Ис.59:7–8 . «Ноги их бегут ко злу, а они спешат на пролитие невинной крови; мысли их – мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их. Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира». Объяснение. То, что говорится о нравственном состоянии Иудеев и язычников, нельзя приписывать православным христианам. Конечно, все люди, входящие в состав земной Церкви, грешны: 1Ин.1:8 ; Рим.7:22–23 ; Иов.14:4 . Однако от этого Церковь в её основах, законе и учении не перестаёт быть святой: Еф.5:27 ; Рим.3:4:7 . Греховность отдельных людей не препятствует полному единению в вере всех христиан: Ин.17:21–22 ; 1Кор.12:12–14 ; Еф.4:3–5 . Подобно тому, как при Христе в апостольском сонме был и падший Иуда: Мф.10:1–7 ; Лк.18:10–14 , так и ныне должны сохранять единение в вере и молитве христиане не только святые, но и обременённые грехами: 2Тим.2:20–21 . При молитвенном общении всех христиан лучших с худшими, последние могут исправляться и улучшаться под влиянием первых: 1Кор.7:14:16 . Полное отделение праведников от грешников произведёт Сам Господь при кончине мира: Мф.13:24:30 . Иез.36:20 . «И пришли они к народам, куда пошли, и обесславили святое имя Моё, потому что о них говорят: «они народ Господа, и вышли из земли Его». Объяснение. Здесь говорится об Израильтянах, которые обесславили имя Божие у народов, куда пришли: ст.21. Но Иезекииль видит, что по возвращении Израиля в отечество последуют на раскаявшийся Израиль благословение и милости Божии: ст.25–27. Следовательно, эти слова пророка никакого повода не дают для того, чтобы отделяться от православных, хотя бы среди них и были худые люди, ибо в большом доме есть разные сосуды: 2Тим.2:20–21 . При молитвенном общении и единении христиан лучших с худшими последние могут исправиться и улучшаться под влиянием первых: 1Кор.7:14:16 . Основные места Священного Писания в учении о христианском единении 2Тим.2:20–21 . А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почётном, а другие в низком употреблении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

И так, вот что значат вышеприведенные слова Апокалипсиса! В таковом же несобственном смысле писание именует людей и богами, ( Ин.10:34–37 ) 6 . Неужели посему и самым делом человек есть бог и нет Бога-Творца и Промыслителя мира? Весьма неразумно было бы подобное суждение! А таково именно заключение знакомого твоего, выводимое им из 6 стиха, 1-й главы Апокалипсиса. Укажи ему, что ясное и непререкаемое учение о священстве содержится в следующих местах священного писания и пусть прочитает их со вниманием: ( Мф.16:17–20 ) 7 , ( Мф.28:19–20 ) 8 . ( Ин.20:21–24 ) 9 , ( Деян.1:23–26 ) 10 , ( Деян.20:17, 28 ) 11 , ( 1Кор.3:9 ) 12 , ( 1Кор.4:1 ) 13 . ( Еф.4:7, 11–14 ) 14 , ( 1Тим.5:1–16 ) 15 ( 1Тим.4:22 ) 16 , ( Тит. 1:3–10 ) 17 и многие другие. Из сих мест св. писания легко усмотрит он, что в древней церкви Христовой были особые пастыри и учители верующих, именуемые Епископами и Пресвитерами, которые пасли стадо Христово, или, иначе сказать, учили верующих путям спасения, приносили молитвы свои за них к Богу, совершали Таинства и управляли всею церковию; в сан сей поставлялись они возложением рук Епископа; что верующие всегда оказывали им во всем послушание, яко строителям Таин Божиих и слугам Христовым и принимали их, как Ангела Божия, или как Христа Иисуса. ( Гал. 4:14 ) 18 , что они имели право и власть настоять всегда благовременне и безвременне, обличать и запрещать тех, кого усматривали бесчинно ходящими. Такое звание Епископа и Пресвитера существует и до ныне в православной церкви Христовой, какое существовало в церкви Апостольской; и следовательно молоканы не признают Епископов и Пресвитеров и не покоряются им вопреки ясному учению Слова Божия, вопреки свидетельству истории церкви Христовой всех времен, начиная со времен св. Апостолов. Не преступно ли это? Не гибельно ли для душевного их спасения? Конечно так. Слушаяй вас, сказал Христос Апостолам, которых преемники в православной церкви суть Епископы и Священники, мене слушает; а отметаяйся вас, мене отметается. ( Лк.10:17 ). Следовательно, не явно ли, не очевидно ли, что молоканы отмещутся самого Христа, когда не принимают пастырей церкви, которых сам Дух Святый поставляет пасти стадо Христово ( Деян.20: 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pisma-du...

