Таким образом, Св. Предание совершенно необходимо. Кто отвергает изустное предание апостольское, тот идет против самих апостолов, тому-то и приходится мудрствовать по своему произволу сверх написанного ( 1Кор.4:6 ), тому-то и приходится прилагать к Писанию от своей головы ( Откр.22:18 ). Так отвергают апостольские Предания и от своей головы мудрствуют отступники. 2. Толкование Св. Писания Слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр.4:12 ). Никакого пророчества нельзя разрешить самому собою ( 2Пет.1:20 ). Он (ап. Павел) говорит во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают как и прочие Писания ( 2Пет.3:16 ). Филипп подошел, и, услышав, что он (Ефиоплянин) читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли что читаешь ? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня ? и просил Филиппа взойти и сесть с ним ( Деян.8:30, 31 ). Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель… Держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать ( Тит.1:7, 9 ). Это заповеди Господни. А кто не разумеет, пусть не разумеет ( 1Кор.14:38 ). Мудрость книжная приобретается в благоприятное время досуга, и кто мало имеет своих занятий, может приобресть мудрость. Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом и хвалится бичом , гоняет волов и занят работами их, и которого разговор только о молодых волах ( Сир.38:24, 25 ). Читать Слово Божие, особенно Св. книги Нового Завета, с разумением спасительно для человека ( 2Пет.1:19 ), но только при чтении он твердо должен помнить следующее. В Св. Писании есть весьма не мало неудобовразумительного ( 2Пет.3:16 ); самому человеку нельзя изъяснить никакого пророчества в Св. Писании ( 2Пет.1:20 ). Поэтому Слово Божие есть как бы меч обоюдоострый ( Евр.4:12 ), Чтение Слова Божия спасительно для человека тогда, когда он читает с благоговением и за объяснением обращается к людям для сего поставленным, подобно вельможе Эфиопскому ( Деян.8:30–35 ). Поставленные от Бога и закона лица суть верные люди или отцы Церкви ( 2Тим.2:2 ) и пастыри ( Тит.1:7–9 . Деян.20:28 ). Когда же при чтении за объяснение самовольно берется невежда и человек для сего не поставленный, то он к своей погибели превращает или повреждает Писания ( 2Пет.3:16 ). Потому-то слово Божие и предостерегает, чтобы никто самозванно не брался за толкование и проповедание из Писания ( Иак.3:1 ; 1Кор.8:2 ). Человеку подобает просить у Господа только той мудрости, которая есть доброе поведение, скромность и послушание ( Иак.1:5 . Сравни 3:13–17). Относительно изложенного в Писании сказано, что если человек не разумеет, пусть не разумеет ( 1Кор.14:37–38 ); он не должен браться за то, что выше его разумения и сил ( Сир.3:21–24, 38:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сектанты говорят: Церковь свята и в ней должны быть членами святые, оправданные, несогрешающие. Это наша Церковь . Если же кто из наших братьев согрешает, мы извергаем такого – отлучаем, по апостолу: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками... с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних судит Бог . Итак, извергните развращенного из среды вас» ( 1Кор.5:9–13 ). В Православной Церкви не отлучают грешников, посему она и не свята. Православный ответ: Ап. Павел повелевает «не сообщаться» с явно согрешающими, и не есть вместе, но не отлучает всех, как хочется сектантам. Кого же только отлучает? Одного кровосмесника за нечестие и Именея, Филита и Александра за извращение веры ( 1Тим.1:19–20 ; 2Тим.2:16–18 ). Никого, кроме сих, не отлучил, хотя были в Коринфе даже такие, которые напивались после Святого Причастия ( 1Кор.11:21 ), а также грешили даже до незнания Бога ( 1Кор.15:34 ). Так и в Православии: есть легкомысленные, хулиганы, не знающие Бога, злоречивые, хищники, пьяницы, но их увещевают, сторонятся, иногда лишают Святого Причастия, но не отлучают. Отлучению подвергаются лишь отъявленные грешники. Например, отлучили Льва Толстого за то, что он уподобился еретикам ( 2Тим.2:16–18 ) и слово его распространилось, как рак, а также в Москве отлучили «братцев» Ивана Колоскова и Димитрия Григорьева за то, что они проповедали нечестие, не жили с женами, а окружали себя девицами и творили дела, о которых и говорить стыдно. Извергаются у нас и преслушавшие Церковь , связавшиеся с еретиками, и мы «после первого и второго вразумления, отвергаемся ( Тит.3:10 ), зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» ( Тит.3:11 ). Относительно строгого сектантского суда следует иметь в виду: 1Кор.4:5 ; 1Кор.11:31–32 ; 2Кор.10:7, 17, 18 ; Рим.14:2, 10, 12, 13 ; Иак.4:12 ; Иак.2:13 ; Гал.6:1, 2–5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Деян.2:33 ). Для усвоения человечеством совершенного Им дела спасения, Он основал Церковь ( Деян.20:28 ), в которой поставил, как говорит апостол Павел, одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова ( Еф.4:11–12 ). Он есть глава ( Еф.5:23 ) и краеугольный камень ее ( Еф.2:20 ). По исполнении Церковью назначения своего, Он опять придет, но придет уже не в уничижении, а во славе, чтобы воздать каждому по заслугам его. Сей Иисус, говорят по вознесении ангелы апостолам, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян.1:11 . 1Кор.4:5 ). Затем Он предаст Царство Богу и Отцу ( 1Кор.15:24 ) и настанет Царство Христа и Бога ( Еф.5:5 ). Учение Святых апостолов о третьем лице Святой Троицы некоторыми чертами своими дает более учения Христа Спасителя, а некоторыми – менее. Так, Божественное достоинство Его, только свойствами обозначенное в учении Христа Спасителя, выражено в учении апостолов определенным названием Духа Святого Богом. Для чего, говорит апостол Петр Анании, допустил ты сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?... Ты солгал не человекам, а Богу ( Деян.5:3–4 ). Что же касается личного свойства Бога Духа Святаго, так определенно выраженного в известном изречении Христа Спасителя об исхождении Его от Бога Отца и о посольстве Его чрез Христа Спасителя ( Ин.15:26 ), то о нем говорят апостолы в выражениях довольно общих. Они называют Его: Духом от Бога ( 1Кор.2:12 ), Духом Сына, посланным с небес ( Гал.4:6 . 1Пет.1:12 ) и Духом Христовым ( Рим.8:9 ). Из всех этих, хотя и общих, выражений видно, однако, что и Апостолы признавали Духа Божия от Отца исходящим и от Сына посылаемым. Вообще же деятельность Духа Божия изображается совершенно так же, как и в учении Христа Спасителя. Ему принадлежит, по учению Апостолов, просвещение светом истины всех благовестников Христова учения. Так апостол Павел прямо говорит, что мы возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого ( 1Кор.2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

“Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему” ( Ин.20:17 ). Правильно понять этот текст помогает учение о двойственной природе Христа. Будучи одновременно и Богом, и человеком, Иисус Христос называет Бога Отцом в силу Своего рождения от Бога по существу (для людей же Бог есть Отец по благодати); Богом называет Его Иисус Христос по домостроительству, поскольку Сам Спаситель стал человеком (а для людей Бог есть Владыка и Бог по естеству). Подобные субординационистские выражения встречаются и у апостолов 59 . Божество Святого Духа Дух Святой, третье Лицо Святой Троицы, есть истинный Бог, равный и единосущный Отцу и Сыну. Священное Писание свидетельствует об этом разными способами: а) называя Духа Святого истинным Богом, б) показывая Его обладающим свойствами и действиями, которые принадлежат только Богу, и в) заповедуя воздавать Святому Духу такое же божеское почитание, как и Отцу и Сыну. а. Именование Святого Духа истинным Богом. Апостол Петр прямо называет Святого Духа Богом в своей речи солгавшему Ананию: “Для чего ты допустил сатане вложить е сердце мысль солгать Духу Святому… Ты солгал не человекам, а Богу” ( Деян.5:3,4 ). Апостол Павел, Называя верующих то храмом Божиим ( 1Кор.3:16,17 ; 2Кор.6:16 ), то храмом Святого Духа ( 1Кор.6:19 ), объясняет эти имена тем, что Дух Божий живет в них: “Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?” ( 1Кор.3:16 ). Следовательно, Дух, по слову апостола, есть Бог. б. Изображение Святого Духа обладающим свойствами и действиями, которые принадлежат только Богу. Святой Дух обладает всеведением: “Дух все проницает, и глубины Божии” ( 1Кор.2:10 ), что ясно свидетельствует о Его божественности, о том, что Он Бог, “ибо кто познал ум Господень?” ( Рим.11:34 ). На это же свойство Святого Духа указывает Спаситель, когда говорит апостолам: “Дух истины… наставит вас на всякую истину… будущее возвестит вам” ( Ин.16:13 ). Святому Духу свойственно вездеприсутствие, что следует из тех свидетельств Священного Писания, где говорится об одновременном обитании и действии Его в душах всех христиан, живущих по всему лицу земли ( Рим.8,9—16 ; 1Кор.3:16; 6,19; 12,7—13 и др.).

