Брак должен быть неразрывен 1Кор.7:10 . «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем». Объясн. Здесь подтверждается неразрывность брачного союза, охраняемого евангельским законом, повелением Самого Господа: Мф.5:32:19:6 . Только люди, отступившие от веры, чрез лицемерие лжесловесников отрицают этот законный брак: 1Тим.4:1–3 . 1Кор.7:29 . «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жён должны быть, как не имеющие». Объясн. Говоря о браке, апостол различает свой личный совет и положительное повеление Господа о браке: 1Кор.7:6–7:12, 20 . Положительная заповедь Господня о браке такова: жене не разводиться с мужем: ст.10–11; сущность же личного совета апостола по вопросу о браке изложена во 2 ст. этой же главы или – Рим.7:2 . О повиновении жены мужу Еф.5:24 . «Но, как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём». Объясн. Апостол обязывает жену повиноваться мужу образом повиновения Церкви Христу для того, чтобы это повиновение было не телесного, но духовного характера: Кол.3:18–19 . О семейных отношениях Мф.8:21–22 . «Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мной и предоставь мёртвым погребать своих мертвецов». Объясн. Здесь не говорится против добрых семейных отношений. Сам Господь заботился о Своей Матери: Ин.19:26–27 ; то же заповедали и апостолы: 1Тим.5:8 ; воспрещается привязанность к близким неумеренная, большая, чем к Богу: Лк.9:60–62 ; Мф.10:37 . Лк.9:61–62 . «Ещё другой сказал: я пойду за Тобой, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Божия». Объясн. Только ради высшего (апостольского) призвания можно оставлять заботу об отце, о погребении его, но не всякому бывает такое призвание: Рим.10:15 ; 1Кор.12:29 ; зато всякому говорится: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного»: 1Тим.5:8 ; Спаситель и на Кресте проявил заботу о Матери Своей: Ин.19:26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1Кор.1:2 . «Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас». Объяснение. Что Церковь Божия в Коринфе состояла не из одних мирян, видно из слов того же послания апостола Павла: 1Кор.12:28–29 ; только члены истинной Церкви и могут быть освященными во Христе Иисусе: Ин.17:18–20 ; Еф.2:19–20 . Незаконно собирающиеся, не по воле Господней, по-видимому, собираются и во имя Господне, но услышат: «что вы зовёте Меня...» Лк.6:46 ; 2Тим.2:5 . Лев.26:12 . «И буду ходить среди вас, и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом». Объяснение. «Вы» – «мы» – разумеется целое общество, например христиан, сравн. 2Кор.6:16 . В этом обществе есть соработники у Бога (пастыри) и Божия нива (пасомые): 1Кор.3:9–11:16 . Такому обществу основание положено Самим Иисусом Христом и устройство дано апостолами: Еф.2:20–22 . Оно состоит из многих членов: 1Кор.12:12–30 . Пс.136:8–9 . «Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам. Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень». Объяснение. Из этих слов видно, что здесь говорится о Вавилонском царстве, а не о Церкви Православной, основанной на апостолах: Мф.16:18 , и имеющей главою Самого Господа: Еф.1:22–23. 136 псалом изображает состояние евреев в плену вавилонском, а 8–9 стихами выражается желание, чтобы вавилонянам было отомщено за жестокое их обращение с пленными евреями; а потому, нет никакого основания относить эти стихи к Православной Церкви. б) Церковь Христова полна Еф.1:22–23 . «И всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего всё во всём». Объяснение. Сравнивая Церковь с телом, апостол представляет Христа главою тела, не только в отношении управления, как главу общества, но и в отношении жизни и деятельности всего тела, в котором есть разные члены: Еф.4:11–12 . Созидание Церкви происходило чрез посредство апостолов и их преемников: Деян.16:4–5 ; Еф.2:20–21 ; 1Тим.3:15 ; Тит.3:5 . Иисус Христос , как глава Церкви, хотя и наполняет всё и действует во всех частях Своего тела, но для Его полноты нужна и Церковь (из различных членов), носительница Его высочайших совершенств: 1Кор.12:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Апостол Петр называет благовестников Христова учения благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес ( 1Пет.1:12 ). Он поставляет, по учению Апостолов, пастырей церкви ( Деян.20:28 ). Он источник всех даров духовных, которые раздаются им, как Ему угодно. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом и проч. ( 1Кор.12:4–11 ). Его благодатию возрождается человек в жизнь духовную чрез Таинство Св. Крещения и укрепляется к деланию добра в Таинстве Миропомазания. Все мы, говорит апостол Павел, одним Духом крестились... и все напоены одним Духом ( 1Кор.12:13 ). Не оскорбляйте, говорит тот же апостол, Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления ( Еф.4:30 ). Самое тело наше есть, по учению Апостолов, храм Духа Божия ( 1Кор.6:19 ), так что мы должны прославлять Бога и в телах и душах своих, которые суть Божии ( 1Кор.6:20 ). Словом, вся наша жизнь, вся наша деятельность находится под руководством Духа Божия. Даже молитва наша и та зависит от Его внушения. Никто, говорит апостол Павел, не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор.12:3 ). §35. Учение Святых Апостолов о миротворении и о миропромышлении Божием И в учении Апостолов, как и в учении Иисуса Христа, миротворение не было предметом подробного и самостоятельного раскрытия. Сопоставляя, впрочем, и то и другое, нельзя не видеть, что в учении Апостолов говорится о нем несравненно больше и чаще, чем в учении Иисуса Христа. Причина тому была та, что Апостолам приходилось говорить о нем не только иудеям, но и язычникам, а язычники не могли знать о нем из ветхозаветного откровения. В их учении встречаются поэтому не одни указания на Бога, как на Творца, но и указания на некоторые подробности миротворения. Мир сотворен, по учению Апостолов, Богом, чрез второе лицо Святой Троицы, Сына Божия. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин.1:3 ). Им сотворено и самое время ( Евр.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Евр.9:25–26:28 . «И не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужой кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира, Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвой Своей. Так и Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение». Объясн. В этих местах апостол говорит о жертве крестной, Голгофской, а не об евхаристической жертве. Апостол учит, что крестная жертва Христова, однажды принесённая за грехи людей, имеет силу на все времена, в противоположность жертвам иудейским ( Лев.1 ), имевшим временное, преходящее значение. Но как и выше сказано, частое приношение в жертву тела и крови Христовой не противоречит учению апостола о единстве жертвы Христовой: Ин.6:51 ; 1Кор.10:17:11:25–27 . Евр.10:12:14, 18 . «Он же, принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога... Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых... А где прощение грехов, там не нужно приношение за них». Объясн. Хлеб Евхаристии всегда и везде пребывает единым, ибо существо его составляет одна и та же неизменная плоть Христова. Если бы не это невидимое и повсюду единое существо, то апостол не назвал бы хлеб Евхаристии единым, так как хлеб, как дело человеческих рук, завтра будет не тот, что сегодня, и в одном храме не тот, что в другом: 1Кор.11:25–27 . Таинство святого Причащения имеет значение жертвоприношения: Лк.22:19–20 ; 1Кор.11:24 . Слово «чаша» не везде употребляется в духовном смысле Мф.26:39–42 . «И отошед немного, пал на лице Своё, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты... Ещё, отошед в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя». Объясн. Здесь слово «чаша» употреблено в переносном смысле, как, например, слово «закваска»: Мф.16:6–7 , но этим иносказанием не отвергается понимание «чаши» в других местах в собственном смысле: Мф.26:28 ; 1Кор.10:16–17 ; Лк.22:17–20 ; 1Кор.11:23–25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Христиане называются храмом Духа Святаго: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога» ( 1Кор.6:19 ). Они называются храмами Божиими: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор.3:16 ). «Вы храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» ( 2Кор.6:16 )». Господом Богом Дух Святый называется у апостола при перечислении духовных дарований ( 1Кор.12:4–11 ): «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех... Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно». Значение имени «животворящий» В Катихизисе сказано: «Сие должно понимать так, что Он (Дух Святый) вместе с Богом Отцем и Сыном дает тварям жизнь, особенно духовную человекам». Это имя указывает на божественные свойства Св. Духа. Дух Святый усваивает благодать людям, дает тварям духовную жизнь; того, кто далек от Бога, Дух Святый приближает к Нему, наделяет дарами, которые оживляют человека. Можно вспомнить, как Дух Святый носился над водами, как Дух Святый завершал творение Божие. Дух Святый дает жизнь людям, это есть Божественное свойство, потому что только Бог может дать жизнь. Никто другой не может, потому что Бог и есть жизнь. Дух святый наделяет тварей жизнью. А раз это так, то слова «животворящий» указывает на Божественное свойство Духа Святаго. Спаситель говорит: «Если кто не родится от воды и духа (свыше), не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Это перерождающее свойство, возрождающее человека, возможно и свойственно только Богу. Особенно наделить человека духовными дарами может только Бог. Это еще раз подчеркивает, что Дух Святый есть Бог в истинном смысле, такой же Бог, как Бог Отец и Бог Сын. Но в Писании говорится и о других Божественных свойствах. О всеведении: «Дух все проницает, и глубины Божий» ( 1Кор.2:10 ). Вездеприсутствие и всемогущество Св. Духа проявляется в раздаянии даров духовных ( 1Кор.12:4–11 ). Творение не может быть раздаятелем даров, особенно духовных.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1) «Как прежде мы слышали, так и теперь еще говорим: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» ( Гал.1:9 ). В этих словах св. ап. Павла слышится и грозное, и чрезвычайно важное внушение. Смысл его таков: кто проповедует учение не так, как возвестили св. Апостолы, кто изменяет его, искажает, да будет отлучен от общества верующих во Христа Спасителя, да не признает его Церковь своим сыном. И когда ставится вопрос о проявлении Апостольской веры в жизни Церкви, то естественно, предполагается возможность разных ответов на него: один ответ, – это свидетельство о полном, непогрешимом воплощении ее, второй, – указание на усвоение частичное, ущербное. Первое, – истинное, правое, православное; второе, – отступление от правой веры, искажение ее, ересь. Отсюда следует: критерием, для определения истинности Церкви, православному христианину служит сопоставление (в древне-церковной литературе «прескрипцио») Апостольской веры, Апостольского исповедания с исповеданием исторически оформлявшимся, на протяжении веков воплощавшимся в жизни Церкви, – короче: констатация проявления Апостольской веры в жизни его Церкви. Чему же учили св. Апостолы и что из их учения усвоено Православной Церковью ? – Отвечая одним словом, надо сказать: все. Потому, она и есть Православная или Правоверующая, что «непрерывно и неизменно сохраняет от Апостолов и учение, и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение» (Митрополит Московский Филарет. Катехизис. M., 1894, с. 49). 2) Основная черта Апостольского свидетельства, – это Христос Распятый и Воскресший. Мы проповедуем Христа распятого… Христа, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор.1:23–24 ). «Слово о кресте… для нас, спасаемых, – сила Божия» ( 1Кор.1:18 ). «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал.6:14 ). «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь… что Христос умер за грехи наши… и воскрес в третий день» ( 1Кор.15:1–4 ). «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» ( 1Кор.15:20 ), (Ср.: Деян.2:23–24 ; Деян.3:25 ; 1Петр.3:18 ; Еф.1:7 ; Евр.2:14–25 …). – В этих кратких апостольских словах выражена главнейшая истина Апостольской веры, – победа над вечной смертью . В ней св. Апостолы видят знак и основание будущего воскресения из мертвых, возрождения и обновления мира. Факт воскресения Спасителя, они ставят в тесную связь с судьбой всего мира. Без Христова Воскресения надежды и ожидания человечества, относительно будущей его судьбы и всего мира, не имели бы настоящей основы. «Если Христос не воскрес, то и проповедь ваша тщетна, тщетна и вера ваша… и мы несчастнее всех человеков» ( 1Кор.15:14–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