Св. Писание ясно свидетельствует, что: – 1) Бог знает все в превосходной степени : Болий есть Бог сердца нашего, и весть вся ( 1Ин.3:20 ). Вся нага и объявлена пред очима Его ( Евр. 4:13 ); 2), в частности, Бог знает Самого Себя: Никтоже знает Сына, токмо Отец; ни Отца кто знает, токмо Сын ( Мф.11: 27 ); 3) Бог знает все возможное. Он нарицает не сущая яко сущая ( Рим.4:17 ); 4) Бог знает все, действительно существующее ( Иов.28:24 ); 5) Он знает все прошедшее ( Деян.15:18 ), и настанет некогда день, когда Господь будет судить вселенную в правде ( Деян.17:31 ), когда Он во свете приведет тайная тьмы, и объявит советы сердечные ( 1Кор.4:5 ), и воздаст коемуждо по делом его ( Рим.2:6 ); 6) Бог знает все настоящее ( Притч. 15:11 ); 7) Он знает все будущее ( Ис.46:9–10 ). II. Высочайшая премудрость Божия состоит в совершеннейшем знании наилучших целей и средств, или – есть разум Божий, рассматриваемый с деятельной стороны. Св. Писание приписывает Богу это свойство со всею ясностью, когда: – 1) представляет Бога вообще премудрым, у которого премудрость и сила, совет и разум ( Иов.12:13 ); 2) единым премудрым ( Рим.14:26 ). Свящ. писатели ветхого завета указывают преимущественно на мир, как на отображение премудрости Божией ( Пс.103, 24 ). В писаниях Нового завета дело искупления нашего изображается преимущественно, как дело неизреченной премудрости Божией ( 1Кор.2:7 ). Свойства воли Божией Волю Божию можно рассмотреть с двух сторон: саму в себе и в отношении к тварям. В первом случае, она представляется высочайше – свободною и всесвятою. В последнем – всеблагою, так как благость есть главнейшая причина всех действий Божиих по отношению к тварям вообще; в частности, по отношению к тварям разумным истинною и верною, поскольку открывает себя им в качестве нравственного закона для их воли и в качестве нравственных побуждений к исполнению этого закона; правосудною, поскольку следит за нравственными действиями этих существ и воздает им по заслугам. Истина единства Божия по существу .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

В приводимом сектантами месте из Священного Писания говорится, что Церковь Христова не сейчас уже непорочна, но будет представлена непорочной, для чего Христос и «предал Себя за нее», «чтобы освятить ее»... «чтобы представить ее Себе (в будущем, значит) славною Церковью, не имеющею пятна или порока». Так и есть на деле: в Церковь вступают грешники «очищаются банею водною» (крещением), посредством слова, т.е. чрез православное научение, и в Церкви совершенствуются, доколе все не придут в единство веры, и познание Сына Божия... и созиждут самих себя в любви ( Еф.4:13–16 ). В Церкви торжествующей будут они прославлены. Сектанты говорят: Мы святы и спасены не по делам нашим, которых Богу ничего не прибавят. Мы спасены благодатью: если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была уже благодатью. Православный ответ: Здесь речь о делах закона Моисеева, который заменен «благодатью и истиною от Иисуса Христа» ( Ин.1:17 ). Закон Моисеев был лишь «детоводителем ко Христу» ( Гал.3:24 ) и ветхозаветное исполнение закона при благодати излишне, однако, «подвигом добрым подвизаться» должно ( 2Тим.4:7 ), ибо не все говорящие: Господи! – спасутся, а исполняющие волю Отца Небесного ( Мф.7:21 ). Нужны, значит, дела добродетели! Сектанты говорят: 1Ин.1:7 : Нам ничего не нужно, потому что «Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха», грехи наши омыты. Православный ответ: Очищаются грехи только у тех, кто приобщается Крови Христовой «во оставление грехов» ( Мф.26:28 ), но не у сектантов, которые не имеют ни веры во всемогущество Бога, могущего питать нас Кровью. Кто говорит – не имею греха – лжец ( 1Ин.1:8 ). Сектанты говорят: Тит.3:4 : Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, но по Своей милости. Православный ответ: Нужно добавить: «Банею возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит.3:5 ), т.