Духовная ревность по характеру своему тиха, негневлива, немногословна, снисходительна к недостаткам ближних, и не привносит в душу смущения при обличении, так как действие свое обращает не на ближнего своего, а на грех, живущий в нем, подобно тому, как опытный врач при помощи своего искусства поражает болезнь, не поражая вместе с нею и больного, чем и доставляет последнему облегчение и чувство благодарности. Такая ревность приобретается далеко не сразу и не одними усилиями человеческими. Ее источником является Дух Святый, а приемником дух человеческий очищенный от страстей и приготовленный продолжительной деятельностью по велениям Духа Божия. Производителями же этой деятельности являются с внешней стороны страх Божий и память смертная, которыми нравственная энергия возбуждается как бы нехотя принуждаемая, а с внутренней – ощущение сладости и радости от богоугождения, а также любовь к Богу, которая влечет к Нему так же сильно как жажда влечет к воде всякий животный организм ( Пс. 41:2 ). Итак, возревнуйте, братья и сестры, о спасении своем, ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым. Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования ( Евр. 6:10–12 ). Аминь. 2005 г. О любви ко врагам Отдание праздника Пятидесятницы 9/22 июня (На литургии от Матфея, зачало 15, Мф 5:42–48 ). Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Вы слышали, что сказал Господь ветхозаветным людям: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» ( Мф 5:43 ). А нам Он повелел: «Любите врагов ваших» ( Мф 5:44 ). Кто все эти враги, которых велено нам любить? Во-первых, это те, кто ненавидит нас и желает нам зла, кто хочет нам досадить или преследует нас (Мф. :5;11), проклинает и обижает нас (Лк. :6;28), злословит (1Кор. :4;12) и причиняет нам вред. 414 Во-вторых, врагами являются те, кто сознательно отвергают Бога, ненавидят веру и гонят Церковь . Правда, можно встретить мнение, что «ненависть к врагам Божиим законна и угодна Господу», 415 однако милующее сердце, несмотря на всевозможные доводы, «и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и были они помилованы», 416 ему «жалко даже и бесов, что они отпали от добра». 417 А доказательством того, что следует любить и отвергающих Бога, служит евангельская история о том, как самаряне не приняли Христа, а Он запретил ученикам своим гневаться на них и наказывать их по примеру пророка Ильи (Лк. :9; 54–56), потому что мы призываемся ненавидеть болезнь, а не больного. Так что «если любишь не только любящих, но и враждующих против тебя, то подражаешь по силе своей твоему Господу», 418 Который в определенное время даже умер за нечестивых врагов Истины (Рим. :5;6).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Если бы Господь Иисус Христос не был истинным человеком, то разве Его торжественный вход в Иерусалим был бы столь простым и по-человечески трогательным (Мф.21:1—11; Мк.11:1—10; Лк.19:29—44)? Если бы человеческая реальность Господа Иисуса не была даже слишком очевидной и слишком осязаемой, то разве Иуда предал бы привидение; и разве алчные еврейские архиереи отдали бы столь дорогие для них сребреники за призрак (Мф.26:14—16; Мк.14:10—11; Лк.22:4—6)? Если бы Господь Иисус не был истинным человеком, то разве на Тайной вечери Он открыл бы пресвятую тайну о том, что Его Новый Завет — это Завет в Его Крови, которая прольется за многих во оставление грехов, и что Его Тело — жизнь миру (Мф.26:26—28; Мк.14:22—24; Лк.22:19—20; 1Кор.11:23—25)? Если Господь Иисус Христос — не настоящий человек, а только Бог, то разве мог бы Он восскорбеть, разве в томлении сказал бы Своим ученикам: «Душа Моя скорбит смертельно», разве пал бы на Свое лицо, молясь, чтобы миновала Его чаша смерти, разве во время молитвы Его пот был бы, как капли крови, падающие на землю; разве с креста возопил бы Он к Богу: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.26:36—46, 27:46; Мк.14:32—42; Лк.22:39—46; Ин.18:1—11).    