ним, как за призраком; «время уже коротко», – а мы и душою, и телом всё ещё там. Где «слепой ведёт слепого» … И вот Апостол даёт нам необременительный совет. Он говорит: живите, как живёте, делаете, что делаете, но с одним небольшим условием: «имеющие жён должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся…» Имеешь ли жену? Вспомни, что Бог дал тебе её, Бог может и взять в любой момент. Плачешь ли? – вспомни об утешении, уготованном всем труждающимся и обременённым. Радуешься ли? – вспомни, что «все труды человека – для рта его, а душа его не насыщаешься» ( Еккл. 6:7 ). Приобрёл ли что-нибудь долгожданное? – вспомни, что, может быть, завтра призовёт тебя Господь и ничего не сможешь взять с собой. Даже если просто держишь в уме Апостольские слова, ты уже получаешь пользу: уже всякий твой шаг по земле обрёл в твоей душе как бы противовес и через это хотя бы отчасти перестал быть совершенно односторонним. Уже от этих противоположностей в твоей душе образовалась как бы завязь, как бы ядро твоей личности, предстоящей Богу. Как рабу необходимо почувствовать себя «свободным Господа», так и свободному надо понять, что он – «раб Христов» ( 1Кор. 7:22 ), через это, чтобы каждый твёрдо встал на обе ноги перед нашим Господом посреди потока мирской жизни. О браке и безбрачии Пятница Мф. 15:29–31 1Кор. 7:35–8:7 Сравнивая брак и безбрачие, Апостол Павел писал Коринфянам, что «выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше». Так же и вдова «блаженнее, если остаётся так, по моему совету». Апостол жалеет христиан, указывая на трудность креста брачной жизни. Он говорит: «если женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

1Пет.2:4–7 , 1Кор.3:10–12 ), а Сион, как царство Божие, в свою очередь, будет проявлять те же качества, как лежащее в нем «основание»... 164 и договор ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны (16–18); и ничто не спасет от этого ужасного бича, т. е. царя ассирийского (19–20). «Ибо восстанет Господь, как на горе Перациме и в долине Гаваонской», чтобы совершить Свое «чудное действие» (21). Поэтому пророк убеждает внимательно выслушать слова Его, чтобы «узы не стали крепче»: ибо «от Господа, Бога Саваофа, решительное истребление определено всей земле» (ср. 10:23), – Иерусалиму так же, как Самарии (19–23). Чтобы сделать речь свою нагляднее, пророк приводит притчу: земледелец не во всякое время (буквально с евр. «разве каждый день?»... ) пашет, или боронит, или сеет и т. д. – не во всякой работе земледельческой одинаковым образом поступает; но все делает в определенном порядке (так «учит его Бог его; Он наставляет его») Также и в отношении к Иерусалиму «дивны судьбы Его и велика премудрость Его!» (24–29, ср. 31:2: Если Он теперь не наказал царства иудейского, как Самарию, то это не значит, что наказание совсем не постигнет Иерусалим при всем нечестии последнего: Бог накажет нечестие в свое время, которое будет определено Его премудростью). «Горе Ариилу, Ариилу городу, в котором жил Давид!» Приложите год к году 165 , пусть закалают жертвы» (29:1). т. е. пусть пока совершается обычный годовой круг праздников: но настанет время, когда Господь «стеснит Ариил» (2 ст.). Пророк называет Иерусалим символическим именем , которое обозначает «лев Божий» или «герой Божий», указывая на ту непоколебимость Сиона, о которой сказал в 28:16 и о которой говорит далее: «он будет у Меня, как Ариил», т. е. как истый герой 166 . «Я расположусь (говорит Господь) станом (неприятелей) вокруг тебя» и будешь «унижен, с земли будешь говорить, и глуха будет речь твоя из под праха» (22:1–4). Но множество врагов Ариила «внезапно, в одно мгновение» будут развеяны Господом, «как мелкая пыль», как «разлетающаяся плева», как «сновидение».

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Воздерживаются христиане постом от мяса, молока и, вообще, от скоромной пищи не потому, что она не хороша, как думают хлысты, но для обуздания тела. Мясо признают творением диавола только еретики: «Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам, обольстителям и учениям, бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением, ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» ( 1Тим.4:1–4 ). Пост положен людям еще в Раю: «Сказал Бог; вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя: вам сие будет в пищу» ( Быт.1:29 ). «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него»... ( Быт.2:16, 17 ). Значит, хоть и все плоды можно было есть, а на одни пост наложен. В Ветхом Завете все великие праведники постились: Постился Моисей ( Исх.24:18 ; Исх.34:28 ; Втор.9:9 ). Постился царь Давид ( 2Цар.3:35 ; Пс.34:13 ; Пс.108:24 ). Постился пророк Илия ( 3Цар.19:8 ). Постился пророк Даниил ( Дан.10:2–3 ). Посты общие Постились израильтяне ( Суд.20:26 ; 1Цар.7:6 ; 1Цар.31:13 ). Постились ниневитяне ( Ион.3:5 ). Они – пример нам: «Все это происходило с ними, как образы, а описано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1Кор.10:11 ). Если не будешь подражать посту древних, то Господь осудит: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим, и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» ( Мф.12:41 ). А сектанты ни каяться не желают, говоря, что они безгрешные, ни поститься не хотят, считая себя лучше Христа и Апостолов Его. Новозаветный пост Первым Спаситель постился и нам этим дал пример поста: «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола... постившись 40 дней и 40 ночей, напоследок взалкал» ( Мф.4:1–2 ). Спаситель указал, что пост полезен для победы над диаволом: «Сей род (бесовский) не может выйти иначе, как от молитвы и поста» ( Мк.9:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010