«Ныне Христос, — говорит апостол, — воскрес из мертвых, Первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через Человека и воскресение мертвых» (1Кор.15:20-21). «Воскреснут мертвые и восстанут, те, которые в гробах», — уверяет нас Сам Бог устами пророка (Ис.26:19). «Вот, — говорит Адонаи Господь костям человеческим: вот Я введу в вас дух жизни, и возведу на вас плоть, и простру по вам кожу, и дам дух Мой в вас, и оживете, и узнаете, что Я есмь Господь» (Иез.37:5-6). И далее там же: «вот Я отверзу гробы ваша, и изведу вас от гробов ваших, люди Мои, и дам дух Мой в вас, и живы будете, и узнаете, что Я Господь: Я сказал и сотворю», — говорит Адонаи Господь» (Иез.37:12—14). И в книге пророка Даниила говорит: «Многие (все) из спящих в земной персти восстанут, — сии в жизнь вечную, а те в осуждение и стыд вечный» (Дан.12:2). «Наступает время, — говорил Спаситель, — в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин.5:28-29). Утверждает нас всемогущество Божие. Ибо если из ничего все сотворил, тем более «тленное облечет в нетление и смертное облечет в бессмертие» (1Кор.15:54). Утверждает восстание мертвых, восставших в жизни сей из мертвых, как-то: дочери Иаира (Мф.9:25; Мк.5:42), сына вдовы в городе Наине (Лк.7:14-15), Лазаря (Ин.11:43-44), Тавифы (Деян.9:40-42). Услышали они глас Сына Божия — и ожили. Услышат мертвые и в последний день Того же Сына Божия глас — и, услышав, оживут. Показывает то и самое естество. Зерно, посеянное в землю и умершее, всходит и много плода приносит (Ин. 12:24; 1Кор.15:36). Показывает произрастание весной всех трав, которые из земли, как умершие из гробов, встают и в новый прекрасный вид одеваются, и различный дают плод. 3) При умирающих в Господе присутствуют святые Ангелы и переносят души их в лоно Авраамово, как Сам Христос учит об этом (Лк.16:22). 4) Умершие в Господе, как сказано, начинают новую, лучшую жизнь и блаженную вечность.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Сама англиканская церковь употребляет рукоположение для преподаяния священства. Если же апостолы передали церквям единодушно рукоположение, как видимый знак для преподаяния священства: то, без сомнения, это сделано ими по воле и примеру самого Господа; в рукоположении действует несомненно Дух Святой, конечно; по соизволению я Сына Божьего ( 1Кор.12:4,5 ). Господь сказал апостолам: Утешитель. Дух Святый, котораго пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам ( Ин.14:26 ). Господь Иисус Христос пред избранием апостолов молился на горе целую ночь ( Лк.6:12 ) и, без сомнения, при поставлении их и наречении их апостолами употреблено было Им видимое действие. Св. апостол Павел написал Ефесянам, что Иисус Христос поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, к созиданию тела Христова, то есть к созиданию Церкви Христовой ( Еф.4:11 . сн. 1Кор.12:28,29 ). Тот же святой апостол, прощаясь с пресвитерами церковными, вызванными в Мизит из Ефеса, сказал им: внимайте себе и всему стаду в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога ( Деян.20:28 ). После столь ясных свидетельств об установлении священноначалия самим Иисусом Христом и о преподаянии Духом Святым пастырям Церкви особых дарований на то, чтобы им пасти Церковь Божью, совершенно несправедливо унижать таинство священства, эту матерь других таинств, перед таинствами крещения и причащения, как-то сделали сыны англиканской церкви. Его нельзя признавать каким-то состоянием только дозволенным, а не существенно необходимым для Церкви таинством. Почему в продолжение стольких лет степень епископа в акте рукоположения не отличаема была ясно от пресвитерской? Очень может быть, что это делалось по общему всем прочим протестантам заблуждению. Протестанты, не имеющие епископов, несправедливо утверждают, что в древней Церкви в первые времена ее не было различия между епископами и пресвитерами или священниками ( Деян.20:17,28 ; 1Тим.3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

