Если богоустановленность Священства может быть обоснована многочисленными ссылками на Священное Писание ( Деян.6:6; 8:17; 13:3 ; 1Тим.4:14; 5:22 ; 2Тим.1:6 ; Евр.6:2 ), то в отношении его сакраментальной сущности и ее проявлений можно было бы сказать (как это и утверждается в некоторых экуменических документах), что Новый Завет о ней молчит, если бы не событие Пятидесятницы. Схождение Святого Духа на апостолов нельзя рассматривать иначе, как дарование им особых благодатных способностей, причем с точки зрения Православной Церкви имеет значение тот факт, что эту великую харизму получили не все уверовавшие. Хотя ни в Деяниях, ни в Посланиях апостольских действительно нет прямых указаний, кто именно совершал в первоначальной Церкви хлебопреломление или Евхаристию (срав. Деян.2:42,46; 20:7,11 ; 1Кор.10:15–17; 11:20–29 ), однако естественнее всего предположить, что это был или один из апостолов, или кто-то из поставленных (рукоположенных) апостолами членов данной общины. Имея в виду указания Священного Писания, что харизму Пятидесятницы получили только апостолы ( Деян.1:26 – 2:4 ) и что упоминания о Евхаристии (исключая ее установление на Тайной Вечери) появляются лишь после повествования о сошествии Святого Духа, можно заключить, что для ее совершения нужно было особое харизматическое дарование, полученное апостолами именно в этом сошествии. Первичная связь Евхаристии со Священством доказывает недопустимость совершения Евхаристии вне рамок преемственного Рукоположения. Свою наставническо-миссионерскую задачу апостолы стали выполнять сразу же после события Пятидесятницы. Об этом свидетельствуют речи апостола Петра, обращенные к народу; об этом же говорят и описанные в Деяниях святых апостолов случаи индивидуального возвещения Христовой истины (Филипп, разъясняющий Священное Писание эфиопскому евнуху, – Деян.8:27–40 ; апостол Павел, проповедующий Христа тюремщику, – Деян.16:25–34 ). Перед своими учениками апостол Павел ставит совершенно четкие наставнические задачи по отношению к уже крещенным членам общины, которые им следовало выполнять наряду с направленной вовне миссионерской деятельностью. Обращаясь к коринфской общине, он пишет: Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви ( 1Кор.4:17 ). Послание к братьям в Ефесе он завершает словами: А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель, которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши ( Еф.6:21–22 ). Об обязанностях пастырей Церкви и всех прочих членов общины апостол Павел поучает Тимофея и Тита с тем, чтобы они передали это учение народу Божиему ( 1Тим.3:1–13 ; Тит.2:1–10 ); сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя ( Тит.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Синоптики показывают Иисуса в борьбе с искусителем, которому Он трижды отвечает «написано...» и этим одолевает его. Примечат., что цитата из книги Моисея ( Втор. 8:3 ), которую при этом приводит Иисус, указывает на значение С.П. и его истин для жизни человека: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф. 4:1–11 ; ср. Втор. 32:46.47 ; Иер. 15:16 ; Ин. 6:63 ). Иисус – тот Человек, Который всецело жил словом Божьим. Его пищей было «творить волю Пославшего Его и совершить Его дело» ( Ин. 4:34 ; Ин. 5:30 ). Всю Свою жизнь, Свои деяния, Свою смерть и воскресение Он посвящает служению во исполнение Писания: «Не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф. 5:17 ); «Вот, иду, как в начале книги [Священного Писания] написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» ( Евр. 10:7 ; ср. Пс. 39:9 ). Он принимает крещение, указывая при этом, что «так надлежит нам исполнить всякую правду» ( Мф. 3:15 ). Первое выступление Иисуса в синагоге заканчивается зачтением текста из книги Исаии и словами: «...ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» ( Лк. 4:15–21 ). Иисус учит в синагогах ( Мф. 4:23 ; Мф. 9:35 ; Мф. 12:9 ; Мф. 13:54 ; Мк. 1:21.39 ; Лк. 13:10 ) и в конце Своей жизни свидетельствует: «Я всегда учил в синагоге и в храме» ( Ин. 18:20 ; Ин. 6:59 ). Сообщения всех четырех евангелистов согласуются в том, какое воздействие Иисус, как учитель С.П., оказывал на народ ( Мф. 7:29 ; Мк. 1:22 ; Лк. 4:32 ; Ин. 7:46 ). Его отличие от книжников состояло в том, что Он не просто толковал ветхозаветные Писания, но и исполнял их в Своей собств. жизни ( Ин. 19:28 ). На это «исполнение» С.П. вновь и вновь указывают евангелисты и апостолы ( Мф. 1:22 ; Мф. 2:15.17.23 ; Мф. 4:14 ; Мф. 8:17 ; Мф. 12:17 ; Мф. 13:14.35 ; Мф. 21:4 ; Мф. 26:54.56 ; Мф. 27:9 ; Мк. 14:49 ; Лк. 21:22 ; Лк. 22:37 ; Лк. 24:44 ; Ин. 13:18 ; Ин. 15:25 ; Ин. 17:12 ; Ин. 18:9 ; Ин. 19:24.28.36 ; Деян. 1:16 ; 1Кор. 15:54 ; Иак. 2:23 ). У Иисуса не было сомнений в том, что «не может нарушиться Писание» ( Ин. 10:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Объясн. Здесь ясное доказательство того, что и в апостольское время существовали установленные во временах года посты. И из других мест Писания видно, что апостолы часто постились: 2Кор.6:5:11:27 ; учили тому же и других: 1Кор.7:5 ; Рим.14:15:20–21 . Рим.14:1–3 . «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть всё, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его». Объясн. Немощными в вере апостол здесь называет тех римских христиан, обратившихся из евреев и язычников, которые ели овощи, думая, что только овощами и можно питаться, и тех, которые совсем не ели мяса и не пили вина, думая, что то и другое нечисто: ср. ст.21 и 14. Православных же христиан нельзя назвать немощными в вере за соблюдение постов, установленных христианской Церковью, взявшей пример с Самого Господа и апостолов: Мф.4:2:6:16:9:15 ; Деян.13:2 ; 2Кор.6:4 ; Зах.8:19 . Рим.14:5–6 . «Иной отличает день от дня, другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест и благодарит Бога». Объясн. Пока не было церковного установления о днях, посвящённых посту, оставалось каждому, желавшему воздержания, самому себе назначать пост и определять его продолжительность «по удостоверению ума своего», но из Писания видно, что и в то время были установлены периоды для поста: Деян.27:9 . Во избежание соблазнить брата (нарушением поста) апостол готов был вовек не есть мяса: 1Кор.8:9–13 . Как можно различать дни для Господа? Очевидно, назначая некоторые дни для того, чтобы особенно послужить Господу постом, молитвой: Лк.2:37 . Едва ли возможна искренняя хвала Господу при вкушении пищи, запрещённой (в известные дни) Церковью, которая есть Тело Его: Еф.1:22–23 , и которая называется столп и утверждение истины: 1Тим.3:15 . Можно ли противиться ей и в то же время благодарить её Главу? Мф.18:17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Указав в ответ на исповедание Петра источник и происхождение исповеданной истины, Господь говорит дальше о значении этой истины и указывает на следствия самого факта воплощения: «И Я говорю тебе: ты Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» ( Мф.16:18 ). Заметная и в греческом тексте (σ ε Πτρος, κα π τατ τ πτρο) игра слов, ещё яснее звучит в тексте арамейско-сирийском: , где греческим – πτρος и πτρα соответствует одно и то же слово . В данном случае πτρα обозначает объект πεκλυψε стиха 17-го. Христос говорит Петру как бы так: «Ты выразил открытую тебе истину. Твоё имя может быть метафорическим обозначением этой истины. Она будет тем камнем – , на котором будет стоять Моя Церковь , и будет основной истиной веры Моих учеников» 47 . Изъяснение слов Христа даёт нам тот, к кому они были непосредственно направлены, – ап. Пётр Христа называет «камнем живым, человеками отверженным, но Богом избранным, драгоценным», ибо сказано в Писании: «вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится» ( Ис.28:16 ). Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главой угла ( Пс.117:22 ), камень претыкания и соблазна ( 1Пет.2:4, 6–7 ). В своей речи пред иудейскими властями ап. Пётр так же говорил о Христе: «Он есть камень, пренебрежённый вами, зиждущими, но сделавшийся главою угла и нет ни в ком ином спасения» ( Деян.4:11 ). Пророчество псалма 117 о камне относил к Себе и Сам Христос ( Мф.21:44 ; Мк.12:10–11 ; Лк.20:17 ), а пророчество Исаии ко Христу применяет и ап. Павел ( Рим.9:33 ), который Христа и сам называет камнем ( 1Кор.10:4 ), краеугольным камнем, на котором стройно слагается всё здание Церкви ( Еф.2:20–21 ), так что никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ( 1Кор.3:11 ). Все эти места Св. Писания показывают, насколько свойственно новозаветным писателям представление о Христе как о камне; ими всецело усвоен пророческий образ и усвоен в применении ко Христу. Когда Христос только сказал в ответ на исповедание Петра о камне, употребив образ строения дома, – и у ап. Петра, и у прочих апостолов тотчас встал в сознании знакомый пророческий образ.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Флп.3:18 . «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги Креста Христова». Объясн. Для апостола не было людей, более достойных оплакивания, как враги креста. Как же после этого осмеливаются некоторые утверждать, что крест есть виселица, что, будучи орудием казни Христовой, он достоин отвращения и ненависти? Забывают эти люди то, что смерть Христова была не насильственная казнь, но добровольно принятый Им на Себя подвиг, и крест не орудие казни, а избранное Христом орудие избавления: Прем.14:7 ; 1Пет.2:24 ; Еф.2:16 . Слово о Кресте только для погибающих юродство есть, для нас, спасаемых, сила Божия: 1Кор.1:18 . Вот почему апостол ничем иным не желал хвалиться, как только Крестом Христовым: Гал.6:14 ; Евр.13:13 . Кол.1:20 . «И чтобы посредством Его примирить с Собой всё, умиротворив чрез Него, кровью Креста Его, и земное и небесное». Объясн. Этими словами апостол лишний раз подтверждает славу и силу Креста Христова, обагрённого Кровью Спасителя для умиротворения всего земного и небесного. Вот поэтому-то крест и является знаменем нашей веры: Чис.21:8 ; Ин.3:14–15 . Вот почему слово крест для нас – сила Божия: 1Кор.1:18 . Кол.2:14 . «Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту». Объясн. См. 1Пет.2:24 . Втор.21:22–23 ; ср. Гал.3:13 . «Если в ком найдётся преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлён, и ты повесишь его на дереве; то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день; ибо проклят пред Богом (всякий) повешенный (на дереве)»... Объясн. В этих местах проклятие касается не креста, а висевшего («всякий висящий») на древе крестном преступника, но на том кресте, который мы почитаем, висел не преступник, а Спаситель всего мира, Который Своим прикосновением освятил крест. Самая причина сего проклятия опять заключается не в кресте, а в людях и грехах людских, вызвавших крестные страдания Господа: 1Ин.3:5 ; Ис.53:5 . Поэтому негодование вследствие этого проклятия должно было бы направить не на крест, а скорее на людей; но поскольку Господь заповедал любить ближних: Ин.13:34–35 , – то всё негодование заблуждающиеся в мнении о кресте должны направить на самих себя за невежественное истолкование Слова Божия: 2Пет.3:16 . В отношении Креста Христова должно помнить и держаться следующего правила: «Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым»: Деян.10:15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

17. Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется для нас в будущем ( Рим.8:18 ). Гл. 5. Ст. 3. Со страхом и трепетом спасение свое соделывайте ( 1Пет.1:17 – 2Пет.2:22 сл.). Господь Искупитель облек нас в ризу спасения, – как на жениха, возложив на нас венец славы и как невесту, украсил нас небесной красотой ( Ис.61:10 ): блажен бдящий и соблюдающий одежду свою, дабы не ходить нагим, и не увидели срамоты его ( Откр.16:15 ). 4. Тяжко нам под бременем греховного тела; не смотря на то мы не хотим раздеться (оставаться без тела), но приодеться (новым, лучшим, небесным телом). 4–5. Бог для того нас создал и дал нам залог Духа Святаго (благодать Свою), чтобы мы отложили ветхого человека с прежним образом жизни, истлевающего в обольстительных похотях ( Еф.4:22–23 ). 9–10. Кто рывностно старается благоугождать Богу, зная, что всем нам должно явиться пред судилище Христово: для того жизнь Христос, а смерть приобретение ( Флп.1:21 ). Кто живет в теле, тот доброе и худое делает посредством тела: все мы явимся пред судилище Христово в теле ( 1Кор.15:44, 46 ). 16. Кто не советуется с плотью и кровью, умерщвляя в себе греховные страсти ( Гал.1:16 ); тот знает Христа не по плоти, но по духу. 15–16. Кто живет не для себя, но для Умершего за всех и Воскресшего; тот никого не знает по плоти, но со всеми живет по духу ( Еф.5:9–11 ). Если Христос за всех умер, то никто не обязан плоти жить по плоти ( Рим.8:13 ). 17. Кто живет для Христа ( Флп.1:21 ), тот новое творение; древнее для того прошло, и наступило все новое ( 1Пет.4:2, 3 ). l7–18. Все новое в нас от Бога; ибо мы Его творение, созданное во Христе Иисусе на добрые дела ( Еф.2:10 ). Гл. 6. Ст. 10. В ком обитает благодать Божия, тот ничего не имея, всем обладает и всех обогащает ( Мф.13:45, 46 ). 11. У любви сердце расширено, и уста отверсты ( Мф.5:2 сл.) для назидания ближнего ( Еф.4:29 ). 12–13. Кто тебя любит от сердца, не помещай того в сердце твоем тесно, но за любовь плати любовью. Гл. 7. Ст. 1. Человек оскверняется плотскими делами и злыми помышлениями. Плотские дела суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласие, ереси, ненависть, убийство, пьянство и тому подобное ( Гал.5:19–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

21 . И народ твой весь будет праведный, навеки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему. 22 . От малого произойдет тысяча, и от самого слабого – сильный народ. Я, Господь, ускорю совершить это в свое время. Ст. 18 представляет Сион сильною огражденною от всякого нападения крепостью (ср. XXVI, 1 – 2, и 19; XXXIII, 20– 24; XXXV с примеч.). Среди его жизнь правды и добра, отсутствие зла и насилия (Ср. Откр. 21:4 ). Ст. 19–20 пророчествуют о полном совершении Божиих предначертаний, когда, говоря словами Откровения, „город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне.... ибо слава Божия осветила его, и светильник его Агнец“ ( Откр. 21:23 ). Дни сетования, дни пребывания в болезненном смертном теле окончены; в теле преобразованном, просветленном, духовном ( 1Кор. 15:40,44,51–55 ) нет места скорби: „поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц“ (Ис. 25и наши пр. ср. Откр. 7:17, 21:4 ). Ст. 21–22 обнимают весь период от основания Церкви Христовой до скончания веков. Как понимать слова, что праведный народ „навеки наследует землю“, это – тайна, нам вполне нераскрытая. Мы оставляем в стороне вопрос о миллениуме, весьма занимающем западных богословов, который, по их мнению, должен предшествовать последнему великому судному дню. Господу одному это известно (Ср. Деян. 1:6–7 ). Мы же да творим во смирении повеленная нам Господом. А Господь не оставит великий народ свой, создавшийся из слабого общества Христианского после воскресения Господа. Главы шестьдесят первая и шестьдесят вторая В обеих этих главах глаголет вторая Ипостась Святой Троицы, Господь воплощенный, Еммануил, которого будущее явление