Разделы портала «Азбука веры» Диатриба (от греч. διατριβ — беседа) – жанр античной письменности, характерной особенностью которого служат остроумие (часто — критичный настрой), обращенность к широкой публике. Диатрибы у апостола Павла, как правило, – беседы с воображаемым оппонентом, воспроизводившие в литературной форме те реальные диспуты, которые апостолу приходилось вести в его энергичной и дерзновенной миссионерской деятельности. Диатрибы сродни риторическим вопросам и ответам на них. Именно так их определяют авторы известнейшей «Грамматики новозаветного греческого языка». Они служат, во-первых, диалектической живости и ясности изложения, например, в Рим.3:1 сл.; во-вторых, выражению живого чувства, удивления, нежелания, радостного возбуждения и т. п. (например, в Рим.8:31 ). Первое послание к Коринфянам ( 1Кор.6:12–20 ) архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) (публикуется в сокращении) В Первом послании к Коринфянам апостол Павел обсуждает церковные проблемы, характерные для ранних, преимущественно языкохристианских церквей. В частности, в Коринфской церкви, драматические отношения апостола с которой хорошо известны из Второго послания, основную проблему составляли наметившиеся разделения, носившие интеллектуальный, духовный, социальный характер. Все это вызывало крайнее беспокойство апостола, отраженное в Первом послании. Здесь мы не находим диатриб в той классической форме, которая представлена в Посланиях к Галатам и к Римлянам. Однако в Первом послании к Коринфянам есть ряд мест, в которых полемика апостола с некоторыми кругами в Коринфской церкви обретает черты, близкие к стилю диатрибы. Здесь нет явных спорящих сторон, нет атмосферы диспута, никакие оппоненты не задают искусительных вопросов апостолу Павлу. Однако в церкви есть лица, со взглядами которых апостол Павел не согласен. Он знает и цитирует их лозунги и высказывания и оспаривает эти лозунги. Обычно этот заочный спор строится следующим образом: цитируется тот или иной лозунг некоторых коринфян, затем следует краткая реакция апостола, начинающаяся, как правило, союзом «но», и дается более развернутое рассуждение на затронутую тему.

http://azbyka.ru/diatriby

Разделы портала «Азбука веры» Достаточно ли одной Библии? Вопрос о соотношении Священного Писания и Предания — камень преткновения в многовековых спорах православных христиан с протестантами. Последние уже в XVI веке провозгласили знаменитый тезис: Sola scriptura ( лат. только Писание), утверждая, что для полноценной христианской жизни достаточно одного текста Библии. В нем, говорят они, содержится ровно столько, сколько нужно для спасения человека, а Предание — это какое-то позднее, выдуманное и совершенно лишнее нагромождение, от которого необходимо избавиться. Православные же богословы с таким подходом категорически не согласны. Церковь учит, что Священное Предание — это древнейшая форма передачи Божественного Откровения. Так, из той же книги Бытия мы узнаем, что Бог непосредственно общался с Адамом, Авраамом, Исааком, Иаковом, Моисеем. Мы видим, что Авель знает, как приносить жертву Богу от первородных стада своего и от тука их ( Быт.4:4 ). Ной знает какие животные «чистые», а какие «нечистые» ( Быт.7:8 ). Авраам знает, что такое десятина, когда дает ее Мелхиседеку, царю Салима ( Быт.14:20 ). И, заметим, никто из них не читал Писание, которое тогда, очевидно, еще и записано не было. На протяжении многих веков ветхозаветные праведники жили без сакрального текста Писания, так же как, впрочем, и ранние христиане долго обходились без текста Нового Завета, сообразуя свою духовную и повседневную жизнь с устным Преданием Церкви. Таким образом, можно сказать, что Писание — это записанная часть Предания, и именно поэтому они не существуют друг без друга. Сами апостолы неоднократно призывали верующих держаться Предания: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор.11:2 ); Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим ( 2Фес.2:15 ); Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас ( 2Фес.3:6 ).

http://azbyka.ru/zachem-pravoslavnym-svy...