· Священное Предание – Деян.16:4 – они предавали верным... (не письменно, а духовно и устно); Ин.21:25 – миру не вместить бы написанных книг...; 2Фес.2:15 – стойте и держите предания...; Ин.20:30 – не написано в книге сей...; 1Кор.11:2 – держите предания...; 2Кор.3:3 – вы – письмо Христово,... написанное не чернилами, но Духом Бога живаго... (не письменно, а духовно и устно); Евр.6:2 – учению о крещениях и возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном... (подробности этих священнодействий здесь не раскрыты, но известны православным); Мк.1:15 – веруйте в Евангелие (до написания книг Нового Завета!)...; 2Тим.2:2 – что услышал от меня...; Мф.13:11 – вам дано познать тайны Царства Небеснаго, тем же не дано... (какие тайны – в тексте не указано); Кол.3:16–17 – делали словом или делом...; 2Ин.1:12 ( 3Ин.1:13–14 )- поговорить устами к устам...; 2Фес.3:5 – Господь же да направит ваши сердца... (не письменно, а духовно и устно); Мф.15:7–10 – уча учениям, предписаниям человеческим... слушайте и разумейте...; Мф.28:20 – уча их соблюдать все, что Я заповедал вам... (не письменно, а духовно); Иуд.3 – за веру, раз навсегда преданную святым (до написания книг Нового Завета!)...; Кол.1:5–7 – слышали раньше в слове истины... как научились... (не письменно, а духовно и устно); Ин.1:34 – я увидел и засвидетельствовал, что Он есть Сын Божий... (не письменно, а духовно и устно); Мк.4:11 – и говорил им: вам дана тайна Царства Божия... (не письменно, а духовно и устно); Деян.1:3 – которым Он и показал Себя живым, по страдании Своем, со многими доказательствами, сорок дней являясь им и говоря о Царстве Божием...; 8:12 – благовествующему о Царстве Божием и об имени Иисуса Христа...19:8 – он дерзновенно проповедовал в течение трех месяцев, споря и убеждая о Царстве Божием... (не письменно, а духовно и устно); 28:23,31 – говорил им, свидетельствуя о Царстве Божием, и убеждая их об Иисусе... проповедуя Царство Божие и уча о Господе Иисусе Христе... (не письменно, а духовно и устно); 1Тим.6:20 – вверенное тебе сохрани... (не письменно, а духовно и устно); 2Петр.1:20 – ни одно пророчество в Писании не допускает частного объяснения...; 3:16 – во всех посланиях... есть нечто трудно поддающееся пониманию, что невежды и неутвержденные извращают, как и прочие Писания, к собственной гибели... (понимается лишь в Священном Предании); 1Тим.2 :.6 – таково было в свое время свидетельство...; Откр.3:3 – вспомни, что ты принял и слышал, и храни... (не письменно, а духовно и устно).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

6 . Поэтому народ Мой узнает имя Мое; поэтому узнает в тот день, что Я Тот же, Который сказал: „ вот Я! “ Заметим, что в следующем же за этим непосредственно пророчестве главы 53, является поразительная картина страданий и смерти и славы Того, Который имеет явиться для спасения людей. Стих 6-ой и последующие настоящей 52-ой главы суть вступление, так сказать, к великому откровению о „Муже скорбей“, Который „взял на Себя наши немощи и понес болезни“ ( Ис. 53:3–4 ). Стих 6-ой наст. главы заключает в себе слова Самого Господа; значение их тожественно с словами Господа Иисуса ( Ин. 14:11 ): „Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне“; и „Я открыл имя Твое человекам“ ( Ин. 17:6 ) 1627 . Но мы ждем еще другого откровения, ибо „теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно“ ( 1Кор. 13:12 ), облеченные в бренное земное тело, но уж Исаии было открыто, что „явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие“ ( Ис. 40:5 и прим.); а Апостол (l. supr. cit.), после слова гадательно, поясняет: „тогда же лицем к лицу, теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, – подобно, как я познан“. Это ожидание наше с трепетом в сердце, со слезами на глазах (говоря языком человеческим), увидеть Самого