в мире проповедует Исаия в ряде глав. (См. VII, IX и XI, и с особенною ясностью, начиная с XL главы, в XLII, XLIX, LIII; см. прим.). Глава LXI начинается словами, которые, как мы знаем из Ев. Луки 4:18 , Господь Иисус Христос прочитал вслух в синагоге Назарета, прибавив (ст. 21): „ныне исполнилось писание сие, слышанное вами“. Итак, этими пророческими словами, произнесенными Исаией по повелению Духа Божия, начинается проповедь любви Богочеловека 1776 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Св. апостол Петр в конце Второго своего послания, написанного, как он сам говорит, пред скорой кончиной его (см.: 2Петр.1:14 ), писал: Нова же небесе и новы земли мы по обетованию Его (Господа) чаем, в нихже правда живет ( 2Петр.3:13 ). К этому новому бытию приводил нас, как мы видели, и тайнозритель, когда говорил (в предшествующей 20-й главе), как старое небо и земля бежали, уже при Страшном Суде, от лица Сидящего на Престоле. Теперь, в главах 21-й и 22-й, т.е. в заключении всей книги Апокалипсис, он нам и приводит описания в видении этого нового мира. 1–4. И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их; и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло. Как понимать нам это новое все – и небо, и землю? Будет ли это новое, говоря языком философии, субстанциально новым, т.е. в полном и безусловном смысле новотворением, или только изменением бывших, сохраняющихся в своей основе, но являющихся в новом сочетании и явно лучшем виде? Св. Андрей Кесарийский решительно высказывается за такое второе понимание этого нового мира, ссылаясь на известное место из Послания ап. Павла к Римлянам об освобождении от подверженности тлению твари. «Ибо, – говорит он, – если тварь ради нас подвергалась тлению, то, по свидетельству апостола, вместе с нами свободится она от работы истления в свободу славы чад Божиих ( Рим.8:21 ), будучи обновляема в блистательнейшем виде, но не подвергаясь окончательному уничтожению, как о сем думали блаженный Антипатр и другие святые». И далее он ссылается на священномученика Иринея, который говорит: «Не истребляется и не уничтожается ни состав, ни существо твари (ибо верен и истинен устроивший ее), но преходит бо образ мира сего ( 1Кор.7:31 ), т.е. то, в чем было преступление, ибо в сем обветшал человек, а потому, по Божественному о сем предведению, и образ сей был только на время». Великий Мефодий в слове о воскресении об этом говорит следующее: «Неудобоприятно такое иных рассуждение, что все до основания погибнет и что не будет ни земли, ни воздуха, ни неба; ибо хотя для очищения и обновления весь мир и воспламенится, будучи потопляем огнем, однако не дойдет он до окончательной погибели и истребления». И далее, приведя Рим.8:19–21 ; Пс.103:30 ; Ис.65:17–18; 66:22 , он заканчивает: «Итак, ради нас бывшая, тварь вместе с нами же последовательно изменится к лучшему, не переходя, как мы по смерти, в небытие» 391 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

И так, мы видим, что Христос, повелевая нам быть готовыми ко дню Своего пришествия, положительно запрещает испытывать тайну, хранимую от всех. Ибо если тайны земных царей хранятся со всяким тщанием, то тем приличнее хранить тайну ( Тов.12:7–11 ) Царя царствующих и Господа господствующих. Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто. При многих занятиях твоих о лишнем не заботься; тебе открыто очень много из человеческого знания. Ибо многих ввели в заблуждение их предположения, и лукавые мечты поколебали ум их ( Сир.3:21–24 ), говорит Иисус сын Сирахов. О любопытствующих и пытающихся проникнуть в сокровенное, Апостол Павел говорит: осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце, называя себя мудрыми, обезумели ( Рим.1:22 ). О знании такого рода он свидетельствует: кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать ( 1Кор.8:2 ). Как счастлив тот, кто имеет разум, соединенный с мудростью, кто покорен и послушен учению Святой Церкви, кто не преступает ее догматов! Святой Иаков Апостол говорит: если в сердце своем вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская. Но мудрость, сходящая свыше, во первых, чиста, потом смирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна ( Иак.3:14–15,7:17 ). Святой Иоанн Златоуст уподобляет разум стремлению лошади. Как упорная и горячая лошадь не слушается всадника и давит прохожих, если крепко не взнуздана, так и разум, непокорный догматам Церкви и учению Святых Отцов, поселяет раздоры между христианами и рождает многочисленные ереси и расколы. Таковым недугом одержимы неверующие Иудеи и еретики и отступники. Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы ( Деян.7:57 ). Поэтому, если кто желает вечного спасения, кто хочет быть истинным сыном Православной Церкви, кто ищет в сей последней, как бы в Ноевом ковчеге, спасения от потопа, кто боится страшного анафемского грома, поражающего душу и тело, пусть тот обременит себя, как бы сладчайшим Христовым игом, догматами церковными, пусть укротит непокорство своего разума церковными законами и во всем повинуется своей Матери –Церкви, ибо подобает пленити разум в послушание веры Христовы ( 1Кор.10 ). Кто же не покоряется Восточной Православной Церкви, не слушается ея, направляемых Святым Духом, наставлений и, пренебрегши твердым камнем, предается суемудрию, тот основывает свое здание на песке. Такого человека Христос называет диаволом, сеющим плевелы между семенами добрыми. Такой человек отсекается от Церкви, как согнивший и смердящий член тела, как язычник и мытарь ( Мф.18:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/znameni...

Объясн. Здесь содержится обличение и осуждение богатых, но не всех и не всяких, ибо и из числа их могут быть люди праведные, служащие Господу своим имением: Лк.8:2–3 ; Мф.27:57 ; ни Христос, ни Его апостолы не проповедовали равенства между людьми по имуществу и не осуждали богатства безусловно. Подлежит осуждению обольщение богатством: Мф.13:22 , любостяжание, словом, когда люди не в Бога богатеют: Лк.12:15:21 , Богачи, для которых нет ничего дорогого, кроме их золота, поистине стоят строгого осуждения: Лк.6:24–25 . 33) О правах на собственность Лк.14:33 . «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником». Объясн. Смысл этих слов такой: человек ради жизни вечной должен жертвовать всеми временными земными благами: Мф.13:44 ; так и поступал апостол Павел: Флп.3:7–8 ; но можно было угождать Господу и служением от имения своего: Лк.8:3:19:8–9 . Деян.2:44–45 . «Все же верующие были вместе и имели всё общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого». Объясн. То, что возможно было для первого, малого ещё христианского общества, невозможно теперь для многомиллионного общества христиан, при этом здесь не безусловно обязательна заповедь об имущественном равенстве, были и тогда следовавшие за Христом, не отрекаясь совершенно от своего имения: Лк.8:2–3 , и Закхей не всё, а только половину обещал раздать нищим: Лк.19:8–9 . 34) О равенстве Ин.13:14 . «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу». Объясн. И в Православной Церкви совершается обряд омовения ног. В апостольской истории на этот обряд указывается нам, как на один из видов гостеприимства: 1Тим.5:10 , на тайной вечере Христос самым делом учил смирению, как, например, учил Он неоднократно и словами: Мф.20:26–27 ; тогда как из других мест Писания видим: 1Кор.7:20 ; 2Тим.2:20 , самоотверженной службой на пользу ближних служат и пастыри Православной Церкви. 1Кор.7:20 . «Каждый оставайся в там звании, в котором призван».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010