http://azbyka.ru/osnovy-pravoslavnogo-ve...

Тогда тело будет избавлено от прежних недугов и обретет свою целостность. Тертуллиан пишет об этом: «Если уж плоть вырвана будет из смерти, тем более будет она исцелена от недугов... Если нас обновили для обретения славы, то тем более и для обретения целостности! Так воскрешение одного есть не что иное, как возрождение всего творения, так что не останется в нем мертвой части, которая бы не воскресла» 532 . После воскрешения плоти и возвращения ей ее целостности Господь сделает ее нетленной и бессмертной, ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор.15:53 ). Тогда мы изменимся ( 1Кор.15:52 ). Однако это не означает, что мы облечемся в какое-то другое тело, а не в то, которое имели при жизни на земле: речь не идет о переселении душ или новом воплощении. Святые отцы особо настаивают на этом 533 . Каждый облечется в собственное тело, избавленное, впрочем, от всех его несовершенств, слабостей, тленности и смертности, свойственных ее нынешней природе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе ( 1Кор.15:42–43 ). Оно не будет более существовать по свойственным ему теперь законам материи и подчиняться всевозможным условиям, нуждам и ограничениям 534 , как и тело воскресшего Христа, которому оно теперь уподобится 535 . Однако, не переставая быть телом, оно «примет форму, сходную с формой души» 536 , превратится из «тела душевного», каким оно было раньше, в «тело духовное» (см.: 1Кор.15:44 ) 537 . Оно будет всецело связано с душой 538 и полностью открыто для Божественных сил 539 . По слову Христа, люди после воскресения будут, как Ангелы на небесах ( Мк.12:25 ; ср.: Мф.22:30 ; Лк.20:35–36 ) 540 . Тело в своем новом качестве, нося не образ перстного, но образ небесного ( 1Кор.15:49 ), не будет более подвержено никаким формам тления: ни болезням 541 , ни физическим страданиям 542 , ни каким бы то ни было повреждениям 543 . Люди познают тогда в своем теле совершенное, полное и абсолютное здоровье, чтобы принять в нем, как и в душе своей, всю полноту благодати и, таким образом, всецело стать причастниками Божеского естества ( 2Пет.1:4 ) и вечно наслаждаться Божественными благами во всей полноте и целостности, какими Господь наделил их при сотворении, «чтобы они стали богами».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

При этом св. Иоанн выражал уверенность, что те духовные дарования («помазание»), которыми обладают христиане, помогут им устоять в истине и отличить правду от лжи. Вот почему апостол и убеждает христиан не увлекаться проповедью лжеучителей («вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас»), а следовать тому истинному учению, в каком они при содействии Благодати Божией пребывали раньше. Если же вышеозначенные слова апостола Иоанна понимать по сектантски, т. е. в смысле отрицания для христиан всякого учительства вообще, тогда непонятно, зачем, в таком случае, Сам Господь поставил в Церкви « пастырей и учителей » ( Еф.4:11 ; 1Кор.12:28 ); для какой цели существовали в Церкви, по словам апостола Павла, « тысячи наставников во Христе »; для чего Сам апостол Павел « не пропустил ничего полезного, о чем не проповедывал бы и чему не учил бы всенародно и по домам » ( Деян.20:20 ) и т. д.? Вообще сектантам, отвергающим необходимость учителей и думающим, будто они знают все, полезно вспомнить слова св. апостола Павла: « Кто думает, что он знает что-нибудь тот ничего не знает так, как должно знать » ( 1Кор.8:2 ). И еще: « Кто думают, что он стоит, берегись, что бы не упасть » ( 1Кор.10:12 ). 3) Ин.6:45 . « У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший Отца и научившийся приходит ко Мне ». Эти слова Спасителя составляют прямое продолжение предыдущих слов: « Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день » ( Ин.6:44 ). Отсюда попятно, что под «научением» от Бога Отца разумеется то духовное дарование, которое приводит людей к сознанию своей греховности и к вере в Искупителя Христа. Однако последнее совсем не исключает для христиан необходимости в особом учительстве и учителях, которые бы наставляли христиан в истинах веры и просвещали светом учения Христова. Вот почему Сам Господь, как видели мы, и поставил в Церкви, по словам апостола, и «евангелистов, и пастырей и учителей» ( 1Кор.12:28 ; Еф.4:11 ). 