Разделы портала «Азбука веры» Игумен Георгий (Шестун) " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) Рождение православной семьи происходит в таинстве брака. Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» ( Быт.1:28 ). В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на брак, как на дело, благословляемое Самим Богом. По пришествии Своем на землю Господь Иисус Христос не только подтвердил неприкосновенность брака, отмеченную в Законе ( Лев.20:10 ), но и возвел его в степень таинства: «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:3-6 ). Выйдя в мир на Свое открытое служение роду человеческому, Он явился с Матерью Своею и учениками на брачный пир в Кане Галилейской и сотворил там первое чудо, претворив воду в вино, и присутствием Своим освятил этот и все брачные союзы, заключаемые верными и любящими Бога и друг друга супругами. «Сам Бог соединяет освящаемых таинством и посреде их присутствует», – говорит о святости брака Климент Александрийский . «От Тебе бо сочетавается мужу жена», – сказано в молитве чина обручения. И там же: «Сам, Господи, ниспосли руку Свою и сочетай». Господь освящает сочетание супругов в таинстве брака и сохраняет нетленным союз их душ и телес во взаимной любви по образу Христа и Церкви. Святое христианское девство и святое таинство брака – вот два пути, указанные верным в Слове Божием ( Мф.19:11-12 ; 1Кор.7:7-10 ). Церковь благословляла всегда оба эти пути и осуждала, как известно, порицателей того и другого.

http://azbyka.ru/semya/duhovnye-osnovy-p...

Разделы портала «Азбука веры» Оригинал I. История праздника в святоотеческой традиции Пятидесятница (греч. – Κυριακ της γας Πεντηκοστς; лат. – Pentecoste) является одним из древнейших праздников Христианской Церкви. Имеющий свой прообраз в Ветхом Завете ( Числ.34:22 ; Втор.16:10 ) и будучи установлен там в память дарования Синайского законодательства, с сошествием Святого Духа ( Деян. 2 ) в этот день в Церкви Христовой, в которой нашла свое завершение ветхозаветная история спасения, он получил новое осмысление. Блаженный Августин (354–430) [Contra Faustum Manichaeum, lib. 32, cap. 12] пишет: «Мы празднуем Пятидесятницу, то есть 50й день от страдания и воскресения Господня, в который Он послал нам обещанного Святого Духа, Параклита, что было прообразовано и иудейской пасхой, так как на 50й день после празднования закланного агнца Моисей получил на горе написанный перстом Божиим закон. Читайте Евангелие и обратите внимание, что там Дух Святой назван перстом Божиим» 1 . Первые упоминания о праздновании Пятидесятницы в христианском, а не иудейском понимании святитель Епифаний Кипрский (около 315–403) 2 и блаженный Августин 3 видят в небесспорных указаниях Деян.20:16 и 1Кор.16:8 . Достоверные же свидетельства о литургически оформленном христианском праздновании сошествия Святого Духа относятся лишь ко II–III векам, поскольку из-за совпадения с воскресным днем он воспринимался в неразрывной связи с Пасхой как ее продолжение. Тертуллиан (около 155 – 20е гг. III века) говорит о Пятидесятнице не как о дне, а как о 50-дневном промежутке времени, следовавшем за Пасхой и считавшемся наполненным праздничными днями, которые «мы проводим во всяком ликовании» 4 . В трактате «Об идолослужении» он пишет: «Каждый языческий праздник имеет для себя один день в году, … собери все языческие праздники, расположи их подряд, и они не в состоянии будут наполнить Пятидесятницу» 5 . В сочинении «О Крещении» Тертуллиан, связывая период Пятидесятницы со Вторым Пришествием Спасителя, считает наиболее благоприятным временем для принятия крещения пятидесятидневный период после Пасхи, отражая тем самым древнюю традицию приурочивать крещение к этим дням 6 . В одном из фрагментов сочинений священномученика Иринея Лионского (II век) Пятидесятница, наряду с Пасхой и воскресеньем, упоминается уже как день, в который запрещается преклонять колени 7 . А Тертуллиан говорит о непозволительности поста и коленопреклонений во весь период от Пасхи до Пятидесятницы 8 . Ориген (II–III век), рассуждая о превосходстве христианских праздников над языческими и иудейскими и упоминая о Пятидесятнице вместе с пятницей, воскресеньем и Пасхой, рассматривает первую не в качестве периода года, а в качестве однодневного праздника 9 . Завещание Господа нашего Иисуса Христа (II, 28) 10 назначает для Пятидесятницы, подобно Пасхе, торжественную Литургию с мистагогией 11 .

http://azbyka.ru/obzor-istorii-prazdnika...

