(К 1900-летию события) Св. апостол Павел после видения на пути в Дамаск из гонителя Савла, гордого и самонадеянного фарисея, стал смиренным служителем Христовым, ревностным поборником и пламенным и неустрашимым проповедником Его учения. Беззаветный служитель Христов, он с полным правом мог сказать о себе: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живёт во мне Христос» ( Гал.2:19–20 ). Обращение Савла – одно из важнейших событий в апостольской Церкви: оно дало миру великого «апостола и учителя языков», истолкователя сущности христианства, замечательного устроителя церковной жизни; тогдашний языческий греко-римский мир обязан ап. Павлу просвещением Светом Христовой истины. Со времени обращения и до самих кесарийских уз, когда деятельность апостола насильственно была приостановлена, в течение более двадцати лет великий апостол проповедовал Евангелие Христово, переходя из города в город, основывая Церкви Христовы, претерпевая лишения, скорби и воистину потрудился более прочих апостолов ( 1Кор.15:10 ). За этот период времени св. ап. Павел совершил три великих миссионерских путешествия. Проповедническая деятельность ап. Павла по завершении им третьего миссионерского путешествия была насильственно приостановлена: разумеем его узы сначала в Кесарии, а затем в Риме и суд над ним. Со времени первого миссионерского путешествия у ап. Павла явились враги, которые никогда не оставляли его в покое и противодействовали ему. Это были, во-первых, иудействующие христиане, которые, несмотря на постановление апостольского Собора, освободившего от ига закона Моисеева христиан из язычников, считали для последних обязательным совершение пред крещение обрезания по Моисееву закону. Если иудействующие христиане питали вражду к ап. Павлу, то нечего говорить о том, какую ненависть возбуждал он к себе среди необращённых иудеев. Примеры этого приведены в Книге Деяний ( Деян.13:45,50, 14:2, 5,19, 17:5,13, 18:6,12 и др.); об этом говорит и ап. Павел в Послании к Коринфским христианам ( 2Кор.11:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

Комментарии Женевской Библии на 2-е послание Коринфянам Введение Автор Исходя из глубоко личного характера Второго послания к коринфянам, автором его признан апостол Павел (1,1). Время и обстоятельства написания Наиболее вероятная дата написания послания 55 г. по Р.Х. Павел писал его, уже покинув Ефес ( Деян. 20,1 ), но еще не прибыв снова в Коринф ( Деян. 20,2 ). Основав в 51–52 гг. церковь в Коринфе ( Деян. 18,1–18 ), Павел возвратился в Антиохию; этим закончилось его второе миссионерское путешествие ( Деян. 18,22 ). Отправившись в следующее путешествие, Павел дошел до Ефеса, где провел три года ( Деян. 19,1–40; 20,31 ). Во время его пребывания в Ефесе туда прибыли из Коринфа посланцы с вопросами, которые Павел разрешил в своем Первом послании к коринфянам ( 1Кор. 16,17.18 ). Несколько позднее Павел, по-видимому, услышал о настроениях в Коринфе совершил краткое путешествие по морю из Ефеса в Коринф и обратно. Это посещение было малоуспешно; позднее Павел назовет его огорчительным (2,1). Хотя книга Деяния не упоминает этого посещения, оно, несомненно, имело место, так как Павел пишет во Втором послании, что направляется к коринфянам уже «в третий раз» (12,14; 13,1). Нам неизвестны подробности посещения; по всей видимости, кто-то из коринфян выступил против Павла или серьезно его оскорбил (2,5.10). Большинство современных комментаторов считает, что после этого горестного посещения Павел написал коринфянам «строгое послание», полное укоров и призывов к покаянию (2,3.4; 7,8), которое до нас не дошло. Однако некоторые считают, что здесь упомянуто Первое послание к коринфянам, иные же утверждают, что этим самостоятельным посланием был текст, позже присоединенный к первым девяти главам Второго послания к коринфянам в качестве его заключительных (10–13) глав. Затем Павел отправил Тита в Коринф морским путем, поручив ему доставить это «строгое послание», сам же отправился более долгим, кружным путем по суше, через Троаду и Македонию (2,12.13; 7,5–9.13–15; Деян. 20,1.2 ). Павел не знал, какой прием окажут коринфяне Титу «строгому посланию». По пути из Ефеса в Троаду его обуревали тревожные чувства и беспокойство о Коринфской церкви (2,13; 7,5). Прибыв в Троаду, Павел нашел там благоприятные условия для проповеди (2,12), но «не имел покоя духу». Он покинул Троаду и продолжил путь в Македонию (т.