Потому как Он был истинным человеком, Господь Иисус Христос предстал перед судом, был оплеван, биен, бичеван, осмеян, осужден на смерть, распят, Ему хотели перебить голени, Ему пронзили копьем ребра (Мф.26:65—68, 27:1—2, 11, 22, 26, 28—32, 35; Мк.14:53, 64, 65, 15:1, 15—25; Лк.22:54, 63—65, 23:1—46; Ин.19:17, 18, 34). Он умер как настоящий человек и был погребен как настоящий мертвец (Мф.27:57—61; Мк.15:42—47; Лк.23:50—56; Ин.19:39—42). Если бы Он не имел подлинного человеческого тела, то что бы тогда воскресил при Своем Воскресении, если Его Божество не умирает и не воскресает (Мф.28:2—7; Мк. 16:2—8; Лк.24:1—12; Ин.20:1—18)? Если бы Господь Иисус Христос не воскрес с телом, которое имел Он до распятия, то разве по Своем Воскресении мог Он являться Своим ученикам в истинном человеческом теле, реальность которого ученики проверили самым доскональным образом, как об этом свидетельствует пример апостола Фомы (Мф.28:9—10; Мк.16:9—13; Лк.24:13—35; Ин.20:14—29, 21:1—22; ср.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Наша Пасха – Христос явился мужеским полом, как (Сын) разверзший девственную утробу; назван Агнцем, как предлагаемый в снедь, – непорочным, как непричастный нечистоты (греха), а как истинный Бог – наречен Совершенным. ( Исх. 12:5–11 , Ин. 6:54 ). Благословляемый нами венец – Христос, как однолетний агнец, добровольно заклался за всех в очистительную Пасху, и опять из гроба нам воссиял Он, прекрасное Солнце Правды. ( Пс. 64:12 , 1Кор. 5:7 ) Богоотец Давид в восторге скакал пред прообразовательным ковчегом; мы же, святый народ Божий, видя исполнение прообразований, да возвеселимся священно, ибо воскрес Христос, как всесильный. ( 2Цар. 6 , Еф. 1:18 ) Песнь 5 – Ирмос Утреннюем утреннюю глубоку, и вместо мира песнь принесем Владыце, и Христа узрим правды солнце, всем жизнь воссияюща Тропари Безмерное твое благоутробие, адовыми узами содержими зряще к свету идяху Христе веселыми ногами, Пасху хваляще вечную. Приступим свещеноснии исходящу Христу из гроба яко жениху, и спразднуим любопразднственными чинми пасху Божию спасительную Узрев безмерное милосердие Твое, Христе, содержимые в адовых узах радостными стопами потекли к свету, прославляя вечную Пасху. ( Ис. 49:9 , 1Петр. 3:19 ) С светильниками в руках пойдем в сретение Христу, исходящему из гроба, как Жениху, и с радостно-празднующими чинами (Ангелов) будем праздновать спасительную Божию Пасху. ( Мф. 25:1 ) Песнь 6 – Ирмос Снизшел ecu в преисподняя земли и сокрушил ecu вереи вечные, содержащия связанныя, Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба. Сохранив цела знамения, Христе, воскресл еси от гроба, ключи Девы не вредивый в рождестве твоем, и отверзл еси нам райския двери. Спасе мой, живое же и нежертвенное заколение, яко Бог сам себе волею привед Отцу, совоскресил еси всеродного Адама, воскрес от гроба Снисшел Ты, Христе, в преисподния (места) земли, и сокрушил вечныя заклепы, содержащие узников, и в третий день, как Иона из кита, вышел из гроба. ( Еф. 4:10 ). Не повредивший заключенной (утробы) Девы в рождении Твоем, Христе. Ты восстал из гроба, сохранив целыми печати, и отверз нам двери рая. ( Мф. 27:66 , Иезек. 44:2). Спаситель мой, живая и, как Бог, незакалаемая жертва! Добровольно приведши Себя к Отцу, Ты, восстав из гроба, воскресил вместе и родоначальника Адама. ( Лк. 28:46 , Рим. 6:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Тут, с одной стороны, образ Церкви, которая сначала только состояла из апостолов и нескольких других лиц, потом разрослась и сделалась многочисленнейшею, проникла все человечество; с другой — образ духовной жизни, раскрывающейся в каждом человеке. Первое зернышко ее — намерение и решимость спасаться чрез богоугождение по вере в Господа Спасителя. Эта решимость, как бы ни была крепка, похожа на малую точку. Вначале она обнимает только сознание и самодеятельность; из этого развивается потом вся деятельность духовной жизни. Сама в себе она размножается в движениях и силе, и мужает, а в отношении к душе, начинает проникать ее во всех ее силах — в уме, воле, чувстве, и исполняет их собою, делает вскисшими по своему духу, проникает и весь состав естества человеческого и тело, и душу, и дух, в котором зарождается.   