В главе 8 обращу внимание на то, что воображающие, будто и они понимают, – обманываются: кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать; но кто любит Бога, тому дано знание от Него ( 1Кор. 8:2–3 ). Итак, путь к знанию не философствование рассудочное, а любовь к Богу, за что Он дает тому Откровение. Глава 10 о вкушении идоложертвенной трапезы (то есть остатков от жертв, приносимых идолам, а в сущности – бесам). Здесь обращает внимание то, что апостол ставит в параллель чашу Господню (то есть Евхаристию) и чашу бесовскую; трапезу Господню и трапезу бесовскую (ср.: 1Кор. 10:21 ). Значит, там – жертвы, и Евхаристия – Жертва. И в следующей, 11-й главе – прямо говорит слова Господа, что чаша есть новый завет в Моей Крови ( 1Кор. 11:25 ). А о прочем ([Тело Мое], за вас ломимое) уже говорилось. Евхаристия должна напоминать первообразную Жертву Голгофскую: смерть Господню возвещаете ( 1Кор. 11:26 ). Главы 12–14 о дарах духовных. Верующие суть члены Тела Христова – Церкви; а соединяет их Дух Святой, разделяя и назначая каждому члену духовного организма свой дар и свою задачу. Вы – тело Христово ( 1Кор. 12:27 )... Вот это есть истинная связь – Духом Его. Все от Него. Даже уверовать нельзя без Духа Святого: никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ). Глава 13 об истине воскресения людей. Эта истина основывается прежде всего на факте воскресения Христа: а Он умер за грех наш ( 1Кор. 13:3 ), а после и воскрес (что фактически несомненно: ибо является множеству). Но если воскрес, то в Нем все оживут, ибо есть духовное наследство подобно худому наследству от Адама (грех и смерть) (см.: 1Кор. 13:22 ). Каков Небесный, таковы и небесные ( 1Кор. 13:48 ). Из этого Послания особенно примечательны для нашего вопроса главы 1–4, где говорится о «тайне» Искупления, простой для веры и безумной для мудрецов. Второе Послание к Коринфянам Написано в защиту апостольского авторитета против доверчивой паствы (главы 1–3) и агитаторов-вожаков (главы 10–13).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

При объяснении цитуемого лжеучителями в своё оправдание выражения ап. Павла ( 1Кор.14:26 ) мы ставим для себя правилом, чтобы наше толкование не противоречило ни целому посланию ап. Павла, ни всем его посланиям, а также, чтобы вполне согласовалось с духом всего Священного Писания. Из послания ап. Павла к Коринфянам мы знаем, что в первенствующей Христианской Церкви изобиловали различные духовные дарования, или как сам Апостол разграничивает их – дары различны ( 1Кор.12:4 ): и служения различны (5 ст.); и действия различны (6 ст.); как то: слово мудрости, слово знания, вера, дары исцелений, чудотворения, пророчество, различение духов, разные языки, истолкование языков (8–10 ст.), дары воспоможения, управления (28) и др. В этом мы не можем не видеть исполнения пророческих слов: «и будет в последние дни излию от Духа Моего на всякую плоть» и т. д. ( Иоил.2:28–32 ). По воле Божией такое изобилие чрезвычайных духовных дарований было потому, что на земле созрела жатва ( Откр.14:15 ; Ин.4:35 ) и жатвы было много, а делателей мало ( Мф.9:37 ; Лк.10:2 ). И, как в апостольское время изобиловали чрезвычайные дарования, то слово о назидании, обращенное, по-видимому, ко всем верующим, собственно относилось к тем, кто имел какой-нибудь из указанных чрезвычайных даров, а не ко всем. Это мы узнаем из следующих слов того же Апостола: «если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет ( 1Кор.14:37, 38 ); и выше: никто не обольщай самого себя ( 1Кор.3:18 ); ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя ( Гал.6:3 )». Равным образом и право учительства в Церкви Христовой, кроме апостолов и их ближайших учеников даже в то время, когда изобиловали чрезвычайные духовные дарования, принадлежало не всем, а только тем, кого Сам Бог поставил в Церкви пастырями, и учителями ( 1Кор.12:28–30 : сравн. Еф.4:11–12 ), и блюстителями пасти Церковь Господа и Бога ( Деян.20:28 ). Достойно особенного внимания и то, что хотя чрезвычайные дары изобиловали в век апостольский, ап. Павел кроме того, что сам благовествовал и посылал свои послания, находил еще необходимым посылать и учеников своих, как наприм. Тимофея ( 1Кор.4:17 ), для напоминания верующим благовестия. Верующих сей апостол строго отличал от благовестников: первых (верующих) называл нивою, Божиим строением, тогда как себя и других проповедников – соработниками у Бога ( 1Фес.3:2 ). Какое строгое и точное разграничение! «Мы (апостолы, наши ближайшие сотрудники и все последующие наши преемники: пастыри и учители) соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение ( 1Кор.3:9 ). Итак, каждый (верующий) должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» ( 1Кор.4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Верующие коринфской церкви, по словам апостола Павла, «обогатились [во Христе] всем, всяким словом и всяким познанием» ( 1Кор.1:5 ). «Вы – письмо Христово», – обращается апостол Павел к коринфянам ( 2Кор.3:3 ). Однако их духовные успехи стали для них поводом к гордости (см. 1Кор.4:19, 5:2 , 2Кор.12:20 ). Они уже не могли трезво смотреть на себя. Коринфяне считали себя хорошими христианами (см. 1Кор.4:10 ), но не замечали, что в общине прижились зависть, споры (см. 1Кор.3:3 ), клевета, беспорядки (см. 2Кор. 12:20 ), разделения (см. 1Кор.1:10-13 ) и даже блуд (см. 1Кор.5:1 ). В итоге апостол Павел обличает коринфян: «Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога» ( 1Кор.15:34 ). Галаты не замечали своего уклонения в иудаизм (см. Гал.3:1 ); асийские христиане не замечали страдающего в узах апостола Павла (см. 2Тим.1:15 ); в одной малоазийской церкви не замечали Диотрефа, который «любил первенствовать» и поносил «злыми словами» апостола Иоанна (см. 3Ин.1:9 ). Таких примеров самообольщения (и, как следствие, духовной слепоты) в первохристианской церкви немало еще есть в Новом Завете. Гордость и самообольщение реально угрожали даже апостолу Павлу. В одном из своих посланий он писал: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое 40 , дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор.9:24-27 ). Но Божественный Промысел на этом «усмиряю и порабощаю» не заканчивается: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» ( 2Кор.12:7-9 ).

http://azbyka.ru/operaciya-na-serdce-ili...

Прежний союз не делал нас плодоносными: подчиняться ему мы подчинялись, а плода не приносили, были бесплодны для Бога. Теперь же, сочетавшись с Восставшим из мертвых, мы получили в Нем силу плод приносить Богови. Слово это очень сильно и требовало подтверждения: как так закон бесплоден?» (там же, 363). Поэтому в дальнейшем Апостол разъясняет, что ранее люди приносили плод смерти. Это указание в Рим.7:4 на брачный союз в других местах раскрывается в целую картину брачной совместной жизни. Муж и жена должны оказывать друг другу взаимное благорасположение ( 1Кор.7:3 ); ни муж, ни жена не властны над своим телом, потому что муж властен над телом жены и жена над телом мужа ( 1Кор.7:4 ); они должны не покидать друг друга ( 1Кор.7:5, 7:10–11 ), и их единство так велико, что христианство одного из супругов очищает и другого, хотя бы он был язычником ( 1Кор.5:12–16 ). Жена – слава мужа ( 1Кор.11:7 ; ср. Притч.11:16 ), и потому должна быть покрытой, в знак власти над нею мужа, тогда как муж – «образ и слава Божия», «ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» ( 1Кор.1:5–10 ). «Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» ( 1Кор.11:3 ). «Впрочем, – говорит Апостол, – ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж чрез жену; всё же – от Бога» ( 1Кор.11:11–12 ). Будучи физически, нравственно и мистически одно, муж и жена должны не нарушать этого единства. Жены должны повиноваться мужьям своим, «как прилично в Господе» ( Кол.3:18 ; ср. 1Петр.3:1, 5 ; Еф.5:22 ) и учиться в безмолвии ( 1Тим.2:11 ), а мужья должны любить своих жен и не быть к ним суровыми ( Кол.3:19 ). Всё сказанное о муже с женою mutatis mutandis 792 относится ко Христу с Церковью. «Жены, – пишет Апостол ефесянам, – повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всём. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы, очистив, освятить её банею водною, посредством слова; чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

