Глава 16 Заключение послания: распоряжения, известия и приветствия (1–24) 1Кор.16:1 .  При сборе же для святых по­ступайте так, как я установил в церквах Галатийских. 1Кор.16:2 .  В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько по­зволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я при­ду. 1Кор.16:3 .  Когда же при­ду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставле­ния вашего подаяния в Иерусалим. 1Кор.16:4 .  А если при­лично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут. Ап. дает распоряжение о собирании пожертвований в пользу иерусалимских христиан. «Сбор для святых» или христиан иерусалимских (может быть Ап. здесь называет иерусалимских христиан просто святыми в виду того особого значения, какое имела Церковь Иерусалимская среди других Церквей ср. 2Кор. 8:4, 9:1, 12 ) производился в виду того, что иерусалимские христиане более нуждались в помощи, чем другие. Известно, что отступникам от веры отцов, – а таковыми оказывались в Иерусалиме ученики Христовы – всегда трудно живется, трудно достается работа (ср. Иак. 2:6, 5:1–6 ). И вот, раз на соборе апостольском Павел дал слово заботиться о бедных иерусалимских христианах ( Гал. 2:10 ; Деян. 11:27–30 ), то он считал своим долгом располагать коринфян к сбору подаяний на бедных христиан иерусалимских. – «В первый день недели». т. е. в каждый первый день по истечении недели, или после субботы. Это был день воскресный или день Господень. Отсюда видно, что этот день праздновался еще при Апостолах (ср. Деян. 20:7 ). – «С письмами», т. е. с рекомендательным письмом в Иерусалим (множ. число επιστολα имеет значение латинского litterae=письмо). «Если прилично будет». Ап. имеет, вероятно, в виду сумму пожертвований. Если пожертвований будет очень много, то, может быть, понадобится его личное участие в их распределении. 1Кор.16:5 .  Я при­ду к вам, когда прой­ду Македонию; ибо я иду через Македонию. 1Кор.16:6 .  У вас же, может быть, по­живу, или и пере­зимую, чтобы вы меня про­водили, куда пойду.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Представляется, что есть глубокая связь между способом наименования себя первыми христианами («те, кто призывает Имя Господа Иисуса»), древним литургическим употреблением возгласа «Маранафа» и тем значением, которое имеет в христианских литургиях возглас «Кирие елеисон» (Господи, помилуй). Очевидна связь возгласа «Кирие елеисон» с апостольской традицией молитвы во Имя Иисуса. Литургическое призывание Имени Господня или личное призывание Имени Иисусова восходит, таким образом, к истокам христианства и принадлежит к самому раннему ядру духовной жизни Церкви. Призывание это неотделимо от исповедания веры в Господство умершего и воскресшего Христа, что составляет основу апостольской проповеди и христианской веры во все времена. Б) Бог воскресил Его из мертвых Цель главы состоит не столько в разъяснении христологии апостола Павла, сколько в выделении ее троичного измерения, которое имеет первостепенное значение. В первом послании к Коринфянам записано устное предание, полученное самим апостолом («Я первоначально преподал вам, что и сам принял...» ( 1Кор.15:3 ). Он начинает со смерти Христа и доходит до Его Воскресения, которое является начатком всеобщего Воскресения. С одной стороны, апостол Павел пишет, что он не знает никого другого, кроме Христа, и Христа распятого ( 1Кор.2:2 ). Он говорит о Кресте, который есть «юродство для погибающих, но для нас, спасаемых, сила Божия» ( 1Кор.1:18 ); о трудности восприятия проповеди о Христе распятом, поскольку такая проповедь – «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов... Божия сила и Божия премудрость» ( 1Кор.1:23–24 ). С другой стороны, первое послание к Коринфянам завершается исповеданием Воскресения Христа: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» ( 1Кор.15:17 ). Конечно, нет противоречия между кажущейся исключительностью двух утверждений, составляющих два полюса учения апостола Павла о Спасении. Христос умер, но проповедь о смерти Христа совершается в Духе Святом и в силе Божьей ( 1Кор.2:4 ), потому что любовь Божия открывается нам в том, что «Христос умер, когда мы были еще во грехе» ( Рим.5:8 ), Христос возлюбил нас «и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» ( Еф.5:2 ). Христос «Духом Святым принес Себя непорочного Богу» ( Евр.9:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