е. в крещении, Господь прощает грехи не по заслугам, а по милости. Этим мы присоединяемся к обществу спасаемых и можем спастись, если преподанное удерживаем ( 1Кор.15:1–2 ), а не теряем, как сектанты, бегущие из Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Наконец, и воздаяние в будущей жизни будет не по вере только, а и по делам. Приити бо иматъ сын человеческий во славе Отца Своего, со Ангелы своими: и тогда воздаст коемуждо по деянием его, говорит Иисус Христос ( Мф.16:27 ). Господь воздаст коемуждо по делом его. Кийждо свою мзду приимет по своему труду, учит апостол Павел ( Рим.2:6 ; 1Кор.3:8 ). Но, говоря о необходимости добрых дел для спасения, мы должны, братие, помнить, что оправдываемся мы собственно только крестными заслугами Господа нашего Иисуса Христа по вере в Него. Поэтому мы не должны хвалиться своими добрыми делами пред Богом и людьми, как бы требовать за них награды, – тем более, что и творить их мы можем не иначе, как при содействии божественной благодати, почему апостол Павел и называет их плодами Св. Духа ( Гал.5:22 ). Добрые дела наши суть только как бы внешние знаки, при помощи которых мы выражаем свою веру и любовь к Богу. Господь благоволит вменять их нам в заслугу потому, что ими мы выражаем свою любовь к Нему ( Ин.14:21,23 ), и совершение их нередко требует от нас великих подвигов и трудов ( Лк.13:24 ; 2Кор.6:4–6 .; 2Тим.3:12 ) в борьбе со врагами нашего спасения миром, плотию и дьяволом. Посему-то и говорил Иисус Христос: когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего нестоящие, потому что сделали, что должны были сделать ( Лк.17:10 ). Следовательно, совершение добрых дел необходимо должно сопровождаться смирением с нашей стороны, сознанием своей немощи и недостоинства пред Богом. Итак, братие, для достижения благодати необходимой для вашего спасения и посылаемой нам Духом Святым от Бога Отца, ради крестных заслуг Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа, требуются с нашей стороны вера и добрые дела. Будем же, как увещевает Св. апостол Павел христиан, держаться исповедания упования неуклонно: ибо верен обещавший. Будем внимательны друг к другу, поощряя к любви и добрым делам ( Евр.10:23–24 ), памятуя твердо, что без веры невозможно угодить Богу ( Евр.11:6 ) и что вера без дел мертва есть ( Иак.2:26 ). Аминь. 1 Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа Читать далее Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Мих.3:5:10–11 . «Так говорит Господь на пророков, вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими, и проповедуют мир, а кто ничего не кладёт им в рот, против того объявляют войну... Созидающие Сион кровью и Иерусалим – неправдой! Главы его судят за подарки, и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «Не среди ли нас Господь? Не постигнет нас беда!». Объяснение. Здесь осуждаются израильские судьи и священники за взяточничество и несправедливый суд. Справедливая же плата за труд священника, как этим местом, так и другими ветхозаветными писаниями, не воспрещается: Чис.8:7–32 . Ветхий Завет даже в обязанность ставит приносить начатки и десятины в храм Господень: Исх.22:29–30:23:19 ; Лев.27:26–34 , и отдавать их священникам: Чис.18:12–32 . И в Новом Завете справедливая плата за труд священнослужителей не воспрещена: 1Кор.9:7:11, 14 ; 2Кор.11:8 . О священническом благословении Еф.1:3 . «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах». Объяснение. Апостол говорит здесь о благословении Божием духовном в небесах, но этим нисколько не исключается благословение пастырское для мирян в земной жизни: Чис.6:23–26 ; Лев.9:22–23 . Сам Господь во время земной своей жизни благословлял: Лк.24:50 ; Мк.10:16 , а апостол Павел свидетельствует о благословении, как обычае вполне известном у христиан, и только обще замечает о нём: Евр.7:7 . О названии Иерархии: отец, учитель и наставник Мф.23:7–8:10 . «И приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их; учитель, учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья... и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос». Объяснение. Единственным Учителем, Отцом и Наставником Господь называется в том смысле, что Он есть Источник, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле: Еф.3:15 . Передавая не своё, а Господнее истинное учение, в несобственном смысле пастыри называются учителями: Мф.28:19 ; Еф.4:11 ; 1Кор.12:28 , отцами, или батюшками: 1Ин.2:1:3:18 ; 1Кор.4:14 ; Гал.4:19 ; Деян.7:2 , и наставниками: Евр.13:7:17 ; 1Кор.4:15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1) Божескую или домостроительство спасения чело вечества: Гал. 4:4 . Когда пришла полнота времени Бог послал Сына Своего Единородного, чтобы искупить подзаконных. 