е. к общине в Филиппах), надеясь встретить там Тита. Когда, наконец, Тит прибыл (вероятно, в Филиппы, но, возможно, и в Фессалонику), Павел преисполнился радости, услышав об искреннем раскаянии коринфян и их сердечной к нему привязанности (7,6–15).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Н.И. Большаков Благотворительность о. Иоанна Щедрые жертвы на храмы Построение Сурской обители, Леушинского подворья и Иоанновского монастыря ОДНОЮ рукою о. Иоанн получал деньги, а другою раздавал. По евангельскому слову, у него левая рука не знала, что делает правая. ( Мф.6:3 ). В одной из своих проповедей дорогой батюшка говорит: «Кому и как должно подавать милостыню? Иисус Христос говорит: «всякому просящему у тебя дай»; значит, должно помогать и благотворить всем, не делая разбора в лицах, состоянии, происхождении, вероисповедании. Каждому истинно нуждающемуся должно оказывать милость, ибо все они одинаковое имеют право на сожаление, и так же смотрят на руки наши, как мы на руки Божии, когда чего просим, и гораздо лучше простирать руку и недостойным, нежели из опасения встретиться с недостойными, лишить благодеяний и достойных». Один кронштадтский лавочник рассказывает, как покойный отец Иоанн научил его любить бедных. Отец Иоанн заходил к этому лавочнику менять 15–20 рублей. Лавочник тяготился этим и внутренне досадовал на отца Иоанна и на нищих. Однажды, меняя деньги, он особенно сильно досадовал, однако, не показывал этого. Прозорливый старец понял, что делается в душе торговца. Как-то странно на него посмотрел и перестал ходить к нему в лавку. После этого торговля у лавочника пошла хуже и хуже. Лавочник встревожился, стал думать, вспоминать, и дело окончилось тем, что он, явившись к отцу Иоанну, поклонился ему в ноги и покаялся в грехе. Отец Иоанн растолковал лавочнику, что Бог гневается на тех, кто бедняков обижает. После этого о. Иоанн снова стал менять деньги у лавочника, – вместе с тем торговля у него исправилась. Любовь христианская, истинная, по Апостолу, «вся покрывает, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит, любы николиже отпадает» ( 1Кор.13:7, 8 ). Вот одно из многочисленнейших дел такой христианской любви о. Иоанна, записанное его жизнеписателем. – «...Едва он возвратился из храма в свою скромную квартиру, как услышал в прихожей шум и громкий разговор. Не снимая верхней одежды, о. Иоанн вернулся в прихожую; оказалось, что какая-то женщина с рыданиями просит пустить ее к батюшке.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Об одиннадцатом члене Символа Веры 11 . Чаю воскресения мертвых В одиннадцатом члене Символа Веры говорится о всеобщем воскресении мертвых, которое совершится при окончании жизни нашего мира. Воскресение мертвых, которого мы «чаем» (ожидаем) последует одновременно со вторым и славным пришествием Господа нашего Иисуса Христа и будет состоять в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут. Вера в воскресение мертвых была выражена еще Авраамом , при жертвоприношении сына его Исаака ( Евр.11:17 ), Иовом , среди тяжких его страданий: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» ( Иов.19:25–26 ); пророком Исаией: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов» ( Ис.26:19 ). Пророк Иезекииль созерцал самое воскресение умерших в видении поля, усеянного сухими костями, которые по воле Духа Божия соединились одна с другою, облеклись плотно и одушевились духом ( Иез.37 ). Сам Иисус Христос не один раз говорил о воскресении мертвых: «истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут» ( Ин.5:25 ). «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 ). Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ). Отвечая неверующим саддукеям на их вопрос о воскресении мертвых, Иисус Христос сказал: «заблуждаетесь, не зная писаний, ни силы Божией. О воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» ( Мф.22:29, 31, 32 ). Апостол Павел говорит: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор.15:20, 21, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Отдел третий. БОГ КАК СПАСИТЕЛЬ. ХРИСТОЛОГИЯ 7. Нераздельное поклонение Иисусу Христу и как Богу, и как человеку Так как в Господе Иисусе Христе два естества ипостасно соединены нераздельно, то следствием такого единения является нераздельное поклонение Иисусу Христу и как Богу, и как человеку. Воплотившись, Бог Слово принял человеческое естество в единство Своей Божественной Ипостаси на всю вечность, и