1Кор.1:3 .  Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благовременно пожелал им Апостол благодати и мира, как разделившимся и бывшим в раздоре друг с другом; подателем же благодати и мира представил не Отца только, но и Сына, доказывая сим равенство Отца и Сына. 1Кор.1:4 .  Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе. Апостол, намереваясь обличать, услаждает сперва слух, чтобы соделать способным к приятию врачевства; между тем сказанное им и не ложно, потому что благодарил Бога за дары, действительно данные им. Выражает же это с большею ясностию. 1Кор.1:5 .  Потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. 1Кор.1:6 .   Ибо свидетельство Христово утвердилось в вас. «Яко во всем обогатистеся о Нем, во всяцем слове и всяцем разуме», «якоже свидетелство Христово извесися в вас». Вот частные виды духовных дарований, ибо сказано: «Овому… Духом дается слово премудрости, иному же слово разума, о томже Дусе» ( 1Кор. 12, 8 ). Часто же оставляет Апостол имя Христа, Сына, Господа, научая сим, то именоваться не от иного кого должно, но от Даровавшего спасение. А «свидетельством» называет проповедь Христову, потому что проповедующие как бы свидетельствуют как и к Тимофею, пиша: «Засвидетелствую убо пред Богом, оживляющим мертвых» ( 2Тим. 4, 1 и 1Тим. 6, 13 ). Так и Господь изрек в Священном Евангелии: «Проповестся сие Евангелие Царствия по всей вселенней, всем языком, во свидетелство им» ( Мф. 24, 14 ). «Извещением» же Евангелия называет совершение чудесных знамений, потому что Ими доказывалась истинность проповеди . 1Кор.1:7 .  Так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа. «Яко вам не лишитися ни во единем даровании». Ибо были причастны и пророчественной благодати, говорили разными языками, что яснее показывает Апостол впоследствии. «Чающым откровения Господа нашего Иисуса Христа». Прияли же вы дарования сии, чтобы ожидать вам Второго пришествия Спасителева.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

1Кор.9:2 .  Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостоль­ства – вы в Го­с­по­де. 1Кор.9:3 .  Вот мое защище­ние про­тив осужда­ю­щих меня. Раскрывая последнюю мысль, Ап. заявляет, что Коринфская Церковь прямо может быть названа «печатью», которую поставил на его апостольском служении Сам Господь. – «Осуждающим меня» – правильнее: производящим дознание (о правильности моего апостольства). 1Кор.9:4 .  Или мы не имеем власти есть и пить? 1Кор.9:5 .  Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и про­чие Апостолы, и братья Го­с­по­дни, и Кифа? 1Кор.9:6 .  Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Ап. имеет право получать содержание от Коринфской Церкви. – «Мы», т. е. я, Варнава и, может быть, Тимофей и Сила, принимавшие участие в основании Церкви Коринфской как сотрудники Ап. Павла. – «есть и пить» – конечно, на счет коринфской христианской общины. – «Иметь спутницею сестру жену». С греч. точнее перевести: «сестру, т. е. сестру по вере – как жену». Вульгата переводит: «жену как сестру» – конечно, для того чтобы найти здесь основание для целибата духовенства. Новый английский перевод разделяет оба выражения так: «сестру, жену». Правильнее – первый перевод: «сестру, т. е. христианку как жену», потому что Ап. далее ссылается на пример других апостолов, которые, по свидетельству древности, все были женаты, исключая Иоанна (Климент Алекс. и Амвросиаст ). – «Братья Господни» – см. Мф.13:55 и паралл. места. – Ап. таким образом хочет сказать, что и другие Апостолы и он, если бы были женаты, в праве были получать содержание от основанных ими христианских общин не только на себя, но и на своих жен. – «Варнава» хотя не был призван Самим Христом, как Ап. Павел, к апостольскому служению, но тем не менее, как его сотрудник, ( Деян.13:1 и сл.; Гал.2:1 и сл.), он занимал высокое положение. – «Не работать» – конечно, для снискания себе пропитания. 1Кор.9:7 .  Какой во­ин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В главе тринадцатой. (о любви христианской, как самом высочайшем даре) Св. Апостол сначала сравнивает любовь со всеми благодатными дарами и подвигами благочестия; потом описывает ее собственные свойства и действия и, наконец, говорит о ее непреставаемости. а) Сравнение любви с другими нашими благами и подвигами благочестия. 