Четверг. (1Кор. 3, 18–23; Мф.13, 36–43). “ И ввергнуть их (творящих соблазны и беззакония) в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их”. Так совершится разделение добра и зла, света и тьмы. Теперь течет период смешения их. Господу угодно было так устроить, чтобы тварная свобода возрастала и крепла в добре чрез борьбу со злом; зло допущено и в сопредельности с свободою внутри, и в соприкосновении с человеком во вне. Оно не определяет, а искушает. Чувствующему искушение необходимо не падать, а вступать в борьбу. Побеждающий освобождается от одного искушения, и подвигается вперед и вверх, чтобы там вступить в новое искушение. Так до самого конца жизни. О, когда бы уразуметь нам это значение искушающего нас зла, чтобы по этому уразумению устроить и жизнь свою! Борцы увенчиваются, наконец, переходя в другую жизнь, где нет ни печалей и болезней во вне и где они совнутрь, как ангелы Божии, становятся чистыми без приражения искусительных движений и мыслей. Так заготовляется торжество света и добра, которое во всей славе своей откроется в последний день мира.   Пятница. (1 Кор. 4, 5–8; Мф. 13, 44–54). Прибывши в Назарет Господь не встретил там веры. Видимая простота Его помешала назареянам прозреть невидимую славу и божество. Не то же ли бывает и с христианином? Христианские догматы на вид очень просты, но для ума, входящего внутрь их, они представляют всеобъемлющую стройную в себе систему, которой не порождал и породить не может ни один тварный ум. Гордоумие, бросив беглый взгляд на простоту евангельскую, отвращается от нее и начинает само себе строить здание ведения, как ему кажется, громаднейшее, с которого открываются, будто бы, виды широкие. На деле же выходит то, что здание громоздится из карт, а кругозор составляют миражи, призраки разгоряченного воображения. Но ему хоть не говори. Всякого, хотящего разуверить такого, он и братия его готовы своими критическими нападками тотчас свергнуть с горы в пропасть, но истина всегда проходит невредимою среди их и идет к другим душам, способным принять ее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Т.е., действительной пользы для человека с его богоподобною душею и христианина, как члена Царствия Божия. 41 По изданию патрологии Миня: ουκ ουσιας απαραλλαξια αλλ αρχης ομοιοτης; по другим изданиям: ουκ οσιας ομοιοτης αλλ αρχης αξιωμα («Migne». Patrolog. gr. t. LIV, p. 591, adnot. a) – «не подобие существа, а достоинство господства». 42 Γινεσθε ομοιοι του Πατρος μου του εν τοις ουρανοις, говорит Златоуст, выражая своими словами смысл заповеди Господней: «будите... совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» ( Мф.5:48 ), требующей того, чтобы человек в своей жизни подражал божественным совершенствам и уподоблялся Отцу Небесному. 43 και αρχετωσαν τω& αμπν θηριων, говорит Злат., приводя здесь из слов Писания только то, что имеет непосредственное отношение к предмету его беседы. 44 Подразумевается, истинность сказанного в Писании о данной Богом человеку власти над неразумными тварями. 46 ονομα αυτοις; выше на стр. 70 вместо αυτοις читается по тексту у Миня αυτω – «ему»; чтение: αυτοις встречается в нек. списках: Циттав. («de Lag». Gen. gr.), Коислиан., Фезулянском (15, 18 у «Holmes») и др. 50 ομοιος αυτω κατ αυτον; выше (стр. 117, 118) в Беседе XV слов: κατ αυτον – «по нему» не читается у Злат. по изданию патрологии Миня, как не читалось их и в первоначальном переводе 70-ти («Field». Origenis Hexapla к Быт.2:20 ) и в известных доселе греч. сп., как и в Славян. Библии ; они привнесены очевидно из ст. 18, и составляют буквальный перевод одинакового еврейск. выражения («кепегдо»), употребленного в 18 и 20 стихах 2-ой гл. Бытия. 53 По тексту Патрологии Миня Златоуст говорит собственно: Κορινθιοις επιστελλον φησιν ­ «в послании к Коринфянам говорит», но приводимые затем слова находятся в послании не к Коринф., а – к Ефесеям, хотя обязанности мужа любить свою жену выражена и в посл. ( 1Кор.7:3 ). Допущена ли эта неточность самим проповедником или издателями его творений, нельзя сказать прежде тщательной сверки с возможно большим числом древних кодексов. 54 οι ανδρες αγαπατε τας γυναικας согласно с Алекс., Ватик. и др. сп. вопреки Кларомонт. и иным, где пред γυναικας читается τας εαυτων – «своя» (Славян. Б.