2) Человеческая сторона состоит в том, что мы должны усвоить спасение, ибо оно совершается не без нашего участия: Мф. 22:1–14 . В притче о брачном пире есть образ того, что дело спасения совершается даром, но отклике на зов есть образ того, что должны делать мы для своего спасения. д) Соделывание спасения есть подвиг всей земной жизни 1Кор. 9:24 . Бегите, чтобы получить (блаженство). Рим. 8:24 . Мы спасены в надежде. Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении. – 13:11. Ныне ближе к вам спасение, нежели когда мы уверовали. Евр. 10:36 . Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное. 17) Об искуплении а) За преслушание заповеди первые люди лишились блаженства Быт. 3:23 . И выслал Господь Бог (Адама и Еву) из сада Едемского... б) Как над человеком, так и над природой стало тяготеть проклятие Быт. 3:17–18 . Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены... со скорбью будешь питаться... терние и волчцы произрастит она (земля) тебе... Рим. 8:22 . Знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне. – 23. И не только она, но и мы сами... в себе стенаем. в) Но Бог предопределил совершить искупление Быт. 3:15 . И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее, оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалите его в пяту. Гал. 4:4–5 . Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного)… чтобы искупить подзаконных… Рим. 5:18 . Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. г) Искупление определено Богом совершить чрез Богочеловека Гал. 3:13–14 . Христос искупил нас от клятвы закона... 1Тим. 2:5–8 . Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. д) Оно предсказано пророками Исаии 59:20. Придет Искупитель Сиона...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Милость сия есть обращение заблуждающих и исправление грешников ( Иак.5:19–20 , Гал.6:1 ). Милость сия простирается на всех заблуждающихся за пределами её. Милость сия есть научение неверующих ( 1Фес.5:11, 14 ; Евр.10:24 ). Научение это есть как всякое, вообще полезное наставление ближнему, так и особенно руководство его к познанию веры, Закона Божия и заповедей христианских. Милость сия есть утверждение колеблющихся ( 1Фес.5:14 ). Это бывает, когда подается ближнему полезный совет и делается благовременное предостережение от опасности. Милость сия есть утешение печальных ( Рим.12:15 ). Любовь не оставляет ближнего ни в каком состоянии. Она разделяет и его радости, и его скорби. Милость сия есть прощение обид и воздаяние благом за зло ( Лк.6:37 ; Мф.18:22, 5:14 ) ( Рим.12:17–21 ). Милость сия есть молитва за ближних, не только за сродников и присных, но и за чуждых, не только за благодетелей, но и за врагов, не только за верных, но и за неверных особенно же за бедствующих и страждующих ( Иак.5:16 , Мф.5:44 ). Милость сия есть поминовение усопших: молитва и милостыня за умерших от смерти избавляет и не оставляет ити во тму ( Тов.4:10, 17 ). Все, свято исполняющие сии дела милосердия суть милостивые. Что же с ними будет? Милостивые сами будут помилованы. Милостивых самих Милосердый Владыка в вечном блаженстве напитает, напоит, оденет, избавит от темницы ада, сподобит оставления грехов и помянет, егда приидет во царствии Своем. Убегаем же, братие, жестокосердия и немилости. Будем, по слову Спасителя нашего, милосерди, яко же и Отец наш милосерд есть ( Лк.6:3–6 ). Милость наша привлечет на нас Божию милость. Аминь. 7. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят Чистота сердца так приближает человека к Богу, что он видит Его лицом к лицу ( 1Кор.13:12 ). В чем состоит чистота сердца, и какое блаженство ожидает чистых сердцем? Все наши внешние действия, слова и поступки суть плоды, которые бывают сладки или горьки, судя по тому, каково дерево – сердце наше; это ручьи, которые бывают чисты или мутны по тому, каков источник – сердце наше. Сердце есть источник духовной или нравственной жизни ( Лк.6:45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