Разделы портала «Азбука веры» Похожие вопросы 3 Ответа Ветхозаветные законы, в том числе законы о чистоте направлены были против языческих пристрастий евреев. Иерусалимский апостольский собор (51 год по Р.Х.) отменил все подобные законы, оставив для христиан запрет только на вкушение идоложертвенного и крови. Мощи святых почитаются после Боговоплощения, когда сам Бог воспринял на Себя всё человечекое, и даже тело. Теперь мы прославляем Бога, в том числе в наших телах, которые есть храм Бога Живого 1Кор. 6:19–20 Мы покланяемся храму, в котором обитает в вечности Святой Дух. Прикосновение к мощам усопших исцеляет, оживляет, что подтверждалось многократно, а всякое доброе дело исходит от Бога Иак.1:16–17 . В Ветхом Завете указан случай, когда кости пророка Елисея воскресили человека 4Цар. 13:21 , и совершались чудеса под воздействием верхней одежды пророка Илии. 4Цар.2:8 В Новом Завете пояс апостола Павла изгонял бесов и исцелял. Деян.19:12 В Ветхом Завете прикосновение к мертвому телу человека было причиной ритуального осквернения (причем от контакта с телом человека состояние ритуальной скверны длилось 7 дней, от контакта с трупом животного – 1 день). Относительно причин «нечистоты смерти» высказываются различные мнения: 1) очень популярна идея, что этот закон был дан для того, чтобы исключить в Израиле культ предков. В некоторых древних обществах (особенно в Египте)  культ предков занимал значимое место в религиозной традиции; даже ритуальные действия (жертвоприношения) совершали в гробницах. Но Пятикнижие говорит обратное: прикосновение к мертвому телу, даже присутствие в одном шатре (помещении) с трупом оскверняет человека, то есть исключает участие в богослужении. Этот подход можно назвать «принципом Маймонида» по имени средневекового иудейского философа, который многие неясные предписания Пятикнижия объяснял противостоянием язычеству. Впрочем, против такого понимания ссылаются на то, что у хеттов также были обряды, связанные с ритуальным очищением, которые включали в себя омовение, жертвоприношение и изоляцию. Так что идея осквернения смертью была частью мировоззрения не только у древних израильтян, но и разделялась другими народами.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-v-vethom...

Разделы портала «Азбука веры» Что такое Церковь? Духовный организм Священноначалие, духовенство Святые угодники и Ангельские силы Возможно ли Спасение вне Церкви? Вне Церкви нет спасения Возможно, если человек хороший Возможно, если человек верит в Бога Кем основана Церковь? Иоанном Крестителем Иисусом Христом Апостолами Когда основана Церковь? Когда Бог заключил завет с Аврамом Когда Моисей получил десять заповедей Когда совершалась Тайная Вечеря В День Святой Пятидесятницы Кто является главой Церкви? Иисус Христос Вселенский Патриарх Предстоятель Автокефальной Поместной Церкви Папа Римский Как войти в число членов Церкви? Начать читать Библию Принять Таинство Крещения Ежедневно осенять себя крестным знамением Поверить в Бога и начать творить добрые дела Сколько существует Церквей согласно Символу веры? Там это не определено Что такое «странствующая Церковь»? Церковь Небесная Церковь земная Церковь гонимая Церковь времён апостолов Уберите лишнее слово: Церковь условно разделяется на… Торжествующую Животворящую Воинствующую Как переводится греческое слово κκλησα (Экклесия), обозначающее Церковь? Благая весть Общее дело Собрание Кто является членом Церкви? Священно- и церковнослужители Только священнослужители Все верующие, участвующие в Таинствах Церковь – духовный организм, собрание вокруг Евхаристической трапезы ( Ин.6:53-54 ; 1Кор.10:16-17 ). 1. В самом полном смысле понятие Церковь Христова подразумевает собрание, возглавляемое Господом Иисусом Христом, включающее светлых Ангелов, ветхозаветных праведников, выведенных Спасителем из ада в Царство Небесное, всех православных христиан, живущих и умерших ( Лк.20:38 ), объединённых любовью к Богу и друг к другу ( Евр.12:22-23 ). 2. Земной Церковью называется сообщество людей, возглавляемых Господом Иисусом Христом, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру. 3. В самом узком смысле церковью называется храм Божий (в этом случае слово «церковь» принято писать с маленькой буквы). См. подробнее:  Церковь