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Человек при смерти оставляет сей мир и все, что в нем (5:44, см. МИР , 528). Время жизни человека – путь к вечности У путника всегда на уме место, к которому идет, и тщится, как бы до него дойти: тако у нас всегда должно быть отечество небесное на уме, и о том тщание, как бы до него достигнуть. «Тако тецыте, да постигнете», глаголет нам Апостол святый ( 1Кор. 9, 24 ). Путник чим далее по пути идет, тем более сокращается путь; тако, чим более мы продолжаем путь жития нашего, тем более к концу приближаемся. Путник, пришедши в место, куда шел, безопасен бывает и упокоевается, и радуется о благополучном окончании пути своего: тако и мы, христиане, когда благополучно окончаем путь наш, и придем в небесное отечество, безопасны будем, всех бед и напастей свободимся, упокоеваться и о вечном своем блаженстве радоватися будем, которое буди нас получить благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа (4:54). Все идут к вечности Вси люди, живущие по лицу всея земли, идут к ВЕЧНОСТИ и, скончавше путь жития сего, вселяются в вечность; но едины христиане благочестивые, не любящие мира, и крестным путем идущие, как учит Евангелие, достигают БЛАЖЕННЫЯ вечности (5:57). Человек рождается для жизни вечной и все земное должен употребить ради нужды, а не похоти Человек, как выше сказано, рождается не ради мира сего, но ради перехождения на оный век, и потому в мире сем есть странник и путник: того ради всего в МИРЕ сем употреблять должен к нужде, а не похоти, должен нужду и требование плоти исполнять, а не похоть. Почему и написано: «плоти угодия не творите в похоти» ( Рим. 13, 14 ). Пища, одеяние, покой или дом довлеет ему, яко страннику и путнику; а когда ищет богатитися, почитатися, прославлятися, веселитися, и наслаждатися в мире сем, сие есть ПОХОТИ, а не нужды дело; и ничего в мире не любить, как выше сказано, кроме Бога, Создателя и Благодетеля своего, и ради Бога подобнаго себе человека, и всегда к небесному отечеству, к которому создан и позван, УМ и СЕРДЦЕ свое возводить так, как странствующий к отечеству и дому своему и путник к центру своему. Тако «идеже сокровище» его, тамо и «сердце будет» ( Мф. 6, 21 ) (5:36–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

1. Эта истина известна была еще в Церкви ветхозаветной ( Деян. 23:6; 24:15 ). Посреди тяжких страданий праведный Иов утешал себя мыслью: вем, яко присносущен есть, иже имать искупити мя, и на земли воскресити кожу мою терпяищую сея ( Иов. 19:25 ). Марфа, сестра Лазаря, когда Господь Иисус сказал ей: воскреснет брат твой, отвечала: вем, яко воскреснет в воскресение, в последний день ( Ин. 11 : 23, 24 ). 2. Эту истину со всею ясностью подтвердил Христос Спаситель, когда сказал: грядет час, воньже вси сущи во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая, в воскрешение суда ( Ин. 5:25, 28, 29 ). 3. Эту истину проповедовали св. Апостолы. Апостол Павел свидетельствовал о себе, что он упование имеет на Бога, яко воскресение хощет быти мертвым, праведником же и грешником ( Деян. 24:15 ). В другом месте тот же Апостол говорит: аще Христос проповедуется, яко из мертвых воста, како глаголют нецыи в вас, яко воскресения мертвых несть: и аще, воскресения мертвых несть, то ни Христос воста... Аще бо мертвии не востают, то ни Христос воста: аще же Христос не воста, суетна вера ваша ( 1Кор. 15:12–17 ). II. Возможность воскресения мертвых также не должна подлежать сомнению. 1. Христос Спаситель указывал на эту возможность и словом и делом. Словом, когда, изъясняя плоды таинства Евхаристии, засвидетельствовал: ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, имать живот вечный: и Аз воскрешу его в последний день. Плоть бо Моя истинно есть брашно, и кровь Моя истинно есть пиво. ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем. Якоже посла Мя живый Отец, и Аз живу Отца ради: и ядый Мя, и той жив будет Мене ради ( Ин. 6:54–57 ). Делом, когда действительно воскрешал умерших еще во дни служения Своего на земле ( Лк. 7:14; 8:49 ; Ин. 11:44 ), воскресил в минуты смерти Своей, невидимой силой, телеса многих Святых в Иерусалиме ( Мф. 27:52, 53 ), и наконец воскрес Сам ( 1Кор. 15:20 и др.). 