4) Евр.8:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Вот теперь и нужно судить беспристрастно, справедливо ли поступают те, кто, восставая против церковного учительства пастырей и церкви, сами восхищают это недарованное им право. Краткое объяснение мест Священного Писания, относящихся к церковному учительству и извращаемых иномыслящими с Православной Церковью Мк.4:11:25 . «И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним всё бывает в притчах... Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». Объяснение. Этими изречениями Господа опровергается то ложное представление, по которому думают, будто Христос преподал Своё учение так, что оно для всех одинаково ясно. Апостолам «дано знать тайны Царствия Божия»: Мк.3:14:4:10:34 ; они и их преемники поставлены пасти Церковь Господа: Деян.20:28 ; 1Кор.12:28 , и к ним сказано: проповедуй... настой... обличай... увещевай: 2Тим.4:2 . Мк.9:38–39 . «При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему; ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня». Объяснение. Подчинение бесов показывает, что изгоняющие были искренно верующими в Божество Иисуса Христа, иначе их постигла бы та же участь, что и сынов Скевы: Деян.19:13–16 . Посольство на проповедь и учительство установлено Господом: Еф.4:11–13 ; 1Кор.12:29 ; Тит.1:5 . Мк.13:37 . «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте». Объяснение. Господь говорит здесь только о заповеди бодрствования и постоянной готовности к сретению Его, и эта заповедь одинаково относится к пастырям и пасомым: Лк.12:40–41 . К отрицанию же церковного учительства здесь нет ни малейшего повода, ибо на это учительство есть ясные повеления: Мф.28:19–20 . Лк.12:8–9 . «Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими». Объяснение. Исповедание Господа и дело церковного учительства – два дела разные: первое обязательно для всякого христианина: Мк.8:38 ; 1Ин.4:15 ; а второе для тех, кто на это поставлен: 1Кор.12:28–29 ; а не для того, кто сам собою предвосхищает недарованную ему честь: Евр.5:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

можно любить Христа Бога (ср. 1Ин.4:20,21 ): «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин.4:16 ). Знали и любили, и потому каждое богослужебное собрание первых христиан было прежде всего богослужением любви, во имя которой собиралось и силою которой действовало первое христианское общество: «они постоянно пребывали в общении». Общение прежде преломления хлеба и прежде молитв, общение, как послушание любви, которое и по практической морали восточного аскетизма больше поста и молитвы. В чем же выражалось общение первенствующих христиан? – Тогда любовь не умосозерцала, но действовала: «Все же верующие были вместе и имели все общее; и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого». Так поступали все: апостолы, пророки, учители, чудотворцы, врачи, благотворители, администраторы, глоссолалы и истолкователи их, люди особых благодатных дарований и идиоты в лучшем смысле этого слова: простецы, простолюдины, свободные от порыва особого вдохновения, и при этом в объёме понятия «все» логикою любви включены: Иудеи и Эллины, рабы и свободные – обезразличены национальности, сглажены различия политического неравенства (ср. 1Кор.12:28,13,10 ). В аналоге тела христианская любовь усмотрела план своего домостроительства и тяготела к его реализации «все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи и Эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» ( 1Кор.12:13 )... Дух Божий некогда носился над хаосом. И вот – благоустройство вселенной. Носится Дух Божий и над хаосом человеческих противоречий и настроений, созидая Церковь спасаемых, организуя в ней единое тело единого человечества. И кто почувствовал себя под животворным дыханием этой организации, тот в объятиях Бога любви, прилагается к Церкви и не может не любить, не может не быть в действенном общении со всеми: «Дабы не было разделения в теле , а все члены одинаково заботились друг о друге» ( 1Кор.12:25 ), «Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение» ( 1Кор.12:24 ), и потому «члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее. И которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