http://azbyka.ru/quiz/cerkov/

Скачать epub pdf 1. Введение Книга «Песнь Песней» Святой Библии , по содержанию своему, есть чисто светская поэма, в которой, по букве и прямому, непосредственному смыслу, нельзя усмотреть вообще ничего религиозного. Однако, несмотря на вопросы: – священная ли эта книга? почему она попала сюда? не случайно ли? – она, бесспорно и несомненно, от седой древности, принадлежит к числу учительных, канонических и богодухновенных книг Ветхого Завета, являясь, таким образом, для исследователей такой же загадкой в нем, как Апокалипсис в Завете Новом. Поэтому Истолкователь должен заботиться только о том, чтобы его понимание этой книги было согласовано с буквой и смыслом всего Священного Писания , ибо и эта книга священна 1 . Но мы не только безмолвно преклоняемся пред одним авторитетом Церкви, но сразу же непосредственно усматриваем разум её. Если в книге «Песнь Песней» описан только тип брачной любви, то все в этой любви священно, непорочно, свято и благословенно, по буквальному смыслу книги. Если история любви жениха и невесты внесена в Священное Писание , то она священна сама по себе. Природа двух полов – творение Божие, святыня ( Быт.1:27 ). Чета первых людей, брак, семья – установление Божие. Брачный союз благословлен Богом ( Быт.1:28 ; Ин.2:1–11 ) и освящен для дела спасения таинством благодати Божией в домашнюю церковь ( Еф.5:22–32 ; Деян.16:15,33 ; Рим.16:4 ; Кол.4:5 ). Тела наши суть члены Христовы и храмы Духа Святого и сохраняются таковыми и в браке, но не в блуде ( 1Кор.6:13–20 ). Святы чистый брак и чистое безбрачие. Греховны прелюбодеяние и блуд. Поэтому при чтении книги «Песнь Песней» не говори: «Бог меня искушает, потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью» ( Иак.1:13–14 ). Мы помним, что «для чистых все чисто, а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» ( Тит.1:15 ), они во всем видят повод для соблазна и греха. Итак, вырвем око, соблазняющее нас ( Мф.5:29 ), отсечем худые мысли и чувства в себе и возвысим ум, чтобы созерцать святыню Слова Божия. 2. Историческая основа

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Скачать epub pdf Аллилуиа, Аггея и Захарии (псалом) 145 Последние шесть псалмов, начиная с сего, 145-го, принадлежат к группе так называемых «хвалимых псалмов», почему и начинаются почти все они словами: Хвали, душе моя, Господа… Хвалите Господа… Похвали, Иерусалиме, Господа – и каждый из них надписывается словом Аллилуиа , что значит: «Хвалите Бога». Некоторые из них, как и сей, 145-й псалом, к надписанию Аллилуиа имеют прибавление слов: Аггея и Захарии . Этого прибавления, по замечанию блж. Феодорита, нет в списках ни еврейской древней Псалтири, ни у LXX толковников, а внесено оно, как это замечено нами и выше, в предисловии к объяснению псалма 137, позднейшими толковниками, с тою целию, чтобы показать, что псалом сей был любимою и очень употребительною песнию во времена служения пророков Аггея и Захарии. Все эти шесть псалмов – происхождения послепленного периода жизни израильского народа и удобно объясняются из обстоятельств времени священника Ездры и правителя Неемии. Пс.145:1–2 Хвали, душе моя, Господа: восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, Дóндеже есмь. Как хорошо это начало псалма напоминает подобное же начало других псалмов словами: «Благослови, душе моя, Господа» ( Пс.102–103 ). Хотя не одно и то же лицо было составителем всех этих псалмов, но дух ревности о славе Божией одинаково проникал их душу и сердце и возбуждал их на хвалу и благословение Бога. Такая же хвала Господу, какою начинается сей псалом, была воспета и во всем содержании предыдущего (144-го) псалма. По такому характеру сих псалмов св. Иоанн Златоуст делает такое замечание: «Чем кончил пророк, тем начинает снова: кончил в предыдущем псалме хвалою, сказав: хвалу Господню произнесут уста мои; и здесь опять начинает: Хвали, душа моя, Господа. Ибо немало служит к очищению души сие, т.е. хвала Богу. А хвалою называет ту, которая составляется из дел, что и Христос сказал: «так да светит свет ваш, чтобы видели ваши добрые дела, и прославили Отца вашего, Который на небесах» ( Мф.5:16 ); и Павел также: «прославьте Бога телом вашим и духом вашим» ( 1Кор.6:20 ). И далее говорит: но посмотрим, что значит: хвали, душа моя, Господа. Сии слова и мы поем с Давидом ныне, ибо хотя он и не находится здесь телом, но находится духом поскольку праведники находятся с нами и поют вместе...» с. 11:31]. Из этих хвалебных воззваний видим, что псалмопевец старался постоянно держать себя в молитвенном настроении, чтобы всегда быть готовым к прославлению Бога, как в настоящей жизни, так особенно в будущей, где не будет к тому никаких препятствий, почему как в предыдущем (144-м) псалме говорил: «На всяк день благословлю Тя» (ст. 2), – так и здесь говорит: пою Богу моему, Дóндеже есмь, что самое буквально выразил и в псалме 103, стихе 33, т.е. буду петь хвалу Богу моему до тех пор, пока существую.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Слово 18. Сказанное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии св. Василия, к которому обращено вступление в Слово 1. Человек Божий ( Нав. 14:6 ), верный раб ( Числ. 12:7 ), строитель таин Божиих ( 1Кор. 4:1 ), муж желаний ( Дан. 10:11 ), и притом духовных! Так именует Писание преуспевших и высоких по жизни, ставших выше видимого. Но назову тебя еще богом фараону ( Исх. 7:1 ), всей египетской и сопротивной силы, столпом и утверждением ( 1Тим. 3:15 ) Церкви, Господней волею ( Ис. 62:4 ), светилом в мире, содержащим слово жизни ( Флп. 2:15–16 ), опорой веры, обителью Духа. И могу ли перечислить все наименования, какие дала тебе добродетель, с каждым своим видом принося и усвояя новое имя? 2. Скажи, однако же, откуда приходишь и что твое делание ( Ион. 1:8 )? Что намерен ты совершить для нас? Ибо знаю, что все предприемлешь ты с Богом, по Божию внушению и для блага сретающих тебя. Зачем приходишь? Нас ли посетить? Найти ли пастыря? Или обозреть паству? Мы почти не существуем, а большей частью бытия с ним 116 переселились отселе, тяготимся местом озлобления ( Пс. 43:20 ), особенно ныне, когда сведущий кормчий, или светильник нашей жизни, свыше указывавший нам спасение, чтобы, взирая на него, направляли мы путь свой, сей пастырь со всеми доблестями, со всей пастырской опытностью, какую приобретал долгим временем, оставил нас, исполненный дней благоразумия и, если можно сказать словами Соломона, увенчанный старостью хвалы ( Притч. 16:31 ). Паства в недоумении и смущении. И видишь, какого уныния, какой печали она исполнена, потому что не упокоевается уже на месте злачне, не воспитывается на воде покойне ( Пс. 22:2 ), но ищет стремнин, пустынь и пропастей, где может рассеяться и погибнуть; не надеется получить когда-либо другого разумного пастыря и, вполне уверенная, что не получит равного почившему, желала бы, по крайней мере, иметь хотя и худшего, но не многим. 3. Поелику же, как сказал я, три причины и каждая в равной мере делает присутствие твое необходимым, то есть мы, пастырь и паства, то всем подай приличное по живущему в тебе духу служения и устрой слово на суде ( Пс. 111:5 ), чтобы мы еще более дивились твоей мудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