1Кор. 6:2 . «Разве не знаете, что святые будут судить мир, то неужели вы не достойны судить маловажные дела?» О способе суда святых над миром вот что говорит Св. Златоуст: «Судить будут святые, не садясь и требуя отчета, но тем, что осудят. Это выражает Апостол словами: «аще вами суд приимет мир». Не сказал от вас, но вами (ν μν – в вас, в вашей святости), как и Господь сказал: «царица южская восстанет и осудит род сей», и «мужие Ниневитстии восстанут и осудят род сей» ( Мф. 12:41, 42 ). А Блаж. Феодорит прибалвяет: «так дванадесять Апостолов будут судить обема надесять коленома израилевыми» ( Мф. 19:28 ), т. е. осудят их, потому что сами из них произошли и уверовали в Господа, и подверглись тьмотысячным видам смертей, и не отреклись от веры в Него». О сем суд святых и соцарствовании Богу пророчествовал еще и пророк Даниил ( 1Кор. 7:22 ). 1Кор. 6:3 . «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские». Сии слова апостольские Блаж. Феодорит так объясняет: «Апостол выражение «судити имамы» употребил опять вместо «осудим», ангелами назвал демонов, потому что древле они были ангелами. Осудят их святые, потому что, будучи обложены плотью, заботились о божественном служении; они же в бестелесном естестве возлюбили лукавство». 1Кор. 6:4–10 . Далее Апостол укоризненно поставляет на вид Коринфянам, что неприлично христианам поставлять своими судьями ничего незначащих в церкви (т. е. языческих судей 1Кор. 6:4 ); что быть не может, чтобы среди Коринфян не оказалось «ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями ( 1Кор. 6:5 ); что и сами-то по себе тяжбы неприличны для христиан, обязанных жить по-братски. И «для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? Для чего бы вам лучше не терпеть лишения» ( 1Кор. 6:6, 7 ), чем искать в суде удовлетворения за обиды? Словом «лучше» Апостол обнаруживает, что начертывает лишь идеал высшего нравственного совершенства для Коринфян, а не то утверждает, будто всякая, хотя бы и законная, жалоба была бы уже грехом. Если он пристыжает Коринфян за то уже одно, что у них есть тяжбы, то имеет в виду собственно грешные и нехристианские поводы к сим тяжбам, – как это видно из дальнейшего обличительного обращения его к Коринфянам: «но вы сами обижаете и отнимаете и притом у братьев. Или не знаете, что неправедные царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь … ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники царства Божия не наследуют ( 1Кор. 6:8–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Глава 16 1Кор.16:1 .  При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. «О милостыни же, яже ко святым, якоже устроих церквам Галатийским, тако и вы сотворяйте». Милостынею Апостол называет денежный сбор. Не без намерения же упомянул о галатах, но давая разуметь, что и им советовал сделать то же. 1Кор.16:2 .  В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. «По единей от суббот кийждо вас да полагает у себе сохраняя, еже аще что благопоспешится». Количество подаяния Апостол предоставляет расположению, научая, что душам, избирающим лучшее, содействует Бог. Ибо сие выразил словами: «еже аще что благопоспешится». Соответствует же делу и день Господень, отличенный воскресением. «Да не егда прииду, тогда собрания бывают». 1Кор.16:3 .  Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим. 1Кор.16:4 .  А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут. «Егда же прииду, ихже аще искусите, с посланьми сих послю отнести благодать вашу во Иерусалим. Аще же достойно будет и мне ити, со мною пойдут». Ибо неприлично в моем присутствии быть денежному сбору. Мне надлежит послать собранное к святым с теми, «ихже аще искусите». А если же увижу, что подаяние сделано щедрое, то и сам приму участие в сем служении. Не сказал: «сам отнесу это», но говорит: «со мною пойдут». Ибо что советует другим, то сам делает первый, и «безпреткновен бывает Иудеем и Еллином и церкви Божией» ( 1Кор. 10, 32 ). Назначает же коринфянам и время своего прибытия. 1Кор.16:5 .  Я приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду через Македонию. «Прииду же к вам, егда Македонию прейду». И что бы коринфяне не оскорбились тем, что предпочтены македоняне, Апостол присовокупил: «Македонию бо прохожду». 1Кор.16:6 .  У вас же, может быть, поживу, или и перезимую, чтобы вы меня проводили, куда пойду. 1Кор.16:7 .  Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь по­зволит.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Но разве мало сотворил знамений Христос пред глазами Иудеев? Однако они «соблазняются» крестом Христовым, потому что, по причине окаменения сердца, не могут вместить проповеди о Мессии распятом как Совершителе спасения и спасающей силе. Эллинам же казалось «безумием», чтобы через смерть, да ещё такую позорную, можно было совершить спасение. Между тем, Бог избрал именно такие средства, каких не избрал бы человек, чтобы тем лучше показать, что спасение вполне зависит от Бога и совершается Им Самим. Так и первыми проповедниками избрал Бог людей неученых и незнатных, чтобы дело спасения приписывалось не человекам, но единому Богу, Который умудряет немудрых и неимущих обогащает ( 1Кор.1:25–31 ). 