И можно ли сомневаться, что если бы рабочие, призванные первыми, были бы первыми и в любви, то и они получили бы больше, – не случайно же хозяин начал с последних. Но они решительно осудили любовь и остались при своём жалком динарии и при осквернённой завистью душе… Поэтому, чем больше работаешь Господу, тем более будь внимателен, чтобы в один миг не потерять наработанного за всю жизнь! О даре языков Четверг Мф. 20:17–28 1Кор. 14:6–9 Среди многих даров Святого духа в древней Церкви был так называемый дар языков, когда человек по вдохновению свыше вдруг начинал молиться на ином языке. Причём, это не были просто иностранные языки, ведь Апостол о получивших такой дар говорит, что «никто не понимает его, он тайны говорит духом» ( 1Кор. 14:2 ). Обилие в древней Церкви всевозможных даров понятно. Апостолы сообщали людям основы веры благочестия и шли дальше. А в жизни созданной общины возникало потом много частных проблем, и их нужно было решать. Письменные евангелия появились не сразу; посланиями Апостолы не могли часто назидать свою паству, а посещать ещё – реже. И поэтому Дух Святой непосредственно назидал верных. И дар языков – это было как раз первой ступенью схождения Духа. Это было как бы громогласное стучание в дверь души, в дверь сознания. Это было первым свидетельством присутствия Духа. И человек в состоянии невыразимой радости от прикосновения с небесным начинал молиться словами, неведомыми даже ему самому. Это был личный дар только этому человеку, и поэтому: «Кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу» ( 1Кор. 14:2 ), «тот назидает себя» ( 1Кор. 14:4 ). Этот дар очень способствовал личному возрастанию в вере, и люди так увлекались, что приходилось напоминать и о последующей ступени: «Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали… чтобы церковь получала назидание». «Благодарю Бога моего, – пишет он о себе, – я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» ( 1Кор. 14:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Сектанты говорят: Церковь свята и в ней должны быть членами святые, оправданные, несогрешающие. Это наша Церковь . Если же кто из наших братьев согрешает, мы извергаем такого – отлучаем, по апостолу: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками... с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних судит Бог . Итак, извергните развращенного из среды вас» ( 1Кор.5:9–13 ). В Православной Церкви не отлучают грешников, посему она и не свята. Православный ответ: Ап. Павел повелевает «не сообщаться» с явно согрешающими, и не есть вместе, но не отлучает всех, как хочется сектантам. Кого же только отлучает? Одного кровосмесника за нечестие и Именея, Филита и Александра за извращение веры ( 1Тим.1:19–20 ; 2Тим.2:16–18 ). Никого, кроме сих, не отлучил, хотя были в Коринфе даже такие, которые напивались после Святого Причастия ( 1Кор.11:21 ), а также грешили даже до незнания Бога ( 1Кор.15:34 ). Так и в Православии: есть легкомысленные, хулиганы, не знающие Бога, злоречивые, хищники, пьяницы, но их увещевают, сторонятся, иногда лишают Святого Причастия, но не отлучают. Отлучению подвергаются лишь отъявленные грешники. Например, отлучили Льва Толстого за то, что он уподобился еретикам ( 2Тим.2:16–18 ) и слово его распространилось, как рак, а также в Москве отлучили «братцев» Ивана Колоскова и Димитрия Григорьева за то, что они проповедали нечестие, не жили с женами, а окружали себя девицами и творили дела, о которых и говорить стыдно. Извергаются у нас и преслушавшие Церковь , связавшиеся с еретиками, и мы «после первого и второго вразумления, отвергаемся ( Тит.3:10 ), зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» ( Тит.3:11 ). Относительно строгого сектантского суда следует иметь в виду: 1Кор.4:5 ; 1Кор.11:31–32 ; 2Кор.10:7, 17, 18 ; Рим.14:2, 10, 12, 13 ; Иак.4:12 ; Иак.2:13 ; Гал.6:1, 