11. К упрекавшим за обширность вступлений, и о том, что терпеть упреки полезно; также, для чего Павел переименован не тотчас, как только уверовал, – что эта перемена произошла с ним не по принуждению, но по свободной воле его; и на слова «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» ( Деян.9:4 ). 12. Содержащая порицание не бывших в церкви и увещание к бывшим о том, чтобы заботились о братиях; также на начало послания к Коринфянам: «Павел зван» ( 1Кор.1:1 ) и о смиренномудрии. 13. На слова Апостола «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. ( Рим.5:3 ). 14. На слова Апостола «Знаем, что любящим Бога все содействует ко благу» ( Римл. 8:28 ), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей. 15. Против непришедших в собрание и на слова апостола «Если враг твой голоден, накорми его» ( Римл.12:20 ), и о злопамятстве. 17. Об Акиле и Прискилле и о том, что не должно худо говорить о священниках Божиих. 19. На слова «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так» ( 1Кор.7:39–40 ). 20. Максиму, и о том, каких должно брать жен. 21. На слова апостола «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» ( 1Кор.10:1 ). 22. На слова апостола «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» ( 1Кор.11:19 ). 23. О милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения. 26. Еще на те же слова «имея тот же дух веры, как написано» ( 2Кор.4:13 ), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне. 28. Против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» ( Флп.1:18 ), и о смирении. 29. На слова «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» ( 1Тим.5:9 ), и о воспитании детей, и о милостыне. 30. Об Илии и вдовице, а также и о милостыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Ис.59:7–8 . «Ноги их бегут ко злу, а они спешат на пролитие невинной крови; мысли их – мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их. Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира». Объяснение. То, что говорится о нравственном состоянии Иудеев и язычников, нельзя приписывать православным христианам. Конечно, все люди, входящие в состав земной Церкви, грешны: 1Ин.1:8 ; Рим.7:22–23 ; Иов.14:4 . Однако от этого Церковь в её основах, законе и учении не перестаёт быть святой: Еф.5:27 ; Рим.3:4:7 . Греховность отдельных людей не препятствует полному единению в вере всех христиан: Ин.17:21–22 ; 1Кор.12:12–14 ; Еф.4:3–5 . Подобно тому, как при Христе в апостольском сонме был и падший Иуда: Мф.10:1–7 ; Лк.18:10–14 , так и ныне должны сохранять единение в вере и молитве христиане не только святые, но и обременённые грехами: 2Тим.2:20–21 . При молитвенном общении всех христиан лучших с худшими, последние могут исправляться и улучшаться под влиянием первых: 1Кор.7:14:16 . Полное отделение праведников от грешников произведёт Сам Господь при кончине мира: Мф.13:24:30 . Иез.36:20 . «И пришли они к народам, куда пошли, и обесславили святое имя Моё, потому что о них говорят: «они народ Господа, и вышли из земли Его». Объяснение. Здесь говорится об Израильтянах, которые обесславили имя Божие у народов, куда пришли: ст.21. Но Иезекииль видит, что по возвращении Израиля в отечество последуют на раскаявшийся Израиль благословение и милости Божии: ст.25–27. Следовательно, эти слова пророка никакого повода не дают для того, чтобы отделяться от православных, хотя бы среди них и были худые люди, ибо в большом доме есть разные сосуды: 2Тим.2:20–21 . При молитвенном общении и единении христиан лучших с худшими последние могут исправиться и улучшаться под влиянием первых: 1Кор.7:14:16 . Основные места Священного Писания в учении о христианском единении 2Тим.2:20–21 . А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почётном, а другие в низком употреблении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010