3. Оценка ап. Павлом своей проповеди (1Кор.2:1–13) Доказав выше, что «благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» ( 1Кор.1 :2I), ап. Павел теперь показывает, что его проповедь была именно таковой: не в красноречии и мудрости человеческой, а в простоте истины креста Христова. «Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, притом распятого» ( 1Кор.2:2 ). Именно крестная смерть Христа и ее значение должны быть главной темой проповеди всякого пастыря, по примеру ап. Павла. Конечно, это не значит, что ап. Павел вообще ни о чем больше не говорил, кроме как о кресте Христовом, но искупительная смерть Христова была стержнем всех его бесед. Сила же проповеди Апостола была не в красноречии или силе логики, но в «явления духа и силы»: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера наша утвердилась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» ( 1Кор.2:4–5 ). «Явление духа и силы», т. е. явление благодати Божией в проповеди Апостола, располагало сердца к вере и сопровождалось чудесными явлениями силы Духа – исцелениями и чудесами. Духовно совершенным, т. е. тем, кто верой принимал непостижимую тайну креста Христова, Апостол открывал все сокровища христианской мудрости: «мудрость же мы проповедуем среди совершенных» ( 1Кор.2:6 ). Все послания Апостола наполнены этой мудростью, и раскрытию ее нет конца. Божественная мудрость названа Апостолом «тайной сокровенной» ( 1Кор.2:7 ) т. е. она неисповедима для природного человеческого сознания, как неисповедимо и то блаженство, которое нас ожидает в Царствии Христовом. Однако благодатным действием Духа Святого нам дается некоторое предвкушение этого Царства вечной славы: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» ( 1Кор.2:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

«Не подавайте соблазна ни иудеям, ни еллинам, ни церкви Божией, так как и я угождаю всем и во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спасались ( 1Кор. 10:32–33 ). Будьте подражателями мне, как и я Христу ( 1Кор. 11:1 )». Наставление третье (Относительно поведения в общественных церковных собраниях – первое) о женском покрывале ( 1Кор. 11:2–16 ) Сущность сего наставления в том состоит, что на общественных церковных собраниях женщина должна присутствовать с покрытой головой, а мужчина с открытой. Надлежит сему быть. а) И по порядку домостроительства, т. е. в силу зависимых отношений жены к мужу, установленных главой церкви Христом ( 1Кор. 11:2–6 ). 1Кор. 11:3 . «Хочу… чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос», т. е. мужу, как главе и представителю семьи, ибо во всех других отношениях и жене глава тот же Христос (Еп. Феофан). «Жена глава муж» (в семейственном отношении); «а Христу глава Бог» (т. е. по человечеству Христа и по праву посольства Его Богом Отцем в мир). 1Кор. 11:4 . «Всякий муж, молящийся или пророчествующий 55 с покрытою головою, постыжает сою голову», если т. е. принять в соображение, что непокровенность мужниной головы принято считать условным знаком его независимости от жены 56 . 1Кор. 11:5 . «И всякая жена молящая или пророчествующая во времена апостольские были и жены, имевшие этот дар – Св. Златоуст) с открытою головою (т. е. подобно языческим женщинам, ходившим в капища свои открыто с нечистыми целями, и при отсутствии знака их скромности и узаконенной подчиненности мужу) постыжает свою голову; ибо это тоже, как если бы она была обритая». Снятие волос иногда употреблялось как наказание распутным женщинам за разврат (Bib. All. 1868 t. VII, p. 404). 1Кор. 11:6 . «Ибо если жена не хочет покрываться (например, для показания своей красоты – по щегольству и кокетству, или для того, чтобы сравняться с мужчинами), то пусть и стрижется». Если, говорит Апостол, ты свергаешь покрывало, установленное законом Божиим, то свергни и данное природой (Св. Златоуст). «А если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Глава 4 Проповедники – служители Христовы и их ответственность только пред Христом (1–5). Гордость как настоящая причина разделений на партии (6–21) 1Кор.4:1–5 . Показавши, чем проповедники не могут быть, Ап. говорит теперь о том, что они такое на самом деле. Они – только служители Христовы и их обязанность – верно исполнять порученное им дело. Поэтому и судить о проповедниках должны не люди, а Сам Христос. 