2. Апостолы, в объяснение той же возможности воскресения мертвых, указывали: а) на всемогущество Бога Отца: Бог и Господа воздвиже, и нас воздвигнет силою своею ( 1Кор. 6:14 ); б) на отношение к нам Сына Божия: Христос воста от мертвых: начаток умершым бысть... Якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут ( 15:20, 22 ); в) на отношение к нам Духа Святого животворящего: аще Дух воскресившаго Иисуса от мертвых живет в вас, воздвигий Христа из мертвых оживотворит и мертвенная телеса ваша, живущим духом его в вас ( Рим. 8:11 ); г) на символы воскресения в природе: речет некто: како востанут мертвии? коим же телом приидут? Безумне, ты еже сееши, не оживет, аще не умрет: и еже сееши, не тело будущее сееши, но голо зерно, аще случится, пшеницы, или иного от прочих. Бог же дает ему тело, якоже восхощет, и коемуждо семени свое тело ( 1Кор. 15:35–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1Кор. 15:54–55 ). Но это изменение природы человека будет состоять в теснейшей связи и с изменением всей природы – этого неба и земли посредством огня в новое небо и в новую землю (см. 2Пет. 3:7  и дал. Исаии 34:4: Апок. 20:11 ; также 2Пет. 3:13  срав. с Исаии 65:17; – 66:22 и Апок. 21:1  и дал. ст. 27; Рим. 8:19  и дал.). Это будет решительный суд над всей природой, когда Бог еще раз поколеблет не только землю, но и небо ( Евр. 12:26  сн. 29 и Ап. 2:6). Но суд в природе, вне человека, будет в связи с судом и над человеком. Воскресение мертвых и изменение живых будет только предварительным действием для совершения над всеми страшного суда (сн. – Псал. 9:9 ; Еккл. 12:14  с Мф. 16:27; Иуды 14–15 ; 2Кор. 5:10  и др.; срав. также Дан. 7:17 ; Исаии 66:16) и воздаяния одним – вечной жизни, другим – вечных мук в неугасающем огне (сн. Дан. 12:2 ; Исаии, 24 и Мар. 9:44 ; Мф. 25:46, Апок. 20 и др.). Тогда-то совершится полное отделение овец от козлов (Мф. 25:32–33) Пастырем их, отделение семени благочестия, веры, праведности и спасения от семени нечестия, неверия, отвержения и погибели; ибо непреложна и неизменна печать церкви: познал Господь Своих ( 2Тим. 2:19  из Числ. 16:5  сн. Ин. 10:14 ). И это-то семя веры и верности Главе своей – истинному семени наследует обетованную через Авраама семени его землю – царство небесное, – царство славы для вечного субботствования в нем ( Псал. 94:11 , Евр. 4:9  и др.) и вкушения от древа жизни ( Апок. 22:1  и дал.). И тогда Бог будет все во всем ( 1Кор. 15:18 ). Так широко, всеобъемлюще слово ветхозаветного предсказания и конечно потому, что изрекал его Тот, Который есть Альфа и Омега, Начало и Конец, Первый и Последний ( Апок. 22:13  и др. срав. Исаии 41:4 и др.)! Так тесно, потому что и естественно, связует оно разные моменты судьбы новозаветного Царства Христова и так тесно, в свою очередь, к нему примыкает новозаветное предсказание будущей судьбы Церкви Христовой: и это – одно из сильнейших доказательств в пользу независимости новозаветного толкования от иудейского, как ясное свидетельство того, что корня его нужно искать в идее взаимноотношения между Ветхим и Новым Заветом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Во второй части трактата содержится опровержение возражений еретиков против раскрытого автором положения. В доказательство своей мысли, что каждый человек вполне свободен в деле религиозных убеждений и не должен подвергаться какому-либо преследованию или наказанию за свое несогласие с церковными догматами, еретики приводят следующие основания. (Гл. I). 1) В пророчествах Исаии предвозвещается, что церковь Новозаветная не должна употреблять вещественный меч для убийства (2:4), что в ней водворится всеобщий мир и спокойствие, так что никому не будет угрожать опасность и гибель (11:9). С другой стороны, чрез того же пророка Господь выражает Свой гнев на народ иудейский за убийство праведников и пророков (1:15; ср. 3Ездр.1:32 ). На это возражение «Камень веры» отвечает, что приведенные места из пророчества Исаии ничего не говорят против законности наказания еретиков, так как в них идет речь или о времени явления в мир Спасителя, когда, действительно, величайший мир и спокойствие царили во всей вселенной, или о том, что еретики не могут принести вреда церкви, а приучают ее членов к терпению и твердости в вере, «некиих же и в мудрости по Бозе искуснейших творят», или возвещается гнев Божий за убийство невинных праведников и истинных пророков, к которым никак не принадлежат еретики (1072 а –1073 б ). (Гл. II). 