СЛОВО в день Святителя и Чудотворца Николая 12 О неприкосновенности священных догматов православной веры. «О Тимофее! предание сохрани, уклоняйся скверных суесловий и прекословий лжеименного разума, о нем же нецыи хвалящеся, о вере погрешиша (И Тим. 6, 20–21). » В последнее время наши свободные мыслители, вслед за новыми учеными христианского запада, стали не только не благоговейно, но и не уважительно относиться к догматам православной веры. Одни из них отрицают догматы , как верования принимаемые без рассуждения и не имеющие для себя научных оснований. Другие принимают их по выбору, с ограничениями, произвольными толкованиями, и пытаются применить их к современным условиям знания и жизни и в этом направлении пополнять и развивать их. Иные, наконец, смешивая их с религиозно-философскими учениями индийской и вообще языческой древности, вводят их по частям в свои исторические, философские исследования и системы. Мы не имеем намерения убеждать возвратиться к вере мыслителей, совершенно отказавшихся от нее, или утративших благоговение к Божественному Откровению, и препираться с ними: это дело богословов, принимающих на себя обширные исследования в области веры. Нам желательно только предостеречь неосторожных православных христиан, которые, сами не имея достаточных познаний о догматах веры, с чужого голоса повторяют ложные о них мысли и тем вредят целости своей веры и лишают себя спасительного руководства божественной истины. Св. Павел, не только боговдохновенный Апостол, но и ученейший человек своего времени, знакомый с классической литературой, говорил епископу Тимофею, также мужу ученому: „О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращайся негодного пустословия и прекословия лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры». Что заповедано Апостолом епископу Тимофею, то сказано всем нам -„слугам Христовым и строителям тайн Божиих» ( 1Кор. 4. 1 ) и, конечно, не для нас только самих, но и для всех христиан, вверенных нашему попечению. В исполнение этой великой заповеди я и предлагаю вам, братия, размышление о неприкосновенности священных догматов православной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010