1Кор.4:1 .  Итак каждый должен ра­зу­меть нас, как служителей Христовых и домостро­ителей таин Божиих. «Нас». Ап. сначала говорит о проповедниках вообще и, в частности, о себе и Аполлосе. – «Домостроителей» ( οικονμους). Так в древности назывались рабы, которым господин вверял надзор за домом и которые разделяли работу и пропитание между другими рабами ( Лк. 12:42 ). Проповеднику также вверена Христом истина Евангельская для сообщения другим. – «Таин Божиих». Слово тайна означает план Божественного домостроительства о спасении людей. – «Тайны» – это различные отдельные части плана, из коих Павел и Аполлос делали выбор, когда обращались с проповедью к Коринфянам ( 1Кор.3:2 ). 1Кор.4:2 .  От домостро­ителей же требует­ся, чтобы каждый ока­за­л­ся верным. «Верным» т. е. по совести раздавал то, что ему дано от Господина, служил Церкви всеми дарами и силами, какие получил, чтобы исполнить волю Господина. 1Кор.4:3 .  Для меня очень мало значит, кáк судите обо мне вы или кáк судят другие люди; я и сам не сужу о себе. 1Кор.4:4 .  Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Го­с­по­дь. 1Кор.4:5 .  Посему не судите никак пре­жде време­ни, по­ка не при­дет Го­с­по­дь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намере­ния, и тогда каждому будет по­хвала от Бога. Теперь Ап. говорит в частности о себе лично. Сам лично он не придает значения суждению о нем других людей. Даже себе он не доверяет, когда приходится производить оценку своей деятельности (ср. 2Кор.7:11 ), потому что и для него есть нечто сокрытое в его внутреннем существе. Хотя бы совесть его была вполне спокойна, однако это еще не значит, что он вполне исполнил свой долг пред Господом. Только Господь на последнем суде скажет, во всем ли был прав и верен Его служитель (ср. Рим. 2:16 ). – «Сердечные намерения», т. е. побуждения, по каким человек совершает то или другое дело, знание которых только и дает возможность правильно оценить каждый отдельный поступок человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4) Четвертая руководящая мысль Апостола о характере христианской свободы есть вводная, именно: он, Апостол Павел есть живой пример того, как надо жить и поступать по правилам истинной христианской свободы ( 1Кор. 8:9 ). Значение своего примера Св. Павел раскрывает таким образом. Я Апостол ( 1Кор. 9:1–3 ). «Не Апостол ли я? Не свободен ли я? (т. е. не имею ли полномочия действовать вполне в качестве Апостола, как все прочие 52 ? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе (т. е. не я ли основал вашу церковь – Коринфяне?» ( Деян. 18:11, 18 ). Нарочитое упоминание о видении Господа объясняется тем, что противники Св. Павла всегда отказывали ему в апостольском достоинстве на том именно основании, что он будто бы не видел Господа Иисуса, и не был им лично призван, как другие Апостолы. 1Кор. 9:2–3 . «Если для других я не Апостол, то для вас Апостол, ибо печать моего апостольства вы в Господе (т. е. доказательством служат те обильные духовные дарования, которые излились на Коринфян вследствие проповеди апостольской). Вот мое защищение (уверительное) против осуждающих меня (т. е. не признающих моего апостольского достоинства)!» Как Апостол, могу пользоваться содержанием от верующих ( 1Кор. 9:4–14 ). 1Кор. 9:4 . Во-первых, по примеру прочих Апостолов: «или мы не имеем власти есть и пить» (т. е. получать готовое пропитание за труды благовестия, по владычному закону – Лк. 10:8 . Феодор.)? 1Кор. 9:5 . «Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы и братья Господни, и Кифа», т. е. водить за собой усердную женщину христианку для своих послуг и требовать для нее, как и для себя, готового содержания? «Как за Господом следовали верные жены, снабжавшие учеников необходимой пищею ( Лк. 8:3 ), так и за некоторыми Апостолами следовали жены, которые показывали в себе горячую веру, привязаны были к их учению и содействовали божественной проповеди 53 (Феодорит). 1Кор. 9:6 . «Или один я и Варнава не имеем власти не работать?» Вероятно, Коринфянам известно было, что Св. Варнава и по разлучении с Павлом действовал подобно ему, по предмету содержания себя (Еп. Феофан). Св. Златоуст замечает при сем: «видишь ли, как душа Св. Павла смиренномудра и чиста от всякой зависти, как он не умалчивает о том, кто участвовал в трудах?»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010