оно соделалось человеческим естеством Бога Слова, а посему и ему мы обязаны поклонением. Как до воплощения, так и по воплощении Бог Слово нераздельно один и Тот же, отсюда и поклонение подобает Ему как присно одному и Тому же Богу и Господу. Такого поклонения Себе – и как Богу, и как человеку – Спаситель требует, говоря: «Да вси чтут Сына, якоже чтут Отца. Иже не чтит Сына, не чтит Отца, пославшаго Его» ( Ин.5:23 ). Богоносный апостол, вдохновенно говоря о спасительном воплощении и вочеловечении Бога Слова и Его крестной смерти, как естественное и логичное возвещает единое и нераздельное поклонение Иисусу Христу и как Богу, и как человеку, благовествуя: «Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» ( Флп.2:10 ). Ему как Богу и как человеку покорено всё во всех трех мирах ( 1Кор.15:27 ), и Ему как Таковому поклоняются все Божии Ангелы ( Евр.1:6 ). Навсегда ипостасно соединенный с плотью, Господь Иисус вознесся с ней на небеса, и как Таковой Он достоин, чтобы Ему поклонялось всякое создание на небе, на земле и под землей ( Откр.5:11–13 ). Эта Божественная истина Священного Писания о нераздельном поклонении Господу Иисусу Христу сильно засвидетельствована Священным Преданием через священные слова святых Отцов Церкви. Так, святой Афанасий пишет: «Созданному телу Господню должно воздавать подобающее (φειλομνως) поклонение, ибо оно стало телом несозданного Слова, и поклонение приносится Тому, Чьим телом оно стало. Итак, должное воздается ему поклонение – поклонение, приличествующее Божеству, ибо Слово есть Бог, а тело есть Его собственное тело. В Евангелии говорится, что жены-мироносицы, «приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему», что значит: ухватились за ноги, поклонились Богу; ноги для прикосновения имели кости и плоть, но были Божиими, и жены поклонились Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

По учению св. апостола Павла, ветхозаветный «закон имел тень будущих благ, а не самый образ вещей» ( Евр.10:1 , ср. Кол.2:17 ) и «был детоводителем ко Христу» ( Гал.3:24 ). Заключая в себе образы важнейших событий и предметов новозаветных, хотя подобные тени или легкому очертанию их, Ветхий Завет в различных лицах, действиях, установлениях религиозных живописал будущия тайны новоблагодатной Церкви Христовой, которые в ней и нашли полное и ясное выражение свое, и тем имел целью – приготовить еврейский народ к восприятию великих и чудных дел Божиих, имевших открыться при явлении царства Мессии – Сына Божия. Для достижения этой цели Господь Бог употреблял не только обетования и пророчества, но и прообразования, имевшие прямое отношение к Мессии. Что Бог действительно сделал многие события Ветхого Завета образами событий, имеющих быть в Церкви Христовой, разительные доказательства этого представляют нам сам Иисус Христос , св. евангелисты и апостолы, которые многие места из ветхозаветных священных писаний прилагали в прообразовательном смысле к событиям и лицам новозаветным ( Ин.3:14–15 ; Мф.12:39–40, 16, 4 ; Гал.4:22–26 ; Кол.2:11 ; 1Кор.10:1–2 ; Евр.6:20–7, 25 и мн. др.). На этом основывается так называемый типический или прообразовательный смысл Священного Писания или такое разумение его, что исторические лица, события и обряды Ветхого Завета, имея современно-исторический смысл, вместе суть предварительные образы или знаки, Богом определенные представлять собою будущие события, касающиеся лица Иисуса Христа, установлений Его и судеб основанной Им Церкви. В ветхозаветных сенях и гаданиях, между прочим, многочастно и многообразно предызображены дивный образ нашего спасения чрез крестные страдания Сына Божия и само орудие – древо Креста. Различные прообразы Креста Христова потщились всячески указать и выразуметь богомудрые отцы, также учители Церкви Христовой и выразили свое понимание в толкованиях Священного Писания и в прекрасных песнопениях и молитвах для прославления крестных страданий и смерти Иисуса Христа в установленные праздники. Мы поставляем задачей этого очерка указать по церковным песнопениям Православной Церкви предызображения креста Христова в Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