Его, нашего Спасителя, полного любви и милосердия и сострадания к нам грешным, и есть великая радость наша и причина всякого преуспеяния в нравственном развитии, как говорит Св. Апостол Павел Титу ( Тит. 2:11–13 ) „Благодать Божия.... научает нас.... жить праведно и благочестиво.... ожидая блаженного упования и явления славы Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа“. Прибавим еще, что Св. Стефан ( Деян. 7:55–56 ) видел Господа Иисуса в образе человеческом („Сына человеческого“) стоящего одесную Бога; что Апостол Павел, говоря о Господе и о грядущем суде Афинянам, назвал Его: „Мужем, предопределенным судить вселенную“ ( Деян. 17:31 ), что Ангелы, явившиеся Апостолам, сподобившимся видеть вознесение на небо Господа в теле человеческом,-прославленном после Его воскресения,-сказали им: „Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо“ ( Деян. 1:11 ). Посему мы ждем увидеть Господа не в недоступной уму человеческому славе Творца мира, а в великой славе просветленного и превознесенного образа человеческого, который единый доступен созерцанию человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Не сами христианские общины поставляли себе священнослужителей, но Апостолы поставляли их, как видно из слов книги Деян. Св. Апостолов, «рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви» ( Деян.14:23 ), или со слов Апостола Павла: «напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение ( 2Тим.1:6 ), еще: «для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное, и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1:5 ). Апостолы ясно высказывают, что не все Апостолы, но только они одни; «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» ( Еф.4:11 ). «Все ли Апостолы? Все ли Пророки? Все ли учители?» ( 1Кор.12:29 ). Значит, им одним исключительно принадлежит иерархическая власть. Положительно ниоткуда из Слова Божия не видно, чтобы Иисус Христос иерархическую власть передал христианской общине, а последняя передала бы ее Апостолам, как уполномоченным от нее. А если сама христианская община не получала этих прав, то она не могла передать их и другим. Известно, что Иисус Христос Сам, без посредства других, призвал и установил Апостолов в их Апостольском достоинстве. Это видно из следующих слов: Он увидел двух братьев, Симона и Андрея... и говорит им: идите за Мною и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последователи за Ним. Оттуда идя далее, увидел Он других двух братьев Иакова Заведеева и Ионна и призвал их. И они последовали за Ним» ( Мф.4:18–22 ). У Евангелиста Марка мы читаем такие слова: «потом взошел на гору, и позвал к Себе, кого Сам хотел, и пришли к Нему. И поставил из них 12, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь (3:13–14). В Евангелии Инна Богослова Иисус Христос Апостолам говорит: «не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил» (15–16). Только об одних Апостолах и не о ком другом говорит Иисус Христос, когда говорить о сообщении власти ( Мф.16–19, 28:19 ; Ин.20:21 ). Известно также, что Святые Апостолы Матфей и Павел избраны Самим Иисусом Христом, а не общиной ( Деян.1:24, 9:4–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

314. Что мы исповедуем словами: «Иже от Отца исходящаго»? Словами «Иже от Отца исходящаго» мы исповедуем, что Дух Святой исходит от Бога Отца испокон веков. 315. Откуда нам известно, что Дух Святой исходит от Бога Отца? Что Дух Святой исходит от Бога Отца мы знаем от Господа Иисуса Христа, Который сказал: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин.15:26 ). 316. Что мы исповедуем словами: «Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима»? Словами: «Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима» мы исповедуем, что Дух Святой равен Богу Отцу и Сыну, и что Ему принадлежит такая же честь и слава, как и первому и второму Лицу Божию. 