2–5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Так, иногда Господь приглашает нас быть свидетелями Своего милосердия к недостойным, на наш взгляд, людям, как приглашены были первые работники разделить нечаянную радость последних. Это нам дается возможность сделать первый шаг в любви, которая «долготерпит, милосердствует», «не завидует», «не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается». И можно ли сомневаться, что если бы рабочие, призванные первыми, были бы первыми и в любви, то и они получили бы больше. – Не случайно же хозяин начал с последних. Но они решительно осудили любовь, и остались при своем жалком динарии и при оскверненной завистью душе. Четверг. О даре языков Мф.20:17–28 1Кор.14:6–9 Среди многих даров Святого Духа в древней Церкви был и так называемый дар языков. Человек по вдохновению свыше вдруг начинал молиться на ином языке. Причем, это не были просто иностранные языки. Апостол говорит, что «никто не понимает его, он тайны говорит духом» ( 1Кор.14:2 ). Обилие в древней Церкви всевозможных даров понятно. Апостолы сообщали только основы веры и благочестия, и шли дальше. А в жизни общины потом возникало много частных проблем. Письменные Евангелия появились не сразу; посланиями Апостолы не могли часто назидать свою паству, а посещали еще реже. Поэтому Дух Святой непосредственно назидал верных. И дар языков, это было первой ступенью схождения Духа. Это было как бы громогласное стучание в дверь души, в дверь сознания. Это было первым свидетельством присутствия Духа. И человек в состоянии невыразимой радости от соприкосновения с небом начинал молиться словами, неведомыми даже ему самому. Это был личный дар только этому человеку, и поэтому: «Кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу» ( 1Кор.14:2 ), «тот назидает себя» ( 1Кор.14:4 ). Этот дар очень способствовал личному возрастанию в вере. Люди так увлекались, что приходилось напоминать и о последующей ступени: «Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали», «чтобы церковь получала назидание». «Благодарю Бога моего, – пишет Апостол о себе, – я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» ( 1Кор.14:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Из приведённых мест Священного Писания ясно, что таинство Причащения установлено Самим Христом Спасителем; что в этом таинстве мы под видом хлеба и вина вкушаем истинное тело и истинную кровь Христа Спасителя; что не причащающиеся тела и крови Христа Спасителя не наследуют жизни вечной. Так учили и апостолы ( 1Кор.10:15–17:11:20–27 ). Приступать к таинству Причащения христианин должен только после тщательного приготовления и испытания себя, согласно заповеди апостола: да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей. Ибо кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем ( 1Кор.11:27–30 ). Право совершать это таинство принадлежит только пастырям, преемникам апостолов: ибо только апостолам, а в лице их и пастырям Церкви Иисус Христос, по установлении таинства Причащения, заповедал: сие творите в Моё воспоминание ( Лк.22:19 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о таинстве святого Причащения (Евхаристии) Таинство Причащения установлено Самим Господом Лк.22:17:19–20 . «И взяв чашу и благодарив, сказал: примите её и разделите между собою... И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается». Объясн. Под словами «сие творите в Моё воспоминание» должно разуметь всё то, что совершил и сказал в это время Господь, а Он взял хлеб... говоря: «сие есть Тело Моё», также и чашу (19–20), разве не так поступают и священнослужители Православной Церкви? Именно так, и этим исполняют повеление Божие: Ин.6:55–57 ; 1Кор.10:16:11:23–27 . Лк.24:30–31 . «И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его; но Он стал невидим для них». Объясн. «Взяв хлеб, благословил, преломил и подал им», но при этом не сказал Господь: сие есть Тело Моё: Лк.22:16 ; стало быть, здесь Господь благословил обычную вечернюю трапезу, утоляющую телесную жажду и совершенно несходную с таинством святого Причащения: Ин.6:55–56 ; 1Кор.11:23–26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010