«Прошу вас, братия», – пишет Апостол, – «будьте как я»: и в вере, и в жизни по вере. – Потому что это вполне возможно для каждого из вас, несмотря на все ваши нынешние заблуждения. «Потому что и я, как вы». Потому что и я с Божией помощью выбирался из такой глубины зла, из такого противления истине, которые вам и не снились. Суббота. О последних временах Мф.24:1–13 1Кор.4:17–5:5 Однажды, когда ученики выразили свой восторг по поводу Иерусалимского храма, Господь неожиданно сказал: «Видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне: все будет разрушено». Справедливо рассудив, что это относится к последним временам, ученики задали, казалось бы, естественный вопрос: «Скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века»? Но Господь увидел в их вопросе нечто, побудившее сразу предостеречь. Дело в том, что ученики захотели одного только чистого знания: «Когда»? «Какой признак»? Наши прародители именно на этом попались: запретный плод показался им вожделенным, «потому что дает знание» ( Быт.3:6 ). Вот Господь и предостерегает, видя, куда и ученики потянули руки: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас». И Господь начинает говорить не просто о том: что? где? когда? Но о том, к чему надо себя активно готовить. «Услышите о войнах и военных слухах», – говорит Он. А что такое война? Это – крайняя степень взаимной нетерпимости. Это – полное перенесение причины своих бед с себя – на другого. И чем правее считает себя человек, тем с большей злобой ополчается на врага. И чем больше будет затухать в людях чувство своей вины, тем с большим остервенением будет восставать «народ на народ и царство на царство», и порой – до такой степени, что «все, как один, умрем в борьбе за это»! И как всегда, за человеческие грехи восстраждет земля, и «будут глады и моры, и землетрясения по местам». И надо быть готовым не отчаяться и не упасть духом: «Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть». А дальше, в бесконечных поисках виноватых, – потому что ведь сколько ни убивай, а проблем своих не решишь, – мир, наконец, найдет своего настоящего врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

г) до смерти: Павел сказал: я готов умереть за имя Господа Иисуса ( Деян.21:13 ). Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или гонение, или меч? Ни смерть… ни другая какая тварь не могут отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим.8:35–39 ). Любовь ко Господу обнаруживается у верных а) повиновением Его заповедям: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня ( Ин.14:15,21 ); б) взятием на себя креста своего: Кто не берет креста своего и следует за Мной, тот недостоин Меня; кто не несет креста своего и идет за Мной, не может быть Моим учеником ( Мф.10:38 ; Лк.14:27 ). Имеющий любовь ко Господу любим Им и Отцом Его и удостаивается общения с Ними: Любящих Меня, Я люблю ( Притч.8:17 ). Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам. Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим ( Ин.14:21,23 ). Всякое пожертвование ради любви ко Господу будет вознаграждено во сто крат: Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и евангелия, и не получил бы ныне во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем – жизни вечной ( Мк.10:29–30 ). Награда любящим Господа: Благодать со всеми, неизменно любящими Господа ( Еф.6:24 ). Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его ( Иак.1:12 ). Упрек за оставление любви ко Господу: Имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела ( Откр.2:4–5 ). Отлучение не любящему Господа: Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран афа ( 1Кор.16:22 ). О любви к ближнему Любовь к ближнему а) заповедана: Люби ближнего твоего как самого себя. Я Господь [Бог ваш] ( Лев.19:18 ). Заповедь новую даю вам – сия есть заповедь Моя – сие заповедую вам, да любите друг друга ( Ин.13:34,15,12,17 ). Таково благовествование, которое слышали вы от начала, заповедь Его та, чтобы мы любили друг друга ( 1Ин.3:11,23 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010