317. Что мы исповедуем словами: «глаголавшаго Пророки»? Словами: «глаголавшаго Пророки» мы исповедуем, что Дух Святой Своими внушениями открывал Пророкам Ветхого Завета, что они должны проповедовать, и что, следовательно, слова старозаветных Пророков содержат откровение Божие ( 2Пет.1:21 ). 318. Когда сошел Дух Святой на апостолов? Дух Святой сошел на апостолов в пятидесятый день после Воскресения из мертвых Господа Иисуса Христа, то есть в Святую Пятидесятницу ( Деян.2:1–4 ). 319. На какой день недели приходится Святая Пятидесятница? Святая Пятидесятница приходится на воскресенье. Пояснения: I. В Деяниях святых апостолов ( Деян.5:3–4 ) рассказывается, что апостол Петр упрекнул Анания: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?.. Ты солгал не человекам, а Богу». II. В Псалме 103-м, стихе 30-м говорится: «Пошлешь Дух Твой... и Ты обновляешь лице земли». Апостол Павел написал, что «Дух подкрепляет нас в немощах наших» ( Рим.8:26 ), далее, что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор.12:3 ), и что Дух Святой подает различные дары, как-то: слово мудрости, пророчества и другие. Это все означает, что Дух Святой нас духовно оживляет ( 1Кор.12:7–11 ). III. Слова Господа Иисуса Христа никто не имеет право дополнять или исправлять. Второй Вселенский Церковный Собор основательно обсуждал учение о Духе Святом и принял во внимание изречения Священного устного Предания и Библии о Духе Святом; поэтому именно и он остался при том учении, что Дух Святой исходит от Отца (а не от Сына). Третий Вселенский Церковный Собор запретил изменять или дополнять Символ веры . Несмотря, однако, на это, в большей части христианских вероисповеданий было внесено дополнение, что Дух Святой исходит и от Сына. Православная Церковь настаивает на словах Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

е. пространно, много, об устройстве скинии, он, однако, говорит здесь об этом кратко, а в других местах о некоторых ее принадлежностях, напр., о скрижалях, даже и подробно. 634 г) Бога нельзя изобразить на иконе, говорят сектанты, потому что Он «обитает в неприступном свете» и Его «не видел никто никогда» и «видеть не может» ( Ин. 1:18 ; 1Ин. 4:12 ; 1Тим. 6:16 ), как Он Сам сказал Моисею: «человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20). «Кому же уподобите вы Бога? – говорит Исаия, – и какое подобие найдете Ему» (40:18; сн. 25 ст.). Действительно, существо Божие для людей неведомо и непостижимо, и Бога, как духа, видеть нельзя, но те явления и образы, в которых Он благоволил явить себя, видеть можно, и многие люди, действительно, видели. Так, Св. Писание свидетельствует, что видел Бога Авраам, когда Тот явился ему в виде трех странников ( Быт. 18:1–6 ); «видел Бога лицем к лицу» Иаков ( Быт.32:30 ): «говорил Господь с Моисеем лицем к лицу» ( Исх. 33:11 ); и евреям сказал: «устами к устам Я говорю с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит» ( Чис. 12:8 ); прор. Исайя видел Господа сидящим на высоком престоле ( Ис. 6:1–5 ); прор. Дании видел Бога Отца в виде Ветхого днями и Бога Сына в виде Сына человеческого ( Дан. 7:9 –14 ), а прор. Амос видел Господа стоящим над жертвенником ( Амос. 9:1 ). Господа Иисуса Христа видели люди в различных человеческих образах во время Его жизни, а также и после вознесения на небо, напр., ап. Павел, до обращения в христианство ( 1Кор. 15:8 : Деян. 9:3–4 ), первомуч. Стефан во время своей мученической кончины ( Деян. 7:55–56 ) и др. Духа Св. видели народ и апостолы, когда Он «нисшел в телесном виде, как голубь» ( Лк. 3:22 ), на Иисуса Христа, исходящего из воды, и на самих апостолов в виде огненных языков ( Деян. 2:1–4, 33 ). Во многих видах являлся Господь и Его святые в откровение ап. Иоанну Богослову ( Откр. 4:2–4; 5:6–8; 7:11,17 и др.). Таким образом, несомненно, что Бога люди видели, а потому могут и изображать Его на иконах. 