11) В Евангелии противники указывают на: Мф.18:17 ; Лк.9:54–55 ; Мф.13:30 ; Ин.6:67, 18:11 ; Мф.12:20, 5:44 ; ср. Лк.6:35 ; Ин.16:3 ; Мф.18:3 и отсюда выводят мысли против наказания еретиков. Но во всех указанных евангельских свидетельствах нет ничего благоприятствующего еретическим суждениям. 1) Из того, что Христос не повелевал убивать еретиков ( Мф.18:17 ), не следует, что Он запрещал смертную казнь по отношению к ним. 2) Если Господь осуждал необдуманное желание сынов Зеведеевых, «да огнь снидет с небесе, и сожжет самарян», не принявших их Учителя ( Лк.9:54–55 ), то в этом нельзя видеть доказательства Его снисходительности и терпимости к еретикам. Самаряне не давали никаких обетов Христу и только «к вере уловляхуся»: поэтому по отношению к ним не могли быть одобрены те меры строгости и наказания, на которые решались Апостолы Иаков и Иоанн. Притом же намерение последних исходило не из чувства ревности по Боге, а из желания мести за не гостеприимный поступок Самарян. Между тем церковь , преследуя еретиков, руководится именно чувством ревности о спасении душ, развращаемых и губимых еретиками ( Ин.2:15 ; Деян.5:1–10 ; 1Кор.5:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

– Иоан. 6:44 ). Значит, без помощи Его (Бога) святой не может ничего благого сотворить, а понеже помощь Его всегда готова, потому и требуется от нас произволение и тщание о благом» (стр. 53). 45. «Кийждо свое дарование имать ( 1Кор. 7:7 ) от Бога, то есть, иной много, а другой мало, не потому что акибы Бог так изволил; но поскольку кто потрудился, потолику и дарование получил. Если другой столько же тщания и труда приложит, равно по труду и воздаяние получит» (стр. 53). 46. «Сказано в Евангелии, что о всяком праздном слове воздадят Богу ответ в день судный ( Мф. 12:36 ). И еще: всяко слово гнилое, то есть, праздное, да не исходит из уст ваших, и не оскорбляйте Духа Святого Божия, Ниже знаменастеся ( Ефес. 4:29–30 ). Потому и оскорбляется Дух Святой и отходит от человека, что он говорит праздные и кощунные слова, а когда Дух Святой оскорбляется и отходит, тогда приходит к тому человеку дух лестный, который, увидев его праздного (лишенного) благодати Божией, идет в человека и ведет его, по своему желанию, в гибельные страсти» (стр. 53). 47. «Имущему дано будет и преизбудет, от неимущаго же, и еже мнится имети, взято будет» ( Лук. 8:18 ). Значит благодать Божию, данную при крещении; если человек житием своим развращенным потеряет, то и еже мнится имети, взято будет, то есть, данную благодать при крещении; а который человек житием своим тщится и трудится данную благодать усугубить, то ему дано будет и преизбудет, по житию его богоугодному» (стр. 53–54). 48. «Аминь глаголю вам: не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя; мний же во царствии небесном болий его есть!» ( Мф. 11:11 ). Кто сей мний во царствии небесном, болий его (Иоанна) есть? Конечно, Сам Христос, поскольку народ считал Его меньше Крестителя, затем и сказал о Себе: мний же во царствии небесном болий его есть» (стр. 54). 49. «Кто поступает в монастырь с намерением все претерпеть ради Бога, тот созидает на камени храмину, и аще искушение постигнет на него, аки ветр на храмину, поколебать ее не может, понеже на камени основана, то есть на твердом намерении; а кто идет в монастырь не с таким рассуждением, а думает, сколько и как ни поживется, не на век пришел, и выйти могу, тот созидает храмину на песке, и аще хотя малое искушение постигнет его, аки ветр, тогда же не только поколеблет, но и из монастыря изженет, понеже на песке основана (храмина жизни), то есть не на твердом намерении» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010