1Кор. 13:1 . Без любви ничего не значат все те чрезвычайные дары, о которых так ревновали Коринфяне, не исключая и того дивного дара, о котором они ревновали паче всего, т. е. дара языков. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая, или кимвал звучащий» и проч. ( 1Кор. 13:2, 3 ). Любовь – внутренняя сила жизни, а говорение на языках совсем внешнее дело. И ослица говорила, когда то нужно было (Еп. Феофан). 1Кор. 13:2 . Без любви ничего не значит все наше знание, возвышающееся даже до пророческого проникновения во все тайны, и вся чудодейственность веры, если бы мы таковую имели. «Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто», исчисленные дары внутреннее и указывают на большую близость к Богу. При всем том они не самой глубины естества нашего касаются и не существенное сочетание с Богом означают (Еп. Феофан). По особым целям исчисленные дары Господь может сообщить и недостойным людям. Это Он Сам подтверждает ( Мф. 7:22–23 ). 1Кор. 13:3 . Без любви ничтожны самые добродетели наши, как бы ни были чрезвычайны их проявления: «и если я раздам все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». Возможность таких явлений оправдывается на деле (см. Чет. Мин. 9 февр.). б) Описание любви в ее собственных свойствах и действиях. Эти свойства таковы, что они поистине являются исполнением всего закона ( Рим. 13:10 ). 1Кор. 13:4 . «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится (не поступает с легкомысленной заносчивостью, но степенно и основательно. Св. Златоуст), не гордится (своими доблестями)» и проч. ( 1Кор. 13:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Глава 2 1Кор.2:1 .  И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости. «И аз пришед к вам, братие, приидох не по превосходному словеси или премудрости возвещая вам свидетелство Божие». Апостол словом называет красноречие, а премудростию – искусство в слове и говорит: «Я, пришедши к вам, не воспользовался ни тем, ни другим». 1Кор.2:2 .  Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого. «Не судих бо ведети, что в вас, точию Иисуса Христа, и Сего распята». Кстати употребил слово: «не судих», давая сим знать, что мог предложить им слово и о богословии, однако же преподал одно учение о Домостроительстве, хвалясь Владычним страданием. 1Кор.2:3 .  И был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. «И аз в немощи и страсе и трепете мнозе бых в вас». Подвергался поруганиям, истязаниям, заключениям в узы. 1Кор.2:4 .  И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы. «И слово мое и проповедь моя не в препретелных человеческия премудрости словесех, но в явлении Духа и силы». Потому что свидетельством проповеди служило чудотворение Духа. Весьма прилично Апостол наряду с немощию страданий поставил и силу Духа. 1Кор.2:5 .  Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией. «Да вера ваша не в мудрости человечестей, но в силе Божией будет». Для того именно Владыка не позволил нам пользоваться красноречием, чтобы вера ваша оказалась не подлежащею подозрению, как не силою слова увлеченная, но путеводимая силою Духа. 1Кор.2:6 .  Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих. «Премудрость же глаголем в совершенных: премудрость же не века сего, ни князей века сего престающих». Поскольку в сказанном прежде сего проповедь назвал буйством, употребляя название, данное неверными, то по необходимости показывает, что она для приявших истинную и совершенную веру действительно есть и именуется премудростию. «Князьями» же «века» называет софистов, стихотворцев, философов и риторов, как приобретших красноречием знаменитость в настоящей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 6 1Кор.6:1 .  Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? «Смеет ли кто от вас, вещь имея ко иному, судитися от неправедных, а не от святых?» Сподобившись Божественной мудрости, при взаимных недоумениях избираете судиями одержимых неразумением нечестия. 1Кор.6:2 .  Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? «Не весте ли, яко святии мирови имут судити?» Сказал: «имут судити», вместо «осудят». Ибо сие дают видеть последующие слова. «И аще вами суд приимет мир, недостойни есте судищем худым». Так «мужие Ниневитстии» и «царица Южская» осудят оный род ( Мф. 12, 41–42 ); так «дванадесять Апостолов будут судить обеманадесяте коленома Израилевома» ( Мф. 19, 28 ), то есть осудят их; осудят же, потому что сами из них произошли, и уверовали в Господа, и подверглись тьмочисленным видам смертей, и не отреклись от веры в Него. Так еще уверовавшие из язычников осудят не уверовавших в спасительную проповедь. 1Кор.6:3 .  Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? «Не весте ли, яко ангелов судити имамы, а не точию житейских?» Апостол выражение «судити имамы» употребил опять вместо «осудим»; ангелами же называет демонов, потому что древле были Ангелами. Осудят же их святые, потому что, будучи обложены телом, заботились о Божественном служении, они же, в бестелесном естестве, возлюбили лукавство. 1Кор.6:4 .  А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете сво­ими судьями ничего не значащих в церкви. «Житейская бо судища аще имате, уничиженых в Церкви, сих посаждаете». Кто всех уничиженнее и меньше в Церкви, и тот, говорит Апостол, лучше почитаемых у них сведущими. Ибо не повелевает судить и самых уничиженных в Церкви. И это дают видеть последующие слова. 1Кор.6:5 .  К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? 1Кор.6:6 .  Но брат с братом судится, и притом перед неверными.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

И всё-таки здесь необходимо подчеркнуть, что, согласно апостолу Павлу, понимание Церкви как Царства неотделимо от понимания Её как полноты ( πλρωμα). Следовательно, отношения Церкви и Царства имеют реальный, деятельный (интерактивный), и опять же динамический, эсхатологический характер. Церковь – Христово Тело, но она ещё и Полнота Наполняющего всё во всём ( Еф. 1:23 ), а это значит, что Её исполнение ещё предстоит. Также необходимо сказать, что созидание ( οκοδομ) Тела Христова ( Еф. 4:12,16, 2:21 ; 1Кор. 14:4,5, 12, 40 ) имеет живой динамичный характер, и это созидание также всё ещё продолжается. Это то самое, по апостолу Павлу, взращение ( α ξισις – Еф. 4:15–16, 2:21 ; Кол. 2:19 ) живого Богочеловеческого организма Церкви, пока всё в Церкви не исполнится всею полнотою Божиею ( Еф. 3:19 ). И это динамичное созидание и взращение Церкви продолжается и длится доколе все придём... в меру полного возраста Христова ( Еф. 4:13 ). Поэтому Церковь , хотя и вошла в само Небо, и не только небесная Триумфальная Церковь , но и земная Воинствующая Церковь, «которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий», входит «во внутреннейшее за завесу» (в само Небо над небесами) 324 , всё-таки и дальше, в подвиге на протяжении истории ожидает блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит. 2:13 ). И так будет до тех пор, пока не настанет Совершенное ( τ τλειον – 1Кор. 13:10 , ср. Кол. 1:28 ), то есть пока снова не придёт Христос, во Второе Всеславное Пришествие, Который будет судить живых и мёртвых в явление Его и Царствие Его ( 2Тим. 4:1 ). Это Второе Пришествие Христа в славе апостол Павел в 1 Послании к Коринфянам ( 1Кор. 15:22–28 ) описывает так: во Христе все оживут (воскреснут), каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу. Это «предание Царства Отцу» не значит, что прекратится Царство Христа как Бога, но, по святому Златоусту: когда Христос исполнит Икономию (Домостроительство) и «Устроение Царства, т.е. спасения (окончательного) верующих, мира ( Еф. 1:10 ), вселенной, истребление зол – это и означает устроение Царства» 325 . Тогда, продолжает апостол Павел, последний же враг истребится – смерть ( 1Кор. 15:26,54 ; Евр. 2:14 ; 2Тим. 1:10 ), и Церковь Христова, воскресением всех своих членов неся образ небесного ( 1Кор. 15:49 ; Рим. 8:29 ), то есть проявляя на себе и собой полноту Прославленного с плотью и во плоти Христа, явится в полноте как вечное царство непоколебимое ( Евр. 12:28 ) Отца и Сына и Святого Духа 326 , в котором всё и во всём – Христос и Бог всё во всём ( Кол. 3:11 ; 1Кор. 15:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Глава 5 1Кор.5:1 .  Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего. «Отнюд слышится в вас блужение». Апостол достаточно дал видеть чрезмерность неприличия, ибо, говорит, не должно и слышимо быть это; показывает же и великость беззакония. «И таково блужение, яковоже ни во языцех именуется». На что не отважатся и обучавшиеся демонским учениям, на то отважились у вас. «Яко некоему имети жену отчую». И в этом подивиться должно апостольской мудрости. Не сказал: «мачеху», потому что имя сие выражает какую-то неприязненность, но «жену отчую», то есть заступающую место матери, сочетавшуюся с отцом после собственной его матери, соделавшуюся для родителя тем же, чем была родившая его. Потом, оставив блудника, произносит обвинение на принадлежащих к его толку. 1Кор.5:2 .  И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело. «И вы разгордесте». Высоко стали думать о себе, как имеющие многоученого наставника. «И не паче плакасте, да измется от среды вас содеявый дело сие». Не дает противоречащих законов; не сказал: «Почему не изгнали?» Ибо выше запретил судить учителей; но – почему «не плакасте», умоляя Бога, чтобы избавил от такой заразы? 1Кор.5:3 .  А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело. «Аз убо аще не у вас сый телом, ту же живый духом, уже судих яко тамо сый». Пусть никто из вас не держится другого какого-либо мнения, потому что немедленно произношу приговор: «Содеявшаго сице сие»: снова показал чрезмерность преступления. 1Кор.5:4 .  В собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа. 1Кор.5:5 .  Предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа. «О имени Господа нашего Иисуса Христа, собравшымся вам и моему духу, с силою Господа нашего Иисуса Христа, предати таковаго сатане во измождение плоти, да дух спасется в день Господа нашего Иисуса Христа». Апостол в трепет приводящее составил судилище. Сперва собрал всех о имени Господа; потом и себя ввел по благодати Духа и показал, что Сам Владыка председательствует; изрекает приговор, предает исполнителю казни и определяет наказать одно только тело, потому что душе в самом наказании уготовляет целебное врачевство. Духом же называет здесь Апостол не душу, но дарование. Все это, говорит он, делаю для того, чтобы дарование сие сохранилось в нем до пришествия Спасителя нашего. А из сего научаемся, что на отделяемых и отлучаемых от тела Церкви наступает диавол, находя их лишенными благодати. Так отсекши блудника, Апостол объясняет причину, по которой соделано сие.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

1Кор.4:11 . «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся». Объяснение. Апостол Павел терпел голод и нужды, но тем не менее ни у себя лично, ни у других проповедников Христова учения не отрицал права пользоваться материальным содержанием от лиц, коим было проповедано учение: 2Кор.11:8–9 ; Флп.4:10–19 . 1Кор.9:17–18 . «Ибо, если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение. За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моей властью в благовествовании». Объяснение. Здесь апостол раскрывает своё право или власть (ст.12–18) требовать от Коринфских христиан, как и вообще от духовных чад, полного обеспечения жизни: ст.11–14, Это место послания должно вразумлять тех, которые порицают православное духовенство за взимание вознаграждения за требоисправление: Гал.6:6:14 ; Лк.10:7 . В приточной речи ст.7 под виноградом разумеется общество христиан, под насадителями винограда апостол или пастырь, под плодами добрые дела, милостыня, вспоможения братьям по вере: 1Кор.16:1–2 . Возможно ли, чтобы одни пастыри Церкви, насаждающие и напояющие виноград Христов: 1Кор.3:6 , лишены были пользования плодами его веры и любви, приношениями и вознаграждениями. Господь хотел внушить израильтянам (ст.8–10) сострадание и сочувствие ко всякому работающему, чтобы они не лишали потребного прежде всего таких тружеников, как апостолы и пресвитеры, труждающихся в слове и учении: 1Тим.5:17 . 2Кор.6:3–4 . Срав. 11:8. «Мы никому ни в чём не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всём являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах». Объяснение. Апостол Павел, своим бескорыстным служением, хотя и не подавал повода к порицанию апостольского служения, будучи в трудах, бдениях, в постах: ст.5, но тем не менее, ни у себя лично, ни у других проповедников Христова учения не отрицал права пользоваться материальным содержанием от лиц, коим было проповедано учение: 1Кор.9:12–13 ; Гал.6:6 ; Флп.4:10–19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010