635 В заключение нельзя не заметить, что если бы почитание св. икон было противно воле Божией, то Господь не стал бы совершать через них знамения и чудеса, сказаниями о которых полны летописи нашей православной Церкви. Некоторые иконы Спасителя, Божией Матери, свят. Николая и многих других угодников Божиих, по обилию совершившихся от них чудес, издревле известны под именем чудотворных и, находясь в разных местах православной Церкви, доселе не перестают источать чудодейственную силу. Чудеса от этих икон весьма многообразны, но более всего через них совершалось и совершается исцелений от тяжких, неизлечимых 6олезней.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Как мог рыбарь или делатель палаток произвести такую перемену во вселенной, если бы глаголы Его не устранили всех препят­ствий? Волшебников и тиранов, ораторов и философов, и всех противившихся апостолы рассеивали, как прах, и разго­няли, как дым, и таким образом, распространяли свет истины, не оружием, не богатством, но простым словом; или лучше, слово их было не простое, а сильнее всякого дела. Когда они призывали имя Распятого, — смерть удалялась, бесы убе­гали, болезни исцелялись, телесные повреждения исправлялись, зло истреблялось, опасности исчезали, стихии изменялись.    Поэтому, когда скажут нам: почему же Он не помог самому себе на кресте? — то мы ответим: это еще более удиви­тельно. В самом деле, не одно и тоже — сойти со креста, или, будучи распятым, именем Своим воскресить столько умер­ших. А что Он остался тогда на кресте добровольно, это дока­зали последствия. Если Он избавлял других от постигав­шей их смерти, то тем более мог избавить себя самого прежде, нежели они постигла Его; если Он даровал жизнь другим, то тем более мог даровать самому себе, что и сделал через три дня, воскресши с великою силою. Это доказали последствия. Если имя Его над чужими телами оказывало такую силу, что, будучи произносимо, отгоняло смерть, то никто не может сомневаться, что и над собственным телом Он мог показать великую силу и покорить смерть. «Он покорил нам народы и племена под ноги наши». Посмотри на мудрость пророка, как он выражает все точно. О чем впоследствии говорили апостолы: «что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?» (Деян.3:12), о том же гораздо прежде говорит и пророк. Слово: «под ноги» означает покоренное, или лучше, великую покорность. Если хочешь знать, сколь велика эта покорность, послушай: «все, которые владели землями или домами, говорит Писание, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов» (Деян.4:34-35). Иные вместе с имуществом отдавали и душу свою. «Голову свою, гово­рит Павел, полагали за мою душу» (Рим.16:4), и о других гово­рит: «если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» (Гал.4:15); и в послании к Коринфянам говорит: «то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле» (2Кор.7:11). Так они почитали и боялись апостолов! Так же Лука пишет: «из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их» (Деян.5:13). И еще Павел говорит: «чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?» (1Кор.4:21)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Наученные Господом Иисусом Христом и утвержденные Святым Духом в этом познании и вере в единого истинного Бога, святые апостолы пламенно проповедуют и распространяют эту веру. Озаряя светом Божественной истины внутреннюю сущность язычества, они раскрывают и доказывают, что язычество — плод поврежденного грехом человеческого ума, а также безумных и порочных человеческих мыслей (см. Рим.1:21—23, 28). «Много ложных богов и много ложных господ», выдуманных людьми, но мы знаем, утверждают апостолы, «что они суть ничто в мире» (οδν ν σμ) «и что нет другого Бога, кроме Единого (οδες Θες τερος ε μ ες)... но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1Кор.8:4—6). И кротких Христовых овец, святых апостолов, ничто так не тревожит и не гневит, кроме как то, если