После того, как Апостол отправил в Коринф первое свое послание, совершил туда путешествие Тит, один из главнейших сотрудников Павловых, для сбора милостыни в пользу церквей палестинских ( 2Кор. 7:6; 8:6 ). Через него Апостол получил приятные известия об исправлении коринфян и о том, что первое послание произвело глубокое впечатление в их сердцах ( 2Кор. 7:7 ). Но между приятными известиями, которые принес Тит, было одно неприятное, именно известие о том, что в коринфскую Церковь (подобно как и в некоторые другие, основанные Павлом) вошли и действуют с успехом иудействующие лжеучители, как бы личные враги Апостола Павла. Эти лжеучители старались унизить Апостола во мнении коринфян и возбудить в них неблагорасположение к нему. Для этой цели они старались добрым свойствам Апостола Павла дать худое значение; а именно совершенное бескорыстие, скромность, смирение и простоту в проповеди его старались представить как очевидное сознание собственной слабости ( 2Кор. 10:10, 11; 11:1, 4, 12, 13, 14 ). Старались также перетолковать и поведение Апостола относительно коринфян, Апостол в первом послании обещал побывать в Коринфе на пути в Македонию и из Македонии ( 2Кор. 1:16 ; сн. 1Кор. 16:3, 6, 7 ); по некоторым обстоятельствам заставили Апостола Павла изменить свое намерение и отложить до более удобного времени посещение Коринфа ( Деян.19:21; 20:2, 3 ; сн. 2Кор.1:15, 16, 23, 24 ). Это замедление приходом лжеучители выставляли как несомненный знак непостоянства и боязливости Апостола Павла. А отсюда делали заключение, что Павел столь же непостоянен и в учении и, следовательно (по их мнению), не может называться Апостолом!.. Чтобы утишить эту вновь начинавшуюся бурю в коринфской Церкви и отвратить от себя хитросплетаемые обвинения, Апостол Павел, решившись (на некоторое время) не приходить в Коринф, опять с огорчением ( 2Кор. 2:1 ) написал к ним второе послание, в котором составил, так сказать, апологию своего апостольского служения. «Тот не погрешит, кто назовет это послание похвальным словом Апостолу Павлу», говорит св. Златоуст (Беседа 21, на второе послание к Коринф. стр. 425). § 103. Время и место написания второго послания

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Поучение второе на праздник Успения Пресвятой Богородицы, месяца августа, в 15 день «О дивное чудо! Источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает». Дивная Мать дивного Бога дивна от начала и до конца Своего, слушатели возлюбленные! Дивна и в житии Своем, дивна и в преставлении Своем. Вся Она – единое дивное чудо! Дивна в житии, ибо Она – девствующая Мать и материнствующая Дева, родившая Бога и девства Своего не нарушившая. Дивна и в преставлении Своем, ибо гробом Своим восходит не в землю, а на небо, и «лествица к небеси гроб бывает». О дивное чудо! И мертвец дивен, и гроб дивен! Мертвец жив и по смерти: «В рождестве Дева и по смерти жива», а гроб достигает неба, как та Иаковлева лествица, утвержденная на земле, верх которой достиг небес. Гроб – лествица к небу. Встанем же твердо умом нашим при этом дивном, бессмертном гробе бессмертной Божией Матери, как при лестнице, возводящей на небо, и присмотримся внутренними очами: каковы ступени этой лестницы, ибо лестница без ступеней не бывает? Что за ступени, которыми Матерь Божия в часть преставления Своего взошла на небо? «О дивное чудо! Источник жизни во гробе полагается, и лествица в небеси гроб бывает!» Еще не великое было бы чудо – заградить гробом источник, чтобы он не источал своей струи. Дивно то, что гроб превращается в лестницу, и лестницу, достигающую до небес. Но разве может трехлокотный человеческий гроб, прямо поставленный на земле, достигнуть в то же время и высоты небесной? Да будет известно, что здесь слово «гроб» употребляется вместо слова «смерть»: смерть называется гробом, а также и лествицей. Ибо как гроб измеряется тремя локтями, так и смерть. «Смерть святых, честная пред Господем» (ср. Пс. 115:6 ), как лестница, возводящая души святых на небо, мерится тремя богословскими добродетелями: верою, надеждою и любовью. Велика и высока эта мера, достигающая небес, как лестница! Ибо вера достигает лицезрения Божия, надежда достигает получения тех благ, «которых не видел глаз» ( 1Кор. 2:9 ), любовь же достигает самого сердца Божия, которое есть источник и начало всякой любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Приложение II Краткие канонические суждения о летосчислении Вопрос: Что такое старый и новый стиль летосчисления? Ответ: Старый стиль есть исконный, первоначальный, древний христианский. Он унаследован от времен апостольских по Священному Преданию древнейшей Церкви и положен в основу как христианского летосчисления Первым Вселенским Собором (325 