их проповедь об одном-единственном и истинном Боге понимают в языческом смысле (см. Деян.14:7—15). Исполненные Божественной истиной о единстве и единственности Бога Живого и Истинного, они возмущаются от одного взора на идолов (см. Деян.17:16) и бесстрашно провозглашают, что они суть не боги, а дела рук человеческих (см. Деян.19:26). Насыщаясь вечными истинами Господа Иисуса Христа и рассматривая всех людей с Богочеловеческих высот Спасителя, они немолчно проповедуют, что есть один единый и истинный Бог, Бог не только евреев, но и всех других народов: «Един Бог и Отец всех, Иже над всеми и чрез всех и во всех» (Еф.4:6; ср.: 1Тим.2:5; Гал.3:20). И как обрезанные, так и необрезанные оправдываются верой в единого истинного Бога (см. Рим.3:29—30, 4:11—12). А Господь Иисус Христос — и есть «Истинный Бог и Жизнь вечная» (ср. 1Ин.5:20).    Как и Священное Писание, Священное Предание изобилует живой и животворящей истиной о единстве и единственности истинного Бога и Господа. Очи Церкви, святые отцы, пристально наблюдают и непрестанно исповедуют эту Божественную истину Святого Откровения. Для них она и физически, и метафизически, и логически, и по сердечной вере — единственно возможная.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В этом же смысле Церковь называется также православной, или правоверующей. В истинной Церкви должно быть все существенное, чем владела Церковь при апостолах: так, непрерывное преемство богоучрежденной иерархии должно восходить в ней к апостолам; в учении, священнодействиях и основах церковного устройства она должна быть верна апостольскому Преданию. Такое преемство и такую верность апостольскому Преданию имеет православная Восточная Церковь. Она осталась верной апостольскому Преданию в учении, молитве и управлении. Поэтому даже враги не могут упрекнуть ее в каких-либо новшествах или отступлениях догматических, литургических и канонических, и она с полным правом носит наименование православной, т. е. право или правильно, неизменно сохраняющей учение и те начала, какие были даны ей ее Основателем и апостолами. В апостольских посланиях много говорится о необходимости держаться учения апостолов. Например: «...братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» ( 2Фес.2:15 ), или «держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня...» ( 2Тим.1:13 ). Неоднократно отмечается в посланиях, что следует удаляться от учителей, учение которых не утверждается на проповеди апостолов: «О Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» ( 1Тим.6:20 ); «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» ( Тит.3:10 ). Эти слова ап. Павла фактически представляют собой практическое применение нормы, установленной Самим Господом: «...а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал.1:8 ). Но необходимо не только отвращаться от лжеучителей, но и полемизировать с ними с позиций апостольского учения: «...есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста...» ( Тит.1:10–11 ). Литература. Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 218–219, 225–235; Давыденков О., прот. Катихизис. С. 190–191, 197–201; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православнодогматического богословия. С. 233–239; Малиновский Н. , прот. Очерк православного догматического богословия. С. 55–70. Вопрос 51. Понятие о таинствах Церкви, число таинств. Происхождение учения о седмеричном числе таинств. Таинство Крещения: Божественное установление, видимая и невидимая стороны таинства, его необходимость (Мф.28:18–20; Мк.16:16; Ин.3:5; Деян.2:38, 8:36,38; Гал.3:26–28; 1Кор.12:13). Крещение младенцев (Мф.19:14; Деян.16:14–15, 30–39; 1Кор.1:16). Неповторяемость Крещения (Рим.6:3–4; Еф.4:5) Ответ. Таинство есть священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать или спасительная сила Божия. Таинств семь: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010