г.), так и определения празднования Святой Пасхи со всеми зависящими от нее праздниками и постами. Попытка же Римо-Католической Церкви в XVI веке, при папе Григории, ввести новый, «научный» стиль привела к созданию лишь псевдонаучного и противоканонического стиля. Ибо вопрос о стиле научно неразрешим. Итак, старый стиль – символ единения христиан во всем мире, а новый стиль – символ бунта, революции и разъединения христиан. Доказательства: «Предания установлены для нас Писанием или без Писания; также и преданные догматы имеют одинаковую силу с письменными» (Книга Правил. Алфавит). «Храним не нововводно все, писанием или без писания, установленные для нас церковные предания» (Догматическое определение VII Вселенского Собора). «Мню, яко Апостольское есть и сие: да держимся неписаных преданий» ( Василий Великий , пр. 91 и 92; см.: 1Кор.11:2 ; 2Фес.2:15,3,6 ). Также и священные каноны сами решительно объявляют себя: «твердыми и нерушимыми» (VI Вс. Соб., пр. 2), «несокрушимыми и непоколеблемыми» (VII Вс. Соб., пр. 1) и «непреложно свидетельствуют к уважительному соблюдению их, особенно для пастырей» (IV Вс. Соб., пр. 1). Нестроения в Церкви не могут быть устранены чрез посягательство на эти каноны. Знаменитый митрополит Петр Могила заявил, что не только Патриарх, но и сшедший с неба Ангел не заставит его поступить вопреки церковным канонам. Так мыслит и действует иерарх, бывший лучшим украшением Православной Церкви. « Церковь , по требованию коренных оснований ее возникновения и источного начала ее существенных норм, не вправе изменять свои постановления, раз она остается Церковью. Если Церковь , по ее исходному началу, не есть дело рук человеческих, а есть учреждение Высшей Воли, то нам не предоставлено право изменять основные нормы ее жизни и устройства, как это ясно и выражено во 2-м правиле VI Вселенского Собора» (Журнал заседаний Российского Предсоборного Присутствия 1906 г. «Церковные Ведомости» 21, 1906).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 134. Препятствия ко причащению О неготовности к принятию Христа Пятница. Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Продолжаем обсуждать вопросы, связанные с причащением св. Христовых Таин. Как мы уже выяснили, со стороны церковных правил нет препятствий для частого причащения… было бы желание, а точнее жаждание Бога и чувство невозможности жить вне Христа, в Котором только и обретается успокоение и весь смысл существования. Данное состояние души и есть то, на что должны быть направлены духовные усилия готовящегося принять Христа. Соответствено неготовность к такому принятию служит прямым препятствием к причащению, выражающимся в следующих вещах: 1. Первое — Непонимание сути Таинства. По слову апостольскому, ест и пьет недостойно, в осуждение себе, тот, кто не рассуждает о Теле Господнем ( 1Кор.11:27-29 ), т.е. не понимает, что он принимает, не представляет величия предложенных (тайн), не думает о важности Дара. «Сами рассудите, — говорит ап. Павел, призывая именно к рассуждению, — Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» ( 1 Кор. 10:15-17 ). Само понимание того, Кто предлежит пред тобой и кому Он предлагает Себя, и размышление об этом является причиной возникновения необходимого благоговения. А когда, кто приступает к Тайнам с целью получить земное благополучие, отдать дань традиции, «попить компотика» или просто поучаствовать в интересном театральном действии, то шансов причаститься без осуждения нет. 2. Далее — Пребывание вне Церкви также не позволяет приобщиться ко Христу. А к Церкви не принадлежат во-первых, те, кто не вступили в Нее через Крещение, во-вторых, представители иных конфессиональных организаций, не желающих иметь ничего общего с Церковью Христовой. Втретьих, отделяют себя от Церкви (как Тела Христова) образующие раскол и ересь. Вчетвертых, теряется возможность приобщиться Бога и в случае совершения смертных грехов, как это видно из слов свмч. Киприана Карфагенского относительно фразы Господа «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» ( Мф. 6:11 ). «Мы просим ежедневно, - говорит он, - да дастся нам этот Хлеб, чтобы мы, пребывающие во Христе и ежедневно принимающие Евхаристию в снедь спасения, будучи, по какому-либо тяжкому греху, отлучены от приобщения и лишены небесного хлеба, не отделились от Тела Христова. ..».

http://azbyka.ru/video/134-prepjatstvija...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010